Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕЩЕРНЫХ ЦЕРКВЕЙ ГОРОДИЩА АНИ В КОНТЕКСТЕ АРХИТЕКТУРЫ ХРИСТИАНСКОГО ВОСТОКА'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕЩЕРНЫХ ЦЕРКВЕЙ ГОРОДИЩА АНИ В КОНТЕКСТЕ АРХИТЕКТУРЫ ХРИСТИАНСКОГО ВОСТОКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
93
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЩЕРНЫЕ ЦЕРКВИ / СКАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА / АНИ / АРХИТЕКТУРА АРМЕНИИ / ПОГРЕБАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Баева Ольга Владимировна, Клюев Сергей Андреевич

В статье рассматривается несколько примечательных памятников пещерного церковного зодчества городища Ани, на территории которого насчитывается более 1500 скальных сооружений, имевших разнообразное назначение. Автор обозначает характерные черты изучаемых памятников, среди которых предварительно можно выделить объединяющую их погребальную функцию. В поисках аналогий автор исследования обращается к архитектурному наследию других областей Христианского Востока: Северной Африки, Египта, соседних районов Малой Азии и Закавказья, что позволяет выявить схожие решения как в памятниках наземного, так и скального церковного зодчества. Даётся предварительная, но требующая уточнения в дальнейшем датировка храмов, основанная на анализе планов и декоративных решений, представленных в скальных сооружениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF THE CAVE CHURCHES OF THE ANCIENT SETTLEMENT OF ANI IN THE CONTEXT OF ARCHITECTURE OF THE CHRISTIAN EAST

THE ARTICLE DISCUSSES SEVERAL NOTABLE MONUMENTS OF CAVE CHURCH ARCHITECTURE OF THE SETTLEMENT OF ANI, ON THE TERRITORY OF WHICH THERE ARE MORE THAN 1500 ROCK-CUT STRUCTURES THAT HAD A VARIETY OF PURPOSES. THE AUTHOR IDENTIFIES THE CHARACTERISTIC FEATURES OF THE STUDIED MONUMENTS, AMONG WHICH ONE CAN FIRST DISTINGUISH THE FUNERARY FUNCTION THAT UNITES THEM. IN SEARCH OF ANALOGIES, THE AUTHOR OF THE STUDY REFERS TO THE ARCHITECTURAL HERITAGE OF OTHER AREAS OF THE CHRISTIAN EAST: NORTH AFRICA, EGYPT, NEIGHBORING REGIONS OF ASIA MINOR AND TRANSCAUCASIA, WHICH MAKES IT POSSIBLE TO IDENTIFY SIMILAR SOLUTIONS BOTH IN THE MONUMENTS OF GROUND AND ROCK-HEWN (CAVE) CHURCH ARCHITECTURE. THE DATING OF THE CHURCHES IS PRELIMINARY GIVEN, BASED ON THE ANALYSIS OF PLANS AND DECORATIVE SOLUTIONS PRESENTED IN THE ROCK-CUT STRUCTURES, BUT REQUIRING CLARIFICATION IN THE FUTURE.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕЩЕРНЫХ ЦЕРКВЕЙ ГОРОДИЩА АНИ В КОНТЕКСТЕ АРХИТЕКТУРЫ ХРИСТИАНСКОГО ВОСТОКА»

Academia. Архитектура и строительство, № 3, стр. 14-22. Academia. Architecture and Construction, № 3, стр. 14-22.

Исследования и теория Научная статья УДК 72.033

doi: 10.22337/2077-9038-2022-3-14-22

Баева Ольга Владимировна (Москва). Кандидат исторических наук, доцент, советник РААСН. Институт архитектуры и градостроительства Национального исследовательского Московского государственного строительного университета (Ярославское шоссе, 26, Москва, 129337. НИУ МГСУ). Эл. почта: [email protected]. ORCID: 0000-0002-0808-9842.

Клюев Сергей Андреевич (Москва). Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ) (129337, Москва, Ярославское шоссе, д. 26. НИУ МГСУ). Эл.почта: [email protected].

Baeva Olga V. (Moscow). PhD in history, assistant professor, Adviser of RAACS. Institute of Architecture and Urban Planning of the National Research University Moscow State University of Civil Engineering (26, Yaroslavskoye Shosse, Moscow, 129337. NRU MGSU). E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-0808-9842.

Klyuev Sergey A. (Moscow). National Research University Moscow State University of Civil Engineering (26, Yaroslavskoye Shosse, Moscow, 129337. NRU MGSU). E-mail: [email protected].

Некоторые особенности пещерных церквей городища Ани в контексте

архитектуры Христианского Востока

Аннотация. В статье рассматривается несколько примечательных памятников пещерного церковного зодчества городища Ани, на территории которого насчитывается более 1500 скальных сооружений, имевших разнообразное назначение. Автор обозначает характерные черты изучаемых памятников, среди которых предварительно можно выделить объединяющую их погребальную функцию. В поисках аналогий автор исследования обращается к архитектурному наследию других областей Христианского Востока: Северной Африки, Египта, соседних районов Малой Азии и Закавказья, что позволяет выявить схожие решения как в памятниках наземного, так и скального церковного зодчества. Даётся предварительная, но требующая уточнения в дальнейшем датировка храмов, основанная на анализе планов и декоративных решений, представленных в скальных сооружениях.

Ключевые слова: пещерные церкви, скальная архитектура, Ани, архитектура Армении, погребальные сооружения

Финансирование. Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда № 22-18-00354, https://rscf.ru/ рго]'ес^/22-18-00354/, в Национальном исследовательском Московском государственном строительном университете (НИУ МГСУ).

© Баева О.В., Клюев С.А., 2022.

Some Features of the Cave Churches of the Ancient

Settlement of Ani in the Context of Architecture of the

Christian East

Abstract. The article discusses several notable monuments of cave church architecture of the settlement of Ani, on the territory of which there are more than 1500 rock-cut structures that had a variety of purposes. The author identifies the characteristic features of the studied monuments, among which one can first distinguish the funerary function that unites them. In search of analogies, the author of the study refers to the architectural heritage of other areas of the Christian East: North Africa, Egypt, neighboring regions of Asia Minor and Transcaucasia, which makes it possible to identify similar solutions both in the monuments of ground and rock-hewn (cave) church architecture. The dating of the churches is preliminary given, based on the analysis of plans and decorative solutions presented in the rock-cut structures, but requiring clarification in the future.

Keywords: cave churches, rock-cut architecture, rock-hewn, Ani, Armenian architecture, burial structures

Funding. The study was supported by the Russian Science Foundation grant № 22-18-00354, https://rscf.ru/en/ project/22-18-00354/, at the National Research Moscow State University of Civil Engineering (NRU MGSU).

Руины средневековой столицы армянского государства Багратидов (конец X- начало XII века) - городище Ани, расположено в исторической области Ширак (современная восточная Турция, на границе с Арменией). На территории города сохранилось несколько зданий, прежде всего, храмов, представляющих собой выдающиеся произведения армянской средневековой архитектуры: кафедральный собор (985-1001), церковь Сурб Пркич (Спасителя, 1036), церковь св. Григория Просветителя (1001-1005) и др. [1]. В районе городища Ани, в склонах окрестных ущелий, сосредоточено множество пещерных сооружений. Их назначение, видимо, было разнообразным: от функции укрытия в случае нападения до церковной и погребальной.

Неоценимый вклад в исследование городища Ани внесли отечественные специалисты. В 1892-1893 годы и с 1904-го до 1917-го экспедициями Императорской археологической комиссии, во главе с Николаем Яковлевичем Марром (1864-1934), на территории комплекса проводились археологические раскопки, обмеры, частичная реставрация и консервация сохранившихся зданий [1]. Особое внимание исследователей привлекали и многочисленные пещерные сооружения Ани и окрестностей. Наряду со своими учителями Иосифом Абгаровичем Орбели (1887-1961) и Николаем Яковлевичем Марром в экспедиции принимал участие Николай Михайлович Токарский (1892-1977). Ряд своих публикаций он посвятил теме скальных церквей Ани, в частности, двум пещерным погребальным часовням, расположенным на правом берегу ущелья Игадзор [2, с. 51-65].

В 1972 году была опубликована книга участника (с 1915 года) экспедиций Н.Я. Марра и Н.М. Токарского - Давида Алексеевича Кипшидзе (1889-1919) «Пещеры Ани», специально посвящённая теме подземных сооружений города [3]. В ней, с комментариями Н.М. Токарского, опубликованы результаты экспедиционной работы по изучению скальных сооружений городища. Книга содержит планы и подробные описания памятников. На сегодняшний день это одна из

\

^ \ ^ \ \ \

\ с \ ^ \

I

I I

6 I

I I

I I

-I

о I г 3*

Рис. 1. Ани. Правый берег ущелья Гайледзор, пещера А/20. План (источник: [3, с. 161])

наиболее информативных научных публикаций по скальному зодчеству Ани. Именно в этой книге Д.А. Кипшидзе предложил использовать следующую систему для идентификации пещерных сооружений городища Ани: сначала указывается название ущелья и его берег (левый или правый), затем -буквенное обозначение участка и номер конкретной пещеры. В случае, если пещерное сооружение состоит из нескольких объединённых между собой помещений, каждое из них дополнительно обозначется буквой (например: Багнайридзор, левый берег, С/22с).

В последние годы интерес к архитектуре древней столицы Багратидов снова возрастает. Следует отметить исследование пещерной части города коллективом итальянских учёных во главе с Р. Биксио [4]. Эта работа 2000-х годов содержит новые данные по ряду скальных сооружений (в частности, была обследована малоизученная часть тоннелей); была внесена коррекция в отдельные, опубликованные ранее планы. В отечественной науке в последние годы обращает на себя внимание ряд публикаций А.Ю. Казаряна по архитектуре городища Ани. В частности, необходимо отметить его вклад в пересмотр хронологии (этапов) развития зодчества эпохи Багратидов на примере местных памятников [5]. Автор настоящей статьи ранее касался темы архитектуры этой части Ширака в контексте параллелей в традиции христианского зодчества других регионов. Так, в статье 2021 года было обозначено сходство в декоративных решениях потолков гавита1 монастыря Оромос, расположенного в этом районе и некоторых христианских скальных храмов Эфиопии [6].

Несмотря на колоссальный объём собранного и проанализированного учёными прошлых лет материала по пещерам Ани, исследование этих памятников незавершено, и на многие вопросы ещё не получены исчерпывающие ответы. В частности, представляют актуальность проблемы датировки, функционального предназначения ряда сооружений, их соотношения с наземными зданиями. Основой настоящей статьи является анализ отдельных примечательных памятников церковного скального зодчества городища Ани с целью предварительного определения их датировки, возможных прототипов в наземной архитектуре, их функциональной роли и, отчасти, значения в контексте городской застройки.

Одна из наиболее примечательных скальных церквей в районе Ани - храм, обозначаемый в научной литературе как пещера А/20 (согласно Д.А. Кипшидзе) [3, с. 161-162] (рис. 1). Он расположен на правом берегу ущелья Гайледзор, в северо-восточной стороне от городища. Не вызывает сомнений, что это пещерное сооружение, имеющее апсиду в восточной части, а также контрапсиду в западной, имело церковную функцию. Д.А. Кипшидзе предполагает также погребальное назначение этого сооружения [3, с. 18-19, 162].

1 Гавит— нежилое помещение полуцерковного-полугражданского назначения (аналогичное притвору) в армянской архитектуре, пристраивавшееся в Средние века к церквям, преимущественно с запада. Иногда используется как отдельное здание.

Автор двух альбомов по архитектуре Ани, Ведат Акчаёз, обозначает памятник как церковь Ми'ми' (Migmig, по турецкому названию ближайшей реки и долины). В своей книге 2018 года «Новые открытия в Ани» ("New Discoveries in Ani") он указывает общие размеры и даёт довольно подробное описание помещений [7, с. 248-251].

Среди примечательных черт рассматриваемого памятника особо отметим наличие контрапсиды, а также шести арочных ниш в восточной апсиде и характерный декор капителей колонны и пилястры в примыкающем с юга помещении по типу притвора [3, с. 161; 7, с. 248]. Западная апсида, в отличие от восточной, не имеет столь выразительного рельефного декора. Триумфальная арка восточной апсиды оформлена профилированным (трёхступенчатым) архивольтом, а само её полукружие разделено на два яруса объёмным поясом. В нижнем ярусе, как отмечалось, размещается аркатура из шести арочных ниш, в верхней части декора нет (возможно, ранее здесь были росписи).

В рассматриваемой пещерной церкви также интересен неглубокий рельефный декор южной стены. Здесь в два яруса размещены четыре двухступенчатые арочные ниши, фланкирующие дверной проём и световое окно над ним [7, с. 251].

Северная стена подобного декора не имеет, она декорирована широкой плоской арочной нишей на всю свою длину.

Представляется необычным, что потолок основного объёма, почти квадратного в плане, не имеет даже упрощённой имитации купола или коробового свода - он практически плоский.

Вероятно, декоративное решение восточной апсиды в виде двухступенчатых арочных ниш, которые покоятся на сдвоенных колонках, является подобием оформления апсиды кафедрального собора в Ани [3, с. 18]. Среди пещерных храмов других регионов подобное оформление апсиды арочными нишами можно обнаружить в некоторых пещерных церквях Каппадокии, в частности, таких как Эль-Назар (или Капелла № 1 в Гёреме, конец X - начало XI века) и триконх в Тагаре (рубеж Х-Х1 веков) [8, с. 1024-1025, 1035-1040] (рис. 2).

Определённое сходство в оформлении капителей колонн примыкающего с юга помещения, согласно Д.А. Кипшидзе, обнаруживается с выполненными в храме Гагикашен (св. Григория Просветителя, 1001-1005) [3, с. 18]. На сегодняшний день они сильно повреждены, но здесь угадывается подобное представленному в Гагикашене решение в виде трёх дисков [3, с. 161; 9, ил. 3] (рис. 3).

Рис. 3. Ани. Правый берег ущелья Гайледзор. Притвор церкви А/20. Вид на северо-запад. Фото А.Ю. Казаряна. 2018 год

Рис. 2. Каппадокия. Триконх в Тагаре. План (источник: [8, Рис. 4. Ани. Правый берег ущелья Цагкоцадзор. Пещера О/5.

с. 1039-1040])

План (источник: [3, с. 112])

Черты пещерного храма А/20 правого берега ущелья Гай-ледзор, вероятно, сходны именно с местными, «анийскими» архитектурными формами. В то же время обнаруживается деталь, не имеющая прямой аналогии в местных наземных памятниках, - контрапсида. Следует указать на ещё одно пещерное сооружение Ани с двумя противопоставленными друг другу апсидами - это пещера О/5, на правом берегу ущелья Цагкоцадзор [3, с.111-112] (рис. 4). Она также, судя по всему, являлась церковью.

Для армянской церковной архитектуры наличие апсиды с западной стороны, наравне с восточной, наиболее характерно для тетраконхов, где четыре экседры ориентированы по сторонам света [10, с. 98-104]. Однако, рассматриваемые нами примеры совершенно не соответствуют архитектурному типу тетраконхов.

Среди немногих храмов с контрапсидой другого архитектурного типа в армянской традиции следует отметить, прежде всего, церковь св. Сион в Хэр-Хэре (IX век) [11, с. 404] (рис. 5). Также подобие конрапсиды представлено в церкви Ашота

2 Например, в Карфагене: базилики Дермех III и Большая Базилика Майорум [13, с. 1168, 1182-1184].

Рис. 5. Хэр-Хэр, Армения. Храм святого Сиона. План (источник: [11, с. 404])

III (953/977 годы по А. Хачатряну [12, с. 158] или XIII век по П. Кунео [11, с. 421]), где в интерьере, в западной стене храма выполнены три небольшие экседры, напоминающие апсиды значительно уменьшенного размера.

В поисках аналогий размещения в западной части церкви контрапсиды, следует обратиться к памятникам других регионов. Наибольшее распространение контрапсида имела в VI-VII века в церквях Северной Африки (современных Ливии, Тунисе и Алжире)2, а также Испании [14]. Можно отметить и ряд памятников в Египте (церкви в Сиди Махмуд и Тапосирис Магна) [15]. Аналогии обнаруживаются и в географически более близких регионах - в соседних областях Малой Азии, в частности, в Киликии. Датируются они, однако, в основном V веком Например, храм св. Фёклы (Айя-Текла) в Мериамлыке (471-494 гг.) и церковь св. мученика Леонида в Коринфе (Лехейская базилика - возможно, 450-460 гг.) [16, с. 99-101, 177-179].

Согласно Р. Краутхаймеру, контрапсида характерна для мартириев, где она отмечала место захоронения святого, а в городских церквях - погребение неких привелигированных деятелей [16, с. 141]. В этом контексте особенно значимо замечание Д.А. Кипшидзе. Он пишет, что в притворе «в правом заднем углу на задней стене» располагается плохо сохранившаяся надпись, включающая слово «помилуй» [3, с. 18-19]. Д.А. Кипшидзе предполагает, что это часть погребального текста. Таким образом, погребальная функция храма A/20 правого берега ущелья Гайледзор видится достаточно убедительной.

Опираясь на аналогии среди наземных памятников Ани и ближайших регионов, можно предположить, что создание храма датируется периодом XI-XIII веков.

Значительно лучше исследованы два других памятника погребального назначения - часовни А/1 (северная) и А/2 (южная) на правом берегу ущелья Игадзор (к северо-западу от городища Ани) (рис. 6). Оба сооружения высечены в верхнем (красном) слое скальной породы [3, с. 121-126].

Они представляют собой небольшие часовни с полукружиями апсид на востоке. Наос близкого к квадрату плана имеет подобный полуциркульному свод. Алтарная часть обозначена двухступенчатой триумфальной аркой и традиционным повышением уровня пола. В А/1 - с северной и южной сторон нефа (а в часовне А/2 - только с одной, северной стороны) устроены прямоугольные ниши3. В них размещены каменные саркофаги, которые были идентифицированы И.А. Орбели и Д.А. Кипшидзе как купели для крещения, в то время как Н.М. Токарский указал на их погребальную функцию, что представляется более убедительным [2, с. 53, 61].

Д.А. Кипшидзе считал, что памятники имеют незавершённый крестовый план (по его мнению, южная часовня не могла быть завершена вследствие неверных расчётов) [3, с. 121, 124]. Это рассуждение оспаривает Н.М. Токарский. Об этих памятни-

ке. 6. Ани. Правый берег ущелья Игадзор. Пещеры А/1 и А/2. Планы (источник: [3, с. 122,124])

3 Размеры ниш: в северной пещере - северная ниша (пролет х глубина х высота): 2х1,43х2,35 м, южная ниша: 1,95x1,17 х2,08 м; в южной пещере: 1,95x1,55 м (высота не указана) [2, с. 53, 57].

ках он пишет: «В основе это маленькие сводчатые часовенки простейшего вида», но с нишами, вмещающими каменные саркофаги [2, с. 58]. Он отмечает сходство с усыпальницей IV века в Ахце, которая является армянским вариантом сирийских гробниц, таких как Миджлейа (IV век) [2, с. 59]. Главным отличием армянских усыпальниц от сирийских является наличие апсиды в восточной части. В апсидах этих двух пещерных погребальных часовен также обращают на себя внимание характерные изогнутые «скамьи» - примыкающие к престолу.

Д.А. Кипшидзе предполагал, что сами пещеры существовали ещё с языческих времен, но впоследствии, в эпоху Ба-гратидов (1Х-Х1 века) были приспособлены для отправления христианских обрядов [2, с. 64]. В поисках характерных признаков для датировки Н.М. Токарский отмечает, что трёхлопастные ниши, расположенные здесь в алтарной части (южной и северной стенах), начинают широко использоваться, начиная с XIII века [2, с. 63]. Таким образом, датировка в районе XIII века видится наиболее убедительной, хотя и требует дополнительного критического анализа в дальнейшем.

Некоторые отдалённые аналогии с рассматриваемыми памятниками можно обнаружить в пещерных памятниках Крыма. В частности, в церкви монастыря в Табана-Дере (в Мангупе, ХШ-Х№ века) и храме скита в Георгиевской (Крымской) Балке (XIV-XV века, разрушен в XIX веке) - объём пещерной церкви расширен нишей с захоронением к северу или югу соответственно [17, с. 27, 73 - 74].

Идея захоронения в стенных нишах [так называемых локулах (лат.1оси1^)] подземных сооружений характерна для раннехристианских катакомб и восходит к античной традиции [18]. Довольно крупные размеры боковых ниш, наличие саркофагов, ограниченное число самих захоронений, может быть свидетельством особо почтительного отношения к погребённым, что, вероятно, было обусловлено их высоким статусом при жизни.

Продолжая тему сооружений с погребальной функцией, обратимся к памятникам следующего типа: небольшим часов-

ням с примыкающим к ним с одной из сторон помещением, содержащим захоронения. Эти памятники можно охарактеризовать как двойные погребальные часовни, либо - часовни с пареклесием. К этому типу предварительно можно отнести объекты С/12 левого берега ущелья Багнайридзор и, в особенности, О/6 (рис. 7), а также ранее уже упомянутый объект 0/5 правого берега ущелья Цагкоцадзор [3, с. 134-135, 111-113].

Наибольшее сходство сооружений этого типа обнаруживается среди пещерных памятников Каппадокии: это небольшие часовни, состоящие из двух частей - непосредственно часовни с апсидой и примыкающего к ней пареклесия, вмещающего несколько захоронений. Таким образом, помещение усыпальницы совмещено с часовней, служащей, вероятно, в первую очередь для нужд поминовения усопших. Среди пещерных церквей Каппадокии отметим, например, подобного устройства церковь св. Евстафия (Капелла 11, Гёреме) (рис. 8) и часовню св. Даниила (Капелла 10, Гёреме, X-XI века.) [19, с. 147-148, 171-172].

Другим примечательным памятником пещерного зодчества городища Ани можно назвать расположенное на правом берегу ущелья Цагкоцадзор сооружение М/17 (20) (по Н.М. Токарскому и Д.А. Кипшидзе), или купольную церковь -Кюмбетли килисэ (КйтЬеШ к^е), согласно книге В. Акчаёза [3, с. 97-98; 7, с. 194-195] (рис. 9). В. Акчаёз пишет, что в местной народной традиции храм ассоциируется с мавзолеем по причине его сходства с исламскими погребальными сооружениями [7, с. 195].

Д.А. Кипшидзе даёт подробное описание храма, определяя его как «имитацию постройки центрального плана». Он же отмечает, что это единственная пещерная церковь крестового плана в Ани. В своей книге исследователь обращает внимание на такие черты памятника, как почти квадратный корпус, круглый барабан с полусферическим куполом; высеченные в углах четыре трёхчастные пилястры, «поддерживающие» подпружные арки, которые, в свою очередь, образуют паруса. Внимание исследователя привлекает и глубокая апсида (2,82

Рис. 7. Ани. Правый берег ущелья Цагкоцадзор. Пещера О/6. План (источник:[3, с. 112])

Рис. 8. Каппадокия. Пещерная церковь св. Евстафия. План [19, рис. 28].

Рис. 9. Ани. Правый берег ущелья Цагкоцадзор. Пещера М/17 (20). План (источник: [3, с. 98])

Рис. 10. Гарни, Армения. Церковь Аствацацин. План (источник: [11, с. 128])

м при ширине северной и южной стен 2,5-2,78 м). Д.А. Кип-шидзе также предполагет, что этот храм является частью комплекса, обозначенного в исследованиях как М/16-17 [3, с. 97].

Церквей подобного крестового плана в наземной архитектуре Армении множество. Прежде всего, интерес вызывают памятники XIII века: церкви Аствацацин в Гарни (рис. 10) и в Бардзрашене (в районе Ани), Кусанац Анапат в Ахпате (ХИ-ХШ века), Дсеванк (XIII век), а также Багнайр (Х-ХШ века, в окрестностях Ани) [11, с.128, 239, 301, 414-416].

Определённое сходство обнаруживается с целым рядом скальных церквей комплекса Давид-Гареджи в Грузии, а именно: Коцахура, Веран-Гареджи, Саберееби (церковные группы №№ 1, 4 и 6), датируемыми, по мнению Г.М. Гаприндашвили, ГС-Х веками [20, с. 22-26] (рис. 11).

Можно предположить, что рассматриваемый пещерный памятник в наибольшей степени близок архитектурному типу крестового плана церквей Армении и Грузии Х-ХШ веков. В то же время наибольший интерес вызывают возможные прототипы именно в ближайших областях. В частности, памятники в районе современных городов Вана и Карса. Таким образом, можно предварительно датировать храм Х-ХШ веками. Однако данная датировка требует в дальнейшем уточнения.

Теперь рассмотрим памятник, расположенный на левом берегу ущелья Цагкоцадзор (по И.А. Орбели - № 11, по Д.А. Кипшидзе - под номером Е/28), также известный как «Красная пещерная церковь над Цагкоцадзором» [3, с. 43, 46-47] (рис. 12). У В. Акчаёза аналогичное название, но на турецком, -Кырмызы Ма'ара Килисэсэ (<1'гт1^1 Ма§ага Кй1^1) [7, с. 266].

Она вырезана из красного туфа, составляющего верхний слой породы в городище. Д.А. Кипшидзе описывает храм как имеющий коробовый свод на подпружных арках, опирающихся на пилястры, оформленные колонками.

Отметим, что архитектурные детали хорошо проработаны, полукружие апсиды выделено подпружной аркой, имеет деко-

ративный пояс, а также окно в своей верхней и нишу в нижней части. Окно из апсиды открывается в небольшое помещение к востоку. Стены церкви декорированы двухступенчатыми ложными арками, перекинутыми между трёхчастными пилястрами. Пилястры образованы из большой центральной и двух малых фланкирующих её колонок, полукруглых в сечении и с округлой капителью.

П. Кунео датирует храм X-XIII веками [11, с. 431]. В армянской архитектуре имеется множество аналогий. Подобным однонефным храмом типа апсидального зала, разделённого на две части поперечной аркой, является, например, часовня Ашота III Милостивого (после 977-го -начало XI века), расположенная неподалеку в монастыре Оромос [21, с. 106-107]. Определённое сходство, в том числе в декоративных решениях, можно обнаружить и с грузинской церковью в Ани (XII-XIII века). При рассмотрении памятников соседних регионов, особое внимание следует уделить армянским церквям Киликии XII-XIII веков. Например, небольшим однонефным двучастным часовням: III 1С в Антиохии на Крагосе и св. Георгия в Иотапе. Обе XII века [22, с. 290-291].

На основании сопоставления основных черт памятников предварительно можно предположить, что они датируются XII-XIII веками.

В заключение рассмотрим ещё три памятника, схожие между собой по ряду признаков, это: F/13 и F/20 на левом берегу ущелья Цагкоцадзор, а также H/14 - на его правом берегу (рис. 13).

Д.А. Кипшидзе даёт подробное описание церквей, однако план церкви F13, судя по фотографиям и коррекции, представленным на сайте <virtualarn.org> [23], содержит, к сожалению, неточности. Примечательным в церкви F13 представляется не апсидальное, а прямоугольное в плане решение алтарной части с двумя небольшими прямоугольными же углублениями в боковых стенах

Рис. 11. Давид-Гареджи, Грузия. Пещерная церковь Веран-Гареджи. План (источник: [20, с. 23])

Рис. 12. Ани. «Красная» пещерная церковь. Общий вид с северо-восточной стороны. Фото А.Ю. Казаряна. 2015 год

(рис. 13 а). Алтарное пространство представляет собой почти квадратную в плане нишу (прямоугольную апсиду), перекрытую полукруглым сводом. Наос представляет собой квадратный в плане зал. По углам размещены сдвоенные пилястры, на которые «опираются» ложные арки южной и северной стен. Внутри ложных арок высечены треугольные в плане углубления. Очевидно, они имитируют оконные проёмы. Неф имеет стрельчатый свод с тенденцией к имитации форм двускатного перекрытия. Уровень пола в алтарной части значительно повышен, в его центральной части выточено углубление (вероятно, ступенька для облегчения подъёма).

Аналогичным образом решена алтарная часть церкви Н/14. Она прямоугольная в плане, с двумя нишами в северной и южной стенах (рис. 13 б). Свод нефа, однако, коробовый. Д.А. Кипшидзе отмечает, что алтарное возвышение здесь (крайне высокое - 1,5 м) указывает на следы неких колец в этой части. Он пишет: «на его продольных (северной и южной) стенах, почти от угла до угла, вырезаны невысоким рельефом полуциркульные декоративные двухступенчатые арки, окаймляющие незначительные плоские углубления. В западной стене необыкновенно высокая дверь, над которой сводчатое окно с расширением вовнутрь» [3, с. 61].

Подобного плана храмы можно обнаружить, например, в Парпи (у Аштарака), где храм св. Григора (XIII век) имеет аналогичное решение алтарной части [11, с. 78]. Также в качестве аналогий можно привести примеры из Игатака (1225) и отдельных часовен комплекса монастыря Элишэ Аракял (XII-XIII века) в районе Мардакерта в Арцахе [11, с. 286, 456-457].

4 Д.А. Кипшидзе: «Колонки эти украшены горизонтальными рядами желобков, образующих остроконечные фестоны» [3, с. 49].

Храм F/20 также имеет однонефный план с апсидой на востоке и коробовым сводом в нефе (рис. 13 в). Триумфальная арка опирается на трёхчетвертные колонки. По сторонам апсиды расположены ниши со стрельчатым верхом. Неф разделяется на две части подпружной аркой. Пилястры имеют вид пучков из трёх колонок, центральная из которых декорирована, как и колонки апсиды, зигзагообразным узором4. Как отмечает Д.А. Кипшидзе, зигзагообразный узор колонок схож с декором дворцовой церкви в Вышгороде городища Ани (церковь св. Саркиса и Тороса, УП-ХШ века) [3, с. 49; 11, с. 653]. Также отметим подобные черты в декоре экстерьера церкви св. Иоанна монастыря Оромос (1038) [21, с. 122].

В южной стене церкви - ниша с двускатным завершением, округлым углублением внизу, под ним. Внутри ниши, у её дальней стены, вырезаны две колонки. Возможно, это мог быть своего рода реликварий для размещения частицы мощей почитаемого святого.

Предварительно можно предположить датировку для трёх указанных памятников - Х!-ХШ век.

На основании первичного анализа рассмотренных в статье скальных храмов можно сделать следующие предварительные выводы:

- значительная часть пещерных храмов, рассматриваемых в статье, в том или ином виде связана с погребальной функцией;

- многообразие композиционных и декоративных решений свидетельствует о широком хронологическом диапазоне их создания (период Х-ХШ веков), так и о возможных различиях в их функциональности;

- прослеживается связь с рядом наземных памятников церковной архитектуры города Ани, таких как кафедраль-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 13. Планы скальных сооружений городища Ани: а) левый берег ущелья Цагкоцадзор, пещера F/13 [3, с. 48]; б) правый берег ущелья Цагкоцадзор, пещера H/14 [3, с. 61]; в) левый берег ущелья Цагкоцадзор, пещера F/20 [3, с. 48]

х х

ный собор, собор Гагикашен, грузинская церковь, дворцовая церковь;

- некоторые параллели можно обнаружить в зодчестве ^ликии и ^ппадокии, а также грузинского пещерного монастыря Давид-Гареджи.

Уточнение этих выводов и формулировка новых заключений будут основаны на дополнительном натурном изучении памятников в результате планируемых экспедиций группы исследователей Ани в рамках гранта Российского научного фонда в 2022-2024 годы.

Список источников

1. Марр, Н.Я. Ани ^нижная история города и раскопки на месте городища) / Марр Н.Я. - Текст: непосредственный. - Л.; М. : Соцэкгиз, 1934. - 133 с.

2. Токарский, Н.М. По страницам истории армянской архитектуры / Н.М. Токарский. - Текст: непосредственный.

- Ереван : Айастан, 1973. - 158 с.

3. Кипшидзе, Д.А. Пещеры Ани : материалы XIV Анийской археологической кампании 1915 г. / Обработка материалов, чертежей, предисловие и комментарии Н.М. Токарского. - Текст: непосредственный. - Ереван : Издательство АН АрмССР, 1972. - 183 с.

4. Ani 2004: Indagini sugLi insediamenti sotterranei / R. Bixio, V. CaLoi, V. CasteLLani, M. Traverso // Surveys on the underground settlements. - Genova : BAR InternationaL Series, 2009. - 82 p.

5. Казарян,А.Ю. Столичная школа армянской архитектуры эпохи Багратидов. Новый обзор развития / ^зарян А.Ю.

- Текст: непосредственный // Вопросы всеобщей истории архитектуры. - 2017. - Вып. 8. - С. 87-116.

6. Клюев С.А. Архитектурный декор церкви Укро Марьям (Тыграй, Эфиопия) и его параллели в традициях Армении и соседних стран / ^юев С.А. - Текст: непосредственный // Вопросы всеобщей истории архитектуры. 2021. - Вып. 17. - С. 63-82.

7. Akçayôz, V. New discoveries in Ani / V. Akçayôz. - IstanbuL : Deniz Bank PubLications, 2018. - 384 p.

8. Restle, M. Kappadokien. Abschnitt B. DenkmäLer // ReaLLexikon zur byzantinischen Kunst. Bd. III. - Stuttgart : Anton Hiersemann, 1978. - S. 975-1115.

9. Казарян, А.Ю. О творческом начале в средневековом зодчестве. Храм Гагкашен в Ани - копирование или интерпретация? / А.Ю. ^зарян. - Текст: непосредственный // Искусство византийского мира. Индивидуальность в художественном творчестве : Международная научная конференция : к юбилею Ольги Сигизмундовны Поповой, Москва, 7-10 ноября 2018 года : тезисы конференции - М. : Государственный институт искусствознания, 2021. - 177 с. - С. 130-143.

10. Mango, C. Byzantine Architecture / C. Mango. - London: Faber and Faber/ELecta, 1986. - 215 р.

11. Cuneo, P. Architettura Armena daL quarto aL diciannovesimo secoLo / P. Cuneo. - Roma : De Luca editore PubL., 1988. - 927 p.

12. Khatchatrian, A. Ani / A. Khatchatrian // ReaLLexikon zur byzantinischen Kunst. Bd. I. - Stuttgart : Anton Hiersemann, 1966. - S. 158-170.

13. Christern, J. Karthago / J. Christern // ReaLLexikon zur byzantinischen Kunst. Bd. II. - Stuttgart : Anton Hiersemann,

1971. - S. 1158-1189.

14. Ulbert, T. Hispania / T. Ulbert // ReaLLexikon zur byzantinischen Kunst. Bd. III. - Stuttgart : Anton Hiersemann, 1978. - S. 152 - 205.

15. Grossmann, P. Christliche Architektur in Ägypten / P. Grossmann // Handbook of Oriental Studies, Section One : The Near and Middle East. Bd. 62. - Leiden, Boston, Köln : BriLL Verlag, 2002. - 846 S.

16. Krautheimer, R. EarLy Christian and Byzantine Architecture / R. Krautheimer. - Harmondsworth, BaLtimore, Ringwood : Penguin Books, 1965. - 390 p.

17. Могаричев, Ю.М. Пещерные церкви Таврики / Ю.М. Могаричев. - Текст: непосредственный. - Симферополь : Таврия, 1997. - 384 c.

18. Беляев,Л.А. Катакомбы / Л.А. Беляев, А.В. Захарова.

- Текст: непосредственный // Православная энциклопедия. Т. XXXI. М. : Православная энциклопедия, 2013. - С. 650- 673.

19. Jerphanion, G. de. Une NouveLLe province deL'art byzantin. Les ÉgLises Rupestres de Cappadoce PLanches. T.1 / G. de. Jerphanion. - Paris : Libraire OrientaListe, PauL Geuthrer, 1925.

20. Гаприндашвили, Г.М. Гареджи / Г.М. Гаприндашвили.

- Текст: непосредственный. - Тбилиси : Сабчота Сакартвелo», 1987. - 84 c.

21. Kazaryan, A. The architecture of Horomos monastery / Kazaryan A. // Horomos monastery: art and history / CoLLége de France - CNRS - Centre de Recherche d'Histore et civiLisation de Byzance. Monographies 50: Ed. E. Vardanyan. - Paris: ACHCByz, 2015. - P. 55-205.

22. Hellenkemper, H. Kommagene-KiLikien-Isaurien. Abschnitt B.II. Kirchenbauten / H. HeLLenkemper // ReaLLexikon zur byzantinischen Kunst. Bd. IV. Stuttgart: Anton Hiersemann, 1990. S. 193-291.

23. The Caves of Ani: Ani's Underground Constructions / Текст: электронный // VirtuaL ANI. - URL: virtuaLani.org/caves/ index.htm (дата обращения 16.06.2022).

References

1. Marr N.Ya. Ani. Knizhnaya istoriya goroda i raskopki na meste gorodishcha) [Ani. Book history of the city and excavations at the site of the settlement]. Leningrad. Moscow, Sotsekgiz PubL., 1934, 133 p. (In Russ.)

2. Tokarskii N.M. Po stranitsam istorii armyanskoi arkhitektury [Through the pages of the history of Armenian architecture]. Erevan, Aiastan PubL. 1973, 85 p. (In Russ.)

3. Kipshidze D.A. Peshchery Ani (materiaLy XIV Aniiskoi arkheoLogicheskoi kampanii 1915 g.), processing of materiaLs, drawings, foreword and comments by N.M. Tokarsky. Erevan, PubLishing House of the Academy of Sciences of the ArmSSR,

1972, 183 p. (In Russ.)

4. Bixio R., CaLoi V., CasteLLani V., Traverso M. Ani 2004: Indagini sugLi insediamenti sotterranei [Surveys on the

underground settlements]. Genova, BAR International Series PubL 2009, 82 p. (In Ital.)

5. Kazaryan A.Yu. Stolichnaya shkola armyanskoi arkhitektury epokhi Bagratidov. Novyi obzor razvitiya [Metropolitan School of Armenian Architecture of the Bagratid Period. A New Surway of the Development]. In: Voprosy vseobshchei istorii arkhitektury [Questions of the History of World Architecture], 2017, Iss. 8, pp. 87-116. (In Russ., abstr. in Engl.)

6. Klyuev S.A. Arkhitekturnyi dekor tserkvi Ukro Mar'yam (Tygrai, Efiopiya) i ego paralleli v traditsiyakh Armenii i sosednikh stran [Architectural Decoration of the Church of Wuqro Maryam (Tigray, Ethiopia) and Its Parallels in the Traditions of Armenia and Neighboring Countries]. In: Voprosy vseobshchei istorii arkhitektury [Questions of the History of World Architecture], 2021, Iss. 17, pp. 63-82. (In Russ., abstr. in Engl.)

7. Akgayöz, V. New discoveries in Ani. Istanbul, Deniz Bank Publications, 2018, 384 p. (In Engl.)

8. Restle M. Kappadokien. Abschnitt B. Denkmäler. Im: Reallexikon zur byzantinischen Kunst, Bd. III. - Stuttgart, Anton Hiersemann Bänden, 1978, S. 975-1115. (In Germ.)

9. Kazaryan A.Yu. O tvorcheskom nachale v srednevekovom zodchestve. Khram Gagkashen v Ani - kopirovanie ili interpretatsiya? [About the creative beginning in medieval architecture. Gagkashen temple in Ani - copying or interpretation?]. In: Iskusstvo vizantiiskogo mira. Individual'nost' v khudozhestvennom tvorchestve [The Art of the Byzantine World. Individuality in artistic creativity], International scientific conference for the anniversary of Olga Sigizmundovna Popova. Moscow, November 7-10, 2018. Abstracts of the conference. Moscow, State Institute of Art History Publ., 2021, pp. 130-143. (In Russ.)

10. Mango C. Byzantine Architecture. London, Faber and Faber/Electa Publ., 1986. (In Engl.)

11. Cuneo P. Architettura Armena dal quarto al diciannovesimo secolo. Roma: De Luca editore Publ., 1988, 927 p. (In Ital.)

12. Khatchatrian A. Ani. Im: Reallexikon zur byzantinischen Kunst, Bd. I. Stuttgart, Anton Hiersemann Bänden, 1966, S. 158-170. (In Germ.)

13. Christern J. Karthago. Im: Reallexikon zur byzantinischen Kunst, Bd. II. Stuttgart, Anton Hiersemann Bänden, 1971, S. 1158-1189. (In Germ.)

14. Ulbert T. Hispania. Im: Reallexikon zur byzantinischen Kunst, Bd. III. Stuttgart, Anton Hiersemann Bänden, 1978. S. 152-205. (In Germ.)

15. Grossmann P. Christliche Architektur in Ägypten. Im: Handbook of Oriental Studies, Section One: The Near and Middle East, Bd. 62. Leiden, Boston, Köln: Brill Verlac, 2002, 846 S. (In Engl., in Germ.)

16. Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. Harmondsworth, Baltimore, Ringwood, Penguin Books Publ., 1965, 390 p. (In Engl.)

17. Mogarichev Yu. M. Peshchernye tserkvi Tavriki [Cave churches of Taurica]. Simferopol', Tavriya Publ., 1997, 384 p. (In Russ.)

18. Belyaev L.A., Zakharova A.V. Katakomby. In: Pravoslavnaya entsiklopediya [Orthodox Encyclopedia]. Vol. XXXI. Moscow, Pravoslavnaya entsiklopediya Publ., 2013, pp. 650- 673. (In Russ.)

19. G. de Jerphanion. Une Nouvelle province del'art byzantin. Les Eg lises Rupestres de Cappadoce. Planches. T.1. Paris, Libraire Orientaliste, Paul Geuthrer Maison d'édition, 1925. (In French.)

20. Gaprindashvili G.M. Garedzhi. Tbilisi, Sabchota Sakartvelo, 1987, 84 p. (In Georgian, Russian, French)

21. Kazaryan A. The architecture of Horomos monastery. In: Horomos monastery. Collège de France, CNRS, Centre de Recherche d'Histore et civilisation de Byzance. Paris, ACHCByz, 2015, pp. 55 -205. (In Engl.)

22. Hellenkemper H. Kommagene-Kilikien-Isaurien. Abschnitt B.II. Kirchenbauten // Im: Reallexikon zur byzantinischen Kunst, Bd. IV. Stuttgart, Anton Hiersemann Bänden, 1990, SS. 193-291. (In Germ.)

23. The Caves of Ani: Ani's Underground Constructions. Virtual Ani. URL: virtualani.org/caves/index.htm (Accessed 06/16/2022). (In Engl.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.