6.2. НЕКОТОРЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БИОТЕРРОРИЗМА
Трусов А. И. Должность: адъюнкт кафедры криминологии. Место работы: Московский университет МВД России.
Аннотация: в статье, на основе мнений специалистов, автор приходит к выводу о реально существующей угрозе биотерроризма и предлагает ряд мер по её решению.
Ключевые слова: биологическое оружие, биотерроризм, криминология, причины, факторы, опасность, последствия, предупреждение, криминологический контроль.
SOME CRIMINOLOGICAL ASPECTS OF BIOTERRORISM
Trusov A. I. Position: the graduated in a military academy of chair oiminology. Place of Employment: the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Annotation: in article, on the basis of opinions of experts, the author comes to conclusion about real-life threat of bioterrorism and offers a number of measures under its decision.
Keywords: the biological weapon, bioterrorism, криминология, the reasons, factors, danger, consequences, the prevention, criminological control.
Развитие современных биотехнологий сулит огромный спектр возможностей, которые, по своей сути, могут находить применение в разных сферах деятельности, нередко «противоположных». Так, одни и те же достижения могут применяться, с одной стороны для лечения, а с другой для создания оружия, в том числе биологического.
Следует согласиться с мнение специалистов, которые считают биологическое оружие опаснее других видов оружия массового поражения1 (таких как химическое и ядерное), в связи с тем, что оно обладает рядом характеристик: намного больший масштаб заражённой территории, что приводит к заражению большего количества людей; слабый контроль зоны распространения, в связи с тем что биологические агенты являются живыми и быстро размножающимися организмами; причинённый ущерб не всегда возможно компенсировать; длительность латентного периода; общность симптомов при огромном разнообразии возможных причин патологии.
Биологический терроризм, как и другие виды терроризма с применением оружия массового поражения, не получил широкого распространения в современном мире, однако, последние десятилетия ХХ и начало ХХ1 века, охарактеризовались увеличением попыток его применения. В то же, время исторические источники содержат множество фактов применения биологических поражающих веществ, преимущественно в военных целях2.
1 См. например: Абаренков В.П., Красулин Б.П. Разоружение: Справочник М.: Международные отношения, 1988. С. 221; Белоус В. Оценка угрозы применения оружия массового поражения в террористических целях // Разоружение и безопасность: 2001-2002. Международная безопасность: новые угрозы нового тысячелетия / под ред. Л.Г. Арбатова. М.: Наука, 2003. С. 50; Противодействие биологическому терроризму: Практическое руководство по противоэпидемическому обеспечению / под ред. академика РАМН, профессора Онищенко Г. Г. - М.: Петит - А. 2003.
2 Противодействие биологическому терроризму: Практическое руководство по противоэпидемическому обеспечению / Под ред. ака-
В настоящее время возможно создание некоторых классов генов, приобретающих смертоносные функции только лишь после встраивания в клетку хозяина, организм которого сам синтезирует яд, его и убивающий3; этнически нацеленного оружия, выбивающего даже отдельные группы среди популяций; однонаправленного биологического оружия, безопасного для агрессора, например на основе «медленных» и «спящих» вирусов с большими латентными периодами и
др.
Подводя итог вышеизложенному, следует констатировать: угроза биотерроризма превращается в реальность. Положительным моментом стоит признать то, что ряд государств, в том числе и Российская Федерация4, признали, что биотерроризм несет в себе потенциальную опасность. И стоит согласиться с мнением К. Алибека, в том, что ни одно государство в мире не сможет противостоять масштабной биологической угрозе в одиночку5.
Криминология не может обходить вниманием вопросы о биологическом оружии, однако, её должны интересовать теневые (криминальные) возможности использования биотехнологий и субъекты, эту деятельность осуществляющие.
Такая нелегальная (криминальная) деятельность по использованию биотехнологий, всегда противоправна и преступна, в не зависимости от субъекта её осуществляющую, потому что запрещена международноправовыми документами и национальным уголовным законодательством. Тем не менее, имеются многочисленные свидетельства того, что это теневое направление использования биотехнологий развивалось и продолжает развиваться в странах с совершенно разными видами политических режимов6.
К причинам стремления террористов к обладанию биологическим оружием относятся как особые поражающие свойства биологических агентов и токсинов, так и особенности механизма их разработки и применения в террористических целях.
Существуют факторы, стимулирующие террористов применять именно биологическое оружие, к которым относятся:
1) гибкость в выборе целей террористических актов и степени воздействия устрашающего эффекта на население и органы власти;
2) относительная доступность биологического оружия по сравнению с другими видами оружия массового поражения;
3) легкость доставки биологических агентов к месту теракта и простота применения биологического оружия;
демика РАМН, профессора Онищенко Г.Г. М.: Петит - А, 2003; Требин
М.П. Терроризм в XXI веке. Минск; Харвест, 2004; Щербаков Г. Источники и основные угрозы для национальной безопасности // Ядерное распространение, 2003. Вып. 47 и др.
3 См.: Спирин А. Ф. Биологическая революция: угрозы мнимые и реальные // Химия и жизнь. 2000. № 9.
4 В ноябре 2002 г. президент России В. Путин признал, что биотерроризм уже стал фактором нашей реальности. См.: Биотерроризм -реальный фактор // http://old.samara.ru/paper/41/3778/62556/.
5 См.: Кен Алибек. Ни Америка, ни Россия не готовы противостоять масштабной биологической угрозе // Известия. 2001.23 октября.
6 См.: Антипенко В. Ф. Борьба с современным терроризмом. Международно-правовые подходы. Киев, 2002; Требин М. П. Терроризм в XXI веке. Минск. 2003. С. 663—709; Хоффман Б. Терроризм — взгляд изнутри. Пер. с англ. М., 2003. С. 241—251; Жаккар Р. Именем Усамы бен Ладена. Пер. с франц. М., 2002; Нравственные ограничения войны: проблемы и примеры. М., 2002. С. 182—184; Слипченко В. И. Войны шестого поколения. Оружие и военное искусство будущего. М., 2002. С. 71—87 и др.
Пробелы в российском законодательстве
3'2009
4) большое разнообразие видов биологических агентов и токсинов, которые могут быть использованы в террористических целях;
5) скрытость факта применения биологического оружия;
6) возможность создания более совершенных видов биологического оружия с использованием методов генной инженерии.
В противовес стимулирующим выступает основной фактор, затрудняющий эффективное использование террористами биологического оружия в террористических актах, который заключается в отсутствии столь необходимых финансовых и интеллектуальных ресурсов, требуемых для разработки, хранения и использования биологических патогенов. Однако и это препятствие может быть устранено, посредством оказания помощи террористическим организациям со стороны заинтересованных в этом государств, посредством спецслужб и их агентурной сети, для которых представляется весьма заманчивой перспектива достижения целей устрашения или подавления противника путём тайного использования террористов (о чём последние могут и не догадываться) при минимальной вероятности вскрытия их причастности.
Последствия применения биологического оружия для совершения террористического акта не исчерпываются только жертвами среди населения, но включают также и иные составляющие. А.Е. Симонова в своём диссертационном исследовании предлагает классификацию групп последствий актов биотерроризма, в которую включает медицинские, экономические, социальные, политические и военные последствия7. В целом мы разделяем точку зрения А.Е. Симоновой о выделении пяти указанных групп последствий, содержание которых изложено весьма последовательно.
Следует отметить, что на сегодняшний день отсутствуют специальные международно-правовые и внутригосударственные акты, регламентирующие процедуру ликвидации последствий актов биотерроризма. Действуют лишь документы, регулирующие международное взаимодействие при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Предупреждение актов биотерроризма следует рассматривать как приоритетное направление международного сотрудничества и внутригосударственной политики в борьбе с биологическим терроризмом, принимая во внимание особую опасность данного явления где наблюдается весьма малый объём правовой регламентации. В решении данной проблемы может помочь предложение о расширении круга субъектов обнаружения фактов подготовки биотеррористических актов, помимо национальных спецслужб. В их круг необходимо включить иные правоохранительные органы (прежде всего, таможенные и органы внутренних дел), а также органы административного надзора (контроля) в сфере здравоохранения и промышленности. А так же необходимо осуществление надежной охраны научно-исследовательских и промышленных центров, фармацевтических предприятий, в которых находятся биологические агенты или токсины, которые могут быть использованы в террористических целях. В части международного сотрудничества здесь представляют значимость обмен информацией (в том числе разведывательного характера) о планируемых террористами нападениях на указанные объекты с целью хище-
7 Симонова А.Е. «Международно-правовые аспекты борьбы с биотерроризмом», Дис. кан. юрид. наук., М., 2007г.
ния орудий совершения биологического терроризма либо непосредственного использования хранящихся там биологических агентов и токсинов для осуществления террористического акта, а также оказание помощи в задержании преступников в случае пересечения ими государственной границы. В рамках индивидуальной профилактики, необходим контроль за лицами, обладающими специальными знаниями. Это становится особенно очевидным в условиях, когда тысячи биологов-специалистов, включая российских, живут без средств к существованию. Ведь их могут привлечь к решению задач по созданию биологического оружия.
При всех трудностях правового регулирования распространения биологического оружия, такое регулирование - основополагающее начало криминологического контроля. Основные принципы такого контроля содержатся в Конвенции ООН о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО), принятой в 1971 году, которая не предусматривает создание специализированной международной организации по контролю за исполнением положений этой Конвенции, что значительно снижает эффективность учреждаемого ею механизма предотвращения распространения биологического оружия. Все ранее предпринятые попытки создания институциональных механизмов не доказали своей эффективности в силу временности своего существования, либо в силу не официальности своего статуса, что препятствовало эффективному выполнению ими функций в данной сфере в полном объёме. В сложившейся ситуации, возникла необходимость создания международной организации по контролю за исполнением положений КБТО. На данную организацию будет необходимо возложить решение определённых задач в области борьбы с биотерроризмом, путём создания структурного подразделения в её составе, по борьбе с биотерроризмом и наделения его как функциями контроля за исполнением резолюции Совета Безопасности ООН № 1540, так и властно-контрольными полномочиями. Кроме того, на создаваемую международную организацию следует возложить также функции контроля за исполнением положений Протокола о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств от 17 июня 1925 г. в части, касающейся биологического оружия, а так же возлагать контроль за исполнением остальных Конвенций принятых в будущем в области борьбы с биотерроризмом.
Помимо уже сказанного, КБТО имеет ряд недостатков, которые предлагается исправить путём разработки и принятия отдельной Конвенции о борьбе с биотерроризмом, к которым относятся: отсутствие в КБТО запрета на применение биологического оружия в военных целях; возможность осуществления контроля за биологическим оружием только при проведении работ на оборонных или государственных предприятиях, которые финансируются из государственного бюджета, но не в коммерческих структурах, хотя именно в них в настоящее время идёт наиболее активная разработка биотехнологий; отсутствие запрета на применение биологического оружия нового поколения, разновидностями которых в настоящее время является радиационное и генетическое.
Учитывая большой круг субъектов международного сотрудничества в сфере борьбы с биологическим терроризмом, в который входят различные международ-
ные организации, межгосударственные объединения, отдельные государства и их правоохранительные органы, необходимо создание организационного и информационно-аналитического центра, осуществляющего координацию и информационное сопровождение указанных субъектов. Целесообразным представляется создание указанного центра в составе Интерпола.
Обобщая сказанное, считаем необходимым сделать ряд выводов:
1. Не совершенство Конвенции ООН о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, требует создания институционального механизма в виде международной организации по контролю за исполнением предписанных в ней положений, имеющей официальный статус и осуществляющую свою работу на постоянной основе;
2. Необходимо принять отдельную Конвенцию по борьбе с биологическим терроризмом, учитывающую все недостатки КБТО, опыт международно-правового регулирования в сфере охраны здоровья населения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а так же соответствующую современным достижения в области биотехнологий;
3. Требуется создание Международной организации по борьбе с биотерроризмом, наделённую властноконтрольными полномочиями, а так же функциями по контролю за исполнением всех принятых Конвенций в сфере биотерроризма;
4. Необходимо закрепить на международноправовом уровне: а) классы опасности биоагентов; б) регламенты обращения с биоагентами, включающие минимальные требования по безопасности к исследовательским центрам и промышленным предприятиям, в работе которых используются данные биоагенты, включая требования по охране таких объектов; в) единую базу данных по наиболее опасным биоагентам (требующую периодического расширения), их количеству и местам их хранения, что позволило бы отслеживать утечку данных агентов; г) требования по безопасности транспортировки потенциально опасных биоагентов, в рамках которых предусмотреть как требования по охране подобных грузов, так и технологические меры, препятствующие случайному нанесению вреда окружающей среде;
5. Целесообразно создание в составе Интерпола Координационного центра по борьбе с биотерроризмом, призванного осуществлять координацию и информационно-аналитическое сопровождение деятельности различных субъектов международного сотрудничества в сфере борьбы с биологическим терроризмом;
6. Существует срочная необходимость увеличения количества мероприятий, направленных против биотерроризма и на укрепление биобезопасности. Необходимо выделение дополнительных ресурсов в этом направлении, а так же использовать для борьбы с биотерроризмом различные правовые акты, как на международном, так и на внутригосударственном уровне, изначально не имеющие такого целевого предназначения, предусматривающие меры, осуществляемые в рамках деятельности субъектов национального и международного права в различных сферах, таких как борьба с международным терроризмом, охрана здоровья населения, ликвидация последствий техногенных ситуаций, предотвращение распространения биологически-опасных агентов и токсинов, а так же средств их доставки и технологий разработки.
Предлагаемые автором меры позволят более эффективно бороться с распространением биологически опасных агентов и технологий их изготовления, поскольку будет установлен единообразный порядок учёта и контроля за их производством, хранением и оборотом.
Список литературы
1. Севостьянов В. Терроризм на ... самоокупаемости // Военно-промышленный курьер. 2007. № 10.
2. Симонова А.Е. Международно-правовые аспекты борьбы с биотерроризмом. Дис. кандидата юридических наук. М. 2007.
3. Немиц В.Ф. Биологический терроризм и возможные пути его предупреждения // Охрана: служба, технические средства, экономика. 2006, № 3.
4. Международный терроризм: борьба за геополитическое господство: Монография. М.: РАГС, 2005.
5. Обеспечение биологической, химической и токснкора-диационной безопасности при террористических актах / Под ред. академика РАМН, профессора Г.Г. Онищенко. М.: МП Гигиена, 2005.
6. Попов И.М. Война будущего: взгляд из-за океана: Военные теории и концепции современных США / М.: АСТ: Аст-рель: Транзиткнига, 2004.
7. Требин М.П. Терроризм в XXI веке. Минск; Харвест, 2004.
8. Калашников М. Гнев орка / М. Калашников, Ю.Крупнов. М.: АСТ, Астрель, 2004.
9. Алибек К., Хендельман С. Осторожно! Биологическое оружие! / Пер. с англ. Е. Егоровой, Е. Клиновой. М.: Городец, 2003.
10. Противодействие биологическому терроризму: Практическое руководство по противоэпидемическому обеспечению / под ред. академика РАМН, профессора Онищенко Г.Г. - М.: Петит - А. 2003.
11. Противодействие биологическому терроризму: Практическое руководство по противоэпидемическому обеспечению / Под ред. академика РАМН, профессора Онищенко Г.Г. М.: Петит - А, 2003.
12. Щербаков Г. Источники и основные угрозы для национальной безопасности // Ядерное распространение, 2003. Вып. 47.
Рецензия
Тема представленной А. И. Трусовым научной статьи является весьма актуальной и отличается существенной новизной. В своей работе автор исследовал угрозу биотерроризма, при современном биотехнологическом развитии.
Основываясь на научных точках зрения специалистов из различных областей по данному вопросу, в завершении статьи А. И. Трусов предлагает создание отдельной международной организации, занимающейся вопросами нераспространения биологического оружия и контроля за исполнением положений КБТО, что вместе с тем представляется довольно дискуссионным вопросом. В частности, полагаем, что создание подобной организации малообоснованно, так как её функции могут выполняться уже созданными на международном уровне организациями. При этом автор вполне обоснованно отмечает, что угроза биотерроризма реальна и существует срочная необходимость увеличения количества мероприятий, направленных против биотерроризма и на укрепление биобезопасности.
Объем представленной научной статьи составляет 8 страниц. Содержание в полной мере соответствует предложенному названию. Статья выполнена на достаточно высоком уровне и отвечает требованиям ВАК, предъявляемым к научным публикациям. Следовательно, работа А. И. Трусова «Некоторые криминологические аспекты био-терроризма»может быть рекомендована к опубликованию.
Профессор кафедры криминологии Московского университета МВД России, доктор юридических наук, доцент, полковник милиции М. А. Кочубей.