Научная статья на тему 'Некоторые особенности современной архитектуры'

Некоторые особенности современной архитектуры Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
829
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности современной архитектуры»

Некоторые особенности современной архитектуры

Г.Н.Черкасов, МАРХИ (государственная академия), Москва

Some Features of Contemporary Architecture

G.N.Cherkasov, Moscow Architectural Institute (MArchI), Moscow

Реновация объектов индустриального наследия и бывшей индустриальной застройки как фактор появления новых архитектурных идей и новых векторов социокультурного развития города1

В Европе интенсивное развитие промышленности происходит примерно в период с 1830-х до 1980-х годов. В России и СССР этот процесс развивается с 1860-х и до примерно 1985 года. На окраинах городов появляются массивы индустриальной застройки, зданий и сооружений заводов и фабрик, в которых работают до 50% трудоспособного населения. Промышленность определяет образ жизни населения и каждого отдельного индивида, она является основным источником формирования внутреннего валового продукта и благополучия населения.

Между тем в консервативном общественном сознании и культурном пространстве, внутри которого существует и архитектура, эстетические, архитектурные, культурологические характеристики индустриальной застройки в течение длительного времени негласно считались не заслуживающими внимания. В СССР изменение отношения к этой проблеме наметилось в начале 1980-х годов.

1 Продолжение. Начало - см. № 2 за 2017 год.

За последние несколько десятилетий процесс реконструкции и реновации индустриальных объектов развивается как в количественном, так и в качественном отношениях. Развитие происходит от реновации единичных объектов и распространяется на реновацию групп объектов, зданий и сооружений, расположенных на одной территории, вплоть до реновации промышленных районов или промышленно-селитебных районов; реновации объектов, объединённых по какому либо признаку, например, принадлежащих к определённой отрасли, авторству известного архитектора или инженера (например, Р. Клейна, В. Шухова, А.В. Кузнецова и др.).

Процесс идёт в меняющемся культурном пространстве, которое влияет на формирование возможностей архитектуры в данной сфере (реконструкции и реновации):

- на возможные пути использования объектов, включая новые функции, которые раньше казались немыслимыми;

- на формообразование, например, на приёмы соотнесения старых и новых элементов застройки;

- на пути взаимодействия исторической застройки с традиционной городской средой.

На то, какой результат мы хотим получить, влияет характер отношений к тем или иным периодам истории, в том числе к периоду индустриализации и связанных с ней общественных отношений [1].

В 2000 году в реконстрованном здании Лондонской тепловой электростанции открывается музей современного

Рис. 1. Дипломный проект «Реконструкция и реновация бывшего московского газового завода (завода "Арма")». Автор - Д. Антюшин. Руководители проекта Г. Черкасов, Д. Чайко. МАРХИ. 2007 год

искусства «Тейт Модерн» (архитекторы Герцог и де Мерон). Громадный большепролётный, 35-метровой высоты турбинный зал был оставлен практически в своём естественном состоянии и предстал как экспонат современного искусства. Это был прорыв сознания. Зал для турбин, вырабатывающих электроэнергию, - объект искусства. Это было явлением,

Рис. 2. Станция метро «Курская». 2016 год. Фото автора2

Рис. 3. Завод «Арма». Реконструкция и реновация бывшего московского газового завода. 2016 год. Фото автора

которое нашло понимание и одобрение в интеллектуальной среде, хотя и само по себе было отражением подобных общественных представлений. Всего через двенадцать лет на одной из своих лекций автор статьи говорил, что в данный момент (то есть в 2012 году) уже можно применить и более смелое решение, оставить в турбинном зале и мостовой кран, и несколько турбин. В наше время общественные представления меняются быстрее, чем это было ранее.

В 2007 году в дипломном проекте реконструкции газового завода в Москве (автор Д. Антюшин, руководители: Г. Черкасов, Д. Чайко) на основе четырёх краснокирпичных газгольдеров запроектирован театр: ряды кресел, расположенных амфитеатром, обращены к сцене, а сцену представляют объёмы газгольдеров [2], выступающие как «актёры» в этом архитектурном спектакле. И зал, и газгольдеры перекрыты единой конструкционной плитой (рис. 1), закрепляющей единство замысла. Эстетический и культурный уровень представлений московских заказчиков, строителей и представителей администрации не позволил бы тогда реализовать данную идею. Но реконструкция бывшего газового завода состоялась.

Основная группа фабрично-заводских краснокирпичных зданий и сооружений была сохранена, реконструирована, адаптирована для современного использования. Уже в конце 2015 года данный торгово-офисный комплекс состоялся под названием «Завод Арма» (по последнему названию бывшего газового завода). Основу застройки составляют бывшие промышленные здания, некоторые из них модернизированы или надстроены с применением новых строительных элементов. В застройку включены и новые современные постройки, которые по архитектуре, в том числе материалу и цвету, сознательно играют подчинённую роль по отношению к уже существующим объектам. Весь комплекс выглядит достаточно органично. Его своеобразие в художественном и типологическом аспектах становится особенно очевидным при выходе из тоннеля под железнодорожными путями Курского вокзала. Сюда из станции метро «Курская» (всего в одной остановке по линии метрополитена от Красной площади) выходит масса людей в направлении улицы Казакова, театра Гоголя и ряда университетов, и здесь при выходе из мрачного туннеля перед ними предстаёт панорама «Завода Арма». При этом надо иметь в виду, что интерьеры станции «Курская» -очень хороший образец богатого послевоенного (примерно 1951 года) сталинского ампира (архитекторы Г. Захаров и 3. Чернышева, получившие за этот объект Сталинскую премию по архитектуре).

И вот перед зрителем после торжества классики, мрамора различных цветов, красиво нарисованных капителей и канне-люрованных колонн предстаёт эстетика XXI века, основанная в данном случае и на преставлениях эпохи индустриализации конца XIX столетия, и всё в целом создаёт многослойную картину современного города.

2 Здесь и далее - фото автора публикуются впервые

В европейских странах индустриальные районы становятся не только территориальным ресурсом развития города, но и содержательным в контексте обогащения застройки и жизни города, развития эстетических и культурных представлений, изменения парадигмы консервативного развития [1].

Центры ряда европейских городов постепенно смещаются в бывшие промышленные районы. По наблюдениям автора, это происходит в Гамбурге - смещение в Шпайхер-штадт (амбарный город), в Генуе, где вектор перемещения направлен в сторону портового района, реконструированного Р. Пиано к 500-летию открытия генуэзцем Колумбом Америки, и в Марселе [3]. В Марселе элеватор, построенный в 1922 году и реконструированный в 2011-м под концертный зал - оперный театр под названием «SILO», представлен на сайте города как культурное пространство Марселя (архитектор Р. Карта). Характер индустриальной стилистики, как в интерьере, так и в экстерьере оставлен без изменения и даже акцентируется. Оперный театр, почти сакральная институция европейского города, неизменный атрибут его главной площади - в здании зернохранилища, - настоящая революция в развитии общественных представлений (рис. 4).

Трансформация облика здания

Трансформация облика здания - переформатирование привычного облика и образа объекта, здания или сооружения на иной, не ассоциирующийся с уже привычным и устоявшимся образом, свойственным данному типу объектов и зачастую с его назначением. Можно рассмотреть эту проблему на примере мусоросжигательных заводов.

Как только в Москве намечается строительство мусоросжигательного завода (МСЗ), жители близлежащего района тут же начинают сбор подписей против его строительства или за перенос в более отдалённое место.

В мировой практике сжигание признано основным способом утилизации отходов. В РФ сжигается 2% твёрдых бытовых отходов, в Бельгии - 50%, в Дании - 80% [1], в Германии - 100% [4].

По всей видимости, визуальный образ мусоросжигательного завода имеет определённое значение для возможности его строительства в том или ином месте.

В Дании в 2008 году был проведён архитектурный конкурс на проект мусоросжигательного завода. Факт проведения конкурса на подобный объект говорит не только о внимании к проблеме утилизации отходов как социальной проблеме, но также о стремлении получить в результате качественно новые архитектурные решения (рис. 6, 7).

Э. ван Эгераат, победитель конкурса, уловил эти ожидания общества и новые тенденции, которые уже проявились в Европе в последние годы, и создал проект, отличный от построенных ранее, где построение фасадов происходило при соблюдении определённых тектонических закономерностей. Эгераат взял за основу привычную типологию МСЗ, где

в разрезе видно высокую трубу и ниже по высоте - основные технологические помещения, в том числе печное и бункерное отделения. Затем он почти произвольно соединил объёмы

б)

Рис. 4. Концертный зал «Сило» («SILO») - бывший марсель-ский элеватор: а) внешний вид. 2016 год. Фото автора; б) интерьер концертного зала

Рис. 5. «Марсельские доки» - грандиозное здание бывших складов, реконструированное под многофункциональный центр. Находится напротив концертного зала «SILO» и вместе с ним образует ядро нового городского центра. Марсель. 2016 год. Фото автора

Рис. 6. Мусоросжигательный завод в Роскилде: план, разрез. Дания

а) б)

Рис. 7. Мусоросжигательный завод в Роскилде: а) схема

решения фасадов; б) общий вид

Рис. 8. Мусоросжигательный завод в Вене. Схема технологии

этих отделений диагональными пластинами, то есть создал форму, внутри которой находятся пустоты, не имеющие функционального назначения, и которая в результате никак не ассоциируется с промышленными зданиями вообще - ни с мусоросжигательным заводом, ни с каким-либо другим.

Появилась новая оболочка здания - второй фасад, закрывший и выхлопную трубу и разновысокие объёмы, которые ранее, без второго фасада, можно было отождествлять как промышленный объект. Получившаяся скульптурообразная форма никак не похожа ни на МСЗ, ни на что-либо иное. Гипотетическая визуальная опасность для жителей отпала. Более того, эта форма стала интригующей, вызывающей неподдельный интерес. Интригу придаёт не только фасад здания, но и свет, проникающий через круглые отверстия второго фасада. Использовано несколько источников освещения, расположенных между первым и вторым фасадами и выполняющих заданную программу цветодинамичного освещения.

Эгераат так изложил эту идею: «Ночью перфорированный и подсвеченный фасад превращает завод в ... сияющий маяк, символически изображающий процесс производства энергии (в процессе сжигания отходов завод вырабатывает электроэнергию - Г.Ч.).Несколько раз в час искра света медленно превращается в горящее пламя, освещающее все здание [5].

Завод поставлен в городе Роскилде, в части города, противоположной той, где возвышается собор, построенный тысячу лет назад. В результате в городе образовались два вертикальных акцента - краснокирпичные башни собора и не менее впечатляющая почти стометровая металлическая башня МСЗ - символы религии и индустрии. Завод изменил свой облик и вместе с тем приобрёл статус градостроительной доминанты. Можно полагать, автор (Эгераат) считал такую ситуацию весьма символичной: «Они (башни - Г.Ч.) с двух сторон будут защищать город и впечатлять путешественников» [5].

Подобная трансформация промышленного здания произошла в результате эволюции архитектуры МСЗ.

В 1992 году был введён в эксплуатацию необычный мусоросжигательный завод в Вене, в районе Шпиттелау. По инициативе бургомистра Вены, с целью изменить отношение общественности к подобного рода объектам, к разработке проекта был приглашён художник и интеллектуал Ф. Хун-дертвассер, имевший репутацию гения, бунтаря и борца за экологию. Технология сжигания обеспечивала выполнение жёстких требований в отношении производственных выбросов и охраны окружающей среды в целом (рис. 8).

Участие в проекте Хундертвассера вызывало доверие к объекту и предвещало появление новых идей и художественных находок (рис. 9). Хундертвассер создал образ сказочного замка с высокой башней (трубой) с тюрбаном наверху, с полукруглыми балкончиками, со стенами в виде художественных панно и прочими замысловатыми деталями. Позднее Хундертвассер участвовал в подобном же проекте

создания МСЗ в Осаке (Япония), принятом к эксплуатации уже после его смерти.

Можно полагать, что с этого времени начинаются поиски новых подходов к архитектуре МСЗ. Дальнейшее (после Хун-дертвассера) развитие структуры МСЗ можно наблюдать в проекте реконструкции мусоросжигательного завода в Копенгагене (архитектурная студия BIG). Авторы закрывают выхлопную трубу наклонной кровлей и получают аморфный силуэт и форму, ничем не напоминающие промышленный объект. Наклонная кровля используется как горнолыжная трасса, и каждый желающий может воспользоваться этой возможностью, внутри завода предусмотрено проведение экскурсий. В своих проектных изображениях авторы декларируют задачу интегрировать завод в контекст социальной жизни района и города (рис. 10).

Метаморфозы в отношении облика здания, одновременно или под влиянием индустриальной архитектуры, происходят и в архитектуре гражданских зданий. В качестве примера можно привести Дворец искусств, построенный в 2005 году в Городе искусств и наук в Валенсии, и павильон Италии на

международной выставке «ЭКСП0-2015» в Милане, где второй фасад здания, наложенный на первый, создаёт новый облик и новый образ здания (рис. 11).

а)

Рис. 9. Мусоросжигательный завод в Вене

б)

Рис. 10. Мусоросжигательный завод в Копенгагене

в)

Рис. 11. Павильон Италии на «ЭКСП0-2015»: а - внешний вид; б, в - фрагмент фасада со стороны внутреннего дворика. Фото автора 2015 года

Литература

1. Черкасов, Г.Н. Сохранение и реновация объектов индустриального наследия, эволюция представлений //Сб.тез. докладов научн. конф. МАРХИ «Наука, образование и экспер. проектирование».! 2. - М.:МАРХИ, 2016. - С. 253-254.

2. Чайко, Д.С. Интеграция исторических промышленных объектов в городскую среду / Д.С. Чайко // Архитектура и строительство России. - 2007. - № 12. - С. 2-7.

3. Черкасов, Г.Н. Смещение центра города в районы индустриального наследия: Генуя, Гамбург, Марсель / Г.Н. Черкасов // Сб.тезисов докладов Межд.научн.конф. МАРХИ «Наука, образование и экспериментальное проектирование», апрель 2017. В 2 т. Т. 2. - М.: МАРХИ, 2017. - С. 470-471.

4. Алексашина, В.В. Экология города. Мусоросжигательные заводы / В.В. Алексашина //Academia. Архитектура и строительство. - 2014. - № 4. - С. 77-86.

5. Incineration Line in RoskiLde / Erick van Egeraat // archdaiLy. - Режим доступа: www.archdaiLy.com/544175/ incineration-Line-in-roskiLde-erik-van-egeraat/ (дата обращения 05.10.2017).

Literatura

1. Cherkasov G.N. Sohranenie i renovatsiya ob"ektov industrial'nogo naslediya, evolyutsiya predstavlenij // Sb.tez. dokladov nauchn. konf. MARHI «Nauka, obrazovanie i eksper. proektirovanie». T. 2. - M.: MARHI, 2016. - S. 253-254.

2. Chajko D.S. Integratsiya istoricheskih promyshlennyh ob"ektov v gorodskuyu sredu / D.S. Chajko // Arhitektura i stroitel'stvo Rossii. - 2007. - № 12. - S. 2-7.

3. Cherkasov G.N. Smeshhenie tsentra goroda v rajony industrial'nogo naslediya: Genuya, Gamburg, Marsel' / G.N. Cherkasov // Sb.tezisov dokladov Mezhd.nauchn.konf. MARHI «Nauka, obrazovanie i eksperimental'noe proektirovanie», aprel' 2017. V 2 t T. 2. - M.: MARHI, 2017. - S. 470-471.

4. Aleksashina V.V. Ekologiya goroda. Musoroszhigatel'nye zavody / V.V. Aleksashina // Academia. Arhitektura i stroitel'stvo. - 2014. - № 4. - S. 77-86.

Черкасов Георгий Николаевич, 1934 г.р. (Москва). Доктор архитектуры, профессор. Профессор кафедры истории архитектуры и градостроительства МАРХИ. Сфера научных интересов: современная архитектура, сохранение и реновация памятников индустриального наследия, промышленная архитектура, социальные аспекты развития архитектуры. Автор более 150 научных публикаций. Тел.: +7 (926) 111-56-41.

Cherkasov George Nikolaevich, born in 1934. Moscow. Doctor of architecture, professor. Professor of the Department of history of architecture and urban planning of the Moscow Architectural Institute (MArchI). Scientific interests: modern architecture, preservation and renovation of monuments of industrial heritage, industrial architecture, social aspects of architectural development. Author of more than 150 scientific publications. Tel.: +7 (926) 111-56-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.