_АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 4(220)
DOI 10.47643/1815-1329_2023_4_212 УДК 343.132
НЕКОТОРЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ SOME FORMS OF INTERACTION OF THE PRELIMINARY INVESTIGATION BODIES WITH THE MASS MEDIA IN THE DISCLOSURE AND INVESTIGATION OF CRIMES МАЛИКОВА Наталия Валерьевна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса, Уфимский юридический институт МВД России. 450103, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Муксинова, 2. E-mail: natali-malikova@yandex.ru;
Malikova Natalia Valeryevna,
candidate of law, Associate Professor of the Criminal Procedure Department of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 450103, Republic of Bashkortostan, Ufa, Muksinova str., 2. E-mail: natali-malikova@yandex.ru
Краткая аннотация: Продуктивное, осуществляемое с учетом взаимных интересов взаимодействие органов предварительного расследования со средствами массовой информации способно уменьшить число следственных и судебных ошибок, обеспечить реализацию прав граждан на информацию. В статье рассмотрены формы взаимодействия правоохранительных органов со средствами массовой информации. Акцентируется внимание на особенностях взаимодействия в период принятия решения о возбуждения уголовного дела, а также в рамках предварительного расследования. Выделяются положительные и отрицательные моменты подобного взаимодействия.
Abstract. Productive interaction of the preliminary investigation bodies with the mass media, carried out taking into account mutual interests, can reduce the number of investigative and judicial errors, ensure the realization of citizens' rights to information. The article considers the forms of interaction between law enforcement agencies and the media. Attention is focused on the peculiarities of interaction during the decision-making period on the initiation of a criminal case, as well as in the framework of a preliminary investigation. The positive and negative aspects of such interaction are highlighted.
Ключевые слова: средства массовой информации, сотрудник полиции, журналист, предварительное расследование, взаимодействие, правоохранительные органы.
Keywords: mass media, police officer, journalist, preliminary investigation, interaction, law enforcement agencies.
Для цитирования: Маликова Н.В. Некоторые формы взаимодействия органов предварительного расследования со средствами массовой информации в раскрытии и расследовании преступлений // Аграрное и земельное право. 2023. № 4(220). С. 212-213. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_212.
For citation: Malikova N. V. Some forms of interaction of the preliminary investigation bodies with the mass media in the disclosure and investigation of crimes // Agrarian and Land Law. 2023. No. 4(220). pp. 212-213. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_212.
Статья поступила в редакцию: 20.03.2023
Министерство внутренних дел с самого начала своего существования и функционирования осуществляло взаимодействие со средствами массовой информации (далее - СМИ). На сегодняшний день отмечается достаточный уровень сотрудничества органов внутренних дел со средствами массовой информации. Созданное подразделение информации и общественных связей МВД России способствует осуществлению информационного сопровождения деятельности полиции, формирует и поддерживает положительный образ как сотрудника в отдельности, так и в общем о представлении самой структуры МВД России. Еще Владимир Колокольцев в интервью Российской газете МВД России отметил: «... мы стремимся к максимальной открытости в работе и настроены на конструктивный диалог и сотрудничество со СМИ» [1].
В научной литературе к формам взаимодействия правоохранительных органов со СМИ в целях профилактики преступлений относят: информирование пресс-служб и СМИ о том или ином уголовном деле, объеме и содержании помощи, которую ждут от них сотрудники полиции; проведение «прямых линий» и «прямых эфиров», организацию работы телефонов доверия, использование их возможностей при расследовании и профилактике преступлений [2, с. 196-199]. В досудебных стадиях уголовного судопроизводства подобное взаимодействие наблюдается в следующим: 1) сотрудник полиции может оказывать информационную поддержку представителю СМИ при проведении журналистского расследования в целях использования полученных материалов в ходе производства по уголовному делу; 2) сотрудник полиции в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела может использовать материалы, которые были переданы ему в ходе журналистского расследования; 3) сотрудник полиции также может использовать материалы журналистского расследования для подготовки и осуществления процессуальных, следственных и иных действий; 4) сотрудник полиции, согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ (далее - УПК РФ), может использовать материалы журналистского расследования в процессе доказывания.
Согласно Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124 «О средствах массовой информации» [3] (далее - Закон о СМИ), журналист имеет право получать, искать, запрашивать, распространять информацию, а также получать доступ к определенным документам и материалам, кроме тех, которые содержат охраняемую законом тайну. В связи с чем, СМИ могут влиять на ход расследования как положительно, так и отрицательно. Несмотря на все вероятные риски, сегодня правоохранительные органы все больше прибегают к помощи журналистов. Представляемые ими материалы, должны отвечать всем требованиям Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ) [4]: достоверности, относимости, допустимости и, в совокупности с другими доказательствами, достаточности. Задача сотрудника на этом этапе состоит именно в проверке этих критериев.
На сегодняшний день мы видим, как современные технологии активно внедряются в сферу обеспечения правопорядка, поэтому сотрудники на тактическом уровне осуществляют конкретные меры по построению ведомственного информационного потока, организации публичных мероприятий. Помимо этого, выделяют и стратегический уровень, где накапливается ведомственная информация, основанная на принципах открытости и публичности.
Далее рассмотрим роль СМИ в самом уголовном процессе. Первая стадия уголовного процесса начинается с возбуждения уголовного
Уголовно-правовые науки
дела. Как мы видим, уже на этом первом этапе СМИ играет важную роль. Согласно ч.1 ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела могут выступать информация, полученная из иных источников, именно к таким источникам можно отнести средства массовой информации. Здесь могут служить поводами как результаты отдельно взятого журналистского расследования, так и какие-то отдельные сведения.
Просматривая практику и законодательство РФ можно выявить, что при обнаружении сообщения о готовящемся или совершенном преступлении, которое распространено в СМИ, органами предварительного расследования или же прокурором, предполагается несколько форм действий: 1) если прокурор обнаруживает сообщение о преступлении, то рапорт им может не составляться, а дается письменное поручение органу дознания о производстве дополнительной проверки (ст. 143 УПК РФ); 2) если сообщение о преступлении, которое было распространено в СМИ, было обнаружено руководителем следственного органа, рапорт им также не подается, он дает письменное поручение следователю о проверке сообщения о преступлении (ст. 143 УПК РФ); 3) если сообщение о преступлении было обнаружено органом дознания или же дознавателем, то составляется рапорт об обнаружении признаков преступления, который направляется прокурору для принятия им решения (ч. 2 ст. 144 УПК РФ); 4) если следователь обнаруживает сообщение о преступлении, то он составляет рапорт и направляет его руководителю следственного органа для принятия им решения о даче поручения на проведение проверки (ст. 143 УПК РФ).
Таким образом, сведения, полученные из результатов деятельности СМИ, позволяют только принять процессуальное решение возбуждать уголовное дело или нет. Доказательствами же сведения, полученные от СМИ, могут стать только при условии их проверки, то есть в ходе проведения процессуальных (следственных) действий. Значение таких материалов позволяет на этапе предварительного расследования использовать их в качестве: подготовки и проведения отдельных следственных действий; аргументированности принятия процессуальных решений; определения направления расследования; выдвижения версий совершения преступлений. Материалы журналистского расследования в первоначальном виде не могут являться самостоятельно доказательствами, в обязательном порядке они подлежат проверке и оценке со стороны правоохранительных органов.
Другой стороной деятельности СМИ могут выступать негативные действия в отношении сотрудников. В ходе оперативного реагирования на распространение фальшивых материалов в средствах массовой информации о процессуальных действиях, ходе расследования, действиях самих сотрудников является одной из лидирующих актуальных проблем на сегодняшний день. Это все ведет к снижению доверия населения к деятельности сотрудника, который является органом исполнительной власти и призван охранять общественный порядок, защищать основные права и свободы человека и гражданина. В связи с чем постоянно ведется мониторинг информационного влияния с целью предупреждения, выявления и пресечения распространения ложной информации, который может навредить формированию облика сотрудника, а также навредить имиджу в целом исполнительных органов власти [5]. При упущении реакции со стороны сотрудников на данную провокацию, может повлечь бесконтрольное развитие ситуации, соответственно настраивая общество против представителей власти.
Существует и такой вид взаимодействия, когда сами сотрудники специального подразделения подготавливают организованное мероприятие для журналистов. Это может выражаться в приглашении на различные мероприятия по расследованию резонансного дела для недопущения в обществе распространения ложных сведений. Так же представители СМИ могут приглашаться на пресс-конференции, где уполномоченное лицо дает правильную, правдоподобную информацию о деятельности органов внутренних дел.
Правоохранительная деятельность не может быть эффективной, если ее действия не станут известны и понятны народу и приняты им. Взаимопонимание ОВД и общества полностью зависит от информационных отношений. Органы внутренних дел как на федеральном уровне, так и на региональном предоставляют обществу через лояльных к полиции СМИ достоверную информацию о своей деятельности, гарантируют журналистам свободный доступ к этой информации, не допускают давления на СМИ. СМИ, в свою очередь, объективно освещают деятельность органов внутренних дел. Очень важно установить такую форму взаимодействия ОВД со СМИ, чтобы стимулировать общественность к участию и поддержке органов внутренних дел. Для этого выдаваемая информация должна быть достоверной и актуальной.
Подводя итог, хотелось бы остановиться на основных разграничениях деятельности журналистского расследования и уголовно-процессуального расследования: во-первых, наличие негласных приемов в журналистском расследовании - это широко применимый метод, а вот в уголовно-процессуальной деятельности органов предварительного расследования - это недопустимо; во-вторых, разный субъектный состав, так в журналистском расследовании субъектами выступают журналисты, а в уголовно-процессуальном расследовании - только уполномоченные органы и должностные лица; в-третьих, законодательная база: в уголовном процессе органы действуют четко, согласно предписаниям УПК РФ, а вот журналист следует правилам, которые закреплены в Законе РФ «О СМИ».
Библиогра фия:
1. Владимир Колокольцев: МВД России будет вести открытую информационную политику. Режим доступа: http://www.itar-tass.com/obschestvo/605023 (дата обращения: 10.03.2023).
2. Сухарев П.В. Основные принципы и актуальные проблемы взаимодействия правоохранительных органов со СМИ // Молодой ученый. № 6(232), ноябрь 2018. С. 196-199.
3. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 14.07.2022) «О средствах массовой информации» / Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения: 10.03.2023).
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Российская газета. 2001. № 249.
5. Министр внутренних дел приказал отслеживать негативную информацию о полиции в СМИ и Интернете и подавать в суд на ее авторов // Режим доступа:
news2.ru/story/366949/ (дата обращения: 10.03.2023).
References:
1. Vladimir Kolokoltsev: The Ministry of Internal Affairs of Russia will conduct an open information policy. Access mode: http://www.itar-tass.com/obschestvo/605023 (date of address: 10.03.2023).
2. Sukharev P.V. Basic principles and actual problems of interaction of law enforcement agencies with the media // Young scientist. No. 6 (232), November 2018. p. 196-199.
3. RF Law No. 2124-1 of 27.12.1991 (ed. of 14.07.2022) "On Mass Media" / Legal Server ConsultantPlus, www.consultant.ru [Electronic resource]. Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511 / (date of appeal: 10.03.2023).
4. Criminal Procedure Code of the Russian Federation No. 174-FZ of December 18, 2001 // Rossiyskaya Gazeta. 2001. No. 249.
5. The Minister of Internal Affairs ordered to monitor negative information about the police in the media and the Internet and sue its authors // Access mode: news2.ru/story/366949 / (accessed: 10.03.2023).