Научная статья на тему 'Некоторые особенности проведения муниципальных выборов на примере Республики Саха (Якутия)'

Некоторые особенности проведения муниципальных выборов на примере Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
603
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ РФ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ / ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ / СХОД / ПОДЛОГ / ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванова Н. И.

In democratic society there used different institutions, forms, procedures of immediate and their combinations as well. It is installed by the constitutions of RF that the highest immediate expression of nations power with the referendum are the free elections the leading of free elections on the places is the base of representative democracy in the field of local government. The s 32 of the Constitutions gives the right to the citizens of RF to elect and to be elected to the bodies of local government

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванова Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности проведения муниципальных выборов на примере Республики Саха (Якутия)»

ства представительности их законодательных органов. Представительный орган, принимая законы, выражает в них волю народа как единственного источника власти в соответствующем субъекте РФ. Поэтому необходимо прилагать все усилия к тому, чтобы в деятельности региональных законодательных (представительных) органов государственной власти и принимаемых ими решениях в максимальной степени находили свое воплощение интересы тех, кого они представляют.

Н.И. Иванове?

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Ключевые слова: муниципальные выборы, законодательство субъектов РФ, избирательный процесс, правовое регулирование муниципальных выборов, объект исследования, сход, подлог, электоральные выборы.

In democratic society there used different institutions, forms, procedures of immediate and their combinations as well. It is installed by the constitutions of RF that the highest immediate expression of nations power with the referendum are the free elections the leading offree elections on the places is the base of representative democracy in the field of local government. The s 32 of the Constitutions gives the right to the citizens ofRFto elect and to be elected to the bodies of local government.

Муниципальные выборы имеют важное значение для формирования органов местного самоуправления. Именно на муниципальных выборах избираются представительные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления. При подготовке и проведении выборов в пределах своей компетенции органы местного самоуправления независимы от государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, однако взаимодействуют с ними, например, при решении вопросов регистрации (учета) избирателей, кандидатов в депутаты и на выборные должности муниципальных органов, обеспечения общественного порядка и безопасности, других вопросов.

Порядок проведения муниципальных выборов регулируется федеральным законодательством. Федеральный закон «Об общих принципах органи-

з{с

Заведующая кафедрой экономических и гуманитарных наук Олекминского филиала Якутской ГСХА. [ivanova_n_i_60@’mail.m]

зации местного самоуправления в Российской Федерации» п. 3 ст. 23 относит установление федеральных гарантий избирательных прав граждан при выборах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. Данная норма является отсылочной, которая наиболее полно реализована в специальном законе о выборах, регулирующем основные гарантии избирательных прав граждан, в том числе при выборах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, — в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». В ст. 1 Закона наряду с государственными органами и государственными должностными лицами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, при выборах которых данным Законом устанавливаются основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, упоминаются и органы местного самоуправления. Термины, определяемые ст. 2 рассматриваемого Закона (выборы в Российской Федерации, избирательные права граждан, активное избирательное право граждан, пассивное избирательное право граждан, избирательные комиссии, список кандидатов), равным образом используются и в отношении выборов органов местного самоуправления. Например, п. 2 ст. 3 Закона Республики Саха Якутия излагает, что участие гражданина Российской Федерации в муниципальных выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в муниципальных выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению1.

Таким образом, при любой самостоятельно определяемой населением структуре органов местного самоуправления муниципального образования обязательно имеется, как минимум, один выборный орган, и уставом муниципального образования могут быть предусмотрены другие выборные органы, а также выборные должностные лица местного самоуправления. Это влечет неизбежность периодического (в зависимости от сроков полномочий выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления) проведения муниципальных выборов и необходимость правового регулирования избирательного процесса в муниципальных образованиях, при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании.

Избирательный процесс можно определить как регулируемую правовыми и иными социальными нормами деятельность, состоящую из совокуп-

1 См.: Бондарь Н.С., Авсеенко В.И., Бочаров С.И. Муниципальное право Российской Федерации / под ред. Н.С. Бондаря. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 559; Кретов Б.И. Политология. М., 2005. С, 9.

ности объединенных ближайшей целью действий индивидуальных и коллективных субъектов, направленную в целом на формирование путем прямых выборов органов публичной власти с результатами, не вызывающими недоверия, поскольку они были получены в соответствии с нормативными правовыми актами. Отличительной чертой механизма правового обеспечения выборов является объединение усилий материальных и процессуальных норм в регулировании избирательных отношений. Причем избирательный процесс получил такое отражение в законодательстве и такое признание в сфере практической реализации электоральных прав российских граждан, которое со всей очевидностью обуславливает его несомненную значимость в регуляции правового режима избирательных кампаний различного вида и уровня. Без образующих избирательный процесс действий и процедур полнота юридической картины организации и проведения выборов была бы просто немыслимой1.

Избирательный процесс представляет собой упорядоченную систему отношений, отражающих определенную последовательность их развития в рамках избирательной кампании, обеспечивающих динамику электоральных прав российских граждан, складывающихся на основе реализации юридических процедур, закрепленных в законодательстве о выборах. Избирательные сроки играют исключительно важную роль в осуществлении электоральных прав российских граждан, выступают в качестве одного из основных связующих элементов избирательных действий всех участников подготовки и проведения выборов, предопределяют последовательность их совершения. Несоблюдение сроков избирательных действий может деформировать весь процесс выборов, послужить причиной недействительности их результатов. Избирательные документы предстают в процессе выборов в роли юридически значимого носителя информации о назначении, подготовке, проведении избирательной кампании и ее результатах. К ним относятся списки избирателей, избирательные бюллетени, решения (протоколы) избирательных комиссий, заявления (жалобы) избирателей и избирательных объединений (блоков) и иные, предусмотренные законодательством о выборах, документы. С формально-юридической стороны они закрепляют разнообразные факты и данные, имеющие непосредственное правовое значение для организации и проведения выборов. Особое место среди них занимают первичные избирательные документы (подписные листы, списки избирателей, открепительные удостоверения для голосования на выборах, избирательные бюллетени), содержащие изначальную ин-

1 См.: Глущенко П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан (теория и практика). СПб., 1998. С. 34.

формацию об избирателях и результатах их волеизъявления. Причем выборы являются важнейшей формой контроля граждан за деятельностью органов и должностных лиц, ответственных перед населением. Таким образом, каждая избирательная кампания стимулирует развитие социально-политической активности граждан, способствует выявлению их насущных потребностей и интересов, создает необходимые предпосылки для их удовлетворения1.

Необходимо различать три основных аспекта правового регулирования муниципальных выборов и соответственно разграничивать полномочия Федерации и ее субъектов в данной сфере. Во-первых, это определение порядка проведения муниципальных выборов в Республике Саха (Якутия). Во-вторых, гарантии проведения муниципальных выборов в местах их проведения на уровне городских и сельских поселений, защита конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. В-третьих, регулирование и защита конституционных (избирательных) прав граждан. Защита интересов конституционных (избирательных) прав граждан имеет особо важное значение, естественно, правозащитный и уверенный народ сегодня будет решать судьбу хода проведения выборов, также у избирателей должен быть свой собственный выбор. К основным формам непосредственной демократии на местном уровне можно отнести местный референдум, выборы представительных органов и должностных лиц местного самоуправления, собрание жителей, народную правотворческую инициативу. Например, итоги выборов 2 декабря 2007 г. удивили самих жителей Республики Саха (Якутии) высокой явкой избирателей: по стране она превысила показатели прошлых выборов, перешла границу в 60%, и это несмотря на отмену нижнего порога явки и графы «против всех», то есть интерес к политике у большинства населения, несмотря на тенденцию к постепенному снижению за последние 15 лет, вновь повысился. В целом по Республике Саха (Якутия) по итогам выборов набрано 13,2% голосов, на участки пришли свыше 70% из 590 тысяч избирателей. Это 413 000 бюллетеней всего за время работы третьего созыва, за пять лет подготовлены постоянным комитетом и приняты Государственным собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 34 закона2.

В демократическом обществе применяются различные институты, формы непосредственной и представительной демократии, а также их сочетание. Для совершенствования законодательства о муниципальных выборах необходимо:

1 См.: Зиновьев А.В., Поляиюва И.С. Избирательная система России. СПб., 2003. С. 234.

2 Закон Республики Саха (Якутия) от 11 июля 2007 г. 476—3 № 967—III (ред. от 17 ноября 2009 г.) «О выборах депутатов представительного органа муниципального района (городского округа)».

— проанализировать действующее законодательство Российской Федерации о муниципальных выборах;

— выявить соотношение компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в правовом регулировании муниципальных выборов;

— выявить недостатки действующей системы правового регулирования муниципальных выборов в Российской Федерации;

— выработать возможные направления совершенствования правового регулирования муниципальных выборов в регионах Российской Федерации.

Выборы являются важнейшей формой контроля граждан за деятельностью органов и должностных лиц, ответственных перед населением. Главная задача со стороны государственных органов и политических партий в предвыборный период — представить избирателям свои программы, донести до людей свое видение перспектив развития общества в РФ и субъектах РФ. Важно использовать отведенное для агитации время с максимальной пользой. Сегодня необходимо поставить задачу провести честные и свободные выборы, защищая интересы избирательных прав граждан1.

Гражданин России вправе избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Участие избирателей в муниципальных выборах является добровольным, но нужно дать правильное направление и необходимую помощь для участия избирателей в муниципальных выборах. Необходимо и нужно активизировать участие населения в муниципальных выборах, проводить разъяснительную работу. Муниципальные выборы имеют важное значение в политическом направлении развития общества: кто сегодня будет управлять, какие задачи и цели нужно ставить, чтобы развивать экономику в целом, как и каким образом развивать инфраструктуру населенных пунктов.

Государство сегодня обеспечивает гражданам, общественным объединениям свободное проведение предвыборной агитации в соответствии с федеральными законами, предоставляет им право в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию «за» или «против» любого кандидата, избирательного объединения. Постановлением ЦИК России были приняты Комплекс мер по повышению профессиональной подготовки ор-

1 См.: Нифанов А.Н. Институты народовластия в системе муниципального управления. Ростов-н/Д., 2000. С, 12.

ганизаторов выборов и референдумов и правовому обучению избирателей в Российской Федерации на 2000—2005 гг., а затем Комплекс мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Российской Федерации на 2007—2010 гг. Постановление ЦИК России по принятию Комплекса мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов ставит серьезные и конкретные задачи дополнительной разработки нормативных правовых актов по правовому регулированию организации и проведения выборов в органы местного самоуправления. Для реализации поставленных задач необходимо проводить на территориях муниципальных образований правовые и организаторские курсы обучения по профессиональной подготовке организаторов выборов, также перед выборами проводить обучающие семинары по проведению предстоящих выборов на уровне муниципальных образований.

Например, Закон Республики Саха (Якутия) о муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия) определяет порядок подготовки и проведения в Республике выборов депутатов представительных органов муниципальных образований и глав муниципальных образований на уровне поселений, глав муниципальных районов и городских округов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.

Пункт 4 ст. 5 «Назначение муниципальных выборов» предусматривает, что при подготовке и проведении муниципальных выборов избирательные комиссии вправе использовать государственную автоматизированную информационную систему в целях информирования избирателей о ходе подготовки и проведения муниципальных выборов, результатах муниципальных выборов, в также в целях поиска, сбора, пополнения, обработки, передачи и хранения информации, используемой при под-готовке и проведении муниципальных выборов, информационного обеспечения деятельности избирательных комиссий, осуществляемой ими в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, настоящим законом, иными законами Республики Саха (Якутия).

Принятие Комплекса мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов ставит серьезные и конкретные задачи по дальнейшей разработке нормативных правовых актов по правовому регулированию организации и проведения выборов в органы местного самоуправления. Законодательством предусмотрена ответственность за нарушение избирательных прав граждан. В частности, лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным способом свободно-

му осуществлению избирателями права избирать и быть избранным депутатом представительного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, вести предвыборную агитацию, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования, несут установленную законом административную и уголовную ответственность.

Уставами муниципальных образований Республики правом на народную правотворческую инициативу наделяется также и группа граждан. При решении общегосударственных и республиканских задач не были забыты злободневные интересы каждого жителя России, каждой семьи. Для успешного проведения выборов сегодня играет немаловажную роль избиратель: он является основной фигурой для успешного проведения избирательного процесса.

Задача государства заключается в том, чтобы при проведении муниципальных выборов были соблюдены законные интересы всех жителей нашей страны, чтобы важнейшим государственным приоритетом стали интересы конкретного человека1.

Проблемы избирательного права и определение роли выборов в формировании основ народовластия в РФ не раз затрагивались в научных исследованиях таких известных ученых-правоведов, как С.С. Алексеев, С.А. Ава-кьян, М.В. Баглай, С.Н. Братусь, В.И. Васильев, Ю.А. Веденеев, Н.В. Вит-рук, А.В. Иванченко, С.А. Комаров.

В современной России интерес к институтам прямой демократии особенно велик и проблемы определения роли и значения муниципальных выборов остаются актуальными и сегодня.

1 См.: Кретов Б.И. Политология. М., 2005. С. 32.

А.А. Пескова

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВА НА СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ПРИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИИ

К>1ючевые слова: муниципальная собственность, публично-правовые механизмы формирования муниципальной собственности, право на судебную защиту муниципальной собственности, безвозмездная передача объектов в муниципальную собственность.

This article is devoted to issue of municipal law — legal public ways offormation municipal property and constitutional guarantees of the right to court protection of municipal property. Concept and the nature of the municipal property, its features as well as mechanisms of acquisition of the municipal property is studied in the paper. The right to court protection of municipal property, when it is formatting and constitutional guarantees of the process are investigated at practical examples.

The research is based on laws, scientific literature and court practice materials of the Russian Far East.

Судебная защита муниципальной собственности неоднократно становилась предметом научных дискуссий1. В настоящее время правоприменительные органы и законодатель обращаются к этой проблеме все чаще. Об этом свидетельствуют круглые столы, проводимые Советом Федерации Федерального Собрания РФ2, совместное Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ3, Информацион-

*

Аспирант Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина. [nastujsa@mail.ru]

1 См.: Захаров А.А. Защита имущественных прав местного самоуправления в Конституционном Суде РФ в свете реализации Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах реализации местного самоуправления в РФ» // Право и политика. 2008. № 8. С. 1866—1869; Петров А.Ю. Судебные споры о праве собственности на объекты жизнеобеспечения между субъектом РФ и муниципальным образованием // Законодательство. 2008. № 7. С. 62—66; ГПугрина Е.С. Особенности арбитражной практики по некоторым вопросам муниципальной собственности // Российский юридический журнал. 2009. № 1. С. 188—201.

2 Круглый стол на тему «Проблемы законодательного регулирования судебной защиты прав местного самоуправления в РФ». Москва, Совет Федерации 13 октября 2005 г.; Стенограмма круглого стола на тему: «Особенности судебной практики по вопросам, связанным с финансово-экономическими основами местного самоуправления» // Муниципальная экономика. 2010. № 1. С. 18—47.

' См.: постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» // Росс. газ. 2010. 21 мая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.