Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
цифровая трансформация / онлайн обучение / смешанное обучение / асинхронное обучение / педагогические запросы / цифровой контент / информатика / digital transformation / online learning / blended learning / asynchronous learning / pedagogical needs / digital content / informatics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чичканова Н.Л.

В статье анализируется цифровая трансформация образования с акцентом на онлайн-обучение в преподавании информатики. Рассматриваются ключевые запросы педагогов и эффективные модели, такие как смешанное обучение, где преобладает асинхронная работа с цифровым контентом и поддерживаются кратковременные синхронные сессии. Подчеркивается роль информатики как метапредмета и значимость цифрового контента для успешного образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чичканова Н.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT RESEARCH ACTIVITY IN HISTORY EDUCATION PROCESS

Article analyzes the digital transformation of education with a focus on online learning in the teaching of informatics. It examines key pedagogical needs and effective models, such as blended learning, which primarily involves asynchronous work with digital content, complemented by brief synchronous sessions. The role of informatics as a meta-discipline and the significance of digital content for a successful educational process are emphasized.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»

УДК 378. 1

Чичканова Н.Л.

учитель информатики Антрацитовская средняя школа № 3 (г. Антрацит, ЛНР, Россия)

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Аннотация: в статье анализируется цифровая трансформация образования с акцентом на онлайн-обучение в преподавании информатики. Рассматриваются ключевые запросы педагогов и эффективные модели, такие как смешанное обучение, где преобладает асинхронная работа с цифровым контентом и поддерживаются кратковременные синхронные сессии. Подчеркивается роль информатики как метапредмета и значимость цифрового контента для успешного образовательного процесса.

Ключевые слова: цифровая трансформация, онлайн обучение, смешанное обучение, асинхронное обучение, педагогические запросы, цифровой контент, информатика.

Информатика представляет собой сложную техническую дисциплину, изучающую и систематизирующую принципы и методы создания, хранения, обработки и передачи данных с использованием вычислительной техники, а также функционирование и управление этими средствами.

Курс информатики охватывает следующие аспекты:

- языки программирования,

- конструкции роботов,

- методы накопления, хранения, обработки и передачи информации,

- информированность общества [1].

В современных условиях существует множество подходов к вовлечению школьников в мир информатики. Курс информатики предоставляет

преподавателям дополнительные возможности для взаимодействия с учениками и развития их навыков. Разнообразие методов изучения этого предмета является преимуществом, так как позволяет каждому учителю выбирать подход в зависимости от уровня развития класса, целей обучения и технической оснащенности.

Различные направления преподавательского курса информатики отражают процесс информатизации школьного образования с разных сторон. Эти направления не существуют в изоляции и взаимно переплетаются. Каждый преподаватель, опираясь на одно из направлений курса, неизбежно затрагивает вопросы остальных. Поэтому учитель должен обладать глубокими знаниями и пониманием целей и задач каждого направления педагогического курса информатики в школе. Современные педагоги должны получать соответствующую информационную подготовку, чтобы эффективно выбирать методы вовлечения учащихся в информатику как науку [2].

На текущий момент ключевым трендом в школьном образовании является его цифровая трансформация. Это предполагает не только качественные изменения в образовательной среде, но и пересмотр целей и результатов образовательной системы. Одним из значимых изменений стало введение преподавания информатики с начальных классов. Важной частью современного образования является развитие алгоритмического мышления, которое всегда считалось важнейшим аспектом когнитивного развития. В условиях цифровой эпохи акцент на формирование алгоритмического мышления с раннего возраста и его дальнейшее развитие с помощью цифровых технологий становится особенно актуальным [2].

Таким образом, основными целями цифровой трансформации образования являются развитие у школьников вычислительного, структурного, интуитивного и алгоритмического мышления. Наблюдается значительная интеллектуализация и роботизация учебной и познавательной деятельности, что требует усовершенствования подходов, которые не только передают учебные сообщения, но и воспроизводят структуру мышления, например, в форме

ментальных схем. Ментальный подход важен тем, что он может значительно повысить эффективность образовательного процесса путем интеграции естественного и искусственного разума. В отличие от традиционных методов обучения, включая современные e-leammg техники, которые функционируют по принципу «черного ящика», где образовательное воздействие происходит скрыто, ментальное моделирование и построение структур мышления позволяют применять принцип «прозрачного ящика» [3, с. 41]. Это позволяет свести процесс обучения к формированию у ученика необходимых ментальных структур и визуально оценивать их качество с помощью цифровых инструментов.

Следует подчеркнуть, что стремительное и широкое внедрение цифровых технологий в обществе требует оперативной и эффективной цифровой трансформации образования. Этот процесс сталкивается с проблемами, такими как неадекватные обновления средств и методов электронного и дистанционного обучения в рамках традиционных методических систем, недостаточная подготовленность педагогического состава к новым условиям профессиональной деятельности, а также значительные материальные и интеллектуальные затраты. В связи с этим представляют интерес инновационные подходы, способствующие более эффективной цифровой трансформации образовательного процесса.

Основной задачей педагога в преподавании информатики является разработка и внедрение ментального подхода, который расширяет и совершенствует современные дидактические принципы в контексте цифровой трансформации. Это предполагает обновление методов и средств обучения через применение ментальных технологий, направленных на развитие у учащихся вычислительного, структурного, интуитивного и алгоритмического мышления

[3, с. 6].

Исследования готовности педагогов к использованию онлайн-образовательных инструментов показали, что большинство из них имеет опыт работы с как локальными системами управления обучением (LMS), так и

популярными платформами. Этот тренд, частично вызванный необходимостью дистанционного обучения в условиях пандемии СОУГО-19, можно рассматривать как позитивный аспект цифровизации образования. Однако среди факторов, затрудняющих полноценное онлайн-обучение, большинство респондентов отметило, что форма и содержание учебных материалов на доступных платформах не всегда соответствуют потребностям современного поколения. Кроме того, в условиях интенсивного педагогического процесса значительным препятствием стало отсутствие систематизированных средств онлайн-обучения, что ведет к значительным временным затратам на поиск, анализ и отбор наиболее подходящих ресурсов [4, с. 113].

Анализ данных выявил ключевые запросы педагогов, касающиеся эффективной реализации онлайн-обучения. Наиболее эффективной и востребованной моделью сетевого педагогического взаимодействия оказалось смешанное обучение. В этой модели значительная часть учебного процесса организована асинхронно, посредством самостоятельной работы учащихся с цифровым контентом. В качестве дополнения проводятся кратковременные синхронные сессии, включающие взаимодействие с преподавателем и участниками учебной группы, а также индивидуальные консультации через видеоконференцсвязь [5, с. 109-111]. Таким образом, платформа должна поддерживать распределение учебного времени согласно данной модели. Педагоги выделили средства обучения как наиболее востребованный тип цифрового образовательного контента.

Исходя из этого, информатика оправданно рассматривается как метапредметная дисциплина в школе, служащая инструментом познания, языком общения и описания результатов, а компьютер - как незаменимый инструмент для организации разнообразной информационной деятельности учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алдажарова С.Н. Особенности преподавания предмета информатики в школах / С.Н. Алдажарова // Молодой ученый. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/425/94261/ (дата обращения: 14.09.2024);

2. Пак Н. И. Ментальный подход к цифровой трансформации образования / Н.И. Пак. [Электронный ресурс]. URL: https:^yberleninka.ru/artide/n/mentalnyy-podhod-k-tsifrovoy-transformatsii-obrazovaniya (дата обращения: 14.09.2024);

3. Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике: учеб. пособие / Н.В. Софронова, А.А. Бельчусов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2020. 401 с;

4. Симдянкина Е.К. Развитие личностных универсальных учебных действий на уроках информатики в основной школе / Е.К. Симдянкина // Постулат. 2021. № 1. С. 113;

5. Тухтаров С.Б. Методика преподавания информатики как педагогическая наука / С.Б. Тухтаров // Вопросы науки и образования. 2020. № 23. С. 109-111

Chichkanova N.L.

Anthracite Secondary School № 3 (Anthracite, Russia)

STUDENT RESEARCH ACTIVITY IN HISTORY EDUCATION PROCESS

Abstract: article analyzes the digital transformation of education with a focus on online learning in the teaching of informatics. It examines key pedagogical needs and effective models, such as blended learning, which primarily involves asynchronous work with digital content, complemented by brief synchronous sessions. The role of informatics as a meta-discipline and the significance of digital content for a successful educational process are emphasized.

Keywords: digital transformation, online learning, blended learning, asynchronous learning, pedagogical needs, digital content, informatics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.