НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ НОРВЕЖСКОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА
ДАНИИЛ СЕРГЕЕВИЧ СТЕНЬКИН
Кандидат юридических наук, преподаватель кафедры государственного и административного права
Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва,
e-mail: d.s.stenkin@gmail.com
АЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА ЧЕЛМАКИНА
Студент юридического факультета Национального исследовательского
Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, e-mail: a_chelmakina@mail.ru
Используя компаративистский метод, авторы раскрывают уникальные особенности норвежского конституционализма, в частности характер деятельности высших органов власти, процедуру внесения в Конституцию поправок, методы решения проблем национальной идентичности и т. д.
By using the comparativistic method the authors reveal the unique features of Norwegian constitutionalism, in particular the nature of the highest authorities' activities, the procedure of amending the Constitution, methods for solving problems of national identity, etc.
Ключевые слова: Норвегия, сравнительное правоведение, конституционализм, правовой статус, высшие органы государственной власти
Уникальный опыт конституционного развития Норвегии и соседство этой страны с Российской Федерацией обусловливают актуальность ее изучения.
Зарождение норвежского конституционализма можно отнести к началу XIX в., когда норвежский народ под гнетом датской аристократии пытался обрести национальную идентичность и построить независимое государство. В 1814 г. была принята Конституция, которая действует и сейчас.
Весьма интересно, что с момента заключения унии с Данией в 1537 г. и до начала
Keywords: Norway, comparative legal analysis, constitutionalism, legal status, higher bodies of state authority
XIX в. власть в Норвегии принадлежала датскому чиновному корпусу, а с утверждением в Дании абсолютизма (enevelde) в 1660 г. управление в Норвегии можно считать полностью централизованным, вся власть исходила из Копенгагена1. В этот исторический период норвежцы ассоциировали свою страну именно с Данией, а не с Норвегией2.
Спустя 400 лет с момента утраты суверенитета у норвежцев возникла возможность создать самостоятельное национальное государство. Проект конституции разрабатывался в Конституционном комитете (Konstitusjonkomi-
РОССИЙСКОЕ ПРАВО
ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА
teen), состоящем из 15 представителей буржуазии и чиновничества. 17 мая 1814 г. состоялось подписание проекта Конституции принцем-регентом Кристианом Фредериком и всеми депутатами Учредительного собрания3.
Одной из ярких особенностей Конституции Норвегии 1814 г. является влияние на нее религии. В ст. 2 говорится, что «евангелическо-лю-теранская религия должна оставаться официальной религией, а жители, исповедующие ее, обязаны передавать их веру своим детям»4.
Как показывает сравнительный анализ, многие другие европейские государства (например, Греция, Ирландия) в своих конституциях также ссылаются на христианские ценности. В ряде конституций европейских стран христианство устанавливается как официальная религия. К примеру, ст. 13 Конституции Болгарии гласит, что «православие должно считаться традиционной религией»5; а в преамбуле Основного закона Венгрии, принятого в 2011 г., закрепляются христианские ценности и традиции, направленные на моральное и духовное возрождение венгерской нации6.
В принятом Венецианской комиссией в 2004 г. Руководстве о рассмотрении законодательства в отношении религий и убеждений поясняется, что законодательство, признающее религию и ее историческое влияние на формирование нации, является допустимым, если оно не используется для дискриминации граждан7. В Уставе Совета Европы и в Лиссабонском договоре также можно обнаружить постулаты о христианстве и о духовно-нравственном наследии Европы8. Поэтому положения Конституции Норвегии об установлении христианско-люте-ранской религии в качестве официальной, даже в контексте XXI в., нельзя считать уникальными, так как они полностью соответствуют европейским законам и правовым традициям.
Немалый интерес представляет решение проблем коренных народов Норвегии. Для этого порой приходится прибегать даже к изменению текста Конституции. Наиболее ярким примером выступает государственная политика в отношении народа саамов. Она основывается на принципе приоритета национальных ценностей коренного населения Норвегии. На государственном уровне подчеркивается, что культура народа саамов имеет существенное значение и должна сохраняться в интересах норвежской нации и всего общества как часть мирового культурного наследия9.
К основополагающим нормативным правовым актам Норвегии в отношении саамского
этноса можно причислить Закон от 12 июня 1987 г. № 56 о Саметинге (саамском парламенте) и иных правовых вопросах, касающихся саамского народа10. Данный Закон разрабатывался с целью создания особого представительного органа власти для саамов, который обладает функциями общественного контроля, правом законодательной инициативы и отчитывается исключительно перед Королем Норвегии. Нормы Закона направлены, в том числе, на создание условий для сохранения и развития саамских языка, образа жизни и культуры.
В 1992 г. в Конституцию была добавлена ст. 110а, которая гласит, что «обязанностью органов публичной власти государства является создание условий, позволяющих саамскому народу сохранять и развивать свои язык, культуру и образ жизни». Особая поддержка данного этноса на таком высоком уровне позволяет говорить о большом влиянии национального фактора на конституционализм этой страны.
Форма государственного территориального устройства Норвегии в Конституции не упоминается. Однако страна подразделяется на 19 фюльке (губерний), которые объединены в пять основных районов. Столица Норвегии и резиденция правительства - г. Осло. Данное административно-территориальное деление вкупе с отсутствием признаков федерализма позволяет считать Норвегию унитарным государством.
Стортинг (норв. Stortinget, букв. «большое собрание») - парламент Норвежского королевства, состоящий из 169 депутатов, 150 из которых избираются по партийным спискам от провинций, а оставшиеся 19 получают уравнительные мандаты. Формально Стортинг состоит из двух палат - Одельстинга и Лагтинга. Но в силу конституционных изменений с 2009 г. он стал однопалатным. Стортинг возглавляется Президентом Норвегии (в настоящее время это Торбьорн Ягланд). Кроме него, в президиум парламента входят вице-президент Стортинга, президент и вице-президент Одельстинга, президент и вице-президент Лагтинга. Места в президиуме распределяются пропорционально согласно представленным в Стортинге партиям. Заседают депутаты в пленарном зале группами от провинций.
В соответствии со ст. 54 Конституции Норвегии выборы проводятся каждые четыре года в конце сентября. Как гласит ст. 69 Конституции, Стортинг может быть созван Королем, если это необходимо. Стортинг вправе принимать и отменять законы, устанавливать налоги и сборы, таможенные пошлины, делать займы
от имени Королевства, осуществлять надзор за финансами, выделять денежные средства на расходы Правительства и производить иные предписанные действия.
Весьма интересна процедура внесения в Конституцию поправок. Она относится к исключительной компетенции Стортинга. При этом поправки не должны противоречить базовым конституционным ценностям и могут вносить изменения лишь в отдельные положения, не меняющие смысл самой Конституции. Для принятия поправок необходимо присутствие не менее 2/3 членов Стортинга. Поправка к Конституции должна быть подписана председателем и секретарем Стортинга, после чего она направляется Королю для последующего обнародования (ст. 112 Конституции Норвегии).
Исполнительная власть в Норвегии осуществляется Королем и Государственным Советом (ст. 3 Конституции). Статьи 5 и 31 Конституции закрепляют ответственность Короля перед Советом, а также устанавливают институт контрасигнатуры.
Правительство Норвегии формируется Стортингом и возглавляется премьер-министром. Яркой особенностью исполнительной власти Норвегии является то, что у Правительства, в особенности у главы Кабинета министров, гораздо меньше полномочий, чем у премьер-министра в других западных странах. К примеру, норвежский премьер-министр не может просить Короля распустить Стортинг и объявить досрочные выборы. Если премьер-министр теряет доверие Стортинга, он должен уйти в отставку. В то же время в Великобритании основной обязанностью премьер-министра является формирование Правительства, т. е. создание кабинета, который сможет сохранить поддержку Палаты общин после назначения монарха. Он координирует политику и действия кабинета и различных правительственных департаментов, представляя собой «лицо» правительства Ее Величества. Монарх же исполняет многие из королевских прерогатив по совету премьер-министра.
Судебная система Норвегии представлена судами общей юрисдикции (Верховный суд, окружные, участковые и мировые суды) и специальными судами. К специальным судам относится, например, Суд по обвинениям в преступлениях членов правительства, парламентариев и судей Верховного суда.
Особая роль судов связана с традиционно большим значением прецедента в праве Нор-
вегии. Эта черта сближает правовые системы скандинавских стран с системой общего права. Согласно ст. 88 Конституции Верховный суд Норвегии состоит из председателя и как минимум четырех других членов. Он выносит решения как последняя инстанция.
В отличие от других стран, в Норвегии нет специального органа конституционного контроля в виде конституционного суда. Функции конституционного контроля выполняет Верховный суд, который проверяет любые правовые акты на предмет их соответствия Конституции или международным договорам11.
Королевство Норвегия формально не провозглашает себя правовым государством. Однако наличие принципа разделения властей, европейская правовая традиция и высокий уровень жизни позволяют заключить, что фактически Норвегия является правовым государством.
Особая роль судов связана с традиционно большим значением прецедента в праве Норвегии
В Норвегии используется не традиционный для нашей страны принцип верховенства закона, а принцип легалитета. Легалитет служит внешним выражением правомерной компетенции государственного органа. Под легалитетом в Скандинавии понимают такое действие органа государственной власти и администрации, которое гарантируется санкцией закона12. Принцип легалитета, по словам Г. Н. Андреевой, трактуется разнообразно: как один из фундаментальных конституционных принципов, как фундаментальный принцип, регулирующий правовое положение личности в ряде северных стран, и как принцип уголовного права, предусматривающий уголовное наказание в соответствии с законом13.
Например, Конституция РФ закрепляет принцип правового государства. Однако отечественные конституционалисты до сих пор не уверены в том, что такое принцип правового государства: идеал, к которому следует стремиться, или же конституционная данность, которую необходимо соблюдать.
Поводя итог, нужно отметить, что двухвековой путь норвежской Конституции и ее непрерывная модернизация, равно как и особая конституционная практика этой страны, выработали ряд уникальных принципов (принцип легалитета, господство евангелико-лютеран-ской церкви на государственном уровне, при-
РОССИЙСКОЕ ПРАВО
ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА
оритет интересов коренных народов и т. д.). Безусловно, в данной статье была сделана попытка осмыслить лишь некоторые особенности норвежского конституционализма, уникальность и многогранность которого требует дальнейшего изучения.
1 Исаев М. А. Основы конституционного строя
Норвегии. М., 2001. C. 8.
2 Там же.
3 Петрова Т. Л. Историко-правовые аспекты принятия первой Конституции Норвегии 17 мая 1814 года // Известия Рос. гос. педагогического ун-та им. А. И. Герцена. 2006. № 22. С. 95-99.
4 Конституция Норвегии 1814 г. // URL: https://www.stortinget.no/globalassets/pdf/english/ constitutionenglish.pdf.
5 Конституция Республики Болгария: принята
VII Великим народным собранием Болгарии 12 июля 1991 г. // URL: http://www.parliament.bg/bg/const.
6 Основной закон Венгрии от 25 апреля 2011 г. // Magyar Közlöny. 2013. № 55. URL: // http://www.kozl-onyok.hu/nkonline/MKPDF/hiteles/MK13055.pdf.
7 OSCE and the Venice Commission, Advisory Panel of Experts on Freedom of Religion and Belief of the ODI-HR, Guidelines for Review of Legislation Pertaining to Religion and Belief, at 10 July 2004 // URL: http:/www. osce.org/publications/odihr/2004/09/12361_142_en.pdf.
8 Закон Совета Европы E.T.S. № 1 // URL: http://conventions.coe.int/Treaty/en/Treaties/Html/ 001.htm.
9 Helander E. The Sami of Norway I I Oslo: Ministry of Foreign Affairs, Norway. 1992 // URL: http://www.rei-senett.no/norway/facts/culture_science/sami.html.
10 Act of 12 June 1987 № 56 concerning the Samet-ing (the Sami parliament) and other Sami legal matters (the Sami Act) as subsequently amended, most recently by Act of 11 April 2003 № 22 // URL: http://www.ub.uio. no/ujur/ulovdata/lov-19870612-056-eng.pdf.
11 Исаев М. А. Основные формы конституционного контроля в странах Скандинавии // Государство и право. 2003. № 12. С. 76-85.
12 Исаев М. А. Основы конституционного строя Норвегии.
13 Андреева Г. Н. Основы конституционного строя Норвегии // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4. Государство и право. Реферативный журн. 2004. № 2. С. 33-37.