Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ ОБ ОБРАЗНОЙ СФЕРЕ И СТИЛИСТИКЕ 24 ПРЕЛЮДИЙ И ФУГ С. СЛОНИМСКОГО'

НЕКОТОРЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ ОБ ОБРАЗНОЙ СФЕРЕ И СТИЛИСТИКЕ 24 ПРЕЛЮДИЙ И ФУГ С. СЛОНИМСКОГО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
190
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С. СЛОНИМСКИЙ / 24 ПРЕЛЮДИИ И ФУГИ / ТЕАТРАЛЬНОСТЬ / АЛЛЮЗИИ / МЕТОДЫ ПОЛИФОНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Максименко Светлана Борисовна

В статье рассматриваются некоторые образно-стилистические и жанровые черты 24 прелюдий и фуг С. Слонимского. Особые акценты сделаны на претворении в цикле особенностей театрального мышления композитора, связях сочинения с одноименными циклами И. С. Баха, Д. Шостаковича.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN OBSERVATIONS ON THE IMAGERY SPHERE AND STYLISTICS OF 24 PRELUDES AND FUGUES BY S. SLONIMSKY

The article touches upon some imagery-stylistic and genre features of 24 preludes and fugues by S. Slonimsky. Special emphasis is given to revealing in the cycle the composer's theatrical thinking and connections of the composition with similarly named cycles of J. S. Bach and D. Shostakovich.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ ОБ ОБРАЗНОЙ СФЕРЕ И СТИЛИСТИКЕ 24 ПРЕЛЮДИЙ И ФУГ С. СЛОНИМСКОГО»

МАКСИМЕНКО С. Б. НЕКОТОРЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ ОБ ОБРАЗНОЙ СФЕРЕ И СТИЛИСТИКЕ 24 ПРЕЛЮДИЙ И ФУГ С. СЛОНИМСКОГО

Некоторые наблюдения об образной сфере и стилистике 24 прелюдий и фуг С. Слонимского

W

Максименко Светлана Борисовна

преподаватель Дзержинского музыкального колледжа E-mail: svet.maximencko2015@Jyandex.ru

В статье рассматриваются некоторые образно-стилистические и жанровые черты 24 прелюдий и фуг С. Слонимского. Особые акценты сделаны на претворении в цикле особенностей театрального 24 мышления композитора, связях сочинения с одноименными циклами И. С. Баха, Д. Шостаковича. Ключевые слова: С. Слонимский, 24 прелюдии и фуги, театральность, аллюзии, методы полифонического развития

Сергей Слонимский — один из крупнейших российских композиторов современности, автор цикла из 24 прелюдий и фуг для фортепиано, продолжающего традиции И. С. Баха, П. Хинде-мита, Д. Шостаковича, Р. Щедрина. Настоящая работа обобщает некоторые наблюдения автора об особенностях образной сферы и музыкально-стилистического языка этого выдающегося полифонического опуса, далеко не исчерпывающие заявленную тему. Возможно, они окажут определенную помощь и наведут на размышления музыкантов, приступающих к изучению данного произведения.

24 прелюдии и фуги С. Слонимского появились спустя двадцать три года после создания одноименного цикла Р. Щедрина. Идея возникла почти внезапно: в новогодний вечер 1993 года после прослушивания композитором баховского цикла в исполнении Г. Гульда и Прелюдий и фуг Д. Шостаковича в исполнении Т. Николаевой. Эскизы прелюдий и фуг были созданы С. Слонимским фактически за две недели1.

Будучи наследником школы С. И. Савшинского, композитор хорошо чувствует природу фортепиано, и это ясно дают понять использованные им в сочинении средства пианистической выразительности. Данный полифонический цикл проложил путь к фортепианным опусам следующего периода его творчества.

В цикле Слонимского нашли отражение характерные тенденции отечественной музыки последней четверти XX столетия: интерес к жанрам чистой музыки, полистилистика (творчество А. Шнитке), стремление к камерности (трио, квартеты Э. Денисова, «Полифоническая тетрадь» Р. Щедрина), обращение к духовной сфере (хоровые композиции А. Вустина, симфонии А. Кара-манова).

Определенную символическую связь образует рассматриваемый цикл с баховским полифоническим наследием. Об этом говорят тональности прелюдий и фуг, расположенные в хроматической последовательности (композитор придерживается баховского принципа), обраще-

ние к христианскои символике. На последнее указывает фигура catabasis в ритме шага — в цикле cis-moll, символ «креста», появляющийся в фуге b-moll и цикле h-moll, как воплощение «адского» начала в современном мире. В произведениях, казалось бы, разных эпох прочитываются вечные темы: борьбы зла и добра, хаоса и порядка, разрушения и созидания.

Образный мир Прелюдий и фуг Слонимского во многом связан с театральностью его мышления. Как замечает И. И. Васирук, до последней трети XX столетия сфера изобразительности была мало свойственна полифоническим жанрам. У Слонимского темы и их противосложения самостоятельны, они несут в себе функцию тем-«персонажей» (см. об этом подробнее: [1]). Появление пор-третности, изобразительности в полифонии Слонимского является наглядным свидетельством театрализации жанра (театральная драматургия во многом сближает цикл С. Слонимского с одноименным циклом Р. Щедрина).

В камерном пространстве композитору удается представить многомерную драматургию — от игровых коллизий до симфонического «вселенского» размаха. Например, простая и несколько ироничная тема фуги c-moll разрастается до драмы. Трагедийное мировосприятие композитора усматривается и в образах фуг As-dur и gis-moll — в контексте цикла их можно трактовать как гротесковое осмысление трагического.

МИРОВОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО! НАБЛЮДЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ

Каждая пара прелюдий и фуг создает определенные аллюзии. Композитор дает намеки слушателю на художественные образы уже существующих произведений, тем самым заполняя внутренний смысловой подтекст композиции. На близость с циклом Шостаковича указывают темы фуг E-dur и As-dur; циклы C-dur у Слонимского и у Шостаковича несут в себе внутреннюю конфликтность. Цикл c-moll напоминает одноименный цикл из второго тома ХТК И. С. Баха.

Более всего композитор апеллирует к образам собственных ранних сочинений: так, фуга f-moll родственна теме Виринеи (из одноименной музыкальной драмы), тема фуги b-moll — теме мечты Икара (из одноименного двухактного балета), фуга G-dur напоминает атональную тему из его Пятой симфонии.

Фольклорная тематика, неизменно проходящая через все творчество С. М. Слонимского, нашла отражение в стилизованных темах народных песен отдельных прелюдий и фуг: «Жалоба девушки», «Посею я млада» — в прелюдии b-moll, «Как пойду я лугом» — в прелюдии es-moll, «Твой белый и тихий сад оставлю» — в прелюдии и фуге Des-dur.

В отдельных номерах угадываются определенные жанровые прототипы: дореволюционной солдатской песни — в фуге F-dur, каприччио — в фуге gis-moll, трепака — в прелюдии D-dur, гимна — в прелюдии C-dur. Русские мотивы запечатлены в медленной эпической фуге cis-moll, а драматургическое развертывание фуги fis-moll напоминает «былинный» стиль. Русское начало в музыке Слонимского проявляется в опоре тематизма на обертональное ви-

брирование прим, терций, квинт, октав. Кроме того, им используется принцип совмещения консонантной горизонтали и остро звучащей вертикали.

В цикле нашли воплощение характерные особенности стиля С. Слонимского — логичность построения формы и сосредоточенность кульминационной зоны в коде, что ведет к увеличению ее масштабов, импровизационность (прелюдия cis-moll), особая линеарная чистота голосоведения и лапидарность, идущая от тяготения к древнему мелосу и былинным напевам (фуга A-dur), что роднит его с языком Д. Шостаковича. Строение мотивов в некоторых темах прелюдий и фуг Слонимского обнаруживает близость с поэтическими размерами: в темах прелюдий C-dur и c-moll — хорей, в те-матизме фуги C-dur — дактиль, фуги as-moll — анапест. Кроме того, для стиля композитора характерна строгая регламентированность средств выразительности, которые распространяются на области динамики, акцентировки и штрихов.

Главенствующий композиционный метод Слонимского в работе над данным циклом — «преображающее» варьирование тематического материала. Композитор отдает предпочтение удержанным противосложениям, отсюда и многотемные фуги. Наиболее типичным примером является двадцать первая фуга, где удержанные противосложения сильно видоизменяются, варьируются, полифонически и фактурно разрабатываются — в зеркальном отражении, канонически. Нередко интерлюдии возникают из «обломков» рако-ходов. Методы полифонического развития гармонично сосуществуют с приемами, свойственными классической музыке, например,

«вопросо-ответная» структура вкрапливается в пятиголосную фугу es-moll.

Итак, объединяя в рамках масштабного цикла разные пространства и временные потоки, композитор демонстрирует свой стилевой универсализм, умение преподносить убедительный результат в работе с любым материалом. Подобное многостилевое «разноголосие» приводит к множественной семантике — смысловому многообразию в толковании содержания.

Примечания 1 В тот же период были созданы: симфония с солирующей флейтой и арфой «Аполлон и Мар- 25 сий», «Петербургские видения» для симфонического оркестра.

Литература

1. Васирук И. Музыкальные образы в фугах современных отечественных композиторов [Электронный ресурс]. URL: http://muzsoderjanie.ru/nauka/ rezenzirovanie/99-vasiruk-muz-obrazi-v-fugah.html (дата обращения: 18.02.2019).

2. Долинская Е. Визит мастера // Музыкальная жизнь. 2014. № 10. С. 74-75.

3. Долинская Е. Заметки о музыкально-литературном слухе Сергея Слонимского // Музыкальная академия. 2014. № 4. С.16-19.

4. История отечественной музыки второй половины XX века / под ред. Т. Н. Левой. СПб.: Композитор, 2005. 55 с.

5. Милка А. Сергей Слонимский: монографический очерк. Л.: Советский композитор, 1976. 108 с.

6. Рыцарева М. Композитор Сергей Слонимский. Л.: Советский композитор, 1991. 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.