2.2. НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА
Цымбал Ирина Андреевна, аспирант. Место учебы: Российский государственный университет правосудия. Подразделение: кафедра Конституционного права им. Н.В. Витрука. Должность: ответственный секретарь -заместитель шеф-редактора. Место работы: Информационное агентство "ТелецентрЪ". E-mail: [email protected]
Аннотация
Цель данной работы состоит в изучении наиболее значимых эпизодов истории реализации права на участие в управлении делами государства в России со средних веков до наших дней.
Автор обнаруживает, что в России во все периоды истории государства была востребована идея участия народа в управлении государством, выдвинутая древними философами. При этом автор делает вывод о том, что в настоящее время существуют пробелы в восприятии данного права и недостаток правовой культуры населения в целом. Автор подчеркнул ключевые стадии становления права граждан обращаться в органы государственной власти.
Автор призывает при рассмотрении форм осуществления права граждан на участие в управлении делами государства не сводить дискуссию лишь к пристальному исследованию положений Конституции Российской Федерации, но учитывать и всесторонне изучать новые формы реализации этого права.
Ключевые слова: конституционное право, демократия, государственная власть, местное самоуправление, референдум, суд присяжных.
SOME HISTORICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF THE
CONSTITUTIONAL RIGHT OF CITIZENS TO PARTICIPATE IN
THE MANAGEMENT OF STATE AFFAIRS Tsymbal Irina Andreevna, postgraduate student. Place of study: Russian State University of Justice. Department: Constitutional Law chair named after N. V. Vitruk. Position: executive secretary - deputy editor-in-chief. Place of employment: "Telecenter" Information agency.E -mail: [email protected]
Annotation
The purpose of this work is to study the most significant episodes in the history of the realization of the right to participate in the management of state affairs in Russia from the Middle Ages to the present day.
The author finds that in Russia in all periods of the history of the state the idea of people's participation in government was demanded. This idea was put forward by ancient philosophers. Moreover, the author concludes that currently there are gaps in the perception of this right and a lack of legal culture of the population as a whole. The author emphasized the key stages in the development of the right of citizens to apply to state authorities.
The author calls upon, when considering forms of exercising the right of citizens to participate in the management of state affairs, not to reduce the discussion to a
close study of the provisions of the Constitution of the Russian Federation, but to take into account and comprehensively study new forms of exercising this right. Keywords: constitutional law, democracy, state power, local government, referendum, jury trial.
Введение
На протяжении тысячелетий образ жизни человека координировался набором правил духовного, конфес-сионного и нравственного характера. Причем в этом списке конфессионные правила находились и находятся по сей день на особом счету. Именно они многие века гарантировали устойчивость стран.
Однако в XXI веке исповедование той или иной религии практически повсеместно является свободным. В обществе мы можем наблюдать изменение восприятия религии, доходит даже до глубокого антагонизма; при этом на планете существуют до сих пор государства, относящиеся к теократическим.
Действующие общественные отношения предполагают, что люди ведут себя сообразно требованиям правил, но практически не задумываются об их происхождении, авторстве, нужности их сегодня. Причина здесь кроется в том, что в прежние годы в образе действий человека не замечалось альтернативных норм, но и нет повода ожидать, что нечто альтернативное сформируется в будущем.
Более того, человеку свойственно игнорировать, как воспримут его окружающие, если он не станет следовать неким традиционным правилам. Аналогично человек не размышляет о том, к чему приведет отказ от обычаев. Однако любой из нас не может не интересоваться тем, что скрывает тот или иной закон, как он может ущемить наши возможности, или же, напротив, позволит ли определенное правило расширить область нашей деятельности, отодвинет ли естественный лимит. Вот почему любая новация в юридической сфере порождает размышление на темы: к чему это приведет, что поменяется в повседневной жизни?
Вот почему гражданам необходимо с особым вниманием воспринимать правовую область, осознавать всю глубину и авторитетность права. Что оно представляет собой не только некий свод норм, регулирующих образ действий, но и некий ресурс, потенциал, которые назначен действующим законодательством и гарантируется им. Гражданам также важно понимать, что игнорирование исполнения правовых норм приводит к ответственности за это. Знать, что за несоблюдением этих норм последуют определенные санкции, состоящие в утрате части возможностей и даже лишении личной свободы.
Необходимость участия граждан во власти
Право граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей гарантируется частью 1 статьи 32 Конституции Российской Федерации. В широком смысле это управление характеризует всю деятельность и государства, и местного самоуправления. Целью вышеизложенного является эволюция социального взаимодействия и достижения того, что отношения в социуме будут управляться на правовой базе.
В нашей стране особую актуальность приобрела значимость изучения широкого диапазона форм доступа общества к процессу осознания и формирования всенародных скреп, ценностей, а также преодоления ценностных противоречий. Участие граждан страны в
этих процессах обеспечит более эффективную управляемость на основе права, сделает государство более эффективным, с правовой точки зрения. Несомненно, что установление, признание и предпочтение в части альтернативных общественных ценностей является прерогативой граждан.
Одним из показателей успешности деятельности власти является управляемость на основе права. Для повышения ее эффективности требуются новые типы и методы политической, общественной и хозяйственной организации. Формирование этих типов обеспечит устойчивость государства перед лицом новых геополитических вызовов, готовность к новым производственным циклам, к появлению принципиально иных личных и общих ценностей, к росту потребностей общества сверх возможностей ныне действующих институтов власти.
Важно отметить, что эффективность и качество управления государством в этой связи определяют не только сами ветви власти, но и формирующееся гражданское общество. Выстраивание полноценной всеобъемлющей дискуссии, достижение консенсуса, развитие взаимопонимания в нем напрямую влияют на качество управляемости на основе права. Именно гражданскому обществу надлежит в диалоге с властью, властными структурами выстроить концепцию социальных правил и ценностей.
Еще в античные времена ведущие философы рассуждали о неизбежности того, что граждане государства будут привлечены к делам этого государства. Они провозглашали нужность дискуссии социума и властных структур в процессе разрешения проблем, касающихся всего населения. Эти мыслители писали о потребности в одном для всех законе, который гарантировал бы набор прав и свобод личности. Эти политические суждения мыслителей древности можно считать теоретическими предпосылками обоснования необходимости представительной системы. Аристотель в качестве основного начала демократического строя называл свободу, а одним из её условий - по очереди быть управляемым и править. Философ писал: «... неизбежно чтобы все граждане принимали участие либо во всем касающимся жизни государства, либо ни в чем, либо в одних делах принимали участие, а в других нет». 1
Идеи и принципы демократии нашли свое отражение в международных актах. Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 года и Пактом ООН о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года каждому человеку обеспечивается право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей, гарантируется право равного доступа к государственной службе в своей стране и предоставляются избирательные права.2
В России в XIX - начале XX вв. были заложены основы парламента, политических партий, избирательного права и т.д. Манифест императора Николая II от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» закрепил основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и
1 Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. - М.: Мысль, 1983. С. 376644.
2Липчанская М.А. Международные стандарты участия граждан в управлении делами государства // Известия Саратовского университета. 2011. Т. II. Сер. Социология. Политология. № 2. С. 9296.
союзов. В известной степени, базовые уложения Российской империи в редакции от 23 апреля 1906 года можно считать первой российской конституцией.3
Однако самым первым фактом гарантирования гражданам права на участие в управлении делами государства и решении вопросов, значимых для всего общества, является закрепление вышеназванного права в статье 48 Конституции СССР 1977 года. Конституция РСФСР 1978 года декларировала право граждан участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей, свободно избираемых на основе всеобщего прямого равного избирательного права при тайном го-лосовании.4 Конституция Российской Федерации 1993 года не предусматривает возможность российским гражданам участвовать в управлении общественными делами.
Статьей 32 Основного закона Российской Федерации гражданам обеспечивается право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; им обеспечивается доступ к участию в референдумах; им также предоставляется возможность занимать должности государственной и муниципальной службы; гражданам доступно право участвовать в совершении правосудия.5
Формы осуществления права граждан на участие в управлении государственными делами
Существуют различные точки зрения о том, какие формы может принимать осуществление гражданами собственного права на участие в управлении делами государства. Считается, что их перечень является открытым, при рассмотрении форм реализации права не стоит ограничиваться лишь положениями статьи 32 Конституции Российской Федерации.
Основной закон предоставляет гражданам право участвовать в деятельности муниципальной власти, участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетах, общественных объединениях, профессиональных союзах. К формам можно отнести депутатство в законодательном собрании, обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные дискуссии по наиболее острым и значимым вопросам, касающимся перспектив социального и экономического развития территории федерального подчинения, работы над нормативно-правовыми актами и иных общественно-значимых решений; публичные слушания; опросы общественного мнения.6
Право на обращение в органы государственной власти впервые было предоставлено Судебником Ивана III 1497 года. При Петре I была образована служба по работе с челобитными. В 1810 году было утверждено создание в составе Государственного Совета Комиссии прошений, в 1890 года преобразованной в канцелярию Величества по принятию прошений, на Высо-
3 Функции и институты права в историко-правовом аспекте. Круглый стол №7: монография/ А.Г. Чернявский и др. - Москва: Русайнс, 2016. С. 154.
4Липчанская М.А. Участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства: традиционные формы и современные тенденции // Конституционное право. 2013. С. 124-133.
5См. там же.
6Спиридонов А.А. , Евсиков К.С. Развитие форм участия граж-
дан в управлении делами государства // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки.
2014. №5-2. С. 79-84.
чайшее имя приносимых. В послереволюционный период было принято Постановление VI Всероссийского Съезда Советов от 8 ноября 1918 года «О точном соблюдении законов». Этим документом должностных лиц и учреждения обязали принимать жалобы от гра-
7
ждан. 7
Далее рассматривая советский период, представляется необходимым отметить, что в 1958-1967 гг. ЦК КПСС принял ряд документов, регулирующих работу с обращениями граждан. Назовем постановления «О серьезных недостатках в рассмотрении писем, жалоб и заявлений трудящихся» (1958), «О мерах по устранению канцелярско-бюрократических извращений при оформлении трудящихся на работу и разрешении бытовых нужд граждан» (1960) и «Об улучшении работы по рассмотрению писем и организации приема трудящихся» (1967). В последнем документе письма граждан назывались «одной из важнейших форм укрепления и расширения связи партии с народом, участия населения в управлении государственными делами».8
В настоящее время статья 33 Конституции Российской Федерации 1993 года закрепляет возможность российских граждан оказывать влияние на надлежащее функционирование государственных структур, муниципальных структур, а в конечном счете на то, как будут гарантированы и защищены права гражданина. Основной закон предполагает, что граждане будут осуществлять такое влияние, направляя в вышеупомянутые органы жалобы, заявления, предложения и ходатайства.
Если право граждан обращаться в муниципальные структуры организовано в достаточной мере грамотно и эффективно, это позволяет достичь наибольшей транспарентности и выстраиванию четкой иерархии всей системы управления государством. Также это пробуждает в людях чувство удовлетворения стандартами этого управления. Налицо увеличение числа форм прямого участия граждан Российской Федерации в процедурах выработки важных для страны решений. Помимо вышесказанного, качественный механизм обращения в органы местного самоуправления позволяет совершенствовать систему контроля со стороны граждан РФ функционирования властных структур.
Одной из форм выражения гражданами собственного мнения, собственной позиции в отношении наиболее значимых вопросов как государственного, так и локального, муниципального уровня, является референдум.
Первые упоминания об институте референдума в Советской России можно отнести к 1917 году в период после революции. Статья 5 Конституции 1977 года юридически закрепила существование референдума в форме всенародного обсуждения и всенародного голосования. Незадолго до распада Советского Союза Съезд народных депутатов СССР принял закон «О всенародном голосовании (референдуме) СССР» (декабрь 1990 г.). Этот документ предусматривал возможность выявления мнения советского народа по вопросам, которые представляют наибольшую значимость и входят в ведение СССР. 17 марта 1991 года состоялся всенародный референдум по вопросу введения поста Президента РСФСР. 9 Конституция Рос-
7 Адамова Э.Р. Эволюция права граждан на обращение в органы государственной власти России // Бизнес в законе. 2008. №4. С.98-101. 8См. там же.
9Живодворова Н.А. Развитие института референдума в зарубежных странах // Правовая политика государства: теория, исто-
сийской Федерации была утверждена путем проведения всенародного голосования 12 декабря 1993 года.
Участие граждан в отправлении правосудия
Частью 5 статьи 32 Конституции Российской Федерации гражданам РФ гарантируется право участвовать в осуществлении правосудия. Оно реализуется за счет того, что граждане в судебных разбирательствах выступают в качестве присяжных заседателей.
Одно из первых упоминаний института присяжных заседателей в России можно увидеть в Русской Правде (XI в.), согласно положениям которой, человек, которого поймали на краже, но который вину свою отрицает, должен был прийти на суд 12 мужчин, каковые и выносили вердикт о виновности либо невиновности ответчика. Новгородская судная грамота 1471 года отражала наличие в Древней Руси нескольких судебных инстанций (Высший суд - суд Веча, суд посадника, суд «одрин»).10
Реформа, которая стала катализатором изменения всей системы судоустройства и судопроизводства в России, была проведена лишь в 1864 году. Институт присяжных заседателей был одним из основных в данной реформе.11 Главный дореволюционный идеолог суда присяжных заседателей того времени С. И. Зарудный подчеркивал значимость доверия в судопроизводстве: «Цель судоустройства в учреждении судебных мест на таком основании, чтобы судебные решения пользовались общим доверием. Доверие обеспечит спокойствие в государстве, а также стабильность решений судов».12
Первые заседания суда присяжных заседателей состоялись в 1866 году в Санкт-Петербурге и Москве. Но в 1917 г., после Октябрьской революции, суд присяжных как институт власти перестал существовать. Его возродили спустя 76 лет. Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила право каждого на рассмот-
~ 13
рение дела с участием присяжных заседателей.13
Возрождение этого института в 1990-х гг. явилось одним из ключевых нововведений, которые предусматривала Концепция судебной реформы. Ее разработчики полагали, что возвращение суда присяжных позволит преобразовать сам механизм уголовного судопроизводства в стране. В соответствии с этим замыслом планировалось, что дистанция между россиянами и правовыми учреждениями минимизируется. А сама судебная система, существовавшая в советские годы, приобретет социально-государственные черты.
Собственно говоря, идею формирования правового государства в Советском Союзе начали обсуждать еще в 1980-х гг. Говорилось о том, что суд присяжных станет максимально эффективной структурой, которая позволит добиться честности и непредубежденности
рия, практика. Сборник научных статей. - Пенза: ИИЦ ПГУ, 2007. №4. С. 105-111.
10Ильюхов А.А. Российская и зарубежная модели развития института присяжных заседателей. Исторический аспект // Журнал российского права. №1. 2008. С. 106-114.
11Бушная Н.В. Генезис института присяжных заседателей: общероссийский и региональный аспект (на примере Ставропольской губернии) //Актуальные проблемы российского права. №10 (71). 2016. С. 147-152.
Зарудный С.И. Общие соображения о составе суда. СПб., 1879. С.1.
13Бушная Н.В. Генезис института присяжных заседателей: общероссийский и региональный аспект (на примере Ставропольской губернии) //Актуальные проблемы российского права. №1 0 (71). 2016. С. 147-152.
судопроизводства. Такой суд - абсолютно свободный, независимый - является одним из краеугольных камней правового государства. Апологеты введения суда присяжных были уверены, что судебный корпус, созданный в период СССР, считаться беспристрастным не может.
Как видим, во многом реформа в этой части свелась в 1990-е гг. к простому переносу в российские условия базовых правовых механизмов и учреждений американо-европейской модели. Удалось реализовать идею выведения судебных органов из системы исполнительной власти, дабы сформировать собственно судебную власть, автономную от остальных двух ветвей.
Также в рамках судебной реформы создали институт мировых судей, провозгласили гарантированную доступность правосудия и доступность юридической помощи. Однако новые учреждения стали по сути параллельными институтами. Они не смогли конкурировать с органами исполнительной власти в части обеспечения правопорядка.
Здесь необходимо отметить и тот факт, что широкие слои российского общества, тяжело переживавшие развал Советского Союза и смену общественно-политической формации, негативно воспринимали суды присяжных и институт мировых судей. В преимущественно консервативном социуме сложилось стойкое представление о непрофессионализме таких судей, о их неспособности на равных с представителями старого судебного корпуса заниматься вопросами судопроизводства.
Выводы и заключение
Подводя итог, можно отметить, что хотя идею участия народа в управлении государством выдвигали еще древние философы, в настоящее время существуют пробелы в восприятии данного права и недостаток правовой культуры населения в целом.
При этом несомненно, что для становления полноценного правового государства в Российской Федерации, выстраивания гражданского общества и упрочнения межнационального консенсуса необходимо наличие вышеназванной культуры на высоком уровне. Ее отсутствие не позволит стопроцентно претворить в жизнь всеобъемлющие ценности и правила существования социума. Речь здесь идет о главенстве закона, первенстве гражданина, его уникальных и неотъемлемых свобод и привилегий. Лишь высокая правовая культура способна гарантированно отстаивать общественные нужды.
В числе свойств присущего гражданам Российской Федерации правосознания на современном этапе выделяются нехватка ощущения персонального достоинства, личной самоуважения. Кроме того, недостаточно сформировано понимание права. Отмечается такая характерная специфика истолкования права как системы общественного восприятия, которое сосредоточено на индивидууме и на взаимоотношениях между индивидуумами.
Как известно, в подлинно правовом государстве увеличивается значимость закона в общей конструкции общественных правил и норм. Это приводит к укреплению правовой базы в образе поведения людей, в жизненных процессах социума и страны в целом. Вот почему столь болезненной проблемой представляется низкий уровень правовой культуры граждан Российской Федерации.
Недостаточное правосознание вкупе с признанным нигилизмом в сфере права у россиян не позволяют го-
сударству гарантировать исполнение принципов главенства права в нашей стране.
Нет никакого сомнения, что процесс формирования человеческого восприятия в контексте права как механизм социально-психологического характера является непростым для индивидуума. Это протекание происходит через понимание, анализ, размышление, выводы, необходимость сделать выбор и обязательное принятие на себя ответственности в области указаний нормативно-правового характера.
Для ликвидации определенной правовой безграмотности и повышения правовой культуры граждан Российской Федерации, при моделировании некоторого диапазона образовательных схем для достижения лучшего правосознания необходимо принимать в расчет ряд прогностических персональных характеристик. Речь идет о персональной и общественной тождественности, склонности к размышлению, самостоятельности, наличии силы воли, склонности к конфиденции, обязательности и надежности. Эти характеристики учитываются, поскольку они способны повлиять на развитие правосознания и повышение правовой культуры в обществе.
Гражданам Российской Федерации предоставлено огромное количество вариантов осуществления собственного конституционного права участвовать в управлении делами государства, и этот перечень не является закрытым. Рассматриваемое право включает в себя целый ряд других прав, которые гарантированы Конституцией Российской Федерации и также детализированы в Федеральном законодательстве. Принятие единого федерального закона о совокупности прав россиян участвовать в управлении делами государства могло бы облегчить восприятие данного права и упростить его применение.
Вот почему среди первостепенных шагов для расширения вовлеченности российских граждан в управление государственными делами можно назвать выведение правовой культуры граждан РФ на действительно высокий уровень, воспитание у них абсолютного и бесспорного пиетета в отношении закона, общественного порядка, судебным органов и судебного процесса, формирование честности и совестливости в качестве главенствующего типа образа действий в обществе, а также искоренение правового нигилизма.
Реализация этих мер, несомненно, поспособствует превращению Российской Федерации в современное правовое государство.
Список литературы:
1. Адамова Э.Р. Эволюция права граждан на обращение в органы государственной власти России // Бизнес в законе. 2008. №4. С.98-101.
2. Бушная Н.В. Генезис института присяжных заседателей: общероссийский и региональный аспект (на примере Ставропольской губернии) //Актуальные проблемы российского права. №10 (71). 2016. С. 147-152.
3. Живодворова Н.А. Развитие института референдума в зарубежных странах // Правовая политика государства: теория, история, практика. Сборник научных статей. - Пенза: ИИЦ ПГУ, 2007. №4. С. 105-111.
4. Зайцев М.С. Конституционный принцип обеспечения права гражданина на участие в управлении делами государства // Вестник Саратовской государственной юридической академии. №2(97). 2014. С.94-97.
5. Зарудный С.И. Общие соображения о составе суда. СПб., 1879. С.123.
6. Ильюхов А.А. Российская и зарубежная модели развития института присяжных заседателей. Исторический аспект // Журнал российского права. №1. 2008. С. 106-114.
7. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1970. Т.1. С.683.
8. Липчанская М.А. Конституционная категория «управление делами государства» // Известия Саратовского университета. 2010. Т.10. Сер. Экономика. Управление. Право, вып. 2. С. 66-71.
9. Липчанская М.А. Международные стандарты участия граждан в управлении делами государства // Известия Саратовского университета. 2011. Т. II. Сер. Социология. Политология. № 2. С. 92-96.
10. Липчанская М.А. Участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства: традиционные формы и современные тенденции // Конституционное право. 2013. С. 124-133.
11. Сигачева Е. Проекты введения в России конституционной монархии. Их влиянии на конституционные реформы 1905-1906 годов // Закон и право. 2009. С. 118-120.
12. Спиридонов А.А., Евсиков К.С. Развитие форм участия граждан в управлении делами государства // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. №5-2. С. 79-84.
13. Стрыгина М.В. Право граждан на участие в управлении делами государства // Вестник государственного и муниципального управления. № 1. 2016. С. 91-96.
14. Фадеев В.И. монография/ Народное представительство. Ч. 1. Историко-теоретические корни. - Москва: Проспект, 2016. С. 199.
15. Функции и институты права в историко-правовом аспекте. Круглый стол №7: монография/ А.Г. Чернявский и др. - Москва: Русайнс, 2016. С. 184.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; Оригинальность текста - 83,28 %