УДК 343.985.7 : 343.7 ББК 67.52
© 2018 г. М. И. Максимов,
адъюнкт Ростовского юридического института МВД России.
E-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПО ПРЕСТУПЛЕНИЯМ КОРЫСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, СВЯЗАННЫМ С НАРУШЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В статье приведены краткие результаты анализа юридической литературы и практических примеров расследования преступлений, связанных с нарушением земельного законодательства в части рассмотрения особенностей и проблемных вопросов, возникающих при производстве осмотра места происшествия как неотложного первоначального следственного действия. Сделаны выводы о необходимости совершенствования тактики производства осмотра места происшествия по обозначенным категориям дел, внедрения новых научных разработок в целях повышения качества его проведения, устранения типичных ошибок.
Ключевые слова: нарушения земельного законодательства, осмотр места происшествия, тактика производства следственного действия.
M. I. Maximov - Adjunct of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
SOME PECULIARITIES OF THE PRODUCTION OF THE INSPECTION OF THE SCENE OF CRIMES
OF SELFISHORIENTATION, CONNECTED WITH THE VIOLATION OF LAND LEGISLATION
This article presents briefresults of the analysis of legal literature and ofpractical examples of crimes related to violation of land legislation in the part considering the features and the issues arising during the inspection of the .scene as urgent initial investigations. Conclusions are made about the need to improve production tactics of crime scene examination at the indicated categories of cases, the introduction ofnew scientific developments, in order to improve the quality of the meeting, eliminating common errors.
Keywords: violation of land legislation, criminal liability, inspection of the scene, the tactics of investigative actions.
Нарушения земельного законодательства, влекущие уголовную ответственность, в настоящее время происходят повсеместно и связаны в первую очередь с желанием преступника получить крупные материальные выгоды под видом «законных манипуляций».
К сожалению, «бесхитростные» действия преступника в большинстве случаев перерастают в сложные преступные схемы с вовлечением в них должностных лиц государственных структур, деятельность которых направлена на проверку законности сделок, совершаемых с землей и земельными участками, их назначения, использования и т. д. Действительно, «казалось бы, что введение процедуры государственной регистрации объектов недвижимости было призвано упорядочить процесс перераспределения объектов недвижимости, ввести государственный контроль в данной сфере, а также минимизировать случаи незаконных сделок с землей и иными видами недвижимости... Однако, наряду с выполнением в целом Росреестром РФ сво-
его назначения, возникла опасность использования отдельными недобросовестными сотрудниками данной информации в корыстных и иных низменных целях» [1].
Как отмечал в своем диссертационном исследовании С. М. Маисянц, типичными категориями лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере земельных правоотношений, являются: «специалист-эксперт - регистратор учреждений Росреестра (ФРС), ответственный за регистрацию объектов недвижимости 8,69 %; главный специалист-эксперт управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ФРС) по области - 2,17 %; - руководитель (заместитель руководителя) управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ФРС) - 6,52 %; руководитель и должностные лица территориальных отделов Федерального агентства кадастра недвижимости по области, краю, округу (в период до упразднения данной
структуры) - 6,54 %; мэр города - 6,50 %; заместители мэра города - 4,34 %; глава сельского поселения - 17,39 %; глава администрации области (края, округа) - 2,17 %; председатель городской Думы - 2,17 %; председатель комитета по земельным ресурсам и землеустройству - 21,74 %; председатель комитета управления муниципальным имуществом администрации района - 4,38 %; начальник отдела имущественных отношений - 4,34 %; главные (ведущие, старшие) специалисты администрации сельских поселений, непосредственно ответственные за регистрацию земли и прав на нее - 2,20 %; руководители учреждений, в ведении которых имеются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности - 4,34 %; иные - 6,51 %» [2], что подтверждается и в настоящее время примерами из практики. В Новосибирской области работниками прокуратуры были выявлены нарушения земельного, градостроительного законодательства. «Местная администрация незаконно продавала земли и сдавала их в аренду», в связи с чем было возбуждено уголовное дело в отношении главы сельсовета. Глава сельсовета, минуя процедуру торгов, передал гражданам и юридическим лицам свыше 300 га земли (больше 20 земельных участков). Проверка показала, что чиновник неправомерно издавал постановления, которыми земельным участкам присваивалась иная категория, изменялся вид разрешенного использования. В последующем земли незаконно продавались сотрудникам администрации сельсовета, их родственникам, юридическим лицам, несмотря на значительное количество заявлений граждан-льготников (многодетных семей), имеющих право на бесплатное внеочередное предоставление земельных участков» [3].
В целом, исходя из событий, предшествующих и сопровождающих развитие нашей цивилизации, земля представляет собой тот ресурс, борьба за который будет происходить всегда и не только в рамках правового поля нашего государства. Стоит отметить и согласиться с утверждением, что земля не может являться «объектом земельных отношений, отношений собственности и т. д., так как данным объектом всегда будет считаться какая-либо юридическая категория, обладающая признаками соответствующего объекта природы. Именно поэтому объектом земельных отношений считается индивидуально опре-
деленная часть земли, а точнее земельный участок... Так, земля представляет собой часть окружающей природной среды и элемент природы, охватывающий поверхностный слой земной коры на глубину почвенного покрова в пределах Российской Федерации, тем самым земля выступает природным ресурсом и источником формирования земельных участков» [4].
Мошенничества, вымогательства, злоупотребления со стороны недобросовестных представителей власти, иных лиц в сфере земельных правоотношений имеют место в нашей стране, что является непосредственным толчком к разработке и совершенствованию тактики производства отдельных следственных действий, методики расследования подобных преступлений в целом.
Одним из первоначальных и ключевых следственных действий является осмотр места происшествия. Мы полностью поддерживаем Т. Ф. Дмитриеву, которая в своей работе отметила, что осмотр места происшествия представляет «многогранное следственное действие, охватывающее широкий спектр вопросов всех разделов науки криминалистики (общей теории криминалистики, криминалистической техники, криминалистической тактики и криминалистической методики)» [5, с. 10].
На наш взгляд, производство осмотра места происшествия по преступлениям корыстной направленности, связанным с нарушением земельного законодательства, выбор тактических приемов его проведения напрямую зависят от складывающейся следственной ситуации на первоначальном этапе расследования, от криминалистической характеристики самого преступления, способа его совершения.
В связи с вышеизложенным и исходя из анализа позиций ученых-юристов, необходимо обозначить, что производство осмотра места происшествия по данной категории дел в большинстве случаев осуществляется непосредственно на земельном участке либо в месте передачи-получения предмета взятки. Верно утверждение, что «обследование места передачи-получения предмета взятки целесообразно осуществлять в рамках осмотра места происшествия, а не в рамках осмотра помещения, как порой бывает на практике» [6]. Тактические особенности производства осмотра места происшествия в связи с пере-
дачей-получением предмета взятки в настоящее время достаточно подробно отражены в трудах ученых-юристов, связанных с методикой расследования коррупционных преступлений. В них раскрываются проблемы, даются рекомендации по обнаружению, изъятию, фиксации следов на месте происшествия. Нам же в настоящей статье хотелось бы обозначить проблемные моменты производства осмотра места происшествия непосредственно на земельном участке в рамках расследования преступлений, связанных с нарушением земельного законодательства и возможные тактические пути их решения.
Необходимость производства осмотра места происшествия на земельном участке может возникнуть по различным причинам, например, при обследовании земельного участка на предмет наличия признаков самозахвата или иного несанкционированного доступа посторонних лиц, признаков использования земельных участков не по установленному назначению, иные причины.
Проблемными аспектами производства осмотра места происшествия земельных участков по преступлениям корыстной направленности, связанных с нарушением земельного законодательства, могут быть:
1. Антропогенные факторы (сопротивление или воспрепятствование проходу следственно-оперативной группы на территорию земельного участка, оказание противодействия при производстве следственного действия, иное).
2. Природные факторы (ландшафтные особенности, природные объекты, иное).
3. Ситуационные факторы (значительные размеры земельного участка, необходимость привлечения узких специалистов для определения границ земельного участка, фиксации и описания расположенных на нем объектов, иное).
При осуществлении осмотра места происшествия непосредственно на земельном участке производятся действия, направленные на фиксацию материальной обстановки, исходной информации о событии происшествия. Достаточно часто следователю необходимо привлекать к производству осмотра земельного участка по делам, связанным с нарушением земельного законодательства, помимо специалиста-криминалиста, узкого специалиста. Так, при отсутствии межевых знаков либо при необходимости сравнения их
фактического местонахождения с межевым планом должностное лицо может привлечь к осмотру кадастрового инженера, чья сфера деятельности полностью охватывает круг подобных вопросов. Такой специалист сможет оказать квалифицированную помощь в составлении плана-схемы осмотра места происшествия (земельного участка). При необходимости описания сооружений, в том числе инженерной инфраструктуры, находящейся на земельном участке, определения производственного назначения построек иных объектов также необходимо обеспечить участие в осмотре места происшествия узкого специалиста, например, инженера, архитектора. Такие специалисты обладают специальными знаниями в области строительства и помогут следователю грамотно и подробно описать интересующие объекты с использованием соответствующей терминологии.
К сожалению, обеспечение на осмотре места происшествия подобного рода узкого специалиста не всегда представляется возможным, что зачастую приводит к поверхностному отражению информации в содержательной части протокола осмотра места происшествия, приводит к терминологическим ошибкам и иным неточностям в описании, то искажает полученные сведения, а в некоторых случаях затрудняет производство необходимых экспертиз.
Частично проблемы, связанные с отсутствием узких специалистов, обладающих специальными знаниями в той или иной сфере, предлагают решить путем внедрения новейшей криминалистической техники, технологий, основанных на использовании программного обеспечения, позволяющего составлять схемы мест происшествий, определять точные координаты местоположения, местонахождения места происшествия, использовать онлайн-консультации и другое, что, с нашей точки зрения, должно способствовать в некоторой степени облегчению производства осмотра места происшествия и при исследуемой нами категории дел.
Помимо вышеизложенного, наша позиция сводится к тому, что в обязательном порядке должна проводиться видеофиксация производства осмотра места происшествия по преступлениям корыстной направленности, связанным с нарушением земельного законодательства, так как зачастую, как было отмечено, возникают проблемы, связанные с чело-
веческим фактором, препятствующим в полной мере осуществлению своих должностных обязанностией следователю и участникам следственно-оперативной группы. Видеофиксация производства следственного действия позволит в динамике зафиксировать не только материальную обстановку места происшествия, но и действие лиц, препятствующих его проведению.
Исходя из вышеизложенного отметим, что зачастую совершение преступлений, связанных с нарушением земельного законодательства, имеет резонансный характер, так как связано с участием представителей государственной власти. В большинстве случаев это
обстоятельство способствует искажению информации о преступлении, получаемой в рамках расследования преступления. Тактические особенности производства отдельных следственных действий, в том числе осмотра места происшествия, возникают исходя из складывающейся следственной ситуации и специфики совершения преступления, необходимости привлечения высококвалифицированных узких специалистов, обязательной динамической фиксации следственных действий и использования иных общих и специальных тактико-криминалистических приемов.
Литература
1. Варданян А. В., Мельникова О. В. Преступления, связанные с нарушением земельного законодательства Российской Федерации: современные тенденции и проблемы расследования // Философия права. 2014. № 5 (66).
2. URL: http://www.dissercat.com.
3. URL: http://www.rbc.ru/nsk.
4. Остапенко А. Г., Мухтабарова А. О. К вопросу о разграничении понятий «земля» и «земельный участок» как объектов земельных правоотношений // Молодой ученый. 2016. № 9. URL: https://moluch.ru/archive/113/28882.
5. Дмитриева Т. Ф. Генезис понятия криминалистического обеспечения осмотра места происшествия // Право. Экономика. Психология. 2016. № 2 (5).
6. Варданян А. В. Учение о следственной ситуации как методологическая основа для формирования следственных ситуаций, типичных для первоначального этапа расследования преступлений в сфере земельных правоотношений. Философия права. 2013. № 6 (61).
Bibliography
1. Vardanyan A. V., Melnikova O. V. Crimes related to violation of land legislation of the Russian Federation: modern trends and problems of the investigation. The philosophy of law. 2014. № 5 (66).
2. URL: https://www.dissercat.com.
3. URL: https://www.rbc.EN/nsk.
4. Ostapenko A. G., Mukhtarova A. O. To the question of delimitation of the concepts «land» and «land» as objects of land relations // Young scientist. 2016. № 9. URL: https://moluch.ru/archive/113/ 28882.
5. Dmitrieva T. F. Genesis of the concept of forensic provide examination of the scene // Right. Economy. Psychology. 2016. № 2 (5).
6. Vardanyan A. V. Doctrine of the investigative situation as a methodological basis for the formation of investigative situations, typical for the initial stage of investigation of crimes in the sphere of land relations // Philosophy of law. 2013. № 6 (61).