Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ КНР В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ КНР В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
119
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / КИТАЙ / НАКАЗАНИЯ / ВИДЫ НАКАЗАНИЙ / ПРЕСТУПНОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / РЕЦИДИВ / ОСУЖДЕННЫЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Качурова Елизавета Сергеевна

В статье рассмотрены актуальные вопросы реализации уголовно-исполнительной политики Китая на современном этапе развития, в том числе особенности исполнения некоторых видов уголовных наказаний, приведен краткий анализ основных правовых изменений по совершенствованию средств и методов исправления осужденных в пенитенциарной системе КНР. Предпринята попытка компаративного анализа действующей системы наказаний Китая и России, с целью выявления позитивного опыта и возможного последующего применения в отечественной уголовно-исполнительной политике отдельных эффективных инструментов воздействия на осужденных, возможностей достижения целей наказания, снижения латентности и рецидива преступлений, улучшения процесса ресоциализации осужденных и формирования антолерантного отношения к преступным проявлениям в современном обществе, превенции социальной аномии и предотвращения дестабилизации деятельности учреждений, осуществляющих мероприятия по обеспечению важных задач реализации уголовно-исполнительной политики, как неотъемлемой части общей политики государства в сложных криминологических реалиях современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF THE STATE POLICY OF THE PRC IN THE CORRECTIONAL SPHERE IN THE MODERN ERA

The article discusses the issues of the implementation of China’s penal enforcement policy at the present stage of development, including the characteristics of the execution of certain types of criminal penalties; it also analyzes main legal changes to the means and methods of correction of convicts in the penitentiary system of the People’s Republic of China. The study compared Russian and Chinese punishment systems to identify positive experiences and potential application of certain effective tools to influence convicts in the domestic penal enforcement sphere. We also explored opportunities to achieve the goals of punishment, reduce latency and recidivism of crimes, to improve the process of resocialization of convicts and formation of a tolerant attitude to criminal manifestations in modern society. The study looked at prevention of social anomie and destabilization of institutions that implement penal policy as an integral part of the general state policy in the complex criminological realities of modern society.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ КНР В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

Экономика и политика

/п

Economy and Politics

Научная статья УДК 351:343.8(510) EDN FYUQDO

РЭ!: 10.17150/2587-7445.2022.6(1).7-12

Некоторые особенности государственной политики КНР в уголовно-исполнительной сфере на современном этапе

Е.С. Качурова

Иркутский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России),

г. Иркутск, Российская Федерация

Дата поступления:

03.12.2021

Дата принятия к печати:

20.04.2022

Дата онлайн-размещения: 23.05.2022

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы реализации уголовно-исполнительной политики Китая на современном этапе развития, в том числе особенности исполнения некоторых видов уголовных наказаний, приведен краткий анализ основных правовых изменений по совершенствованию средств и методов исправления осужденных в пенитенциарной системе КНР. Предпринята попытка компаративного анализа действующей системы наказаний Китая и России, с целью выявления позитивного опыта и возможного последующего применения в отечественной уголовно-исполнительной политике отдельных эффективных инструментов воздействия на осужденных, возможностей достижения целей наказания, снижения латентности и рецидива преступлений, улучшения процесса ресоциализации осужденных и формирования антолерантного отношения к преступным проявлениям в современном обществе, превенции социальной аномии и предотвращения дестабилизации деятельности учреждений, осуществляющих мероприятия по обеспечению важных задач реализации уголовно-исполнительной политики, как неотъемлемой части общей политики государства в сложных криминологических реалиях современного общества.

Ключевые слова. Уголовно-исполнительная политика, уголовная политика, криминологическая политика, Китай, наказания, виды наказаний, преступность, коррупция, рецидив, осужденные.

шяш

E.S. Kachurova Ш!

я

^^0^:2021^12^30 №0^:2022^200 ^±№0^:2022^5^230

iU

ШЛБЛо

© Качурова Е.С., 2022

7

Original article

Some Features of the State Policy of the PRC in the Correctional Sphere in the Modern Era

E.S. Kachurova

Irkutsk Institute (Branch), All-Russian State University of Justice, Irkutsk, Russian Federation

Received: 2021 December 3 Аccepted: 2022 April 20 Available online: 2022 May 23

Abstract. The article discusses the issues of the implementation of China's penal enforcement policy at the present stage of development, including the characteristics of the execution of certain types of criminal penalties; it also analyzes main legal changes to the means and methods of correction of convicts in the penitentiary system of the People's Republic of China. The study compared Russian and Chinese punishment systems to identify positive experiences and potential application of certain effective tools to influence convicts in the domestic penal enforcement sphere. We also explored opportunities to achieve the goals of punishment, reduce latency and recidivism of crimes, to improve the process of resocialization of convicts and formation of a tolerant attitude to criminal manifestations in modern society. The study looked at prevention of social anomie and destabilization of institutions that implement penal policy as an integral part of the general state policy in the complex criminological realities of modern society.

Keywords. Criminal execution policy, criminal policy, criminal law policy, China, punishment, types of punishments, crime, corruption, relapse, convicts.

Политика в сфере исполнения уголовных наказаний является логическим отражением общей и уголовной политики государства, проявлением государственной стратегии обеспечения национальных интересов и общественной безопасности, необходимым элементом выражения отношения государства и общества к преступности, возможности борьбы с ней, а также поддержания правопорядка. Изменения норм уголовно-исполнительного законодательства, норм уголовного законодательства в части назначения и исполнения наказаний всегда коррелируют с актуальными изменениями видов и способов совершения преступлений, общей динамикой и состоянием преступности в определенный период, современными внутренними и внешними криминологическими угрозами. Так, усиление ответственности за определенные преступления или криминализация отдельных деяний — свидетельствует о заинтересованности всех субъектов безопасности в противодействии данному виду деятельности, т.е. в основе всех изменений правовых норм, регламентирующих особенности и порядок исполнения наказаний различных видов, лежат в первую очередь трансформации социальных, политических и экономических процессов [1, с. 17].

Современные нормы обеспечения безопасности в сфере уголовно-исполнительной политики не являются и не должны быть статичными. Их динамика отражает готовность субъектов

противодействия преступности своевременно реагировать на все негативные криминологические тенденции и способность корректировать и адаптировать уголовно-исполнительную политику с целью предупреждения преступности.

В этой связи, важное значение по вопросам совершенствования уголовно-исполнительного законодательства имеет изучение и анализ положительного опыта реализации уголовной политики зарубежных стран.

В настоящее время Китай является криминологически развитым и успешным государством, активно реализующим программы мер ранней превенции преступлений, страной, эффективно противодействующей коррупции, экономической преступности в целом, киберпреступности, включая борьбу с криптовалютой, как основным источником легализации преступных доходов и фактором, способствующим поляризации социалистического общества Китайской Народной Республики (далее — КНР), что противоречит действующей государственной идеологии и препятствует росту экономического благополучия граждан. Идеологическая ориентированность уголовной политики КНР составляет ядро системы профилактики и преступности и проявляется в достаточно строгом уголовном законодательстве, основанном на консервативных принципах. Так, наказание в Китае, не ставит перед собой цели исправить осужденного, оно, следуя

традиционным устоям, призвано восстановить нарушенную преступлением гармонию человека и природы, что возможно лишь с помощью назначения справедливого наказания, по степени суровости равного степени общественной опасности преступления [2, с. 283-284].

Строгость назначения наказания и сохранение основных средств исправления осужденных в КНР на протяжении длительного времени неизменны, позволяя уголовно-исполнительной системе оставаться эффективной. При этом Китай не пытается соответствовать международным веяниям и требованиям обеспечения реализации принципов либерализации и гуманизации наказаний. Так, труд для осужденных в Китае является обязательным и не учитывает индивидуальных особенностей личности, возраста и состояния здоровья осужденных, а каторжные работы до сих пор — наиболее распространенная мера наказания. В целом, уголовная политика, реализуемая в КНР, ориентирована на воспитание граждан в духе нравственности, трудолюбия, патриотизма. Привитие инородных идеалов, нравственное содержание которых вызывает опасение, чревато разрушением народного организма и всегда сопровождается ростом преступности [3, с. 262], в связи с чем, КНР ориентирована на развитие традиционных институтов уголовного законодательства и использование строгих консервативных мер, обеспечивающих достаточность и справедливость уголовной ответственности осужденных, что гармонично вписывается в общую современную парадигму концепции обеспечения национальной безопасности Китайской Народной Республики.

К слову, в новой редакции Стратегии национальной безопасности РФ 1общий вектор государственной политики Российской Федерации также полностью ориентирован на национальные интересы и духовно-нравственные ценности России, что обеспечит гармоничное развитие современного российского общества, даст возможность полноценных и эффективных изменений уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, без опасений осуждения международной общественности, но с учетом норм международного права, ориентированных на обеспечение защиты прав и свобод личности. Однако, разумный консерватизм и достаточная строгость при назначении наказаний необходи-

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 2 июля 2021 № 400 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 27 (ч. II). Ст. 5351.

мы для минимизации и сдерживания преступности в современных условиях [4]. В этой связи назначение справедливого наказания судами в КНР является мерой контроля и носит карательно-предупредительную функцию, демонстрируя преступникам определенную легальную позицию социалистического государства.

Основными криминологическими направлениями противодействия в Китае являются борьбы с коррупцией и должностными преступлениями, против интересов службы. КНР отличается строгостью наказаний и нетерпимостью к коррупционерам и преступникам, злоупотребляющим властью, что является частью идеологии государства. Положительный опыт Китая в противодействии коррупции является одним из эталонных примеров последовательной, отличающейся применением суровых мер наказания, но при этом, доказавшей свою эффективность государственной уголовной политики. Анализируя правовую основу противодействия коррупции в КНР, следует отметить, что в отличие от России, здесь отсутствует нормативно-правовой акт, определяющий понятие коррупции и основные направления государственной политики в области противодействия ей, основные понятия и правовые положения в области противодействия коррупции закреплены в отдельных подзаконных актах, ведомственных приказах. Это свидетельствует о том, что правовая база антикоррупционного законодательства в России является достаточной и развитой, но для эффективности противодействий необходимы иные меры, включая ужесточение наказаний. Так, например, согласно ст. 395 Уголовного кодекса КНР (далее — УК КНР) в случаях, когда собственность и расходы должностного лица не соответствуют его законному доходу, и он не может объяснить их возникновение, то часть имущества признается результатом незаконного дохода и подлежит изъятию в пользу государства, для преступника в таком случае предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет либо арест2.

Высшая мера наказания за преступления, в том числе и коррупционные, в Китае — смертная казнь, закреплена в УК КНР еще с 1982 г. Существует два вида смертных приговоров: с немедленным исполнением и отсрочкой до двух лет. Двухлетняя отсрочка исполнения приговора предусматривает возможность замены смертной казни на пожизненное заключение, с условием, что коррумпированный будет вести

2 Уголовный кодекс Китайской Народной Республики // Бизнес в Китае. URL: https://asia-business.ru/law/ ^1/сптта1^е/.

себя примерно и искренне раскается в содеянном преступлении.

По преступлениям коррупционной направленности в Китае обязательно дополнительное наказание в виде конфискации имущества, которая была исключена из системы российских уголовных наказаний в 2003 г. с принятием Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ3, поскольку данный вид наказания был признан неконституционным. Необходимость возобновления конфискации, как вида уголовного наказания в РФ, обусловлена возможностью реализации возмещения, причиненного преступлением коррупционной направленности, вреда и достижения тем самым основных целей наказания [5]. Именно конфискация как вид наказания сможет обеспечить восстановление социальной справедливости, а главное — поможет предупредить коррупционные преступления, имея определенное сдерживающее воздействие на преступников.

Отличительной чертой уголовного законодательства Китая является то, что в ст. 30 УК КНР говорится об уголовной ответственности юридического лица, т.е. всей компании, а не только ее руководителя. Как известно, в настоящее время уголовная ответственность юридических лиц в России отсутствует [6, с. 350-351]. Следовательно, российское законодательство в области противодействия коррупции юридических лиц не отвечает мировым стандартам, что не позволяет вести борьбу с этим явлением [7, р. 199].

Еще одним позитивным криминологическим приемом в реализации уголовно-исполнительной политики КНР является борьба с рецидивной преступностью. Наказание рецидивистов в Китае крайне репрессивно, а само понятие классифицировано на «общий» и «специальный» рецидив4.

Под общим рецидивом в ст. 65 УК КНР понимают применение к осужденному срочного лишения свободы или более строгого вида наказания, который в течении пяти лет после отбытия срока наказания вновь совершил преступление, за которое предусмотрено срочное лишение свободы или более строгий вид наказания, данные лица признаются рецидивистами и подлежат более строгому наказанию, за исключением случаев совершения преступления по неосторожности.

3 О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 8 дек. 2003 г. № 162-ФЗ : (ред. от 7 дек. 2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 50. Ст. 4848.

4 Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / Бизнес В Китае. URL: https://asia-business.ru/law/law1/ criminalcode/.

Понятие специального рецидива раскрыто в ст. 66 УК КНР, рецидивистами признаются лица, совершившие преступление, нарушающее спокойствие государства, отбывшие наказание либо амнистированные, а также совершившие повторное преступление, нарушающее спокойствие государства. Разграничение позволяет определить более точную антиобщественную ориентацию личности преступника.

Подчеркнем, что в Китае рецидивистом признают лицо, которое обладает повышенной степенью общественной опасности, и поэтому они подлежат более строгому наказанию (ст. 65), к ним не применяется условное осуждение (ст. 74) и условно-досрочное освобождение (ст. 81), т.е. повторное совершение преступления в Китае считается опасным деянием вне зависимости от тяжести, по принципу итерации. Ответственность лиц, совершающих повторно преступление значительно выше, что оправдано с позиции превенции рецидивной преступности [8, с. 92-93].

Обращая внимание на структуру УК КНР, стоит отметить, что он состоит из общей и особенной частей. И особенная часть начинается с перечисления преступлений против государственной и общественной безопасности, далее перечисляются преступления против личности. Таким образом, китайское уголовное законодательство имеет примат государственной безопасности, что предопределено как действующей идеологией, так и историей государства и служит гарантией обеспечения интересов всего общества, его экономического развития и роста благосостояния каждого [9, р. 12-15].

Таким образом, система наказаний в КНР прошла сложный исторический путь, нельзя отрицать положительного наследия выработанных тысячелетиями инструментов сдерживания и перевоспитания преступников [10]. Создавая новые способы и средства государственного принуждения, необходимо сохранять уже существующие в арсенале эффективные средства исправления осужденных, без опасений критики со стороны мирового сообщества, с учетом национальных особенностей и интересов. В связи с чем, уголовная политика современного Китая, объединившая в себе разумный консерватизм в реализации уголовных наказаний и перспективные подходы к противодействию новых видов преступлений, созданию современной системы криминологической безопасности — достойна более детального изучения для дальнейшего использования на территории Российской Федерации.

Список использованной литературы

1. Босхолов С.С. Роль криминологии в обеспечении национальной безопасности / С.С. Босхолов. — DOI 10.21639/2313-6715.2016.2.3 // Пролог: журнал о праве. — 2016. — № 2 (10). — С. 17-23.

2. Качурова Е.С. Консерватизм уголовной политики Китая как положительный пример сохранения эффективности современной системы наказаний / Е.С. Качурова // Государство и правовые системы стран Азиатско-Тихоокеанского региона: становление полицентрического миропорядка и потенциал международного права и сравнительного правоведения : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. — Москва, 2018. — С. 282-286.

3. Клеймёнов И.М. Сравнительная криминология / И.М. Клеймёнов. — Москва : Норма, 2012. — 368 с.

4. Босхолов С.С. Парадоксы законодательного регулирования уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности / С.С. Босхолов, В.Г. Татарников. — DOI 10.21639/23136715.2021.1.7 // Пролог: журнал о праве. — 2020. — № 1 (29). — С. 66-78.

5. Луданова В.Г. Опыт противодействия коррупции в азиатских странах / В.Г. Луданова // Символ науки. — 2017. — № 10. — С. 58-59.

6. Румянцева Ю.Н. К вопросу о криминолого-правовой политике государства по обеспечению безопасности деятельности органов государственной власти / Ю.Н. Румянцева // Проблемы современного законодательства России и зарубежных стран : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф., г. Иркутск, 27 сент. 2019 г. / отв. ред. Э.И. Девицкий, С.И. Суслова. — Иркутск, 2019. — C. 349-353.

7. Kupatadze A. Political СоггирУоп in Eurasia: Understanding ^Musion between States, Organized Crime and Business / A. Kupatadze. — DOI 10.1177/1362480615574404 // Theoretical Criminology. — 2015. — Vol. 19, iss. 2. — P. 198-215.

8. Качурова Е.С. К вопросу о возможности реализации механизма исправления лиц, повторно (итерационно) осужденных к лишению свободы / Е.С. Качурова, М.А. Сутурин. — DOI 10.17223/22253513/29/8 // Вестник Томского государственного университета. Право. — 2018. — № 29. — С. 91-102.

9. McCormack G. Traditional Chinese Penal Law / G. McCormack. — Edinburgh : EUP, 1990. — 312 p.

10. Далаева Я.С. Сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства России и Китая / Я.С. Далаева // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 339-341.

References

1. Boskholov S.S. The Role of Criminology in Ensuring National Security. Prolog: zhurnal o prave = Prologue: Law Journal, 2016, no. 2, pp. 17-23. (In Russian). DOI: 10.21639/2313-6715.2016.2.3.

2. Kachurova E.S. Conservatism of Chinese Criminal Policy as a Positive Example of Preservation of the Effectiveness of the Modern Penalties System. State and legal systems of the countries of the Asia-Pacific region: the formation of a polycentric world order and the potential of international law and comparative law. Materials of the VII International Scientific and Practical Conference. Moscow, 2018, pp. 282-286. (In Russian).

3. Kleimenov I.M. Comparative Criminology. Moscow, Norma Publ., 2012. 368 p.

4. Boskholov S.S., Tatarnikov V.G. Legislative Regulation Paradoxes of Criminal Liability for Corruption-Related Crimes. Prolog: zhurnal o prave = Prologue: Law Journal, 2020, no. 1, pp. 66-78. (In Russian). DOI: 10.21639/2313-6715.2021.1.7.

5. Ludanova V.G. Experience of fighting corruption in Asian countries. Simvol nauki = Symbol of Science, 2017, no. 10, pp. 58-59. (In Russian).

6. Rumyantseva Yu.N. On the Issue of Criminal Law Policy of the State to Ensure the Safety of the Activities of Public Authorities. In Devitskii E.I., Suslova S.I. (eds). Problems of Modern Legislation in Russia and Foreign Countries. Materials of the VIII International Scientific and Practical Conference, Irkutsk, September 27, 2019. Irkutsk, 2019, pp. 349-353. (In Russian).

7. Kupatadze A. Political ODrruption in Eurasia: Understanding ^Musion between States, Organized Crime and Business. Theoretical Criminology, 2015, vol. 19, iss. 2, pp. 198-215. DOI: 10.1177/1362480615574404.

8. Kachurova E.S., Suturin M.A. To a Question of a Possibility of Realization of the Mechanism of Correction of Persons, Repeatedly (Iteratsionno) Convicts to Imprisonment. Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo universiteta. Pravo = Tomsk State University Journal of Law, 2018, no. 29, pp. 91-102. (In Russian). DOI: 10.17223/22253513/29/8.

9. McCormack G. Traditional Chinese Penal Law. Edinburgh, EUP, 1990. 312 p.

10. Dalaeva Ya.S. Comparative legal analysis of the criminal legislation of Russia and China. Molo-doi uchenyi = Young Scientist, 2017, no. 16, pp. 339-341. (In Russian).

Информация об авторе

Качурова Елизавета Сергеевна — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Иркутский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), г. Иркутск, Российская Федерация, kachurova ls@mail.ru, О https:// orcid.org/0000-0001-8014-8299, SPIN-код: 1772-2529, ResearcherID: R-5100-2018.

№МА

Elizaveta S. Kachurova — , МЖШ , ШЖШМ^ШШ. , (ШШЩЖШЖЩл)

(Ж) , ФШ^Я , ШШШ> , kachurova ls@mail. ru, © https://orcid.org/0000-0001-8014-8299, SPIN-Code: 1772-2529, ResearcherID: R-5100-2018.

Author

Elizaveta S. Kachurova — PhD in Law, Associate Professor, Department of Criminal Law and Criminology, Irkutsk Institute (Branch), All-Russian State University of Justice, Irkutsk, Russian Federation, kachurova ls@mail.ru, С https://orcid.org/0000-0001-8014-8299, SPIN-Code: 1772-2529, ResearcherID: R-5100-2018.

Для цитирования

Качурова Е.С. Некоторые особенности государственной политики КНР в уголовно-исполнительной сфере на современном этапе / Е.С. Качурова. — DOI 10.17150/2587-7445.2022.6(2).7-12. — EDN FYUQDO// Российско-китайские исследования. — 2022. — Т. 6, № 1. — С. 7—12.

For Citation

Kachurova E.S. Some Features of the State Policy of the PRC in the Correctional Sphere in the Modern Era. Rossiisko-Kitaiskie Issledovaniya = Russian and Chinese Studies, 2022, vol. 6, no. 1, pp. 7-12. (In Russian). EDN: FYUQDO. DOI: 10.17150/2587-7445.2022.5(6).7-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.