Научная статья на тему 'Концепции личности в субъективной и органической школах российской социологии'

Концепции личности в субъективной и органической школах российской социологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1580
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РУКОПИСИ / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ПРОГРЕСС / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / СОВРЕМЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / SOCIOLOGICAL ANALYSES OF MANUSCRIPT / PERSONALITY / SOCIETY / PROGRESS / PERSONALITY STRUCTURE / MODERN LEADER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Оганян Карина Каджиковна

Проведен анализ результатов историко-социологического исследования концепций личности в субъективной и органической школах российской социологии. С использованием монографического метода, анализа и синтеза выявлены основные характеристики личности в концепциях субъективистов; определена структура личности в рукописи А. И. Стронина, впервые использовался системный подход в изучении рукописи А. И. Стронина, показана актуальность и значимость идей субъективистов и А. И. Стронина для развития современной социологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concepts of Personality in Subjective and Organic School of Russian Sociology

The analyses of results historical-sociological research of personality concepts has been carried out in subjective and organic schools of Russian sociology. The basic characteristics of the personality in the concepts of subjectivists are identified by using the monographic method, the analysis and synthesis; the structure of the personality in Stronin's manuscript is defined; for the first time the system approach for manuscript studies was used; the relevance of subjectivists' and Stronin's ideas for the development of modern sociology is argued.

Текст научной работы на тему «Концепции личности в субъективной и органической школах российской социологии»

3. Воронцов А. В., Глотов М. Б. Классики зарубежной социологии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. 79 с.

4. Гавра Д. П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб.: ИСЭП РАН, 1995. 235 с.

5. Драбкина Т. И. Законодательный (представительный) орган власти Ленинграда — Санкт-Петербурга: электоральная история // Выборы и партии в регионах России. М.; СПб.: ИГПИ; Летний сад, 2000. С.214-227.

6. Официальный сайт Законодательного Собрания Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. URL: [http: //www.assembly.spb.ru] (дата обращения: 22.12.2011).

7. Политическая психология: Хрестоматия / Сост. Е. Б. Шестопал. М.: Аспект Пресс, 2007. 448 с.

8. Тихонов А. В. Социология управления. М.: Канон+; РООИ Реабилитация, 2007. 472 с.

9. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер. с нем. Д. В. Скляднева. СПб.: Наука, 2001. 377 с.

REFERENCES

1. Abchuk V A., Gelih O. Jа. Filosofja i teorija upravlenija. SPb.: Knizhnyj dom, 2008. 456 s.

2. Anurin V F., Sadulina A. M. Bjurokratija: vzgljady «izvne» i «iznutri» // Sotsiologicheskie issledovanija. 2010. № 2. S. 29-38.

3. Vorontsov A. V., Glotov M. B. Klassiki zarubezhnoj sotsiologii. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2009. 79 s.

4. Gavra D. P. Obshchestvennoe mnenie kak sociologicheskaja kategorija i sotsial'nyj institut. SPb.: ISJEP RAN, 1995. 235 s.

5. Drabkina T. I. Zakonodatel'nyj (predstavitel'nyj) organ vlasti Leningrada — Sankt-Peterburga: jelektoral'naja istorija // Vybory i partii v regionah Rossii. M.; SPb.: IGPI; Letnij sad, 2000. S. 214-227.

6. Ofitsial'nyj sajt Zakonodatel'nogo Sobranija Sankt-Peterburga [Elektronnyj resurs]. URL: [http: //www.assembly.spb.ru] (data obrashchenija: 22.12.2011).

7. Politicheskaja psihologija: hrestomatija / Sost. E. B. Shestopal. M.: Aspekt Press, 2007. 448 s.

8. Tihonov A. V. Sotsiologija upravlenija. M.: Kanon+; ROOI Reabilitatsija, 2007. 472 s.

9. Habermas Ju. Moral'noe soznanie i kommunikativnoe dejstvie / Per. s nem. D. V. Skljadneva. SPb.: Nauka, 2001. 377 s.

К. К. Оганян

КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ В СУБЪЕКТИВНОЙ И ОРГАНИЧЕСКОЙ ШКОЛАХ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

Проведен анализ результатов историко-социологического исследования концепций личности в субъективной и органической школах российской социологии. С использованием монографического метода, анализа и синтеза выявлены основные характеристики личности в концепциях субъективистов; определена структура личности в рукописи А. И. Стронина, впервые использовался системный подход в изучении рукописи А. И. Стро-нина, показана актуальность и значимость идей субъективистов и А. И. Стронина для развития современной социологии.

Ключевые слова: социологический анализ рукописи, личность, общество, прогресс, структура личности, современный руководитель.

K. Oganyan

The Concepts of Personality in Subjective and Organic School of Russian Sociology

The analyses of results historical-sociological research of personality concepts has been carried out in subjective and organic schools of Russian sociology. The basic characteristics of the personality in the concepts of subjectivists are identified by using the monographic method, the analysis and synthesis; the structure of the personality in Stronin’s manuscript is defined; for the first time the system approach for manuscript studies was used; the relevance of subjectivists ’ and Stronin’s ideas for the development of modern sociology is argued.

Keywords: sociological analyses of manuscript, personality, society, progress, personality structure, modern leader.

В современных условиях трансформации и модернизации общества, преодоления кризисного этапа развития, важное значение приобретает переосмысление ценностнонравственной составляющей личности с целью формирования будущих поколений, опирающихся на свою историю, и развития традиций отечественной науки.

В настоящее время отечественная социологическая наука испытывает острую потребность переоценки и выхода на новый уровень теоретико-методологического видения и понимания личности на междисциплинарном уровне в социологических концепциях российской социологии в конце XIX — начале XX века. В этих условиях осмысление и социологический анализ рукописи пяти тетрадей теории личности представителя натуралистической школы российской социологии А. И. Стронина, который впервые будет осуществляться в данном исследовании, обусловливает актуальность.

Наряду с этим, социально-психологический анализ концепций личности в субъективной школе социологии имеет огромное значение для объяснения специфики изучения модели личности в концепциях П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского, С. Н. Южакова [3, с. 117-123; 5, с. 53-55].

Представим основные выводы по анализу концепций личности в субъективной школе.

Социально-психологическая концепция личности Н. К. Михайловского

• Михайловский считал, что личность и развитие общества необходимо изучать на трех различных уровнях — на социальном, с точки зрения экономического разделения труда, при создании наилучшей организации, которая должна вести к сотрудничеству и солидарности; на биологическом, в плане «борьбы за индивидуальность» как извечного биологического закона, и на психологическом, с анализом психологического взаимодействия личности и масс.

• Н. К. Михайловский предложил оригинальное понимание формулы прогресса общества и личности. Если для развития индивида верна формула: от однородного — к разнородному, то для общества эта форма должна быть обратной: от разнородного — к однородному. Последнее означает единство свободы, равенства и солидарности для всех в обществе.

• В связи с изучением проблемы подавления индивидуальности Н. К. Михайловский основал и разработал новое направление в науке — массовую психологию, область, в которой стало возможным открыть различные патологические явления личности и заданный внешними условиями психический и социальный автоматизм личности.

Концепция критически мыслящей личности П. Л. Лаврова

• Ведущей силой социального развития является личность — «орган прогресса». Характерная особенность личности — ее критическое сознание, осознанное стремление к изменению культуры.

• Лавров выделял определенные типы личностей: деятели цивилизации, участники цивилизации, противники цивилизации, пасынки цивилизации и дикари высшей культуры.

• Главной движущей силой социального

прогресса являются критически мыслящие личности, роль которых в обществе призвана исполнять передовая интеллигенция. Среди критически мыслящих личностей он разделял следующие типы: «говоруны»,

«незаметные герои», «лидеры прогресса».

Активистская теория личности С. Н. Южакова

• Ключевыми понятиями социологии С.

Н. Южакова, применяемыми при изучении различных социальных проблем, были понятия личность, активность, культура.

• Развитие активности в обществе — это развитие индивидуальности, а единственным активным элементом общества, создателем и продуктом социальных условий является личность.

• Рассматривая личность и культуру как два фактора общественного развития, он в то же время видит в них антагонистов, поскольку рост культуры ведет к деградации личности, к превращению ее в социальный орган, исполняющий какую-либо одну функцию.

Прежде чем перейти к анализу теории личности А. И. Стронина рассмотрим некоторые аспекты идейной переклички представителя органической школы с субъективистами.

Некоторые авторы утверждают, что в истории русской социологии наблюдается эволюция русского органицизма к психологизму. Это объясняется тем, что переход от прогресса к застою вызывается, согласно А. И. Стронину, не только задержкой в удовлетворении новых потребностей, но и отсутствием новых идеалов. Проблема общественного идеала и его разработка — одна из центральных в субъективной школе. «Наиболее отчетливо это обращение А. И. Стро-нина к проблематике субъективистов и

идейная перекличка с ними прослеживается в его работах «Политика как наука» и «История общественности», где он, по примеру

О. Конта, хочет найти законы развития, вернее, научные рычаги управления политической жизнью» [1, с. 71]. В этом контексте он обращается к проблеме мотивации социальных действий и широко использует элементы социально-психологического анализа. Идеи, знания, просвещение выступают у него главной силой адекватных преобразований в социальной сфере, а силой, способствующей этому процессу, — рост среднего класса и интеллигенции.

Многие проблемы, касающиеся прогресса в его культурно-социальном аспекте, рассматриваются А. И. Строниным подробно в последней книге «История общественности». Смысл прогресса он видит в переходе от физического к психологическому, от телесного к духовному, от инстинктивного к разумному, от объективного к субъективному, от неподвижного к подвижному, а в целом от животного к человеческому — такое понимание прогресса совершенно в духе проблематики субъективной школы русской социологии.

В данном случае А. И. Стронин как социолог, в отличие от своих первоначальных натуралистических подходов, где идеология холизма не позволяла в полной мере акцентировать внимание на личности и ее активной роли, выдвигает на передний план человека, создающего историю. Таким образом, «формируются теоретические предпосылки выхода за пределы натурализма к анализу социального субъекта в его интеллектуальной и нравственно-психологической целостности» [1, с. 71].

В социологических концепциях других представителей органической школы проблема личности не получила такого углубленного изучения и не занимает отдельного места, как в социологии А. И. Стронина, имеющего теорию личности. Однако, П. Лилиенфельд в своей социологической концепции рассматривал некоторые аспекты

личности. Он обратил внимание на одну отличительную особенность человека — наличие у него способности вырабатывать идеи. Отмечая ее как свойство, отсутствующее у животных, он не считал его признаком качественной специфики человека [8, с. 35]. В этой части концепции ученого нельзя не отметить наличия очень важного творческого момента в его теоретической мысли, когда речь идет о необходимости социологического анализа духовных процессов, изучения их воздействия на различные виды деятельности. И хотя идеи рассматриваются всего лишь как одно из свойств общества как организма, сама мысль о важности изучения явлений духовного порядка представляет собой новый элемент теории.

Ученый вплотную подошел здесь к признанию необходимости обращения к психологическим и нравственным аспектам поведения человека. Тема общественного идеала представляет интерес в его творчестве, под которым имеется в виду социальный прогресс без революций.

Взгляд ученого на психику как фактор, детерминирующий общественные процессы, как на ту грань, которая разделяет природу и социальный мир, получил свое развитие у русских социологов разных направлений — у П. Л. Лаврова, у Н. К. Михайловского, у П. А. Сорокина, чем подтвердился его продуктивный характер.

Александр Иванович Стронин (1826-1889) — один из первых русских социологов, трудами которых открывается эра отечественной истории научной социологии. Свое исследование Стронин задумал как серию книг, первоначально названных им: «Знание и метод», «Политика», «Философия», «Биография». Он планировал написать четвертую книгу, которую хотел назвать «Биография», а получил в итоге «Теорию личности», представляющую собой монографическое исследование. В отделе рукописей Российской национальной библиотеки в фонде А. И. Стронина хранится

оригинал рукописи «Теория личности». Работники архива датируют рукопись 1870-м годом. Вместе с тем в дневниковых записях упоминание об этой работе А. И. Стронин дает значительно позже — в 1883 году.

«Теория личности» — историко-философская и социологическая работа, в которой четко видны взгляды А. И. Стронина как позитивиста. Оригинал рукописи представлен пятью тетрадями. В данной работе Стронин раскрывает свою «программу теории личности», представленную «философией прошедшего», «философией настоящего» и «философией прошедшего».

Анализ личности в рукописи А. И. Стро-нина носит междисциплинарный характер. Российский социолог применяет комплексный подход, рассматривая личность с точки зрения социологии, психологии, социальной психологии, социальной педагогики, этики [11].

Таким образом, личность по Стронину,

— это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

Рассмотрим структуру личности по А. И. Стронину, представленную на схеме [10, Т. 3.Л. 82]*.

В центре структуры находится эстетическая составляющая развития личности как идеал формирования гармоничного человека. Одними из условий формирования такого идеала являются внешние чувства личности, выражающиеся в работе пяти органов, — осязание, обоняние, слух, зрение, и внутренние — любовь, ненависть, страх и другие.

Теоретический аспект изучения личности по А. И. Стронину выражается в трех параметрах: психофизиологические функции и органические потребности; религиозное сознание и поведение; статус и социальные функции-роли.

Структура личности по А. И. Стронину

Таким образом, теоретический аспект для А. И. Стронина подразумевает созерцательную, интеллектуальную деятельность личности, выраженную посредством взаимодействия трех личностных ипостасей: человек как психофизиологическое сущест-

во, человек религиозный, человек социальный.

Практический аспект изучения личности представлен системой ценностных ориентаций личности, выраженной в трех блоках: эгоистические качества личности; нравст-

венные качества, ценности добра, справедливости; материальные, экономические ценности и интересы.

Таким образом, практический аспект рассматривается А. И. Строниным в трех типах личности: человек эгоистический, человек нравственный и человек экономический.

После схемы А. И. Стронин дает подробное перечисление поступков и чувств, каждый из которых отражает практический и теоретический аспект личности, представленный выше [10, Т. 3. Л. 82].

Структура личности в теории А. И. Стро-нина включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Важной характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми. Именно в процессе деятельности формируются и проявляются чувства, качества, ценностные ориентации личности.

Особую значимость в нашем теоретическом исследовании представляет актуализация идей проанализированных российских социологов в контексте развития современного общества. Ограничимся их краткой характеристикой. Наметим лишь некоторые аспекты анализа данной проблемы, в частности, это интерпретация критически мыслящей личности П. Л. Лаврова на примере современного руководителя.

Анализируя качества, способности личности, ее роль в развитии общества, согласно концепции П. Л. Лаврова, можно прийти к выводу, что данные показатели играют решающую роль в формировании личности современного руководителя. В современных условиях, когда дисфункции в управлении становятся частым явлением в бюрократической системе нашей страны, что проявляется в различных нарушениях административно-правового характера, в недостаточ-

ном внимании к социально-психологическому фактору в управлении, в отсутствии гибкости, изменчивости в стиле управления и других соответствующих качественных характеристик руководителя, повышается необходимость в грамотных, высококвалифицированных руководителях, обладающих лидерскими качествами и способных эффективно управлять организацией. Вследствие этого, особую актуальность представляет создание социальных технологий формирования профессиональных лидеров. Данные технологии должны основываться на определенной теоретикометодологической базе, разработке которой и будут посвящены дальнейшие работы автора [6].

Проблема роли личности в истории, интересующая П. Л. Лаврова, может быть рассмотрена и на микроуровне, где приобретает управленческий характер и будет выражаться через понятие «управление изменениями».

Роль личности руководителя по управлению изменениями заключается в преобразовании деятельности сотрудников, в улучшении условий труда, в обосновании и реализации намеченных мер, действий, мероприятий.

С нашей точки зрения, типы критически мыслящих личностей («говоруны», «незаметные герои человечества», «лидеры прогресса», по П. Л. Лаврову) проявляют себя в деятельности по управлению изменениями и соотносятся с типами руководителей-изменителей.

Нежелательные типы личности — романтики — включают в себя:

1. Желающий изменять, но не знающий и не умеющий это делать: преисполнен желаниями, благими намерениями. Часто верно схватывает, что необходимо менять. 2. Фантазер: не полагается на аналогичную информацию вначале и при проведении изменений. Личные фантазии, как собственное видение, преобладают надо всем. Эти типы личности соответствуют говорунам и неза-

метным героям человечества, по П. Л. Лаврову, поскольку они не могут системно, последовательно эффективно проводить изменения и объективно оценивать управленческую ситуацию.

Желательные типы — прагматики — включают в себя: 1. Аналитик-конструктор: способен сам/или совместно с другими определять необходимые изменения; представлять конструкцию будущего. Может обладать способностями по проведению изменений. 2. Технолог-организатор: очень хорошо дополняет предыдущий тип руководителя. Обладает представлениями о порядке (технологии) проведения изменений, о требуемых результатах. Эти типы личности соответствуют «лидерам прогресса», по классификации П. Л. Лаврова, поскольку своими профессиональными умениями, качествами способны системно осуществлять изменения в организации и своей деятельностью способствовать достижению поставленных целей.

Анализ типологии руководителей-изме-нителей и типологии личности П. Л. Лаврова показывает актуальность идей российского социолога в контексте особой значимости социальной и социально-психологической культуры управления.

Главной движущей силой социального прогресса, согласно концепции П. Л. Лаврова, являются критически мыслящие личности, роль которых в обществе призвана исполнять передовая интеллигенция. Современные российские исследователи обращаются к теме движения интеллектуалов в контексте проблем социальной теории. С точки зрения Ю. М. Резника, внутри сообщества интеллектуалов, занимающихся проблемами социальной теории, наблюдается размежевание между двумя полярными группами: интеллигенцией как носительницей гражданских идеалов и корпоративной группой интеллектуалов, находящихся на

службе структур бизнеса и политики [9, с. 11].

Беда нашей гуманитарной интеллигенции и несчастья народа состоит в том, что она не осознала своего классового положения и назначения. Эти люди живут для идеи, ориентируясь в своем поведении на фундаментальные ценности и утверждая моральные идеалы и символы, обладающие социальной значимостью. У корпоративных интеллектуалов есть своя ниша в обществе. Они выступают в качестве советников и консультантов бюрократических организаций, бизнес-структур и поэтому вынуждены смириться с утратой моральной автономии и академической независимости, а свои способности подчиняют целям управления и манипулирования поведением людей [9].

Взаимодействие между этими группами интеллектуалов — поле непрекращающейся борьбы за умы людей. В этой борьбе социальная теория играет роль «защитного пояса» социологии, ориентирована на идеалы гражданского общества и выражает интересы среднего класса [9].

Взаимодействие «личность — общество»

— ключевое в социологии. Теоретически возможно построить объединение людей и назвать его обществом на любом типе взаимодействия — эмоциональном, рече-комму-никационном, деятельностном, духовном, правовом. Концепции личности субъективистов и А. И. Стронина представляют особую актуальность для современной социологии, поскольку в них в той или иной форме рассматриваются вышеуказанные типы взаимодействия личности и общества, а личность в современном обществе — это многогранное понятие, интегральная категория.

Все это дает возможность познать процессы, происходящие в современном российском обществе, и определить пути выхода из кризиса.

ПРИМЕЧАНИЕ

Здесь «Т» означает — тетрадь рукописи А. И. Стронина; «Л» — лист тетради.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воронцов А. В., Громов И. А. История социологии XIX — начала XX века: В 2 ч. М.: Владос, 2005. Ч. 2.

2. Миллс Ч. Социологическое воображение. М., 1998.

3. Оганян К. К. Анализ критической литературы о творчестве Лаврова П. Л. // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: «Гуманитарные науки». 2011. № 4 (39).

4. Оганян К. К. Методологический анализ социальных технологий формирования профессиональных лидеров. СПб.: СПбГИЭУ, 2011. 113 с.

5. Оганян К. К. Сравнительный анализ концепции личности П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского // Всероссийский журнал научных публикаций. М., 2011.

6. Оганян К. К. Методологический анализ социальных технологий формирования профессиональных лидеров. СПб.: СПбГИЭУ, 2011. 113 с.

7. Оганян К. М. Философия человека. СПб.: СПбГИЭУ, 2011.

8. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца XX века) / Под ред. Е. И. Кукушкиной М.: Высшая школа, 2004.

9. Резник Ю. М. Социальная теория и теоретическая социология на пути интеграции // Социологические исследования. 2007. № 9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Стронин А. И. Теория личности. Рукопись // ОР РНБ. Ф.752. Д. 13, 14, 15.

11. Стронин А. И. Теория личности (по материалам рукописи): Монография / Авт.-сост. научного исследования К. К. Оганян. М.: ИНФРА-М., 2012. 144 с.

12. Яницкий О. Н. Кризис и социология // Социологические исследования, 2009.

REFERENCES

1. Voroncov A. V., Gromov I. A. Istorija sociologii XIX — nachata XX veka: V 2 ch. M.: Vlados, 2005. Ch. 2.

2. Mills Ch. Sociologicheskoe voobrazhenie. M., 1998.

3. Oganjan K. K. Analiz kriticheskoj literatury o tvorchestve P. L. Lavrova // Vestnik INZHEKONA. Serija: «Gumanitarnye nauki». 2011. № 4 (39).

4. Oganjan K. K. Metodologicheskij analiz sotsial'nyh tehnologij formirovanija professional'nyh liderov. SPb.: SPbGIJEU, 2011. 113 s.

5. Oganjan K. K. Sravnitel'nyj analiz kontsepcii lichnosti P. L. Lavrova i N. K. Mihajlovskogo // Vserossi-jskij zhurnal nauchnyh publikatsij. M., 2011.

6. Oganjan K. K. Metodologicheskij analiz social'nyh tehnologij formirovanija professional'nyh liderov. SPb.: SPbGIEU, 2011. 113 s.

7. Oganjan K. M. Filosofija cheloveka. SPb.: SPbGIEU, 2011.

8. Razvitie sotsiologii v Rossii (s momenta zarozhdenija do kontsa XX veka) / Pod red. E. I. Kukushkinoj M.: Vysshaja shkola, 2004.

9. Reznik Ju. M. Sotsial'naja teorija i teoreticheskaja sotsiologija na puti integratsii // Sotsiologicheskie issledovanija. 2007. № 9.

10. Stronin A. I. Teorija lichnosti. Rukopis' // OR RNB. F. 752. D. 13, 14, 15.

11. Stronin A. I. Teorija lichnosti (po materialam rukopisi): Monografija / Avt.-sost. nauchnogo issledovanija K. K. Oganjan. M.: INFRA-M., 2012. 144 s.

12. Janickij O. N. Krizis i sociologija // Sotsiologicheskie issledovanija, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.