Научная статья на тему 'Некоторые особенности привлечения к административной ответственности за правонарушения в области оборота информации'

Некоторые особенности привлечения к административной ответственности за правонарушения в области оборота информации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
667
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административная ответственность / оборот информации / административное правонарушение / государство / государственные органы / информация / administrative responsibility / information turn / administrative offense / state / public authorities / information

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Олег Валентинович Зиборов, Найля Тахировна Джафарова

Рассмотрены отдельные аспекты административной ответственности за правонарушения в области оборота информации; особое внимание уделено отличию административной ответственности от уголовной в информационной сфере, а также механизму совершения правонарушений в области оборота информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF ADMINISTRATIVE PROSECUTION FOR OFFENSES IN THE FIELD OF INFORMATION TURN

Separate aspects of administrative responsibility for offenses in the field of information turn are considered, special attention is paid to difference of administrative responsibility from criminal in the information sphere and also to the mechanism of commission of offenses in the field of information turn.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности привлечения к административной ответственности за правонарушения в области оборота информации»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342.9 ББК 67.401.1

DOI 10.24411/2073-0454-2019-10102 © О.В. Зиборов, Н.Т. Джафарова, 2019

Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБОРОТА ИНФОРМАЦИИ

Олег Валентинович Зиборов, первый заместитель начальника, доктор юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: oleg.ziborov@bk.ru

Найля Тахировна Джафарова, адъюнкт факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: nikadubrovskaya8@gmail. com

Аннотация. Рассмотрены отдельные аспекты административной ответственности за правонарушения в области оборота информации; особое внимание уделено отличию административной ответственности от уголовной в информационной сфере, а также механизму совершения правонарушений в области оборота информации.

Ключевые слова: административная ответственность, оборот информации, административное правонарушение, государство, государственные органы, информация.

SOME FEATURES OF ADMINISTRATIVE PROSECUTION FOR OFFENSES IN THE FIELD OF INFORMATION TURN

Oleg V. Ziborov, the first deputy chief, doctor of legal sciences, associate professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: oleg.ziborov@bk.ru

Naylya T. Dzhafarova, graduated in a military academy of faculty of preparation scientific and research and educational personnel

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: nikadubrovskaya8@gmail. com

Annotation. Separate aspects of administrative responsibility for offenses in the field of information turn are considered, special attention is paid to difference of administrative responsibility from criminal in the information sphere and also to the mechanism of commission of offenses in the field of information turn.

Keywords: administrative responsibility, information turn, administrative offense, state, public authorities, information.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Зиборов О.В., Джафарова Н.Т. Некоторые особенности привлечения к административной ответственности за правонарушения в области оборота информации. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(2):200—202.

К правовым проблемам оборота информации, а также функционирования информационного пространства в настоящее время приковано значительное внимание как со стороны государственных органов, так и ученых-административистов.

Интерес к вопросам, возникающим при административно-правовом регулировании общественных отношений в информационном пространстве, логично объясняется ролью информации, в том числе и в электронной форме, передаваемой посредством сети Интернет. Эта проблема затрагивает практически все сферы современной общественной жизни, влияет на

коммуникационные процессы, протекающие в государстве, обществе и в жизни отдельной личности.

Отметим, что отдельной и активно обсуждаемой темой научных дискуссий стали вопросы, связанные с установлением административной ответственности за правонарушения в области оборота информации. Кроме того, возникло множество спорных моментов по поводу того, каким образом представляется возможным выявить данные правонарушения, установить механизм их совершения, а также немало иных сопутствующие дискуссионных аспектов. Рассмотрим некоторые из них.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Так, интерес представляет, например, разграничение административной и уголовной ответственности за совершение общественно опасных деяний в области оборота информации.

Грань, разделяющая наступление административной либо уголовной ответственности за деликты в области оборота информации, прослеживается достаточно отчетливо при проведении анализа по определенным признакам.

Прежде всего, следует сказать о степени общественной опасности, которую влечет совершение правонарушения или преступления в информационной сфере. Круг общественных отношений, претерпевающих негативные последствия, в случае совершения преступления в области оборота информации, значительно шире, чем при совершении административного правонарушения в данной сфере.

Из этого признака органично вытекает и различный порядок привлечения к ответственности в соответствии с нормами административного или уголовного законодательства. Административная и уголовная ответственность за правонарушения в области оборота информации различается и по перечням видов наказаний, размерам одинаковых видов наказаний, правовым последствиям в виде судимости или административной наказуемости.

В то же время, по мнению ряда специалистов в области административного права, в настоящее время отмечается репрессивная тенденция административной ответственности, которая приводит к конкуренции с уголовной ответственностью [1, с. 3].

Уместно сказать о том, что круг административных правонарушений, влекущих административную ответственность в области оборота информации, достаточно широк и условно состоит из нескольких взаимосвязанных групп.

Так, административные правонарушения в области оборота информации по объекту посягательства можно разделить на четыре группы:

1) противоправные посягательства в сфере реализации информационных прав и свобод человека и гражданина (например, нарушение права доступа к открытой, массовой информации; нарушение тайны переписки; злоупотребление свободой слова, свободой массовой информации);

2) противоправные посягательства в сфере организации и деятельности СМИ (введение цензуры; воспрепятствование работе журналиста);

3) нарушение мер, обеспечивающих информационную безопасность общества, государства, гражданина (информация, составляющая государственную тайну; нарушение правил сертификации телекоммуникационного оборудования; умышленное уничтожение государственных информационных ресурсов; искажение (непредставление) экологической информации, в результате чего наносится ущерб здоровью населения и функционированию экосистем);

4) посягательства в сфере индустрии телекоммуникаций и связи (несанкционированный доступ к компьютерной информации; распространение вредоносных программ; мошенничество с использованием информационных технологий; подлог информации; незаконный перехват информации).

Подобное многообразие административных правонарушений в области оборота информации обуславливает развитие различных направлений деятельности государства по обеспечению информационной безопасности.

Интересно отметить, что одной из тенденций в развитии информационной инфраструктуры в России и, как следствие, оборота информации в настоящее время является создание электронного государства.

Электронное государство представляет собой способ организации государственной власти, который основывается на интернет-технологиях и информационной инфраструктуре и предназначен для предоставления информации и информационных услуг государственными и муниципальными органами различным субъектам, для того чтобы повысить прозрачность работы государственных и муниципальных структур и предоставить населению возможность интерактивного участия в принятии решений [2, с. 2].

По мнению специалистов, основным способом реализации идей электронного государства служат официальные сайты государственных и муниципальных органов, которые призваны быть не только инструментом доступа к информации об их деятельности, но и одним из средств предоставления государственных услуг. Таким образом, очевидным становится то обстоятельство, что государство становится активным пользователем всевозможных информационных систем. А это ведет к принятию мер по усилению правовой защиты в информационном пространстве и повышению безопасного обращения с информацией в электронной форме.

№ 2 / 2019

Вестник Московского университета МВД России

201

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Уместно отметить, что активное применение электронных технологий и интернет-технологий, позволяет говорить о том, что электронное государство является способом интерактивного влияния на принимаемые государственные решения [3, с. 4].

В данном контексте согласимся с профессором И.Л. Бачило в том, что информация служит одним из основных ресурсов государственного управления. В связи с тем, что нормативные акты и другие принимаемые решения государственных органов представляют собой информацию, деятельность этих органов и, соответственно, сам процесс государственного управления также носят информационный характер, при котором результатом деятельности управляющих органов является информация [4, с. 22].

Таким образом, подводя краткий итог, можно резюмировать, что административное правонарушение в области оборота информации логично определить, как общественно опасное, противоправное, виновное деяние в форме действия или бездействия, посягающее на установленный порядок государственного управления в информационной сфере с использованием информационных средств и информационных технологий либо иных видов информационной деятельности.

Основными отличительными признаками административного правонарушения в области оборота информации и информационного пространства является то, что объектом посягательства является порядок государственного управления в информационной сфере, связанный с обеспечением прав и свобод человека и гражданина, общественного порядка и нравственности, установленного порядка государственной власти и безопасности, а также противоправность как признак, подчеркивающий направленность деяния на нарушение установленных административно-правовыми нормами правил поведения.

Литература

1. Остроушко А.В., Букалеров А.А. О необходимости разработки мер административной и уголовной ответственности к лицам, размещающим в сети Интернет порочащую граждан информацию // Административное и муниципальное право. 2015. № 11. С. 3.

2. Лопатин В.Н. Информационная безопасность в электронном государстве // Информационное право. 2018. № 2. С. 2.

3. ХрамцовскаяН.А. Технология блокчейна как инструмент управления документами и электронного документооборота // Делопроизводство. 2018. № 3. С. 4.

4. Бачило И.Л. Информационное право: Учебник. М.: Юрайт, 2017.

5. Право в сфере Интернета: Сб. ст. / Рук. авт. кол. и отв. ред. М.А. Рожкова. М.: Статут, 2018.

References

1. Ostroushko A.V., BukalerovA.A. O neobkhodi-mosti razrabotki mer administrativnoy i ugolovnoy otvet-stvennosti k litsam, razmeshchayushchim v seti Internet porochashchuyu grazhdan informatsiyu // Administrativ-noye i munitsipal'noye pravo. 2015. № 11. S. 3.

2. Lopatin V.N. Informatsionnaya bezopasnost' v elektronnom gosudarstve // Informatsionnoye pravo. 2018. № 2. S. 2.

3. Khramtsovskaya N.A. Tekhnologiya blokcheyna kak instrument upravleniya dokumentami i elektron-nogo dokumentooborota // Deloproizvodstvo. 2018. № 3. S. 4.

4. Bachilo I.L. Informatsionnoye pravo: Uchebnik. M.: Yurayt, 2017.

5. Pravo v sfere Interneta: Sb. st. / Ruk. avt. kol. i otv. red. M.A. Rozhkova. M.: Statut, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.