Научная статья на тему 'Некоторые особенности религиозности в Интернете'

Некоторые особенности религиозности в Интернете Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
238
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Заботин Дмитрий Николаевич

Цель исследования анализ распространенных в Интернете религиозных учений, рожденных или получивших свою вторую популярность с помощью информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности религиозности в Интернете»

к нам поступает информация об одних и тех же брендах. Размещение рекламы для производителей товаров и услуг весьма затратное мероприятие, требующее значительного вложения капиталов. И хотя один рекламный контакт с потребителем может быть достаточно дешев, порог вхождения для размещения рекламы, например, на телевидении доступен не каждой производственной компании. Кроме того, порог вхождения существует и для того, чтобы товар мог попасть на полки супермаркета. А значит, не всем производителям он под силу. Получается, что достучаться до потребителя в состоянии лишь крупные корпорации и о свободе потребительского выбора не может быть и речи.

Однако развитие и совершенствование современных технологий способствует преодолению информационного барьера. Значительную роль здесь играет Интернет. Невысокий порог вхождения при размещении рекламы в Интернет, относительная простота создания сайтов и страничек в сети, наличие различных потребительских ко-мьюнити, форумов, блогов и т.д. делает это сред-

ство коммуникации весьма доступным и демократичным как для производителей товаров, так и их потребителей.

Таким образом, защита от манипулятивного воздействия требует создания хорошо скоординированной системы, объединяющей усилия государства, саморегулирующих профессиональных организаций, общества и самой личности.

Библиографический список

1. Шейнов В.П. Психология влияния: Скрытое управление, манипулирование и защита от них. -М., 2002.

2. Агапова И.Ю. Социально-психологическое воздействие рекламного сообщения на целевую аудиторию: Дис. ... канд. психолог, наук. - М., 1999.

3. БабюкМ.И. Социальная манипуляция: Философский анализ: Дис. канд. философ. наук. -М., 2004.

4. Федеральный закон РФ от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ. «О рекламе».

5. Федеральный закон РФ от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3. «О рекламе».

Д.Н. Заботин НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОСТИ В ИНТЕРНЕТЕ

Цель исследования — анализ распространенных в Интернете религиозных учений, рожденных или получивших свою вторую популярность с помощью информационных технологий.

Актуальность настоящего исследования обусловлена кардинальными переме-. нами в отношениях между различными религиозными направлениями, вызванными вхождением России в информационное общество. В течении тысячелетий важным средством воздействия на сознание были изустные предания, затем - книга, столетие назад появилось радио, потом и телевидение, при этом телеэкран многими стал восприниматься как единственное «окошко в объективную реальность» [5, с. 15]. Сегодня именно телевидение стало предельно массовой информационной технологией, где каждый, переключаясь с канала на канал, создает себе индивидуальные программы, однако «эти возможности индивидуализации еще выше в Интернете, где пользователи сидят за закрытой дверью, часто ночами, создавая свои миры, нередко болезненно оторванные от реальности» [5, с. 26].

В настоящей статье предпринимается попытка анализа существующих религиозных учений, рожденных в Интернете или получивших свою вторую популярность с помощью информационных технологий. Ситуация иногда кажется необратимой: «человек продолжает спасаться от страха смерти в развлечениях. Просто оно, развлечение, стало таким всемогущим, что заменило самого Бога» [3]. Именно с позиций верующих людей, понимающих значимость данной нам мирской жизни, возникает понимание того, что «будучи особой формой бытия, виртуальная реальность формирует новые потребности, гедонистические ориентации, фобии, роли и позы, игровые образы собственного Я. Возникает параллельная квазижизнь со своими критериями реальности.» [5, с. 12-13]. Д. Тобиас пишет, что «сегодня стало возможным побывать в другой жизни, избежав при этом всех неприятностей, которые несет с собой смерть.

254

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008

© Д.Н. Заботин, 2008

Таблица1

Интерес к национальным и мировым религиям

Название, ключевые слова Зарегистрировано организаций в Российской Федерации на 1 января 2004 года Количество запросов в месяц

Ислам 3537 48372

Христианство 17167 36306

Буддизм 192 27855

Иудаизм 267 7867

Языческие верования 11 6940

Даосизм 6 4611

Индуизм 1 4328

Шаманизм 14 2178

Зороастризм 1 1804

Итого 97015

Можно спрятаться от трудностей этой жизни и углубиться в другую, виртуальную, по мнению рекламы, более совершенную реальность. Это стало возможным благодаря сайту с предсказуемым названием Second Life (Вторая жизнь) или любому из множества других киберпространств» [2].

Виртуальная реальность, однако, не является всей реальностью. Машины слушаются руля в игре Grand Theft Auto, но игрок видит и слышит лишь игру Он не может, по крайней мере, пока, почувствовать инерцию или гравитационную нагрузку на сидение своей автомашины. В процес-

Таблица2

Интерес к религиозным объединениям

Наименование конфессии Зарегистрировано организаций в Российской Федерации на 1 января 2004 года Ключевые слова Количество запросов в месяц

Русская православная церковь (Московский патриархат) 11525 Православная 121955

Патриарх 9269

Московский патриархат 1414

Итого 132638

Римско-католическая церковь 248 Папы римские 65314

Ватикан 6927

Униаты 112

Старокатолики 29

Итого 72382

Свидетели Иеговы 386 Иеговы 6793

Иеговизм 18

Итого 6811

Сознание Кришны (вайшнавы) 80 вайшнавы 194

Кришнаиты 910

Кришны 3949

Итого 5053

Евангельские христиане-баптисты 979 Баптисты 3418

Русская православная старообрядческая церковь 184 Старообрядческая 2516

Адвентисты седьмого дня 646 Адвентисты 2432

Евангелическо-лютеранская церковь 130 Лютеранская 1611

Методистская церковь 105 Методистская 132

Пресвитерианская церковь 176 Пресвитерианская 144

Итого 227137

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008

255

Таблица3

Интерес к оздоровительным практикам, гаданиям, магии и учениям психологического и эзотерического характера

Наименование практик и учений Ключевые слова Количество запросов в месяц

Гадания Гадания 255794

Магия Магия 96330

Йога Йога 91188

Третий глаз (ясновидение) Ясновидение 75608

Привороты Привороты 31513

Шри Чинмой Шри 25963

Рейки Рейки 17565

Порфирия Иванова Детка 14877

Медитация Медитация 13361

Порча Порча 11864

Валерий Синельников Синельников 9964

Мирказаим Норбеков Норбеков 9555

Сглаз Сглаз 6937

Школа навыков Дальнейшего ЭнергоИнформационного Развития ДЭИР 5120

Колдовство Колдовство 4526

Синтон Николая Козлова Синтон 3432

Григория Грабового Грабового 2344

Космоэнергетика Космоэнергетика 2228

Сайентология Дианетика 2214

Сайентология 1330

Итого 681713

се игры World of Warcraft игрок слышит грохот канонады в наушниках, но не чувствует запах мертвых и раненных тел, наполняющих траншею, и не ощущает как рвется его плоть, когда пуля пронзает его плечо. Но то, что виртуальная реальность сейчас ещё несовершенна, ничего не значит - завтра появятся новые технологии. Но гораздо важнее то, что «во Второй жизни, или любой альтернативной вселенной невозможно покаяние. Покаяние возможно лишь в этой жизни. Во Второй жизни Дамоклов меч может упасть в любую минуту. Но в туманных пределах виртуальности никто уже не сможет это почувствовать» [2]. Современный средний пользователь Интернета представляется как «молодой образованный и социально активный человек», который «имеет высокий интерес к гаданию, магии, оккультным оздоровительным практикам, и вообще к оккультно-сектантским учениям, и также Интерес к учениям психологического характера, которые бы “позволили” жить успешно, богато и без болезней» [6].

Для исследования интереса к различным проявлениям религиозности в Интернете мы выбра-

ли наиболее известные религиозные и околоре-лигиозные объединения при составлении запросов в поисковой системе Яндекс (www.ya.ru), а также использовали официальные данные о религиозных организациях и представительствах иностранных религиозных организаций, содержащиеся в реестре Минюста России на 1 января 2004 года (табл. 1-3) [7].

Исследование показывает, что общий интерес к гаданию и магии и оздоровительным практиками превышает суммарный интерес к собственно религиозным объединениям примерно в 3 раза. Православные авторы в этой связи с беспокойством отмечают новизну ситуации, поскольку «имеет место существенно больший интерес к трудам Норбекова и Синельникова, чем Рона Хаббарда и Свидетелям Иеговы», однако о них «до сих пор нет полноценного апологетического материала» [6].

Конечно, количество запросов для поисковиков в Интернете отнюдь не говорит о фактическом количестве сторонников того или иного учения. Интересоваться могут и студенты для сдачи реферата, а реальные адепты могут и не пользоваться

256

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008

компьютерными технологиями. Так, если «Интернет-церкви» на Западе - вполне распространенное явление, то в России они не пользуются большой популярностью. Преимущества «Интернет-церкви»: «Вы можете принадлежать (к церкви), независимо от того, где вы территориально находитесь, независимо от того, как часто вы путешествуете, независимо от того, насколько трудно находиться в церкви в воскресенье утром» [1]. Но, как утверждает священник Владимир Виги-лянский, руководитель пресс-службы Московской патриархии, «исповеди по Интернету быть не может, потому что исповедь - это церковное таинство» [4]. Русская Православная церковь рассматривает Интернет как средство передачи информации, для общения со священнослужителями по электронной почте, а также для заказа молебнов. Сайты РПЦ МП, различных монастырей и храмов служат, прежде всего, для передачи информации и распространения христианского учения посредством виртуальных библиотек.

Таким образом, Интернет-пространство - это идеальное место для того, чтобы каждый желающий мог найти нужную информацию о верованиях, которых он придерживается, или самому создать новое вероисповедание и соответствующие практики, что ставит традиционные и новые религиозные объединения перед глобальным вызовом, требуя разработки нестандартных моделей построения отношений различных религиозных объединений в современных условиях неустранимого мировоззренческого плюрализма.

Библиографический список

1. Richard Tomas. Why Internet Church? // Thinking Anglicans. - 2004. - March 5. - http:// www.thinkinganglicans.org.uk/archives/000499.html.

2. Джонатан Тобиас. Нет жизни в онлайне. Православие и виртуальный мир // AGAIN. -2007. - Изд. 29. - Вып. .№3. - Осень // Православие и мир. - http://www.pravmir.ru/article_2709.html.

3. Ирина Василенко. Человек в информационном обществе // Наш современник. - 2004. - №5. - http:// www.nash-sovremennik.ru/p.php?y=2004&n=5&id=6.

4. Липич О. Исповедь по Интернету невозможна, считают священнослужители // РИА Новости, Москва. - 2006. - 4 августа. - http://www.rian.ru/ society/religion/20060804/52270865.html.

5. Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре (материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. - 2003. - №12. - С. 3-52.

6. Степаненко М. Секты и оккультизм в российском Интернете: оценка интереса к данным информационным ресурсам // Русская линия. -http://www.rusk.ru/st.php?idar=112545 // www.k-istine. ru/sects/sects_stepanenko.htm.

7. Состав и количество религиозных организаций и представительств иностранных религиозных организаций, содержащихся в реестре Минюста России на 1 января 2004 года // Предоставлено Министерством юстиции РФ специально для интернет-портала «Религия и СМИ». -2004. - 6 апреля // Постоянный адрес публикации: http://www.religare. ru/article9038.htm.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.Н. Комарова ФЕНОМЕН РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ

Философский анализ духовности вёлся на протяжении всей истории философии, с самого начала. В настоящее время в философском обиходе существуют два представления о духовности. Одно явно широкое, другое узкое. Согласно первому, духовность это синоним сознания, общественного или личного («духовная сфера жизни общества», «духовный мир личности»). Согласно второму, духовность может быть только религиозной. «Духовность. есть творческая сила, - писал В. Зеньковский, определяющая новое качество жизни. Духовная жизнь есть жизнь, она полна динамизма и движе-

ния, разум и свобода в человеке, чувства и активность его, раскаяние в грехе и надежда на лучшее, всё, всё в нас светится и держится сверхвре-менным началом, которое сияет не только на вершинах психической жизни, но и в элементарных её формах, во всём развитии души» [4, с. 48-49].

Понятие «духовность» является многогранной философской сферой познания, охватывающей все стороны человеческой жизни. Осознавая всю глубину обозначенного понятия мы будем рассматривать только религиозную сторону. Действительная духовность может существовать как единство индивидуально-личностных и соци-

© А.Н. Комарова, 2008

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 20081

257

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.