Научная статья на тему 'Некоторые особенности проведения уроков физической культуры в средне-профессиональных учебных заведениях'

Некоторые особенности проведения уроков физической культуры в средне-профессиональных учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
103
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SPECIAL MEDICAL GROUP / PLANNING PHYSICAL EDUCATION LESSONS / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Утяшева Ирина Мунировна, Хомяков Геннадий Константинович, Мещерская Елена Владиславовна, Добрецкая Оксана Владимировна

На основании проведенного профилактического осмотра учащихся Иркутского техникума речного и автомобильного транспорта предложены методика проведения уроков физической культуры в специальной медицинской группе и программа развития основных физических качеств на уроках физической культуры, отличающаяся последовательностью с учётом морфофункциональных показателей. Показаны особенности распределения обучающихся по основным группам в зависимости от диагноза, выявленного при медицинском осмотре. Практическая значимость дифференцированного подхода к построению занятий по физической культуре позволила улучшить состояние их здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Утяшева Ирина Мунировна, Хомяков Геннадий Константинович, Мещерская Елена Владиславовна, Добрецкая Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES TO CONDUCT PHYSICAL EDUCATION LESSONS AT SECONDARY VOCATIONAL SCHOOLS

On the basis of preventive examination of students of Irkutsk College of River and Automobile Transport the authors propose methods to conduct physical education lessons in a special medical group and a program to develop major physical qualities at physical education lessons. The program is consistent in taking into account morphological and functional parameters. The features to distribute students by major groups, depending on the diagnosis, revealed during medical examination are demonstrated. The practical importance of a differentiated approach to the organization of physical education lessons allowed to improve the health of students.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности проведения уроков физической культуры в средне-профессиональных учебных заведениях»

чувствовать его внутренним мир и с этих позиции постараться понять его, то ему гораздо легче выбрать оптимальный способ выражения реакции на извинение. В такой ситуации коммуникативное взаимодействие собеседников оказывается, как правило, удачным.

Итак, на основании анализа примеров мы приходим к выводу, что в прототипической ситуации изви-

нения коммуникативное поведение и адресанта, и адресата является кооперативным. Адресант извиняется, используя этикетные формулы извинения или же комбинацию этикетной формулы со свободным высказыванием. Адресат принимает извинение нередко при помощи этикетных формул реагирования. В целом, в таких случаях коммуникативное взаимодействие собеседников можно назвать успешным.

Библиографический список

1. Краткий этимологический словарь русского языка / под ред. С.Г. Бархударова. М.: Учпедгиз, 1961. 403 с.

2. Ратмайр Р. Прагматика извинения: Сравнительное исследование на материале русского языка и русской культуры. М.: Языки славянской культуры, 2003. 272 с.

3. Степанов Ю.С. В поисках прагматики: проблема субъекта // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. Т. 40. № 4. М., 1981. С.

321-330.

4. Olshtain E., Vollmer H.J., The Language of Apologies in German // Cross-Cultural Pragmatics: Requests and Apologies. Vol. 31. Norwood, New Jersey: Newbury House, 1989. P. 197-218.

5. The Concise Oxford Dictionary of English Etymology / ed. By T.F. Hoad. London: Oxford U. P., 1985. 600 p.

УДК 796

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СРЕДНЕ-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

И.М. Утяшева1, Г.К. Хомяков2, Е.В. Мещерская3, О.В. Добрецкая4

1,3,4Иркутский техникум речного и автомобильного транспорта, 664040, г. Иркутск, ул. Ярославского, 221. 2Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

На основании проведенного профилактического осмотра учащихся Иркутского техникума речного и автомобильного транспорта предложены методика проведения уроков физической культуры в специальной медицинской группе и программа развития основных физических качеств на уроках физической культуры, отличающаяся последовательностью с учётом морфофункциональных показателей. Показаны особенности распределения обучающихся по основным группам в зависимости от диагноза, выявленного при медицинском осмотре. Практическая значимость дифференцированного подхода к построению занятий по физической культуре позволила улучшить состояние их здоровья. Ил. 3. Библиогр. 8 назв.

Ключевые слова: специальная медицинская группа; планирование уроков физической культуры; среднее профессиональное образование.

SOME FEATURES TO CONDUCT PHYSICAL EDUCATION LESSONS AT SECONDARY VOCATIONAL SCHOOLS I.M. Utyasheva, G.K. Khomyakov, E.V. Mescherskaya, O.V. Dobretskaya

Irkutsk College of River and Automobile Transport, 221 Yaroslavsky St., Irkutsk, 664040. Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074.

On the basis of preventive examination of students of Irkutsk College of River and Automobile Transport the authors propose methods to conduct physical education lessons in a special medical group and a program to develop major physical qualities at physical education lessons. The program is consistent in taking into account morphological and functional parameters. The features to distribute students by major groups, depending on the diagnosis, revealed during medical examination are demonstrated. The practical importance of a differentiated approach to the organization of physical education lessons allowed to improve the health of students.

1Утяшева Ирина Мунировна, руководитель физического воспитания, тел.: 89246344389, e-mail: Staer88@yandex.ru Utyasheva Irina, Supervisor of Physical Education, tel.: 89246344389, e-mail: Staer88@yandex.ru

2Хомяков Геннадий Константинович, доцент кафедры физической культуры, тел.:89501418235, e-mail: girya-irk60@yandex.ru Khomyakov Gennady, Associate Professor of the Department of Physical Education, tel.: 89501418235, e-mail: girya-irk60@yandex.ru

3Мещерская Елена Владиславовна, преподаватель физической культуры, тел.: 8950080675, e-mail: Staer88@yandex.ru Mescherskaya Elena, Teacher of Physical Education, tel.: 8950080675, e-mail: Staer88@yandex.ru

4Добрецкая Оксана Владимировна, преподаватель физической культуры, тел.: 89025143670, e-mail: Staer88@yandex.ru Dobretskaya Oksana, Teacher of Physical Education, tel.: 89025143670, e-mail: Staer88@yandex.ru

3 figures. 8 sources.

Key words: special medical group; planning physical education lessons; secondary vocational education.

Нестабильная социально-экономическая обстановка и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ослабление инфраструктуры здравоохранения, образования и культуры заметно ухудшили положение учащихся, возможности их жизнеобеспечения, развития и социализации.

Данные медицинского осмотра 2012 года говорят о том, что у учащихся 1-го курса Иркутского техникума речного и автомобильного транспорта (ИрТРиАТ) самыми распространёнными видами заболеваний являются нарушения органов опорно-двигательного аппарата, зрения и пищеварения, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, функций органов дыхания. К тому же у многих студентов обнаружено от двух до пяти заболеваний. Анализ состояния здоровья учащихся свидетельствует, что ежегодно увеличивается число первокурсников, отнесённых к третьей (13,6%), второй (8%), а также четвёртой (5,1%) группам здоровья. Такое критическое положение состояния здоровья студентов создаёт большие трудности для организации и проведения учебно-тренировочного процесса по дисциплине "Физическая культура".

Для проведения занятий по физическому воспитанию все студенты техникума распределяются по четырём общепринятым группам. Распределение проводится руководителем и преподавателями физкультуры в начале учебного года с учётом пола, состояния здоровья (по результатам медицинского заключения), физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности, интересов студентов. Каждая группа имеет определённое содержание и целевую направленность занятий.

Учебный процесс во второй и третьей группах имеет определенную специфику и преимущественно направлен на:

• укрепление здоровья студентов, устранение функциональных отклонений, недостатков в физическом развитии и физической подготовленности на протяжении всего периода обучения;

• использование студентами знаний о характере и течении своего заболевания, обучение совместно с преподавателем самостоятельному составлению и выполнению комплексов общеразвивающих и специальных упражнений, направленных на профилактику болезни;

• приобретение студентами доступных необходимых знаний по основам теории, методике и организации физического воспитания.

По инициативе преподавателей для проведения занятий по индивидуальной программе в соответствии с научно обоснованными рекомендациями [5-7] студенты специальной медицинской группы в зависимости от характера заболевания делятся на четыре подгруппы: А, Б, В и С.

Группа А комплектуется из студентов с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем. Основным содержанием

занятий в этой группе являются строго индивидуально дозируемые дыхательные упражнения.

Группа Б формируется из студентов с заболеваниями органов пищеварения, печени, почек, половых органов, эндокринной системы. В этой группе преимущественно используются упражнения основной гимнастики, включенные в программы лечения конкретных заболеваний.

Группа В состоит из студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата. В этой группе преобладают упражнения, совершенствующие осанку, опорно-двигательный аппарат, а также общеразвива-ющие и направленно корригирующие.

Группа С состоит из студентов с близорукостью (миопией) в степени от -5 и ниже.

Физическая нагрузка во всех четырёх группах строго индивидуально регламентируется, исключаются упражнения с натуживанием и жёсткими интервалами отдыха. Моторная (двигательная) плотность занятий невысока, отдых между отдельными нагрузками должен быть достаточен для восстановления функций органов и систем. Циклические упражнения выполняются с умеренной интенсивностью.

Необходим своевременный перевод студентов из третьей (специальной медицинской) группы во вторую (подготовительную), а затем и в основную.

Одной из важнейших задач занятий физической культурой в специальных медицинских группах является дозированное, с учётом степени имеющихся нарушений и уровня приспособительных возможностей организма, использование сложных упражнений. Достижение максимального оздоровительного эффекта возможно при строгом дифференцировании (в зависимости от существующих нарушений и адаптационных возможностей индивида) методов занятий. Поэтому недопустимо объединять студентов данной и других функциональных групп как на весь период занятий, так и на разминочную и заключительную его части. Формальное количественное (по числу повторений отдельных упражнений) разграничение двигательной активности учащихся противопоказано. Важно иметь в виду, что организм студента, отнесённого по состоянию здоровья к специальной группе, нуждается в двигательной активности не меньше, а чаще всего больше, чем организм здоровых юношей и девушек, причём ему требуется иная по объёму и интенсивности двигательная активность. Кроме того, в процессе занятий, проводимых со студентами специальной группы, должна соблюдаться профессионально-прикладная направленность, поскольку на содержательную сторону двигательной активности, её объём, интенсивность влияет будущая трудовая деятельность, которую делят на четыре основные группы.

К первой группе следует отнести профессии, связанные с малой мышечной нагрузкой, деятельностью в сидячем положении (или положении стоя) с большими умственными и нервно-эмоциональными напряжениями (инженеры, научные работники, студенты,

преподаватели, бухгалтеры, экономисты и др.).

Вторая группа - это профессии, требующие повышенного внимания; большой нагрузки на зрительный анализатор, мышцы плеча и предплечья; статичной позы; однообразных движений (работы на автоматических линиях, у регулируемых приборов и т.п.).

К третьей группе относятся профессии, труд которых (в основном стоя) связан с приспособлениями, механизмами, инструментами, физическими усилиями.

В четвертую группу входят профессии, обусловленные физическим трудом, околопредельными энергетическими затратами.

В основе занятий физическими упражнениями и использования средств закаливания студентов, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, лежат три основных принципа, которые заключаются:

первый - в оздоровительной, лечебно-профилактической направленности использования средств физической культуры (пронизывает все особенности методики и организации занятий на основе принципа постепенности);

второй - в дифференцированном подходе: средства физической культуры используются в зависимости от характера выраженности структурных и функциональных нарушений в организме, вызванных патологическим процессом;

третий - в индивидуальности построения урока. Эти особенности определяют потребности каждого студента в конкретных средствах и методах физического воспитания. Зачисление студента в определённую группу (подгруппу) следует рассматривать как событие временное, так как при очередном медицинском осмотре (не реже чем один раз в шесть месяцев) он может быть переведён в другую группу (подгруппу). Решающим критерием в этом отношении является достигнутый уровень адаптации к условиям воздействия физических нагрузок.

С учётом морфофункциональных нарушений в организме студента для него могут быть подобраны специальные упражнения, которые способны обеспечить сниженную нагрузку для ослабленного патологическим процессом органа при достаточно высоких нагрузках для других функциональных систем. Известно, что восстановление происходит намного быстрее, если после больших нагрузок даются упраж-

нения малой интенсивности. Развитие физических качеств предусматривает определённую последовательность (рис. 1).

Данный порядок тренировки обусловлен целесообразной последовательностью развития физических качеств [8].

Состояние сердечно-сосудистой системы лимитирует физическую нагрузку на организм подростка [14]. Контроль над её функционированием проводится с помощью индекса эффективности кровообращения (ИЭК), который показывает, какое количество (объём) крови, обеспечивающей организм кислородом, выталкивается из левого желудочка на один удар пульса. Данный интегральный показатель определим частным от деления пульсового давления на частоту сердечных сокращений:

„ Пульсовое давление

ИЭК =---

частота сердечных сокращений

где пульсовое давление = АДтах - АДт,„\ АДтах - максимальное артериальное давление; АДтПп - минимальное артериальное давление.

Предлагаемый способ контроля реакции сердечно-сосудистой системы на выполненную тренировочную нагрузку позволяет:

- объективно определять соответствие тренировочной и соревновательной нагрузки возможностям организма;

- проводить своевременную коррекцию микроциклов нагрузки в тренировочном и соревновательном режимах;

- определять границы перехода выполнения аэробной нагрузки к анаэробной в цикловом плане тренировки и в соревновательном режиме.

Для обеспечения тренировочного эффекта необходимо:

1) планомерное повышение физических нагрузок, обеспечивающих последующее гипервосстановление;

2) полноценное питание,

3) исключение тренировочной перегрузки.

Тренировка по графу допустимой последовательности действий тренировочного процесса отображена на рис. 2.

Физическое Неделя месяца

качество 1-я 2-я 3-я 4-я

Выносливость

Сила

Скоростная сила (быстрота)

Силовая выносливость

Рис. 1. Развитие физических качеств в месячном цикле тренировок

Рис. 2. Граф допустимой последовательности действий тренировочного процесса

ЛБ

160 150 140 130 120 110 100 90 80 70 60 50

Частота пульса

Вводная часть урока ЛФК (30 %)

Основная часть урока ЛФК (50 %)

Заключительная часть урока ЛФК (20 %)

Рис. 3. Врачебно-педагогический контроль на уроке в специальной медицинской группе

В алгоритме в места между проверкой двух логических условий введены «пустые» операторы, которые отмечены двойными кружками, а двойными стрелками указаны недопустимые пути. «Пустые» операторы -это операторы, которым не соответствуют действия тренировочного процесса. Как видно из графа, допустимый тренировочный процесс от вершины «0» до вершины «12» (с повторением начиная с «7» или окончанием тренировки через «12») может проходить как с сохранением (вершина «14») или уменьшением (вершина «13») предыдущей нагрузки, так и с увеличением нагрузки (вершина «10»). Причём все эти пути приходят в вершину «11». Заметим, что путь от вершины «0» до вершины «8» является обязательным для всех вариантов тренировочного процесса, следовательно, возможны четыре варианта его реализации: а) 8-15-14-11; б) 8-15-13-11; в) 8-9-13-11; г) 8-910-11.

Операторы действия от А0 до А8 соответствуют вершинам графа, кроме пустых вершин, обозначающих раздвоенные пути.

Проведённый врачебно-педагогический контроль на уроке физкультуры с ослабленными детьми показал, что его подготовительная часть проведена методически правильно - организм учеников постепенно подготовлен для проведения основной части урока, которая по нагрузке также соответствует физиологическим данным занимающихся подростков. Заключительная часть урока нормализует состояние ученика.

Таким образом, использование качественно различных физических упражнений, отличающихся от других воздействий динамической структурой двигательного акта (топография, последовательность и характер деятельности включающихся мышечных групп), может стать фактором целенаправленного регулирования напряжения систем организма. При этом достоверным критерием оценки состояния сердечнососудистой системы на предъявляемую нагрузку является индекс эффективности кровообращения, это универсальный показатель толерантности к физической нагрузке, по ИЭК можно планировать стратегию и тактику тренировочного процесса.

Библиографический^писо^

1. Авдеева Т.Г. Бахрах И.И. Детская спортивная медицина. Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

2. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровым: метод. пособие. М.: ООО «Издательство Астриль», 2003.

3. Велитченко В.К. Физическая культура для ослабленных детей: метод. пособие. М.: Терра-Сифт, 2000.

4. Дубровский В.И. Спортивная медицина: учебник для вузов. 2-е изд., доп. М.: ИЦ «Владос», 2002.

5. Изаак С.И., Панасюк Т.В., Тамбовцева Р.В. Физическое развитие и биоэнергетика мышечной деятельности школь-

ников. М.-Орёл: Изд-во ОРАГС, 2005.

6. Мониторинг здоровья субъекта образовательного процесса в вузах «Паспорт здоровья» / Лебединский В.Ю., Колокольцев М.М., Маслова Е.С. [и др.]: монография. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008.

7. Минин Б.И. Книга для учителя физкультуры. М.: Астрель-Аст, 2003.

8. Хомяков Г.К. Управление тренировочным процессом в гиревом спорте. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008.

УДК 353.1:947.16

ОСОБЕННОСТИ СОВЕТСКОГО МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ВОСТОКЕ РОССИИ (НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ ИЗ ИСТОРИИ)

л

Б.Г. Хачатурян1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российская академия правосудия (Дальневосточный филиал), 680014, г. Хабаровск, ул. Восточное шоссе, 49.

Статья посвящена комплексному исследованию истории формирования советских органов местного управления (1917-1993 гг.) на Востоке России. Автор стремится проследить процесс формирования органов местного управления в различные периоды советского строительства (1920, 1940, 1980 гг.). На основании сравнительного анализа делается попытка очищения истории советского местного управления от некоторых мифов, сложившихся как в советское, так и в постсоветское время, и делается ряд выводов. Такой взгляд будет интересен специалистам в области местного самоуправления. В статье обобщен новый материал по исследуемой теме, в научный оборот вводятся новые источники. Библиогр. 35 назв.

Ключевые слова: местные Советы; местное управление; служащие; средний слой; класс средних собственников; местное самоуправление.

FEATURES OF THE SOVIET LOCAL GOVERNMENT IN THE EAST OF RUSSIA (SOME CONCLUSIONS FROM THE HISTORY) B.G. Khachaturyan

Russian Academy of Justice (Far East Branch), 49 Vostochnoe Shosse, Khabarovsk, 680014.

The article is devoted to the comprehensive study of the formation history of Soviet local governments (1917-1993) in the East of Russia. The author is aimed at tracing the formation of local governments in different periods of Soviet construction (1920, 1940, 1980). Based on the comparative analysis he attempts to cleanse the history of Soviet local governments from some of the myths developed both in the Soviet and post-Soviet era, and makes a number of conclusions. Such a view will be of interest to specialists in the field of local self-government. The article summarizes the new material on the theme under the investigation and introduces new sources into the scientific use. 35 sources.

Key words: local Soviets; local government; employees; middle class; class of middle property owners; local self-government.

В последнее десятилетие XX столетия в связи с реформированием системы государственного и местного управления в России сложилось негативное отношение к системе местного управления, созданного большевиками. Оценки эти во многом исходят из характеристики Советов, высказанных большевистскими функционерами еще в первые годы советской власти. Так, один из коммунистических лидеров Л.М. Каганович в 1923 г. следующим образом охарактеризовал советскую систему управления: «Государственная власть в целом стала самоуправлением, а местное самоуправление стало государственной властью» [1,

с. 77], тем самым выразив будущую формулу взаимоотношений между государством и местным самоуправлением.

Сегодня мы можем проанализировать эти общественные отношения на востоке России [2] без идеологического налёта, характерного для семидесяти лет советской власти и шельмования этих органов в конце 80-х - начале 90-х гг. XX столетия, и сделать некоторые новые вывод.

После отречения Николая II от престола власть на российском востоке представляла из себя конгломерат различных образований: от комитетов обществен-

1Хачатурян Борис Григорьевич, кандидат исторических наук, доцент, советник юстиции 1-го класса, тел./факс: (4212) 738165, e-meil: hach5@rambler.ru

Khachaturyan Boris, Candidate of History, Associate Professor, 1 -Class Counselor of Justice, tel.: (4212) 738165, e-mail: hach5@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.