к нам поступает информация об одних и тех же брендах. Размещение рекламы для производителей товаров и услуг весьма затратное мероприятие, требующее значительного вложения капиталов. И хотя один рекламный контакт с потребителем может быть достаточно дешев, порог вхождения для размещения рекламы, например, на телевидении доступен не каждой производственной компании. Кроме того, порог вхождения существует и для того, чтобы товар мог попасть на полки супермаркета. А значит, не всем производителям он под силу. Получается, что достучаться до потребителя в состоянии лишь крупные корпорации и о свободе потребительского выбора не может быть и речи.
Однако развитие и совершенствование современных технологий способствует преодолению информационного барьера. Значительную роль здесь играет Интернет. Невысокий порог вхождения при размещении рекламы в Интернет, относительная простота создания сайтов и страничек в сети, наличие различных потребительских ко-мьюнити, форумов, блогов и т.д. делает это сред-
ство коммуникации весьма доступным и демократичным как для производителей товаров, так и их потребителей.
Таким образом, защита от манипулятивного воздействия требует создания хорошо скоординированной системы, объединяющей усилия государства, саморегулирующих профессиональных организаций, общества и самой личности.
Библиографический список
1. Шейнов В.П. Психология влияния: Скрытое управление, манипулирование и защита от них. -М., 2002.
2. Агапова И.Ю. Социально-психологическое воздействие рекламного сообщения на целевую аудиторию: Дис. ... канд. психолог, наук. - М., 1999.
3. БабюкМ.И. Социальная манипуляция: Философский анализ: Дис. канд. философ. наук. -М., 2004.
4. Федеральный закон РФ от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ. «О рекламе».
5. Федеральный закон РФ от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3. «О рекламе».
Д.Н. Заботин НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОСТИ В ИНТЕРНЕТЕ
Цель исследования — анализ распространенных в Интернете религиозных учений, рожденных или получивших свою вторую популярность с помощью информационных технологий.
Актуальность настоящего исследования обусловлена кардинальными переме-. нами в отношениях между различными религиозными направлениями, вызванными вхождением России в информационное общество. В течении тысячелетий важным средством воздействия на сознание были изустные предания, затем - книга, столетие назад появилось радио, потом и телевидение, при этом телеэкран многими стал восприниматься как единственное «окошко в объективную реальность» [5, с. 15]. Сегодня именно телевидение стало предельно массовой информационной технологией, где каждый, переключаясь с канала на канал, создает себе индивидуальные программы, однако «эти возможности индивидуализации еще выше в Интернете, где пользователи сидят за закрытой дверью, часто ночами, создавая свои миры, нередко болезненно оторванные от реальности» [5, с. 26].
В настоящей статье предпринимается попытка анализа существующих религиозных учений, рожденных в Интернете или получивших свою вторую популярность с помощью информационных технологий. Ситуация иногда кажется необратимой: «человек продолжает спасаться от страха смерти в развлечениях. Просто оно, развлечение, стало таким всемогущим, что заменило самого Бога» [3]. Именно с позиций верующих людей, понимающих значимость данной нам мирской жизни, возникает понимание того, что «будучи особой формой бытия, виртуальная реальность формирует новые потребности, гедонистические ориентации, фобии, роли и позы, игровые образы собственного Я. Возникает параллельная квазижизнь со своими критериями реальности.» [5, с. 12-13]. Д. Тобиас пишет, что «сегодня стало возможным побывать в другой жизни, избежав при этом всех неприятностей, которые несет с собой смерть.
254
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008
© Д.Н. Заботин, 2008
Таблица1
Интерес к национальным и мировым религиям
Название, ключевые слова Зарегистрировано организаций в Российской Федерации на 1 января 2004 года Количество запросов в месяц
Ислам 3537 48372
Христианство 17167 36306
Буддизм 192 27855
Иудаизм 267 7867
Языческие верования 11 6940
Даосизм 6 4611
Индуизм 1 4328
Шаманизм 14 2178
Зороастризм 1 1804
Итого 97015
Можно спрятаться от трудностей этой жизни и углубиться в другую, виртуальную, по мнению рекламы, более совершенную реальность. Это стало возможным благодаря сайту с предсказуемым названием Second Life (Вторая жизнь) или любому из множества других киберпространств» [2].
Виртуальная реальность, однако, не является всей реальностью. Машины слушаются руля в игре Grand Theft Auto, но игрок видит и слышит лишь игру Он не может, по крайней мере, пока, почувствовать инерцию или гравитационную нагрузку на сидение своей автомашины. В процес-
Таблица2
Интерес к религиозным объединениям
Наименование конфессии Зарегистрировано организаций в Российской Федерации на 1 января 2004 года Ключевые слова Количество запросов в месяц
Русская православная церковь (Московский патриархат) 11525 Православная 121955
Патриарх 9269
Московский патриархат 1414
Итого 132638
Римско-католическая церковь 248 Папы римские 65314
Ватикан 6927
Униаты 112
Старокатолики 29
Итого 72382
Свидетели Иеговы 386 Иеговы 6793
Иеговизм 18
Итого 6811
Сознание Кришны (вайшнавы) 80 вайшнавы 194
Кришнаиты 910
Кришны 3949
Итого 5053
Евангельские христиане-баптисты 979 Баптисты 3418
Русская православная старообрядческая церковь 184 Старообрядческая 2516
Адвентисты седьмого дня 646 Адвентисты 2432
Евангелическо-лютеранская церковь 130 Лютеранская 1611
Методистская церковь 105 Методистская 132
Пресвитерианская церковь 176 Пресвитерианская 144
Итого 227137
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008
255
Таблица3
Интерес к оздоровительным практикам, гаданиям, магии и учениям психологического и эзотерического характера
Наименование практик и учений Ключевые слова Количество запросов в месяц
Гадания Гадания 255794
Магия Магия 96330
Йога Йога 91188
Третий глаз (ясновидение) Ясновидение 75608
Привороты Привороты 31513
Шри Чинмой Шри 25963
Рейки Рейки 17565
Порфирия Иванова Детка 14877
Медитация Медитация 13361
Порча Порча 11864
Валерий Синельников Синельников 9964
Мирказаим Норбеков Норбеков 9555
Сглаз Сглаз 6937
Школа навыков Дальнейшего ЭнергоИнформационного Развития ДЭИР 5120
Колдовство Колдовство 4526
Синтон Николая Козлова Синтон 3432
Григория Грабового Грабового 2344
Космоэнергетика Космоэнергетика 2228
Сайентология Дианетика 2214
Сайентология 1330
Итого 681713
се игры World of Warcraft игрок слышит грохот канонады в наушниках, но не чувствует запах мертвых и раненных тел, наполняющих траншею, и не ощущает как рвется его плоть, когда пуля пронзает его плечо. Но то, что виртуальная реальность сейчас ещё несовершенна, ничего не значит - завтра появятся новые технологии. Но гораздо важнее то, что «во Второй жизни, или любой альтернативной вселенной невозможно покаяние. Покаяние возможно лишь в этой жизни. Во Второй жизни Дамоклов меч может упасть в любую минуту. Но в туманных пределах виртуальности никто уже не сможет это почувствовать» [2]. Современный средний пользователь Интернета представляется как «молодой образованный и социально активный человек», который «имеет высокий интерес к гаданию, магии, оккультным оздоровительным практикам, и вообще к оккультно-сектантским учениям, и также Интерес к учениям психологического характера, которые бы “позволили” жить успешно, богато и без болезней» [6].
Для исследования интереса к различным проявлениям религиозности в Интернете мы выбра-
ли наиболее известные религиозные и околоре-лигиозные объединения при составлении запросов в поисковой системе Яндекс (www.ya.ru), а также использовали официальные данные о религиозных организациях и представительствах иностранных религиозных организаций, содержащиеся в реестре Минюста России на 1 января 2004 года (табл. 1-3) [7].
Исследование показывает, что общий интерес к гаданию и магии и оздоровительным практиками превышает суммарный интерес к собственно религиозным объединениям примерно в 3 раза. Православные авторы в этой связи с беспокойством отмечают новизну ситуации, поскольку «имеет место существенно больший интерес к трудам Норбекова и Синельникова, чем Рона Хаббарда и Свидетелям Иеговы», однако о них «до сих пор нет полноценного апологетического материала» [6].
Конечно, количество запросов для поисковиков в Интернете отнюдь не говорит о фактическом количестве сторонников того или иного учения. Интересоваться могут и студенты для сдачи реферата, а реальные адепты могут и не пользоваться
256
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008
компьютерными технологиями. Так, если «Интернет-церкви» на Западе - вполне распространенное явление, то в России они не пользуются большой популярностью. Преимущества «Интернет-церкви»: «Вы можете принадлежать (к церкви), независимо от того, где вы территориально находитесь, независимо от того, как часто вы путешествуете, независимо от того, насколько трудно находиться в церкви в воскресенье утром» [1]. Но, как утверждает священник Владимир Виги-лянский, руководитель пресс-службы Московской патриархии, «исповеди по Интернету быть не может, потому что исповедь - это церковное таинство» [4]. Русская Православная церковь рассматривает Интернет как средство передачи информации, для общения со священнослужителями по электронной почте, а также для заказа молебнов. Сайты РПЦ МП, различных монастырей и храмов служат, прежде всего, для передачи информации и распространения христианского учения посредством виртуальных библиотек.
Таким образом, Интернет-пространство - это идеальное место для того, чтобы каждый желающий мог найти нужную информацию о верованиях, которых он придерживается, или самому создать новое вероисповедание и соответствующие практики, что ставит традиционные и новые религиозные объединения перед глобальным вызовом, требуя разработки нестандартных моделей построения отношений различных религиозных объединений в современных условиях неустранимого мировоззренческого плюрализма.
Библиографический список
1. Richard Tomas. Why Internet Church? // Thinking Anglicans. - 2004. - March 5. - http:// www.thinkinganglicans.org.uk/archives/000499.html.
2. Джонатан Тобиас. Нет жизни в онлайне. Православие и виртуальный мир // AGAIN. -2007. - Изд. 29. - Вып. .№3. - Осень // Православие и мир. - http://www.pravmir.ru/article_2709.html.
3. Ирина Василенко. Человек в информационном обществе // Наш современник. - 2004. - №5. - http:// www.nash-sovremennik.ru/p.php?y=2004&n=5&id=6.
4. Липич О. Исповедь по Интернету невозможна, считают священнослужители // РИА Новости, Москва. - 2006. - 4 августа. - http://www.rian.ru/ society/religion/20060804/52270865.html.
5. Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре (материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. - 2003. - №12. - С. 3-52.
6. Степаненко М. Секты и оккультизм в российском Интернете: оценка интереса к данным информационным ресурсам // Русская линия. -http://www.rusk.ru/st.php?idar=112545 // www.k-istine. ru/sects/sects_stepanenko.htm.
7. Состав и количество религиозных организаций и представительств иностранных религиозных организаций, содержащихся в реестре Минюста России на 1 января 2004 года // Предоставлено Министерством юстиции РФ специально для интернет-портала «Религия и СМИ». -2004. - 6 апреля // Постоянный адрес публикации: http://www.religare. ru/article9038.htm.
А.Н. Комарова ФЕНОМЕН РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ
Философский анализ духовности вёлся на протяжении всей истории философии, с самого начала. В настоящее время в философском обиходе существуют два представления о духовности. Одно явно широкое, другое узкое. Согласно первому, духовность это синоним сознания, общественного или личного («духовная сфера жизни общества», «духовный мир личности»). Согласно второму, духовность может быть только религиозной. «Духовность. есть творческая сила, - писал В. Зеньковский, определяющая новое качество жизни. Духовная жизнь есть жизнь, она полна динамизма и движе-
ния, разум и свобода в человеке, чувства и активность его, раскаяние в грехе и надежда на лучшее, всё, всё в нас светится и держится сверхвре-менным началом, которое сияет не только на вершинах психической жизни, но и в элементарных её формах, во всём развитии души» [4, с. 48-49].
Понятие «духовность» является многогранной философской сферой познания, охватывающей все стороны человеческой жизни. Осознавая всю глубину обозначенного понятия мы будем рассматривать только религиозную сторону. Действительная духовность может существовать как единство индивидуально-личностных и соци-
© А.Н. Комарова, 2008
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 20081
257