Научная статья на тему 'Некоторые особенности развития организационно экономического механизма управления регионом'

Некоторые особенности развития организационно экономического механизма управления регионом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
822
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / УПРАВЛЕНИЕ / МЕТОД / ОРГАНИЗАЦИОННО ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ПАРАМЕТР / ПРИНЦИП

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симкин Д. Г.

Статья посвящена изучению теоретических особенностей развития организационно экономического механизма управления регионом. Определены элементы и принципы реализации данного механизма. Обоснованы проблемы и представлены задачи регионального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности развития организационно экономического механизма управления регионом»

Симкин Д.Г.

ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»

460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13, тел.: (3532) 579177

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ

Статья посвящена изучению теоретических особенностей развития организационно-экономического механизма управления регионом. Определены элементы и принципы реализации данного механизма. Обоснованы проблемы и представлены задачи регионального управления.

Ключевые слова: регион, управление, метод, организационно-экономический механизм, параметр, принцип.

Каждый регион в силу специфичности природных, экономических и социальных условий обладает собственными экономическими интересами, понимаемыми как совокупность экономических интересов населения, проживающего на его территории. Они выражают сложную многоуровневую систему экономических отношений, в которые вступает регион (как субъект) с другими субъектами внутри и вне региональной системы по поводу удовлетворения потребностей функционирования и развития всех субъектов Федерации. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, регион должен сформировать такую систему управления, которая обеспечила бы высокую эффективность работы хозяйствующих субъектов, их устойчивое положение на рынке [17].

Управление - это процесс, с помощью которого организуются и реализуются экономические законы, определяются формы организационно-экономических отношений, пропорции развития отраслей экономики, региональные аспекты деятельности предприятий и организаций. Нарушение принципов управления, экономических законов и закономерностей функционирования рынка на государственном уровне ведет к серьезной деформации экономики, социальным потрясениям. От того, насколько профессионально разрабатываются и принимаются решения, какие принципы и механизмы используются при выработке направлений развития экономики, зависит успех или неудача проводимых преобразований [5].

Управление регионом представляет собой единую структуру, в которой элементы, органы

управления разных уровней тесно связаны и находятся в постоянном взаимодействии. В то же время управленческие функции как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях должны иметь определенные разграничения, которые бы исключали «разрыв» этих функций и тем самым не нарушали системность управления. Нахождение оптимума между разграничением управленческих функций и теснотой их связей - непременное условие обеспечения как частичного, так и общего равновесия в экономическом развитии региона.

В современных условиях необходимо обращать внимание на совершенствование организационных и экономических методов управления. Регион, являясь субъектом управления, представляет собой сложный хозяйственный механизм, состоящий из взаимосвязанных частей.

Э.А. Уткин считает, что управление располагает своим собственным экономическим механизмом, который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия коллективов подразделений, его сотрудников в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности [15]. Экономический механизм управления объективно обусловлен работой региона в рыночных условиях, когда результаты всей его деятельности получают оценку на рынке. Б.З. Мильнер, А.В. Кочетков, Д.Г. Левчук отмечают, что недостаточно внимания уделяется формам и порядку планирования и распределения ресурсов, экономического стимулирования в условиях региона, то есть элементам экономического механизма управления, который и призван «встроить» управление регионом в существующий хозяйственный механизм [13].

В то же время в практических и теоретических разработках по управлению наибольшее внимание уделяется организационному механизму управления.

Э.А. Уткин акцентирует внимание на том, что организационный механизм управления имеет множество компонентов, но обязательно должен представлять собой единую систему, в которой функционирование отдельных элементов взаимозависимо и взаимообусловлено. Кроме того, автор рассматривает организационный механизм как совокупность управленческих действий, приемов и процедур, направленных на реализацию функции организации, а также на теорию и практику управления, опирающихся на приоритет общеорганизационных принципов и решения организационных проблем. Он включает проектирование, создание и совершенствование организационных структур, четкое разграничение функций, распределение организационных задач, обязанностей, прав и ответственности структурных подразделений и отдельных исполнителей, установление взаимосвязей между ними, строгое соблюдение установленных правил организационного поведения, принятия управленческих решений [16].

Также в литературе часто используется категория «хозяйственный механизм» как совокупность организационных структур и конкретных форм хозяйствования, методов управления и правовых норм, с помощью которых общество использует экономические законы с учетом складывающейся исторической специфики. Рассмотрение же отдельно экономического и организационного механизмов управления противоречит целостности управляющей подсистемы, в рамках которой данные механизмы не что иное, как две стороны единого организационно-экономического механизма [12]. В таком случае организационно-экономический механизм является более узким понятием, рассматривающим систему управления с позиций ее функционирования, с точки зрения организации процессов управления и способов воздействия на объект управления.

Наиболее широко понятие организационно-экономического механизма управления дается Б.З. Мильнером, А.В. Кочетковым, Д.Г. Левчуком [13]. В соответствии с их представлениями о данной категории, которое они

не считают исчерпывающим, организационноэкономический механизм включает следующие элементы:

- организация процессов принятия решений;

- система распределения и обеспечения ресурсами;

- основные способы воздействия на объект управления, которые в соответствии с принятым разделением включают различные методы управления, такие как административноорганизационные и экономические.

Таким образом, авторы в соответствии с рассмотренным понятием считают, что организационно-экономический механизм управления должен выполнять следующие главные задачи: обеспечение необходимой ответственности за достижение конкретных результатов; согласование целей; стимулирование и мотивация участников деятельности; распределение и обеспечение ресурсов.

Применяя данные положения к региону, необходимо уточнить понятие организационноэкономического механизма управления регионом и определить его необходимые составляющие.

Организационно-экономический механизм управления регионом - это механизм взаимосвязи и взаимодействия организационной структуры управления и организации процессов принятия решений с методами, приемами и правилами хозяйствования, направленный на его наиболее эффективное функционирование и развитие в целом.

Формирование структуры и организационно-экономического механизма управления осуществляется в непосредственной взаимосвязи и взаимозависимости. Структура отражает такие характеристики системы управления, которые в состоянии обеспечивать ее высокую эффективность, то есть качественную и комплексную постановку целей управления и их достижение, наиболее полное и своевременное выполнение всех необходимых функций управления и на этой основе наиболее рациональное использование технического и производственного потенциала, что обусловит высокоэффективное функционирование региона в целом.

В рамках региональных структур управления реализуются такие интересы, к наиболее значимым параметрам которых относятся [8]:

- соответствие уровня и образа жизни населения государственным и другим стандартам;

- наличие региональных бюджетно-финансовых и прочих материальных источников;

- потенциальные возможности для использования имеющихся ресурсов, мест приложения труда и интеллекта;

- наличие инфраструктуры для развития внутри- и межрегиональных связей;

- природоресурсный и экологический потенциал региона;

- стабильность общественной, политической и национально-этнической ситуации.

Руководители тратят значительную часть времени на принятие управленческих решений. Во многих случаях от этих решений зависят реальные возможности достижения поставленных целей. Поэтому все, что делают руководители для облегчения достижения этих целей, требует эффективного обмена информацией, а также правильной организации процесса принятия решений, который включает следующие стадии: выявление и определение проблемы, поиск информации и альтернатив решения, выбор среди альтернатив, принятие решения [1].

Таким образом, процесс принятия решений можно рассматривать с трех позиций регионального управления: взаимоотношения региона и федерации (центра); взаимоотношения региона и местного самоуправления (городов, районов и т. д.); обеспечения комплексности развития региона как единого хозяйства.

Во взаимоотношениях между федерацией и регионом используется принцип разделения предметов ведения и делегирования полномочий, закрепленный рядом нормативных актов. Причем центр тяжести здесь все более смещается в сторону косвенных методов регулирования, таких как денежно-кредитная и амортизационная политика, налоговая система, использование внебюджетных целевых фондов. Особое внимание уделяется методам регулирования внешнеэкономических взаимоотношений (таможенные пошлины, экспортные премии, государственное страхование экспортных кредитов от риска и т. п.). Вместе с тем до сих пор сохраняются и традиционные формы централизованного управления, что зачастую нарушает декларированные права регионов [10].

Проблему управления экономикой региона необходимо рассматривать в рамках концепции местного самоуправления в целом. При этом концепция не сводится только к поиску оптимальных форм и методов взаимодействия региональных и муниципальных органов. Важным моментом в организации самоуправления является определение функций самих территориальных органов различных уровней, исходя из целей и задач развития всего региона. В соответствии с федеральным законодательством региону принадлежат основные функции регулирования рыночных отношений в пределах территории, бюджетно-финансовой политики и оперативного управления хозяйством. Региональные и местные власти к тому же стремятся к увеличению ресурсов для оперативной деятельности на подведомственной территории по чрезвычайно широкому кругу предметов своей компетенции (экономика, социальная сфера и все другие вопросы «местного значения») [10].

В России местные и региональные власти часто вынуждены искать пути решения своих проблем в отсутствие необходимых мер по укреплению и развитию институтов рыночного хозяйства со стороны федерального центра. Однако государственная политика за последние годы не только не способствовала формированию институциональных рамок рынка, но и вылилась в полный отказ от выполнения центральным правительством функций, связанных со здравоохранением, образованием и благосостоянием населения [2]. Поэтому в качестве главного направления работы и критерия эффективности выбирается повышение степени удовлетворения социально-экономических потребностей проживающего на данной территории населения на основе комплексного развития региона.

Структура муниципального хозяйства достаточно разнообразна и включает различные хозяйственные и социальные комплексы, необходимые для всестороннего развития территории (промышленный, строительный, аграрный, торгово-сервисный, жилищно-коммунальный, культурно-бытовой), а основой этого хозяйства является муниципальная собственность. Центр тяжести в реализации социальноэкономической политики в настоящее время переместился в регионы и муниципальные об-

разования (МО). Именно здесь решается проблема жизнеобеспечения населения, региональные и муниципальные органы управления несут главную ответственность перед населением и центром за положение в регионе. Передача значительной части прав и соответственно доли ответственности на места идет в русле объективных тенденций развития самоуправления и вместе с тем накладывает новые обязательства на региональную экономику и политику [14].

Все перечисленные региональные проблемы и мероприятия по их устранению находят свое отражение и решаются в рамках администрации региона, которая является как бы организационно-экономическим центром управления регионом.

Как организационно-экономический центр управления регионом, администрация разрабатывает конкретные цели и общие направления функционирования и развития и региона в целом, и его отраслей и комплексов; определяет средства, формы и методы, обеспечивающие достижение этих целей; осуществляет контроль за выполнением своих установок и вносит в них коррективы; контролирует финансовую деятельность предприятий и организаций и учреждений, находящихся в региональной и муниципальной собственности. Поэтому основное назначение управленческой деятельности администрации заключается в обеспечении согласованности, взаимосвязи и взаимодействия между различными отраслями и комплексами, объединяющими части регионального хозяйства в единое целое. Это достигается применением таких важных функций управления, как маркетинг, планирование, контроль, руководство, организация, содействующих поддержанию устойчивых функциональных взаимосвязей между всеми подразделениями администрации. Перечень данных функций, осуществляемых аппаратом управления администрации, зависит от особенностей деятельности региона в целом.

Региональное хозяйство, представляющее собой мезоуровень управления, в отличие от предприятия не может быть обречено на ликвидацию, на механическое прекращение своих функций. Особенностью его функционирования в случае неблагоприятных обстоятельств является невозможность нормального воспроизводства экономических, демографических и

природных процессов. Поэтому, какие бы ни были политические силы у власти, независимо от теоретических школ, общественного строя, уровня развития производительных сил существуют принципы управления, которыми следует руководствоваться [9]:

- комплексность рассмотрения социальноэкономических проблем;

- четкое разделение функций в системах государственного и хозяйственного управления на макроуровне, в регионах и МО;

- оптимальное сочетание отраслевого и межотраслевого управления на основе кооперации, специализации и интеграции производства, удовлетворяющее взаимные экономические интересы товаропроизводителей и сферы услуг;

- развитие системы управления и демократизация управления;

- управление научно-техническим прогрессом на базе разработки и реализации целевых федеральных, региональных и местных программ [4].

Исходя из рассмотренных принципов регионального управления, решаются следующие задачи управления [7]:

- анализ и оценка общей ситуации (перечень и острота региональных проблем);

- анализ и оценка конкретных ситуаций, требующих первоочередных действий (локальная безработица, остановка производства и т. п.);

- анализ и оценка последствий хода реформ. Сложность заключения состоит в правильном определении влияния действия отдельных нормативных актов на региональные интересы (земельная реформа, изменения форм собственности и ее региональной структуры, новые источники бюджетных поступлений, коммерциализация социальной сферы и т. п.).

Для поддержания региональной экономики на должном уровне и эффективной работы рассмотренных компонентов организационноэкономического механизма управления обязательно присутствие в нем системы обеспечения и распределения ресурсов в регионе.

Существовавшие в административно-командной экономике структуры и механизмы учета региональных особенностей при распределении ресурсов и организации функционирования производств, схемы согласования от-

раслевых и территориальных интересов и решений утрачены в ходе стремительной реорганизации управленческих структур федерального уровня.

Распределение и обеспечение ресурсами отражаются в задачах, правах и функциях хозяйственных звеньев и органов управления, которые регулируются соответствующими правовыми положениями в соответствии с конкретными формами действующего хозяйственного механизма [13].

Развитие рыночных отношений в регионах ориентирует рынок труда не столько на количественную сторону обеспеченности его кадровым потенциалом, сколько на его качественные характеристики, отражающие степень его готовности и профессиональной способности вести хозяйство на уровне современных научнотехнических требований.

Как отмечается П. Макинаром, решение проблемы экономической и политической интеграции в России непосредственно зависит от формирования и реализации алгоритма распределения финансовых ресурсов между феде-

ральным центром и регионами, между самими регионами, а также в самих регионах. Это положило начало превращению прежней системы директивного распределения в систему эксклюзивного перераспределения ресурсов между регионами. Во второй половине 90-х годов региональная политика приобрела форму межбюд-жетных отношений. Главной проблемой в использовании бюджетной модели регионального регулирования являлось то, что вплоть до 1999 г. федеральный бюджет имел хронически дефицитный характер. Это неизбежно привело к тому, что региональная политика стала концентрироваться на проблемах спасения отдельных, как правило, депрессивных регионов [11].

По мере обретения регионами реальной самостоятельности (обособление хозяйственных и финансовых структур, децентрализация управления) формируется новая региональная сфера интересов и ответственности [6]. И хотя эти интересы только часть мотивационных факторов, они являются основой жизнедеятельности, поскольку реализуются на конкретной территории в специфических для нее условиях.

Список использованной литературы:

1. Бесшапошников А., Ивлев В., Попова Т. Система управления предприятием как фактор успеха информационной системы // Аудитор. - 1998. - №5. - С. 42-47.

2. Биндар Л. Социальные обязательства государства: гарантии и реалии // Человек и труд. - 2002. - №1. - С. 31-34.

3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 501 с. - С. 82.

4. Горин В. Система управления: слагаемые успеха // АПК: экономика и управление. - 2000. - №2. - С. 29.

5. Гранберг А. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. - 2001. - №9. - С. 24.

6. Дорогов Н. Обоснование выбора экономической стратегии региона // Проблемы теории и практики управления. -

1998. - №3. - С. 36-40.

7. Корабейников И.Н., Спешилов С.М. Кластерный подход к организации регионального производственного комплекса: теоретические и практические аспекты / Под ред. академика РАН Татаркина А.И. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. -185 с.

8. Корабейникова О.А., Корабейников И.Н. Управление социально-экономическим развитием муниципальных образований: теоретические и практические аспекты: монография. - Оренбург: ПК ГОУ ОГУ, 2009. - 188 с.

9. Лапаева М.Г., Корабейников И.Н., Макеева Е.Н. Управление социально-экономическим развитием региона в условиях становления сетевой экономики: монография. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 268 с.

10. Лисицин А. Необходимо гибкое сочетание интересов регионов и центра // Проблемы теории и практики управления. -

1999. - №3. - С. 25-57.

11. Макинар П. Трансформация региональной экономической политики. // Проблемы теории и практики управления.-2001. - №2. - С. 90.

12. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело ЛТД, 1995. - 702 с.

13. Мильнер Б.З., Кочетков А.В., Левчук Д.Г. Управление территориально-производственными комплексами и программами их создания. - М.: Наука, 1985.

14. Управление государственной собственностью: Учебник / Под ред. В.И. Кошкина, В.М. Шупыро. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 496 с. - С. 67.

15. Уткин Э.А. История менеджмента. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: Изд-во ЭКМОС, 1997. - С. 47.

16. Уткин Э.А. Курс менеджмента: Учебник для вузов. - М.: Изд-во «Зерцало», 1998. - С. 39.

17. Федорук П., Нечаев В. Миренков С., Федорук С. Совершенствование организации управления //АПК: экономика и управление. - 1999.- №3. - С. 19-24.

Simkin D.G.

SOME PECULIARITIES OF DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF REGION MANAGEMENT

This article is devoted to the studying of peculiarities of development of organizational-economic mechanism of region management. Elements and principals of this mechanism realization are determined. The problems are proved and tasks of regional management are presented.

Key words: region, management, method, organizational-economic mechanism, parameters, principal

Информация об авто ре: Симкин Д.Г. соискатель Оренбургского государственного университета, 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел.: (3532) 579177

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.