Экономика
в собственности муниципальных образований. По сравнению с иными категориями ООПТ, лечебно-оздоровительные местности и курорты позволяют создать систему управления туризмом и отдыхом наиболее полно соответствующую интересам всех уровней власти (и государства, и муниципалитетов), потребностям широких слоев населения, а также зарубежных гостей. Курортные территории - единственная категория ООПТ, допускающая создание инфраструктуры.
Следует отметить, что в структуре управления курортами России особая роль отведена субъектам Российской Федерации. Именно в регионе осуществляется подготовка документов необходимых для признания территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения. Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается положение о региональном или местном курорте, которым определяется порядок и особенности его функционирования.
Начальный этап формирования байкальских ривьер заключается в установлении организационно-правовой основы и статуса землепользования, а также, в зависимости от значимости территории, в организации соответствующего управления и выделения бюджетного финансирования. На последующих этапах, вопросы развития и функционирования имущественного комплекса ривьерных территорий представляется целесообразным решать за счет заинтересованных пользователей в порядке предусмотренным ГК РФ. Рекреационные зоны поселений, расположенные в определенных административных границах естественным образом войдут в состав охранных округов лечебно-оздоровительных местностей и курор~ов местного или регионального значения. В целом, вся совокупность байкальских прибрежных территорий может быть объединена курортом Федерального значения Байкальская ривъера.
Еще в советские времена, Ю.Б.Хромовым был выполнен прогноз потока въездного туризма [1] согласно которому, в долгосрочной перспективе, поток въездного туризма в наш регион может составить 1500 тысяч человек в год. Из них около 40% будут составлять жители Сибири, 20% Прибайкалья (Бурятии, Иркутской и Читинской областей), доля остальных россиян оценена в 36%, а иностранных визитеров в 4% - около 60 тысяч посещений в год, в основном из бывших социалистических стран. Таким образом, региональная составляющая байкальского туризма была оценена в 20%, внут-рироссийская (Сибирь в целом и остальные регионы России) в 76% и международная в 4%.
Сегодня, несмотря на существенное изменение экономического и социального характера общественных отношений вызванное рыночными преобразованиями, структура туристского потока в целом сохраняется. Аналитики, В.Д. Мункуева и A.C., Михеэва, показывают, что в структуре туризма республики Бурятия преобла-
дает внутренний туризм (неконтролируемый поток самодеятельных туристов) - 85%, на въездной приходится -10%, выездной - 5% [2]. Сходная картина наблюдается и в Иркутской области. Из анализа потребления туристских услуг представленного в работе [3] следует, что доля россиян составляет 93% (в т.ч. 60% жители СФО), а иностранных посетителей лишь 7% в общем объеме годового туристского потребления.
Сохранение характерных особенностей прогнозной структуры въездного туристского потока можно объяснить относительным постоянством потенциального спроса на посещения Байкала у нас в стране и в мире. Как показывает практика, посетить Байкал, прежде всего, желают россияне и иностранные гости, въезжающие на территорию региона с чисто туристскими целями, и в гораздо меньшей степени те, которые осуществляют частные или деловые поездки, Согласно данным различных учетов, на побережье Байкала, в среднем, отдыхает 400 тыс, человек в год [4,2 и др.]. Оценка количества посетителей, временно пребывающих на территории оптимальных зон экотуризма (1.-5.) в зависимости от места нахождения их обычной среды (1.-111.), как территории постоянного, не связанного с путешествием пребывания, представлена в таблице 1.
Таблица 1
Зоны туризма 1. Красноярск -Иркутск II. Улан-Удэ -Чита III. Тайшет -Бодайбо
1. Юго-Западная 90% 5% 5%
2. Маломорская 90% 5% 5%
3. Северобайкальская 45% 10% 45%
4. Баргузино-Чивыркуйская 40% 50% 10%
5. Селенгинская 45% 45% 10%
По расчетам, ежегодно побережье Байкала посещают 92 тысячи жителей Забайкалья (Бурятии и Читинской области) и 308 тысяч жителей Прибайкалья (среди них доля иностранных гостей и посетителей из иных регионах России не превышает 2-4%), Наиболее посещаемыми туристами являются Юго-Западная (47%) и Маломорская зона (27%), далее следует Селенгинская зона (13%), Северобайкальская (5%) и Баргузино-Чивыркуйская (8%) туристские зоны являются наименее посещаемыми.
Потенциальный доход от деятельности туристов на Байкале можно ориентировочно оценить в денежном выражении, при условии, что стоимость одного человеко-дня (питание, проживание, транспорт) соответствует средней стоимости обслуживания одного посетителя в день в рекреационных учреждениях на побережье Байкала (от палаток, частных домов, до лучших баз отдыха). Средняя стоимость однодневного обслуживания в 2003 году составляла 200 рублей. Таким образом, общий годовой доход (или сумма реализованных туристских
ВЕСТНИК ИрГТУ №4 (28) 2006_75
штшшштшттшш^^я^штттш^^шшишвшяшяшшшшшшшяшшяашиш^шшшшяшштшштшш^ш^^^^шшшшшяшшяшяшшшшяшяш
услуг) от посещения 400 тысяч туристов составил 80
млн, рублей ($2,8 млн.),
Позиционирование результатов туристской деятельности на побережье Байкала по сравнению с иными видами экономической деятельности в 2003 году представлено в таблице 2.
Таблица 2
Виды деятельности Экономический результат, млн.руб. (%) Рейтинг
Туризм и отдых на побережье Байкала (доходы от услуг) 80 (100%) III.
Субвенции, субсидии бюджетам Ольхонского, Слюдянского и Иркутского районов 38(48%) VI.
Экспорт гостиничных услуг (по Иркутской обл.) 57(71%) IV.
г— ■ - —т Санаторно- оздоровительные услуги (по Ирк.обл.) 475(594%) II.
Производство потребительских товаров (Оль-¡хонск., Слюдянск., Иркутский районы) 32(40%) VII.
Объем услуг тур. комплекса Ирк. области (за 2000г.) 1384(1730%) 1.
Объем услуг тур.комплекса Бурятии (за 2002г.) 39(50%) V.
Как видно, объем услуг в сфере туризма и отдыха, оказываемых на побережье Байкала, превосходит, например, объем туристских услуг оказываемых на всей территории Бурятии (определен по доле в ВРП республики.. [5, 2]). ^Однако, по отношению к объему туристских слуг потребляемых на всех территории Иркутской области, объем услуг оказываемых на побережье Байкала составляет только 6% .
Для оценки современного экономического состояния рекреационной деятельности на побережье Байкала, представляется целесообразным обратиться к анализу затрат/выгод развития туризма на Байкале представленному в 1996 году в Генеральном плане развития экотуризма [ERM, London], Несмотря на го, что данные оценки являются весьма приблизительными, они являются первой и практически единственной попыткой дать прогнозный сценарий развития байкальского туризма с позиций маркетинговых исследований спроса и необходимых инвестиционных затрат. Были рассмотрены требования к привлекательности природы и уровню обслуживания четырех категорий туристов; основной, состоятельных туристов, туристов интересующихся природой и приключениями, а также культурно-историческим наследием. Разработаны сценарии небольшого, среднего и большого роста туризма.
Общие оценки инвестиций в сценарии небольшого роста выглядели следующим образом. Для удовлетворения спроса основной категории туристов предусматривалось $1,1 млн., кроме того, улучшение санитарного состояния существующих мест туристических стоянок -$0,25 млн. Состоятельные туристы нуждаются в переоборудовании байкальского флота, что потребует $0,25 млн. Удовлетворение потребностей любителей приключений и экотуризма оценивалось в $2,1 млн., как и туризма культурно-исторического. Улучшение службы переводчиков, оборудование мест для костров и стоянок было оценено еще в $0,25 млн, Общее первоначальное капиталовложение в реализацию данного сценария, по мнению разработчиков, должно было составить $5,9 млн. При десятилетнем сроке окупаемости инвестиций и предполагаемом уровне обесценивания (инфляции) 10%, инвестиционные вложения оценены в $0,95 млн. в год. При сценарии среднего развития первоначальные вложения средств были оценены $17.75 млн., которые при распределении на 10 лет, при аналогичном уровне инфляции составят в год $2.89 млн. В случае реализации сценария большого роста, общие первоначальные капиталовложения оценивались в 39.35 млн. Или ежегодные расходы $6.4 млн. в течение 10 лет. Кроме существенного улучшения туристского обслуживания, по сравнению с двумя предыдущими сценариями, сценарий большого роста предусматривал необходимость значительного усовершенствования законодательства и социально-экономического положения в стране.
За прошедшее десятилетие в Байкальском регионе, как и в России в целом, была проделана огромная работа по формированию рыночной экономики. Байкалу придан статус мирового природного наследия, принят Федеральный закон «Об охране озера Байкал», с привлечением средств частных инвесторов сформировалось целое направление по предоставлению круизных услуг, по всему побережью развернута сеть частных малых гостиниц и коттеджей, активно осуществляется предоставление услуг проживания и питания со стороны местного населения, развиваются техническое оснащение и услуги в сфере железнодорожного туризма (прежде всего в районе старой кругобайкальской железной дороги), развивается горнолыжный отдых в Бай-кальске и Листвянке, строятся и проектируются современные гостиницы туристского класса, построен спортивно-тренировочный комплекс МЧС в пос. Никола. Общая сумма инвестиционных вложений в туристское обустройство Байкала превышает $20 млн. Оценивая современное состояние инвестиционной активности в пределах прибрежных байкальских туристических зон, можно отметить, что уровень этой активности наиболее соответствует сценарию среднего роста, параметры которого были разработаны группой исследователей, работавших в Байкальском регионе в 1994-1996 гг., по заданию Всемирного Банка.
76
ВЕСТНИК ИрГТУ №4 (28) 2006