Научная статья на тему 'Использование цифровых образовательных ресурсов в курсе методики преподавания физики'

Использование цифровых образовательных ресурсов в курсе методики преподавания физики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агибова И. М., Крахоткина В. К., Боброва О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование цифровых образовательных ресурсов в курсе методики преподавания физики»

4. Klimsa P. Multimedia aus psycholologischer und didakti- 6. Wolff D. Kognitionspsychologische Grundlagen neuer Anscher Sicht. In: Issing/Klisma (Hrsg), 1997. sätze in der Fremdsprachendidaktik. In: InfoDaf 23, 1998.

5. Mandl H., Gruber H., Renkl A. Situiertes Lernen in multimedialen Lernumgebungen: In: Issing/Klimsa (Hrsg), 1997.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В КУРСЕ МЕТОДИКИ

ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ

И.М. Агибова, доктор педагогических наук, доцент, декан физико-математического факультета Ставропольского государственного университета,

В.К. Крахоткина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей физики Ставропольского государственного университета,

О.В. Боброва, сотрудник кафедры общей физики Ставропольского государственного университета

Новые технологии постепенно внедряются в учебный процесс общеобразовательной школы. Важным направлением этой работы является разработка цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и определение возможностей их использования на базовом уровне и в профильной школе, а также разработка методики их применения. ЦОР принципиально расширяют возможности преподавателя в выборе средств и методов обучения, что предоставляет ученику широкие возможности для эффективного усвоения изучаемого материала и формирования креативного мышления. Синтез мультимедиа-компонентов, интерактивных форм взаимодействия и компьютерного моделирования обеспечивает возможность восприятия информации на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне, что способствует более прочному усвоению материала. В то же время данные программы не заменяют традиционные печатные пособия и демонстрационный эксперимент, а создают дополнительный информационный канал получения знаний.

Однако учителя общеобразовательных учреждений не всегда могут эффективно использовать ЦОР в учебном процессе. Поэтому в процессе методической подготовки в университете будущих учителей необходимо научить работать с современными коллекциями цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и сформировать специальные знания и умения по их использованию в учебном процессе. В процессе обучения студенты должны научиться:

• ориентироваться в электронных программах;

• уметь оформлять уроки в виде презентаций;

• создавать свои текстовые и мультимедиа объекты;

• проводить аттестацию учеников;

• использовать ЦОР для проведения фронтальных лабораторных работ, в качестве дополнения демонстрационного эксперимента.

В коллекцию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), используемых нами в курсе «Методика преподавания физики», входят:

• библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11 класс», ООО «Кирилл и Мефодий»;

• библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11 класс», ООО «Дрофа», ЗАО «1С»;

• электронное издание по дисциплине «Физика» для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ) 1011 класс, ЗАО «1С»;

• электронное издание «Физика-10», «Илекса-Москва»;

• лаборатория «Ь-микро»;

• лаборатория «Архимед».

Нами разработана программа по курсу методики преподавания физики для студентов 4 курса специальности 010701-Физика. Курс «Методика преподавания физики» изучается в 7-м и 8-м семестрах (лекции - 38 часов, практические занятия

- 40 часов, самостоятельная работа студентов - 42 часа). Формы контроля - зачёт в 7-м семестре, экзамен в 8-м семестре, курсовая работа в 9-м семестре.

Курс состоит из двух взаимосвязанных частей: общие и частные вопросы теории и методики обучения физике в средней школе.

К общим вопросам относятся: предмет; методы исследования дидактики физики; категории методики преподавания физики (цели, методы, формы организации учебного процесса). Особое внимание уделяется технологии обучения физике в основной общеобразовательной школе и школах различного профиля.

Частные вопросы методики обучения физике включают технологии построения курса физики базовой общеобразовательной школы.

В лекционном курсе, посвящённом частным вопросам методики преподавания физики, рассматриваются следующие вопросы.

Особенности структуры и содержания курса физики основной школы

Стандарт по физике. Ознакомление учащихся с научными методами познания, с фундаментальными физическими теориями. Структура курса физики 7-9 классов. Содержание курса физики 7-9 классов. Анализ учебников и учебных пособий по физике для 7-9 классов. Анализ компьютерных программ.

Особенности методики обучения физике в основной школе

Методика изучения основных тем курса физики 7 класса: «Движение и взаимодействие тел», «Работа и мощность», «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».

Методика изучения основных тем курса физики 8 класса: «Тепловые явления», «Электрические явления», «Световые явления».

Методика изучения основных тем курса физики 9 класса: «Законы взаимодействия и движения тел», «Механические колебания и волны. Звук», «Электромагнитные явления», «Строение атома и атомного ядра».

Материал курса тесно связан с курсом дидактики и с изученными ранее общими вопросами методики преподавания физики.

В лекционном курсе приводится сравнительный анализ существующих обучающих компьютерных программ по курсу физики средней школы и возможные формы их использования в учебном процессе.

На практических занятиях студентам предлагаются задания, имитирующие их будущую профессиональную деятельность. В процессе выполнения заданий студенты должны использовать различные средства обучения, в том числе ЦОР, оформлять результаты работы в виде презентации к отдельным урокам физики.

Планы практических занятий, которые предлагались студентам Ставропольского государственного университета, приведены ниже.

Методика изучения темы «Взаимодействие тел»

1. Методика введения понятия «масса» в 7 классе с использованием программы «библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11 класс»» (ООО «Кирилл и Мефодий», ЗАО «1С»).

2. Методика введения понятия «плотность вещества» с использованием программы «библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11 класс»» (ООО «Кирилл и Мефодий», ЗАО «1С»).

3. Методика введения понятия «сила» с использованием программы «библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11 класс»» (ООО «Дрофа», ЗАО «1С»).

4. Предложите задания, которые помогут учащимся разграничить понятия «сила тяжести» и «вес тела» с использованием программ: «библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11 класс»» (ООО «Кирилл и Мефодий», ЗАО «1С»); «библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11 класс»» (ООО «Дрофа», ЗАО «1С»), электронное издание «Физика - 10» («Илекса-Москва»).

5. Методика изучения понятия «сила трения» с использованием программы «библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11 класс»» (ООО «Дрофа», ЗАО «1С»).

6. Разработайте и проведите урок-исследование по теме: «Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике».

Методика изучения темы «Тепловые явления»

1. Методика изучения вопроса «Виды теплопередачи».

2. Методика введения понятий «количество теплоты» и «удельная теплоёмкость вещества».

3. Подготовьте фрагмент урока по теме «Удельная теплоёмкость вещества» с использованием программы «библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11 класс»» (ООО «Кирилл и Мефодий», ЗАО «1С»).

4. Методика изучения темы «Плавление и отвердевание кристаллических тел» с использованием программы «лаборатория «Ь-микро»».

5. Методика введения понятий «испарение» и «конденсация».

6. Подготовьте вариант введения понятий «испарение» и «конденсация» с использованием программ: «лаборатория «Ь-микро»»; «библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11 класс»» (ООО «Дрофа», ЗАО «1С»).

7. Подберите мультимедийные методические материалы, которые помогут изучить вопрос «Двигатель внутреннего сгорания».

8. Разработайте и проведите урок по теме: «Испарение и конденсация» (проблемное изложение материала) с использованием программы «лаборатория «Ь-микро»».

9. Составьте контрольную работу по теме «Тепловые явления».

Методика изучения темы «Электрические явления»

1. Методика введения основных понятий электростатики. Роль демонстрационного эксперимента при введении понятий.

2. Методика введения понятий электростатики с использованием программы «библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11 класс»» (ООО «Кирилл и Мефодий», ЗАО «1С»).

3. Методика введения понятий «электрический ток» и «электрические цепи».

4. Методика введения понятия «напряжение» с использованием лаборатории «Ь-микро», «Электричество-1».

5. Методика использования лаборатории «Ь-микро», «Электричество-1» в процессе введения понятий «сила тока» и «напряжение».

6. Методика введения понятия «электрическое сопротивление проводников».

7. Методика изучения закона Ома для участка цепи (разработайте урок по данной теме).

8. Подберите мультимедийные методические материалы, которые помогут изучить вопрос «Закона Ома для участка цепи».

9. Методика изучения вопроса «Работа и мощность электрического тока».

10. Разработайте урок по теме «Расчёт сопротивления проводников».

Методика изучения темы «Световые явления»

1. Методика изучения вопросов «Оптические явления. Источники света. Прямолинейное распространение света». Демонстрационный и лабораторный эксперимент при изучении данных вопросов.

2. Подготовьте фрагмент урока по теме «Прямолинейное распространение света» с использованием программы «библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11 класс»» (ООО «Кирилл и Мефодий», ЗАО «1С»).

3. Методика изучения вопросов «Законы отражения и преломления света». Подберите демонстрации, которые необходимо показать на данных уроках, используя лабораторию «Ь-микро».

4. Подберите мультимедийные методические материалы, которые могут быть использованы при введении вопроса «Законы отражения и преломления света».

5. Методика изучения вопросов «Линзы. Построение изображений, даваемых линзой».

6. Подготовьте и проведите урок - изучение нового материала по теме «Линзы. Построение изображений, даваемых линзой» - с использованием программ: «библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11 класс»» (ООО «Дрофа», ЗАО «1С»); «лаборатория «Ь-микро»».

7. Подберите материал и проведите урок по теме «Глаз. Зрение».

Методика изучения темы «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»

1. Методика изучения вопроса «Модель атома. Опыт Резерфорда» с использованием программ: «библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11 класс»» (ООО «Дрофа», ЗАО «1С»); «библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11 класс»» (ООО «Кирилл и Мефодий», ЗАО «1С»).

2. Методика изучения вопроса «Радиоактивные превращения атомных ядер».

3. Подготовьте презентацию к уроку «Радиоактивные превращения атомных ядер».

4. Методика изучения вопросов «Альфа- и бета- распад. Правило смещения» с использованием программ: «библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11 класс»» (ООО «Кирилл и Мефодий», ЗАО «1С»); «библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11 класс»» (ООО «Дрофа», ЗАО «1С»).

5. Подготовьте фрагмент урока по теме «Энергия связи. Дефект масс», используя мультимедийные методические материалы, которые помогут изучить данный вопрос.

6. Методика изучения вопроса «Цепная реакция» с использованием программ: «библиотека электронных пособий «Физика 7-11 класс»» (ООО «Кирилл и Мефодий», ЗАО «1С»); «библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11 класс»» (ООО «Дрофа», ЗАО «1С»).

7. Проанализируйте лабораторные работы по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии

атомных ядер». Предложите возможный вариант проведения этих работ.

Так, например, при рассмотрении вопроса «Введение понятия «плотность»» с использованием программы «библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11 класс»» (ООО «Кирилл и Мефодий», ЗАО «1С»), студенты предлагают традиционную методику изложения вопроса, а также готовят презентации к уроку. Например, используя программу, предлагают учащимся рассчитать плотность вещества при заданном объёме, изменяя массу тела. С помощью программы демонстрируются таблицы плотностей твёрдых, жидких, газообразных веществ, рассказывается об измерении плотности жидких веществ с помощью ареометра.

Рассказывая о единицах измерения массы, вводится понятие эталона массы, при этом демонстрируются видеофрагменты из программы «библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11 класс»» (ООО «Кирилл и Мефодий», ЗАО «1С»).

Разработанные уроки с использованием компьютерных программ апробируются в ходе педагогической практики.

Тематика курсовых и выпускных квалификационных работ, которые выполняют студенты-физики на 5 курсе, также тесно связана с проблемой использования в учебном процессе инновационных технологий вообще и цифровых образовательных ресурсов в частности.

1. Разработка содержания курса по выбору «Интернет как средство познания достижений современной физики» для учащихся 11 класса.

2. Использование инновационных технологий в процессе преподавания темы «Законы постоянного тока» в 10 классе физико-математического профиля.

3. Методика применения компьютерных технологий в процессе преподавания физики в профильной школе.

4. Физический эксперимент с использованием НИТ в курсе физики 10 класса (профильная школа).

5. Содержание лабораторного практикума по электродинамике для учащихся 11 класса с использованием НИТ.

6. Содержание лабораторного практикума для 10 класса с использованием новых информационных технологий.

7. Содержание фронтальных лабораторных для 7-9 классов с использованием новых информационных технологий.

8. Содержание лабораторного практикума по оптике для учащихся 11 класса с использованием НИТ.

9. Особенности использования компьютерных технологий в процессе обучения физике в 7-9 классах.

В процессе выполнения подобных заданий:

• активизируется учебный процесс и повышается уровень усвоения предметов методического цикла;

• происходит индивидуализация процесса обучения, что позволяет построить индивидуальные траектории обучения;

• формируется информационная культура современного преподавателя физики;

• в целом уровень подготовки преподавателя физики приводится в соответствие с современным уровнем развития информационных технологий и средств вычислительной техники.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА

М.Л. Груздева, кандидат педагогических наук, доцент, докторант Волжского государственного инженерно-педагогического университета, г. Н.Новгород

Информационная культура формируется у студентов экономических специальностей в процессе обучения информатике и при использовании современных информационно-коммуникационных технологий в освоении общепрофессиональных и специальных дисциплин. Особую роль при этом играют педагогические условия формирования информационной культуры специалиста.

Под педагогическими условиями понимается совокупность взаимосвязанных условий, необходимых для создания целенаправленного воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающего формирование информационной культуры в процессе подготовки специалиста экономического профиля.

1. Актуализация потребности овладения информационной культурой на основе внутреннего творческого проецирования студента на профессию.

Рассматриваемое условие направлено на преодоление внутренних барьеров, перестройку сознания студента, его психологическую готовность работать в информационной среде, повышение квалификации студента в области использования информационных и коммуникационных технологий. Это достигается за счет формирования установки, интереса, сильной мотивации, повышенной активности студентов в применении информационных технологий в своей деятельности. Потребность студентов использовать средства информационных и коммуникационных технологий должна приносить им удовлетворение, не вызывать больших усилий по организации занятий с компьютерной поддержкой.

Большую роль в этом случае играет внутреннее творческое проецирование студента на будущую профессию, что позволяет сформировать внутреннюю готовность к изучению нового, а также способствует творческому преломлению изучаемого материала. Осознание себя как будущего специалиста и стремление к совершенству в профессиональной деятельности, с одной стороны, формирует готовность и потребность осваивать профессионально важные дисциплины, а с другой стороны, формирует желание изучать инновационные подходы и вносить личностные творческие элементы в изучаемый материал.

2. Моделирование проблемных профессиональных ситуаций в системе учебной и внеучебной деятельности будущего экономиста.

Современные международные требования к уровню информационной подготовки экономистов могут быть реализованы только в случае системного характера этой подготовки, включающей как преподавание теоретико-методологических основ информатизации общества, так и прикладных информационных дисциплин, что позволит обеспечить успешную профессиональную и личностную самореализацию выпускников высшей школы в современной информационной среде. Именно поэтому для студентов экономического профиля необходимо преподавание целого комплекса дисциплин социальной информатики.

Особую роль в формировании информационной культуры студентов экономического профиля играет усиление интегра-тивного подхода при изучении теории как путем чтения обобщающих проблемных лекций при сокращении лекций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.