экспертом-экономистом специальных приемов — методов исследования, характеризующих способы подхода к изучению и познанию предмета исследования, а также последовательности их использования.
Список литературы
1. Криминалистика. — Т. 3: Криминалистическая методика : учебник для вузов : в 3 т. / под ред. О.В. Челышевой. — СПб.: Северная Нива, 2011. — 284 с.
2. Современные возможности судебных экспертиз : методическое пособие для экспертов, следователей и судей. — М.: РФЦСЭ, 2000.
3. Цимбал, М. Л. Проблемш питання судово-бухгалтерсько1 експертизи : матер1али науково-практичного семшару : Науково-практичне видання. — Дншропетровськ, 1МА-прес, 2001. — 192 с.
УДК 156.4
Л.Г. Иванов*, В.М. Егоршин**
Некоторые направления деятельности подразделений ОВД по предупреждению грабежей
В статье рассматриваются проблемы и пути профилактического воздействия на лиц, совершающих грабежи. Обращается внимание, что единство форм и методов предупреждения различных преступных проявлений основано прежде всего на общности форм и методов воздействия на личность мерами убеждения и принуждения. Большая роль в системе предупреждения грабежей принадлежит индивидуальной профилактике, выявлению лиц, склонных к совершению грабежей, установлению за ними контроля и осуществлению необходимого воздействия
Ключевые слова: поиск, информация, грабёж, учёт, контроль, анализ, личность, профилактика, закон, запрет, результат, требование
L.G. Ivanov*, V.M. Egorshin**. Some of the activities of departments of the Interior to prevent looting. The article discusses problems and preventive effects on those who commit robberies. Attention is drawn, that the unity of form and methods of prevention of the various manifestations of crime is based primarily on common forms and methods of influence on the personality measures of persuasion and coercion. A large role in the prevention of looting belongs individual prevention, detection, those inclined to commit a robbery, followed by the establishment of monitoring and implementing the necessary impact.
Keywords: search, information theft, accounting, monitoring, analysis, personality, prevention, law, the ban, the result of the requirement.
Оперативно-розыскное обеспечение досудебного производства по уголовным делам, возбужденным по фактам совершения грабежей осуществляется сотрудниками уголовного розыска в двух основных направлениях: оперативный поиск и информационный поиск.
Оперативный поиск представляет собой совокупность разведывательно-поисковых мероприятий по выявлению лиц, подозреваемых в совершении грабежей. Он осуществляется посредством использования конфиденциальных источников, специальной техники, проведения скрытого наблюдения, опросов, личного сыска и т.п.
Информационный поиск предполагает прежде всего работу с имеющимися в органах внутренних дел массивами информации. Сведения о лицах, подозреваемых в подготовке и совершении грабежей, содержатся в учетах, рапортах работников патрульно-постовой и других служб, заявлениях граждан, сообщениях лиц, содействующих на конфиденциальной основе, и т. п.
В процессе выявления лиц, совершающих грабежи, осуществляются следующие мероприятия: а) аналитическая работа по изучению тенденций групповых грабежей на обслуживаемой территории, состава преступных групп и механизма их формирования; б) планирование и расстановка сил служб
* Иванов, Леонид Григорьевич, доцент кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних Санкт-Петербургского университета МВД России. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. Тел. (812)744-96-37.
** Егоршин, Виктор Михайлович, профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. Тел. (812) 744-96-37.
*Ivanov, Leonid Grigorievich, assistant professor of operative-investigative activities of law enforcement bodies of the St. Petersburg University of Russian Interior Ministry. Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel. (812) 744-96-37.
** Egorshin, Victor Mikhailovtch, professor of operative-search activities of the Internal Affairs of St. Petersburg University of Russian Interior Ministry, honored lawyer of Russian Federation, doctor of laws. Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel. (812) 744-96-37. © Иванов Л.Г., Егоршин В.М., 2012
Л.Г. Иванов, В.М. Егоршин. Некоторые направления деятельности подразделений ОВД по предупреждению грабежей
криминальной полиции в процессе оперативного обслуживания территории; в) взаимодействие служб криминальной полиции с другими подразделениями органов внутренних дел.
Аналитическая работа включает обработку и исследование всей ранее собранной и вновь поступающей информации о возникающих группировках, судимых, связанных с ними женщинах, ведущих аморальный образ жизни, лидерах, «авторитетах» и «ворах в законе», не отбывающих уголовное наказание.
Источниками информации могут служить: материалы, имеющиеся у участковых уполномоченных полиции; данные, полученные в процессе следствия по уголовным делам и в ходе ведения дел оперативного учета; информация из конфиденциальных источников и сведения, полученные из оперативно-поисковых подразделений; обмен между оперативными аппаратами информацией о лицах, совершающих грабежи.
В зависимости от результатов анализа и оценки собранной информации могут приниматься следующие решения: а) об активизации работы лиц, содействующих на конфиденциальной основе в криминогенной среде для получения более полных данных о формировании преступных групп; б) о заведении дел оперативного учета; в) о подготовке лиц, имеющих подходы к выявленным группам, к содействию на конфиденциальной основе с органами внутренних дел.
Большое значение имеет взаимодействие служб и подразделений органов внутренних дел по борьбе с грабежами на всех ее стадиях: при выявлении преступных групп, документировании их преступной деятельности, задержании преступных групп в ходе реализации материалов дел оперативного учета. Особенно оно необходимо в случаях, когда участники групп проживают разных районах либо совершают грабежи не по месту жительства участников, а за пределами районов, где группы сформировались.
Также важно использовать возможности участковых уполномоченных полиции и работников Федеральной миграционной службы, которые выявляют на обслуживаемой территории лиц, проживающих в нарушение установленных правил нелегально в квартирах, гостиницах, кемпингах и т.п. Следует выделить в структуре взаимодействия обмен информацией между службами криминальной полиции и оперативными подразделениями ИВС и исправительных учреждений, по которой удается выявить тех, кто после освобождения намерен возобновить совершение грабежей, заранее готовит надежные места укрывательства, подбирает сообщников, а также тех, кто ранее совершил преступление, оставшееся нераскрытым. Сотрудники службы криминальной полиции привлекают к содействию на конфиденциальной основе лиц из числа осужденных, подлежащих освобождению из мест отбывания лишения свободы и вставших на путь исправления, если они способны вести сбор сведений о лицах, совершающих грабежи.
Для выявления признаков формирования или деятельности преступных групп, конфиденциально содействующие лица, обеспечивающие прикрытие мест концентрации указанных лиц, тщательно инструктируются, что дает возможность получить сведения об их составе, межгрупповых и внутригрупповых конфликтах.
Выявление лиц, подозреваемых в совершении грабежей, заканчивается их учетом, документированием преступной деятельности и реализацией оперативных материалов путем возбуждения уголовного дела.
Криминалистический учет данных лиц и совершаемых ими преступлений реализуется с помощью подсистем «Насилие», «Досье», находящихся в ЭКЦ МВД России. На данный учет ставятся как раскрытые, так и нераскрытые преступления.
На оперативный учет ставят проверяемых и наблюдаемых лиц указанные категории в целях: а) предупреждения случаев несогласованных действий при выявлении сведений, представляющих оперативный интерес, об одних и тех же лицах разными оперативными подразделениями; б) контроля за сроками ведения материалов и дел оперативного учета; в) предупреждения случаев привлечения к конфиденциальному содействию лиц, в отношении которых заведено дело оперативного учета; г) получения аналитико-статических данных о количестве видов материалов и дел оперативного учета, а также лицах, в отношении которых проводились либо проводятся оперативно-розыскные мероприятия.
Оперативно-розыскное сопровождение досудебного производства по делам о грабежах начинается одновременно с осуществлением комплекса оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий с немедленным сообщением в дежурную часть органа внутренних дел об обстоятельствах совершенного преступления, способе совершения, предмете посягательства, количестве участников группы и приметах преступников. При поступлении в дежурную часть горрайоргана или округа сообщения о грабеже, работник уголовного розыска в составе дежурной следственно-оперативной группы выезжает на место происшествия, где выясняет путем опроса у находящихся там, прибывших до него сотрудников полиции (группы немедленного реагирования, наряда ППС, группы задержания вневедомственной охраны), что сделано ими в связи с происшествием и какой информацией они располагают. На место происшествия также прибывают работники уголовного розыска, имеющие специализацию на раскрытие данных преступлений, участковый уполномоченный, на территории обслуживания которого совершено преступление.
В зависимости от полученных сведений, работниками УР организуется охрана места происшествия и оказание помощи пострадавшим путем привлечения полицейских, общественности и отдельных граждан. На месте происшествия сотрудники уголовного розыска проводят следующие мероприятия.
1. Опрос пострадавшего — специальная беседа, проводимая гласно оперативным сотрудником с целью получения необходимых сведений.
При выборе документа, отражающего результаты проведенной беседы, сдует исходить из того, возникают ли сомнения относительно реальности описываемого события преступления. Если такие сомнения имеются, то результаты необходимо отразить в объяснении, которое на данном этапе примется процессуальным документом, составляющимся в рамках процессуальной проверки сообщения о преступлении (ст. 144 УПК РФ), наиболее полно отражающим полученные сведения. При отсутствии же сомнений по результатам проведенного ОРМ целесообразно составить справку-ориентировку, которая не имеет самостоятельного доказательственного значения. Доказательствами в данном случае могут быть признаны показания оперативного работника либо опрошенного лица после допроса его в качестве потерпевшего. При этом такая справка будет содержать данные, необходимые для организации неотложных мер по преследованию и задержанию преступников, транспортного средства, обнаружению похищенного имущества. Полученная информация незамедлительно передается в дежурную часть органа внутренних дел для приведения в действие плана заградительных и розыскных мероприятий с привлечением нарядов патрульно-постовой службы, сотрудников оперативных аппаратов ОВД, подразделений ГИБДД, транспортной полиции и др. К тому же составление справки потребует меньших затрат времени, чем написание объяснения, и позволит избежать необоснованного дублирования тех же данных в протоколе допроса потерпевшего.
2. В соответствии со ст. 141 УПК РФ принимается заявление о совершенном грабеже или составляется рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ) в случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола устного заявления о преступлении (например, находится в медицинском учреждении и т.п.).
3. Активно проводятся опросы находящихся на месте происшествия граждан и лиц, проживающих или работающих недалеко от места совершенного преступления (т.н. поквартирно-подворный обход) в целях установления личности преступников, мест сбыта, хранения похищенного и других обстоятельств. При этом возникают ситуации, когда опрашиваемые лица желают оставить в тайне факт представления сведений органам внутренних дел, намерены в дальнейшем участвовать в уголовном судопроизводстве и на этих условиях согласны беседовать с оперуполномоченным. В таких случаях, по нашему мнению, нецелесообразно настаивать на официальной даче показаний и напоминать об уголовной ответственности, предусмотренных ст. 308 УК РФ. Обоснованием такой позиции служит несоизмеримо большая общественная опасность грабежа в сравнении с отказом от дачи показаний, возможность получения сведений, указывающих на другие источники доказательств, необходимость использовать все новые и новые данные, дефицит времени, порождающий недопустимость промедления в использовании полученной информации. На основании ч. 1 ст. 17 Закона «Об ОРД» оперативный сотрудник сохраняет в тайне источник информации, проводит детальный опрос лица с оформлением результатов рапортом (справкой), который хранится по правилам секретного делопроизводства и к материалам уголовного дела приобщен быть не может. Однако сведения, содержащиеся в рапорте (справке), могут представляться следователю в виде обобщенного официального сообщения (справки-меморандума) и могут использоваться при подготовке и проведении ОРМ и следственных действий. Такое лицо может впоследствии допрашиваться в качестве свидетеля лишь при его письменном согласии, как того требует ч. 2 ст. 12 Закона «Об ОРД». Результаты опроса при согласии опрашиваемого оформляются объяснением, которое является доказательством. Доказательствами будут последующий допрос как опрашиваемого, так и лица, производившего опрос.
4. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, содействуя следователю при осуществлении осмотра места происшествия, сотрудник УР привлекает с учетом положений ч. 2 ст. 60 УПК РФ не заинтересованных в исходе уголовного дела лиц в качестве понятых для удостоверения факта производства следственного действия, а также его содержания, хода и результатов.
5. Согласно ч. 7 ст. 164 УПК РФ, сотрудник УР в необходимых случаях привлекается следователем к участию в осмотре места происшествия. При этом оперуполномоченный: 1) анализирует обстановку с целью определения характера и обстоятельств совершения грабежа; 2) оказывает помощь следователю в выявлении и обеспечении сохранности следов и иных доказательств (оброненных ими предметов, микрообъектов — волокон одежды, частиц почвы с обуви и др.), определяет условия их возникновения и реальную возможность их использования в розыске преступников; 3) в районе совершения грабежа организует обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, заключающееся в проникновении и осмотре перечисленных объектов в целях поиска подобных следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, разыскиваемых, а также получения другой информации, необходимой для раскрытия преступления.
Л.Г. Иванов, В.М. 'Егоршин. Некоторые направления деятельности подразделений ОВД по предупреждению грабежей
Обследование на этом этапе может носить гласный и зашифрованный характер.
При обнаружении в ходе обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств тайника с похищенным при грабеже имуществом, оперативный сотрудник в целях задержания преступников организует наблюдение, которое выражается в регламентированной законами и подзаконными нормативными актами организационно-тактической форме осуществления органами внутренних дел (и других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность) комплекса гласных и негласных действий, обеспечивающих непосредственный физический (визуальный, слуховой) или опосредованный технический контроль за лицами и иными объектами, представляющими оперативный интерес, включающий восприятие, фиксирование и аналитический отбор информации в целях использования при решении задач оперативно-розыскной деятельности [1, с. 7].
Результаты непосредственного наблюдения оформляются рапортом (в т.ч. при задержании подозреваемых лиц), актом наблюдения (при участии внештатных сотрудников, представителей общественности, других граждан) и вместе с фотографиями, видеокассетами представляются следователю для приобщения к материалам уголовного дела. Эти результаты используются в доказывании в качестве «иных документов», а лица, участвующие в ОРМ, допрашиваются в качестве свидетелей.
6. Проводится отождествление личности — установление лиц, причастных к преступной деятельности, заключающееся в непроцессуальном опознании личности по признакам ее внешности, голосу и другим идентифицирующим данным.
Отождествление личности может носить непосредственный или опосредованный характер. Непосредственное отождествление осуществляется лицами, ранее встречавшимися с разыскиваемым и запечатлевшими в своей памяти его индивидуальные признаки (внешность, голос, одежду). Опосредованное отождествление осуществляется лицами, ранее не вступавшими в контакт с разыскиваемым и располагающими лишь его описанием.
Применяются следующие виды отождествления личности: 1) непосредственное отождествление личности с участием пострадавшего (очевидцев) в ходе поиска в местах вероятного появления разыскиваемого лица. Результаты такого отождествления оформляются рапортом (справкой) оперативного работника, а также объяснением гражданина, опознавшего разыскиваемое лицо. Необходимо заметить, что такое отождествление исключает проведение в дальнейшем процессуального опознания с участием этих же лиц, поэтому результаты данного ОРМ представляются следователю для производства допросов лиц, проводивших отождествление и участвующих в нем; 2) опосредованное отождествление личности по словесному портрету, рисунку, особым приметам среди множества незнакомых людей оформляется также рапортом (справкой) оперативного сотрудника, имеющим значение для определения направленности, подготовки и проведения следственных действий. При этом кроме допросов лиц, участвующих в ОРМ, допустимо производство опознания; 3) отождествление по запаховым следам с применением служебно-розыскной собаки в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами, регламентирующими деятельность службы розыскного собаководства органов внутренних дел. Результаты такого отождествления оформляются актом применения служебно-розыскной собаки, который не имеет доказательственного значения, однако может использоваться для подготовки и проведения следственных действий: допросов, опознаний и т.д.
По прибытии в орган внутренних дел оперуполномоченный УР: 1) с участием пострадавшего (очевидцев) осуществляет непосредственное отождествление среди лиц, доставленных в дежурную часть в соответствии с ч. 1 ст. 92 УПК РФ; 2) принимает активные меры к составлению экспертом-криминалистом композиционных портретов (фотороботов) разыскиваемых; 3) проводит непосредственное отождествление личности по фотовидеоучетам органа внутренних дел; 4) осуществляет сбор образцов для сравнительного исследования у лиц, доставленных в орган внутренних дел по подозрению в причастности к грабежу, включающий в себя действия, направленные на получение различных объектов для распознания и идентификации с имеющимися аналогами, а также установления признаков преступной деятельности.
В процессе сбора образцов запрещается совершать действия, создающие угрозу здоровью граждан, унижающие их честь и достоинство, а также нарушающие жизнедеятельность отдельных лиц.
Закон «Об ОРД» не требует получения разрешения на это мероприятие руководителя органа внутренних дел. Вместе с тем представляется, что основанием для сбора образцов должен являться рапорт оперативного работника, утвержденный соответствующим руководителем. При сборе образцов отпечатков пальцев могут использоваться возможности, предоставленные Федеральным законом «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» [2], который предусматривает обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию ряда категорий граждан, в число которых включены лица подозреваемые, обвиняемые и осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту, совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно (п. «ж» ч. 1 ст. 9) В соответствии со ст. 14 этого Закона органы, осуществляющие ОРД, наделены правом на использование и получение дактилоскопической информации.
При производстве такого сбора образцов объекты упаковываются с целью их сохранности и опечатываются печатью органа внутренних дел, к ним прикрепляется бирка (ярлык), заверенная подписями участников мероприятия. Результаты гласного сбора образцов оформляются актом или дактилоскопической картой. Акт сбора образцов для сравнительного исследования должен содержать ссылку о том, что данное мероприятие проводится в соответствии с п. 3 ст. 6 и ст. 7 Закона «Об ОРД» в целях сравнительного исследования. По форме и содержанию он в максимально допустимых пределах должен соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению протокола выемки ст. 166, 167 УПК РФ. В завершающей части акта делается разъяснение о порядке обжалования законности данного мероприятия соответствующему руководителю органа внутренних дел, прокурору или в суд. Акт гласного сбора образцов составляется в трех экземплярах. По нашему мнению, само по себе это мероприятие доказательственного значения не имеет, оно лишь обеспечивает получение доказательств. Представленные следователю такие образцы подлежат осмотру в соответствии со ст. 176, 177 УПК РФ, последующему приобщению к уголовному делу и использованию в доказывании в качестве вещественных доказательств после производства судебной экспертизы.
5. Направляет обнаруженные на месте происшествия и изъятые у задержанных лиц объекты на исследование, заключающееся в непроцессуальном, криминалистическом, научно-техническом или ином исследовании объектов, полученных в результате других ОРМ, проводимом с целью выявления признаков преступной деятельности и причастности к ней конкретных проверяемых лиц.
С помощью исследования решаются задачи: 1) получения информации о назначении, технологии, месте, времени изготовления и качественных характеристиках предмета; 2) идентификации следов преступной деятельности; 3) определения принадлежности и отождествления биологических объектов; 4) определения иных свойств предметов, имеющих значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности.
Исследование проводится по письменному поручению оперативных аппаратов, подписанному руководителем органов внутренних дел, экспертно-криминалистическими службами ОВД, а также специалистами научно-следовательских учреждений других министерств и ведомств. При необходимости к проведению исследования предметов, веществ и документов могут привлекаться на контрактной основе отдельные лица, обладающие специальными научными, техническими и иными специальными познаниями. В письменном поручении на проведение исследования предметов, веществ и документов ставятся вопросы, интересующие инициатора исследования. При необходимости в нем могут излагаться сведения об обстоятельствах получения предметов и документов. При невозможности получения образцов объектов оперативные аппараты могут привлечь специалистов для проведения исследований на месте нахождения предметов.
Исследование объектов, существующих в единственном экземпляре, может проводиться лишь в тех случаях, когда их качественное состояние не будет изменено.
Результаты исследования объектов, проведенного в учреждениях системы МВД, оформляются справкой, составленной специалистом, его осуществляющим, а проведенные в иных учреждениях — документами, предусмотренными их ведомственными нормативными актами.
Результаты исследования специалистами из числа лиц, привлеченных к содействию на контрактной основе, оформляются актом исследования (ревизии, проверки), который по своей форме и содержанию должен в максимально допустимых пределах соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению акта экспертизы, без внесения в него сведений, составляющих государственную тайну.
Результаты исследования могут быть представлены следователю, прокурору, судье, в чьем производстве находится уголовное дело, за исключением случаев, когда исследуемый объект был получен с помощью лица, содействующего на конфиденциальной основе, либо исследование проводилось на условии конфиденциальности.
Такие результаты могут быть в дальнейшем использованы в доказывании в качестве «иных документов». При этом практика идет по пути того, что справка специалиста фактически полностью переходит в заключение эксперта после предупреждения экспертов об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение. Поэтому изъятие исследуемых предметов и документов, оформление, должны осуществляться без нарушений требований относимости и допустимости, предъявляемых к вещественным доказательствам.
С передачей уголовного дела о грабеже в суд оперативно-розыскное обеспечение не должно заканчиваться, как это часто бывает, а должно осуществляться в ходе судебного производства.
Список литературы
1. Виленский, В. А. Наблюдение в оперативно-розыскной деятельности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — СПб, 2002.
2. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. №128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 25 июля 2002 г. №116-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3032.