НЕКОТОРЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ МОСКВЫ
Е.И. МАЙОРОВА, профессор, зав. кафедрой права, О.В. НОВИЧЕНКО, аспирант
Концепции развития современных городов должны быть ориентированы таким образом, чтобы создать благоприятные условия и жизненное пространство не только человеку, но и самой природе для ее «отдыха» и восстановления. Пионером в этом отношении является Германия, где в последние годы постоянно проводится конкурс городов на соискание титула «экологическая столица». Чтобы соответствовать этому титулу, город должен иметь положительные оценки по большинству из 183 заданных экологических показателей, отражающих такие характеристики, как организация и управление в природоохранной сфере, решение межрегиональных экологических проблем, транспорт, переработка отходов, воспитание экологического правосознания у населения. Немцам (кстати, и жителям других европейских стран) удалось одержать очень важную экологическую победу над собой, воспитав в себе неприятие грязи в среде своего обитания. Нам только кажутся невинной неустроенностью почти никогда не высыхающие на улицах наших городов лужи, годами вбирающие все самое вредное и ядовитое из автомобильных выбросов; пыльные кромки вдоль бордюров и дорог, содержимым которых во время ветров дышит все население; растрескивающиеся пустынные территории новостроек с торчащей из земли арматурой и многое другое. Среду обитания москвичей едва ли можно назвать благоприятной, поскольку ее состояние во многом не отвечает установленным в законодательном порядке критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства. Это положение требует принятия комплекса мер, в частности, формирования концепции образования внутри города комплек-
сов, увязывающих воедино условия жизни, работы, отдыха и спорт.
Рассматриваемая концепция должна быть поставлена на строго научную основу. Каждому элементу городской среды необходимо обеспечить правовую защиту. Такой подход, безусловно включает элементы инновации, поскольку в процессе его осуществления модернизируются вопросы работы городской администрации, совершенствуются институты юридической ответственности за экологические правонарушения, обосновываются функции сотрудников экологической милиции, разрабатываются новые знаки отличий для работников этой службы и прочее. Вышеназванная концепция может быть подразделена на несколько направлений.
Важнейшим среди них является санитарно-эпидемиологическое благополучие, обеспечиваемое органами санитарно-эпидемиологического контроля во главе с Департаментом санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России. Ими устанавливаются санитарные нормы и правила, обязательные для исполнения на всей территории РФ.
Совместно с Государственной санитарно-эпидемиологической службой РФ программу наблюдений за состоянием городской среды ведет Минприроды, к которому перешли функции упраздненного Росгидромета. Санитарно-эпидемиологическое благополучие обеспечивается законами «О санитарно-эпиде-миологическом благополучии населения» и «Об охране окружающей природной среды».
Деятельность санэпидемиологиче-ских органов интегрирована с работой органов представительной и исполнительной власти: городскими комитетами по охране среды, архитектурно-строительными отделами Госстроя РФ, ГИБДД, РОВД, судами и прокуратурами.
Большое значение в улучшении состояния городской среды обитания имеет также проблема снижения шума.
Как физическое явление шум представляет собой сочетание звуков различной силы. По санитарным нормам человек может переносить без особых последствий в течение длительного времени шум уровнем до 40 дБА. Более высокий уровень оказывает вредное влияние на ЦНС и психику. Еще в 1967 г. в журнале «Курьер ЮНЕСКО» было отмечено: «Шум - это бедствие современного мира и нежелательный продукт технической цивилизации».
Особая роль в правовом регулировании уровня шума принадлежит стандартизации и нормированию. Разработан специальный ГОСТ 12.1.003-76 «Шум. Общие требования безопасности»; СНиП 1.02.01-85 и др. Существуют отдельные санитарные нормы для ограничения шума при эксплуатации транспорта, например, утвержденные Минздравом «Санитарные нормы по ограничению шума на подвижном составе железнодорожного транспорта». Разработано также множество ведомственных нормативных актов, направленных на борьбу с шумом.
Административная ответственность за превышение предельно-допустимых уровней установлена в соответствии со ст. 84 Закона.
Правовая защита воздуха городов тесно связана с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия. Атмосферу питают кислородом растения, но огромное количество зеленых насаждений в городах и вокруг них уничтожено. Воздух городов характеризуется высокой степенью загрязнения вследствие промышленной деятельности, работы энергетических объектов, выхлопов автомобильного транспорта, самолетов, особенно сверхзвуковых и пр. Под загрязняющим веществом понимается примесь в атмосфере, которая может оказать неблагоприятное влияние на здоровье людей и среду обитания. Наиболее опасными являются такие загрязняющиеся вещества, как СО2, окись азота, сернистые соединения, фенолы, формальдегид, аммиак и др.
Негативное значение имеет пыль, которая не только загрязняет воздух, но рассеивает и поглощает солнечную радиацию.
За рубежом ведется эффективная борьба с загрязнениями городской атмосферы. Попытки сохранить воздух городов делаются и у нас.
Воздухоохранное законодательство объединяет нормативные акты бывшего СССР, акты, принятые высшим органом представительной и исполнительной власти РФ и ее субъектов, органами местного самоуправления, федеральными ведомствами и другими органами.
Важное значение в сохранении воздушного бассейна городов имеет санитарное нормирование, выражающееся в установлении предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ (ПДК).
Москва - промышленный центр и самый крупный по населению город Российской Федерации. Поэтому обезвреживание и переработка отходов является одной из самых актуальных экологических проблем.
В связи со спадом производства в последнее время количество производственных отходов снизилось почти на половину. Из них около 59 % подверглось промышленной переработке, до 25 % поступили для захоронения на полигоны, более 10 % - на неорганизованные свалки, около 6 % остались не вывезенными на территориях предприятий.
В настоящее время постепенно выстраивается система централизованного сбора и переработки промышленных отходов. Однако проблема их более полной утилизации остается крайне актуальной, так как существующих производственных мощностей явно не хватает.
Главной организацией, занимающейся сбором, обезвреживанием и переработкой промышленных отходов в Москве, является ГП «Промотходы». Организация, отвечающая за переработку и размещение твердых бытовых отходов - ГП «Экотехпром». Более 90 % предприятий имеют отходы 4-х классов опасности, определяемых в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества.
Классификация и общие требования безопасности».
В Московском регионе отсутствует специализированный комплекс термического обезвреживания промышленных отходов. По этой причине ГП «Промотходы» совместно с Москомприродой приняли решение провести инвентаризацию установок, имеющихся на промышленных предприятиях Москвы и Московской области, организовать на их базе централизованную систему термического обезвреживания отходов.
В общем виде борьбу с накоплением отходов мегаполиса можно представить как: 1) утилизацию промышленных отходов; 2) размещение их на полигонах; 3) переработку и повторное использование. Каждое из направлений содержит несколько самостоятельных разделов, каждый из которых включает в себя «ноу хау». Например, на специализированных предприятиях, объединенных в ассоциацию «Ртуть-Сервис» и НПО «Спутник-ТУ», разработана технология получения из использованных люминесцентных ламп ртутьсодержащего концентрата, который подлежит вторичному использованию.
Одной из важнейших составляющих современной концепции благоприятного развития городов, тесно связанной с сохранением санитарно-эпидемиологического благополучия, охраной атмосферного воздуха городов, понижением уровня шума и другими проблемами, является проблема городских зеленых насаждений.
Озеленение городских территорий -понятие не новое. Мысль об украшении городов зелеными насаждениями появилась уже в трудах ученых-утопистов: Томаса Мора, Томазо Кампанеллы, Шарля Фурье. Крупные администраторы проводили эти мысли в жизнь: Людовик XIV (гением Ле-нотра) создал Сен-Клу, Шаузи, Версаль; Иван Ш в 1435 г. приказал снести здание, стоящее на правом берегу р. Москвы, а также церковь, чтобы разбить на этом месте великолепный сад площадью около 10 га; Иван Грозный требовал от подданных озеленения улиц и создания приусадебных са-
дов; Петр I немилосердно изводил леса для нужд армии и промышленности, но его попечением была великолепно озеленена новая столица - Санкт-Петербург.
Примеры можно приводить бесконечно. Что касается инновационных процессов в обеспечении экологической безопасности и благоприятной природной среды городов, то необходимой новацией явилось принятие правительством Москвы 27 октября 1995 г. постановления № 889 «О регламентирующем режиме содержания, сохранения и развития зеленого фонда столицы».
В постановлении «Об основных направлениях сохранения и развития территорий природного комплекса Москвы» было отмечено, что «Территории природного комплекса Москвы составляют единое целое с системой природных территорий Московского региона; включают в себя городские и природные леса и лесопарки, парки, озелененные территории различного назначения, водные поверхности и долины рек; выполняют важнейшие средозащитные, санитарно-гигиенические, рекреационные и эстетические функции.
В систему территорий природного комлекса Москвы входят объекты уникальной экологической, ландшафтной, историко-культурной ценности: национальный парк «Лосиный остров», природный парк «Битца»; водно-ландшафтная система Кры-латское-Серебрянный бор-Строгино; историко-культурные ансамбли Коломенское, Царицыно, Кусково и др.».
В качестве приложения к этому постановлению приложены материалы института Генплана «Основные направления сохранения и развития территорий природного комплекса Москвы». В этих материалах указано, что существующие территории природного комплекса Москвы занимают более 20 тыс. га.
21 июня 1998 г. правительство Москвы принимает постановление № 564 «О мерах по развитию территорий природного комплекса», в котором предполагает образовать в г. Москве «особо охраняемые территории регионального значения».
Эти меры необходимы для сохранения и воспроизводства городских зеленых насаждений. Но, как все новое, они еще недостаточно совершенны. «Из природного комплекса исключаются озелененные территории микрорайонов, промышленной застройки, входящие в категорию озелененных территорий ограниченного пользования. Это противоречит тому определению природного комплекса, которое дано в самом постановлении. В нем в качестве земель природного комплекса упоминаются «озелененные территории различного назначения».
Кроме того, здесь разработчиками природного комплекса допущена серьезная методическая ошибка. Она заключается в том, что не проведена классификация объектов, предложенных к включению в природный комплекс по видам озелененных территорий. Все территории природного комплекса следует разбить на группы: леса, лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары и т.д. Эта разбивка призвана определять направленность природоохранных работ, поскольку каждая категория озелененной территории имеет специфический правовой статус.
ЖУРНАЛ
ДЕРЕВООБРАБОТКА В РОССИИ
Вышел в свет первый номер журнала «Деревообработка в России», который начинает издавать Московский государственный университет леса.
С этого дня мы будем информировать Вас о прогрессивных российских и зарубежных технологиях, а также о состоянии деревообрабатывающей промышленности России и СНГ.
Журнал «Деревообработка в России» - это специализированное издание с начальным тиражом б тыс. экземпляров и объемом 32 страницы. Он будет рассылаться в адрес фирм-производителей и, по мнению издателей, должен стать носителем достоверной, необходимой и достаточной информации о научно-техническом состоянии деревообрабатывающей промышленности.
Желая помочь Вашему бизнесу, редакция журнала намерена ввести рубрику «Биржа». Под этой рубрикой мы будем публиковать информацию о том, что Вы хотели бы продать - готовую продукцию, оборудование, материалы, технологии, идеи, - а также о том, что Вы хотели бы приобрести - запасные части, дефицитные материалы, новейшие технологические процессы.
Журнал будет представлен на всех специализированных российских выставках, что поможет Вам найти деловых партнеров и в СНГ и за рубежом.
По вопросам приобретения журнала, а также размещения в нем статей и рекламы обращаться по тел.: (095) 588-53 48, (095) 588-57-62.
Адрес: Московская обл., г. Мытищи-5, ул. 1-я Институтская, д. 1, Издательство МГУЛ.