Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАКРЫТИЯ ЗАТРАТНЫХ СЧЕТОВ НА БАЗЕ ПРОГРАММЫ 1С: "ПРЕДПРИЯТИЕ". 8.3'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАКРЫТИЯ ЗАТРАТНЫХ СЧЕТОВ НА БАЗЕ ПРОГРАММЫ 1С: "ПРЕДПРИЯТИЕ". 8.3 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТНОГО ПРОЦЕССА / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ОПЕРАТИВНОСТЬ УЧЕТА / СЕБЕСТОИМОСТЬ / ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / AUTOMATION OF ACCOUNTING PROCESS / ACCOUNTING / EFFICIENCY OF ACCOUNTING / COST / FINANCIAL RESULT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эдилсултанова Л.А., Махмудова Т.Х.

Автоматизация бухгалтерского учета на предприятии позволит работникам управленческого труда и специалистам осуществлять полный личный контроль за формированием и обработкой информации и приспосабливать средства автоматизации к своим потребностям, что позволит повысить эффективность управления в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PECULIARITIES OF CLOSING COST ACCOUNTS ON THE BASIS OF 1C PROGRAM: "ENTERPRISE". 8.3

Automation of accounting at the enterprise will allow employees of administrative work and specialists to exercise full personal control over the formation and processing of information and adapt automation tools to their needs, which will improve the efficiency of management as a whole.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАКРЫТИЯ ЗАТРАТНЫХ СЧЕТОВ НА БАЗЕ ПРОГРАММЫ 1С: "ПРЕДПРИЯТИЕ". 8.3»

УДК 65.657.657.1

Эдилсултанова Л. А. старший преподаватель кафедра «Бухучет, АХД и аудит» Махмудова Т.Х., магистр кафедра «Экономика предприятий» Институт экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

Россия, г. Грозный НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАКРЫТИЯ ЗАТРАТНЫХ СЧЕТОВ НА БАЗЕ ПРОГРАММЫ 1С: «ПРЕДПРИЯТИЕ». 8.3

Аннотация. Автоматизация бухгалтерского учета на предприятии позволит работникам управленческого труда и специалистам осуществлять полный личный контроль за формированием и обработкой информации и приспосабливать средства автоматизации к своим потребностям, что позволит повысить эффективность управления в целом.

Ключевые слова: Автоматизация учетного процесса, бухгалтерский учет, оперативность учета, себестоимость, финансовый результат.

Edilsultanova L.A.

Senior Lecturer Department "Accounting, AHD and Audit" Institute of Economics and Finance FSBEIof HE "Chechen State University"

(Russia), Grozny Makhmudova T.Kh.

Master of the Department "Economics of Enterprises "

Institute of Economics and Finance FSBEI of HE "Chechen State University"

(Russia), Grozny

SOME PECULIARITIES OF CLOSING COST ACCOUNTS ON THE BASIS OF 1С PROGRAM: "ENTERPRISE". 8.3

Annotation. Automation of accounting at the enterprise will allow employees of administrative work and specialists to exercise full personal control over the formation and processing of information and adapt automation tools to their needs, which will improve the efficiency of management as a whole.

Keywords: automation of accounting process, accounting, efficiency of accounting, cost, financial result.

Совершенствование системы управления экономикой, процессы компьютеризации и развития бухгалтерского учета в современных условиях хозяйствования обусловливают необходимость перехода на новые информационные технологии, внедрения безбумажной технологии

обработки учетной и экономической информации, интеграции бухгалтерского учета с другими функциями управления [1].

Расширение круга решаемых задач и увеличение объема обрабатываемой информации заставляют уделять все большее внимание вопросам автоматизации. Полная и комплексная автоматизация бухгалтерского учета на основе программы 1С: «Предприятие» позволяет путем методологического, информационного и организационного единства решать задачи не только бухгалтерии, но и других подразделений предприятия и активно воздействовать на основе результативной информации на процесс управления хозяйственной деятельностью предприятия, что особенно важно в сфере бухгалтерской и банковской деятельности, так как позволяет организовать раздельный учет на нескольких компьютерах с последующим слиянием данных для подведения итогов. Этим обеспечивается также получение оперативных данных о состоянии объектов учета по местам возникновения и центрам ответственности, достоверность деловой информации.

Автоматизация бухгалтерского учета создает работникам управленческого труда и специалистам возможности осуществлять полный личный контроль за формированием и обработкой информации и приспосабливать средства автоматизации к своим потребностям, что способствует росту эффективности управления в целом. -Повышения экономичности бухгалтерского учета. [3]. В условиях интенсивности потока учетной и иной информации и необходимости ее оперативной обработки и систематизации, предприятие может сильно пострадать всего лишь из-за несвоевременной обработки и систематизации хозяйственных операций в бухгалтерском учете.

Ведение бухгалтерского учета традиционным методом сопровождается рядом простейших арифметических ошибок. Чем же может помочь бухгалтеру надлежаще организованная система ведения бухгалтерского учета на основе программы 1С: Предприятие? Несомненно, компьютерная программа не заменит компетентного бухгалтера, но позволит сэкономить время и силы за счет автоматизации хозяйственных операций, выявляя арифметические ошибки в учете и отчетности, оценивая текущее финансовое положение предприятия и его перспективы.

Руководитель предприятия в новых условиях хозяйствования сталкивается с рядом проблем, вызванных неопределенностью и риском, что вызывает необходимость обеспечения надлежащего контроля за состоянием финансово-хозяйственной деятельности. В этих условиях для принятия эффективных управленческих решений в области бухгалтерского учета и отчетности предприятию требуется целесообразная система информационного обеспечения, объективно отражающая сложившуюся экономическую ситуацию. Хорошее информационное обеспечение это не только залог успеха и гарантий эффективного управления производством, но и порой выступает как средство выживания в условиях жесткой

конкуренции. Ведущая роль в анализе информационной поддержки принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отражаются экономические явления, процессы и их результаты [3].

Своевременный и полный анализ данных, доступных в отчетах (первичных и сводных), направлены на достижение выполнения планов, повышение эффективности управления. Актуальность рассматриваемой проблемы заключается в том, что: во - первых, размер получаемой прибыли, как основного источника устойчивого развития предприятия, во многом зависит от величины себестоимости; во - вторых, формирование себестоимости продукции, работ и услуг зависит от правильного, научно -обоснованного и оперативного учета затрат; в - третьих, оперативность учета затрат по местам возникновения и центрам ответственности зависит от степени автоматизации учета.

Бухгалтерский учет операций на 1С: «Предприятие» имеет свои особенности, заключающиеся в том, что бухгалтер вводит документы по тем или иным разделам учета в программу, а все операции, связанные с арифметическими действиями, разноской операций по счетам, регистрам, вплоть до формирования отчетных данных происходит автоматически. При этом необходимо учесть, что правильность выполнения этих действий зависит от многих факторов - во - первых от квалификации бухгалтера, практического опыта работы, знания документации и его оформления, владения компьютером, умения правильно вводить справочные данные, применяемых видов оценки средств и МПЗ, правильного указания корреспондирующих счетов и умения вводить необходимые операции вручную, скажем, на передачу готовой продукции на склад программа составляет проводку Дт счета 43 и Кт счета 40 автоматически, на основе введения накладной на передачу готовой продукции на склад.

Если эту операцию оставить в таком виде, то на главном калькуляционном счете 20 по кредиту не отражается выход продукции.

Следовательно, бухгалтер должен обратить на это внимание и дополнительно сформировать проводку Дт счета 40 «Выпуск продукции» и Кт счета 20 «Основное производство». Кнопкой «Закрытие месяца» в закладке «Регламентные», проблема закрытия счетов 23, 25, 26 и 20 в соответствии с "Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельском хозяйстве" (утв. Минсельхозпродом РФ 04.07.1996 N П-4-24/2068) и др. не решается, в особенности, если речь идет о необходимости ведения учета затрат по местам их возникновения, центрам ответственности и т. д.

В данной статье рассматриваются некоторые вопросы решения этих задач. Точное определение и учет отдельных элементов в совокупности затрат на производство продукции (работ, услуг) и величины прибыли в целях налогообложения связано с рядом факторов, в числе которых важное место отводится специфическим особенностям отраслей и видов деятельности, что вызывает необходимость соблюдения определенных

принципов учета затрат:

- определение объема производства продукции по видам и согласование их с плановыми и нормативными показателями, одновременно осуществляя корректировку затрат для целей налогообложения;

- расчет всех видов основных затрат на производство;

- исчисление комплексных статей затрат с учетом документально подтвержденного расчета расходов;

- обеспечение сопоставимости данных о фактических затратах на производство продукции (работ, услуг) с показателями плана на основе правильного отнесения производственных расходов на соответствующую статью;

- достижение экономии затрат за счет надлежащей организации бухгалтерского учета.

В зависимости от времени формирования себестоимости она подразделяется на плановую и фактическую.

Плановую себестоимость рассчитывают перед началом планируемого года на основе прогрессивных норм расхода материальных и энергетических ресурсов, затрат живого труда на производство единицы готовой продукции, цен на сырье, материалы, топливо, электроэнергию, действующих на момент составления плана.

Плановая себестоимость показывает, какую сумму денежных средств предприятие должно израсходовать для производства и реализации продукции в планируемом году.

Плановые показатели себестоимости продукции можно формировать в программе 1С: Предприятие, используя как основание для ввода утвержденные расчеты расхода по тем или иным элементам и статьям расхода и вводя их в основном вручную.

После завершения отчетного периода (месяц, квартал, год) на основе данных бухгалтерского учета определяют фактическую себестоимость, которая показывает величину затрат на производство и реализацию продукции. Расчет плановых и фактических затрат основан на одной и той же методологии и на тех же калькуляционных статьях, что позволяет сравнивать и анализировать производственно - хозяйственную деятельность предприятия.

В связи с тем, что все затраты предприятия на изготовление продукции формируются определенной последовательности и в различных его звеньях, различают себестоимость продукции: - цеховую, - которая включает все затраты (прямые и косвенные) данного цеха предприятия, которые распределяются по видам продукции пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих и расходов на содержание и эксплуатацию оборудования.

Цеховая себестоимость на 1С: «Предприятие» будет формироваться путем введения в качестве подразделений в меню «Справочники» наименование или номера цехов, участков бригад. С накладных

выписываемых на подразделения будет формироваться информация о расходе МПЗ.

Вводом накопленной заработной платы с нарядов по цеху, участку и т. д. и распределенной внутри цеха между видами выпускаемой продукции формируется информация о сумме начисленной заработной платы по цеху и калькуляционным объектам автоматически.

Для включения в себестоимость цеха, участка и т. д., а внутри них по объектам калькуляции ЕСН необходимо составить расчет (на 1С: «Предприятие» версия 8.3 расчет формируется автоматически).

Начисление амортизации на 1С: «Предприятие» по основным средствам имеет свои особенности. Вначале начисляется амортизация общая самой программой: Меню «Регламентные», закладка «Начисление амортизации ОС и НМА, списание спецодежды и спецоснастки». Затем в меню «Отчеты» по закладке «Журнал - ордер» по счету № 20 устанавливают общую сумму амортизации по данному счету и на эту сумму в меню «Документы», закладка «ввести операцию вручную» составляют проводку Дт сч. 20 и Кт сч. 02. последним числом месяца. Эту проводку дважды сторнируют через меню «Документы», закладку «Сторно».

Составив расчет распределения суммы амортизации между объектами калькуляции в установленном порядке составляют проводку Дт счета 20 Кт счета 02 по с указанием субконто (виды продукции, работ, услуг) и сумм. Операцию проводят в конце месяца (Меню «Документы», закладка «Ввести операцию вручную»). - производственную себестоимость, которая представляет собой всю сумму денежных затрат на изготовление продукции в пределах всего предприятия.

Услуги вспомогательных производств списываются на счета потребителей расчетным путем на 1С: «Предприятие» через меню «Документы» - закладка «ввести операцию вручную» - Дт счетов 20, 23, 25, 26, 08, 97 и Кт счета 23 Субконто (соответствующий вид вспомогательных производств).

Между видами продукции суммы распределятся исходя из учтенных т/км, кВт /часов, декалитров воды и т.д.

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются не «закрытием месяца» а составлением расчета в обычном порядке и распределением их между объектами калькуляции (при необходимости и между цехами, участками) в меню «Документы», закладкой «ввод операций вручную.

Операция выполняется в конце учетного периода. - полную себестоимость, включающую в себя все затраты (прямые и косвенные), связанные с изготовлением и реализацией продукции в пределах всего предприятия. Она отражает себестоимость изготовления продукции, выполнения работ и услуг, а также расходы по сбыту их и используется для оценки конечного результата деятельности предприятия.

Важным условием организации бухгалтерского учета

производственных затрат является определение номенклатуры синтетических и аналитических счетов производства и объектов калькуляции. При этом в крупных и средних предприятиях учет затрат на выработку продукции, выполнение работ и услуг ведется на счете 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательное производство", а также на собирательно-распорядительных счетах: 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 28 "Потери от брака", 97 "Расходы будущих периодов".

По дебету указанных счетов отражаются расходы, а по кредиту -списание их. Как правило, по окончании учетного периода (месяца), все затраты, отраженные на собирательно-распределительных счетах (25,26,28,97) списывают на счета основного и вспомогательного производств. Затем с кредита счетов 20 "Основное производство" и 23 "Вспомогательное производство" списывают фактическую себестоимость выпущенной продукции (работ, услуг). Остаток на этих счетах характеризует величину затрат на незавершенное производство.

В малых предприятиях учет затрат на производство продукции (работ и услуг) ведут на счете 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы", 97 "Расходы будущих периодов" или только на счете 20.

На 1С: «Предприятие» счет № 20 закрывается в конце учетного периода.

Для этого в меню «Отчеты» в закладке «Журнал - ордер по субконто» устанавливают затраты текущего периода (незавершенное производство прошлого периода плюс текущие расходы по Дт счета 20 соответствующего субконто и минус сумма незавершенного производства переходящего на следующий период). Затем определяется калькуляционная разница на соответствующем субконто счета № 20. Сумма распределяется между реализованной продукцией и ее остатком. На установленные суммы составляют проводку Дт 90 и 43, Кт 20. Эту проводку проводят в закладке «Ввод операций вручную». Если плановая себестоимость ниже фактической, то сумма корректировки добавится автоматически на приведенных счетах.

Если же плановая себестоимость продукции (работ, услуг) превышает фактическую, то сначала на разницу составляется вышеприведенная проводка и затем эта операция дважды сторнируется в меню «Документы» -закладке «Сторно».

Счет 20 закроется и каждому субконто (аналитическому счету) будет соответствовать остаток, равный сумме незавершенного производства согласно инвентаризации. Проведение этих операций через «закрытие месяца» закладки «регламентные» или другим вариантом искажает всю информацию по закрытию затратных счетов, неправильно формирует конечный результат, не дает баланс.

Выполнение операций по закрытию затратных счетов закладкой «Закрытие месяца» на наш взгляд менее обосновано, чем закрытие их

вручную, так как и в других формах учета основанием для таких расчетов в бухгалтерии является документ бухгалтерского оформления «Справка расчет бухгалтерии с соответствующим названием». На формирование баланса оказывают влияние и другие факторы учетных процедур на 1С: «Предприятие» версии 8,3 (закрытие счетов 14,16, 91, 99 и др.).

Несколько по-иному решаются указанные проблемы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции при применении программы 1С: Предприятие. 8.3 [4]. Умелое управление системой позволит формировать отчетность, разработать собственные алгоритмы формирования учетных регистров и т. д., наладить систему для автоматизации учета в сфере производства, заготовок, хранения, сбыта продукции. Система 1С: «Предприятие» требует адаптации к особенностям учета на конкретном предприятии.

Кроме того, важно настроить в соответствии со спецификой деятельности предприятия все основные элементы программной среды, обеспечить генерирование и редактирование документов с любой структурой, изменение их печатных форм, формирование журналов для учета совершаемых хозяйственных операций и их произвольного распределения по журналам, создание регистров для полноты учета движения ценностей, задание любых алгоритмов обработки информации и т. д. Реализация указанных мер позволит предприятию добиться:

-Упорядочения бухучета. Если при бумажной бухгалтерии для получения какой-либо информации, например, специфической выборки оборотов по субсчету счета № 62, требовалось несколько часов работы, то на компьютере обеспечивается оперативная выборка и распечатка.

-Увеличения количества информации, получаемой из бухучета.

При ручном ведении бухгалтерского учета можно было увидеть аналитику по 41 счету только в каком-нибудь одном разрезе, сейчас, на компьютере - в нескольких.

-Снижения числа бухгалтерских ошибок, наличие которых может вызвать неточности в учете и отчетности, что может повлечь за собой наличие штрафов и пеней за сокрытие налогооблагаемых величин.

-Повышения оперативности бухучета. Если раньше, при ручном учете, бухгалтер не справлялся с основной документацией и делал проводки с задержкой, а ежеквартальный и годовой отчет сдавался в последний момент, программа обеспечивает оперативность учета.

-Повышения экономичности бухгалтерского учета.

-Учета факторов, зависящих от специфики конкретного предприятия. Сегодня наблюдается такая картина, когда бухгалтерия и в условиях автоматизации учетного процесса на базе программы 1С: Предприятие, как и раньше перегружена текущей работой, иногда работы становится еще больше.

И все же внедрение программного обеспечения учетного процесса на базе программы 1С: «Предприятие» обеспечивает оперативность всего

учетного процесса.

В условиях рыночных отношений, когда результаты работы одних субъектов рынка зависят от четкости и слаженности работы других субъектов, проблема внедрения программного обеспечения управленческой деятельности становится определяющей [5].

Использованные источники:

1. Астахов В. П. Бухгалтерский (финансовый) учет: учеб. пособие. - 6-е изд., перераб. и доп. - Ростов н / Д: ИКЦ «МарТ», 2009.

2. Богатая И. Н. Бухгалтерский учет/И. Н. Богатая, Н. Н. Хахонова. - 4 - е изд., перераб. и доп.. - Ростов н/д: Феникс, 2007.

3. Гартвич, Андрей 1С бухгалтерия 8.3 с нуля. 101 урок для начинающих / Андрей Гартвич. - Москва: ИЛ, 2015. - 464 с.

4. Каверина О. Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. -М.: Финансы и статистика, 2008.

5. Селищев, Н. В. 1С:Бухгалтерия 8.3 для бухгалтера / Н.В. Селищев. - М.: Питер, 2014. - 571 с.

УДК 65.657.657.1

Эдилсултанова Л. А. старший преподаватель кафедра «Бухучет, АХД и аудит» Институт экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

Махмудов Р.М. преподаватель

ЧОУ ДПО «Грозненская школа бухгалтеров»

Россия, г. Грозный УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ И ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы понятия и экономического содержания уставного капитала предприятия, вопросы теории и практики его формирования и движения. Кроме того, рассмотрен вопрос учета движения капитала в современных условиях, сделана попытка изменения некоторых проводок по его учету формирования и использования в соответствии с его содержанием в современных условиях.

Ключевые слова: собственность предприятия, уставный капитал, учет, доля уставного капитала, капитал и резервы, движение основных средств и НМА, корреспонденция счетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.