Terra Humana
ФЕНОМЕНЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
УДК 316.242 ББК 60.5
К.К. Оганян
НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ В РУКОПИСИ А.И. СТРОНИНА
В современных условиях трансформации и модернизации общества, преодоления кризисного этапа развития актуализируется творческое наследие А.И. Стронина - социолога-позитивиста, представителя органицизма, просветителя, юриста и государственного деятеля. Он был одним из первых русских мыслителей, способствовавших становлению социологии как науки, разработке ее понятийно-категориального аппарата, ее методологическому обоснованию. Кроме того, он впервые применил междисциплинарный подход в анализе личности.
Ключевые слова:
аналогика, история российской социологии, личность, междисциплинарный подход, методология, органицизм, понятийно-категориальный аппарат социологии, репрезентативность выборки.
В настоящее время отечественная социологическая наука испытывает острую потребность переосмысления и выхода на новый уровень теоретико-методологического видения и понимания личности на междисциплинарном уровне в социологических концепциях русской социологии. В связи с этим, особый интерес и значимость приобретает осмысление и социологический анализ рукописи пяти тетрадей теории личности представителя натуралистической школы российской социологии А.И. Стронина.
Александр Иванович Стронин (18261889) - один из первых русских социологов, трудами которых открывается эра отечественной истории научной социологии. Свое исследование Стронин задумал как серию книг, первоначально названных им: «Знание и метод», «Политика», «Философия», «Биография». Он планировал написание четвертной книги, которую хотел назвать «Биография», а получил в итоге «Теорию личности», представляющую собой монографическое исследование. В отделе рукописей Российской национальной библиотеки в фонде А.И. Стронина хранится оригинал рукописи «Теории личности». Работники архива датируют рукопись 1870 годом. Вместе с тем, в дневниковых запи-
сях упоминание об этой работе Стронин дает значительно позже - в 1883 году.
«Теория личности» - историко-философская работа, в которой четко видны взгляды Стронина как позитивиста. Оригинал рукописи представлен пятью тетрадями. В работе Стронин раскрывает свою «программу теории личности».
Задача нашего исследования состоит в том, чтобы рассмотреть рукопись теории личности А.И. Стронина как объект самостоятельного социологического исследования, что ранее не делалось.
А.И. Стронин был представителем натуралистической методологии, теоретический смысл которой заключался в перенесении в общественные науки готовых законов и аксиом, признанных в естествознании.
Российский социолог понимает методологию как систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Исходя из этого, метод, по А.И. Стро-нину, - это совокупность приемов или операций теоретического или практического освоения действительности. А.И. Стро-нин использовал при анализе социальных явлений оба разработанных им метода:
обсерватику и аналогику. Обсерватике в социологии он отводил весьма ограниченную роль. В то время как применение ана-логики составляет главную особенность органицизма А.И. Стронина.
Данное понимание методологии и метода отражается в рукописи «Теория личности» посредством следующих аспектов: определение аналогики (Т. 3, с. 6)1; классификация психологии как науки (Т. 2, с. 21); методологическая ошибка в гуманитарных науках (Т. 1, с. 22); особенности определения дедукции и индукции (Т. 1, с. 30-31); проблема репрезентативности выборки в социологическом исследовании (Т. 3, с. 5).
а) Определение аналогики. Более подробно особенности и необходимость применения метода аналогики2 автор рассматривает в своей работе «История и метод». В то же время, как обобщающий итог этого анализа автор в рукописи дает определение метода аналогики: «учение о единстве законов материального и нравственного мира, о единстве наук, о единстве нетеологического, неметафизического, а сциенти-фического мировоззрения: таким образом, это философия» [9, л. 63].
А.И. Стронин доказывает, что аналогичность научных законов в различных областях является неизбежным следствием сложности и аналогичности самих явлений. Корреляций должно быть тем больше, чем рассматриваемое социальное явление сложнее [8].
Социолог выделяет три закона функционирования метода аналогики. Закон концентрического сродства заключается в прямой пропорциональности сложности и обратной пропорциональности простоте аналогичности наук и явлений. Чем науки ближе между собой, тем аналогичность их интенсивнее - в этом проявляется закон горизонтального сродства. Аналогическая интенсивность законов увеличивается и уменьшается вместе с объемом их - это закон сродства вертикального.
А.И. Стронин показывает преимущества метода аналогики перед методами наук естественных: «все науки заставляет работать на социальные; опыт и достояние всех
1 Здесь и далее в статье указаны соответствующие номера тетради и страницы рукописи А.И. Стронина «Теория личности» или «Л» - лист в рукописи.
2 По мнению некоторых современных российских социологов, этот прием, который широко
использовался в философских системах и применялся Строниным, по своей сути - это процедура формирования идеальных типов, которая позже у Ф. Тенниса и М. Вебера стала одним из основных методов социологического познания.
первых обращает в опыт и достояние всех вторых; открывает нам не мимолетные, противоречащие одна другой гипотезы, а целую стройную систему их, из которых довольно доказать несколько, чтобы они вышли доказанными все, - выгода, которая не представлялась до сих пор ни одному из состоявшихся до ныне знаний» [8, с. 280-281]. Таким образом, аналогика является единственным видом умозрительного метода3, который может быть использован при изучении социальных явлений [8, с. 157].
б) Классификация психологии как науки. А.И. Стронин предлагает разделять два вида психологии: «естественная - это собственно так называемая психология, другая общественная - логология, эстология и этология и третья философская - логика, эстетика и этика» [9, л. 65].
Любопытно, что в другом месте рукописи, социолог утверждает, что «психология с двух сторон должна изучаться, так что даже образует две различные науки: одна психология натуральная, другая - философская; одна предшествует общественным наукам, другая последует им. Одна должна опираться на природу, другая должна опираться, конечно, на общество» [9, л. 48]. В данном случае, мы видим просто обобщенный вывод по первой вышеуказанной классификации психологии.
Детальный анализ методологических особенностей психологии можно найти в работе «История и метод».
По мнению, российского социолога, человечность надо изучать не только с точки зрения собственно философской, но и с точки зрения социальной, натуральной, математической, а отсюда возникает: антропософия философская, антропософия социальная, антропософия натуральная, антропософия математическая, причем первые две составят науки антропософские формальные, а две последние - элементарные. Из числа формальных, то есть рассматривающих личность человеческую в ее организации, а не в ее стихиях, в ее строении, а не в силах, идут сначала философские. Они рассматривают человека исключительно индивидуального - это все науки психологические. Первая из них - это сама психология, наука строения души, наука отношений между собою ее различных сил и способностей. Далее идет первый ряд психологических наук - науки отправлений человеческих нормальных:
3 В современной методологии научного исследования умозрительные методы занимают особое место: см.: [2; 3; 5; 7; 10].
Общество
Terra Humana
логика - об отправлениях ума, эстетика -об отправлениях чувства и этика - об отправлениях воли [8, с. 403].
Все эти психологические науки должны быть, вместе с тем, и методологическими: логика должна быть теорией доказательств и способов уверения, то есть методологией знания, как непосредственного, так и посредственного, при чем она должна подразделяться на теоретическую (в смысле методологии Милля) и прикладную (в смысле методологии Конта), а эта последняя должна быть изучаема не только на знаниях, но, по примеру Бокля, также и на народах, на полах, на возрастах и т.д.
Эстетика должна быть теорией впечатлений и способов энтузиазма, то есть методологией искусства; этика - теорией побуждений и способов решимости. Или методологией деятельности. Другой ряд психологических наук - это ряд об отправлениях души анормальных: из них одна - психопатия - о болезнях души, о происхождении ненормальных отправлений, а другая - психиатрия - о восстановлении отправлений нормальных, о целении души.
Третий ряд психологической наук составляет педагогика - наука о сохранении нормальных и предупреждении ненормальных отправлений душевных - гигиена души.
Таким образом, А.И. Стронин приходит к выводу, что время философии человека далеко еще не пришло, и вся его классификация человековедения ни на какое осуществление в близком будущем рассчитывать не может. Человек социальный больше поддается изучению, чем индивидуальный, человек натуральный - более чем социальный, и наконец, математический - еще более чем натуральный.
В связи с тем, что А.И. Стронин уделял значительное внимание проблеме классификации психологии как науки, нам представляется целесообразным рассмотреть классификацию наук Б.М. Кедрова, где психология занимает ведущее положение. Данная аналогия позволит показать актуальность идей А.И. Стронина и развитие интересующих его проблем в современных методологических концепциях.
В классификации наук, разработанной Б.М. Кедровым, психологии отводится, центральное положение. Как известно, Кедров построил треугольник наук, вершины которого заняли три основные группы наук - о природе (естествознание), об обществе (общественные науки) и о мышлении (философия).
В центре треугольника находится психология, связанная со всеми тремя основными группами наук. «Поскольку человек с его психикой присутствует во всех без исключения сферах своей познавательной, теоретической и практической деятельности, постольку психология, естественно, должна занять центральное положение в общей системе наук» [4, с. 91].
Рассмотрим положение человекозна-ния в классификационной схеме Б.М. Кедрова. В основе общей классификации наук предпринят принцип соответствия наук объектам. Слева на этой схеме представлены объекты, справа - науки (рис. 1). К объектам относятся природа (неорганическая и органическая) и человек. Необходимо отметить, что уже в классификации объектов познания Кедров выделяет человека как фундаментальный объект познания. Однако понимание этого объекта скорее социологическое. Б.М. Кедрову принадлежит следующее определение: «Человек, то есть общество и мышление (человеческие)». Проблема человека исследуется в группе социальных, философских и гуманитарных наук.
Приведем классификационную схему полностью [4, с. 55]. Сплошными линиями обозначены связи первого порядка -между тремя главными разделами науки. Пунктирными линиями обозначены связи второго порядка - между науками, которые располагаются на стыке главных, но не входят целиком ни в одну из них (технические науки в широком понимании, включая сельское хозяйство и медицинские науки).
Относительно места психологии в системе наук, Б.М. Кедров высказывается следующим образом: «Между всеми тремя главными разделами стоит психология в качестве самостоятельной науки, изучающей психическую деятельность человека с естественноисторической стороны (отсюда ее связь с физиологией высшей нервной деятельности, то есть отраслью естествознания) и с социальной стороны (отсюда ее связь, в частности, с педагогикой как отраслью общественной науки). Но еще теснее ее связь с логикой (наукой
о мышлении как частью философии)» [4, с. 582].
Таким образом, психология как наука
о психической деятельности человека находится, между тремя главными разделами. Между тем, значение естествознания в современной системе наук о человеке не уменьшается, а возрастает, так как в изучение человека все более успешно включа-
ОБЪЕКТЫ
НАУКИ
75
I-------ПРИРОДА
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФИЛОСОФИЯ
I------------ 1 НАУКИ
1 ОБЩЕСТВО МЫШЛЕНИЕ 1 . ■
—I гуманитарные науки
Рис. 1. «'Треугольник 'наук» и его объективная основа (правильнее психологию ставить ближе к философии).
Сплошные линии - главные связи, пунктирные - производные.
ются многие точные и естественные науки с их техническими приложениями. Особая сложность классификации наук о человеке в современных условиях заключается в том, что проблема человека как общая для всей науки охватывает почти все разделы знаний, поэтому она не может быть локализована в определенной области системы наук в той мере, в какой это было возможно еще полвека назад.
С целью актуализации и расширения проблемного поля исследования методологических идей А.И. Стронина уместно провести параллели концепции челове-кознания Б.Г. Ананьева с классификацией наук Кедрова.
Утверждения методологического подхода Б.М. Кедрова встречают одобрение среди психологов. Однако один из ведущих советских психологов, Б.Г. Ананьев, поддерживая в принципе утверждение о центральном положении психологии в системе наук, высказал идею о месте в этой системе человекознания как синтетической науки [1]. Он исходил из того, что не одна психология, а целый ряд наук занимается человеком. Отсюда междисциплинарный характер анализа личности в рукописи А.И. Стронина позволяет выйти за пределы социологического знания и получает импульс к новому осмыслению.
в) Методологическая ошибка в гуманистических науках. С точки зрения А.И. Стронина, в гуманистических науках законы, выведенные без опоры на историю, всегда будут считаться ошибочными.
Эта методологическая ошибка проявляется во всех гуманитарных исследованиях. Автор рукописи приводит следующий пример. «На этой ошибке основана и экономия: видя современную систему промышленности и не желая видеть все предыдущие, она только настоящую и называет экономией» [9, № 55].
Стронин видит причину ошибки в привычке исследователей абсолютизировать истину: «...эта ошибка от привычки нашей к законам наук только космических, где все, что истинно сегодня, было истинно и всегда» [9, л. 16]. В данном случае не учитывается относительность истины.
г) Особенности определения дедукции и индукции. А.И. Стронин считает, что общественные науки должны в своем развитии ориентироваться на естествознание, усвоить его методы и приемы. Он отмечает, что «обществоиспытание» должно использовать метод естествоиспытания, т.е. индукцию, а не метод математики - дедукцию [8, с. 21].
Он подробно рассматривает применение Миллем метода совпадения (индук-
Общество
Terra Humana
ции) и дает комментарии о качестве примеров этого метода, приведенных Миллем, также сопоставляет его методологический подход с взглядами Уэвелля и Лапласа. В итоге, автор показывает преимущества и недостатки подхода Милля [Т. 1, с. 28].
По определению А.И. Стронина, «...индукция... это такой путь изучения, при котором идут от предметов к идее, от множественности к единству, от частностей к обобщениям, а не наоборот, причем единственно верные средства отправления суть: или опыт над этими частностями, или наблюдение над ними» [8, с. 21].
Выбрав индукцию в качестве основного метода в общественных науках, Стро-нин раскрывает ее различия с методом дедукции: «Дедукция - метод открытий, индукция - метод доказательств; дедукция - общие законы, индукция - частные; дедукция направлена к фактам, индукция - к идеям, к законам, дедукция проникает в следствия, индукция - в причины. И все это от того, что дедукция путь сверху вниз, а индукция снизу вверх, первая анализ, а вторая синтез» [9, № 82].
Далее Стронин ссылается на свою работу «История и метод», в которой подробно анализирует все виды индукции и дедукции, используемые в естествознании.
Таким образом, одна из особенностей методологии А.И. Стронина - сочетание индуктивных и дедуктивных методов в изучении социальных явлений.
д) Проблема репрезентативности выборки в социологическом исследовании. Рассматривая репрезентативность как свойство выборочной совокупности представлять параметры генеральной совокупности, значимые с точки зрения задач исследования, Стронин справедливо отмечает, что:
«..чем больше количество наблюдаемых
явлений, чем обширнее район обобщения, тем правильность несомненнее, при малом сомнительстве» [9, № 55].
список литературы:
Репрезентативность выборки означает, что с некоторой наперед заданной или вычисленной погрешностью можно отождествить установленное на выборочной совокупности распределение изучаемых признаков с их действительным распределением в генеральной совокупности [6].. Оценка репрезентативности выводится на основе анализа и расчета ошибок: процедурных (допущенных при регистрации признаков) и случайных (зависящих от степени изменчивости изучаемого признака).
Данная историко-социологическая статья является первым исследованием, в котором представлено целостное системное изучение рукописи А.И. Строни-на «Теория личности». При этом автором изучен оригинал рукописи трех тетрадей теории личности А.И. Стронина впервые в истории российской социологии (четвертая и пятая тетрадь будут представлены в отдельной работе). Создана модель методологии генезиса личности в рукописи А.И. Стронина и показано значение идей российского социолога для развития современной социологии.
Методологические аспекты социологии представлены в рукописи достаточно разнообразно, начиная от проблемы репрезентативности выборки социологического исследования до классификации наук.
Перспективы дальнейших исследований могут быть представлены следующим образом: развитие идей А.И. Стронина средствами современных методологических концепций; сравнительный анализ классификации наук по Б.М. Кедрову и А.И. Стронину.
Нами планируется издание оригинала рукописи А.И. Стронина с социологическими комментариями, которое будет способствовать распространению его идей в мировой социологии и сформировать будущее поколение социологов.
[1] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 3 -е изд. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
[2] Берлин И. Подлинная цель познания. Избранные эссе / Пер. с англ. и коммент. В.В. Сапова. - М.: Канон+, 2002. - 799 с.
[3] Бранский В.П. Теория элементарных частиц как объект методологического исследования. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989. - 257 с.
[4] Кедров Б.М. Классификация наук. Т. 1. - М.: Мысль, 1961.
[5] Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. - М.: СИНТЕГ, 2007. - 668 с.
[6] Оганян К.М. Методология и методика социологического исследования. - СПб.: СПбГИЭУ, 2011. - 304 с.
[7] Природа научного открытия. Философско-методологический анализ / Под ред. В.С. Гота. - М.: На-
ука, 1986.
[8] Стронин А.И. История и метод. - СПб.: Тип. А.М. Котомина, 1869. - 446 с.
[9] Стронин А.И. Теория личности [Рукопись] // ОР РНБ. - Ф. 752. - Д. 13, 14, 15.
[10] Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2008. - 592 с.