оо
THE JOURNAL OF SOCIAL POLICY STUDIES
ЖУРНАЛ
ИССЛЕДОВАНИЙ
СОЦИАЛЬНОМ
ПОЛИТИКИ • ••
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ В НАЙМЕГЕНЕ (НИДЕРЛАНДЫ)
К. ван Дам
В статье рассматривается концепция обучения на основе опыта, применение этой концепции в образовательной программе по социальной работе в профессиональном университете Наймегена (Нидерланды). Автор, много лет проработавший преподавателем, обсуждает основные подходы к организации образовательного процесса, получившие развитие в Нидерландах в последние годы: фазы обучения на основе опыта, творческие методы в подготовке специалистов по социальной работе, связь с практикой, обеспечение качества, проблемно-ориентированное обучение.
Ключевые слова: образование по социальной работе в Нидерландах, обучение на основе опыта, творческие методы в социальной работе, связь образования с практикой
Введение: подход Д.А. Колба
Давид А. Колб - один из наиболее важных теоретиков образования, чьи работы о западных стилях обучения повлияли на организацию учебного процесса во многих образовательных учреждениях всего мира 1. Д.А. Колб разработал циклическую модель успешного учебного процесса, которая включает несколько фаз, или этапов (рис. I).
Данный материал представляет собой конспект выступлений в Ульяновске и Саратове на конференциях в рамках проекта TEMPUS/TACIS 22129-2001.
1 См. информацию о Д.А. Колбе: http://www.infed.org/biblio/b-explrn.htm; http:// www.learningfromexperience.com.
© Журнал исследований социальной политики, том 2, № 3
Рис. I.
Цикл обучения на основе опыта (experiential learning) включает в себя следующие этапы: конкретный опыт; наблюдение и рефлексию; формирование абстрактных понятий - помещение опыта и рефлексии в более широкую теоретическую перспективу; проверку в новых условиях; новый опыт, новая рефлексия - и так далее.
Завершенный процесс обучения
Колб полагает, что необходимо пройти весь цикл, чтобы учеба была успешной. При этом не важно, с какого места начинать. Однако во многих высших учебных заведениях научение сводится лишь к одной из четырех фаз, а именно, к уровню формирования абстрактных понятий: студенты изучают теорию, не получая навыков того, как применить приобретенные теоретические знания на практике, как затем отрефлексировать это и интегрировать полученное новое знание в теорию.
Нередко в программах профессионального обучения происходит следующее: студенты или слушатели, имеющие практический опыт, не особо стремятся отрефлексировать его - они не учатся применять полученные результаты в более широком теоретическом контексте.
Индивидуальные стили учения
Колб указывает, что каждый из нас может начинать процесс обучения на разных этапах учебного цикла. Если, например, я куплю новый компьютер, я попробую, скорее, включить его и начать работу (метод проб и ошибок), то есть начну с уровня конкретного опыта; между тем кто-либо другой, возможно, внимательно прочтет все инструкции даже перед тем, как просто открыть коробку - этот человек начнет с уровня концептуализации. Однако, если бы я хотел лучше понять, что собой представляет компьютер, то я был бы вынужден пройти весь цикл учения: пробуя что-то сделать, рефлексируя то, что я испытал, находя ответы на свои вопросы в инструкции и затем пытаясь вновь работать на компьютере.
Идеи Колба в преподавании
Организовать учебный процесс таким образом, чтобы студенты прошли все этапы цикла по Колбу - это особое испытание для преподавателей. Если мы проводим практический тренинг (приобретаем опыт), то обычно просим студентов отрефлексировать его и затем поместить эту рефлексию в теоретический контекст, а затем стимулируем их применить новые идеи, открытия на практике. Если же мы начинаем на теоретическом уровне, то просим студентов применить теорию на практике, чтобы они получили новый опыт, который могли бы отрефлексировать, и так далее. Кстати, этот цикл бесконечный: идея / открытие - реализация на практике - опыт - рефлексия - новая идея / открытие - реализация на практике - и так далее...
Развитие творчества и творческих предметов Творческие предметы
На нашем факультете все студенты проходят подготовку по так называемым «творческим предметам», включая художественное творчество, танец, драму, музыку, спорт и аудиовизуальные средства выразительности. Почему мы тратим так много времени на это? Мы зачастую получаем от практиков отзывы о том, что наши студенты очень гибкие, открытые и предприимчивые. Это, без сомнения, является результатом подготовки по творческим предметам. Именно она позволяет им чувствовать себя свободно в разнообразных ситуациях.
Однако главной причиной является сам характер творческой деятельности. Эта деятельность невербальна, то есть она предлагает клиентам другие способы выразить себя и быть вовлеченными в процесс самовыражения как-то по-другому, нежели чем в речевой форме. Кроме того, в креативной деятельности клиенты получают так называемое свободное пространство: они могут испытывать разный опыт и пытаться делать разные вещи в ке-реаль-ной ситуации, безо всяких последствий. Если это хороший опыт, клиент может перенести его в реальность.
Я вспоминаю одного мужчину, который являлся руководителем в своей профессиональной жизни, и он постоянно, не контролируя себя, принимал на себя руководящую роль, даже если это не приводило ни к чему хорошему. Делая вместе с другими членами группы видеофильм, он узнал, как хорошо выполнять такую вспомогательную, поддерживающую роль, как звукооператор. Это придало ему достаточно уверенности, чтобы попробовать то же самое в реальной жизни. Если бы ему предложили это в любой другой обычной ситуации, он наверняка бы отказался. Это для него выглядело бы слишком опасным.
Креативность
Мы развиваем у студентов креативность, то есть творческие способности. Но что мы понимаем под креативностью? Креативность - это не часть вашего характера, навык или что-то еще, имеющееся или не имеющееся у вас в наличии. Креативность - это способ решения проблем, действия, понимания. Это
процесс, состоящий из двух фаз: расхождение и схождение. Расхождение - это размышление по альтернативам, схождение - это выбор одной из таких альтернатив и приспособление ее к ситуации, для которой вы должны найти решение.
Действительно, слово «креативные предметы» смущает. Можно так же работать с креативными предметами в ке-креативном виде, например, играя на скрипке только написанную кем-то музыку или рисуя только копии нарисованных кем-то картин. Мы считаем, что студенты должны развивать креативность как одно из главных качеств. Они должны уметь находить новые решения в известных ситуациях. Очень часто то, что вызвало ситуацию (например, ситуацию клиента), не сможет быть способом ее разрешения. Таким образом, нужны новые подходы и, следовательно, креативность.
Расхождение и схождение
Креативность необходима для развития нового продукта или подхода -здесь мы применяем понятие креативности к процессу развития нового продукта или подхода. В этом процессе мы разделяем три фазы:
1. Мотивацию: определение задачи, мотивирование людей к поиску решения.
2. Расхождение: поиск самых разных способов решения проблемы, не выбирая ни одного из них.
3. Схождение: выбор одного решения из всех возможных, найденных на предыдущей стадии.
Следует отметить, что есть много техник, которые применяются в этом контексте на каждой из трех фаз, и некоторые из них дают просто удивительный эффект.
Связь с практикой социальной работы
Голландские профессиональные университеты (professional universities) имеют тесные связи с профессиональным полем, практиками. Попробуем охарактеризовать некоторые аспекты этого сотрудничества.
Практическая подготовка
Четверть (25 %) всей учебной нагрузки (для студентов очного отделения) и половина (для заочников) затрачивается на учебу внутри учреждения, в котором осуществляется социальная работа. Этот процесс формируется, начиная с ориентации на первом году обучения и до десятимесячной практической подготовки на третьем году обучения в программе очной подготовки.
Проблемно-ориентированное обучение (ПОО)
Студенты познают теорию, решая конкретные задачи. Каждую неделю студенты проводят несколько часов в так называемых ПОО-группах. Им выдаются раздаточные материалы, где собраны случаи (взятые из реальной практики социальной работы) для каждой недели занятий. Так называемые семь шагов включают: прояснение случая, обсуждение того, что им уже известно
о ситуации, определение и распределение учебных задач (шаги I - 5). Затем в подгруппах или индивидуально студенты пытаются выполнить учебные задачи (дома, в библиотеке, встречаясь со специалистами) (шаг 6). В начале следующей учебной сессии студенты обсуждают приобретенные знания и применяют их на практике (шаг 7).
Наш опыт показывает, что при таком подходе студенты гораздо более мотивированы к учебе, чем при традиционном академическом обучении. Кроме освоения материала, студенты приобретают навыки в групповой динамике, ведении дискуссий, презентации результатов. Как сами они говорят, «у нас как будто собрание специалистов». Как видим, этот подход основан на стадиях обучения по Колбу.
Проектное обучение
На последнем году обучения студенты работают в малых группах (4-5 человек) над задачами, которые им поставили агентства практики социальной работы: например, развить процедуру приема, создать информационный пакет для новых клиентов (включая видеофильм), исследовать характеристики конкретной группы клиентов и так далее.
Важно отметить, что сами студенты высоко оценивают этот подход, так как они чувствуют, что несут реальную ответственность. И это действительно так: у них обычно есть бюджет, и социальная служба в самом деле испытывает потребность в проведенной ими работе.
Комиссия по практике социальной работы
В нашем институте есть регулярные собрания с представителями практической социальной работы. Эта комиссия выносит решения рекомендательного характера, относящиеся к образовательной программе, связям между университетом и практическими организациями и так далее. Кроме того, она действует в качестве платформы для обмена новым опытом как в поле практической работы, так и в университете.
Подготовка профессиональных супервизоров
Мы обычно предоставляем бесплатные курсы подготовки для специалистов, выполняющих роль супервизоров (кураторов) для наших студентов во время прохождения ими практики. Это не только улучшает качество подготовки студентов в профессиональном аспекте, но и укрепляет взаимоотношения между вузом и специалистами-практиками.
Обеспечение качества
Мы регулярно опрашиваем «пользователей» нашей образовательной программы, просим устанавливать с нами обратную связь относительно качества предоставляемых услуг. Принцип таков: «Мы здесь для пользователей, а не они для нас». Помимо наших пользователей в лице профессиональных учреждений наиболее важную группу пользователей, с точки зрения программы обеспечения качества, составляют студенты. Их регулярно просят заполнить анкеты относительно учебной программы, учебной нагрузки, качества преподавания, имею-
щихся в распоряжении студентов помещений и оборудования. Результаты программы обеспечения качества используются как для улучшения образовательной программы, так и для управления кадрами. Иными словами, в некоторых случаях можно стимулировать преподавателей пройти курсы повышения квалификации.
Роль преподавателей в учебном процессе
Как указывалось выше, наши преподаватели не читают традиционных лекций. Скорее, мы видим их задачу в следующем:
1. Создать учебные ситуации для студентов, в частности, развивая программы проблемно-ориентированного обучения.
2. Вести студентов в их процессе научения. Эта роль в большей степени связана с поддержкой студентов, а не управлением ими.
3. Создать для студентов ситуации оценки, к которым нужно будет применять полученные знания и навыки.
Вместо заключения
В заключение хотелось бы отметить, что все принципы, приведенные выше, не являются уникальными для образования по социальной работе. Вы можете найти большинство из них во всех образовательных программах Нидерландов - программах языкового обучения, бизнес-администрирования, педагогики, инженерных специальностей, здравоохранения и т. д.
Я понимаю, что рамки настоящей статьи слишком узки, чтобы полностью объяснить многие из перечисленных выше идей. Поэтому я предлагаю обращаться ко мне за консультацией всем, кто хотел бы прояснить более подробно поднятые в данной статье вопросы.
Список литературы
Kolb A., Kolb D. A. Experiential Learning Theory Bibliography. 2001.
Kolb D. A. Experiential Learning: Experience as the source of learning and development. New Jersey: Prentice Hall, 1984.
Kolb D. A., Pry R. Toward an Applied Theory of Experiential Learning II Theories of Group Processes I C. Cooper (Ed.). New York: John Wiley, 1975.
Кес ван Дам ВА, независимый консультант по творчеству и методам обучения, Наймеген, Нидерланды
электронная почта: Kees.vanDam@newroads.nl
(Пер. с англ. Е.Р. Ярской-Смирновой)