Научная статья на тему 'Некоторые конституционно-правовые аспекты юридической природы нормативных правовых актов регламентарной власти Республики Казахстан'

Некоторые конституционно-правовые аспекты юридической природы нормативных правовых актов регламентарной власти Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
187
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / BYLAWS / PUBLIC AUTHORITIES / REGULATIONS / REGULATION / PUBLIC RELATIONS / LAW-MAKING PRACTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нурмагамбетов Рашит Габитович, Укин Сымбат Кенжебекович

In this article authors covered questions of the legal nature of bylaws of public authorities of the Republic of Kazakhstan, including executive bodies as component of regulations. Authors noted that the Constitution of the Republic of Kazakhstan in 1995 establishes for bylaws regulation of all public relations, except those relations which parliamentary laws governed. Besides, having analyzed law-making practice, authors divide all subordinate regulations in the Republic of Kazakhstan depending on volume or the sphere of regulation conditionally into two groups. First group are those subordinate regulations which in the substantial plan govern the same public relations, as laws, but at the subordinate legal level and which concretize and detail provisions of laws. Second group are those subordinate regulations which govern the public relations which are not entering the subject and the sphere of regulation of laws and which, respectively, are outside legislative regulation. Authors theoretically assumed that bylaws in the Republic of Kazakhstan as a kind of forms of regulations, and, respectively, as sources of law can regulate also such spheres which are not within the legislative competence of Parliament according to paragraph 3 of article 61 of the Constitution as the relations of friendship, association, love, sympathy, antipathy etc. At the same time, according to authors, according to paragraph 1 of article 4 of the Constitution of the Republic of Kazakhstan the relevant Constitutions and to laws of standard of subordinate regulations falling under the concept «other regulations» act as a component of a good law of the Republic of Kazakhstan. At the same time authors came to a conclusion that according to the Constitution of Kazakhstan there have to be separate objects of regulation for laws and for bylaws.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME CONSTITUTIONAL AND LEGAL ASPECTS OF THE LEGAL NATURE OF REGULATIONS OF REGULATORY AUTHORITIES OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

In this article authors covered questions of the legal nature of bylaws of public authorities of the Republic of Kazakhstan, including executive bodies as component of regulations. Authors noted that the Constitution of the Republic of Kazakhstan in 1995 establishes for bylaws regulation of all public relations, except those relations which parliamentary laws governed. Besides, having analyzed law-making practice, authors divide all subordinate regulations in the Republic of Kazakhstan depending on volume or the sphere of regulation conditionally into two groups. First group are those subordinate regulations which in the substantial plan govern the same public relations, as laws, but at the subordinate legal level and which concretize and detail provisions of laws. Second group are those subordinate regulations which govern the public relations which are not entering the subject and the sphere of regulation of laws and which, respectively, are outside legislative regulation. Authors theoretically assumed that bylaws in the Republic of Kazakhstan as a kind of forms of regulations, and, respectively, as sources of law can regulate also such spheres which are not within the legislative competence of Parliament according to paragraph 3 of article 61 of the Constitution as the relations of friendship, association, love, sympathy, antipathy etc. At the same time, according to authors, according to paragraph 1 of article 4 of the Constitution of the Republic of Kazakhstan the relevant Constitutions and to laws of standard of subordinate regulations falling under the concept «other regulations» act as a component of a good law of the Republic of Kazakhstan. At the same time authors came to a conclusion that according to the Constitution of Kazakhstan there have to be separate objects of regulation for laws and for bylaws.

Текст научной работы на тему «Некоторые конституционно-правовые аспекты юридической природы нормативных правовых актов регламентарной власти Республики Казахстан»

УДК 342 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-3-257-262

НЕКОТОРЫЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РЕГЛАМЕНТАРНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

НУРМАГАМБЕТОВ РАШИТ ГАБИТОВИЧ

Челябинский государственный университет (Костанайский филиал), г. Костанай, Республика Казахстан, e-mail: orel032@mail.ru

УКИН СЫМБАТ КЕНЖЕБЕКОВИЧ

Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова, г. Костанай, Республика Казахстан, e-mail: justitia8@mail.ru

В данной статье авторами освещаются вопросы юридической природы подзаконных актов государственных органов Республики Казахстан, в том числе исполнительных органов как составной части нормативных правовых актов. Авторы отмечают, что Конституция Республики Казахстан 1995 года устанавливает для подзаконных актов регулирование всех общественных отношений, кроме тех отношений, которые регулируются парламентскими законами. Кроме того, проанализировав правотворческую практику, авторы все подзаконные нормативные правовые акты в Республике Казахстан в зависимости от объема или сферы регулирования условно разделяют на две группы. К первой группе авторы относят те подзаконные нормативные правовые акты, которые в содержательном плане регулируют те же общественные отношения, что и законы, но на нижестоящем правовом уровне, и которые конкретизируют и детализируют положения законов. Ко второй группе авторы относят те подзаконные нормативные правовые акты, которые регулируют общественные отношения, не входящие в предмет и сферу регулирования законов, и, соответственно, находящиеся за пределами законодательного регулирования. Авторы теоретически допускают, что подзаконные акты в Республике Казахстан как разновидность форм нормативных правовых актов, и, соответственно, как источники права могут регулировать и такие сферы, которые не относятся к законодательной компетенции Парламента в соответствии с пунктом 3 статьи 61 Конституции, как отношения дружбы, товарищества, любви, симпатии, антипатии и т. д. При этом, по мнению авторов, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Конституции Республики Казахстан соответствующие Конституции и законам нормы подзаконных нормативных правовых актов, подпадающие под понятие «иные нормативные правовые акты» выступают составной частью действующего права Республики Казахстан. При этом авторы приходят к выводу, что согласно Конституции Казахстана должны быть отдельные предметы регулирования для законов и для подзаконных актов.

Ключевые слова: подзаконные акты, государственные органы, нормативные правовые акты, регулирование, общественные отношения, правотворческая практика

Как известно, в юридических словарях дефиниция «регламентарная власть» излагается следующим образом: «в Испании, Франции и некоторых других странах право правительства регулировать общественные отношения актами (регламентами, т. е. положениями), юридическая сила которых ниже юридической силы закона. Однако это не подзаконные акты, так как могут издаваться по вопросам, которые законом не регулируются (а во Франции и некоторых др. странах и не могут регулироваться)» [1]. При этом далее отмечается, что в Российской Федерации понятию «регламен-тарная власть» до некоторой степени соответствует понятие «указное право» [1].

По мнению Е. К. Замотаевой, «наиболее точным и обоснованным представляется теоретический подход, в соответствии с которым регламентарная власть означает полномочия органов исполнительной власти издавать нормативные правовые акты по предметам, не входящим в сферу законодательного регулирования, юридическая сила которых равна закону. Данное понятие имеет, на наш взгляд, конституционное значение. Оно затрагивает одну из основ организации государственной власти - принцип разделения властей, а потому подлежит законодательному закреплению на самом высоком уровне. От смысла, вкладываемого в определение регламен-

тарной власти, напрямую зависит решение таких значимых вопросов, как характер и пределы нормативного вмешательства государства в сферы общественной жизни, соотношение правотворческих полномочий законодательных и исполнительных органов, юридическая природа принимаемых ими решений» [2].

Как правило, сама по себе регламентарная власть ассоциируется с исполнительной ветвью государственной власти. При этом, исходя из самой природы регламентарной власти, связанной, прежде всего с правом такой власти издавать (принимать) нормативные правовые акты различной юридической силы, регулирующие разные сферы общественных отношений, представляется необходимым провести краткий юридический анализ тех нормативных актов регламентарной власти, имеющие подзаконный характер.

При этом в литературе отмечается, что «такого рода акты исполнительной власти могут носить различные наименования в отдельных странах. В США - это исполнительные приказы президента, в Великобритании - приказы королевы в совете, во Франции - ордонансы и декреты и т. д.» [3; 4; 5].

Что же касается Казахстана, то его правовая система на современном этапе в отличие от стран общего права обладает практически всеми чертами и признаками, присущие правовым системам стран романо-германской правовой семьи, где первостепенное значение в качестве источников права выступают нормативные правовые акты, в том числе и подзаконные [6; 7].

Итак, что из себя представляют подзаконные акты? По мнению В. Н. Хропанюка, «это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им» [8]. Далее он пишет, что «эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов» [8].

При этом, на наш взгляд, требуется уточнить позицию В. Н. Хропанюка, перед этим полагавшего, что «ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен» [8]. Очевидно, в данном случае автор имел в виду то, что регулирование подзаконными актами общественных отношений не

должно происходить на одном юридическом уровне с законами по одним и тем же вопросам.

Как правило, в содержательном плане дефиниция «подзаконные нормативные правовые акты» предполагает, что такие акты издаются на основе и во исполнение закона (законов). На это указывает формулировка «подзаконный», быть «под законом», а не «над законом». Следовательно, можно сказать, что подзаконные нормативные правовые акты регулируют те же вопросы, что и закон (законы), но на нижестоящем уровне и более детально, подробно, и тем самым конкретизируют общие положения тех или иных норм закона (законов) [9].

Понятие «подзаконные нормативные правовые акты» дается в казахстанском законодательстве.

В частности, подпункт 5 статьи 1 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах» термин «подзаконные нормативные правовые акты» определяет следующим образом: «подзаконные нормативные правовые акты - иные, не являющиеся законодательными актами, нормативные правовые акты, издаваемые на основе и (или) во исполнение и (или) для дальнейшей реализации законодательных и иных вышестоящих по иерархии нормативных правовых актов» [10].

В данном случае дефиниция «подзаконные нормативные правовые акты» также означает, что такие акты, издаваемые на основе и (или) во исполнение и (или) для дальнейшей реализации законодательных и иных вышестоящих по иерархии нормативных правовых актов, регулируют те же вопросы, что и законодательные и иные вышестоящие по иерархии нормативные правовые акты, но на нижестоящем правовом уровне.

Если обратиться к Конституции Республики Казахстан 1995 г., то в нем четко оговаривается круг общественных отношений, которые должны регулироваться именно законами, в том числе конституционными законами. Иначе говоря, законы, включая конституционные законы, могут приниматься не по любому вопросу, а по вопросам, указанным в одиннадцати подпунктах пункта 3 ст. 61 Конституции Республики Казахстан. При этом следует отметить, что при подготовке проекта Конституции Республики Казахстан 1995 г. за основу была взята французская модель Конституции 1958 г., где в ст. 34 также установлен перечень вопросов, по которым Парламент Франции вправе принимать законы [11].

Что же касается конституционных законов Республики Казахстан, то в соответствии с п. 4 ст. 62 Конституции они принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией, т. е. в случае, если есть на то прямое указание Конституции. Это

общественные отношения, связанные с вопросами описания и порядка официального использования государственных символов, избирательного права, статуса первого Президента Казахстана, Парламента и его депутатов, Правительства, Конституционного Совета, судебной системы.

Правда, установленный в ст. 9 Конституции вопрос описания и порядка официального использования государственных символов Республики Казахстан трудно найти в перечне п. 3 ст. 61 Конституции Казахстана как вопрос, подлежащий регулированию законами, издаваемыми Парламентом.

Кроме того, основания, порядок организации и проведения республиканского референдума не указаны в Конституции Республики Казахстан как вопросы, подлежащие регулированию конституционным законом, хотя 2 ноября 1995 г. принят и действует отдельный Конституционный закон Республики Казахстан «О республиканском референдуме». Более того, принятый 7 декабря 2015 г. Конституционный закон Республики Казахстан «О Международном финансовом центре «Астана» не предусмотрен Конституцией Республики Казахстан 1995 г. принятием именно в форме конституционного закона [12].

Что же касается тех общественных отношений, которые регулируются подзаконными актами, то в соответствии с п. 3 ст. 61 Конституции Республики Казахстан подзаконные акты регулируют все иные отношения, не подпадающие в сферу законодательного регулирования. Тем самым, конституционная формулировка «все иные отношения регулируются подзаконными актами» в буквальном смысле подразумевает, что такими актами не должны регулироваться отношения, которые регулируются законами, издаваемыми Парламентом по вопросам, перечисленным в одиннадцати подпунктах п. 3 ст. 61 Конституции Республики.

Тем не менее, правотворческая практика в Республике Казахстан показывает, что подавляющее количество принятых (изданных) подзаконных актов регулирует те же вопросы, что и законы Республики Казахстан, но на нижестоящем правовом уровне. Иначе говоря, несмотря на то, что указанный в п. 3 ст. 61 Конституции Республики одиннадцать перечней вопросов должен регулироваться парламентскими законами, принятые (изданные) подзаконные акты в большинстве случаев также регулируют те же вопросы, которые перечислены в одиннадцати подпунктах п. 3 ст. 61 Конституции.

Кроме того, формулировка «все иные отношения регулируются подзаконными актами», на наш взгляд, означает, что подзаконные акты для регулирования указанных отношений могут издаваться не только исключительно исполнительными орга-

нами государства, но и Президентом Республики Казахстан, который находится вне ветвей государственной власти. Поэтому, например, подпункт 3 п. 2 ст. 21 Конституционного закона Республики Казахстан от 26 декабря 1995 г. «О Президенте Республики Казахстан» устанавливает, что указами Президента Республики осуществляется правовое регулирование вопросов, не входящих в законодательную компетенцию Парламента, а также не относящихся к установленной законами компетенции Правительства и других государственных органов. В этом же Конституционном законе в пункте 3 ст. 21 установлено, что в силу нормативных правовых актов, издаваемых Президентом Республики, могут иметь только указы [13].

При этом следует отметить, что Конституция Республики Казахстан, так же, как и конституции ряда зарубежных стран, предусматривает институт контрассигнатуры (контрассигнации). В частности, пункт 3 ст. 45 Конституции Казахстана устанавливает, что акты Парламента, подписываемые Президентом Республики, а также акты Президента, издаваемые по инициативе Правительства, предварительно скрепляются соответственно подписью Председателя каждой из Палат Парламента либо Премьер-Министра, на которых возлагается юридическая ответственность за законность данных актов.

В то же время, если дефиниция «подзаконные акты», как мы отметили выше, предполагает их издание на основе и во исполнение законов и регулирование тех же вопросов, что и законы, но на нижестоящем правовом уровне и более детально и подробно, то конституционная формулировка «Все иные отношения регулируются подзаконными актами», исходя из природы и логики подзаконных актов, не может регулировать все иные отношения.

Мы полагаем, что исходя из содержаний тех общественных отношений, регулируемых подзаконными актами, пределов их регулирования такими актами все подзаконные нормативные правовые акты в Республике Казахстан в зависимости от объема или сферы регулирования можно условно разделить на две группы.

Первую группу составляют те подзаконные нормативные правовые акты, которые в содержательном плане регулируют те же общественные отношения, что и законы, но на нижестоящем правовом уровне, и которые конкретизируют и детализируют положения законов. В этом случае имеет место дополнительное правовое регулирование регламентированных законами отношений подзаконными актами.

Ко второй же группе мы можем отнести те подзаконные нормативные правовые акты, кото-

рые регулируют общественные отношения, не входящие в предмет и сферу регулирования законов, и, соответственно, находящиеся за пределами законодательного регулирования. В этом случае у подзаконных нормативных правовых актов самостоятельный предмет и сфера регулирования общественных отношений.

При этом мы полагаем, что указанная в п. 3 ст. 61 Конституции Республики Казахстан формулировка «все иные отношения регулируются подзаконными актами» в отношении сферы регулирования подзаконных актов должна относиться ко второй группе, нежели к первой. Тем самым, сфера, пределы, объем регулирования общественных отношений, которые должны регулироваться законами, четко очерчена Конституцией Республики Казахстан в п. 3 ст. 61. Что же касается тех общественных отношений, которые регулируются подзаконными актами, то Конституция Республики Казахстан содержит категорию «Все иные отношения» (п. 3 ст. 61).

В любом случае понятие «все иные отношения», содержащееся в п. 3 ст. 61 Конституции, хотя и нуждается в официальном толковании Конституционного Совета, на наш взгляд, имеет неограниченный характер и может распространяться на все сферы отношений, кроме тех отношений, которые должны регулироваться законами, издаваемыми Парламентом.

Поэтому теоретически можно допустить, что подзаконные акты в Республике Казахстан как разновидность форм нормативных правовых актов, и, соответственно, как источники права могут регулировать и такие сферы, которые не относятся к законодательной компетенции Парламента в соответствии с п. 3 ст. 61 Конституции, как отношения дружбы, товарищества, любви, симпатии, антипатии и т. д.

При этом следует отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 4 Конституции Республики Казахстан соответствующие Конституции и законам нормы подзаконных нормативных правовых актов, подпадающие под понятие «иные нормативные правовые акты», выступают составной частью действующего права Республики Казахстан.

Особое практическое значение в регулировании общественных отношений имеет классификация по различным основаниям подзаконных нормативных правовых актов. При этом следует отметить, что в Республике Казахстан кроме органов исполнительной власти подзаконные акты издаются, как было отмечено выше, Президентом Республики, а также Центральной избирательной комиссией, Счетным комитетом по контролю за испол-

нением республиканского бюджета, Национальным Банком, местными представительными органами - маслихатами. Все перечисленные органы не входят в структуру и систему исполнительной власти Республики Казахстан.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 4 Конституции Республики Казахстан, действующим правом Республики Казахстан наряду с другими правовыми актами являются нормы нормативных постановлений Верховного Суда Республики. Соответственно, нормы нормативных постановлений Верховного Суда выступают в качестве составной части позитивного права Республики Казахстан, и, можно сказать, являются его источником. Относятся ли нормативные постановления Верховного Суда Республики, также, как и нормативные постановления Конституционного Совета к нормативным правовым актам, обладают ли они всеми признаками нормативных правовых актов или нет, то данный вопрос является сложным и требует дополнительного исследования и юридического анализа.

Что же касается нормативных постановлений Конституционного Совета, то в соответствии с п. 1 статьи Закона Республики Казахстан «О правовых актах» нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан основываются только на Конституции Республики Казахстан, и все иные нормативные правовые акты не могут им противоречить. Кроме того, п. 2 ст. 5 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» устанавливает, что нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан обладают юридической силой тех норм Конституции Республики Казахстан, на основании которых они приняты. Соответственно, нормативные постановления Конституционного Совета никак не могут быть отнесены к подзаконным актам.

В Республике Казахстан все подзаконные нормативные правовые акты можно классифицировать по следующим основаниям.

По субъектам издания подзаконные нормативные правовые акты классифицируются на: нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан; нормативные правовые постановления Правительства Республики Казахстан; нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан; нормативные правовые постановления Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан; нормативные правовые постановления Национального Банка Республики Казахстан и иных центральных государственных органов; нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных ру-

ководителей центральных государственных органов; нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов; нормативные правовые решения маслихатов; нормативные правовые постановления акиматов; нормативные правовые решения акимов; нормативные правовые постановления ревизионных комиссий.

По сфере действия (действия в пространстве) подзаконные нормативные правовые акты подразделяются на республиканские, т. е. действующие на всей территории Республики Казахстан; действующие в пределах территории административно-территориальных единиц и локальные, действующие внутри предприятий, учреждений, организаций.

При этом среди всех подзаконных нормативных правовых актов в Республике Казахстан наибольшей юридической силой обладают нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан, включающие правовые нормы, хотя Президент Казахстана по своему конституционно-правовому статусу формально не может быть отнесен к исполнительной ветви государственной власти.

В заключение отметим, что подзаконные нормативные правовые акты представляют собой внутренне согласованную специфическую структуру, выступающей составной частью правовой системы многих государств мира, в том числе и Республики Казахстан. Реализация этих документов является элементом общего механизма воплощения конституционных положений в жизнь.

Литература

1. Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 578.

2. Замотаева Е. К. К вопросу о понятии регламен-тарной власти. URL: http://pravo.hse.ru/data/340-/359/1234/zamotaeva_REGLAMENTARNAO_VLASTO-1.doc С. 23.

3. Ерохин И. Ю. Государство: роль и влияние на трансформации казачества // Общество и право. 2013. № 3 (45). С. 323-325.

4. Правкина И. Н. Роль правовых стратегий в современном праве // История государства и права. 2013. № 13. С. 30-33.

5. Энтин Л. М. Правительство в зарубежных странах. Конституционное право зарубежных стран / под общей ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 278-279.

6. Нурмагамбетов Р. Г. К вопросу об определении содержания общих особенностей конституционного регулирования общественных отношений// Вестник

Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 1 (83). С. 52-57.

7. Укин С. К. Конституция Республики Казахстан как ядро правовой системы Казахстана // Проблемы права и экономики. 2016. № 3. С. 48-52.

8. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / под ред. В. Г. Стрекозова. М., 1995. С. 244.

9. Нурмагамбетов Р. Г. К вопросу об историко-правовом анализе конституционного регулирования как научной категории // Проблемы права. 2015. № 3 (51). С. 14-19.

10. О правовых актах: закон Республики Казахстан от 6 апр. 2016 г. № 480-V // Казахстанская правда. 2016. № 66 (28192).

11. Конституции зарубежных стран: сборник. М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2000.

12. О Международном финансовом центре «Астана»: Конституционный закон Республики Казахстан от 7 дек. 2015 г. № 438-V ЗРК // Ведомости Парламента РК. 2015. № 24. ст. 175.

13. О Президенте Республики Казахстан: Конституционный закон Республики Казахстан от 26 дек. 1995 г. № 2733 (в ред. 01.01.2016) // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан. 1995. № 24. ст. 172.

References

1. Bol'shoj yuridicheskij slovar' [Big legal dictionary] / pod red. А. Ya. Sukhareva, V. D. Zor'kina, V. E. Krutskikh. M.: INFRA-M, 1999. S. 578.

2. Zamotaeva E. K. K voprosu o ponyatii reglamentarnoj vlasti [To the issue about the concept of the regulatory power]. URL: http://pravo.hse.ru/data/340-/359/1234/zamotaeva_REGLAMENTARNAO_VLASTO-1.doc S. 23.

3. Erokhin I. Yu. Gosudarstvo: rol' i vliyaniye na transformatsii kazachestva [State: role and influence on transformations of the Cossacks] // Obshchestvo i pravo. 2013. № 3 (45). S. 323-325.

4. Pravkina I. N. Rol' pravovykh strategij v sovremennom prave [Role of legal strategy in the modern right] // Istoriya gosudarstva i prava. 2013. № 13. S. 30-33.

5. Entin L. M. Pravitel'stvo v zarubezhnykh stranakh. Konstitutsionnoye pravo zarubezhnykh stran [The government in foreign countries. Constitutional right of foreign countries] / pod obshchej red. M. V. Baglaya, Yu. I. Lejbo, L. M. Entina. M.: Izdatel'stvo NORMA, 2000. S. 278-279.

6. Nurmagambetov R. G. K voprosu ob opredelenii soderzhaniya obshchikh osobennostej konstitutsionnogo regulirovaniya obshchestvennykh otnoshenij [To the issue about the determination of content of the general features of the constitutional regulation of the public relations] // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. 2012. № 1 (83). S. 52-57.

7. Ukin S. K. Konstitutsiya Respubliki Kazakhstan kak yadro pravovoj sistemy Kazakhstana [Constitution of the Republic of Kazakhstan as kernel of legal system of Kazakhstan] // Problemy prava i ekonomiki. 2016. № 3. S. 48-52.

8. Khropanyuk V. N. Teoriya gosudarstva i prava: Uchebnoye posobiye dlya vysshikh uchebnykh zavedenij [Theory of the state and right: study guide for higher educational institutions] / pod red. V. G. Strekozova. M., 1995. S. 244.

9. Nurmagambetov R. G. K voprosu ob istoriko-pravovom analize konstitutsionnogo regulirovaniya kak nauchnoj kategorii [To the issue about the historical and legal analysis of the constitutional regulation as scientific category] // Problemy prava. 2015. № 3 (51). S. 14-19.

10. O pravovykh aktakh: zakon Respubliki Kazakhstan ot 6 apr. 2016 g. № 480-V [About legal acts: the law of the Republic of Kazakhstan on April 6, 2016 № 480-V] // Kazakhstanskaya pravda. 2016. № 66 (28192).

11. Konstitutsii zarubezhnykh stran: sbornik [Constitutions of foreign countries: collection]. M.: OOO Izdatel'stvo «Yurlitinform», 2000.

12. O Mezhdunarodnom finansovom tsentre «Astana»: Konstitutsionnyj zakon Respubliki Kazakhstan ot 7 dek. 2015 g. № 438-V ZRK [About the International financial center «Astana»»: The constitutional law of the Republic of Kazakhstan on December 7, 2015 № 438-V LRK] // Vedomosti Parlamenta RK. 2015. № 24. st. 175.

13. O Prezidente Respubliki Kazakhstan: Konstitutsionnyj zakon Respubliki Kazakhstan ot 26 dek. 1995 g. № 2733 (v red. 01.01.2016) [About the President of the Republic of Kazakhstan: The constitutional law of the Republic of Kazakhstan on December 26, 1995 № 2733 (edition on 01.01.2016)] // Vedomosti Verkhovnogo Soveta Respubliki Kazakhstan. 1995. № 24. st. 172.

* * *

SOME CONSTITUTIONAL AND LEGAL ASPECTS OF THE LEGAL NATURE OF REGULATIONS OF REGULATORY AUTHORITIES OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

NURMAGAMBETOV RASHIT GABITOVICH Chelyabinsk State University (Kostanay Branch), Kostanay, the Republic of Kazakhstan, e-mail: orel032@mail.ru

UKIN SYMBAT KENZHEBEKOVICH Kostanay State University named after A. Baytursynov, Kostanay, the Republic of Kazakhstan, e-mail: justitia8@mail.ru

In this article authors covered questions of the legal nature of bylaws of public authorities of the Republic of Kazakhstan, including executive bodies as component of regulations. Authors noted that the Constitution of the Republic of Kazakhstan in 1995 establishes for bylaws regulation of all public relations, except those relations which parliamentary laws governed. Besides, having analyzed law-making practice, authors divide all subordinate regulations in the Republic of Kazakhstan depending on volume or the sphere of regulation conditionally into two groups. First group are those subordinate regulations which in the substantial plan govern the same public relations, as laws, but at the subordinate legal level and which concretize and detail provisions of laws. Second group are those subordinate regulations which govern the public relations which are not entering the subject and the sphere of regulation of laws and which, respectively, are outside legislative regulation. Authors theoretically assumed that bylaws in the Republic of Kazakhstan as a kind of forms of regulations, and, respectively, as sources of law can regulate also such spheres which are not within the legislative competence of Parliament according to paragraph 3 of article 61 of the Constitution as the relations of friendship, association, love, sympathy, antipathy etc. At the same time, according to authors, according to paragraph 1 of article 4 of the Constitution of the Republic of Kazakhstan the relevant Constitutions and to laws of standard of subordinate regulations falling under the concept «other regulations» act as a component of a good law of the Republic of Kazakhstan. At the same time authors came to a conclusion that according to the Constitution of Kazakhstan there have to be separate objects of regulation for laws and for bylaws.

Key words: bylaws, public authorities, regulations, regulation, public relations, law-making practice

Об авторах:

Нурмагамбетов Рашит Габитович, кандидат юридических наук, профессор кафедры права Костанайского филиала Челябинского государственного университета, г. Костанай, Республика Казахстан

Укин Сымбат Кенжебекович, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории государства и права Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова, г. Костанай, Республика Казахстан

About the authors:

Nurmagambetov Rashit Gabitovich, Candidate of Jurisprudence, Professor of the Right Department, Kostanay Branch of Chelyabinsk State University, Kostanay, the Republic of Kazakhstan

Ukin Symbat Kenzhebekovich, Candidate of Jurisprudence, Associate Professor, Head of the Theory of the State and Right Department, Kostanay State University named after A. Baytursynov, Kostanay, the Republic of Kazakhstan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.