Научная статья на тему 'Некоторые итоги создания апелляционных и кассационных судов'

Некоторые итоги создания апелляционных и кассационных судов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
87
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
судоустройство / судебная система / судебная реформа / апелляция / кассация / независимость судей / борьба с коррупцией / специальная военная операция / ветераны / legal proceedings / judicial system / judicial reform / appeal / cassation / independence of judges / fight against corruption / special military operation / veterans

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коршунов Юрий Алексеевич

Ранее, в рамках исследуемой темы, автором рассматривался ряд положений судебной реформы в Российской Федерации, связанной с созданием апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, оптимизации организации их деятельности [8]. Реформирование проводилось с целью создания дополнительных гарантий справедливого правосудия, повышения уровня независимости судей, надлежащей защиты прав и свобод граждан. Вместе с тем, в данной статье отмечается, что организация работы вновь образованных судов не лишена определенных недостатков, которые в своей совокупности не оказывают влияния на ее прогрессивный характер и которые можно нивелировать взвешенным и обстоятельным подходом к судебной деятельности. Защита прав и свобод граждан, в том числе участников специальной военной операции, ветеранов боевых действий и членов их семей, являются основными приоритетами в работе новых звеньев судебной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME RESULTS OF THE CREATION OF APPEAL AND CASSATION COURTS

Earlier, within the framework of the topic under study, the author considered a number of provisions of judicial reform in the Russian Federation related to the creation of appellate and cassation courts of general jurisdiction, optimization of the organization of their activities [8]. The reform was carried out with the aim of creating additional guarantees of fair justice, increasing the level of independence of judges, and adequate protection of citizens’ rights and freedoms. At the same time, this article notes that the organization of the work of newly formed courts is not without certain problems, which in their entirety do not affect its progressive nature and which can be leveled by a balanced and thorough approach to judicial activity. The protection of the rights and freedoms of citizens, including participants in a special military operation, combat veterans and their family members, are the main priorities in the work of the new links of the judicial system.

Текст научной работы на тему «Некоторые итоги создания апелляционных и кассационных судов»

Некоторые итоги создания апелляционных и кассационных судов

Коршунов Юрий Алексеевич,

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного права прокурорско-следственного факультета Военного университета имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации E-mail: yurkorsh@gmail.com

Ранее, в рамках исследуемой темы, автором рассматривался ряд положений судебной реформы в Российской Федерации, связанной с созданием апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, оптимизации организации их деятельности [8]. Реформирование проводилось с целью создания дополнительных гарантий справедливого правосудия, повышения уровня независимости судей, надлежащей защиты прав и свобод граждан. Вместе с тем, в данной статье отмечается, что организация работы вновь образованных судов не лишена определенных недостатков, которые в своей совокупности не оказывают влияния на ее прогрессивный характер и которые можно нивелировать взвешенным и обстоятельным подходом к судебной деятельности. Защита прав и свобод граждан, в том числе участников специальной военной операции, ветеранов боевых действий и членов их семей, являются основными приоритетами в работе новых звеньев судебной системы.

Ключевые слова: судоустройство, судебная система, судебная реформа, апелляция, кассация, независимость судей, борьба с коррупцией, специальная военная операция, ветераны.

В 2019 году начали свою деятельность новые звенья системы судов общей юрисдикции - апелляционные и кассационные суды [2, 3, 4]. Организация данных судов ознаменовала новый этап судебной реформы, направленный на реализацию конституционного положения о России как о правовом государстве [1], создание дополнительных гарантий справедливого правосудия, повышение уровня независимости судей, надлежащую защиты прав и свобод граждан. Суды действуют уже несколько лет и можно с уверенностью сделать вывод о том, что это эффективные органы судебного контроля, стоящие в том числе и на защите государственных интересов. Ими наработана определенная практика рассмотрения судебных дел, которую можно использовать во благо как граждан, так и всего государства в целом.

Проходящая в настоящее время специальная военная операция обнажает множество проблем правового характера, связанных как с защитой прав и свобод населения на новых территориях, так и с защитой интересов участников боевых действий, ветеранов и членов их семей. При таких обстоятельствах организация новых звеньев судебной системы за несколько лет до этого выглядит весьма своевременным и обдуманным шагом со стороны государства.

Исходя из срока работы апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, можно подвести некоторые итоги их деятельности, которые как и все новое не лишены определенных недостатков [8].

Так, территориальная юрисдикция судов распространяется на соответствующие судебные округа, включающие несколько субъектов Российской Федерации. Исключение составляют военные апелляционный и кассационный суды, их территориальная юрисдикция - вся территория государства. Окружная организация работы позволяет создать дополнительные гарантии верховенства закона, поскольку проверка судебных актов осуществляется за пределами территориальных юрисдикций нижестоящих судов, вне местных коррупционных и социальных факторов. Подобная организация работы признается позитивной в том числе и в теории государственного управления [11].

Такие государства, как Аргентинская Республика, Королевство Бельгия, Мексиканские Соединенные Штаты, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Бразилия, Французская Республика и др. строят организацию работы своих проверочных судебных инстанций на основе судебных округов. Так, судебные системы Бельгии, США и Франции имеют в своем составе соответственно 5, 13 и 35 апелляционных судов, чья терри-

5 -о

сз ж

■с

ториальная юрисдикция распространяется на несколько субъектов федерации (административно-территориальных единиц) [9]. На постсоветском пространстве окружная организация работы судов характерна для Азербайджанской Республики, Грузии, Латвийской Республики и Эстонской Республики.

С появлением новых судов уровень независимости судей и объективность судебной деятельности повысились [5, 10], поскольку теперь отсутствует возможность совмещения в одном суде областного звена функций суда первой, апелляционной, а в некоторых случаях и кассационной инстанций, что до реформы ставило под сомнение объективность и беспристрастность решений, принятых в ходе апелляционного и кассационного пересмотра дела.

Реформой создана дополнительная гарантия справедливого правосудия, поскольку новые судебные органы организационно и инстанционно обособлены, они проверяют судебные акты нижестоящих судов на некотором удалении от них, что также способствует объективности судопроизводства.

Установлено, что полномочия апелляционных и кассационных судов можно классифицировать исходя из направлений их реализации на:

- процессуальные;

- контрольно-предупредительные;

- организационно-методические.

Процессуальные полномочия включают в себя совокупность прав и обязанностей по проверке актов нижестоящих судов; контрольно-предупредительные направлены на осуществление судебного контроля и предупреждение нарушений закона нижестоящими судами и иными лицами, устранение причин и условий принятия незаконных и необоснованных решений; организационно-методические реализуются в форме надлежащего методического обеспечения судебной деятельности и эффективной организации работы судов [6, 7].

Кроме того, можно сделать вывод о том, что в отличие от зарубежного опыта, существующие в настоящее время требования к профессиональной подготовке кандидатов на должности судей апелляционных и кассационных судов недостаточны, необходима регламентация на законодательном уровне положений о предварительной профессиональной подготовке кандидатов в судьи этих судов в специализированном учебном заведении перед их первоначальным назначением на судейскую должность, а также о наличии определенного профессионального опыта, связанного с работой судьей иных звеньев судебной системы, поскольку это позволит повысить квалификацию кандидатов в соответствии с требованиями к судебной деятельности.

Система предварительного обучения судей 5= в специализированных учебных заведениях дей-— ствует в Австрийской Республике, Бельгии, Вен-^ грии, Итальянской Республике, Республике Индия, ^ Республике Польша, Республике Сербия, Федера-Ц тивной Республике Германия, Франции, Чешской

Республике, Японии и в других странах, на постсоветском пространстве - в Азербайджане, Армении, Грузии, Молдове и др. Российский государственный университет правосудия с его филиальной сетью вполне может обеспечить подобное обучение.

Определяется, что институт администраторов судов должен быть интегрирован в аппараты апелляционных и кассационных судов в форме администраторов судов - руководителей аппаратов этих судов. Именно эти лица должны организационно обеспечивать судебную деятельность, соответствующие должности федеральной государственной гражданской службы необходимо отнести к перечню должностей аппаратов апелляционных и кассационных судов исходя из того, что это позволит улучшить работу аппаратов, построить работу по организационному обеспечению деятельности судов на основе принципа единоначалия, освободить председателей судов от полномочий, не связанных с осуществлением правосудия, снизив рабочую нагрузку на них, что в целом улучшит качество отправления правосудия.

Установлено, что наиболее эффективно проблема доступа к правосудию в апелляционных и кассационных судах может быть решена путем предоставления судам права организации работы на основе выездных сессий, приближающих правосудие к населению, повышающих авторитет судебной власти и реализующих воспитательную функцию суда, исходя из того, что иные формы обеспечения доступа к правосудию, такие как применение видео-конференц-связи, различных онлайн-технологий, обеспечивающих режим удаленного доступа в судебное заседание, а также организация работы судов на основе постоянных судебных присутствий, не в полной мере гарантируют доступность и непосредственность правосудия.

Суды таких государств, как Австралийский Союз, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, США и Франция длительное время организуют работу на основе выездных сессий.

Определяется, что совершенствование судебной системы как государственного института приводит к появлению у нее новых свойств. Эта система по сути не статична, а представляет собой постоянно совершенствующуюся, динамичную социальную материю.

Организация надрегиональных звеньев судебной системы, то есть апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, обусловила такое свойство системы судов общей юрисдикции, которое можно условно назвать гибкостью. С учетом этого свойства система судов общей юрисдикции имеет признаки динамичной, гибкой конструкции, структурные звенья которой можно согласованно нагрузить или, наоборот, разгрузить путем частичного изменения процессуального законодательства. Данные изменения возможны как для качественного рассмотрения дел определенных категорий, так и для решения проблемы служебной нагрузки в различных звеньях судебной системы.

В целях оптимизации судебной деятельности возможно снизить нагрузку на судей судов областного звена системы судов общей юрисдикции посредством расширения юрисдикции апелляционных судов применительно к рассмотрению судебных дел определенных категорий. Снизить нагрузку на судей судов областного звена возможно путем передачи в производство апелляционных судов общей юрисдикции судебных дел, рассмотренных районными судами - уголовных дел, приговоры по которым постановлены с участием присяжных заседателей, уголовных дел о преступлениях, совершенных предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, уголовных дел коррупционной направленности, а также уголовных дел о преступлениях в отношении несовершеннолетних, поскольку возможно расширить полномочия апелляционных судов и увеличить рабочую нагрузку на их судей [6, 7].

Про уголовные дела, рассмотренные районными судами (гарнизонными военными судами) с участием присяжных заседателей, как не вполне простые с точки зрения порядка судопроизводства, необходимо отметить следующее.

После передачи на рассмотрение районных судов (гарнизонных военных судов) данных уголовных дел появилось множество (более девяноста) центров их апелляционного пересмотра, каждый из которых формирует свою апелляционную практику. Сюда входят суды общей юрисдикции областного звена, в том числе приравненные к ним военные суды, а также апелляционные суды общей юрисдикции. Данная ситуация создает правовую неопределенность в отношении критериев апелляционного пересмотра приговоров, постановленных с участием присяжных заседателей, что нарушает права граждан и указывает на то, что одна из целей реформирования судебной системы в части формирования практики апелляционных судов не достигнута. При передаче всех уголовных дел, приговоры по которым постановлены с участием присяжных заседателей, под юрисдикцию апелляционных судов центров формирования практики будет существенно меньше (шесть) и цели реформирования судебной системы в этой части будут близки к достижению [7].

Развитие государства и общества, существующие внешние вызовы, ведут к изменениям судебной системы, которые наиболее полно отвечают реалиям текущего времени. Вместе с тем, данные изменения должны служить обществу, вести к укреплению российской государственности. Организация апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции полностью отвечает данному требованию, ну а некоторые итоги их деятельности предлагается обсудить в юридическом сообществе.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (ст. 1).

URL: http://duma.gov.ru (дата обращения:

25.09.2023);

2. Федеральный конституционный закон от 29.07. 2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» // СЗ РФ. 2018. № 31. Ст. 4811;

3. Федеральный конституционный закон от 31.12. 1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1;

4. Федеральный конституционный закон от 07.02. 2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 898;

5. Заказнова А.Н., Харитонов С.С. О рассмотрении военным судом жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ (по материалам судебной практики) // Военное право. 2023. № 3 (79). С. 157-163;

6. Коршунов Ю.А. Апелляционные суды в судебной системе Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М.: ИЗиСП, 2022. - 244 с.;

7. Коршунов Ю.А. Апелляционные суды в судебной системе Российской Федерации: монография / под ред. С.Л. Нуделя. М.: Юрлитинформ, 2023. - 160 с.;

8. Коршунов Ю.А. Создание апелляционных и кассационных судов: некоторые итоги масштабной реформы // Юридическая наука. 2019. № 4. С. 71-75;

9. Лубенский А.И., Еремин В.Н. Апелляционные и кассационные суды капиталистических государств. М.: ВНИИСЗ, 1975. - 55 с.;

10. Назаров А.А., Харитонов С.С. Некоторые вопросы применения военными судами требований уголовно-процессуального законодательства // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2023. № 7 (312). С. 8389;

11. Понкин И.В. Теория государственного управления: децентрализация публичной администрации // Административное право и процесс. 2014. № 2. С. 28-33.

SOME RESULTS OF THE CREATION OF APPEAL AND CASSATION COURTS

Korshunov YuA

Prince Alexander Nevsky Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation

Earlier, within the framework of the topic under study, the author considered a number of provisions of judicial reform in the Russian Federation related to the creation of appellate and cassation courts of general jurisdiction, optimization of the organization of their activities [8]. The reform was carried out with the aim of creating additional guarantees of fair justice, increasing the level of independence of judges, and adequate protection of citizens' rights and freedoms. At the same time, this article notes that the organization of the work of newly formed courts is not without certain problems, which in their entirety do not affect its progressive nature and which can be leveled by a balanced and thorough approach to judicial activity. The protection of the rights and freedoms of citizens, including participants in a special military operation, combat veterans and their family members, are the main priorities in the work of the new links of the judicial system.

5 -a

C3 ж

<

Keywords: legal proceedings, judicial system, judicial reform, appeal, cassation, independence of judges, fight against corruption,

special military operation, veterans.

References

1. The Constitution of the Russian Federation (Art. 1). URL: http:// duma.gov.ru (accessed: 25.09.2023);

2. Federal Constitutional Law № . 1-FKZ of 29.07.2018 «On Amendments to the Federal Constitutional Law «On the Judicial System of the Russian Federation» and Certain Federal Constitutional Laws in Connection with the Creation of Cassation Courts of General Jurisdiction and Courts of Appeal of General Jurisdiction» // SZ RF. 2018. № 31. Art. 4811;

3. Federal Constitutional Law № 1-FKZ of 31.12.1996 «On the Judicial system of the Russian Federation» // SZ RF. 1997. № 1. Art. 1;

4. Federal Constitutional Law № 1-FKZ of 07.02.2011 «On Courts of general jurisdiction in the Russian Federation» // SZ RF. 2011. № 7. Art. 898;

5. Zakaznova A.N., Kharitonov S.S. On consideration by a military court of complaints in accordance with Art. 125 of the Code

of Criminal Procedure of the Russian Federation (based on the materials of judicial practice) // Military law. 2023. № 3 (79). P. 157-163;

6. Korshunov Yu.A. Appellate courts in the judicial system of the Russian Federation: dis. ... cand. jurid. M.: IZiSP, 2022. -244 p.;

7. Korshunov Yu.A. Courts of appeal in the judicial system of the Russian Federation: monograph / edited by S.L. Nudel. M.: Yur-litinform, 2023. - 160 p.;

8. Korshunov Yu.A. The creation of appeal and cassation courts: some results of scale reform // Legal science. 2019. № 4. P. 7175;

9. Lubensky A.I., Eremin V.N. Appellate and cassation courts of capitalist states. M.: VNIISZ, 1975. - 55 p.;

10. Nazarov A.A., Kharitonov S.S. Some issues of application by military courts of the requirements of criminal procedure legislation // Law in the Armed Forces - Military Legal Review. 2023. № 7 (312). P. 83-89;

11. Ponkin I.V. Theory of public administration: decentralization of public administration // Administrative law and process. 2014. № 2. P. 28-33.

OJ

o

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.