DOI 10.24411/2076-1503-2020-10461 АНЦИФЕРОВА Елизавета Константиновна,
юрист ООО «Мариокс центр», e-mail: [email protected]
ВАСИЛЬЕВА Оксана Николаевна,
доцент, кандидат юридических наук, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, e-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТЕРРИТОРИЙ С ОСОБЫМ РЕЖИМОМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Авторы в статье рассматривают правовое регулирование территорий с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности и сформулировали дефиницию. Проанализировали налоговые преференции для разного типа территорий. Авторы рассмотрели меры государственной поддержки, которые связаны с выделением резидентам денежных средств, определенного имущества или применением иных мер, в качестве помощи в осуществлении их деятельности.
Ключевые слова: особые экономические зоны, зоны территориального развития, инновационный центр, налоговые льготы, предпринимательская деятельность.
ANTSIFEROVA Elizaveta Konstantinovna,
lawyer of Mariox Center LLC,
VASILIEVA Oksana Nikolaevna,
associate professor, candidate of law, associate professor, Department of legal regulation economic activities of the Financial University under the Government of the Russian Federation,
SOME FEATURES OF INDIVIDUAL SPECIES TERRITORIES WITH A SPECIALIMPLEMENTATION REGIME BUSINESS ACTIVITY
Annotation. The authors consider the legal regulation of territories with a special regime of business activity and formulate a definition. We analyzed tax preferences for different types of territories. The authors considered measures of state support that are associated with the allocation of funds to residents, certain property, or the use of other measures as assistance in the implementation of their activities.
Key word: special economic zones, territorial development zones, innovation centers, tax incentives, business activities.
На сегодняшний день легального определения территории с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности в российском законодательстве нет, в чем можно усмотреть пробел, в силу того, что это затрудняет понимание их сущности. Законодатель закрепил лишь дефиниции форм подобных территорий (особые экономиче-
ские зоны, зоны территориального развития и др.), которые будут рассмотрены далее в этой главе. Нельзя сказать, что этот пробел глобален, но все же, он способен породить некие неудобства, т.к., например, непонятны критерии отнесения тех или иных местностей к особым территориям. Поэтому для начала необходимо разъяснить содержание такой категории, как правовой
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020
режим осуществления предпринимательской деятельности в целом. Эта категория не имеет единого определения, однако в ее сущности многие ученые схожи: это некие правила, требования по осуществлению хозяйственной деятельности субъекта, формируемые в особых целях. Г.Д. Отнюкова рассматривает исследуемую категорию как «совокупность правил, устанавливающих права и обязанности предпринимателя, осуществление которых способствует достижению конкретной, специфической цели правового регулирования» [1, с.235]. А.А. Мохов подходит к определению указанного режима немного с другой стороны. По его мнению, это, опять же, установленный порядок (т.е. «свод» правил) осуществления предпринимательской деятельности. Однако А.А. Мохов акцентирует внимание на направленности таких правил: благодаря им достигаются цели и задачи социально-экономического развития государства в целом, а также обеспечивается его безопасность [2, с.65]. Нам кажется, имеется ввиду, в частности, экономическая безопасность, т.к. путем установления правил обеспечивается наиболее оптимальный подход к регулированию деятельности хозяйствующего субъекта, что приводит не только к стабилизации экономики, но и к поддержанию политической независимости страны.
Также стоит отметить, что сходное мнение в доктрине наблюдается в отношении того, что правовой режим предпринимательства тесно связан с совокупностью прав и обязанностей предпринимателя и его ответственностью [3, с.236]. Тем самым, можно сделать вывод о том, что особый [4, с.436] режим осуществления предпринимательской деятельности - это совокупность уже некоторых специальных, особых правил ее осуществления для достижения социально-экономи-
ческих целей, в рамках конкретного режима, установленного специальным законом.
Исходя из всего перечисленного, можно сформулировать определение территории с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности - это ограниченная часть территории Российской Федерации, в пределах которой специальным федеральным законом определен объем прав и обязанностей хозяйствующих субъектов, зарегистрированных и осуществляющих свою предпринимательскую деятельность в границах этой территории, для достижения целей ее социально-экономического развития.
На наш взгляд, при реформировании законодательства в этой сфере определение указанной правовой категории можно сформулировать сходным образом. Большинство дефиниций (кроме определения инновационного центра «Сколково») имеет сходную конструкцию, отражающую саму суть подобного явления. Исследуемые территории представляют собой определенную часть государственной территории, где для хозяйствующих субъектов действуют некоторые налоговые и таможенные послабления, а также специальные меры государственной поддержки (более подробная информация приведена в Таблице 1). В некоторых случаях (применительно к территориям опережающего социально-экономического развития и зонам территориального развития) законодатель также в определении сформулировал цели создания данных территорий, которые в общем касаются развития социально-экономической сферы жизни российского общества. В остальном подобные цели вынесены в отдельные статьи соответствующих федеральных законов, однако, зачастую, очень похожи.
Табл. 1. Анализ определений территорий с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности
Вид территории с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности Понятие
ОЭЗ часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020
ТОР часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, и (или) акватории водных объектов, на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения
ЗТР часть территории субъекта Российской Федерации, на которой предоставляются меры государственной поддержки в целях ускорения социально-экономического развития субъекта Российской Федерации путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику
СЭЗ в Республике Крым и ГФЗ Севастополе часть территории государства - члена таможенного союза в пределах, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны
СП Владивосток часть территории Приморского края, на которой в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности
ИЦ «Сколково» совокупность инфраструктуры территории инновационного центра «Сколково» и механизмов взаимодействия лиц, участвующих в реализации проекта, в том числе путем использования этой инфраструктуры
Особенностью ИЦ «Сколково» является то, что в его определении нет территориальной привязки - это всего один объект, как таковой, границах которого разные компании («MarvelMind Robotics», «Катэрвиль», «ЭкзоАтлет» и др.) реализуют свои инновационные проекты. Отличительной чертой выступает также цель деятельности инновационного центра, она здесь более конкретная и понятная, нежели ускоренное социально-экономическое развитие. А именно, это поддержка исследовательской деятельности и
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020
монетизация ее успешных результатов. Исходя из названного видно, что упор сделан не только на полезность хозяйственной деятельности участников, но и на ее доходность, что немаловажно.
Из приведенных определений, можно сделать вывод о том, что базой для любого особого режима предпринимательства служат предоставляемые резидентам (участникам) льготы. Они играют ключевую роль в работе подобного механизма развития экономики, в силу того, что выполняют функцию привлечения хозяйствующих субъ-
ектов к ведению деятельности на конкретной территории (или в конкретной отрасли), экономика которой нуждается в сторонних инвестициях. Снижение налогового бремени для предпринимателя корреспондирует росту его собственной выручки.
Для разного типа территорий федеральным законодательством установлены определенные льготы. Чаще всего они представляют собой налогообложение по льготным (в том числе нулевым) ставкам и возможность применения отдельных «свободных» таможенных процедур, которые предполагают освобождение от некоторых таможенных платежей.
Наиболее широко в практике функционирования территорий с особыми режимами предпринимательства используются, безусловно, налоговые льготы. Исследовать их подробнее можно на примере особых экономических зон, зон опережающего социально-экономического развития, СП Владивосток и ИЦ «Сколково», в отношении которых возможность применения подобных преференций предусмотрена профильными федеральными законами. Особенности же налогообложения резидентов (участников) таких территорий раскрываются в положениях Налогового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ).
Так, ст. Закона «Об ОЭЗ» содержит прямую отсылку на нормы части второй НК РФ. Статей, посвященных особенностям взимания налогов с резидентов ОЭЗ здесь достаточно много, да и текст этих норм не всегда бывает лаконичен и понятен, что вызывает некоторые трудности при их анализе. Однако все же допустимо выявить некую закономерность. Например, возможно освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (далее по тексту - НДС) для резидентов портовой ОЭЗ в связи с выполнением работ (оказанием услуг) на территории этой зоны (пп. 27 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Ключевыми налогами для любого хозяйствующего субъекта являются налоги на прибыль организации и на ее имущество. Поэтому именно в их отношении законодатель устанавливает наиболее ощутимые льготы. Это служит максимально эффективным инструментом привлечения и поощрения предпринимателя, тем более начинающего.
Подпункт 3 п. 1 ст. 259.3 НК РФ позволяет резидентам ОЭЗ промышленно-производствен-ного и туристско-рекреационного типа применять специальный понижающий коэффициент (но не выше 2) при исчислении налога на прибыль организации, что также облегчает налоговую нагрузку хозяйствующего субъекта. При этом для резидентов всех видов ОЭЗ законами субъектов РФ могут устанавливаться пониженные ставки по указанному налогу (абз. 6 п. 1 ст. 284 НК РФ), так как
100% этого налога для таких организаций подлежит зачислению именно в региональный бюджет (пп. 1.7 п. 1 ст. 284 НК РФ).
Аналогичное правило, предусмотренное той же статьей НК РФ, действует и в отношении ОЭЗ в Магаданской области. Она является самой старой ОЭЗ в России (федеральный закон о ней был утвержден более 20 лет назад) и одной из двух ОЭЗ, правовой основой создания которой является не Закон об ОЭЗ, а специальный федеральный закон об ОЭЗ в Магаданской области. Федеральный закон от 31.05.1999 № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» (далее по тексту - Закон «О Магаданской ОЭЗ») в ст. 5 содержит аналогичную ст. 5.1 Закона «Об ОЭЗ» ссылку к нормам НК РФ, из-за чего и возникла необходимость упомянуть о данной зоне дополнительно в тексте ст. 284 НК РФ.
В отношении налога на имущество организаций для резидентов ОЭЗ также применяются послабления. В соответствии с п. 17 ст. 381 НК РФ эти лица освобождаются от уплаты указанного налога сроком на 10 лет с месяца постановки имущества организации на учет в налоговом органе. Данная льгота способна сэкономить для предпринимателя вполне весомую сумму, так как стоимость имущества, необходимого для осуществления совей хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ зачастую велика, при чем такой длительный срок освобождения от уплаты налога резко повышает привлекательность подобной льготы.
Ее привлекательность ощутима также и в разрезе создания заинтересованности в ведении экономической деятельности на территории какой-либо из зон у организаций, лишь начинающих свой бизнес: это позволяет им увеличить объем и качество своей продукции (работ, услуг), что, как правило, на первых порах сделать просто невозможно из-за обширной налоговой нагрузки. В свою очередь, такая ситуация способна позитивно повлиять на скорость развития их предпринимательской деятельности, следовательно, будет способствовать удовлетворению спроса на конкретном рынке и позволит такой организации дольше на нем «удержаться». В долгосрочной перспективе это может благотворно сказаться даже на сглаживании неоднородности социально-экономического развития разных регионов.
Налоговые преференции для ОЭЗ затрагивают также и местные налоги, и сборы. Так, пп.9 п. 1 ст. 395 НК РФ является правовым основанием для освобождения резидентов этих зон от уплаты земельного налога.
Схематично система налоговых льгот на территории ОЭЗ на 2019 г. представлена на Рисунке 1.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020
с»
033
Лыогы/илагк
прпнилдгисннипттии
Иоцгтида
Тржгнмраср^л^мгатао гни
Рис. 1. Налоговые льготы для резидентов особых экономических зон на территории РФ [5, с.24-25]
Сходная ситуация наблюдается еще для резидентов ТОР (пп.1 ст. 5.1 Закона «О ТОСЭР» предусматривает возможность применения льгот по уплате налогов на имущество организаций и земельного налога) и СП Владивосток (ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О
свободном порте Владивосток» - по уплате федеральных налогов), например, нулевая ставка по налогу на прибыль организаций, согласно п. 1.8 ст. 284 НК РФ (более подробно информация представлена на Рисунке 2).
Налог на прибыль (федеральный бюджет) 0% в первые 5 лег после получения прибыли
Налог на прибыль (бюджет субъекта РФ) В первые 5 лет 5%, последующие 10%
Налог на имущество организаций Определяет субъекг РФ. 0% в первые 5 лет.
НДС Заявительный порядок ыозврата НДС
НДС 0% если товары Помещены иод таможенную процедуру свободной таможенной '¿оны с 1 яннарн 2019
Странойые взносы 7,6% в течение первых 10 лет
Земельный налог Определяются органами местного самоуправления, 0%
НДПИ Понижающий ко Фиш 1 ент■ 0%-с 1 по 24 мес., 0.2%-25 по 48 мес.; 0,4%-с49по 72 мес.; 0,6%-с 73 по 96 мес.; 0,8%-с 97 по 120 мес. 1-е 12] мес.
Рис. 2. Налоговые льготы для резидентов ТОР[6, с.5] ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020
Правом на получение налоговых льгот наделены также участники проекта создания и обеспечения функционирования ИЦ «Сколково», однако основание указанного права для них имеет некоторые особенности.
Летом 2017 г. Государственной Думой Российской Федерации был принят Федеральный закон от 29.07.2017 № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в ст. 2 которого приведено следующее определение участника проекта по осуществлению исследовательской и научно-технологической деятельности: «российское юридическое лицо, основной целью деятельности которого является осуществление научно-технологической деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом и которое получило в соответствии с настоящим Федеральным законом статус участника проекта».
В соответствии с положениями ст. 145.1 и 246.1 НК РФ организации, имеющие подобный статус, при предоставлении определенных законом документов освобождаются от обязанностей по исчислению и уплате НДС и налога на прибыль организаций в течение 10 лет с момента получения соответствующего статуса, следовательно, в их отношении действует льготный «режим» налогообложения.
К этим положениям налогового законодательства нас отсылает п. 4 ст. 11 Федерального закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (далее по тексту - Закон «Об ИЦ «Сколково»), предусматривающий возможность для участников проекта получить возмещение сумм, уплаченных в счет НДС по определенным законом операциям. Такое возмещение реализуется в виде субсидий, предоставление которых управляющим компаниям осуществляется в соответствии с порядком, регламентированным ст.78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
Также участники ИЦ «Сколково» подлежат освобождению от уплаты налоги на имущество организаций по правилам ст. 381 НК РФ. Помимо этого, они вправе применять пониженные тарифы при исчислении и уплате страховых взносов.
Тем самым, можно сказать, что их «льготное положение» весьма сходно с положением рези-
дентов ОЭЗ - их преференции довольно обширны, разнообразны и долгосрочны. Это связано со значимостью предпринимательской деятельности, которую осуществляют участники проектов, реализуемых в ИЦ «Сколково», в силу того, что она непосредственно касается создания и коммерциализации инновационных, передовых технологий, основанных на беспрецедентных достижениях науки и техники. Подобная отрасль российской экономики остро нуждается в стимулировании, в связи с чем государство обдуманно идет на снижение налоговых поступлений, для обеспечения в дальнейшем независимости и безопасности, как национальной экономики, так и страны в целом, а также для технологического обеспечения будущего роста экономики.
Для резидентов зон территориального развития также предусмотрены особые условия, помогающие им в осуществлении предпринимательской деятельности. В науке часто подмечается сходство таких институтов, как ЗТР и ОЭЗ. Не оставляет сомнения то, что их ключевая задача -привлечение потока инвестиций в экономику, только в случае ОЭЗ они направлены на развитие конкретной отрасли (в зависимости от типа зоны), а для ЗТР - конкретного отстающего региона России [7, с.183]. Также сходство можно усмотреть и с территориями опережающего развития (Рисунок 3).
Следующей отличительной чертой, определяющей специфику льгот, предоставляемых в рамках режима зон территориального развития можно назвать срочный характер: зона может быть создана максимум на 12 лет (ОЭЗ - сроком на 9 лет без возможности продления, в отличие от ТОР, которая создается сроком на 70 лет). При этом сходство ЗТР и ОЭЗ подчеркивается в Законе «О ЗТР» (п. 4 ст. 5) запретом на их одновременное создание в границах одного муниципального образования, в силу того, что и первый и второй механизм в долгосрочной перспективе имеет сходные цели.
Специфика их функционирования предопределена целями создания зон (которые были рассмотрены в первой главе дипломного исследования), в связи с чем и преференции резидентам ЗТР предоставляются иные.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020
Ть-рр.! 1 ■ ори 11 1)1 [срсж.л0м|с] и ршнтня Зины т^рритирипьнши ршипм Оеоиыс ЭДОИо&шЧ^сПК ЗОНЫ
Норма!и»но-правовая основа, создания
'[ОД^рии.ный зшн от 29 декабри 201-1 шла № 473-ФЭ «О территориях опережающего социально энномичеслйго рэнниил ь Российском ФедМйЦНКя Федеральный икон "О ЭОНЙХ И?рри юрил ЧЗнКУЮ р,1"ЗННТЕ1Я н Рошшсклц Фслср^иии и о шеСеНнх ишевений ■ отдельные тахин-иигс^ьныс акты Российской ФсДф&цшГот 03.12.2611 N ЭИ-ФЗ Фс, ц рлии еэ л 11 за кои "00 ас оби х эконлинтесш эонак и Р^ийсиЛ ФСЙсряЩШ" от 22.07-2005 N 116-ФЗ
Целя газдши
,Хтн рич-шиня экюНоМШШ, НртиСЧСЕШЛ 1!НВС1ТП!1[1!Н, комфортного проживания .тю:(1'м. Ссоддовд пил крушил «н^сюрии Д.Ш ^1"КОрСЕНИЯ ЦТ-ЦНХ1Ы|и-№ЖШНЧфЯ№ рл 1 кл 1 ыя су^икта путем фирм проЕШЕНШ 6-"Ш ПНрНИ 1 Енил \TJIOHElii ДДИ □ртйАечекнл инвестиция в его экономику. НыривтишЕшс [сррмторнп 1) уровне №ЦНаЛЫ№-пажшшккЯо развития Для ри±ан 1Е1» оелс.тьиых 1)1]1ЯС.И:Й ЭКОНОМИКИ к привлечения ни все! ними
еррнторня функционирования
Часть 1 ¿ррШорИН РФ, ВКПОЧЙЯ ЧАТОП НО некпмвя ЗТР и ОЭЗ. где действует особый режкы для иришкчс^нх ННвсЛнцнй. обеспрМШ уыюреввого разнкпи и соедаши ыэмфор.! нык уСДОК|1Ц ВЖОКНКЙ- ^Ы1>Н11Н Восток II решен, Ча«.-6Ь- Юрр1|1орШ субыкп РФ, Г.1С лсмстиумт благоприятные успоися лля цншечеш инвестиций ь его -кикочнкт рсшлсипм ТОПЫ, 20 ре ионов На 1еррНТ<ирМН. определяемы) Прпянгельствоч РФ. исход* из крни-рнеа. ВоогоЗЗОЭЭ
Рис. 3. Сравнение ТОР, ЗТР и ОЭЗ по цели создания и территории функционирования1
Налоговый Кодекс РФ не предусматривает для них освобождение от уплаты налогов или снижения налоговых ставок, однако предоставляет им другое, особенное право, а именно возможность для резидентов ЗТР воспользоваться инвестиционным налоговым кредитом2 (далее по тексту - ИНК). Для этого организация-соискатель такого кредита должна быть включена в специальный реестр, требования к которому закреплены в ст. 11 Закона «О ЗТР».
Сущность такого правового явления, как инвестиционный налоговый кредит очень схожа с предоставлением налоговой льготы как таковой, однако имеет ряд существенных отличий. Так, ИНК - это своего рода синтез таких механизмов изменения срока уплаты налога, как рассрочка и отсрочка. Тем самым, налогоплательщик может
1 Коокуева В.В., Церцеил В.В. Указ. соч. С. 3.
2 Пп.6 п.1 ст. 67 НК РФ.
по своему усмотрению (при согласовании с уполномоченным налоговым органом и при удовлетворении всех предусмотренных НК РФ требований) уменьшать свои платежи по налогу в течение определенного срока и в определенных пределах. Однако он не освобождается от их уплаты полностью, как при предоставлении льготы, а приобретает обязанность в дальнейшем (например, поэтапно) уплатить ту сумму налога, на которую ему был выделен налоговый кредит и сумму начисленных на нее процентов за пользование чужими денежными средствами.
Данная мера уже не обладает той степенью привлекательности для предпринимателя, как, например, рассмотренное выше освобождение от уплаты налога прибыль или на имущество организаций. Однако подобный инструмент органично
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020
работает с иным механизмом поддержки деятельности хозяйствующего субъекта на территории ЗТР, который предусмотрен ст. 13 Закона «О ЗТР» (Рис.4). Это меры государственной поддержки,
которые связаны с выделением резидентам денежных средств, определенного имущества или применением иных мер, в качестве помощи в осуществлении их деятельности.
Меры государственной поддержки резидентов
• 1) предоставление бюджетных ассигнований для реализации в ЗТР инвестиционные проектов с участием резидентов;
» 2) создание объектов капитального строительства в облает энергетики, транспорте;
• предоставление резидентам в аренду эеллел I. н ых уч-3 стко в;
- 4) предоставление налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита;
• Б) иные меры.
Меры государственной поддержки резидентов, Заявки которых включены в перечни заявок
• 1) предоставление государственных гарантий Российской Федерации по кредитам;
-2) предоставление из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
• иные меры.
Рисунок 4. Меры государственной поддержки резидентов зон территориального развития в РФ [6, с.6]
В этой связи все же стоит отметить тот факт, что в январе 2012 г. был продлен срок предоставления ИНК с 5 до 10 лет, что является мерой, улучшающей положение подобных «должников». Ко всему прочему, резиденты ЗТР вправе получить ИНК на сумму, вплоть до 100% суммы расходов на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и для осуществления инвестиционных проектов на территории соответствующей ЗТР [8, с.334-335].
Список литературы
{1] Российское предпринимательское право: учебник Д.Г. Алексеева, В.К. Андреев, Л.В. Андреева и др.; отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2011.
[2] Мохов А.А. Правовые режимы осуществления предпринимательской деятельности // Сборник научно-практических статей II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом» (22 апреля 2015 года, г. Москва) / под общ. ред. С.Д.
Могилевского, М.А. Егоровой: Юстицинформ, 2015.
[3] Кванина В.В. Понятие и виды правовых режимов предпринимательской деятельности // Вестн. Том. гос. ун-та. 2017. №424.
[4] Особый - отдельный, независимый от других [Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка // М.: Мир и Образование, Оникс, 2011.
[5] Голубкин И.В., Бухарова М.М., Данилов Л.В. и др. Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России - 2019 // Ассоциация развития кластеров и технопарков России. М.: АКИТ РФ, 2019.
[6] Кокуева В.В., Церцеил Ю.С. Сравнительный анализ инструментов развития территорий // Экономические исследования. 2019. №3.
[7] Мотуренко С.М. Зоны территориального развития как новая форма развития предпринимательства // Труды Института государства и права РАН. 2014. №1.
[8] Глотова В.Г., Алиев Б.Х., Султанов Г.С. Стимулирующая роль налоговых льгот в механизме становления новых институтов территориального развития // Научный журнал «Фундаментальные исследования». №9, 2015.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020
Spisok literatury:
[1] Rossijskoe predprinimatel'skoe pravo: uchebnik D.G. Alekseeva, V.K. Andreev, L.V. Andreeva i dr.; otv. red. I.V. Ershova, G.D. Otnyukova. M.: Prospekt, 2011.
[2] Mohov A.A. Pravovye rezhimy osushchestvleniya predprinimatel'skoj deyatel'nosti // Sbornik nauchno-prakticheskih statej II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual'nye problemy predprinimatel'skogo i korporativnogo prava v Rossii i za rubezhom» (22 aprelya 2015 goda, g. Moskva) / pod obshch. red. S.D. Mogilevskogo, M.A. Egorovoj: YUsticinform, 2015.
[3] Kvanina V.V. Ponyatie i vidy pravovyh rezhimov predprinimatel'skoj deyatel'nosti // Vestn. Tom. gos. un-ta. 2017. № 424.
[4] Osobyj - otdel'nyj, nezavisimyj ot drugih [Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka // M.: Mir i Obrazovanie, Oniks, 2011.
[5] Golubkin I.V., Buharova M.M., Danilov L.V. i dr. Biznes-navigator po osobym ekonomicheskim zonam Rossii - 2019 // Associaciya razvitiya klasterov i tekhnoparkov Rossii. M.: AKIT RF, 2019.
[6] Kokueva V.V., Cerceil Yu.S. Sravnitel'nyj analiz instrumentov razvitiya territorij // Ekonomich-eskie issledovaniya. 2019. № 3.
[7] Moturenko S.M. Zony territorial'nogo razvitiya kak novaya forma razvitiya predprinimatel'stva // Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN. 2014. № 1.
[8] Glotova V.G., Aliev B.H., Sultanov G.S. Stimuliruyushchaya rol' nalogovyh l'got v mekha-nizme stanovleniya novyh institutov territorial'nogo razvitiya // Nauchnyj zhurnal «Fundamental'nye issledovaniya». № 9, 2015.
ЮРКОМПАНИ
www. law-books, ru
Л_
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.
Г
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020