Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ РАБОТНИКОВ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2585
455
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / WORK OF MINORS / EMPLOYMENT / LEGAL STATUS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щебляков Е. С.

Цель статьи состоит в системно-правовом исследовании особенностей правового регулирования труда несовершеннолетних работников. Объектом исследования являются права несовершеннолетних при осуществлении и правовом регулировании трудоустройства. Предмет - изучение нормативно-правовых актов, научной и специальной литературы, определяющей отношения в области трудоустройства несовершеннолетних и регулировании их трудовых отношений. Для решения поставленных задач в исследовании применены общенаучные методы познания, а именно общенаучный диалектический метод, предполагающий объективность и всесторонность познания исследуемых явлений. Помимо того, использовались специальные методы исследования, такие как: комплексный, системный, сравнительного правоведения, метод изучения источников средствами анализа и обобщения; к анализу юридической базы изучаемого предмета применялись системный и формально-логический методы. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что настоящее исследование посвящено анализу правового регулирования труда несовершеннолетних работников, поскольку указанная тема остается многие годы актуальной; а потому полученные результаты будут полезны всем без исключения несовершеннолетним работникам.The aim of the study is a system-legal study of the peculiarities of the legal regulation of the work of underage workers. The object of the study is the rights of minors in the exercise and legal regulation of employment. The subject is the study of normative and legal acts, scientific and special literature defining relations in the field of employment of minors and regulation of their labour relations. In order to solve the set tasks, the study used popular scientific methods of knowledge, namely the national scientific dialectical method, which implies objectivity and comprehensiveness of knowledge of the studied phenomena. In addition, special methods of research were used, such as: complex, systemic, comparative law, method of studying sources by means of analysis and generalization; System and formal-logical methods were applied to the analysis of the legal basis of the subject under study. The practical significance of this study is that this study is devoted to the analysis of the legal regulation of the work of minors, since this topic remains relevant for many years; Therefore, the results obtained will be useful to all underage workers without exception.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ РАБОТНИКОВ»

Раздел 5

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО ИНЖИНИРИНГА

УДК 342

Для цитирования: Щебляков Е. С. Некоторые особенности регулирования труда несовершеннолетних работников // Менеджмент социальных и экономических систем. 2019. № 4. С. 48-53.

For citations: Shcheblyakov E. S. Some features of the regulation of underage workers // Social and economic systems management. 2019, No. 4, Рр. 48-53. (In Russ., abstr. in Engl.)

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ РАБОТНИКОВ

Е. С. Щебляков

Сибирский государственный университет науки и технологий имени М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Цель статьи состоит в системно-правовом исследовании особенностей правового регулирования труда несовершеннолетних работников. Объектом исследования являются права несовершеннолетних при осуществлении и правовом регулировании трудоустройства. Предмет - изучение нормативно-правовых актов, научной и специальной литературы, определяющей отношения в области трудоустройства несовершеннолетних и регулировании их трудовых отношений. Для решения поставленных задач в исследовании применены общенаучные методы познания, а именно общенаучный диалектический метод, предполагающий объективность и всесторонность познания исследуемых явлений. Помимо того, использовались специальные методы исследования, такие как: комплексный, системный, сравнительного правоведения, метод изучения источников средствами анализа и обобщения; к анализу юридической базы изучаемого предмета применялись системный и формально-логический методы. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что настоящее исследование посвящено анализу правового регулирования труда несовершеннолетних работников, поскольку указанная тема остается многие годы актуальной; а потому полученные результаты будут полезны всем без исключения несовершеннолетним работникам.

Ключевые слова: труд несовершеннолетних, трудоустройство, правовой статус, правовое положение. SOME FEATURES OF THE REGULATION OF UNDERAGE WORKERS

E. S. Shcheblyakov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technologies 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

The aim of the study is a system-legal study of the peculiarities of the legal regulation of the work of underage workers. The object of the study is the rights of minors in the exercise and legal regulation of employment. The subject is the study of normative and legal acts, scientific and special literature defining relations in the field of employment of minors and regulation of their labour relations. In order to solve the set tasks, the study used popular scientific methods of knowledge, namely the national scientific dialectical method, which implies objectivity and comprehensiveness of knowledge of the studied phenomena. In addition, special methods of research were used, such as: complex, systemic, comparative law, method of studying sources by means of analysis and generalization; System and formal-logical methods were applied to the analysis of the legal basis of the subject under study. The practical significance of this study is that this study is devoted to the analysis of the legal regulation of the work of minors, since this topic remains relevant for many years; Therefore, the results obtained will be useful to all underage workers without exception.

Keywords: work of minors, employment, legal status, legal status.

Введение. В современном обществе человеку даже с хорошей профессиональной подготовкой и хорошими специальными навыками и званиями тяжело реализовать свои способности и найти подходящий вариант работы. Устроится на работу молодому человеку, не имеющему хорошей подготовки и опыта работы очень трудно. В связи с этим необходимо, что бы была государственная поддержка или программа обеспечивающая возможность молодым специалистам реализовать возможность трудоустройства, например развитие системы закрепления рабочих мест для молодых специалистов.

Недостаточное законодательное регулирование не обеспечивает возможность трудоустройства молодым специалистам в любой отрасли, а работодатели не заинтересованы принимать на работу таких работников, так как имеется большое количество работников с необходимой подготовкой и не требующих обучения.

Исходя из вышесказанного, думается, эта актуальная проблема современного общества требует внимания со сторону государства и в целях развития нашего общества и обеспечение сменяемости на рынке труда.

В современных трудовых отношениях можно условно выделить два основных направления регулирования трудовых отношений: первое направление предполагает правовое регулирование трудовых отношений в отношении всех работников в независимости от их особенностей правового статуса, второе направление направлено на регулирование трудовых отношений в отношении специальных категорий работников обладающих индивидуальными особенностями - на определенный круг лиц [1].

В российской системе трудового права, а также и в других странах одной из наиболее актуальных является проблема обеспечение работой лиц, которые немеют профессиональных навыков и работодателям необходимо обеспечить их обучение для эффективной дальнейшей работы, что требует времени и трудозатрат других работников. Поэтому современное российское трудовое право выделяет в отдельное направление и правовое регулирование трудоустройства и реализации трудовых функций работников в возрасте до 18 лет [2]. Государство стремится защитить труд несовершеннолетних, поскольку организм и психика данных работников еще развивается и работа во вредном производстве либо в тяжелых условиях труда может насести существенный вред здоровью таких работников. По такому же пути развивается правовое регулирование трудовых отношений с участием несовершеннолетних работников и в других странах мира, так как несовершеннолетние работники еще продолжают обучение и профессиональную подготовку, что существенным образом отличает данных работников от совершеннолетних которые, как правило, уже окончили обучение и имеют определенный опыт и профессиональную подготовку для

осуществления трудовой деятельности [3]. Также необходимо отметить и тот факт, что государство должно обеспечить должный уровень культурно-нравственного и духовного развития несовершеннолетних работников.

Основные проблемы и положения современного законодательства по вопросу регулирования труда лиц в возрасте до 18 лет предполагают изучение особенностей их правого статуса, особенности порядка приема на работу и прекращения трудовых отношений, особые условия при осуществлении трудовых функций, а также ограничения труда несовершеннолетних. В данной сфере трудовых отношений в России требуется изменение действующего законодательства в целях обеспечения защиты интересов несовершеннолетних вступающих в трудовые отношения [5].

Во многих Российских семьях дети начинают работать с раннего возраста, при этом не учитываются их способности соблюдать условия безопасности труда. Работа, которую осуществляют несовершеннолетние, как правило, заключаться в помощи по дому, выполнении функций по покупке продуктов или уходе за младшими братьями и сестрами, то есть в помощи родителям в домашней работе [6]. При этом характер работы зависит, как правило, от размера конкретной семьи и ее ценностей - такая работа, как правило, осуществляется бесплатно и при этом не мешает обеспечению воспитания, образования и профессиональной подготовке несовершеннолетних.

Исходя из вышеизложенного, обычно работодателя для несовершеннолетних выступают их законные представители (родители, опекуны и попечители). Как правило, всеобщее мнение населения Российской Федерации свидетельствует о том, что дома несовершеннолетние подвергаются эксплуатации в наименьшей степени, чем у работодателей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или не подвергаются ей совсем, однако это не всегда соответствует действительности, потому что очень часто домашняя работа является очень тяжелой для осуществления несовершеннолетним и очень часто мешает процессу обучения несовершеннолетнего, духовно-нравственному развитию и качественному отдыху. Работодатели юридические лица и индивидуальные предприниматели в основном привлекают несовершеннолетних к работе по причине дешевизны их труда и при этом обычно такие работник предъявляют меньше требований к работодателю о соблюдении их трудовых прав, что обусловлено не знанием данных прав и законодательства регулирующего их трудовые отношения [7].

В современном обществе очень распространено осуществление трудовых функций несовершеннолетними т. е. подростками которые относятся к особой возрастной и социальной группе и при этом они являются перспективным трудовым потенциалом Российской Федерации. Но их физическое развитие

и незавершенность психо-эмоциональной устойчивости, повышенная реактивность и чувствительность к действию средовых факторов и условий, социальная незрелость и поэтому необходимо на законодательном уровне предупреждать отрицательное влияние производственных факторов на рост, развитие, состояние здоровья, моральное и психическое состояние несовершеннолетних [8].

По этому, основной задачей государства, является, обеспечение особой правовой защиты несовершеннолетних обусловлена в первую очередь их физической и умственной незрелостью, а, следовательно, отсюда вытекает потребность в охране и заботе, обеспечении условий для нормального развития и образования.

Правовое положение работника - сложное, многоаспектное юридически значимое состояние. Содержании юридического статуса в трудовом законодательстве Российской Федерации как общего правового положения вообще и правового положения работника в частности относится к числу наиболее обсуждаемых в науке трудового права.

Правовой статус - сложная, обобщённая юридическая категория, выражающаяся в совокупности связей человека с государством, в целом с обществом, различными коллективами, окружающими людьми. Именно в понятии правового статуса выражаются основные характерные черты юридического состояния индивида: его свобод, гарантий, прав, обязанностей посредством которых он взаимодействует с государством, социальными группами и отдельными индивидами [9].

Личный социально-правовой статус характеризует сущность индивидуального состояния человека и гражданина в правоотношениях в которые он вступает в повседневной жизни в зависимости от сферы общественных отношений (например гражданских, жилищных, трудовых, семейных и т. д.), и при этом правовой статус меняется постоянно в течение всей жизни человека (статус ребенка, студента, работника, супруга, инвалида, пенсионера).

Проанализировав правовое положение и правовой статус несовершеннолетнего, можно его представить в виде комплексной категории, выражающейся во взаимоотношении личности с обществом, несовершеннолетнего с государством. К основным составным элементам правового статуса относятся правоспособность, дееспособность и деликтоспособность, которые и образуют правовой статус несовершеннолетнего с в сфере регулирования трудовых отношений и формируют его статус как субъекта трудового права и участника трудовых отношений [10].

В науке содержание правового статуса гражданина трактуется разными учеными не одинаково и даже иногда достаточно спорно. Каждый автор выделяет различные элементы содержания правового статуса. Проведя анализ подходов различных ученых можно выделить три основных подхода к этому вопросу: узкий, широкий и самодостаточный.

Проанализировав понятие правого статуса субъекта и соотношения с понятием правосубъектности, которое предлагает А. Б. Венгеров, мы можем увидеть, что данный автор понятие правовой статус использует как синоним такого понятия как правосубъектность. При этом автор выделяет различия в данных понятиях выражающиеся в том, что правовой статус это совокупность прав и свобод которыми обладает гражданин при вступлении в какие-либо правоотношения, а правосубъектность автор определяет как совокупность правомочий определенного субъекта в конкретном правоотношении [11].

Исходя из вышесказанного, можно определить, правовой статус несовершеннолетнего в сфере трудовых отношений как совокупность следующих основных элементов: правосубъектность т. е. трудовые права, свободы, обязанности, юридическую ответственность, гарантии прав, в законодательстве это определяется как частично ограниченное применение общих норм, регулирующих трудовые отношения, по отношении к несовершеннолетним, устанавливаются дополнительные правила для несовершеннолетних работников, установление ограничений материальной ответственности, а также закрепление особых дополнительных гарантий обеспечения трудовых прав работников, не достигших 18 лет [12].

Анализ правоприменительной практики, а также действующего трудового законодательства свидетельствует о том, что защита прав и законных интересов несовершеннолетних при их увольнении с работы по различным основаниям очень плохо обеспечивается. Компетентные государственные органы и профсоюзные организации недостаточно эффективно влияют на процессы, связанные с трудовой деятельностью несовершеннолетних лиц, что создает дополнительные проблемы для несовершеннолетних работников в реализации своей способности к труду и вступление их в социально-полезную деятельность. Вышеперечисленные обстоятельства требуют изменения действующего трудового законодательства касающегося порядка увольнения несовершеннолетних. Одним из наиболее возможных решений данной проблемы было бы увеличение дополнительных гарантий предотвращения расторжения с ними трудового договора, как обязательная постановка на учет в органах Федеральной службы труда и занятости, направления на получение профессиональной подготовки и переподготовки [13].

Право квотировать рабочие места для работников в возрасте до 18 лет закрепляется за органами государственной власти субъектов Российской Федерации (детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей), что само по себе является дополнительной гарантией по трудоустройству несовершеннолетних работников. Думается, данное право работодателя реализуется лишь на уровне субъектов, о чем упоминалось ранее [14].

Под квотой понимается минимальной количество рабочих мест для несовершеннолетних лиц, направляемых службой занятости, которых все работодатели обязаны трудоустроить в своей организации, также сюда относится количество рабочих мест, на которых уже работают несовершеннолетние граждане. Размер квоты закрепляется либо определенном количестве рабочих мест (распределение квоты производится органами исполнительной власти субъекта РФ), либо дифференцируется в зависимости от численности работников организации. При этом законодательством запрещается отказ, в приеме на работу в счет установленной квоты и предполагает право обжалования в суде. Тем предприятиям, учреждениям, организациям, которые создают специальные рабочие места для несовершеннолетних граждан, предоставляются налоговые льготы в соответствии с действующим законодательством [15].

Также для безработных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет государством гарантируется пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в регионе [16].

Исходя из вышеизложенных положений, для указанных лиц, особо нуждающихся в социальной защите, современное законодательство закрепляет значительные гарантии их трудоустройства.

Также следует обратить внимание на такую особенность трудоправового статуса несовершеннолетнего в отличие от статуса совершеннолетнего лица это то, что его трудовая право и дееспособность как элементы этого статуса не образуют нераздельного единства. Так как полная трудовая правосубъектность возникает у российского гражданина с 16 летнего возраста, однако до 16 лет она носит ограниченно-разрешительный характер и предусматривает возможности трудоустройства только в указанных случаях [17].

Право трудовой деятельности несовершеннолетних работников обеспечивается особыми гарантиями еще в процессе трудоустройства - для данных лиц законодательством закрепляется сокращенная продолжительность рабочего времени и особые требования к режиму их труда.

На основе проведенного анализа, можно сказать, что особенность трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет состоит в следующих моментах: это установление сокращенной продолжительности рабочего времени, запрета на тяжелые и вредные работы, дополнительные документы, предъявляемые при приеме на работу (по сравнению с совершеннолетними гражданами), не допущение установления испытательного срока и гарантии установления легких условий выполнения трудовых функций, так предусматривается запрет привлечения несовершеннолетних к ночной работе, также нельзя привлекать к работе в выходные и праздничные дни, а также на-

правлять в служебные командировки; особые условия предоставления несовершеннолетнему работнику отпуска - так закрепляется гарантия бесспорного удовлетворения просьбы несовершеннолетнего о предоставлении отпуска «вне очереди».

Проведя анализ действующего законодательства регулирующего трудовую деятельность несовершеннолетних работников можно выделить следующую проблематику.

В Примечании к «Перечню тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» в соответствие со статьей 265 Трудового кодекса РФ, пункт 6 Примечаний необходимо исключить.

Также ввиду неполноты перечня работ, указанных в ст. 265 Трудового кодекса РФ, которые могут причинить вред нравственному развитию несовершеннолетнего, абзац первый статьи 265 Трудового кодекса РФ в целях защиты интересов несовершеннолетних можно было бы изложить в следующей редакции: «Запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию: игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания, иная работа, связанная с изготовлением продукции эротического характера, участие в съемках фильма ужасов и т. п. Вопрос о том, способна ли та или иная работа причинить вред нравственному развитию несовершеннолетнего может быть решен путем проведения экспертизы условий труда с участием комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также органов системы образования».

В рамках устранения противоречий между статьями 92 и 94 Трудового кодекса РФ, часть первую статьи 92 Трудового кодекса РФ можно было изложить в следующей редакции:

Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается:

- для работников в возрасте до шестнадцати лет - не более 25 часов в неделю;

- для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 35 часов в неделю;

- для работников, являющихся инвалидами I или II группы, - не более 35 часов в неделю;

- для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - не более 36 часов в неделю в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Для установления мер специальной уголовной ответственности для работодателей можно было бы

ввести статью 145.2 в Уголовный кодекс РФ, и изложить ее в следующей редакции: «Нарушение правил принятия работников в возрасте до восемнадцати лет на работу, а равно несоблюдение перечня работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до восемнадцати лет, также предельных норм тяжестей наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов».

Также в целях эффективной реализации прав и законных интересов граждан, поступающих на работу к работодателю, представляется целесообразным внести в Трудовой кодекс норму, которая ввела бы заявление о приеме на работу в число документов, обязательно представляемых будущим работником работодателю таким образом: абзац первый ст. 65 Трудового кодекса РФ «Документы, предъявляемые при заключении трудового договора» изложить в следующей редакции: «При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

- трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

- заявление о приеме на работу (в двух экземплярах, после проставления на них положительной или отрицательной визы работодателя один экземпляр передается претенденту на работу, другой -в кадровую службу для оформления заключения трудового договора или отказа в этом);

- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

- документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

- документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки...»

Во избежание возможного нарушения трудовых прав лиц в возрасте до 18 лет, целесообразно добавить абзац третий в ст. 84.1 «Общий порядок оформления прекращения трудового договора» в следующей редакции: «При расторжении трудового договора с несовершеннолетним работником, работодатель обязан информировать одного из родителей (опекуна, попечителя) и орган опеки и попечительства о поданном несовершеннолетним работником заявлении об увольнении или о достигнутом с ним соответствующем соглашении, а равно направлять им копию приказа (распоряжения) об увольнении несовершеннолетнего».

Также в трудовом кодексе РФ не установлена форма выражения родителями своего согласия на

работу их ребенка; также существует упущение в ст. 63 Трудового кодекса еще одной категории законных представителей несовершеннолетних, уполномоченных давать разрешение на работу - усыновителей, которые точно так же ответственны за своих, пусть и усыновленных, несовершеннолетних детей. Исходя из вышеизложенного представляется необходимым внести изменения в содержание третьего абзаца ст. 63 ТК РФ следующим образом: «С письменного согласия одного из родителей, усыновителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с обучающимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения».

В целях обеспечения гарантий несовершеннолетним работникам, в статье 13 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» необходимо установить обязательное квотирование мест для трудоустройства несовершеннолетних, резервирование отдельных видов работ для несовершеннолетних как категории граждан, особо нуждающейся в социальной защите. Для этого пункт 1 статьи 13 ФЗ «О занятости населения в РФ» следует изложить в следующей редакции: «1. Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, несовершеннолетних работников в возрасте от 14 до 18 лет, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.»

Также данную статью было бы целесообразно дополнить пунктом 3 следующего содержания: «3. Квота для приема несовершеннолетних работников в возрасте от 14 до 18 лет устанавливается следующим образом: работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу несовершеннолетних работников в возрасте от 14 до 18 лет в размере от 1 до 3 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 45 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу несовершеннолетних работников в возрасте от 14 до 18 лет в размере не выше 2 процентов среднесписочной численности работников».

В заключение можно отметить, что проведенное исследование, затронуло лишь очень небольшую часть проблем, существующих в современном российском трудовом законодательстве по вопросам защиты прав и интересов несовершеннолетних ра-

ботников. Законодательством вопросу трудоустройства несовершеннолетних уделена определенная доля внимания, но из-за существующих противоречий между правовыми актами возникают проблемы при их применении.

Библиографические ссылки

1. Иванкина Т. В., Маврин С. П. Трудовое право России. СПб. : Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2019. 500 с.

2. Киселев И. Я. Трудовое право. М. : Дело, 2018. 650 с.

3. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. Постатейный [Электронный ресурс] / отв. ред. проф. Ю. П. Орловский. М., 2018. Подготовлен для СПС «Консультант Плюс».

4. Комментарий законодательства РФ об охране труда / под ред. Ю. Н. Коршунова. М. : Спарк, 2018. 290 с.

5. Косов И. А. Особенности оформления трудового договора с несовершеннолетним работником. Омск : Делопроизводство, 2017. 200 с.

6. Кучма М. О. Особенности труда граждан, не достигших восемнадцати лет. М. : Человек, 2017. 570 с.

7. Лапушинская Г. Ю. Правовой регламент временного трудоустройства подростков. СПб. : Народное образование, 2017. 100 с.

8. Маврин С. П. Современные проблемы общей части российского трудового права. СПб. : Проект, 2017. 500 с.

9. Макаров Г. П. Имущественные и трудовые права несовершеннолетних граждан. М. : Гражданин и право, 2017. 400 с.

10. Михайлов А. В. Работы, на которых запрещается труд несовершеннолетних. М. : Трудовое право, 2017. 370 с.

11. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: http://www.fmi.uni-sofia.bg/fmi/statist/ education/textbook/eng/glosa.html (дата обращения: 10.09.2019).

12. Levendel Y. Reliability analysis of large software systems: Defect data modeling // IEEE Trans. Software Engineering, 1990. Vol. 16. Рр. 141-152.

13. Ковалев И. В. Система мультиверсионного формирования программного обеспечения управления космическими аппаратами : дис. ... д-ра техн. наук / КГТУ. Красноярск, 1997. 228 с.

14. Международная организация труда. Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу. Ратифицирована 03.05.1979 г. [Электронный ресурс]. СПС «Гарант».

15. Международная Организация Труда. Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда от 17 июня 1999 г. [Электронный ресурс]. СПС «Гарант».

16. Международная Организации Труда. Конвенция об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах от 9 октября 1946 г. [Электронный ресурс]. СПС «Гарант».

17. Международная Организация Труда. Резолюция о занятости молодежи от 16 июня 1998 г. // Библиотечка «Российской газеты». 2010. Вып. 15.

References

1. Ivankina T. V., Mavrin S. P. Labor Law of Russia. SPb. : Publishing House of St. Petersburg University, 2019, 500 p.

2. Kiselev I. J. Labor Law. Moscow, Case, 2018, 650 p.

3. Commentary on the Labour Code of the Russian Federation. Item-by-item [Electronic Resource] / Hole professional edition. Yu. P. Orlovskiy. Moscow, 2018. Prepared for ATP Consultant Plus.

4. Comment on the legislation of the Russian Federation on labor protection / under ed. Yu. N. Kor-shunova. Moscow, Spark, 2018, 290 p.

5. Kosov I. A. Peculiarities of the registration of an employment contract with a minor employee. Omsk, Office management, 2017, 200 p.

6. Kuchma M. O. Peculiarities of labor of citizens who have not reached the age of eighteen. Moscow, Man, 2017, 570 p.

7. Lapushinsky G. Yu. Legal Regulations for Temporary Employment of Teenagers. Saint Peterburg, People's Education, 2017, 100 p.

8. Mavrin S. P. Contemporary problems of the general part of Russian labor law. Project, 2017, 500 p.

9. Makarov G. P. Property and labor rights of minors. Moscow, Citizen and law, 2017, 400 p.

10. Mikhail A. V. Works on which work of minors is prohibited. Moscow, Labor law, 2017, 370 p.

11. Electronic textbook StatSoft [Electronic Resource] URL: http://www.fmi.uni-sofia.bg/fmi/sta-tist/education/textbook/eng/glosa.html (date accessed: 10.09.2019).

12. Levendel Y. Reliability analysis of large software systems: Defect data modeling // IEEE Trans. Software Engineering, 1990, Vol. 16, Pp. 141-152.

13. Kovalev I. V. System of multiversion formation of spacecraft control software : dis. ... Dr.s techn. Sciences / KGTU. Krasnoyarsk, 1997, 228 p.

14. International Labour Organization. Minimum Age Convention. Ratified on 03.05.1979 [Electronic resource] // ATP "Guarantor".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. International Labour Organization. Convention on the Prohibition and Immediate Action for the Elimination of the Worst Forms of Child Labour of 17 June 1999 [Electronic Resource] // ATP "Garant".

16. International Organizations of Work. Convention on the Restriction of Night Work of Children and Adolescents in Non-Industrial Work of 9 October 1946 [Electronic Resource] // ATP "Garant".

17. International Labour Organization. Resolution on Youth Employment of June 16, 1998 // Library of the Russian Newspaper. 2010, Issue 15.

© Щебляков Е. С., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.