Научная статья на тему 'Некоторые особенности преподавания физики в 7-9 классах средней общеобразовательной школы'

Некоторые особенности преподавания физики в 7-9 классах средней общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
477
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ МИНИ-РАБОТА / ТЕСТИРОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ / НАКОПИТЕЛЬНАЯ ОТМЕТКА / СЕМИНАР / ЗАЧЁТНЫЙ УРОК / ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ / КАЧЕСТВЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / INDEPENDENT MINI-WORK / TESTING / PHYSICAL DICTATION / CUMULATIVE MARK / SEMINAR / TEST LESSON / LEARNING OPPORTUNITIES / QUALITY RESULT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парамонов Сергей Васильевич

В статье анализируются некоторые возможности накопления отметок учащихся в оцениваемые периоды (четверть, полугодие, год) обучения для получения объективного и качественного результата в связи с явно недостаточным количеством недельных часов, выделяемых на их обучение, особенно проявляющимся в параллели 9 классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Some Features of Teaching Physics in Grades 7-9 of Secondary School

The article analyzes some options of accumulating students’ marks of in the estimated periods of training (quarter, half, year) to obtain an objective and qualitative result due to the clearly insufficient number of weekly hours allocated to their training, which is especially manifested in the 9th grade.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности преподавания физики в 7-9 классах средней общеобразовательной школы»

УДК 372.853:371.3

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В 7-9 КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

С. В. Парамонов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Абакана

В статье анализируются некоторые возможности накопления отметок учащихся в оцениваемые периоды (четверть, полугодие, год) обучения для получения объективного и качественного результата в связи с явно недостаточным количеством недельных часов, выделяемых на их обучение, особенно проявляющимся в параллели 9 классов.

Ключевые слова: самостоятельная мини-работа, тестирование, физический диктант, накопительная отметка, семинар, зачётный урок, возможности обучения, качественный результат.

Перед реформированием средней общеобразовательной школы обучение физике в 9 классе велось по учебнику И. К. Кикоина и А. К. Кикоина, в котором рассматривались основы кинематики, динамики, законы сохранения в механике, колебания и волны [1, с. 190]. На обучение школьников данному предмету отводилось три часа в неделю. Этого времени было достаточно для обучения, решения задач и выполнения лабораторных работ, обратной связи и контроля.

В связи с реформой в практику преподавания физики вначале были введены учебники для 9 класса 2013 года, затем 2014 года издания авторов А. В. Пёрышкина, Е. М. Гутника. В этих учебниках рассматриваются законы взаимодействия и движения тел, включающие в себя основы кинематики и динамики, законы сохранения в механике. В них также включены материалы о механических колебаниях и волнах, звуке, электромагнитном поле, строении атома и атомного ядра, использовании энергии атомных ядер, строении и эволюции Вселенной [2, с. 318]. На изучение этих явлений отводится всего два часа в неделю, что явно недостаточно не только для изучения перечисленных выше теоретических вопросов, но и их освоения учащимися. Очень мало времени приходится на решение задач. Кроме этого, ещё необходимо выполнять лабораторные работы, которые входят в экзаменационные задания.

Автор данной статьи прошёл курс дистанционного обучения «Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС» по следующим проблемам: «Требования к современному уроку в условиях реализации ФГОС»; «Сущность и содержание понятия "педагогическая технология"»; «Проектная технология. Организационные аспекты реализации проектной технологии»; «Технологии эвристического обучения. Организационные аспекты реализации технологии эвристического обучения»; «Кейс-технология. Организационные аспекты реализации кейс-технологии» [3]. В 2016 году прошёл повышение квалификации в ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации» по дополнительной профессиональной программе «Преподавание физики в рамках реализации основной образовательной программы ООО» [4].

Указанные курсовые подготовки оказались полезными в теоретическом плане, но не дали ответов на практические вопросы обучения школьников: как большой объём учебного материала усвоить в сжатые сроки? как без ущерба качеству подготовить школьников к экзаменам в форме ОГЭ? как качественно подготовить школьников-претендентов по физике для обучения в профильном 10 классе? как у остальных детей сформировать качественные научные представления об окружающем мире?

В 2018-2019 учебном году автор статьи преподаёт физику в 9 классах, которые ещё не относятся к классам, обучающимся по федеральным государственным образовательным стандартам, но, как всегда, готовятся к сдаче экзамена по данному предмету в форме ОГЭ.

Ранее автор статьи в поисках компенсации дефицита времени для обучения школьников в 7-9 классах ввёл в практику проведение относительно частых самостоятельных мини-работ (один раз в два-три урока), рассчитанных на 5-15 минут в зависимости от их сложности. Такой подход в осуществлении обратной связи с обучаемыми даёт возможность быстро и массово контролировать результаты обучения. Проводя анализ ошибок, допущенных учащимися в самостоятельных работах, учитель имеет возможность в той или иной степени корректировать недостатки своего обучения. Подобные самостоятельные работы проводятся в письменной форме, они разнообразны по содержанию: «Теоретические», «Неожиданность», «По материалам текста», «Эврика», «Тестовая», «К нам на урок пришла телевизионная передача «Галилео» [5, с. 30].

У современных школьников учебники, в том числе и физики, не находятся в их личном пользовании, так как они являются муниципальной собственностью и хранятся в школьной библиотеке. Поэтому повторить учебный материал даже в период подготовки к очередному экзамену ученики не могут: к этому времени учебники уже сданы в библиотеку. В связи с этим автор статьи формирует базовые знания по физике в виде знаний физических законов, закономерностей и определений изучаемых школьниками физических понятий. Это своего рода физические константы. В силу того, что это базовый материал, школьники не только должны знать, но и уметь пользоваться данным материалом в необходимых случаях (в частности, на итоговых экзаменах), он закрепляется путём проведения физических диктантов.

Учащиеся средней общеобразовательной школы, выбравшие экзамен по физике в форме ОГЭ и ЕГЭ, должны знать физические определения, законы и закономерности наизусть. Чтобы сформировать такие знания, учитель периодически на уроках ведёт со школьниками своеобразный документ «Тетрадь для формул» в период их обучения с 7 по 11 классы. В устной работе знания формул проверяются на уроках в той или иной форме. После изучения десяти-пятнадцати новых формул проводится физический диктант. В него включаются пять зада-

ний в каждом из двух вариантов. Задания имеют двойное назначение: одно рассчитано на запись предложенной учителем формулы за назначенное время, другое - на нахождение назначенной учителем в качестве «неизвестной» физической величины в записанной ранее формуле тоже за назначенное время. Так как заданий пять, то физический диктант в общих чертах, например, выглядит так:

- 10 секунд, чтобы первому варианту записать такой-то закон, второму варианту - такой-то;

- 10 секунд, чтобы первому варианту из только что записанной формулы выразить такую-то физическую величину, второму варианту - такую-то;

- 15 секунд, чтобы первому варианту записать такую-то формулу, второму - такую-то;

- 10 секунд, чтобы первому варианту выразить такую-то величину, второму - такую-то;

- 5 секунд, чтобы первому варианту записать такую-то формулу, второму - такую-то.

Во время физического диктанта переспрашивать запрещается, чтобы не создавать излишней суеты и не нарушать необходимую в таком случае тишину. По истечении времени, отведённого на запись последней формулы, листочки с записями учащихся немедленно сдаются.

Время на выполнение того или иного задания назначается учителем в зависимости от сложности этого задания и особенностей детей данного класса.

Задания на нахождение назначенной учителем «неизвестной» величины формируют у учащихся навыки математических действий с формулами, вынуждают их повторять математические правила.

За каждый физический диктант учащиеся получают отметку по простому правилу: сколько правильных ответов из пяти предложенных вопросов, такая и отметка.

«Тетрадь для формул» ведётся в период всего обучения в средней школе. Фактически к концу обучения у школьника сформирована физика в формулах.

Чтобы было легче и удобнее работать с учащимися в разделе «Тетрадь для формул», автор статьи сформировал электронный вариант формул по каждому классу по всем действующим учебникам. Формулы проецируются на экран. Учащиеся периодически переписывают новые формулы. «Ручная» работа с формулами способствует более быстрому и качественному их запоминанию.

Решая вопрос о возможностях обучения школьников в условиях дефицита времени, автор статьи провёл апробацию уроков-зачётов, которые проводит в конце изучаемой темы. Такие уроки дают возможность получения большой информации о результатах обучения, так как вынуждают школьника проявлять себя в устной деятельности, демонстрируя знания и умения ими пользоваться, в том числе и в нестандартных ситуациях, письменно на рабочем месте и у доски при решении задач, письменно в самостоятельных работах. В 2017-2018 учебном году один из таких уроков автором статьи был проведён в математическом 8 «М» классе как открытое мероприятие муниципального уровня [6].

В самых общих чертах план этого урока может быть представлен так:

Урок-зачёт по теме: «Законы постоянного электрического тока».

Цели: 1. Контроль качества усвоения изученного материала. 2. Формирование навыков логического мышления при решении устных и письменных задач.

Задачи: 1. Проверить знания физических формул и умения решать линейные уравнения. 2. Способствовать усвоению навыков решения задач в общем виде.

В первой части урока проводился физический диктант, в котором проверялись знания формул по теме и навыки решения линейных уравнений. После получения листочков (четвертинки от тетрадного листа), необходимых для ведения диктанта, школьники их подписали и отметили свой вариант. После этого пять минут повторяли формулы, назначенные заранее для выучивания. Далее проводился физический диктант по схеме, описанной выше.

Вторая часть урока называлась так: «Решение качественных и количественных задач». В этой части урока детям предлагались экспериментальные задания. Первое качественное задание: «Есть три проводника (проволочные резисторы с одинаковыми линейными размерами), включённые в электрическую сеть последовательно друг с другом под некоторое напряжение. После наблюдения объясните явление».

Три проводника - нихромовый, железный и медный - одинаковых геометрических размеров, но обладающих различными удельными сопротивлениями, включались последовательно друг с другом под постоянное напряжение в порядке их перечисления. Школьники увидели, что левый проводник давал яркое свечение, средний - меньшее, а правый совсем не светился. После наблюдений и размышлений школьники должны были представить следующие рассуждения для объяснения явления: «Так как проводники в электрическую цепь включены последовательно, то по ним протекает одинаковый электрический ток. Ярче светящийся проводник нагрелся более других, следовательно, он обладает наибольшим сопротивлением в соответствии с законом Джоуля-Ленца, в котором утверждается, что количество выделяющейся теплоты в проводнике прямо пропорционально его сопротивлению. Где выделилось большее количество теплоты при прочих равных условиях, там и ярче свечение и большее сопротивление. Зная законы постоянного электрического тока, школьники пришли к выводу, что при равных геометрических размерах, большим электрическим сопротивлением обладал проводник с большим удельным сопротивлением. В электрическую сеть проводники подключались одновременно, поэтому все три проводника нагревались одно и то же время». Естественно, что так быстро и «гладко» объяснить явление дети не смогли. Они это сделали с помощью учителя, который давал возможность выступить всем детям, желающим проявить себя.

Второе качественное задание: «Последовательно с лампочкой включён проволочный резистор. Эти два проводника включаются в электрическую сеть постоянного тока. Проволочный резистор нагревается пламенем спиртовки. После наблюдения объясните явление». Учащиеся увидели, что яркость лампочки с нагреванием резистора уменьшается. Значит количество теплоты, выделяющееся в её спирали уменьшается, следовательно, сила тока в цепи уменьшилась. Так как это произошло в связи с нагреванием резистора, последовательно включённого с лампочкой, то увеличилось его сопротивление. Значит, нагревание металлических проводников приводит к увеличению их сопротивления. Но почему? Подобный вопрос ведёт школьников в раздел физики под названием «Тепловые явления». Используя знания из этого раздела физики, школьники поняли, что с нагреванием резистора ионы его кристаллической решётки получили дополнительную кинетическую энергию, и амплитуда их колебаний увеличилась, что привело к уменьшению средней скорости движения электронов между ионами. Сила тока уменьшилась. Яркость лампочки уменьшилась».

В период устных выступлений учащихся учитель ставил отметки в свой черновой журнал всем школьникам, правильно осветившим тот или иной теоретический и практический вопрос, ведь каждый из них ждал оценки своей деятельности.

Далее автор статьи организовал конкурс для решения количественных задач между школьниками различных рядов. Предлагались три задачи (для каждого ряда одна) примерно одинаковой сложности с условием, что решить их необходимо в общем виде, то есть получить ответ в буквенном виде, а потом провести расчёт величины и сделать проверку наименований (размерностей) для самоконтроля верности решения [7, с. 163; с. 167; с. 175].

1332 (а). Определите массу железной проволоки площадью поперечного сечения 2 мм2, взятой для изготовления реостата сопротивлением 6 Ом.

1356. В цепь включены последовательно три проводника сопротивлениями: R1=5 Ом, R2=6 Ом, Rз=12 Ом (рис. 329). Какую силу тока показывает амперметр и каково напряжение между точками А и В, если показание вольтметра 1,2 В?

1424. У какой лампы сопротивление нити накала больше: мощностью 50 Вт или 100 Вт, если они рассчитаны на одинаковое напряжение?

В процессе решения задач дети пользовались задачниками и необходимые дополнительные сведения могли взять из соответствующих таблиц. Победила школьница третьего ряда. Она и представила решение своей задачи у доски. Предполагалось, что будут решены все три задачи, но так не получилось. Возможно, что причиной этого послужило волнение школьников в связи с тем, что урок был открытым.

В третьей части урока-зачёта была проведена самостоятельная работа. В неё были включены задачи, представленные в раздаточном материале: «Задания для итогового контроля учащихся по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений» [8, с. 38, 39; с. 43, 44].

Задания первого варианта.

14. Определите работу электрического тока на участке цепи за 5 с при напряжении 10 В и силе тока 2 А.

15. По условию предыдущей задачи найдите мощность на участке цепи.

16. Какое количество теплоты выделится за 20 с в реостате сопротивлением 5 Ом при силе тока 2 А?

21. На рисунке 6 показаны различные схемы включения трёх одинаковых ламп. В каком случае общая мощность этих ламп наибольшая?

Задания второго варианта.

14. Напряжение на электрической лампе 20 В, а сила тока в ней 5 А. Определите работу тока за 2 с.

15. По условию предыдущей задачи найдите мощность на участке цепи.

16. Какое количество теплоты выделится в проволочной спирали сопротивлением 20 Ом при силе тока 2 А за 10 с?

21. На рисунке 6 показаны различные схемы включения трёх одинаковых ламп. В каком случае общая мощность этих ламп наименьшая?

На самостоятельную работу отводилось 10-15 минут. Первые три задания в каждом варианте назначались обязательными для решения всеми школьниками, а четвёртое задание предлагалось решить желающим, но на дополнительную отметку. Дополнительное задание в этом классе никто из школьников не выполнял. На уроке присутствовало 23 школьника из 24. Физический диктант выполнили на положительную отметку 91,3 % с качеством 60,8 %. В дальнейшем одна ученица из двух, выполнивших физический диктант на отметку «2», пересдала устно на отметку «4». Обязательную часть самостоятельной работы школьники выполнили на положительную отметку 100 % с качеством 95,7 %.

Так за один урок все учащиеся получили по две отметки, а семеро из них, активно участвовавших в обсуждении качественных заданий, по три. При этом были выявлены многие пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся. Часть таких недостатков была скорректирована на уроке-зачёте, а другая - в период анализа ошибок на следующем уроке.

Апробация уроков-зачётов, в том числе в открытом варианте, показала их необходимую и достаточную эффективность для накопления отметок у учащихся, а вместе с этим дала и информацию о пробелах в знаниях, умениях и навыках школьников, существенно облегчая работу учителя по устранению выявленных пробелов.

Учителя физики, присутствовавшие на этом уроке, оценили его положительно.

В девятых классах всегда имеются дети, желающие получить более широкое и глубокое физико-математическое образование в профильной группе в десятом классе. Таким детям, кроме двух обязательных часов обучения в девятом классе, предлагается третий час в виде элективного курса [9].

Элективный курс построен так, что на его занятиях десять часов затрачивается на повторение учебного материала при решении задач седьмого класса и проводится контрольная работа по материалам данного класса, затем повторяется материал восьмого класса с последующей контрольной работой; подобная же работа проводится по материалам девятого класса. Параллельно перед контрольной работой проводятся физические диктанты по формулам седьмого, восьмого и девятого классов. Задачи элективного курса носят усложнённый характер, поэтому в его названии присутствует слово «олимпиадных» [9]. В названии курса имеются также слова «познай физику и себя». Познавать себя за период обучения в девятом классе школьнику нужно для того, чтобы определить, сможет ли он решать задачи экзаменационного варианта, нужно ли ему будет в жизни вообще образование, связанное с физикой и математикой.

На каждом занятии элективного курса в первом полугодии девятого класса выделяется 10-15 минут для решения задач демонстрационного варианта ГИА (государственная итоговая аттестация) на текущий год. Во втором полугодии проходит пробный экзамен по реальным экзаменационным материалам предыдущего учебного года [10].

Примерно неделю до экзамена автор статьи отводит для повторного проведения лабораторных работ за 7-9 классы, связанных тем или иным образом с экзаменом. За выполнение каждой лабораторной работы в экзаменационных материалах назначается 4 балла.

В 2016 году ученики автора статьи прошли государственную итоговую аттестацию основного государственного экзамена со следующими результатами: сдавали экзамен 9 школьников. Один учащийся получил отметку «5», семь - «4», один - «3». Средний первичный балл сдачи экзамена 25,3, средняя отметка - «4», качество сдачи экзамена 88,9 %. Ученик, сдавший экзамен на отметку «3», перешёл учиться в среднее профессиональное учебное заведение. Восемь учащихся в 2018 году окончили среднюю школу в профильной физико-математической группе и сдали единый государственный экзамен, получив по физике от 52 до 70 баллов из 100 возможных. Все поступили в институты на бюджетную форму обучения.

Библиографический список

1. Кикоин, И. К. Физика: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / И. К. Кикоин, А. К. Кикоин. - М., Просвещение, 1997. - 190 с.

2. Пёрышкин, А. В. Физика 9 класс: учебник / А. В. Пёрышкин, Е. М. Гутник. - М., Дрофа, 2014. - 318 с.

3. Центр дистанционного образования «Прояви себя». Всероссийские дистанционные курсы. - URL: www.cdobs.ru (дата обращения 10.01.19)

4. Удостоверение о повышении квалификации 192403700853, регистрационный номер 15659, город Абакан, дата выдачи «28» октября 2016 г.

5. Парамонов, С. В. «Обучающая, корректирующая и контролирующая функции мини самостоятельных работ по физике в средней школе»/ С. В. Парамонов // ПОИСК: научно-методический журнал ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК». - Абакан, 2013. - № 1 (41). - С. 30-32.

6. Урок-зачёт по теме: «Законы постоянного электрического тока». МБОУ «СОШ № 12». Парамонов С. В. 10.04. 2018.

7. Лукашик, В. И. Сборник задач по физике, 7-9 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. - 26-е издание. - М.: Просвещение, 2012. - 240 с.

8. Кабардин, О. Ф. Задания для итогового контроля знаний учащихся в 7-11 классах общеобразовательных учреждений: дидактический материал / О. Ф. Кабардин, С. И. Кабардина, В. А. Орлов. - 2-е издание. - М. Просвещение, 223 с.

9. Парамонов, С. В. Познай физику и себя при решении олимпиадных задач: программа предпрофильного элективного курса для 9 классов / С. В. Парамонов. - Абакан: ООО «ДиалогСибирь-Абакан», 2010. - 75 с.

10. ОГЭ. Физика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. Е. Е. Камзеевой; Федеральный институт педагогических измерений. Основной государственный экзамен. - М.: Национальное образование, 2019. - 336 с.

© Парамонов С. В., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.