Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЗАННОГО И НЕСВЯЗАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОХОДНОЙ И РАСХОДНОЙ ЧАСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РА'

НЕКОТОРЫЕ ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЗАННОГО И НЕСВЯЗАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОХОДНОЙ И РАСХОДНОЙ ЧАСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
общественный спрос / восстановительные мероприятия / фискальный сектор / продвижение и поощрение налогообложения / социальная политика.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Счанян Армине Вагаршаковна

Существование государства обусловлено, прежде всего, выявлением проблем, препятствующих развитию мира в плане сообщества, страны, региона и в глобальном масштабе, и осуществлением необходимых шагов к их решению. Чем более вынужденными были эти меры, тем отчетливее проявлялась глубокая деформация общественно-государственных отношений. Смена социальных порядков привела к восстановлению этих отношений в лучшем случае до минимально необходимого уровня во времени и пространстве. Текущие события в разных странах вселяют надежду на то, что вне зависимости от системы государственного управления адекватные механизмы оперативного реагирования, учитывающие общественный спрос и соответствующие кризисной ситуации, создают максимально эффективные диалоговые окна, позволяющие обеспечить соответствующие разработки для преодоления трудных времен. и соответствовать видению будущего развития. Спустя десятилетия рассматривая эти проблемы только в рамках бюджетных возможностей, даже в условиях двузначного роста в РА они принципиально не решают даже первоочередные задачи жизнеобеспечения общества. Здесь, естественно, человеко-системный способ работы может окончательно установить те правоотношения, которые позволят, наряду с ростом экономических показателей фиксировать результаты процессов, делающих реальными всеобщие и комплексные улучшения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЗАННОГО И НЕСВЯЗАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОХОДНОЙ И РАСХОДНОЙ ЧАСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РА»

НЕКОТОРЫЕ ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЗАННОГО И НЕСВЯЗАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОХОДНОЙ И РАСХОДНОЙ ЧАСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РА

СЧАНЯН АРМИНЕ ВАГАРШАКОВНА

Доцент кафедры Финансов, Армянский государственный экономический университет,

г. Ереван, РА

Аннотация. Существование государства обусловлено, прежде всего, выявлением проблем, препятствующих развитию мира в плане сообщества, страны, региона и в глобальном масштабе, и осуществлением необходимых шагов к их решению. Чем более вынужденными были эти меры, тем отчетливее проявлялась глубокая деформация общественно-государственных отношений. Смена социальных порядков привела к восстановлению этих отношений в лучшем случае до минимально необходимого уровня во времени и пространстве. Текущие события в разных странах вселяют надежду на то, что вне зависимости от системы государственного управления адекватные механизмы оперативного реагирования, учитывающие общественный спрос и соответствующие кризисной ситуации, создают максимально эффективные диалоговые окна, позволяющие обеспечить соответствующие разработки для преодоления трудных времен. и соответствовать видению будущего развития. Спустя десятилетия рассматривая эти проблемы только в рамках бюджетных возможностей, даже в условиях двузначного роста в РА они принципиально не решают даже первоочередные задачи жизнеобеспечения общества. Здесь, естественно, человеко-системный способ работы может окончательно установить те правоотношения, которые позволят, наряду с ростом экономических показателей фиксировать результаты процессов, делающих реальными всеобщие и комплексные улучшения.

Ключевые слова: общественный спрос, восстановительные мероприятия, фискальный сектор, продвижение и поощрение налогообложения, социальная политика.

Поломки систем безопасности в различных геополитических, экономических и других центрах отодвигают надежды на установление периода стабилизации и еще больше затрудняют государствам выявление кризисных проблем и, в конечном счете, достижение восстановительных мер. Императив сегодняшнего дня состоит в том, что процесс восстановления разрушенных экономик должен быть только фундаментальным, ибо направленность радикального регулирования процессов обязательно долгосрочна, а обеспечение причинно-следственного решения глубинных проблем - перспективно. Долголетие должно лежать в основе целей и задач политики, разрабатываемой государством, причем речь идет не только об отслеживаемости деятельности человека, но и экономической единицы.

В постоянно меняющемся мире спроса, при наличии резких колебаний предложения сложно обеспечить максимальную эффективность в области адаптации при кратковременных гибких проявлениях. Это означает, что для сохранения и повышения инвестиционной привлекательности любой страны в такой ситуации необходимо в общей структуре роста выделить направления, обеспечивающие постоянный или долгосрочный рост, показывающие перспективность принятия возможных мер в любой сфере.

Чтобы не усугубить созданную нестабильность, РА, как и многим странам, следует проявлять осторожность в плане участия в преобразованиях, процессах реструктуризации, вмешательства или рычагов контроля в различных финансовых сегментах. Если условно разделить финансовую систему РА на две части по признакам прямого и косвенного общего перераспределения финансовых ресурсов, то из важнейших звеньев можно рассматривать

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

банковскую систему и фискальный сектор. В первом случае крупнейшим участником финансового рынка продолжает оставаться банковская система, положительной тенденцией считается снижение активов финансовой системы с более чем 90 процентов до 83,5 процента [1], а непрерывность финансовых потоков при нормальных условиях обеспечивается принципом платежеспособности. Во втором случае, вопреки этой возможности, происходит перераспределение бюджетных средств по расходным направлениям, в основном необратимое, что вынуждает чтобы соответствующие органы приступили к разработке механизмов пополнения постоянно растущих входных ресурсов бюджетов.

С точки зрения сбалансированности в текущих условиях очень важно, чтобы казалось бы не совпадающие изменения этих двух секторов, положительные или отрицательные, наблюдались в постоянном режиме регулирования, например, по итогам текущего года в РА, как зафиксировано улучшение показателей банковской системы и рост собираемости налогов, то есть существенных рисков нарушения баланса не зафиксировано, но это не означает, что не следует инициировать необходимые меры по прогнозным сценариям, уже по отдельным отраслевым задачам. Таким образом, в первом полугодии 2022 года общая чистая прибыль банков, действующих в Армении, составляет 111 млрд драмов, что на 70 млрд драмов или в 2,7 раза больше результата, зафиксированного в первом полугодии 2021 года. Такое увеличение обусловлено в основном значительным увеличением непроцентных доходов [2]. Кредиты в экономику составляют более 50 процентов всех активов, как положительная реальность, средства, привлеченные от физических и юридических лиц, составляют более половины пассивов банков, что свидетельствует не только о разнообразии банковских услуг, но и активный тренд в долгосрочном секторе. Понятно, что возможности поддержания активности экономики выявляет и изучение изменения объемов кредитования, которое по итогам первого полугодия текущего года уменьшилось на 1,1 процента [3], а по данным структурного исследования, снижение потребительских кредитов оправдано текущей ситуацией, параллельно с которой заметен, например, рост ипотечного кредитования, по данным прошлого года снижение отчислений в резерв на возможные потери по ссудам на 56 млрд драмов по сравнению с 2020 годом [4] и поддержание низкого уровня проблемных активов в многосторонне, казалось бы, непреодолимой среде, несмотря на некоторые интервенционные инициативы государства, также является положительным моментом.

В условиях кризиса в центре внимания продолжают оставаться результаты деятельности других участников финансового рынка, в которых существенную роль играют кредитные организации, пенсионные фонды и др., с их краткосрочными проблемами, которые еще находятся в пределах управляемости с точки зрения результатов долгосрочного прогноза. Целью изучения подразделов отдельного сегмента должно быть исследование характерных показателей в целом, а также каждой части, взаимосвязанных показателей между подразделами, после чего можно рассматривать взаимодействия с другими сегментами. В частности, могут быть рассмотрены возможные связи проблем, образующихся в цепочке от активно-пассивных операций вышеупомянутой банковской системы к налоговой активности деятельности -экономической эффективности.

Ранее изменения, фиксируемые в рамках фискальной политики, были направлены на удовлетворение все возрастающей потребности в финансировании расходов, поэтому можно однозначно констатировать, что основную роль в становлении налоговой системы сыграло сочетание фискального сбора налогов и административные меры по сбору налогов. Как известно, при формировании налоговой системы независимой Армении налоговое законодательство формировалось поэтапно, но несовершенство основ становления и развития этой системы на протяжении многих лет не способствовало формированию прогрессивных механизмов, необходимых для нормальной жизни в экономической среде, и даже в пределах продолжительности стимулирующей фискальной политики такое оживление не стало

заметным, обеспечив теми темпами, которые ожидались в последствии существенных изменений на разных уровнях управления.

Независимо от результатов переплаты налоговых поступлений в первом полугодии текущего года, государственные органы должны постоянно быть последовательными в максимальном раскрытии таких рисков, что, по-видимому, не может происходить в условиях углубления кризисных явлений. Негативные изменения в бюджетной структуре, обусловленные текущими реалиями, вынуждают провести ревизию в следующих кварталах текущего года, в случае реализации или нереализации опасений по поводу неполного сбора налоговых доходов, необходимости структурных изменений в пополнении доходов необходимо уточнить. Фактический добор собственных доходов, в свою очередь, в кризисном секторе может охватывать случаи объективного и вероятного недополучения внешних отчислений.

Подчеркивая расширение базы прямого налогообложения, следует отметить, что среда, последовательно создающая надежные экономические условия в послереволюционный период, может быть наиболее стимулирующей для укоренения принципа самодекларации. Определение правильных структур в случае достаточно масштабного включения в различные сферы позволит в необходимом уровне «золотой середине» доходности сектора бизнеса и среднего дохода физического лица обеспечить существование такого социального пакета, который будет сочетать количественную составляющую инклюзивности с качественной. Эффективность механизма прямого налогообложения во многом обусловлена пересмотром особенностей налога на прибыль и подоходного налога, где можно будет установить шкалу оптимальных ставок на длительный период времени, в первую очередь усовершенствовав или изменив действующие льготы, рассматривая также объем плательщика, объекта и других элементов с точки зрения перспективы. Последняя мысль генерирует основную мысль о том, что запуск нового административного механизма сформирует более совершенную систему, в частности, отражение условий надежности в бизнес-среде, являющееся необходимым условием расширения круга надежных предпринимателей, оправдает усилия направлены на десятилетия административных мер.

Подчеркивая важность налоговой истории, отметим, что каждый, зная об ожидаемых изменениях в налоговой политике, должен стремиться к достижению доверительного интервала, при котором государство, помимо стимулирующих факторов, будет обязано обеспечивать поощренные импульсы, путем закрепление встречных налоговых законодательных изменений в Налоговом кодексе Республики Армения. Текущий набор льготов направлен на расширение налогового поля, в основном за счет уменьшения налоговой базы, но в промежуточный период следует также создавать механизмы поощрения стимулирования, где это возможно, когда ставки пересматриваются с учетом существующих льгот, а затем заменяются льготами, которые также обеспечят регрессивность налогообложения в соответствии с налогово-экономической прослеживаемостью налогового грузовладельца.

В результате реализации реформ большая часть достижений в нашей стране приходилась на меры по совершенствованию человеческого капитала, но и в этом случае прогресс, который ожидалось увидеть в тридцатилетней истории государство РА не состоялось из-за отсутствия эффективной реализации вышеизложенного. Одни и те же социальные проблемы, назревавшие на протяжении многих лет, могут быть смягчены или стать разрешимыми в случае ожидаемого увеличения инвестиций и развития экономики в каждом последующем году.

Поляризация доходов является проблемой для многих стран, но среди поляризованных стран выделяется Армения с показателем намного выше среднего. Причина заключалась не столько в отклоняющейся от видения реальности экономического развития, сколько в отсутствии адекватной политики оплаты труда. Привлекательность экономической среды

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

будет тем главным стимулом, который обеспечит рост инвестиций в нашу страну в ближайшее время, что создаст достаточную базу для пересмотра работодателем подходов к оплате труда в рамках политики обеспечения среднего доходов, а постоянная уступка заработной платы государственных служащих по сравнению с частным сектором будет преобразована с возможностью превышения минимального интервала в потенциальной средней заработной платы.

Только при параллельном совершенствовании инвестиционной деятельности и налоговой системы можно будет постепенно трансформировать укоренившиеся, но мало эффективные проявления социальной политики, такие как система пособии, в том числе семейных, проблемы определения порогов социального обеспечения и т. д. Период этих сложных преобразований может начаться уже в следующих среднесрочных периодах, если стабилизационные меры в текущей среднесрочной перспективе дадут видимые результаты в локальном и глобальном масштабе. До тех пор правительство РА обязалось приравнять минимальную пенсию и среднюю пенсию к стоимости продовольственной и потребительской корзин соответственно, установить минимальную заработную плату в размере 85 000 драмов и ликвидировать крайнюю бедность к 2026 году[5]. В этот период должен уточняться контингент, составляющий таргетные группы, но функциональные характеристики человека позволяют ему иметь доступ к экономической среде, повышая тем самым уровень финансовой самостоятельности личности или семьи.

Таблица 1.[6]

Население РА и трудоспособная часть, тыс. чел. (начало года)

Показатели 2017 2018 2019 2020 2021

Постоянное население, включая 2986.1 2972.7 2965.3 2959.7 2963.3

деревенский 1084.7 1076.9 1070.4 1076.6 1067.7

населения трудоспособного 1962.9 1934.6 1910.4 1889.5 1881.8

возраста, включая

деревенский 728.7 719.2 710.2 705.0 703.8

Анализ табличных данных может осуществляться как по потенциалу, так и по данным официальной статистики. Сравнивая тенденции снижения численности трудоспособного населения, опубликованные Статистическим комитетом Республики Армения за последние 5 лет, с тенденциями увеличения численности населения моложе этого возраста и тенденциями увеличения численности населения старше этого возраста, кажется, что кольцо, которое обслуживает круг тех, кто находится под опекой государства через посредничество налоговой системы, сжимается. 1979-2015 гг. Население РА превысило 3 млн человек, но с максимального уровня 1989 года оно уменьшилось, достигнув 3010,6 тыс. человек. Для сравнения отметим, что в 1939, 1959 и 1979 гг. этот показатель составил 1282,3; 1763,0 и 3030,7 тыс. человек соответственно^]. Текущие улучшения в хозяйственной сфере и материализация административных механизмов год от года приближают численность занятых к потенциальной численности трудовых ресурсов, а это значит, что с точки зрения потенциала население по активности будет включать в себя, помимо возраста, и другие характеристики. Как известно, путем изучения численности занятых и безработных определяются проблемы, возникшие в данный период, но с точки зрения спецификации этот показатель уступает показателю трудовых ресурсов, если данная страна становится в перспективе полностью с использованием активной части населения

Согласно официальной статистике, рынок труда в мае 2022 года продолжил рост на 8 488 человек или 1,28 процента по сравнению с предыдущим месяцем и на 38 279 человек или

6,03 процента по сравнению с маем предыдущего года, а количество занятых составило 673 224 человека. Естественно, важно проанализировать этот показатель со всех сторон, но в настоящее время двумя основными направлениями уточнения информации должны быть полные возможности пополнения трудовых ресурсов и диапазон конкретизации заработной платы. В первом случае, согласно мировому опыту, недоиспользование рабочей силы может дополнительно выявляться по кругу лиц, которые в силу низкого уровня мотивации не только не хотят, либо не стремятся, либо не готовы ходить на работу, но и иметь проблемы с осведомленностью. Министерство труда и социальных вопросов РА последовательно решает этот вопрос в рамках некоторых социальных мероприятий, но работа по обеспечению полной инклюзивности требует много времени и усилий. По данным 1 квартала 2022 года величина недоиспользования рабочей силы составляет 955,6 тыс. чел. человек по сравнению с 971,4 тыс. в аналогичном периоде предыдущего года, а трудовые ресурсы составляют 2212,5 и 2215,4 тыс. человек соответственно [8].

Во втором случае, наряду с установлением института самодекларирования, необходимо дифференцировать фонд оплаты труда с возможными узкими диапазонами, чтобы преобладание работников с зарплатой до 150 000 драмов, которая в настоящее время декларируется как половины от общего числа рабочих мест, сменяется преобладанием следующих за ним второго, третьего и других пороговых диапазонов, исходя из логического определения в механизмы доходов среднего класса и подходов налогообложения.

Постоянные усилия правительства также прилагаются в направлении различных задач территориального управления и местного самоуправления, что подразумевает развитие экономической и социальной инфраструктуры общин с целью обеспечения сбалансированного и устойчивого развития во всех поселениях РА, сделав их более комфортной средой для проживания и работы, создавая благоприятную среду для бизнеса и инвестиций, с целью предоставление субсидий, направленных на развитие, снижение негативного (опасного) воздействия на окружающую среду и здоровье человека, от внедрение механизмов социальной поддержки в механизмы экономического развития в приграничных районах и т.д [9]. Помимо социальных гарантий, предоставляемых многодетным семьям, поощрений рождений, разрабатываются целевые программы для репатриированных семей, не менее важны разработка и реализация других просоциальных программ с государственным и иным софинансированием.

Обращаясь к международному опыту, отметим, что первые разработки государственных программ в России появились в 2010-2012 годах, а начиная с 2014-го многие региональные и некоторые муниципальные бюджеты стали разрабативаться и исполняться в программном разрезе[10]. Например, с 2000-х годов в Кыргызстане проводится определенная работа по внедрению программного бюджетирования на уровне сообществ [11]. Решение проблем на местном уровне возможно только через новые институциональные механизмы между государством, частной экономикой и гражданским обществом. Эта концепция активации, например, оказала влияние в Германии с 1990-х годов. от середины относительно реализации NPM [12].

Разработка стратегических целей, выбор соответствующих целевых индикаторов и показателей являются важным, но недостаточным условием успешной реализации программных подходов. Не менее важным вопросом является обеспечение соответствующих условий для достижения этих целей [13]. Ключевые вызовы развития, определенные Правительством Армении и одобренные в долгосрочном политическом документе, включают дальнейшее сокращение бедности (включая сокращение территориальных различий), содействие человеческому развитию (в том числе посредством улучшения здравоохранения и образования), модернизацию государственного сектора (более дружелюбная и справедливая деловая среда и улучшенная инфраструктура) [14].

В отличие от удлинения реализации программ в системе государственного управления процессы среднесрочного программирования в общинах РА в настоящее время сопровождаются более активной информационной кампанией, что предполагает прогрессивные процессы реализации снизу вверх программирования по сравнению с правильной формулировкой общественного заказа сверху вниз, но конкурентные проявления этой самоорганизации и с точки зрения органах местного самоуправления, и территориального управления, не могут быть препятствием для перспективного развития.

После документального подтверждения численности занятых до 1 млн. перед РА стоит задача обеспечить восстановление 1,5 млн. занятых в долгосрочной перспективе (включая только крупное сельскохозяйственное хозяйство), так как сельскохозяйство в РА в основном семейное и предполагается, что не налогоплательщики являются участниками формирования системы, получателями перераспределения других средств. Однако в итоге, согласно целевой практике, предполагается, что эта часть населения может быть вполне самостоятельной, так как помимо самодостаточности, в конечном итоге, должно быть стремление к укрупнению, а крупность организационной единиц обеспечивает более высокий уровень благосостояния.

В сложном механизме формирования и установления равновесия экономической системы циркулирует множество каналов, каждый из которых имеет свое важное значение в обеспечении безопасного колебания весов. В этом контексте, рассматривая взаимосвязи бюджетной и банковской систем, пределы отдельных компонентов, представим цепочку взаимодействий определенного диапазона через выводы и рекомендации:

• Обязательным условием существования этих двух систем является распределение финансовых ресурсов по разным направлениям, причем активное движение необходимых ресурсов в обоих случаях возможно только в условиях оживления экономической среды. Последнее также может решить задачи формирования сбалансированных бюджетов в долгосрочной перспективе.

• Наиболее рискованным звеном механизма удовлетворения спроса населения является пополнение источников поступления в бюджеты, где налоговое регулирование является приоритетным с точки зрения решения первоочередных задач.

• Существующий подоходный налог разграничил сферу налогообложения доходов физических лиц, что позволило обосновать основные законодательные изменения по этому виду налога позже на делеспособности человека, очерчивая границы возможностей как налогоплательщика, так и более независимого от государственной поддержки физического лица..

• В случае значительно больших доходов регрессивное налогообложение представляется более оправданным по характеристикам и особенностям заработка, но не только по аргументу продолжительности жизни, распространение этого положения, но и среди предпринимателей, например, на характеристика земельной ренты, может обосновать получение «сверхприбыли» в результате деятельности.

• Наряду с необходимыми улучшениями в структуре неналоговых доходов в общей сумме доходов, следует отметить, что законодательные инициативы косвенного налогообложения в среднесрочной перспективе по-прежнему зависят от положительных движений прямого налогообложения.

• В условиях демографических реформ взаимосвязанность всех программ, реализуемых государством, позволяет наблюдать начальные, промежуточные и непрерывные процессы в перспективе комплексного социально-экономического развития, когда можно организовать развитие какой-либо важной отрасли наряду с решением социальных проблем уже с другой логикой сочетания. В частности, одним из основных направлений регионального развития, как территориально расширяющимся «новым» направлением в РА, в обозримом будущем является туризм, который также предполагает участие семьи, а в данном случае этот вид

деятельности уже увеличивает доход государства (общества). способность корректировать просоциальные направления политики.

Таким образом, при рассмотрении модели формирования здорового общества с постепенным сокращением объема обязательств государства не предполагается, что тенденции к увеличению тяжкого бремени будут неизбежны с точки зрения формирования как индивидуальные также и групповые источники дохода. Уже на одном примере цепной связи между частным и государственным секторами видно, что положительные или отрицательные изменения в доходной и расходной частях бюджета не означают соответственно увеличения или уменьшения финансирования. Одной из основных гарантий усиления надежности хозяйствования является импорт качественных компонентов, что, переплетаясь с остальными, создает широкие возможности для долгосрочного развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. https://www.cba.am/am/SitePages/fscintroduction.aspx

2. https://rumels.am/publications_am.php?x=11/Анализ банковской системы Армении.-I семестр.-2022 г.

3. https://banks.am/am/news/interviews/24210

4. https://banks.am/am/news/interviews/22751

5. https://www.gov.am/files/docs/4586.pdf/ Программа правительства РА 2021-2026 гг.-2021 август, - C. 67

6. https://www.armstat.am/file/doc/99526823.pdf/ Статистический ежегодник РА.-2021.-Ереван,- C. 62

7. https://www.armstat.am/file/doc/99526823.pdf/ Статистический ежегодник РА.-2021.-Ереван,- C. 26

8. https://www.armstat.am/file/article/sv_06_22a_141.pdf/ Социально-экономическая ситуация в РА// CK РА, - в январе-июне 2022 г.- C. 77

9. https://www.gov.am/files/docs/4586.pdf / Программа правительства РА 2021-2026 гг./РА, 2021 август.- C. 90

10. Курченко Л,, Направления совершенствования разработки и реализации государственных программ/Финансовая жизнь//Экономика.- 2016г.- N3,-C.10

11. Реформы программного бюджетирования в Армении/ Пособие при поддержке GIZ// С. Погосян и др. - Ереван. - 2014.- C. 22

12. https://Franzke-Roeder Urban Governance/ Franzke -Jochen Participatory Budgeting in Berlin-Lichtenberg: An Example of Good Urban Governance//Article,- 2015 June,- P, 95

13. Мастеров, А. И. Финансы и кредит,- 2018,- т.24,- вып. 20,- C. 1215

14. Приоритеты реформ управления государственными финансами РА/ Всемирный банк, Сокращение бедности и экономическое управление// Европа и Центральная Азия,-2010г. октябрь.- C. 7,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.