Научная статья на тему 'Некоторые особенности рассмотрения гендерных отношений сквозь призму менталитета'

Некоторые особенности рассмотрения гендерных отношений сквозь призму менталитета Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
351
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГЕНДЕРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / АДЫГСКИЙ ЭТИКЕТ / ИНДИВИД / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МУЖЧИНА / ЖЕНЩИНА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / INTERPERSONAL RELATIONS / GENDER TOLERANCE / ADYGHE ETIQUETTE / INDIVIDUAL / INTERACTION / MALE / FEMALE / TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Геляхова Лейла Абдулаховна

В статье затронуты проблемы межличностных отношений, формирования толерантности как профилактики экстремизма, успешной социальной реализации человека в условиях взаимодействия различных культур, трансформации гендерных ролей. Гендерные отношения представлены сквозь призму норм адыгского этикета. Автор приводит данные собственного исследования гендерной толерантности на основе анализа отдельных качеств современных мужчин и женщин и делает вывод о степени терпимости в отношениях к тем или иным качествам со стороны обоих полов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some specifics of consideration of gender relations in the context of mentality

The article discusses the problems of interpersonal relations, formation of tolerance as extremism prevention, successful social fulfillment of a person in the conditions of coexistence of different cultures, transformation of gender roles. The gender relations are considered in the context of the rules of Adyghe etiquette. The author presents data of her own research of gender tolerance based on the analysis of individual traits of modern men and women, and makes a conclusion of the degree of gender-related tolerance to various personal traits.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности рассмотрения гендерных отношений сквозь призму менталитета»

УДК 316.75 Геляхова Лейла Абдулаховна

кандидат юридических наук,

преподаватель кафедры общепрофессиональных

дисциплин

Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ СКВОЗЬ ПРИЗМУ МЕНТАЛИТЕТА

Gelyakhova Leila Abdulakhovna

PhD in Law,

Lecturer, General Legal Disciplines Subdepartment, North Caucasus Institute for Advanced Training, branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

SOME SPECIFICS OF CONSIDERATION OF GENDER RELATIONS IN THE CONTEXT OF

MENTALITY

Аннотация:

В статье затронуты проблемы межличностных отношений, формирования толерантности как профилактики экстремизма, успешной социальной реализации человека в условиях взаимодействия различных культур, трансформации ген-дерных ролей. Гендерные отношения представлены сквозь призму норм адыгского этикета. Автор приводит данные собственного исследования гендерной толерантности на основе анализа отдельных качеств современных мужчин и женщин и делает вывод о степени терпимости в отношениях к тем или иным качествам со стороны обоих полов.

Ключевые слова:

межличностные отношения, гендерная толерантность, адыгский этикет, индивид, взаимодействие, мужчина, женщина, трансформация.

Summary:

The article discusses the problems of interpersonal relations, formation of tolerance as extremism prevention, successful social fulfillment of a person in the conditions of coexistence of different cultures, transformation of gender roles. The gender relations are considered in the context of the rules of Adyghe etiquette. The author presents data of her own research of gender tolerance based on the analysis of individual traits of modern men and women, and makes a conclusion of the degree of gender-related tolerance to various personal traits.

Keywords:

interpersonal relations, gender tolerance, Adyghe etiquette, individual, interaction, male, female, transformation.

Для современной России вопрос гендерной толерантности, относящийся к сфере межполовых отношений, является не только новым, но и особенно актуальным и сложным, поскольку касается сферы межличностных отношений и успешной социальной реализации человека. В условиях глобализации человек часто сталкивается с новыми образцами поведения, новыми мнениями, обычаями и традициями. Одни принимаются и понимаются человеком сразу, к другим привыкают постепенно, а третьи - отталкивают и вызывают негативное отношение.

В современном российском обществе в условиях взаимодействия различных культур все чаще обсуждается проблема толерантности по отношению к представителям другой национальности, проблема формирования терпимости как профилактика экстремизма. Однако стоит отметить, что проблема толерантности сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Изменения в отношениях между мужчинами и женщинами, трансформация гендерных ролей, «подчиненных нормам индивидуализации и плюрализации», породили новые формы межполового взаимодействия. Остановимся более подробно на определении терминов «толерантность», «гендерная толерантность». Так, Толковый словарь под ред. Д.Н. Ушакова [1] отсылает нас к понятию «терпимый», то есть «способный, умеющий терпеть что-нибудь чужое, мириться с чужим (мнением, характером и т. п.)». Такое же определение дает и Большой толковый словарь русского языка: «способный, умеющий терпимо относиться к чуждому мнению, поведению» [2]. Под гендерной толерантностью мы будем понимать «непредвзятое отношение к представителям другого пола, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков другого пола, отсутствие идей о превосходстве одного пола над другим» [3]. Антиподом гендерной толерантности выступает сексизм, т. е. такая ориентация, которая ставит в неблагоприятные условия один пол по отношению к другому, тем самым ограничивая его права и возможности на индивидуальную реализацию. Выражаясь в актах индивидуального и группового поведения, сексизм ограничивает возможности полноценного участия женщин в профессиональной, экономической жизни и т. п.

Проанализировав основные составляющие элементы понятия толерантности, попытаемся дополнить их применительно к гендерной терпимости. В первую очередь, стоит отметить уваже-

ФИЛОСОФИЯ

ние к личности независимо от ее половой принадлежности. Признание равенства между мужчинами и женщинами выступает важной составляющей гендерной толерантности. Помимо этого, стоит назвать и готовность принимать мнение индивида противоположного пола, исходящее из специфичности его социального бытия.

Вклад гендерной толерантности в нормализацию гендерных отношений бесспорен, но российская реальность еще бесконечно далека от осуществления подобного проекта [4]. Сейчас может казаться, что ситуация катастрофически ухудшается и вовсе не управляема, но это только начало движения, которое означает, быть может, негативную стадию кризиса, способного принести оздоровление сферы межполовых отношений и оформление гендерного порядка, свидетельствующего о рождении новых культурных норм [5].

Большой интерес представляет рассмотрение гендерных отношений сквозь призму менталитета, формирующегося под влиянием культурных факторов, - этики, этикета, религиозных воззрений, эстетических представлений. При этом мы исходим из того, что менталитет, как способ выражения знания о мире и человеке в нем, служит в повседневной жизни онтологическим и функциональным объяснением и содержит в первом случае ответ на вопрос, что это, а во втором - как и зачем это. Кроме того, менталитет как осознанная система символов и смыслов, обладает тенденцией к диверсификации, ему также свойственна трансформация, что дает возможность рассмотреть некоторые культурные факты как результат динамики внутриэтнического взаимодействия или иноэтнического влияния [6].

В Кабарде, независимо от сословной принадлежности, всех мальчиков и девочек учили нормам адыгского этикета, искусство владения которым было непременным условием социальной адаптации индивидуума.

Дифференциация моделей поведения по половому признаку захватывает и этикет. Национальный этикет, являясь отражением культурно-психологической общности народа, менталитета, несет значительные этические, регулятивно-нравственные функции. Его содержание и место в социальной жизни зависят от конкретно-исторических условий развития этноса. Совокупность моральных ценностей, так или иначе соприкасающихся с этикетом, обозначается у кабардинцев словами адыгагъэ (адыгство) как части общеадыгской этики и нэмыс (от араб. намус -честь, достоинство, репутация, совесть) [7].

Как полагают некоторые современные авторы, идея почитания и служения женщине считалась одной из центральных в культуре адыгов (Г.Х. Мамбетов, Б.Х. Бгажноков, С.М. Мафедзев, З.М. Налоев, А.И. Мусукаев, А.И. Першиц). А.И. Мусукаев этот культурный концепт переводит в гендерную плоскость, он считает, что неотъемлемой составной частью этикета адыгов считалось достойное поведение в общении полов.

В результате опроса мужчин и женщин, проведенного нами, были выявлены наиболее часто упоминаемые качества, с которыми ни в коем случае не согласны мириться респонденты («безответственность», «леность», «эгоизм», «грубость», «слабость», «вредные привычки»). Респонденты могли называть несколько вариантов. Необходимо отметить, что по отношению к сильной половине человечества были критично настроены не только женщины, но и сами мужчины. Данные ответы были типичны как для женщин, так и для мужчин.

Вместе с тем были выявлены некоторые несоответствия между ответами мужчин и женщин. Так, среди ответов респондентов-женщин чаще упоминалось такое качество мужчин, как «безответственность», среди ответов мужчин чаще упоминалось такое мужское качество, как «слабость». Приведенные данные показывают высокий процент неудовлетворенности мужской половиной человечества, весьма критичное отношение к ней. Следует обратить внимание на высокую неудовлетворенность мужчин своими же собственными качествами.

Респондентов также попросили оценить качества современных женщин, в результате чего были выявлены некоторые особенности в восприятии слабой половины человечества. Как оказалось, мужчины более терпимы к противоположному полу. Зачастую они давали женским качествам положительную оценку: «целеустремленность» (75 %), «сила» (67 %), «деловитость», «активность» (63 %), «трудолюбие» (59 %), «независимость» (55 %), «ум» (51 %).

Однако были выделены и отрицательные качества женщин, с которыми мужчины не могут мириться. Среди них на первом месте оказались «вредные привычки» (45 %) и «вульгарность» (25 %). Помимо этого, у мужчин вызывает отрицательные чувства желание некоторых женщин «жить за чужой счет» (10 %). Женщины же по отношению к своему полу оказались непримиримы и назвали ряд неприемлемых качеств, характеризующих современный слабый пол. На первом месте оказались «вредные привычки». Это отметили 73 % опрошенных респондентов-женщин. На втором месте, как и у мужчин, оказался ответ - «вульгарность» (63 %), далее - «наглость» (58 %) и «глупость» (57 %).

Таким образом, по результатам исследования гендерной толерантности было выявлено, во-первых, достаточно критическое отношение женщин как к своему, так и к противоположному полу; во-вторых, более терпимое отношение мужчин к женщинам, нежели наоборот. При этом стоит отметить, что мужчины в возрасте от 40 лет и старше обладают по отношению к женщинам большей терпимостью, нежели мужчины в возрасте 25-33 лет, которые высказывали больше критических оценок по отношению к слабому полу.

Ссылки:

1. Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1101192 (дата обращения: 10.08.2014).

2. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов [Электронный ресурс]. URL: http://www.gramota.ru/slovari/info/bts/ (дата обращения: 10.08.2014).

3. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» [Электронный ресурс]. URL: http://www.tolerance.ru/VT-3-4-toler-kak.php?PrPage=VT (дата обращения: 10.08.2014).

4. Майерс Д. Социальная психология / пер. с англ. СПб., 1998. С. 102.

5. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / пер. с англ. М., 1999. С. 309.

6. Рябова Т.Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований // Личность. Культура. Общество. Т. V. Вып. 1-2 (15-16). С. 120-125.

7. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. 1987. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.