УДК 332.012.2
Е.А.СОЛОВЬЕВА
Экономический факультет, профессор кафедры экономики, учета и аудита
М.В.МАНЫЛОВА
Экономический факультет, аспирантка кафедры организации и управления
НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЛАНЦЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
На базе Ленинградского месторождения горючих сланцев действует единственное в России предприятие по добыче сланца - ОАО «Ленинградсланец». Анализируется современное состояние сланцевой промышленности, дается краткий анализ его хозяйственной деятельности. Отмечается критическое состояние отрасли, поскольку после распада СССР Россия лишилась основных потребителей сланца. Тяжелое финансовое положение градообразующего предприятия - ОАО «Ленинградсланец» привело к отрицательным социально-экономическим последствиям в жизни населения всего Сланцевского района. Рассматриваются перспективы развития предприятия путем реализации инновационного проекта по строительству энерготехнологического комплекса на базе сланца.
A unique oil-shale mining enterprise in Russia, OAO «Leningradslanets», operates at an oil-shale deposit in the Leningrad region. The article analyses the current condition of the oil-shale industry and gives a brief description of its business activities. A critical state of the industry is explained with the fact that after the collapse of the Soviet Union Russia lost the main oil-shale consumers. A difficult financial situation at the urban-formative enterprise has lead to negative social and economic aftereffects affecting life of all the citizens of the Slantsevskiy district. The article studies prospects of the enterprise development by means of innovative project to create an energy and industrial complex basing on the use of oil-shale.
На современном этапе в России наметилась тенденция завершения «газовой паузы» и перехода к «газоугольной стратегии» развития ТЭК. Меняется подход к структуре топливно-энергетического баланса, в основе которого должна лежать концепция оптимизации соотношения цен на взаимозаменяемые энергоресурсы: уголь, газ, мазут, сланец, торф. Основными положениями энергетической стратегии России предусматривается до 2020 г. повысить долю угля в производстве топливно-энергетических ресурсов с 11 до 20 %, а в производстве электроэнергии -с 34 до 44 % [10]. К настоящему времени в угольной промышленности в основном завершен период реструктуризации производственного потенциала. Достигнуты первые положительные результаты по повыше-
нию экономического потенциала угольных компаний и наращиванию объема добычи угля. В соответствии с «Основными направлениями реструктуризации угольной промышленности» до 2001 г., система государственного регулирования угольной отрасли была направлена в основном на ликвидацию особо убыточных предприятий и решение социальных проблем угледобывающих регионов.
Было принято распоряжение Правительства России « О мерах по устранению социальных и экологических последствий ликвидации организаций угольной (сланцевой) промышленности», реализация которого направлена на выделение средств государственной поддержки на указанные цели.
Одна из самых острых социальных проблем реструктуризации состоит в обеспечении занятости высвобожденных работников. В финансировании мероприятий по социальной защите значительный объем средств направляется на выполнение программ местного развития и содействие занятости населения. Минэнерго России было разработано и утверждено «Положение о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли» (от 19 июня 2002 г. № 185).
Реализация программ местного развития осуществляется по следующим направлениям: профессиональное консультирование и переобучение высвобождаемых и высвобожденных работников; организация общественных работ; поддержка малого бизнеса; содействие созданию новых рабочих мест; содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам [5].
Наряду с решением социальных задач в настоящее время на первый план выходит проблема активизации инвестиционной деятельности в отрасли для создания резерва производственных мощностей. В 2000 г. в угольной промышленности ухудшилось положение с инвестициями из федерального бюджета на модернизацию предприятий и новое строительство шахт и разрезов. Так, ежегодные инвестиции за годы реструктуризации угольной промышленности России (1993-2001 годы) снизились в сопоставимых ценах в 7 раз, в том числе из федерального бюджета - более чем в 400 раз. Удельный вес инвестиций из федерального бюджета сократился с 38 до 1,7 % от общего объема средств господдержки [9]. В настоящее время бЦльшая часть инвестиций угольной промышленности (72 %) формируется за счет собственных источников [2].
Выделяемые финансовые средства недостаточны для реализации крупных инвестиционных проектов. Практически эти ресурсы используются на решение текущих
задач, обеспечивая только простое воспроизводство. Финансовое состояние угледобывающих компаний ограничивает их допуск к кредитным ресурсам. Поэтому инвестиционная политика угольной промышленности вынуждена ориентироваться на использование средств государственной поддержки, на получение средств федерального бюджета в виде кредита на возвратной основе. По мнению специалистов, в целях обеспечения расширенного воспроизводства в угольной отрасли необходимо прямое участие государства в создании объектов первоочередной важности, в том числе путем их включения в федеральную адресную инвестиционную программу [10].
Для активизации инвестиционной политики в угольной промышленности требуются новые формы государственной поддержки. Как считают специалисты Минэнерго России, необходимо: «учесть, что в составе отрасли имеются ряд региональных компаний, таких как «Ростовуголь», «Тула-уголь», «Челябинскуголь», «Интауголь», «Киселевуголь», «Ленинградсланец», которые пока еще не могут работать с достаточной степенью экономической эффективности и требуют особого подхода» [10, с.7]. Мы полностью разделяем такую позицию по вопросу инвестиционной политики в угольной отрасли и, в частности, в сланцевой промышленности (Ленинградская область).
Добыча сланца в настоящее время осуществляется в ОАО «Ленинградсланец» на действующей шахте «Ленинградская». Шахта им. С.М.Кирова и шахта № 3 находятся в состоянии ликвидации. ОАО «Ле-нинградсланец» является единственным в России сланцедобывающим предприятием, а для г.Сланцы - градообразующим. Город был специально построен для разработки Ленинградского месторождения сланцев. Этот регион вместе с Эстонией составлял единый энергетический и химический комплекс, объединяющий добычу и переработку сланца. После распада СССР на территории России остался горно-добывающий комплекс «Ленинградсланец», который попал в прямую зависимость от поставок сланца в Эстонию, где потребляется около
70 % добываемого объема. Эстония рассчитывается за поставки сланца электроэнергией, реализация которой не покрывает затрат предприятия. Отсутствие у России сланцеперерабатывающей промышленности создало на предприятии кризисную ситуацию. Отгружая сланец по заниженным ценам, Россия фактически дотирует эстонскую промышленность.
Правительство Ленинградской области и руководство объединения принимают первоочередные меры для нормализации ситуации, сохранения основного производства, шахт, а также трудовых коллективов. Областным законом для поддержки сланце-добывающей промышленности установлены льготы по уплате налогов для ОАО «Ленинградсланец». Правительство обеспечивает всю закупку электроэнергии из Эстонии, стоимость которой выше региональной в области. Таким образом, ОАО «Ленинградсланец» в настоящее время поддерживается за счет дотаций из бюджета. Убыточность предприятия обусловлена отсутствием собственной сланцепереработки в регионе, а также проблемами сбыта продукции монопольному эстонскому потребителю.
Следует добавить, что в случае ликвидации шахт, кроме отрицательных социальных последствий, возникнет необходимость постоянных бюджетных затрат на поддержание шахт в сухом состоянии из-за опасности экологического загрязнения фенолами грунтовых вод и прилегающего водного бассейна в районе северо-западной границы России (Нарвское водохранилище, Финский залив).
В такой ситуации остается один путь -разработка стратегии реструктуризации горно-промышленного комплекса на основе инновационных решений в области переработки сланца.
В сланцевой промышленности также идет процесс реструктуризации. С 1991 по 2002 г. добыча сланца сократилась в 2 раза. Численность работников в объединении уменьшилась в 1,5 раза. В 2003 г. впервые за последние 10 лет в ОАО «Ленинградсланец» произошел рост объема производства, который составил 110,2 % по сравнению
с 2002 г. Объем инвестиций за 2003 г. увеличился в 2,2 раза в основном за счет собственных средств [5]. Однако положение в объединении по-прежнему остается напряженным. Убытки производства остаются и частично покрываются за счет дотаций.
По федеральной программе господдержки углепромышленных регионов объем финансирования из средств бюджета за 1998-2000 годы составил в Ленинградской области 47000 тыс.руб., из них 2256 тыс.руб. были направлены на развитие малого бизнеса, 2203 тыс.руб. - на общественные работы, 35 тыс.руб. - на консультации, 42506 тыс.руб. (92,6 %) - на создание новых рабочих мест [6].
Ориентация на поставки сланца в Эстонию - это тупиковый путь для сланцевой промышленности России. В то же время есть кардинальный выход из сложившейся кризисной ситуации. Для эффективного решения проблемы ФУГП «Санкт-Петербург-Атомэнергопроект» разработан проект строительства в составе ОАО «Ленинградс-ланец» энерготехнологического комплекса (ЭТК), предусматривающего глубокую переработку сланца с получением высоколиквидных продуктов: сланцевого масла и полукоксового газа. Первая очередь ЭТК по исходному сланцу 2,5 млн т обеспечит производство 350 тыс.т синтетической нефти и более 90 млн м3 полукоксового газа [8]. С пуском ЭТК открывается возможность совместно со сланцами перерабатывать уг-лесодержащие отходы (автопокрышки, за-мазученные грунты и т.п.). Проект разрабатывался с привлечением ведущих специалистов научных и проектных организаций России: ОАО «Энергетический институт им. Г.М.Кржижановского», Санкт-Петербургский филиал «Оргэнергострой», ОАО «Ленгипронефтехим», Санкт-Петербургский филиал «Гиброгазоочистки» [4].
По оценке российских специалистов, предлагаемая технология переработки сланцев не имеет аналогов в мире [7].
Достоинство данного проекта ЭТК, кроме прочего, состоит в том, что товарной продукцией на рынке будет выступать не сырье - сланец, а энергоносители, получен-
ные в результате глубокой переработки сланца, востребованные на рынке и обладающие экспортным потенциалом. Кроме того, будет достигнута экономия природного газа в объеме 580 млн м3, который может быть направлен регионом на экспорт [8].
Таким образом, реализация проекта выгодна как в экономическом, так и в экологическом и, особенно, в социальном плане. Проект ЭТК был рассмотрен экспертизой Госстроя, Ленкомэкологией, утвержден Минэнерго [9]. Однако практических шагов в реализации проекта предпринято не было. Проблема в настоящее время заключается в отсутствии у предприятия «Ленин-градсланец» инвестиционных ресурсов на реализацию ЭТК в объеме примерно 150 млн долл. [3].
По нашему мнению, эта проблема выходит за рамки местного и регионального значения. Поэтому необходима разработка федеральной адресной инвестиционной программы для строительства энерготехнологического комплекса на базе Ленинградского месторождения горючих сланцев.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вести. 2004 [2 марта].
2. Ковальчук А.Б. Инвестиционная политика в угольной промышленности России / А.Б.Ковальчук, А.Г.Саламатин // Уголь [март].
3. О стабилизации работы и перспективах развития ОАО «Ленинградсланец»: Технико-экономическое обоснование. ВНИМИ. СПб: Геомар, 1996.
4. ПетровМ.С. Переработка местных ресурсов углеводородного сырья - реальный путь решения социально-экономических проблем Сланцевского региона Ленинградской области // Промышленность сегодня. 2003. № 2 (94) [февраль].
5. Положение о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости // Уголь. 2002 [сентябрь].
6. Ранжирование углепромышленных регионов по объемам финансирования из средств государственной поддержки «программ местного развития» за период 1998-2000 гг. // Уголь. 2001 [март].
7. Соснова С. Сланцы - социальный взрыв или светлое будущее // Промышленно-строительное обозрение. 2003. № 6 (72) [октябрь].
8. Фрайман Г.Б. Энергетическая безопасность и местные ресурсы // Уголь. 2001 [январь].
9. Щадов М.И. Угольная промышленность России: Состояние, проблемы и перспективы // Горный журнал. 2003. № 10.
10. Янковский А.Б. Об итогах реструктуризации угольной промышленности и первоочередных задачах по развитию отрасли // Уголь. 2002 [январь].