Научная статья на тему 'Специфика применения гиревого спорта и бокса в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов'

Специфика применения гиревого спорта и бокса в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
549
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ / РЕЗУЛЬТАТЫ ПОДГОТОВКИ ГИРЕВИКОВ / PLANNING SPORTS TRAINING / RESULTS OF TRAINING WEIGHTLIFTERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хомяков Геннадий Константинович, Утяшева Ирина Мунировна, Чемезов Анатолий Иннокентьевич, Цуккер Леонид Гарриевич

Проведён анализ программы подготовки гиревиков в сочетании с элементами бокса. Определено применение программы подготовки гиревиков в сочетании с элементами бокса для эффективного развития физических качеств спортсменов. Планирование тренировочного процесса согласуется с условиями высшей школы. На этом основании предложен авторский проект программы, приемлемой для учебной почасовой нагрузки на уроках физической культуры в вузах. Показана эффективность планирования, реализованного в результатах подготовки гиревиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хомяков Геннадий Константинович, Утяшева Ирина Мунировна, Чемезов Анатолий Иннокентьевич, Цуккер Леонид Гарриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF KETTLEBELL LIFTING AND BOXING APPLICATION UNDER APPLIED PROFESSIONAL PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS

The article analyzes the weightlifters’ training program including boxing elements. It determines the application of the weightlifters’ training program including boxing elements for the effective development of physical qualities of athletes. Planning of the training process is consistent with the conditions of higher education. On this basis, the authors propose a draft program acceptable for educational hourly load at the lessons of physical education in universities. The article demonstrates the efficiency of planning implemented in the results of weightlifters’ training.

Текст научной работы на тему «Специфика применения гиревого спорта и бокса в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов»

ноября 1991 г. № 1948-1 // Российская газета. 6 февраля 1992 г.

6. О гражданстве СССР: Закон СССР от 01.12.1978 № 8497-1Х // Ведомости ВС СССР. 1978. № 49. Ст. 816.

7. О гражданстве Союза Советских Социалистических Республик: Закон СССР от 19.08.1938 // СПС «Консультант Плюс».

8. О правовом положении иностранных граждан в СССР: Закон СССР от 24.06.1981 № 5152-Х // Ведомости ВС СССР 1981. № 26. Ст. 836.

9. Романова А.Г., Степанов Е.А. Особенности участия иностранцев в советском уголовном процессе. М.: ВНИИ МВД СССР, 1980. 115 с.

10. Российское законодательство Х-ХХ вв. В 9 т. Т. 4: Зако-

нодательство периода становления абсолютизма. М.: Юрид. лит., 1986. 512 с.

11. Российское законодательство Х-ХХ веков. В 9 т. Т. 2: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М.: Юрид. лит., 1985. 520 с.

12. Российское законодательство Х-ХХ веков. В 9 т. Т. 3: Акты Земских соборов. М.: Юрид. лит., 1985. 512 с.

13. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 29.12.2001, с изм. от 26.11.2002) // Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 40. Ст. 592.

14. Английские путешественники в московском государстве в ХУ! в. / Пер. с англ. Ю.В. Готье, 1937. 207 с.

УДК 796.83

СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ГИРЕВОГО СПОРТА И БОКСА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

© Г.К. Хомяков1, И.М. Утяшева2, А.И. Чемезов3, Л.Г. Цуккер4

1,2,3,4Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15. 1,2Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Проведён анализ программы подготовки гиревиков в сочетании с элементами бокса. Определено применение программы подготовки гиревиков в сочетании с элементами бокса для эффективного развития физических качеств спортсменов. Планирование тренировочного процесса согласуется с условиями высшей школы. На этом основании предложен авторский проект программы, приемлемой для учебной почасовой нагрузки на уроках физической культуры в вузах. Показана эффективность планирования, реализованного в результатах подготовки гиревиков.

Ил. 6. Табл. 7. Библиогр. 32 назв.

Ключевые слова: планирование спортивной тренировки; результаты подготовки гиревиков.

SPECIFIC FEATURES OF KETTLEBELL LIFTING AND BOXING APPLICATION UNDER APPLIED PROFESSIONAL PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS

G.K. Khomyakov, I.M. Utyasheva, A.I. Chemezov, L.G. Tsukker

Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074, Russia. Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article analyzes the weightlifters' training program including boxing elemen ts. It determines the application of the weightlifters' training program including boxing elements for the effective development of physical qualities of athletes. Planning of the training process is consistent with the conditions of higher education. On this basis, the authors propose a draft program acceptable for educational hourly load at the lessons of physical education in universities. The article demonstrates the efficiency of planning implemented in the results of weightlifters' training. 6 figures. 7 tables. 32 sources.

Key words: planning sports training; results of training weightlifters.

Выполнение задач, поставленных перед федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образо-

вания, базируется на подготовке гармоничного, всесторонне физически развитого, годного по состоянию здоровья специалиста к выполнению стоящих перед

1Хомяков Геннадий Константинович, доцент кафедры физической культуры, тел.: 89501418235, e-mail: girya-irk60@yandex.ru Khomyakov Gennady, Associate Professor of the Department of Physical Education, tel.: 89501418235, e-mail: girya-irk60@yandex.ru

2Утяшева Ирина Мунировна, руководитель физического воспитания, тел.: 89246344389, e-mail: Staer88@yandex.ru

Utyasheva Irina, Supervisor of Physical Education, tel.: 89246344389, e-mail: Staer88@yandex.ru

3Чемезов Анатолий Иннокентьевич, ст. преподаватель, тел.: (3952) 411514.

Chemezov Anatoly, Senior Lecturer, tel.: (3952) 411514.

4Цуккер Леонид Гарриевич, аспирант, тел.: 89024588918.

Tsukker Leonid, Postgraduate, tel.: 89024588918.

ним профессиональных целей.

Решение данной проблемы достигается в рамках конверсии спортивных технологий (методика применения гиревого спорта и бокса) применительно к решению задач профессионально-прикладного физического воспитания студентов ФГОУ ВПО [26,27,28]. Это направление обеспечит оптимальную образовательную, воспитательную и оздоровительную направленность профессиональной прикладной физической подготовки, будет способствовать развитию потребностей и мотивов студентов вузов к постоянным занятиям физическими упражнениями.

Эффективность производственной деятельности человека обеспечивается совокупным человеческим капиталом, включающим стремление к профессиональному росту и высокому уровню развития физических, психических функций организма.

Автоматизация и механизация всех отраслей производства приводит к сокращению мускульных затрат. При этом значительно возрастает значение осознания необходимости гармоничного развития личностных качеств и физического совершенствования молодёжи. Реализация этой важнейшей проблемы возможна через систему физического воспитания и ее составной части - профессионально-прикладной физической подготовки [20; 22; 23; 26; 28].

Подбор состава средств профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) определяется оптимизацией развития профессионально-значимых физических качеств и личностных свойств, которые достигаются комбинированием нагрузки на основе бокса и гиревого спорта [26; 27].

Основанная на применении бокса и гиревого спорта методика спортивно-ориентированной направленности профессионально-прикладной физической подготовки с циклическим построением тренировочных занятий студентов оптимизирует развитие быстроты, силы, общей, скоростной и силовой выносливости. Это приведет к позитивному изменению физической готовности к производительному труду, а также самочувствия, заинтересованности студентов в физическом самосовершенствовании [17], будет способствовать формированию таких характерологических качеств, как целеустремленность, трудолюбие, решительность, уверенность и самообладание [22; 29; 30].

Однако вопросы применения бокса и гиревого спорта в системе физического воспитания студентов технических вузов освещены недостаточно. Нет теоретических, методических рекомендаций по использованию названных видов спорта с образовательной, воспитательной, оздоровительной и коррекционной целью. Исходя из этого, научное обоснование и экспериментальная апробация применения бокса и гиревого спорта в процессе ППФП студентов вузов является актуальной и необходимой. Такое положение может быть существенным дополнением теории и методики физического воспитания студентов в высших профессиональных образовательных учреждениях [19; 20; 21].

Существующие рабочие программы по боксу для (неспециализированных) технических и гуманитарных вузов России показывают, что процесс обучения гиревому спорту и боксу (поурочные занятия) в точности повторяют примерную программу по боксу 2005-2009 гг., по которой работают в ДюСШ, СДЮШОР и ШВСМ [1-16] и которая рассчитана на возрастную аудиторию, начиная с 10-12 лет. Однако она имеет совершенно иную поурочную нагрузку. Необходимо пересмотреть систему обучения (начальной подготовки) для старшего возраста по соотношению средств физической и технико-тактической подготовки (табл. 1,2). Кроме того, пропущены естественные сенситивные периоды развития физических качеств. Компенсация их обеспечивается наращиванием интенсивности тренировочного процесса, что отражается в распределении учебных часов в течение срока обучения в вузе (табл. 2). В связи с выявленными проблемами решения требуют следующие задачи: а) интенсификация тренировок для совершенствования восстановительного процесса организма; б) модификации имеющихся тренажёров для инновационного подхода обучения техники движения спортсменов; в) алгоритмическое построение тренировочного процесса.

Авторами предлагается программа обучения студенческой молодежи, реализация которой позволяет научить азам бокса и технике классических движений гиревого спорта студентов 1 и 2 курса при двухразовых занятиях в неделю физической культурой по спортивной специализации «бокс - гиревой спорт» в вузе в течение 1 года.

Таблица 1

Основная структура дисциплины по программе подготовки бакалавров_

Вид учебной работы Трудоемкость, часов

Всего Семестр

№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7

Общая трудоемкость дисциплины 400

Аудиторные занятия, в том числе:

практические 384 68 72 68 72 34 36 34

Вид промежуточной аттестации (итогового контроля по дисциплине) зачет зачет зачет экзамен (16 час на экзамен)

Таблица 2

Этапы подготовки студентов-гиревиков с азами бокса в учебный период_

Вид спорта Этапы подготовки

Бокс Возраст Начальной подготовки, спортивно - оздоровительный Учебно-тренировочный Спортивного совершенствования Высшего спортивного мастерства

1- 4-й год СО 1 год 2-й год 3-й год 4-й год

17-20 17 18 19 20

Необходимо учитывать, что часть студентов будет заниматься гиревым спортом и боксом в оздоровительном режиме (СО). Поэтому выделяется эта группа, которая, освоив основные приёмы бокса, не стремится к совершенствованию дальнейшего мастерства.

Студентам-гиревикам необходимо форсировать развитие физических качеств, которые не были развиты ранее элементами бокса.

Автором [25] подтверждается эффективность использования ППФП с применением бокса и гиревого спорта. Показатели скоростных качеств студентов экспериментальных групп имеют тенденцию к улучшению. В то же время использование стандартной методики физического воспитания приводит к снижению показателей скоростных качеств студентов контрольных групп. Эффективность применения сочетания бокса и гиревого спорта составляет 4,26% за время проведения эксперимента (2 года - 18 замеров). При-

рост скоростных качеств у студентов экспериментальных групп составил по сравнению с исходным уровнем подготовки за время проведения эксперимента 0,427 с, а в контрольных группах только 0,214 с, то есть 99,48% при р<0,001 [25; 26].

В программе, предложенной авторами, наибольшее внимание уделяется скоростно-силовым качествам спортсменов (табл. 3).

Естественно, это требует перепланирования соотношения средств физической и технико-тактической подготовки на весь период обучения в вузе (табл. 4).

Ограничение времени уроков физической культуры, отведённой программой вуза, потребовало перераспределения режима учебно-тренировочной работы и изменения требований по физической, технической и спортивной подготовке студентов-гиревиков с обучением элементам бокса (табл. 5).

Таблица 3

Примерные сенситивные периоды развития двигательных качеств студентов - боксёров

Морфофункциональные показатели, физические качества Возраст (лет)

17 18 19 20

Рост + +

Мышечная масса + ++ + +

Быстрота ++ + +

Скоростно-силовые качества +++ + + +

Сила + +

Выносливость(аэробные возможности) ++ + + +

Анаэробные возможности + ++

Гибкость + + + +

Координационные способности ++ + + +

Равновесие + + + +

Таблица 4

Соотношение средств физической и технико-тактической _подготовки по годам обучения (%)_

Виды подготовки Этапы подготовки

СО НП УТ СС

Весь период 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год

Общая физическая подготовка 30 20 20 20

Специальная физическая подготовка 30 30 30 30

Технико-тактическая подготовка 40 50 50 50

Всего 100 100 100 100

Таблица 5

Месячный план тренировок развития физических качеств_

Физическое качество I неделя II неделя III неделя IV неделя

Выносливость 10% тренировки (час) 10% тренировки (час) 15% тренировки (час) 15% тренировки (час)

Сила 15% тренировки (час) 20% тренировки (час) 5% тренировки (час) 15% тренировки (час)

Скоростная сила (быстрота) 40% тренировки (час) 50% тренировки (час) 65-70% тренировки (час) 30% тренировки (час)

Силовая выносливость 35% тренировки (час) 20% тренировки (час) 10% тренировки (час) 40% тренировки (час)

За годы обучения в вузе студенты-боксёры выполняют все требования по общефизической подготовке (ОФП), специальной физической подготовке (СФП), а также технико-тактической подготовке (ТТП).

Программа с успехом реализуется в течение нескольких лет (2009-2012 гг.) на базе отделения спортивной специализации по боксу кафедры физической культуры Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета (ИрГТУ) и показала свою эффективность.

В процессе совершенствования общей и профессионально-прикладной физической подготовленности с использованием авторской программы у студентов изучалась динамика пульса и артериального давления в различных частях урока при развитии общей выносливости. Оценка проводилась при помощи индекса эффективности кровообращения (ИЭК), который даёт положительную тенденцию.

Независимыми исследованиями автора [24; 25; 26; 27; 28] достоверно установлено, что при использовании методики сочетания бокса и гиревого спорта уровень развития работоспособности сердца у студентов имеет тенденцию к улучшению, в то время как у контрольных групп он снижается. Эффективность такой методики составляет 6,42%. В то же время тенденция к ухудшению показателя у контрольных групп свидетельствует, что применяемая стандартная программа физического воспитания студенческой молодежи имеет недостаточное количество учебных часов (4 часа в неделю) для поддержания уровня здоровья и требует коренной реорганизации. Рост уровня ПСД у студентов экспериментальных групп составил по сравнению с исходным уровнем подготовки за время проведения эксперимента (2 года - 18 замеров) 0,251 балла, а в контрольной группе снизился на 0,102 балла. Психоэмоциональная устойчивость студентов также возрастает.

Для обеспечения безопасности тренировок ограничивается работа со спарринг-партнёрами. Однако работа на снарядах вырабатывает необходимые физические, психологические качества.

Для совершенствования координации использовалось как традиционное обучение технике ударов на боксёрских мешках, грушах, так и модифицированных манекенах. Обучение на них студентов-гиревиков

имеет ряд преимуществ. Авторами предложены модифицированные боксёрские снаряды: «груша» - патент № 125866 (рис. 1), боксёрский тренажёр для «новичков-боксёров» - патент № 125866 (рис. 2), амортизирующие боксёрские «лапы» (рис. 3), «лапы» «светлячок» (рис. 4). Спортивный боксёрский тренажёр «груша» рекомендован к использованию в обучении и тренировке начинающих боксёров на средней и ближней дистанции боя (расстояние согнутой в локте руки). С помощью данного тренажёра коллективом авторов решается проблема обучения ближнему бою.

Обучение на этом тренажёре гиревиков-новичков обладает рядом преимуществ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Обучение проводится на снаряде, имеющем опорную часть для обучения акцентированным ударам. Уязвимые ударные точки наглядно помечаются тренером, который даёт задание отрабатывать удары по ним. На данном снаряде проводится обучение ударной технике как по верхнему этажу (голова), так и по нижнему (солнечное сплетение, печень).

2. Наряду с ударной техникой на средней и ближней дистанции у боксёра-новичка формируется отход на дальнюю дистанцию, что очень важно в самом начале обучения.

3. Динамичность закреплённого тренажёра позволяет обучение защитным действиям и ударной технике по движущейся мишени.

4. Появляется возможность тренировки на разных дистанциях: ближней, средней и дальней с применением серий ударов, что развивает координацию.

Конструкция тренажера состоит из боксёрского мешка и двух кольцевых опор, расположенных на разной высоте тела снаряда (рис. 1). Кольцевая опора позволяет отрабатывать акцентированный удар на средней и ближней дистанции боя.

Боксёрский тренажёр для «новичков-гиревиков» обладает рядом преимуществ:

1. Обучение проводится на снаряде, напоминающем контуры человеческого тела.

2. Наряду с ударной техникой у боксёра-новичка формируется чувство дистанции, что очень важно в самом начале обучения.

3. Динамичность закреплённого тренажёра позволяет обучение защитным действиям и ударной технике по движущейся мишени.

4. Появляется возможность проводить тренировки, имитируя бой с боксёром в правосторонней и левосторонней стойке.

5. Появляется возможность тренировки на разных дистанциях: ближней, средней и дальней.

6. Гиревики-новички обучаются подходу с дальней на среднюю и ближнюю дистанцию в боксёрском поединке.

Рис. 1. Модифицированный боксёрский снаряд «груша»

Данный тренажёр изготовлен из борцовского манекена, закреплённого по аналогии с боксёрским мешком к потолку (рис.2). Дополнительно изготовлена имитация рук, позволяющая изобразить защиту головы и дистанцию боя. Имитация передней «руки» позволяет менять дистанцию ведения боя с манекеном.

Рис.2. Боксёрский тренажёр для «новичков-боксёров»

Полезная модель - спортивные боксёрские амортизирующие «лапы» - относится к области спортивных боксёрских тренажёров и может быть использована в тренировке боксёров, а также для развития скоростной выносливости и развития координации в других неспецифичных видах спорта.

Работа на боксерских лапах исключительно удобна для индивидуального совершенствования мастерства гиревиков.

Однако тренеры неохотно работают на «лапах». Сильные удары учеников травмируют тренерам кисти рук. Если тренер, игнорируя боль, будет продолжать эту работу, то у него возникает риск развития вибрационной болезни. Поэтому наставники работают на «лапах» только с самыми перспективными учениками.

Авторами разработана конструкция «лап» с повышенным амортизационным эффектом. Такая конструкция позволяет увеличить время работы на лапах, что приводит к ускоренному прогрессу в спортивном росте начинающего гиревика.

В авторской полезной модели первой принимает на себя удар поролоновая пластина, которая распределяет его по всей своей поверхности. Затем уже распределенный удар переходит на пеноуретановые каркасы с воздушной камерой и отверстиями для выхода воздуха при ударе (которые сами по себе амортизируют удар) и воздушную камеру. В результате сопротивления воздуха и выноса его во время удара через щели во внешнюю среду сила удара резко понижается, т.к. вместе с воздухом во внешнюю среду уходит и часть кинетической энергии удара. Конечная кинетическая энергия удара переходит на вторую поролоновую пластину, где происходит его окончательное распределение по поверхности.

В результате применения «лап» этой конструкции увеличивается время работы тренера с учениками и происходит ускорение их спортивного роста.

Таким образом, предлагаемая полезная модель амортизационных «лап» для боксёров-новичков обладает рядом преимуществ.

Предлагаемые модифицированные боксёрские «лапы» обеспечивают уменьшение болевых ощущений рук тренера в тренировках боксёров и способствуют увеличению времени тренировки. Они являются профилактическим средством развития заболеваний нервной системы и суставов рук тренера.

Полезная модель изготовлена из следующих элементов: двух пластин из пенополиуретана с воздушной камерой, двух поролоновых прокладок (рис.3). В сборе (рис. 4) амортизирующая «лапа» соответствует по размеру стандартным боксёрским лапам. Поэтому стандартные «лапы» можно модифицировать в обычных тренировочных условиях. Дешевизна изготовления сочетается с простотой модификации. Однако эффективность гашения силы удара боксёра по «лапам» значительно снижается по сравнению со стандартными «лапами». Руки тренера значительно меньше страдают от болевого синдрома после проведённой тренировки.

Спортивные боксёрские «лапы» «светлячок» использовали в тренировке гиревиков для развития реакции на включённый светодиодный комплекс по замыслу тренера ударной комбинации или защиты, скоростной выносливости и развития координации в других неспецифичных видах спорта. Слуховой анализатор не является доминирующим органом руководства к действиям.

Гиревика необходимо приучать к моментальному действию через зрительный анализатор - «увидел -ударил».

Упражнения с лапами помогают совершенствовать технику, тактику, психологические и физические качества гиревика. Для реализации замысла тренера в обучении бою авторами предложен световой индикатор как сигнал к началу действия. Включая и выключая световой сигнал, расположенный на верхнем по-

люсе боксёрской «лапы», тренер тем самым даёт команду для нанесения удара.

Рис. 3. Детали разобранной амортизационной лапы: 1,2 - пеноуретановые каркасы с воздушной камерой и отверстиями для выхода воздуха при ударе; 3,4 -поролоновые прокладки

ной пластины (рис.5). Крепление к лапе осуществляется двухсторонним скотчем. В сборе «лапа» «светлячок» представляет собой стандартную боксёрскую лапу. Поэтому стандартные «лапы» можно модифицировать в обычных тренировочных условиях. Дешевизна изготовления также сочетается с простотой модификации. Однако эффективность тренировки гиревика-боксёра по «лапам» значительно увеличивается по сравнению со стандартными «лапами».

Дополнительно для гиревиков составлен комплекс гантельной гимнастики из упражнений, применяемых в программе общефизической подготовки (рис. 6).

Рис. 4. Амортизирующая «лапа» в сборе

Полезная модель изготовлена из следующих элементов: трёх светодиодов по 3В, соединённых последовательно, и батареи «крона», замыкающей контакт-

Рис. 5. Спортивные боксёрские «лапы» «светлячок»

Рис. 6. Комплекс гантельной гимнастики для гиревиков

Таблица 6

Спортивные достижения в экспериментальной группе_

Весовая Возраст Стаж Спортивный разряд Всего

категория (лет) Занятий

(кг) (лет) 3 2 1 КМС МС МСМК

48 14±0,2 2±0,5 3 2 1 6

53 15,2+0,3 2±0,15 4 1 5

58 172±0,2 2±00,15 1 4 2 7

63 18±)0,6 2,2±0,3 1 3 4 1 9

68 18,3±)0,4 2,1 ±)0,5 1 5 9 15

73 16,1 ±0,7 2,:6±0,5 2 5 2 1 10

73+ 18+0,1 4±0,1 1 1

78 22,1 ±0,3 3, ±0,2 2 1 3

85 16±0,1 2,8 ±0,5 1 1

85 + 17±0,3 3±0,4 1 1

105 18±0,4 3±0,4 1 1

Итого 10 21 23 3 2 59

Таблица 7

Спортивные достижения в контрольной группе_

Весовая категория (кг) Возраст (лет) Стаж Занятий (лет) Спортивный разряд Всего

3 2 1 КМС МС МСМК

48 13,8±0,2 2±0,4 4 2 1 7

53 14,6±0,25 2±0,25 5 2 1 8

58 17±0,15 2±00,1 1 2 1 4

63 17±)04 2±0,2 3 1 1 5

68 18,3±)0,4 2,1 ±)0,5 8 1 1 1 11

73 16,1 ±0,7 2,:6±0,5 1 1 1 4

73+ 17,2±0,1 3,1 ±0,1 2 2

78 22,1 ±0,3 3, ±0,2 2 1 3

85 16±0,1 2,8 ±0,5 1 1 1 3

85 + 16,1±0,3 2,9±0,3 1 1 2

105 17±0,3 2,8±0,5 1 1

Итого 28 13 8 2 41

Целесообразность применения этих упражнений обусловлена:

1. Примерно одинаковым временем соревновательного поединка (9 мин. в боксе и 10 мин. в гиревом спорте);

2. Взрывным характером работы в обоих видах спорта (преобладают креатин-фосфатные и гликоли-тические реакции), сочетающимся с аэробным энергообеспечением;

3. Характер упражнений с отягощениями «от себя» (тренируются мышцы-разгибатели, участвующие в ударе);

4. Развитие прямых и косых мышц живота способствует уменьшению радиуса диафрагмы.

Таким образом, методика физического воспитания в ГОУ ВПО, основанная на применении традиционных средств (лёгкая атлетика, спортивные игры и

т.д.) не обеспечивает реализацию основных задач повышения уровня общей и профессионально-прикладной подготовленности студентов.

В процессе профессионально-прикладной физической подготовки посредством гиревого спорта и бокса у студентов развиваются такие физические качества, как выносливость, сила, быстрота и координация движений, повышается психологическая устойчивость. Также повышается мотивация занятий физическими упражнениями.

Таким образом, все вышеизложенное сказывается на спортивных результатах экспериментальной и контрольной групп. Однако рациональное воздействие тренировочного и восстановительного процесса позволило в экспериментальной группе добиться больших спортивных результатов (табл. 6, 7).

Библиографический список

1. Бокс: Правила соревнований. М.: ФиС, 2006.

2. Бокс: программа для детских спортивных школ / Центр. Совет Союза спорт. обществ и организаций СССР. М.: Физкультура и спорт, 1962. 72 с.

3. Бокс: программа для детских спортивных школ / Центр.

Совет Союза спорт. обществ и организаций СССР. М.: Физкультура и спорт, 1960. 75 с.

4. Бокс: программа для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ (учеб.-трен. группы и группы спорт. совершенств.) / Ком. по физ. культуре и спорту при СМ СССР; Упр. спорт. единоборств.

М., 1985. 162 с.

5. Бокс: программа для ДЮСШ, специализированных детско-юношеских шк. олимпийского резерва и шк. высш. спортивного мастерства / Ком. по физ. культуре и спорту при Совете Министров СССР. М., 1977. 68 с.

6. Бокс: программа для пед. факультетов институтов физ. культуры / Центр. Совет Союза спорт. обществ и организаций СССР. М.: Физкультура и спорт, 1964. 24 с.

7. Бокс: Программа для секций коллективов физ. культуры средних школ / Центр. совет союза спорт. обществ и организаций СССР. М., 1968. 48 с.

8. Бокс: Программа для спорт. и пед. фак. ин-тов физ. культуры(курс специализации) / Ком.по физ.культуре и спорту при СМ СССР; сост. А.И. Булычев. М., 1974. 58с.

9. Бокс: Программа для спорт. секций коллективов физ. культуры / Ком. по физ. культуре и спорту при СМ СССР. М., 1954. 63 с.

10. Бокс: Программа для спорт. секций коллективов физ. культуры / Ком. по физ. культуре и спорту при СМ СССР. М., 1958. 55 с.

11. Бокс: Программа для спорт. секций коллект. физ. культуры и спорт. клубов / Гос. ком. СССР по физ. культуре и спорту; Программно-метод. отдел. М.: Физкультура и спорт, 1972. 64с.

12. Бокс: Программа для спорт. секций коллективов физ. культуры / сост. А.И. Булычев; Центр. совет союза спорт. обществ и организаций СССР; Метод. каб. ГЦОЛИФКа. М., 1967. 48с.

13. Бокс: Программа для спорт. секций коллективов физ. культуры и спорт. клубов / Ком. по физ. культуре и спорту при СМ СССР; Программно-метод. отдел. М.: Физкультура и спорт, 1972. 64с.

14. Бокс: программа для спортивных факультетов ин-тов физ. культуры (курс специализации) / Центр. Совет Союза спорт. обществ и организаций СССР ; метод. кабинет ГЦОЛИФКа. М., 1965. 38 с.

15. Бокс: Программа для трен. фак. ин-тов физ. культуры (курс специализации) / Ком. по физ. культуре и спорту при Сов. мин-ов СССР; сост. Ю.М. Шаненков. М., 1983. 108с.

16. Бокс: программа для школ тренеров / Центр. Совет Союза спорт. обществ и организаций СССР ; метод. кабинет ГЦОЛИФКа. М.: [б. и.], 1965. 25 с.

17. Булычев А.И. Бокс : учеб. пособие для секций коллективов физ. культуры (для занятий с начинающими); изд 3-е, перераб. и доп. М.: Физкультура и спорт, 1965. 200с

18. Ванчиков В.Ц. Управление слоем трения в технологических процессах. Иркутск, 2006. 168 с.

19. Гаськов А.В., Аглеев В.Ф. Технология планирования

УДК 101.1:316.37

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ САМОСТИ

тренировочного процесса в боксе. Улан-Удэ. 2011. 137с.

20. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет : учеб. для высш. спец. физкультур. учеб. заведений; изд. 3-е. СПб.: Лань, 2003. 158с.

21. Огуренков Е.И. Физическая подготовка боксёра. М.: Изд. Советская литература 1987.135с.

22. Стрельников В.А. Вузовский бокс: вопросы теории методики. Улан-Удэ, Бурятское книжное изд-во. 159с.

23. Санников В.А., Воропаев В.В. Теоретические и методические основы подготовки боксера: учебное пособие. М.: Физическая культура, 2006. 272 с.

24. Фейтуллаев М.М. Некоторые вопросы начальной подготовки студентов по боксу // Физическая культура, спорт и туризм: сегодня и завтра. Тезисы докладов VIII Межд. науч.-практ. конф. Ростов-н/Д, 2005. Т.И, С. 64-65.

25. Фейтуллаев М.М. Роль гиревого спорта в подготовке боксеров // Организация и методика учебной, оздоровительной и спортивной работы в вузе. Тезисы докладов Всерос. научно-практ. конф. Воронеж, 2006. С. 135-138.

26. Фейтуллаев М.М. Использование тренажеров в профессионально-прикладной физической подготовке студентов агроинженерных вузов (на примере АЧГАА) // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма. Тезисы докладов Х Международной научно-практической конференции. Ростов-н/Д, 2007. Т.1, С. 274276.

27. Фейтуллаев М.М. Совершенствование методики профессионально-прикладной физической подготовки студентов агроинженерных специальностей // Научное обозрение. М.: Наука, 2007. № 5. С.187-190.

28. Фейтуллаев М.М. Особенности некоторых сторон студенческого спорта Физическая культура, спорт и туризм глазами будущего профессионала // Тезисы докладов VIII Международной научно-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Ростов-н/Д, 2008. Т. II, С. 134-136.

29. Фейтуллаев М.М. Методика оптимизации профессионально-прикладной физической подготовки студентов агро-инженерных специальностей // Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. М.: 2008. № 2. С. 32-33, 49-50.

30. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорт: учеб. пособие для вузов физ. культуры; 4-е изд., стер. М.:Академия, 2006. 478с.

31. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2002. 478 с.

32. Ширяев А.Г. Бокс. Учителю и ученику: изд. 2, перераб. и доп. СПб.: Изд. «ШАТОН», 2002.192с.

л

© А.И. Шафоростов1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматривается самость как основа построения идентичности социального субъекта. Выявляются признаки самости, позволяющие говорить о ее социальном аспекте, - временность, субъективность, осознаваемость, связь с социальностью. Анализируется самоощущение как основа построения самости. Показывается связь раскрытия самости с включением в реальность на основе «сжатого» социального времени, представленного в фор-

1 Шафоростов Александр Иванович, кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии, тел.: (3952) 405187, e-mail: ashafor@rambler.ru

Shaforostov Alexander, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of History and Philosophy, tel.: (3952) 405187, e-mail: ashafor@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.