Научная статья на тему 'Некоторые итоги трансформации экономики Приморского края'

Некоторые итоги трансформации экономики Приморского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шмидт Юрий Давыдович

Рассматриваются результаты трансформации экономики Приморского края, возможные пути выхода из системного кризиса, в котором находится экономика края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шмидт Юрий Давыдович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые итоги трансформации экономики Приморского края»

Вопросы отраслевой и региональной экономики

Ю.Д. Шмидт,

доктор экономических наук, профессор, проректор по НИР ДВГАЭУ

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ 1

Рассматриваются результаты трансформации экономики Приморского края, возможные пути выхода из системного кризиса, в котором находится экономика края.

Практика реформирования экономики России убедительно показала, что чрезвычайно высокой оказалась цена трансформации общественной и экономической жизни. Экономическая теория оказалась неспособной предвидеть теоретические и практические проблемы, возникшие при переходе к рыночному типу организации экономики. В работе [1] П.А. Минакир отметил, что "в России прогноз инфляции был занижен в тысячи раз; совершенно неожиданными оказались кризисы неплатежей, глубочайший спад производства и криминализация общества; практически во всех теоретических работах по приватизации предполагалось, что она ведет к быстрому увеличению эффективности, что оказалось неверным; не оправдалась гипотеза о спонтанном развитии рыночного поведения и рыночных институтов".

Следует отметить, что при преобразовании экономических отношений в России был упущен из виду пространственный аспект рыночных трансформаций, что негативно отразилось на результатах. В такой огромной стране как Россия пространственный фактор оказывает большое влияние практически на все известные теоретические схемы и модели. В настоящее время возникла насущная потребность в регионализации экономических реформ. На первом этапе этого процесса необходимо в каждом регионе провести тщательный анализ результатов трансформации экономики региона.

Экономика Приморского края в настоящее время находится в состоянии глубокого системного кризиса. В ООН разработана система показателей, характеризующих критический уровень социально-экономического развития той или иной страны или региона. Результаты расчетов

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования РФ, проект ГОО-3.4-444 по фундаментальным исследованиям в области экономических наук.

по данной методике для России и Приморского края на основе данных на начало 2001 г. представлены в табл.1.

В России и Приморском крае 10 показателей из 12 находятся за критической чертой. По методике ООН социально-экономическое положение региона является катастрофическим, если не менее 5 показателей находятся за критической чертой.

Таблица 1

Соотношения критического и фактического уровня социально-экономического развития Приморского края по методике ООН

Показатель Критический уровень Фактический уровень

Россия Приморский край

Уровень падения ВВП, % 30-40 59,4 69,4

Доля импортных продуктов питания, % 30 39 42

Доля высокотехнологических видов продукции, % 10-15 1 0,8

Доля государственных ассигнований на науку, % 2 0,32

Соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных групп населения 10:1 14:1 13:1

Доля населения, живущего за порогом бедности, % 10 29,9 38,3

Соотношение минимальной и средней зарплаты 1:3 1:15 1:16,5

Уровень безработицы (с учетом скрытой), % 10 13,0 13,7

Соотношение числа умерших к числу родившихся 1,0 1,76 1,6

Уровень преступности на 100 тысяч населения, тыс. чел. 5-6 2,51 2,61

Уровень потребления алкоголя, л 8 12 9

Уровень распространения психических патологий на 10 тыс. чел., чел. 284 160 104

Рассчитано по данным [2,3].

В тяжелом положении находится и экономика Дальневосточного экономического района. Линейное ранжирование по совокупности индикаторов социально-экономического развития задает только шестое место Приморскому краю среди десяти регионов Дальнего Востока России (табл. 2) [4].

Таблица 2

Значения основных индикаторов социально-экономического развития Приморского края

Показатель Средние по ДВЭР Приморский край Процент отклонения

Душевой ВРП, тыс. руб./чел. 28,8 22,7 21,2

Среднемесячная зарплата, руб./чел. 1883 1425 24,5

Относительная занятость, % 43 42 2,3

Производительность труда по ВРП, тыс. руб. /чел. 67,1 54,0 19,5

Рентабельность ОФ (по ВРП), коп./руб. 28,7 32,8 14,3

Удельные инвестиции, коп./руб. ВРП 10,8 11,2 3,7

Покрытие инвестиций собственными доходами, % 191,6 109,7 42,7

Налоговая нагрузка, % к ВРП 39,9 51,3 28,6

Бюджетная обеспеченность, тыс. руб./чел. 38,0 7,4 80,5

Отчисления в федеральный бюджет, % 30,3 36,8 21,5

Розничный товарооборот, тыс. руб./чел. 9,9 9,2 7,1

Платные услуги, тыс. руб./чел. 3,6 3,6 0

Рассчитано по данным [2,3].

Большое влияние на экономическое развитие края имеет отраслевая структура экономики, сложившаяся в доперестроечный период, в которой преобладающее влияние имеют отрасли оборонного комплекса с существенной долей добывающих отраслей, со значительным дисбалансом в производственных мощностях добывающих и перерабатывающих отраслей. Обладая богатейшими в сравнении со многими странами АТР природно-сырьевыми ресурсами, Приморский край остается дотационным среди субъектов Российской Федерации. Значительная часть при-родно-сырьевых ресурсов используется нерационально, без глубокой переработки, порой хищнически, вывозится за рубеж по демпинговым ценам. Не оценивается баланс долгосрочных геополитических, экономических, социальных и экологических последствий освоения природно-сырьевых ресурсов.

Меньшая скорость падения производства в сырьевых отраслях Приморского края обусловила заметные сдвиги в 90-х гг. в отраслевой структуре промышленного комплекса. Машиностроение утратило позиции ведущей отрасли (удельный вес в промышленном выпуске упал с 24% в 1991 г. до 9% в 1999 г.), и наоборот, резко возросла доля топливно-энергетического комплекса (с 7 до 20%). Рост удельного веса добывающих отраслей обусловил увеличение материало- и энергоемкости экономики края.

Структура экономики является своеобразным индикатором эффективности ее функционирования. По происходящим изменениям структуры можно судить об их характере: прогрессивном, т.е. стимулирующем динамичное саморазвитие, или регрессивном, ведущем к депрессии и падению эффективности экономики. Это является установленным фактом в экономической науке. Если с этих позиций оценить структурные сдвиги в промышленности Приморского края, то очевидно, что они носят регрессивный характер.

Все годы российской экономической реформы протекали под сильнейшим влиянием процесса либерализации цен, запущенного в 1992 г. Положительные последствия этого звена реформы общеизвестны: насыщение потребительского рынка, снятие проблемы товарного дефицита, расширение предпринимательской свободы, снятие барьеров на пути перелива капитала в отрасли с высокой нормой прибыли. Однако не меньше и негативных последствий. Одно из важнейших среди них - сдвиги в структуре цен.

Период реформ характеризовался крупным сдвигом относительных цен в пользу энергоносителей, металлургической продукции и первичных продуктов химической промышленности. Резкое падение относительных цен произошло в машиностроении, производстве строительных материалов, деревообработке, пищевой и легкой промышленности.

Диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию принял такие размеры, что это разрушительно влияет на всю экономическую систему. Восстановление паритета цен уровня 1990 г. является сложной задачей, так как невозможно резко увеличить цены на сельскохозяйственную продукцию из-за низкого платежеспособного спроса населения и нереально существенное снижение цен на промышленную продукцию, особенно если иметь в виду устойчивую тенденцию удорожания энергоресурсов и услуг.

Изменения в структуре цен неминуемо привели к изменениям объемов выпуска продукции этими отраслями. Отрасли, в которых произошло падение уровня относительных цен, были вынуждены свертывать масштабы производства.

Действие многих удорожающих факторов (неблагоприятные и экстремальные природно-климатические условия, большая удаленность от индустриальных и аграрных регионов, слабая освоенность, повышенные затраты на строительство, более высокая стоимость жизни и др.) существенно снижает конкурентоспособность многих приморских товаров. Устойчиво удорожающими факторами для производственной и социальной сферы стали как транспортный, так и энергетический факторы. В связи с тем что в край завозится большое количество энергоресурсов, высокие транспортные затраты и особое положение соответствующих естественных монополий ведут к повышенному росту затрат на электрическую и тепловую энергию, которые включаются в цены практически всех товаров и услуг. Немаловажное значение в удорожании производимой в регионе продукции имеют районные коэффициенты, которые отражаются в себестоимости продукции.

В последние годы значительно обострилась проблема продовольственной безопасности страны. По многим показателям сельское хозяйство Приморского края отброшено на 25-30 лет назад. В критическом состоянии находится его материально-техническая база, разрушается социальная сфера села. Финансовое положение товаропроизводителей не обеспечивает даже простое воспроизводство. Положение сельскохозяйственных предприятий усугубляется тем, что на региональном продовольственном рынке велика доля импортных продуктов (40-60%), и перерабатывающие предприятия зачастую предпочитают работать на дешевом импортном сырье. Действующая таможенная политика слабо защищает отечественных производителей от наполнения рынка импортным продовольствием.

В Приморском крае значительно обострились социально-демографические проблемы. Естественная убыль населения дополняется его оттоком. В 1998 г. население края уменьшилось на 100 тыс. чел. по сравнению с 1990 г. Имеющиеся социально-экономические контрасты с территориями сопредельных стран усиливают геополитические проблемы, ослабляя позиции России в целом.

Финансовый кризис 1998 г. и девальвация рубля перевели экономическое развитие России и Приморского края в новую фазу, которая может продлиться, скорее всего, только несколько лет. Ее особенностями стали, с одной стороны, расширение возможностей импортозамещения и экспорта, с другой стороны, некоторое смягчение сложившихся ранее диспропорций за счет масштабного падения уровня жизни населения. Такое сочетание факторов плюс расширение денежного предложения позволяет несколько увеличить объемы промышленного производства (табл. 3).

Таблица 3

Некоторые показатели макроэкономического развития Приморского края в конце 90-х гг. (в % к предыдущему году)

Показатель 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.

Объем промышленного производства 95,2 93,1 110,7 102,0

Объем сельскохозяйственного производства 85,0 114,0 79,9 92,7

Коммерческий грузооборот предприятий транспорта 90,0 89,0 105,0 90,0

Индекс потребительских цен 110,1 171,2 131,8 119,0

Индекс цен производителей 111,9 118,9 146,7 129,4

Рассчитано по данным [2].

Из табл. 3 видно, что наблюдаемый рост объемов производства во многом определяется ростом инфляции. Более того, наблюдаемый рост не затронул основных причин системного кризиса в экономике края, поэтому можно ожидать наступления следующей фазы, когда в полной мере проявятся последствия длительного недоинвестирования экономики,

деградации ее ресурсной базы, качественного ухудшения производственно-технологического потенциала.

В условиях глубокого системного социально-экономического кризиса страны и региона, дефицита финансовых, материально-технических и прочих ресурсов крайне важно не "размазывать" дефицитные ресурсы на все отрасли и производства, а сконцентрировать их на важнейших участках экономики региона и реализовать системный подход при решении современных социально-экономических проблем края. В настоящее время возникла жизненно важная необходимость регионолизации экономических реформ. Региональные и местные органы власти должны вплотную заняться вопросами регулирования экономических процессов, территориальной организацией воспроизводства ресурсов.

Государству и властным структурам края необходимо на основе научно обоснованных программ и разработок обеспечить поэтапное формирование рыночного хозяйства путем концентрации усилий одновременно на четырех стратегических направлениях - институциональных реформах, стабилизации экономики, структурной перестройке хозяйства и социальной защите населения. Только при согласованном продвижении в этих направлениях можно рассчитывать на реальный успех и поддержку обществом избранного направления преобразований.

Первоочередные меры и усилия необходимо направить на решение проблем неплатежей, взаимозачетов и мягких бюджетных ограничений. Анализ взаимозачетов предприятий, дебиторской и кредиторской задолженности естественных инфраструктурных монополий показывает, что через инфраструктурные монополии, в силу мягких бюджетных ограничений, происходит скрытое субсидирование многих предприятий. Эти субсидии не способствуют структурной перестройке предприятий, не стимулируют повышение эффективности функционирования предприятий и их адаптацию к рыночным условиям хозяйствования, а распыляют скудные бюджетные средства по всем предприятиям, и рентабельным и хронически убыточным, причем значительная часть этих средств оседает у коррумпированных чиновников, руководителей предприятий и криминальных структур.

Необходимо введение жестких бюджетных ограничений, которые должны распространяться на все организации, включая естественные инфраструктурные монополии, ужесточение антимонопольного законодательства и процедуры банкротства и реструктуризации хронически убыточных предприятий совместно с системой поддержки и трудоустройства работников этих предприятий. Вместо скрытых субсидий необходимо разработать комплексную систему прямых компенсаций из федерального бюджета производства продукции в условиях повышенных, по сравнению со среднероссийскими, энергетических и транспортных тарифов, а также стимулирования структурной перестройки предприятий по реальным результатам в этом направлении.

На эти мероприятия понадобятся значительные финансовые средства, которые появятся при наполнении бюджета реальными денежными ресурсами вместо взаимозачетов и которые можно увеличить за счет повышения таможенных пошлин на вывозимые сырьевые ресурсы. В на-

стоящее время с отменой государственной монополии на внешнюю торговлю разницу между внутренними и внешними ценами на сырьевые ресурсы присваивают коммерческие и криминальные структуры.

Другое важное направление - совершенствование институциональных структур в сфере товарного обращения путем создания новых организационных форм, которые должны опираться на законы рынка и иметь разнообразные торговые структуры (прежде всего оптовые), способные гибко реагировать на изменения потребительского спроса. Причем в этом процессе должны активно участвовать государство и властные структуры, т.к. рыночные механизмы и развитые рыночные отношения стихийно, самостоятельно не возникают, необходимо целенаправленное и системное формирование новых механизмов функционирования экономических объектов.

Третье важное направление связано с улучшением инвестиционного климата в регионе и резким расширением инвестиционной деятельности. Исследования показывают, что спад затрат на обновление производственного аппарата привел за последние годы к коренным изменениям в его состоянии: он резко постарел и в большей части достиг возраста, когда неизбежно его быстрое выбытие. Необходимо резкое расширение инвестиционной деятельности, либо экономика региона будет отброшена далеко назад не только по фактическому объему продукции (это уже совершившийся факт), но и по технологически возможному ее объему и составу. Необходимы законодательные гарантии для привлечения иностранных инвестиций, налоговые льготы на инвестиционную деятельность, создание региональных залоговых, лизинговых, инвестиционных, венчурных и других фондов, стимулирующих и гарантирующих инвестиции в реальный сектор экономики.

Литература

1. Минакир П. А. Системные трансформации в экономике. Владивосток: Дальнаука, 2001.

2. Приморский край на рубеже третьего тысячелетия (статистический ежегодник). Владивосток: Приморский краевой комитет государственной статистики, 2001.

3. Российский статистический ежегодник: Статист. сб. М.: Госкомстат России, 2000.

4. Суспицын С.А. Влияние территориальных различий на приоритеты государственной региональной политики // Проблемы экономической политики на российском Дальнем Востоке: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Хабаровск: РИОТИП, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.