Научная статья на тему 'Некоторые особенности образования сложных глаголов башкирского языка'

Некоторые особенности образования сложных глаголов башкирского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
593
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК / СИНТАКСИС / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ ГЛАГОЛОВ / СЕМАНТИКА СЛОЖНОГО ГЛАГОЛА / ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ГЛАГОЛ / ГЛАГОЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ / BASHKIR LANGUAGE / SYNTAX / WORDBUILDING OF THE COMPLEX VERBS / SEMANTICS OF THE COMPLEX VERB / AUXILIARY VERB / VERBAL ACTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Султакаева Раушания Абдулхаевна

Рассматривается образование сложных глаголов башкирского языка. Особое внимание уделяется словообразовательным функциям вспомогательного компонента, выявлению всех его свойств и признаков. Дается научно-теоретическая характеристика семантики сложных глаголов, которые выражают сложные действия. Выявляются и анализируются различия между понятиями сложных и простых глагольных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Features of Difficult Verbs Formation in the Bashkir Language

The article is dedicated to the difficult verbs formation in the Bashkir language. Special attention is paid to word-formation functions of an auxiliary component, detection of all its properties and signs. In the work scientific-theoretical characteristic of the semantic of the complex verbs which express complex actions is given. Distinctions between concepts of complex and simple verbal actions are revealed and analysed.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности образования сложных глаголов башкирского языка»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 16 (307).

Филология. Искусствоведение. Вып. 78. С. 123-127.

Р. А. Султакаева

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОЖНЫХ ГЛАГОЛОВ

БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА

Рассматривается образование сложных глаголов башкирского языка. Особое внимание уделяется словообразовательным функциям вспомогательного компонента, выявлению всех его свойств и признаков. Дается научно-теоретическая характеристика семантики сложных глаголов, которые выражают сложные действия. Выявляются и анализируются различия между понятиями сложных и простых глагольных действий.

Ключевые слова: башкирский язык, синтаксис, словообразование сложных глаголов, семантика сложного глагола, вспомогательный глагол, глагольное действие.

Исследование словообразования сложных глаголов является одной из наиболее трудных и недостаточно разработанных проблем как в тюркологии, так и в башкирском языкознании. В современной тюркологии нет единого определения сложных глаголов и термина для их обозначения. В «Грамматике современного якутского литературного языка» указывается, что сложные глаголы образуются при помощи присоединения вспомогательных глаголов к именам существительным, прилагательным, числительным, местоимениям, наречиям, междометиям и инфинитивной форме русского глагола [6. С. 152]. По мнению татарского языковеда Ф. А. Ганиева, именной компонент сложных глаголов чаще всего выражается существительным и прилагательным, в качестве глагольного компонента выступают вспомогательные глаголы [5. С. 66].

В башкирском языкознании проблема образования сложных глаголов в той или иной степени затрагивается в трудах Н. К. Дмитриева, А. А. Юлдашева и М. Х. Ахтямова [7; 13; 1]. В «Грамматике башкирского языка» Н. К. Дмитриев указывает, что вспомогательные глаголы «употребляются при именах и образуют от них глаголы, то есть выполняют роль словообразовательного элемента» [7. С. 198]

Наиболее полный анализ сложного глагола представлен в трудах А. А. Юлдашева. В работе, посвященной словообразованию и спряжению глагола в башкирском языке, он дает полную картину образования сложных глаголов от заимствованных основ, раскрывает их структурно-семантические особенности. А. А. Юл-дашев отделил аналитические формы глагола от сложных глаголов, указав, что аналитическая форма глагола и сложный глагол - это два разных языковых явления, первое из которых

грамматическая единица, а вторая - словообразовательная. Вспомогательные глаголы, которые сочетаются с именной основой, он делит на продуктивные (итеY, булыу, килеY) и непродуктивные: биреY, ~калыу, сыгарыу, сыгыу, яhау, алыу [13. С. 162].

М. Х. Ахтямов, внесший большой вклад в изучение словообразования башкирского языка, рассматривает два вида сложных глаголов: 1) «сложные глаголы, образованные путем присоединения вспомогательных глаголов к неглаголам»; 2) сложные глаголы, образованные путем присоединения вспомогательных глаголов к деепричастным формам глагола. К вспомогательным глаголам, которые присоединяются к неглаголам, он относит итеY, булыу, ~Кылыу [1. С. 126].

Таким образом, до настоящего времени и в тюркологии, и в башкирском языкознании вопрос о статусе сложных глаголов не решен, отсутствует четкое лингвистическое определение и их роль в языке.

По мнению ученых, структура сложных глаголов состоит из основного слова, именной части речи (неглагола), и вспомогательного глагола.

Прежде чем приступить к более подробному рассмотрению сложных глаголов типа «не-глагол + глагол», проследим, как образуются сложные глаголы.

В сложных глаголах в роли первого компонента выступают в большинстве случаев имена существительные, прилагательные, числительные, наречия, междометия, заимствования из русского языка в форме инфинитива, звуко- и образоподражательные и предикативные слова. Из них наиболее продуктивными являются существительные и звукоподражательные слова, менее продуктивными - прилагательные,

малопродуктивными - наречия, числительные, предикативные слова, междометия.

Важно подчеркнуть, что почти все звукоподражательные слова участвуют в данном способе образования сложных глаголов, выступая в качестве носителей основных значений. Ни одна другая часть речи не участвует в образовании глагола с вспомогательными глаголами в таком массовом порядке, как звукоподражательные слова.

С точки зрения генезиса, первыми компонентами в большинстве случаев выступают исконно башкирские слова. Определенный пласт первых компонентов сложных слов составляют арабские и персидские заимствования:: вмвт итеY - надеяться, дога кылыу - молиться и др. Заимствования из русского и через посредство русского языка также выступают первыми компонентами сложных слов: аккомпанировать итеY - аккомпанировать и пр.

По структуре первые компоненты сложных глаголов могут быть непроизводными (юк итеY), производными (батырсылык итеY), сложными (мелт-мелт итеY). Сложные глаголы, образованные от неглаголов, могут быть как переходными (ижад итеY, фаш итеY), так и непереходными (харап булыу).

Из вспомогательных глаголов наибольшую активность проявляют слова булыу - быть, итеY - делать (гашик булыу - влюбляться, кып-кы^ыл булыу - краснеть, юк булыу - исчезнуть, байрам итеY - праздновать, азат итеY - освобождать, юк итеY - уничтожать). Несколько реже употребляются слова килеY-идти, кылыу - делать, янау - сделать, биреY -давать, алыу - брать, hалыу - класть, положить, кYреY - видеть.

А. И. Искаков в своей монографии о морфологической структуре слова приходит к выводу, что характер сложных глаголов зависит от специфики вспомогательных глаголов [8. С. 88]. Семантика вспомогательных глаголов итеY, кылыу (делать) и булыу (быть) значительно шире и отвлеченнее, чем, например, глаголов кYреY (видеть), яhау (сделать), биреу (давать), алыу (брать), hалыу (класть, положить). Чем шире значение вспомогательного глагола, тем лексикализованнее сложные глаголы, и глаголообразование носит более системный, последовательный и общий характер.

Глаголы кылыу и итеY в функции вспомогательных глаголов превращаются в формальные показатели предикативности при том или ином именном понятии, преобразуя его в гла-

гольное. Благодаря этому последнее получает способность управлять другим именем в форме винительного падежа.

Нужно отметить, что употребление вспомогательного глагола итеY по сравнению с глаголом килеY, также не одинаково. Если с итеу могут употребляться почти все звукоподражательные слова, одни из которых выражают интенсивность, а другие неинтенсивность звукового явления, то килеY входит в сочетание лишь с теми словами, которые выражают интенсивность. Объясняется это тем, что итеY придает словосочетанию значение пассивности действия и поэтому оно согласуется со всеми словами, выражающими и интенсивность, и неин-тенсивность. Употребление же вспомогательного глагола килеY в словосочетаниях связано с передачей активного действия, вследствие чего сочетание его со словами, выражающими неинтенсивность, несовместимо, оно входит в связь только с теми из звукоподражательных слов, в значение которых наличествует интенсивность. Например: шарт-шорт итеY - трещать (пассивный акт действия) и шарт-шорт килеY - трещать (активный акт действия), зыр (зырр) итеY - вращаться (значение пассивности действия), зыр (зырр) килеY - вращаться (значение активности действия), тук-тук итеY - стучать, тук-тук килеY, гвр^-гвр^ итеY - грохнуть, гвр^-гвр^ килеY и так далее.

Башкирские слова, с которыми употребляется глагол итеY, сводятся в основном к производным существительным, имеющим аффикс -лык. Число их тоже невелико. Случаи вроде кунак итеY - угостить, то есть употребление других форм без аффикса -лык башкирских существительных с итеY единичны. А глагол килеY вообще не сочетается как с заимствованными, так и с башкирскими именами: он употребляется только со звукоподражательными словами. Кроме того, если сочетания имен с итеY дают чаще переходные глаголы, то сочетания звукоподражательных слов с итеY всегда образуют непереходные глаголы.

Вспомогательный глагол итеY образован от основы древнего глагола ир - при помощи аффикса -т. Многие специалисты считают, что этот вспомогательный глагол в башкирском языке в отдельных случаях синтезируется с основой: %ур ит - зурайт (увеличить), тар ит - тарайт (делать узким), куп ит - ^бзйт (множить), матур ит - матурайт (украшать), кара ит - карайт (делать черным), шэп ит -шэбэйт (ускорять).

По мнению Ф. А. Ганиева, элемент -айт, например, в слове $ур + айт, является двухкомпонентной морфемой: состоит из словообразующего аффикса -ай и аффикса понудительного залога -т, который иногда может иметь и словообразовательную функцию [5. С. 66-67]. Мы разделяем эту точку зрения и считаем, что элемент -айт не является прямым развитием глагола ит-.

Л. З. Будагов отмечал, что глагол эт- «служит вспомогательным и, присоединяясь к именам и причастиям арабского и персидского языков, выражает совершение действия: тзслим этмзк - поручение делать, перепоручить, хврмзт эт - уважение оказать, уважать» [4. С. 179].

Первыми компонентами по языку-источнику могут быть как исконно башкирские слова, так и заимствования. Следует подчеркнуть, что заимствования представляют значительный пласт первых компонентов башкирских сложных глаголов, образованных вспомогательным глаголом итеY от неглаголов. Это обстоятельство свидетельствует о продуктивности данной группы. Как в недалеком прошлом, так и в настоящее время, вспомогательный глагол итеY образовывал и образует много сложных слов от заимствований. Так, многие арабские и персидские заимствования служат первым компонентом для образования сложных глаголов: хзбзр итеY - известить, тзь^ир итеY - воздействовать, хе^мзт итеY -служить, тзъмин итеY - обеспечить, хвквм итеY - судить. Первыми компонентами выступают также и исконно башкирские слова, многие из которых являются междометиями и звуко- и образоподражательными словами: ялт-йолт итеY - блестеть, бYлзк итеY - подарить, квн итеY - жить, келт- келт итеY -щелкнуть и др.

Вспомогательный глагол итеY сочетается не только с исконно тюркскими или башкирскими словами, но и с глаголами, заимствованными из русского языка в инфинитивной форме: буксовать итеY - буксовать, гулять итеY - гулять, мобилизовать итеY - мобилизовать. Во всех этих случаях вспомогательный глагол итеY вербализует именной компонент, как бы приводит его в действие. Качественное своеобразие этих образований, как указывает Э. В. Севортян, состоит в том, что само содержание процесса действия непосредственно передается именем, глагол же передает лишь идею самого действия вообще [10. С. 85].

Следовательно, при образовании сложных глаголов типа «имя + вспомогательный глагол итеу» переосмысления компонентов не происходит (как это бывает в устойчивых сочетаниях).

В современном башкирском языке, как и в других тюркских языках, наблюдается интересное явление: вспомогательный глагол итеY по своему значению и функции напоминает глаголообразующий аффикс -ла; -лз. И глаголообразующие аффиксы, и вспомогательные глаголы образуют от имен и звуко- и образоподражательных основ глаголы (тзбрик итеY - тзбриклзY -приветствовать, и(±бат итеY - и^батлау - доказать, бYлзк итеY - бYлзклзY - награждать, гзйеп итеY - гзйеплзY - осуждать, хврмзт итеY - хврмзтлзY - уважать; шыглтыр итеY -шылтырлау - звякать, лебер итеY - леберлзY -трепетать, без итеY - безлзY- жужжать.

Разница данных глаголов заключается в способе образования: первые глаголы являются синтетическими, полученными при помощи аффиксов, вторые - аналитическими, полученными при помощи дополнительных слов. Как отмечает Х. Байлиев, «в современном туркменском языке, как сложные глаголы, так и простые производные одинаково употребительны. Иногда один из них может заменять другой, а иногда нет. Например: ремонт этмек - ремонтировать, - ремонтламак» [2. С. 5-11]. Ф. Р. Байрамов пишет, что «в памятниках азербайджанского языка, как и в других современных тюркских языках, глагол эт и его синонимы выступают в основном в роли глаголообразующего элемента, и в этом отношении они близко стоят к аффиксам» [3. С. 90-107]. По Ф. Р. Байрамову, их сходство выражаются:

а) в их словообразующей функции (оба служат для образования новых глагольных единиц);

б) в семантике (и глаголообразующий элемент эт - и аффикс -ла лишены лексического значения); в) в закономерности образования аналитических глаголов.

При этом автор отмечает, что сходство не означает их тождества, и дает отличающиеся их друг от друга признаки:

а) в семантике первой части, а именно в аффиксальных глаголах, основа может иметь разные значения - конкретные и отвлеченные, а в сложных глаголах лексической частью могут быть лишь те слова, которые выражают значение названия действия. С другой стороны, в аффиксальных глаголах основа может употребляться как в прямом значении, так и в идиоматическом, в то время как лексическая часть

сложного глагола, как правило, выступает в прямом значении;

б) в фонетических особенностях каждого из них. В отличие от аффиксальных глаголов, которые имеют одно общее ударение и в которых аффикс подчиняется закону сингармонизма, в сложных глаголах имеется два ударения - основное и второстепенное. К тому же вспомогательный глаголообразующий элемент не имеет вариантов для обеспечения гармонии гласных в составе сложного глагола;

в) в орфографии (раздельное написание сложных глаголов).

Полностью разделяя точку зрения Ф. Р. Байрамова, считаем необходимым добавить, что синтетические и аналитические глаголы образуются не от одних и тех же основ. Так, например, следующие слова не могут употребляться с аффиксами -ла, -лз, но могут сочетаться с вспомогательным глаголом итеY и образовать сложные глаголы: иглан итеY - объявить, ант итеY - клясться, байрам итеY - праздновать, гYмер итеY - жить, гзфY итеY - извинить, ижад итеY - созидать, талап итеY - требовать, хе^мзт итеY - работать, сау^а итеY -торговать, рвхсзт итеY - разрешать, корбан итеY - жертвовать.

В отличие от глагола итеY «делать», который придает именному компоненту только значение действия, глагол булыу «быть» придает ему признак состояния или перехода в соответствующее состояние. Если именной компонент сложных глаголов со вспомогательным глаголом итеY обозначает объект действия, то именной компонент с вспомогательным глаголом булыу обозначает состояние субъекта: азат булыу - освобождаться, гвнаьлы булыу -грешить, стать грешным, гашик булыу - влюбляться, влюбиться.

А. Н. Кононов в отношении вспомогательного глагола булмак в узбекском языке пишет, что в сочетании со словами, обозначающими акт, процесс, название, результат действия или признак, качество, свойство, он образует непереходные глаголы пассивного значения: гарк булмак - утонуть, мубтало булмак - подвергнуться чему-либо [9. С. 261-262].

Сложные глаголы, образованные сложением неглагола с глаголом, хотя и напоминают по внешней структуре свободные и устойчивые словосочетания, в действительности ими не являются. Они характеризуются всеми теми признаками, которые присущи сложным словам и отличаются от свободных глагольных словосо-

четаний: 1) единым значением, 2) единой синтаксической функцией, 3) отсутствием живых синтаксических связей между компонентами, которые свойственны свободным глагольным словосочетаниям.

Как известно, компоненты в свободном словосочетании не спаяны между собой. Соединяясь с другими словами и принимая различные аффиксы, они не теряют своего исходного значения. Например, в словосочетании китап укыу - читать книгу - члены соединены между собой свободно. Мы можем изменить их так, как нам хочется: китапты укыу (аффикс винительного падежа). В свободных словосочетаниях слова каждый раз в процессе речи соединяются заново.

Исследователей тюркских языков, которые в своих работах уделяли внимание сложным глаголам, интересовали вопросы, связанные с большей или меньшей спаянностью компонентов этих глаголов. В частности, Э. В. Севор-тян, опираясь на материалы турецкого языка, считает, что спаянность компонентов вытекает из ряда признаков, характеризующих сложные глаголы. По его мнению, существенными признаками являются: 1) смысловое единство сложных глаголов, проявляющееся в его эквивалентности слову, 2) недопустимость определения при именной части подобных глаголов, 3) то, что между компонентами сложного глагола не могут вклиниваться другие члены предложения [11. С. 84-86]. Характеристика, данная Э. В. Севортяном сложным глаголам, вполне применима и в отношении башкирского сложного глагола.

В современном алтайском языке А. Т. Ты-быкова, в зависимости от степени спаянности компонентов как в грамматическом, так и в семантическом аспекте, подразделяет сложные глаголы на несколько типов.

1. Сочетание косвенного дополнения в форме дательно-направительного падежа с глаголами. Автор считает, что данный тип сложных глагольных лексем в современном алтайском языке - самый продуктивный и спаянность компонентов выражена сильнее всего: эске ал - вспоминать (и^кз алыу - башк., букв. «взять памятью»); уйкуга кир - уснуть (йокога китеY - башк., букв. «уйти в сон»); карточкага сок - фотографироваться (карточкага твшвY -башк., букв. «падать на фотографию»).

2. Сочетание прямого дополнения и глаголов: кун кор - жить; уйа бас - высиживать птенцов; кол сал - расписаться; кос от - сглазить.

3. Малопродуктивное сочетание именной основы с аффиксом принадлежности в винительном падеже + глагол: санаазык сал - влюбиться [12. С. 83].

Действительно, и в башкирском языке очень многие сложные глаголы образованы на основе сочетания косвенного дополнения в дательном падеже с вспомогательными глаголами:: акылга ултырыу - стать разумным, барлыкка килеY - возникнуть, и^кз алыу - вспоминать, и^кз твшвY - вспомнить, йокога китеY - уснуть, телгз алыу - упоминать, хзрзкзткз килеY - прийти в движение, hуцга калыу - опоздать. Сложные глаголы - баш кYтзреY - восстать, баш тартыу - отказаться, квн кYреY -существовать, ку^ кы(±ыу - подмигивать, куцел асыу - развлекаться, куцел йыуатыу - утешить, кул куйыу - подписаться, тын алыу - дышать, хзл алыу (йыйыу) - отдохнуть, ^1у инеY - купаться - образованы на основе смысловой связи прямого дополнения и вспомогательного глагола. Если данные выше сложные глаголы типа телгз алыу - «упоминать», ку^ кы^ыу -«подмигивать» образованы лексикализацией словосочетания, то есть переходом словосочетаний в сложные слова, то в результате сочетания имен прилагательных, существительных, числительных, наречий, междометий, звуко- и образоподражательных слов, предикативных слов, инфинитивной формы русского глагола на -ть с вспомогательными глаголами образуются сложные глаголы на основе словосложения, то есть основосложения. В сложных глаголах, образованных на основе словосложения и лексикализации словосочетания, первыми компонентами всегда выступают имена существительные: ант итеY - клясться, гYмер итеY - жить, и^бат итеY - доказать (словосложение);; сзскз атыу - расцветать, хзл бвтвY -устать, куЗ тейеY - сглазить (лексикализация словосочетаний). При сочетании имен прилагательных, числительных, наречий, междометий, звуко- и образоподражательных слов, предикативных слов, инфинитивной формы русского глагола на -ть с вспомогательными глаголами образуются сложные глаголы только на основе словосложения: гашик булыу ( прилагательное + вспомогательный глагол) - влюбляться, вс итеY (числительное + вспомогательный глагол) - утроить, селпзрзмз килеY (наречие + вспомогательный глагол) - разбиться вдребезги, ух итеY ( междометие + вспомогательный глагол) - ухнуть, тек итеY (подражательное слово + вспомогательный глагол) - тикать, юк

булыу (предикативное слово + вспомогательный глагол) - исчезнуть, экономить итеY (инфинитивная форма русского глагола на -ть + вспомогательный глагол) - экономить .

Таким образом, именными компонентами сложных глаголов выступают имена существительные, прилагательные, числительные, наречия, междометия, звуко- и образоподражательные слова, предикативные слова, инфинитивная форма русского глагола на -ть. Вспомогательные глаголы, являясь вторым компонентом сложных глаголов, вербализуют именной компонент, приводят его в действие.

Список литературы

1. Ахтямов, М. Х. Современный башкирский язык. Словообразование : учеб. пособие. Уфа, 2000. 152 с.

2. Байлиев, X. Сложные глаголы в туркменском языке // Проблемы туркменской филологии. Ашхабад, 1944. С. 5-11.

3. Байрамов, Д. А. Деривационный элемент аналитического глагола в тюркских языках // Система и уровни языка / под ред. Э. А. Мака-ева. М., 1969. С. 90-101.

4. Будагов, Л. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий со включением употребительнейших слов арабских и персидских и с переводом на русский язык : в 2 т. Т. 1. СПб., 1869. 810 с.

5. Ганиев, Ф. А. Образование сложных слов в татарском языке. М., 1982. 149 с.

6. Грамматика современного якутского литературного языка. М., 1982. 496 с.

7. Дмитриев, Н. К. Грамматика башкирского языка. М, 2007. 232 с.

8. Искаков, А. И. Морфологическая структура слова и именные части речи в современном казахском языке : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Алма-Ата, 1964. 188 с.

9. Кононов, А. Н. Грамматика современного узбекского литературного языка. М. ; Л., 1960. 238 с.

10. Севортян, Э. В. К проблеме частей речи в тюркских языках. М., 1955. 482 с.

11. Севортян, Э. В. Прямое дополнение в турецком языке // Вестн. Моск. ун-та. 1948. № 2. С.84-86.

12. Тыбыкова, А. Т. Сложные глаголы в алтайском языке. Горно-Алтайск, 1966. 63 с.

13. Юлдашев, А. А. Система словообразования и спряжения глагола в башкирском языке. М., 1958. 194 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.