Научная статья на тему 'Административные правовые акты субъектов Российской Федерации'

Административные правовые акты субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7851
408
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / КОНСТИТУЦИИ И УСТАВЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ордина О. Н.

The Russian Federation Russia is democratic federative law-governed state with a republican form of government. Law is a system of rules established by the state. State power in the Russian Federation is exercised by the President, the Federal Assembly, the Government and the courts. The Federal Assembly parliament of Russian Federation is representative and legislative body. The Federal Assembly consists of two chambers the Federation Council and the State Duma. Federal laws adopted by State Duma are submitted for examination by the Federation Council. Federal laws adopted by the State Duma are submitted for examination by the Federation Council. The main aim of law is to consolidate and safeguard the social and state system and its economic foundation. The system of law in our country consists of different branches of law. Laws of Russia confide to Constitution of Russia, federal constitutional law, federal law and law of subject of Russian Federation. Administrative law of subject of Russian Federation is closely connected with federal law, bat it deals with legal forms of concrete executive and administrative activity of the government of subject of Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административные правовые акты субъектов Российской Федерации»

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Ордина О.Н.*

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: законодательство, законодательство субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты, административное право, конституции и уставы субъектов Российской Федерации.

The Russian Federation — Russia is democratic federative law-governed state with a republican fom of government. Law is a system of rules established by the state. State power in the Russian Federation is exercised by the President, the Federal Assembly, the Government and the courts. The Federal Assembly — parliament of Russian Federation — is representative and legislative body. The Federal Assembly consists of two chambers — the Federation Council and the State Duma. Federal laws adopted by State Duma are submitted for examination by the Federation Council. Federal laws adopted by the State Duma are submitted for examination by the Federation Council.

The main aim of law is to consolidate and safeguard the social and state system and its economic foundation.

The system of law in our country consists of different branches of law.

Laws of Russia confide to Constitution of Russia, federal constitutional law, federal law and law of subject of Russian Federation.

Administrative law of subject of Russian Federation is closely connected with federal law, bat it deals with legal forms of concrete executive and administrative activity of the government of subject of Russian Federation.

После принятия Конституции РФ 1993 г. в нашей стране стала формироваться трехуровневая система источников административного права: первый — уровень Российской Федерации; второй — уровень ее субъектов; третий — уровень муниципальных образований. Некоторые ученые указывают на наличие четвертого уровня в системе российского законодательства, имея в виду локальные нормативные акты.

Исследование административно-правовых актов законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ позволит раз-

* Кандидат культурологии, доцент кафедры философии Института (филиала) МГЮА в г. Кирове, [ordinolga@yandex.ru]

работать научные основы для изучения правовых форм издаваемых ими актов, качественно повысить их уровень, а также преодолеть негативные тенденции пробелов федерального законодательства, свести к минимуму коллизии между федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.

Необходимо установить круг вопросов, по которым органы государственной власти субъектов РФ могут издать административно-правовые акты. Возможны два способа определения полномочий органов государственной власти субъектов РФ: первый — конституционный (законодательный), который заключается в издании федеральных законодательных актов, определяющих полномочия Российской Федерации по реализации каждого из предметов совместного ведения, указанных в ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, и второй — договорный способ.

При этом следует отметить, что в ч. 1 ст. 26.7 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ 1 указано, что заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта Российской Федерации, и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное, чем это установлено федеральными законами, разграничение полномочий.

Особенности наделения правотворческой компетенцией органов государственной власти субъектов РФ и вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерацией и ее субъектов регулируются Конституцией РФ, федеральным и региональным законодательством.

Право на издание нормативных правовых актов органами государственной власти субъектов РФ закреплено в Конституции РФ и федеральном законодательстве. В ч. 2 ст. 5 Конституции РФ указано, что республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Конституционные нормы получили дальнейшее закрепление и развитие в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти», в ст. 5 которого указаны полномочия представительного органа и перечислены вопросы, принимав -

1 Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 25 декабря 2008) // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

мые только законом, а в ст. 22 предусмотрена регламентация актов высшего должностного лица и высшего исполнительного органа субъекта РФ.

Нормативные правовые акты, регулирующие правотворческую деятельность органов государственной власти субъектов РФ, издаются непосредственно самими органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Можно назвать конституции республик в составе Российской Федерации, уставы других субъектов РФ, специальные законы о нормативных правовых актах, принятые более чем одной четвертью от числа всех субъектов РФ, законы об исполнительных органах (правительствах и администрациях), законы, касающиеся порядка опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов, регламенты законодательных и исполнительных органов субъектов РФ и другие акты.

Характерными признаками административного законодательства субъекта РФ являются относительная самостоятельность и системность.

В Конституции РФ закреплено, что федеративное устройство основано на единстве государственной власти и разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В ст. 71 и 72 Конституции РФ приводятся исчерпывающие перечни того, что находится в ведении Российской Федерации и в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Соответственно, вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения Российской Федерации издаются федеральные конституционные и федеральные законы. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ). Вне предметов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 76 Конституции Российской Федерации). Но законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения. Данное положение касается всего административного законодательства.

В связи с этим, актуально решение проблемы соотношения административного законодательства субъекта РФ с административным законодательством Российской Федерации. Указанное соотношение нельзя представить в упрощенном виде и констатировать, что административное законодательст-

во субъекта РФ однозначно должно соответствовать федеральному законодательству. На основании ст. 76 Конституции РФ нормативные правовые акты субъекта РФ, изданные вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, обладают верховенством по сравнению с актами федеральных органов власти.

Наиболее важные направления общественной деятельности отнесены к ведению Российской Федерации. Административное и административно-процессуальное законодательства отнесены к предметам совместного ведения. Предметы же исключительного ведения субъектов РФ определены нечетко. На основании исследования выявлено отсутствие на федеральном уровне регламентации порядка определения предметов ведения Российской Федерации, предметов совместного ведения Российской Федерации и субъекта РФ и предметов исключительного ведения субъекта РФ. В силу этого важной является разработка концепции разграничения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами. Необходимо научно обосновать и законодательно закрепить критерии распределения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами, которые могли бы быть применены при разработке нормативных правовых актов.

Механизм разрешения коллизий между законом субъекта РФ и федеральным законом урегулирован Конституцией РФ, в которой закреплено также право Президента России приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам, постановлениям Правительства РФ, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Поиск путей разрешения федеративных коллизий, нацеленных на обеспечение единообразного правового регулирования федеративных отношений, показывает, что в целях законодательного закрепления критериев разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов необходимо принятие Федерального закона «О разграничении предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», что поможет распределить масштаб регулятивного воздействия и структурированности соответствующего административно-правового нормативного материала.

В Конституции РФ закреплены следующие источники права субъектов РФ: 1) конституции и законы республик в составе РФ; 2) уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов; 3) законы и иные акты субъектов Федерации. Можно назвать также договоры и соглашения (международные и национальные); решения

конституционных (уставных) судов (там, где они созданы и функционируют).

Конституция РФ не определяет формы законодательных актов, которые может принимать субъект РФ по вопросам, отнесенным к их ведению. Она лишь содержит положение, согласно которому субъекты РФ в этой сфере осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 76 Конституции Российской Федерации). При этом на самого субъекта правотворчества возложен выбор уровня законодательного акта с учетом степени обобщенности его норм.

В системе источников административного права, действующих на территории соответствующих субъектов Федерации, особое место занимают конституции (в республике) и уставы (в крае, области, городе федерального значения, автономной области, автономного округа), которые имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем другим актам соответствующих субъектов.

Конституция республики и устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа являются источниками административного права Российской Федерации, поскольку содержат все признаки, предъявляемые современной теорией права к такого рода документам. Как известно, под «источниками права» понимают особые формы выражения юридических норм. Источники права обладают определенными свойствами (качествами): четким формулированием прав и обязанностей возможных участников правоотношений, общеобязательностью, общеизвестностью для адресатов юридической нормы. Эти свойства характерны как для конституции республики, так и для устава других субъектов РФ.

Не так легко определить место конституции и устава субъектов РФ в структуре системы источников административного права Российской Федерации. Следует заметить, что уставы — это совершенно новый вид источника административного права. В Конституции РФ очень мало содержится норм, касающихся уставов, тем более нет норм, определяющих содержание, структуру и место устава в системе законодательства Российской Федерации. Именно поэтому многие уставы сами определяют место и юридические свойства этого правового акта. Так, в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ сказано, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. А в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ указано, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить. Поэтому конституция и устав субъекта РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Большинство уставов воспроизводят данную норму в своих текстах.

На основании ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии конституций (уставов) субъектов РФ, законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных на основании ст. 71, 72 Конституции России, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ Федеральной Конституции. Согласно части 6 данной статьи, акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующие Конституции РФ международные договоры не подлежат введению в действие и применению. При издании законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ должны учитывать и решения Конституционного Суда РФ, выносимые по соответствующим вопросам.

Таким образом, конституция республики и устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа являются источниками административного права Российской Федерации.

Конституции 1 и уставы2 субъектов РФ служат нормативной базой для развития всего текущего законодательства субъекта РФ. Конституция или устав субъекта создают правовые основы законотворческой деятельности в субъекте РФ: определяют органы, имеющие право принимать законодательные акты, регулируют сам законодательный процесс. В некоторых регионах (например, в Воронежской области, Республике Алтай, Краснодарском крае и др.)3 приняты законы о нормативных правовых актах субъектов

1 Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 г. № ВС-22/15, (ред. от 15.06.2006 г.) // Законодательство России. Служба спецсвязи и информации Федеральной службы охраны при Президенте России по Кировской области; Конституция Республики Адыгея от 10 марта 1995 г. (ред. от 03.05.2007) // Конституции Республик в составе Российской Федерации. Вып. 2. М.: Известия, 1996; Конституция Мордовии от 21 сентября 1995 г. (ред. от 20.05. 2008 г.) // Законодательство России. Служба спецсвязи и информации Федеральной службы охраны при Президенте России по Кировской области.

2 Устав Брянской области от 26 января 1996 г. № 7-3 (ред. от 07 июля 2008) // Законодательство России. — Служба спецсвязи и информации Федеральной службы охраны при Президенте России по Кировской области; Устав Кировской области от 27 марта 1996 г. № 12-30 (ред. от 04 мая 2007) // Законодательство России. Служба спецсвязи и информации Федеральной службы охраны при Президенте России по Кировской области; Устав (Основной Закон) Ивановской области от 8 мая 1996 г. № 20-03 (в ред. от 17 июня 2008 г.) // Законодательство России. Служба спецсвязи и информации Федеральной службы охраны при Президенте России по Кировской области.

3 Закон «О нормативных правовых актах Республики Алтай» от 5 марта 2008 г. № 18-РЗ // Законодательство России. Служба спецсвязи и информации Федеральной службы охраны при Президенте России по Кировской области; Распоряжение администрации Воронежской области «О разработке проектов нормативных правовых актов Воронежской области» от 24 июля 2007 г. № 572-р (ред. от 21 сентября 2007 г.) // Законодательство России. Служба спецсвязи и информации Федеральной службы охраны при Президенте России по Кировской области; Закон Краснодарского края «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» от 6 июня 1995 г. № 7-КЗ (ред. от 06 марта 2007) // Законодательство России. Служба спецсвязи и информации Федеральной службы охраны при Президенте России по Кировской области.

РФ, которые определяют основные положения правотворческой деятельности органов государственной власти субъекта РФ, понятие, систему и виды нормативных правовых актов, процедуру подготовки и принятия и иные вопросы, связанные с применением и действием законов и других правовых нормативных актов.

Конституции республик — это их основные законы, обладающие высшей юридической силой на территории республик, носящие учредительный характер. Они в обобщенной форме закрепляют правовой статус конкретного субъекта, основы его устройства, структуру, организацию, компетенцию органов государственной власти, уделяют внимание правам и свободам граждан. Порядок принятия конституций республик в Конституции РФ не указан, поэтому можно предположить, что они могут приниматься не только законодательным (представительным) органом, но и всеобщим голосованием (референдумом).

Для конституций республик характерны следующие признаки: а) высшая юридическая сила в правовой системе республик; б) прямое действие; в) применение на всей территории республик; г) обязательное соответствие им законов и иных правовых актов, принимаемых в республике; д) обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать конституцию

Учредительное свойство конституции включает в себя способность юридически оформлять важнейшие социально-экономические и общественно-политические институты, регулирующие общественные отношения, складывающиеся между человеком, обществом, государством, а также организацию деятельности самого государства. Внешне это свойство проявляется в закреплении устойчивости системы правоотношений, закреплении основополагающих принципов демократической организации общества и государства. Осуществление этого свойства проявляется в структуре конституций субъектов РФ. В конституциях установлены следующие принципы: народный суверенитет, признание человека высшей ценностью, правовое государство, верховенство и идеологический плюрализм, разнообразие видов и форм собственности, свобода творческой и экономической деятельности.

Структура конституций республик в составе Российской Федерации является сложной и включает в себя блоки норм: 1) сущность общественного строя и форма правления; 2) основы правового положения личности в государстве и обществе; 3) государственное и административно-территориальное устройство; 4) система органов государственной власти, основы ме-

1 См.: Тихомиров Ю.А. Правовые акты: учеб.-методич. и справ, пособие / Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская. М., 1999. С. 74.

стного самоуправления. Блоки норм сгруппированы в разделы (главы), которые представляют собой комплексные конституционные институты.

Практически все республиканские конституции содержат вводную часть — преамбулу, в которой провозглашаются основные устремления народа, его идеалы, нравственные ценности, такие как гражданский мир, согласие, свобода, вера в добро и справедливость, благополучие, права человека. Заканчиваются конституции заключительными и переходными положениями, которые устанавливают порядок и сроки вступления конституции в силу, приведение в соответствие с конституцией прежней норматив-но-правовой базы и т.д.

Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов являются основными актами, имеющими высшую юридическую силу в системе нормативных правовых актов субъектов РФ и занимающими особое место в региональном законодательстве. Согласно п. 2 ст. 66 Конституции РФ, устав субъекта РФ принимается только законодательным (представительным) органом данного субъекта.

Практически все уставы закрепляют их свойство быть основным законом субъекта РФ, т.е. среди всех нормативных правовых актов устав занимает ведущее место. Отсюда его второе наименование — основной закон ‘. Конституции и уставы субъектов РФ обладают верховенством и высшей юридической силой в системе законодательных актов субъекта РФ. Поэтому нормы конституции и устава субъекта РФ обладают большей юридической силой по сравнению с нормами республиканских, областных, краевых законов, подзаконных актов. Все другие нормативные акты и правовые документы, принимаемые на территории республики, области, края или ее (его) части, должны соответствовать уставу. Так, в ч. 2 ст. 1 Устава Калужской области сказано: законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Калужской области, не должны противоречить Уставу Калужской области2.

Данное положение закреплено во всех конституциях и уставах субъектов РФ. Они являются актами прямого действия, т.е. порождают конкретные правоотношения.

1 Устав (Основной Закон) Калининградской области. Принят областной Думой 28 декабря 1995 г. б/н (ред. от 29 сентября 2005 г.) // Законодательство России. Служба спецсвязи и информации Федеральной службы охраны при Президенте России по Кировской области; Степное уложение (Основной Закон) Республики Калмыкия от 5 апреля 1994 г. (ред. от 23 апреля 2007) // Законодательство России. Служба спецсвязи и информации Федеральной службы охраны при Президенте России по Кировской области.

2 Устав Калужской области от 27 марта 1996 г. Принят Законодательным Собранием области (ред. от 11 февраля 2008) // Губернский вестник. 2001. 11 дек.

Устав является основой регионального законодательства. Являясь документом конституционного характера, он занимает высокое место в иерархии региональных актов.

Можно выделить следующие признаки уставов: а) консолидированное и прямое выражение воли и интересов населения соответствующего субъекта РФ; б) первичное и основополагающее закрепление всех элементов статуса соответствующего субъекта РФ; в) обеспечение комплексного законодательного регулирования сфер жизнедеятельности субъектов РФ; г) наивысшая юридическая сила среди законов и иных правовых актов соответствующего субъекта РФ; д) конституирующая роль с установлением основных государственных и демократических институтов \

Структура уставов субъектов РФ имеет много схожего со структурой конституций республик: начинаются они с преамбул, текст уставов, как правило, делится на главы и разделы и заканчиваются они заключительными и переходными положениями.

Устав регулирует следующие виды общественных отношений: отношения гражданина и власти; предметы ведения и полномочия субъекта РФ; административно-территориальное устройство; государственно-правовой статус обычных территориальных (и примыкающих к ним городов федерального значения) и национально-территориальных образований; систему и компетенцию органов власти, организацию законодательной (представительной) власти; взаимодействия властей в условиях их разделения; схемы управления; отношения собственности и пользования природными ресурсами; финансы; социальную защиту населения; формы непосредственной демократии и местного самоуправления (местные референдумы, выборы, народные обсуждения, народная инициатива).

Таким образом, конституция республики и устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа занимают свое, особенное место в системе источников административного права Российской Федерации. Эта особенность определяется тем, что конституция и устав субъекта РФ, являясь основным законом своей территории, одновременно входят в систему источников административного права Российской Федерации. Эти акты по правилам о юридической силе должны соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам в предусмотренном Конституцией РФ порядке.

Конституция и уставы субъектов РФ обладают: верховенством; большей юридической силой, чем нормы республиканских, краевых, областных

1 См.: Тихомиров Ю.А. Правовые акты: учеб.-методич. и справ, пособие / Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская. М., 1999. С. 74.

законов, подзаконных актов; являются актами прямого действия, т.е. порождают конкретные правоотношения; служат нормативной базой для развития всего текущего законодательства субъекта РФ.

Система источников административного права, действующих на территории соответствующих субъектов РФ, нами видится следующей. Конституции (в республике) и уставы (в крае, области, городе федерального значения, автономной области, автономного округа) являются основными законами, обладающими высшей юридической силой и служат нормативной базой для развития всего текущего административного законодательства субъекта РФ. Решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ выступают, исходя из их юрисдикции, источниками административного права, но источниками лишь регионального действия и занимают второе место после конституции (устава) соответствующего субъекта Российской Федерации. Третьим видом нормативных административно-правовых актов высшей юридической силы в рамках данной классификации является закон субъекта РФ.

Закон субъекта РФ — источник административного права — можно определить как нормативный правовой акт, юридическая сила которого производна от Конституции РФ и федеральных законов, принятый в особом порядке законодательным органом государственной власти субъекта РФ или непосредственно народом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы административного права в пределах совместной компетенции Российской Федерации и субъекта РФ в ее составе либо в сфере собственного правового регулирования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни субъекта Российской Федерации.

По форме рассматриваются следующие виды законов субъектов РФ: конституционные, кодексы, обычные. Законы обычно принимаются в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Представительные органы субъектов РФ могут издавать не только акты законодательного характера, но и подзаконные нормативные правовые акты — постановления. Разновидностями постановлений являются регламенты и положения, которые принимаются как раз постановлением.

Нормативный административно-правовой акт органа государственной исполнительной власти субъекта Российской Федерации — это основанный на законодательстве Российской Федерации и законе субъекта РФ односторонний официальный письменный акт, изданный в установленном порядке органом государственной исполнительной власти субъекта РФ, регулирующий управленческие отношения, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы административного права.

Можно назвать следующие признаки нормативных административноправовых актов органов государственной исполнительной власти субъекта

Российской Федерации: 1) являются подзаконными нормативными актами; 2) принимаются на основе и во исполнение федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации, законов и иных правовых актов субъектов РФ; 3) издаются только государственным исполнительным органом власти субъекта РФ; 4) принимаются по вопросам его компетенции. 5) являются односторонними официальными письменными документами; 6) устанавливают, изменяют или отменяют общеобязательные для исполнения на всей территории конкретного субъекта РФ нормы административного права в сфере регионального публичного управления.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ закреплен перечень актов, которые вправе принимать высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации. Это — указы, постановления и распоряжения. Наименования нормативных правовых актов, принимаемых высшим исполнительным органом государственной власти и иными органами исполнительной власти, устанавливаются законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации.

Принимать постановления и распоряжения имеет право республиканское правительство (Совет министров, Кабинет министров). Постановления имеют нормативный характер, а распоряжения нет. Издание нормативных правовых актов (инструкций, правил, положений, порядков, норм, тарифов и т.п., которые утверждаются и наделяются юридической силой указами, постановлениями, распоряжениями и приказами) исполнительными органами государственной власти субъектов РФ в основном сводится к осуществлению административного нормотворчества, а также заключению договоров и соглашений.

Административно-правовые акты субъектов РФ являются важным элементом правовой системы Российской Федерации. Наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принятия нормативных административно-правовых актов соответствует федеративной природе российского государства, позволяет учитывать региональные особенности.

Ввиду разнообразия правотворческой практики субъектов Российской Федерации, которые самостоятельно определяют виды нормативных актов, а также в целях обеспечения единообразного правового регулирования на всей территории Российской Федерации необходимо принятие Федерального закона «О нормативных правовых актах и иных источниках права Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного само-

управления». В законе нужно определить виды нормативных правовых актов, которые могут принимать различные органы государственной власти субъектов РФ, и других источников права субъектов РФ, их юридическую силу и соотношение между собой, порядок принятия и толкования, основные требования к юридической технике.

В Федеральном законе «Об актах государственного управления в Российской Федерации» необходимо определить понятия нормативного и индивидуального актов государственного управления органов исполнительной власти субъектов РФ, их виды и формы, порядок подготовки, принятия, опубликования, введения в действие и их прекращения.

Слепенкова Л. В. *

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ОБОРОННОГО ЗАКАЗА

Ключевые слова: государственный контроль, оборонный заказ, государственный заказчик, Рособоронзаказ, поставка продукции.

The article is concerned with the specific nature of governmental control exercised by the Federal Service for defense orders. A governmental defense order is an order made by the governmental customer to the supplier (represented by an enterprise, an organization on an office) to deliver products, to perfom work or to provide seiyice for the needs of the federal government to maintain the required level of defense might and security of the Russian Federation and the requisite quality of fighting weapomy, ammunition, militaiy machinery and equipment, property, associated items and materials on the basis of the analysis of the legislation and the jurisprudence of the Moscow Arbitration Court the author has revealed the forms and methods of the control exercised by Rosoboronexport in the area concerned. Much attention has been devoted to some problems, resulting from want if clearly formulated laws as regards regulatoiy powers confeired on Rosoboronexport to supervise hoe regulations and law mles are complied with. The author has suggested that a distinct line should be drawn between the regulatoiy powers exercised by the Federal Anti-monopoly Seiyice in the area of governmental defense orders.

Контроль является одним из способов обеспечения законности в области размещения государственного оборонного заказа. Из множества различных определений автору импонирует определение контроля как систе-

* Соискатель Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина. [Laborant-407@уа.га]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.