Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ ЭКОНОМИКИ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
480
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНДЕКС ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ / ECONOMIC SECURITY / PROFESSIONAL STANDARD OF ECONOMIC SECURITY SPECIALIST / INFORMATION SECURITY / DIGITALIZATION / DIGITAL LITERACY INDEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глухова Л.В.

В современных экономических условиях развития страны наблюдается активная цифровизация всех социально-экономических процессов. Актуальными становятся вопросы формирования индекса цифровой грамотности и повышения уровня цифрового доверия. Проблемы снижения цифрового доверия возникают вследствие резкого роста сложности и порога освоения технологий, что мешает пониманию процессов, способствует росту количества мошеннических схем, например, манипуляциям на основе больших данных. Тенденция снижения уровня цифрового доверия может рассматриваться как источник новых угроз экономической безопасности организаций. Целью данного авторского изыскания является изучение и анализ аспектов процесса подготовки специалистов по экономической безопасности с учетом происходящей цифровизации всех сфер деятельности. Анализ проведен применительно к требованиям профессионального стандарта и его проекции на современную экономическую ситуацию в стране и существующих процессах подготовки специалистов по экономической безопасности в конкретном вузе. Методами исследования являются системный и процессный, профессиографический и компетентностный подходы. Основное внимание уделено методам менеджмента риска экономической безопасности, в частности, информационной безопасности, проецируемой на подготовку кадров. В результате выделен ряд специфических черт, которые определяют особенности подготовки специалистов по экономической безопасности в условиях цифровой экономики. Практическая значимость исследования состоит в выявлении требований к уровню подготовки специалистов по экономической безопасности в высшей школе и включением в процесс формирования компетенций новых видов, например, компетенцию CI. Научная новизна состоит в уточнении категории "специалист по экономической безопасности" в условиях цифровизации и категории "Индекс цифровой готовности" специалиста по экономической безопасности в разрезе требований профессионального стандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATIONS IN DIGITAL ECONOMY AND MODERN TRENDS FOR ECONOMIC SAFETY TRAINING

In the current economic conditions of the country's development there is an active digitalization of all socio-economic processes. The issues of formation of the digital literacy index and increasing the level of digital trust become relevant. Problems of decreasing digital trust arise due to a sharp increase in the complexity and threshold of technology mastering, which hinders the understanding of processes, contributes to an increase in fraudulent schemes, such as manipulation based on big data. The trend of declining levels of digital trust can be seen as a source of new threats to the economic security of organizations. The purpose of the author's research in the article is to study aspects of the training process for economic security specialists, taking into account the factors of digitalization of all spheres of activity. The analysis is carried out in relation to the requirements of the professional standard and its projection on the current economic situation in the country and the existing processes of training specialists in economic security in a particular university. The research methods are system and process, proffesiographic and competence approaches. The main attention is paid to methods of economic security risk management, in particular, information security projected on training. As a result, a number of specific features that determine the peculiarities of training economic security specialists in a digital economy are highlighted. The practical significance of the research consists in identifying the requirements to the level of training of specialists in economic security in higher school and the inclusion of new types of competences, for example, CI competence, in the process of formation of competences. Scientific novelty consists in clarification of the category "economic security specialist" in the conditions of digitalization and the category "Digital readiness index" of economic security specialist in the context of the requirements of professional standards.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ ЭКОНОМИКИ»

УДК: 65: 338

DOI: 10.51965/2076-7919_2021_2_1_34

Глухова Л.В.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ ЭКОНОМИКИ

Glukhova L. V.

TRANSFORMATIONS IN DIGITAL ECONOMY AND MODERN TRENDS FOR ECONOMIC SAFETY TRAINING

Ключевые слова: Экономическая безопасность, профессиональный стандарт специалиста по экономической безопасности, информационная безопасность, цифровизация, индекс цифровой грамотности.

Keywords: Economic security, professional standard of economic security specialist, information security, digitalization, digital literacy index.

Аннотация: В современных экономических условиях развития страны наблюдается активная цифровизация всех социально-экономических процессов. Актуальными становятся вопросы формирования индекса цифровой грамотности и повышения уровня цифрового доверия. Проблемы снижения цифрового доверия возникают вследствие резкого роста сложности и порога освоения технологий, что мешает пониманию процессов, способствует росту количества мошеннических схем, например, манипуляциям на основе больших данных. Тенденция снижения уровня цифрового доверия может рассматриваться как источник новых угроз экономической безопасности организаций.

Целью данного авторского изыскания является изучение и анализ аспектов процесса подготовки специалистов по экономической безопасности с учетом происходящей цифрови-зации всех сфер деятельности. Анализ проведен применительно к требованиям профессионального стандарта и его проекции на современную экономическую ситуацию в стране и существующих процессах подготовки специалистов по экономической безопасности в конкретном вузе.

Методами исследования являются системный и процессный, профессиографический и компетентностный подходы. Основное внимание уделено методам менеджмента риска экономической безопасности, в частности, информационной безопасности, проецируемой на подготовку кадров. В результате выделен ряд специфических черт, которые определяют особенности подготовки специалистов по экономической безопасности в условиях цифровой экономики.

Практическая значимость исследования состоит в выявлении требований к уровню подготовки специалистов по экономической безопасности в высшей школе и включением в процесс формирования компетенций новых видов, например, компетенцию CI.

Научная новизна состоит в уточнении категории "специалист по экономической безопасности" в условиях цифровизации и категории "Индекс цифровой готовности" специалиста по экономической безопасности в разрезе требований профессионального стандарта.

Abstract: In the current economic conditions of the country's development there is an active digitalization of all socio-economic processes. The issues of formation of the digital literacy index and increasing the level of digital trust become relevant. Problems of decreasing digital trust arise due to a sharp increase in the complexity and threshold of technology mastering, which hinders the understanding of processes, contributes to an increase in fraudulent schemes, such as manipulation based on big data. The trend of declining levels of digital trust can be seen as a source of new threats to the economic security of organizations.

The purpose of the author's research in the article is to study aspects of the training process for economic security specialists, taking into account the factors of digitalization of all spheres of activity. The analysis is carried out in relation to the requirements of the professional standard and its projection on the current economic situation in the country and the existing processes of training specialists in economic security in a particular university.

The research methods are system and process, proffesiographic and competence approaches. The main attention is paid to methods of economic security risk management, in particular, information security projected on training. As a result, a number of specific features that determine the peculiarities of training economic security specialists in a digital economy are highlighted.

The practical significance of the research consists in identifying the requirements to the level of training of specialists in economic security in higher school and the inclusion of new types of competences, for example, CI competence, in the process of formation of competences.

Scientific novelty consists in clarification of the category "economic security specialist" in the conditions of digitalization and the category "Digital readiness index" of economic security specialist in the context of the requirements of professional standards.

Введение

Подготовка кадров в условиях цифровых трансформаций приобретает уклон в сторону потребности формирования компетенций цифровой грамотности независимо от получаемой в процессе обучения специальности. Тем не менее, при подготовке кадров по специальности "Экономическая безопасность" (ЭБ) особую значимость в условиях цифровых трансформаций приобретает потребность формирования навыков обеспечения цифрового доверия, в первую очередь доверия к информации, поступающей для профессиональной деятельности по цифровым каналам, или в результате цифровой обработки. Этим обосновывается выбор темы исследования и ее актуальность.

Анализ зарубежных [1-3] и российских источников информации [4-6] показал, что вопросы цифрового доверия напрямую связаны с вопросами экономической безопасности, отражая возможность экономического развития страны за счет интеллектуализации труда и формирования компетенций цифровой грамотности населения.

Под цифровым доверием в общем виде понимается уверенность в безопасности цифровых технологий. Так, например, Ю.В. Веселов [7], рассматривая проблемы доверия в цифровом мире применительно к экономике страны, отмечает, что Россия занимает предпоследнее место в рейтинге Digital Society Index 2019, а доверие россиян к цифровому миру наталкивается на препятствие в виде низкой цифровой грамотно-

сти. Аналогичные точки зрения нашли отражение и в публикациях [8-11].

Проведенный анализ существующих требований ФГОС к подготовке кадров в области экономической безопасности (автор ратематривал только профиль экономико-правовое обеспечение экономической безопасности) выявил существенные несогласованности с требованиями Профессионального стандарта (ПС) "Специалист по экономической безопасности" [12]. Так, например, по специальности (ФГОС ВО): 38.05.01 Экономическая безопасность. Специальность / специализация: Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности первое место профессиональной деятельности выпускников отдано "обеспечение экономической безопасности общества, государства и личности, субъектов экономической деятельности"1. При этом не указано, какие квалификационные характеристики и компетенции должны быть сформированы и оценены на соответствие уровню цифровой грамотности и наличию навыков оценки цифрового доверия в условиях цифровой экономики.

В преддверии внедрения ФГОС нового поколения своевременным и обоснованным является выявление соответствия учебных планов и рабочих программ требованиям ПС. Поскольку работодатель на рынке труда в большей степени ориентируется на

1 ФГОГС ВО 38.05.01

наличие определенного уровня

сформированности компетенций, то анализировались и требования

работодателей, отраженные в работах [1215], а также полученные лично автором в беседах с руководителями отделов экономической безопасности характеристики навыков при приеме на работу.

В связи с вышесказанным, проблемой исследования является оценка уровня подготовленности специалистов экономического профиля к профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Методология исследования

Методология исследования основана на системном, процессном, профессиогра-фическом и компетентностном подходах. В работе использовался анализ развития экономики страны, выполненный зарубежными исследователями, который фрагментарно представлен ниже в авторской обработке по материалам Флетчерской школы Тафтского университета [1]. Ими оценивалось 90 экономик, развивающихся в условиях цифровых трансформаций, классифицированных по четырем ключевым факторам. Это позволило оценить состояние и темпы роста цифрового трансферта и последствия эволюции для инвестиций, инноваций и политических приоритетов развития.

В частности, в [1] была проведена оценка уровня цифрового доверия. Исследователями оценивались экономики 42 стран и были выбраны такие ключевые факторы, как окружающая среда, опыт, поведение и отношение. Выбор оцениваемых параметров обоснован тем, что позволяет учитывать надежность цифровой экосистемы в каждой экономике, выявлять узкие места и проблемы возникающего взаимодействия между пользователями, барьеры распространения опыта, уровень доверия к цифровой экосистеме. Оцениваемый фактор "уровень доверия" наиболее важен, так как отмечается рост дезинформации, подпитываемый пандемией [2] и различными политическими и социальными факторами, ростом числа кибератак и прочее [3].

Также автором проводился сравнительный анализ российской статистики. За

основу дальнейшего исследования были взяты результаты, полученные российским аналитическим центром НАФИ. Ими исследовался уровень комплексной оценки текущего состояния сформированности компетенций цифровой экономики у населения России и их готовности к жизни в условиях цифровизации [16-19].

Результаты исследования

Центральная гипотеза анализа качества жизни в условиях "Цифровой эволюции" заключается в том, что цифровизация экономики регулируется четырьмя одинаково важными драйверами: условия предложения (Supply Conditions), условия спроса (Demand Conditions), институциональная среда (Institutional Environment), а также инновации и изменения (Innovation and Change).

Полученная в [1] инновационная интерактивная модель предоставляет равный вес всем четырем драйверам (25%). По данной модели оценивался уровень цифрового доверия в разрезе четырех факторов: окружение (Environment), опыт (Experience), поведение (Behavior), позиция (Attitudes). Одним из привлекательных моментов в проведенных исследованиях Флетчерской школой Тафтского университета является то, что проанализированные экономики ранжированы и классифицированы по четырем группам цифрового развития (Stand Out, Stall Out, Watch Out, Break Out), каждая из которых имеет свои особенности.

В таблице 1 представлена классификационная характеристика подходов к оценке эволюционного развития цифровых трансформаций экономики, представленной в [1]. Автором даны краткие пояснения к каждому из типов экономик. Анализ аналитических отчетов по уровню развития экономики [1, 2] отразил следующую ситуацию (таблица 1, рис. 1-4).

Поскольку наша страна относится к группе развивающихся экономик по типу Break Out, то будем изучать отдельные характеристики этой группы, с целью выявления потребностей в формировании новых знаний и умений специалистов экономического профиля, выпускаемых на рынок труда.

Анализ экономической ситуации в нок 1). разрезе группы развития "ВгеаЮиГ (рису-

Таблица1 - Классификация экономик развития по странам

Классификация экономик Некоторые примеры экономик Особенности развития

Stall Out Финляндия, Норвегия, Швейцария, Нидерланды, Япония и др. Экономики с высоким уровнем развития наукоемких цифровых технологий, быстрой адаптируемостью к изменениям. Существенная поддержка инноваций со стороны институтов

Stand Out Сингапур, США, Объединенные Арабские Эмираты, Южная Корея, Германия и др. Экономика стран, имеющих высокий уровень цифровизации, но низкий темп цифрового трансферта, так как эти экономики находятся на периферии. Они отслеживают качество, защиту данных и высокий уровень цифрового доверия

Break out Китай, Польша, Грузия, Россия, Аргентина, Азербайджан др. Экономика усиленно пытается сделать рывок и вырваться вперед, но ее развитие сдерживается слабой инфраструктурой и низким качеством институтов. Требуется развитие широкополосной цифровой инфраструктуры и развитие цифрового общества

Watch Out Турция, Италия, Эквадор, Пакистан, Лаос Эти экономики характеризуются низким уровнем цифровизации и низкими темпами ее развития из-за скептического отношения к цифровым технологиям и оборудованию.

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

-Л 81 29

61 43

1344,07

___—<>"26,61 29,24 V.

- Институциональная эффективность и доверие

- Институциональная эффективность и бизнес-среда

□ Институциональная эффективность и цифровая экосистема

Китай Азербайджан Аргентина Россия

Рисунок 1 - Организационная среда экономического развития (авторская обработка)

Из рисунка видно, что институциональная эффективность и доверие находятся в России на низком уровне.

Характеристика инноваций и изменений в этой же группе показана на рис. 2.

Очевидно, что инновационная составляющая в стране имеет недостаточно высокий уровень развития.

На рис. 3 отражена динамика поставок в группе экономик типа "Break Out". На нем показано, что цифровые транзакции выполняются в стране также на низком уровне. Это свидетельствует о недостаточности технологических цифровых трансформаций и низком индексе цифровой грамотности населения в этом направлении.

61,09

53,3 ■ —- ч - 51,63 ч 45 8

49,63 41,03

______________ 43,59

И 27,54 ■ 26,61

19,18

15,34

- Входы

- Процессы

Выходы

Аргентина

Рисунок 2 - Отражение инновационной составляющей развития страны

(авторская обработка)

- Инфраструктура доступа

- Инфраструктура транзакций

- Инфраструктура реализации

Китай

Азербайджан

Аргентина

Россия

Рисунок 3 - Анализ развития инфраструктуры торговых отношений (авторская обработка)

Анализ возможностей технологических изменений в той же группе за счет повышения уровня цифровизации показан на рисунке 4. Анализируя полученные результаты, можно констатировать недостаточную грамотность в отношении использования

цифрового оборудования, а также предположить низкий уровень финансовой и экономической грамотности населения, что мешает быстрой цифровизации, и, одной из причин здесь может быть низкий уровень цифрового доверия.

120

40

20

Состояние устройства Состояния человека и Цифровое включение широкополосной связи

Цифровая оплата Потребление

- Китай

- Азербайджан

- Аргентина

Рисунок 4 - Анализ возможности ускорения цифровых трансфертов (авторская обработка)

60

50

40

30

20

0

0

100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

80

60

Таким образом, проведенное изыскание по зарубежным источникам выявило четыре направления развития цифровой экономики: Stand outs, Stall Outs, Вгеак Outs, Watch Outs. Отметим следующие:

1. Каждое из направлений развития цифровой экономики характеризуется определенным уровнем развития цифровых технологий и степенью их внедрения в экономику. Поэтому при подготовке специалистов экономического профиля уже сейчас следует в высшей школе корректировать учебные планы и рабочие программы, направляя усилия преподавателей на повышение уровня компетенций в этом направлении.

2. Эволюция цифровой экономики осуществляется по четырем ключевым факторам: условия предложения, спрос, институциональная среда, инновации и изменения. Для обеспечения развития по каждому из факторов требуются грамотные специалисты, в первую очередь по экономической безопасности.

3. Сегодня "цифровое доверие" является одним из наиболее важных вопросов, требующих своего разрешения в плане подготовки высококвалифицированных кадров в этом направлении. Среди участников цифровых трансформаций растет обеспокоенность по поводу надежности и конфиденциальности распространяемой информации, появления кибератак и дезинформации, растущее доминирование цифровых компаний. Решение этой проблемы становится важным ориентиром для вузов при подготовке кадров новой формации.

Понятие цифровое доверие - довольно новое понятие, которое сформировалось в процессе цифровизации экономики страны. Например, в условиях промышленных производств для повышения качества цифровых трансфертов были внедрены стандарты ГОСТ Р 57628-2017. В них отражены функциональные требования по профилям защиты информационной безопасности. Также в них описаны характеристики такого понятия как "атрибуты доверия". Раньше изучение таких стандартов было прерогативой специалистов технического профиля, обучающихся по направлению информационная безопасность. Но всеобщая информати-

зация и цифровизация страны привели к развитию именно цифровой экономики, поэтому аспекты подготовки специалистов экономического профиля должны быть скорректированы в сторону изучения средств и методов защиты информации в экономических системах.

Рассмотрим базовые выводы, которые были получены аналитическими российскими центрами.

Федеральным проектом «Кадры для цифровой экономики» (информация выбрана автором из паспорта) определены целевые значения по доле россиян, обладающих цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики, - 26% населения в 2018 году, 27% — в 2019, 30% — в 2020, 32% — в 2021. К 2024 году запланирован рост до 40%.

Индекс цифровой грамотности россиян рассчитывался также в 2020 году (1 квартал) по методологии Digcomp. Анализировались 5 уровней владения цифровыми компетенциями: информационная грамотность; коммуникативная грамотность; создание цифрового контента; цифровая безопасность; навыки решения проблем в цифровой среде. Усредненный индекс по всем анализируемым параметрам составил 58,4%. Наибольшие проблемы вызывает навык формирования цифрового контента.

Анализ соответствия требований ФГОС к подготовке специалистов по экономической безопасности в соответствии с требованиями профессионального стандарта

Профессиональный стандарт "специалист по экономической безопасности" описывает требования к сформированности трудовых функций по четырем направлениям и уровням квалификации в разрезе обобщенных трудовых функций (ОТФ) (табл. 2). Основной вид деятельности по ПС: "обеспечение защиты основных экономических ресурсов общества, государства и субъектов экономической деятельности; обеспечение законности и правопорядка в сфере экономики; судебно-экспертная деятельность по обеспечению судопроизводства, конкурентная разведка" 1.

ПС. п. 1. Организация контроля за соблюдением экономической безопасности (код 08.010).

Таблица 2- Требования к обеспечению основного вида деятельности

ОТФ Деятельность Текущий Организация и коорди- Управление

по обеспече- контроль нация работ по соблю- системой эко-

нию эконо- выполне- дению требований эко- номической

мической ния требо- номической безопасно- безопасности

безопасности ваний сти в организации;раз- в организации;

в составе экономи- работка и внедрение ор- руководство

подразделе- ческой ганизационных, техно- комплексом

ния (службы) безопас- логических и техниче- работ по обес-

ности в ских мероприятий по печению за-

организа- обеспечению экономи- щиты основ-

ции ческой безопасности в организации ных ресурсов

Уровень квалификации 5 6 7 7

Анализ требований к выполнению трудовых функций в разрезе ОТФ показан на рисунке (рис. 5, авторское видение). Здесь отражена связь между уровнями. Показана Модель подготовки бакалавров (6 уровень).

Для достижения шестого уровня, следует сформировать пятый уровень. Внутри каждого блока описаны требования по формированию конкретных трудовых навыков.

Участие в работе подразделения экономической безопасности по контролю исполнения законов, норм и правил экономической защиты собственности

Разработка предложений для локальной документации, обеспечивающей функционирование системы управления экономической безопасности

Анализ риска и оценка его величины в целях экономической безопасности

Обеспечение условий защиты ресурсов организации от внешних и внутренних угроз экономической безопасности

Т

Контрольная и ревизионная работа и служебные проверки в составе комиссий и рабочих групп по выявлению нарушений экономической деятельности

Мониторинг административно -хозяйственной деятельности по соблюдению требований экономической безопасности

Планирование и проведение контрольных мероприятий по выявлению нарушений требований экономической безопасности

Рисунок 5 - Модель подготовки бакалавров в разрезе формирования трудовых функций

Из рисунка видно, что для того, чтобы сформировать набор трудовых компетенций, которые соответствует 6 уровню (бакалавриат), необходимо на начальных курсах

обучения сформировать сначала трудовые навыки для 5 уровня (рис. 6, фрагмент), а затем трудовые навыки 6 уровня (рис. 7, фрагмент).

Обеспечение условий защиты ресурсов Уровень

Наименование организации от внешних и внутренних угроз экономической безопасности Код А/04.5 (подуровень) квалификации 5

Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала

Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия Проверка внешних контрагентов организации, определение их состоятельности и экономической стабильности

Проверка персонала организации, постоянный контроль результатов работы специалистов, влияющих на состояние экономической безопасности

Анализ информационных потоков и выбор информации, характеризующей организацию и личностные особенности работников

Необходимые умения Подбирать необходимую информацию по анализу и прогнозированию рисков, выявлять факторы внешней и внутренней среды, усиливающие финансовые риски

Готовить аналитические справки и обзоры для руководства с использованием полученных результатов

Необходимые знания Методики проверки контрагентов и работников организации с учетом требований законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регламентирующих данные процессы

Психология личности и профессиональные особенности специалистов экономической сферы

Другие характеристики -

Рисунок 6 -Требования к трудовым навыкам 5уровня (фрагмент)

В ОАНО ВО «Волжский университет имени В.Н. Татищева» (институт) (далее АОНО ВО «ВУиТ») подготовка специалистов по экономической безопасности должна соответствовать 7 уровню формируемой ОТФ. На рисунке 8 отражен фрагмент требования к одной из трудовых функций этого уровня. Видно, что трудовые навыки развиваются от уровня к уровню. Поэтому нельзя, например, сформировать в процессе обучения навыки "Выявление причин, оказывающих негативное влияние на экономическую стабильность, уровень конкурентоспособности, и принятие мер по их локализации и устранению" (С/01.7), если нет навыков "Выявление фактов утраты ресурсов организации, их причин и последствий, разработка предложений по минимизации утрат и возврату ресурсов" (В/01.6) или навыков "сбора, анализа, классификации информации и выявления угроз экономической безопасности (В/02.6). Важно выработать тру-

довое действие "анализ риска, определение области применения, идентификация опасности, оценка величины риска, прогноз последствий при наступлении опасности" (А/03.5). Все трудовые функции, которые соответствуют 5 уровню, должны быть сформированы в первые два года обучения в вузе.

Проанализировав Учебный план и образовательную программу (соответствующую требованиям ФГОС) на соответствие приобретаемых в процессе обучения компетенций требованиям профессионального стандарта, было выявлено, что уровень соответствия низкий. Существующий в настоящее время перечень дисциплин хорошо обеспечивает набор экономических компетенций, но комплект компетенций, который должен соответствовать требованиям профессионального стандарта, может быть обеспечен лишь на 30% с учетом корректировки существующих контентов.

Наименование

Мониторинг административно-хозяйственной деятельности по соблюдению требований экономической безопасности

Код

В/02.6

Уровень

(подуровень)

квалификации

Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала

Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия Организация сбора информации и анализ данных, полученных из открытых источников и служебной документации

Ведение аналитических баз данных информационных ресурсов, полученных в результате проведения контрольных мероприятий

Анализ данных о результативности и эффективности деятельности проверяемых объектов

Необходимые умения Собирать, обобщать и анализировать информацию

Анализировать и систематизировать информацию

Применять формулы и процедуры расчета аналитических показателей и составлять аналитические и прогнозные модели управления рисками в деятельности организации

Необходимые знания Методология экономической безопасности, методика анализа данных

Порядок формирования, ведения, хранения и использования баз данных по проверяемым объектам

Нормативно-правовые акты в сфере экономической безопасности

Методики предупреждения экономических правонарушений

Другие характеристики -

Рисунок 7 - Требования к трудовым навыкам 6 уровня (фрагмент)

Линеаризация формулы дает регрес-Оценка риск°в экон°мическ°й без- сионную зависимость: опасности

Рассмотрим возможность оценки рисков экономической безопасности образовательной системы. Будем рассматривать экономическую безопасность как условие эволюционной системной устойчивости. Опираясь на выводы Н.А. Махмутова [6], в качестве риск-прогнозной модели предлагаем модель типа Аллена:

где - коэффициент, вычисляемый по данным риск-мониторинга, статистики, У;. - идентифицируемый параметр, ^ - стохастическая величина.

Критерий адекватности и идентификации - функция максимального правдоподобия, с условиями Гаусса-Маркова: ошибки £[ - нормально и попарно независимо распределены, причем ковариации имеют вид:

где Щх) - интегральный риск, Ло -экспертная оценка интегрального риска, - идентифицируемые параметры важности и силы /-го фактора риска, вносимого им в общий риск, - мощность 7-го класса рисков.

СОГ (£-;,£,-) =

I Ф], ' У,

математическое ожидание равно

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева №1, том 2, 2021 а дисперсия ошибки равна

Для проверки этих статистических условий (например, выборочные корреляции, стандартные отклонения, Б-статистика)

3.3.1. Трудовая функция

достаточно использовать инструменты анализа данных Ехсе1-среды.

Для оценки рисков предлагается процедура (рис. 9).

Выявление причин. оказывающих

негижное влияние на экономически то Ур о вень

Наимено ва ние стаоилъностЬ; уровень конкурентоспособности; и принятие мер по их локализации и устранению Код С/01.7 (по дур ове нь) гаалифвп ции 7

Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала

Код оригинала Регистр ацио нный номер пр о фессионального стандарта

Трудовые действия Анализ процессов организации с целью выявления возможной утраты ресурсов организации

Оценка конкури!гной среды и выявлише внешних угроз организации

Формирование системы обеспечения экономической безопасности для минимизации рисков утраты ресурсов организации

Необходимые умения Применять методики финансового анализа и аудита в части выделетия в них требований, процедур: регламентов. рекомендаций экономической безопасности

Производить финансово-экономический и правовой анализ противоправной деятельности организации с использованием современных технологий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разрабатывать финансово-экономические и правовые механизмы выявления теневого хозяйственного оборота

Проводить мониторинг внешней среды с зачетом конкуренции на рынках

Подбирать необходимую информацию по проектированию и анализу систем управления рисками для каждого метода проектирования; ставить задачи и определять пути их достижения

Необходимые знания Сугщностные характеристики экономических правонарушений и подходы к их анализ^'

Характеристики криминального экономического цикла и его отдельных стадий

Методы выявления противоправных операций на микро-: макро- и мировом уровне

Механизмы обеспечения экономической безопасности организации

Методика оценки конкурентной среды и выявления внешних утроз орг ани зации

Основы проектирования систем управления рисками, теория рисков и моделирования рисковых ситуаций; методы и модели проектирования экономических процессов с позиции системного подхода

Другие характеристики -

Рисунок 8 - Требования к трудовым навыкам (фрагмент)

3. Уточнение истинного значения R с

П -

1. Найти (задать) рассматриваемый предел роста /-го риска так, чтобы г; < г*.

2. Найти наиболее вероятную величину по формуле:

учетом влияния £( интервальной оценкой, попадания в интервал (ш1;т2), где:

ш1 т2

я (К.г;

■О

— т

К) + т

т..

,

где Я - истинное значение результата приГ[ = т^, 1=1,2, ...,п.

При выполнении условий Гаусса-Маркова, имеется ¿-распределение по Стью-

денту (степени свободы k=n-2).

1. Определить минимальные и максимально допустимые уровни риска г,

2. Найти (задать) г* - рассматриваемый предел роста 7-го риска так,

чтобы г, < Г;

3. Найти наиболее вероятную величину риска по формуле:

4. Уточнить уровень истинного значения с учетом влияния интервальной оценкой, попадания в интервал (гп.1,т2), где:

где Я — истинное значение результата при ^ = г*, 1=1,2, ... ,п.

5. Анализ полученного результата.

Рисунок 9 - Модель оценки уровня риска экономической безопасности

Рассмотрим возможность оценки экономической безопасности через инвестиции. Подобный подход использовал Герасименко П.В. при оценке инвестирования отношения между трудом и капиталом [17]. Путь ш3 -желаемый уровень экономической безопасности. При условии 7?11 < т3 < т2, можно оценить риски отношением инвестиций на ' У: ■! ■ У: ■:; к средневзвешенному объему на

Выводы

Представленное научное изыскание носит обзорно-аналитический характер и направлено на выявление проблем цифро-визации в образовательных системах. Одной из таких проблем является подготовка кадров в сфере экономической безопасности.

Развитие цифровой экономики и цифровых коммуникаций привело к формированию таких новых категорий как "цифро

вое доверие", "индекс цифровой грамотности" и другие понятия, без которых нельзя обходиться специалисту по экономической безопасности. Учитывая развитие страны в рамках мировой экономической ситуации, анализ которой представлен в данном исследовании, отметим, что для любых специальностей сегодня актуальным является сформированность компетенции "цифровая грамотность". А для тех, кто обеспечивает экономическую безопасность на любом уровне экономического управления, следует формировать компетентность "цифровой готовности". В этом комплексном понятии должна быть отражена квалификационная характеристика современного профессионала в области цифровой экономики, который может принимать любые ее вызовы. Поэтому новый ФГОС 3++ должен быть принят в ближайшее время, а подготовке специалистов по экономической безопасности должно быть уделено пристальное внимание.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Digital Intelligence Index70Endnotes1 Words of an Unprecedented Year, Ox-fordLanguages, Oxford University Press 2020, accessed November 29, 2020, URL: https://languages.oup.com/word-of-the-year/2020/

2. Digital in the time of covid. URL: https://www.oliverwyman.com/our-expertise/events/2020/jun/digital-transformation-in-the-age-of-covid-19.html

3. Cisco Global Cloud Index: Forecast and Methodology, 2016-2021, White Paper. [Online]. Available: URL: https://www.cisco.eom/c/en/us/solutions/collateral/service-provider/global-cloud" index-gci/white-paper-c 11 -738085.html

4. Тенденции развития информационного общества в Российской Федерации. 2020: краткий статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 220 с. - 250 экз. - ISBN 978-5-7598-2344-5 (в обл.).

5. Абдрахманова, Г.И., Вишневский, К.О., Гохберг, Л.М. Индикаторы цифровой экономики, 2019: статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2019.

6. Асаул, В.В., Михайлова, А.О. Обеспечение информационной безопасности в условиях формирования цифровой экономики // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2018. № 4 (38). С. 5-9.

7. Веселов, Ю.В. Доверие в цифровом обществе. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 13(2), 2020. С. 129-143. URL: https://doi.org/10.21638/ spbu12.2020.202

8. Вертакова, Ю.В., Клевцова, М.Г., Положенцева, Ю.С. Индикаторы оценки цифровой трансформации экономики // Экономика и управление. 2018. № 10 (156). С. 14-20.

9. Головина, Т.А., Полянин, А.В., Рудакова, О.В. Развитие системы государственного стратегического управления предпринимательскими структурами на базе возможностей новой модели цифровой экономики // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2017. № 2. С. 13-18.

10. Халин, В.Г., Чернова, Г.В. Цифровизация и её влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018. № 10. С. 43-63.

11. Котляров И.Д. Типовые бизнес-стратегии участников финансового рынка в условиях финансово-технологической революции // ЭКО. 2019. № 2 (536). С. 135-152.

12. Профессиональный стандарт специалиста по экономической безопасности // URL: https://asprof.ru/site/public/elfinder/0cenka%20kvalifikacii/PS/Spec._po_ekonom._ bezop.pdf

13. Глазьев, С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика, 2010.

14. Плотников, В.А. Цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 4 (112). С. 16-24.

15. Индикаторы цифровой экономики: 2018: статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 268 с.

16. Махмутов, Н.А. Безопасность и риски: системные исследования и разработки. -Новосибирск: Наука. 2017. 724 с.

17. Герасименко, П.В. Методика моделирования риска при прогнозировании результатов инвестирования производственной деятельности предприятий // Известия Петербургского государственного университета путей сообщения. №2. 2012. С. 142-147.

18. Малаховская, М.В. Экономическая безопасность: государство, регион, предприятие: монография. Димитровград, 2017. 143 с.

19. Андреева, Г.Н., Бадальянц, С.В., Богатырева, Т.Г. и др. Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения: монография. Н. Новгород: Профессиональная наука, 2018.

20. Развитие цифровой экономики в России. Программа до 2035 года // Клуб субъектов инновационного и технологического развития России. URL: http://innclub.info/wp-content/uploads/2017/05/strategy.pdf.

Дата поступления: 16.01.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.