Научная статья на тему 'Некоторые факторы оптимизации процесса обучения иностранным языкам с помощью компьютерных технологий'

Некоторые факторы оптимизации процесса обучения иностранным языкам с помощью компьютерных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королюк Н. В.

Сделана попытка определить основные факторы оптимизации процесса обучения иностранным языкам на основе анализа существующего опыта использования персонального компьютера в качестве инструмента профессиональной деятельности преподавателя иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые факторы оптимизации процесса обучения иностранным языкам с помощью компьютерных технологий»

УДК 555.46

НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Н.В. Королюк, Дальрыбвтуз, Владивосток

Сделана попытка определить основные факторы оптимизации процесса обучения иностранным языкам на основе анализа существующего опыта использования персонального компьютера в качестве инструмента профессиональной деятельности преподавателя иностранных языков.

Компьютеризация всех сторон общественной жизни, новые образовательные потребности общества создают реальные

предпосылки для эффективного использования компьютерных технологий в учебном процессе.

Возможности использования компьютера при обучении

иностранным языкам определяются его способностью к имитации речемыслительной деятельности человека по переработке текстовой информации и к воспроизведению отдельных аспектов

профессиональной деятельности людей.

Однако исследования показывают, что использование компьютеров в учебном процессе наталкивается на целый комплекс проблем, наиболее существенной из которых, по мнению исследователей, является противоречие между мотивацией студентов, знакомых с компьютерной средой, и традиционными методами обучения, которые им предлагаются, а также несоответствие программного обеспечения учебного назначения высоким техническим характеристикам компьютеров.

В настоящей статье автором сделана попытка определить основные факторы оптимизации процесса обучения иностранным языкам на основе анализа существующего опыта использования компьютерных технологий в учебном процессе.

В настоящее время в работах по компьютерной лингводидактике представлены многочисленные классификации и перечни функций, выполняемых компьютером в учебном процессе по иностранным языкам. Различия в этих классификациях обусловлены не только разной оценкой авторами роли компьютера в обучении, но и тем, что исследователи акцентируют свое внимание на отдельных функциях ПК в зависимости от типа разрабатываемых либо исследуемых ими программ. Можно выделить два основных подхода к систематизации функциональных возможностей компьютера в процессе обучения иностранным языкам.

Первый подход ориентирован на классификацию компьютерных средств с точки зрения дидактических целей их использования. Второй

подход основан на установлении типов функционального взаимодействия пользователя с компьютером в процессе обучения.

Нам представляется целесообразным рассматривать функциональные особенности компьютера с учетом всех участников учебного процесса:

- персонального компьютера;

- обучающих (преподавателей, методистов, разработчиков компьютерных программ);

- обучаемых (студентов, школьников и лиц, изучающих иностранный язык на курсах либо самостоятельно).

При этом необходимо принимать во внимание не только все разнообразие компьютерных средств, которые могут применяться в обучении, но и возможности варьирования режимов их использования (индивидуальная самостоятельная работа за ПК, коллективная работа в локальных компьютерных сетях, групповая работа за терминалом и т.д.).

С точки зрения проведения наших исследований мы будем говорить об использовании ПК в качестве инструмента профессиональной деятельности преподавателя иностранных языков.

Функции ПК в качестве инструмента деятельности преподавателя основаны на его возможностях точной регистрации фактов, хранения и передачи большого объема информации, группировки и статистической обработки данных. Это позволяет применять его для оптимизации управления обучением, повышения эффективности и объективности учебного процесса при значительной экономии времени преподавателя по следующим направлениям:

- получение информационной поддержки;

- диагностика, регистрация и систематизация параметров обучения;

- работа с учебными материалами (поиск, анализ, отбор, оформление, создание);

- организация коллективной работы;

- осуществление дистанционного обучения.

При работе с учебными материалами ПК предоставляет преподавателю разнообразные виды помощи, которая заключается не только в упрощении поиска необходимых сведений при создании новых учебных материалов за счет использования систем справочноинформационного обеспечения, но и в оформлении материалов для обучения (текстов, рисунков, графиков), а также в анализе существующих разработок.

Автоматический анализ, отбор и прогнозирование эффективности учебных материалов являются важными направлениями использования компьютера в качестве поддержки деятельности обучающего. Преподаватель может не только проводить отбор материалов для обучения (составлять лексические и грамматические минимумы, отбирать тексты и упражнения), но также анализировать тексты и целые учебные пособия. Выделенные в результате машинной обработки выборочной совокупности текстов и упорядоченные по

различным критериям лексические единицы служат основой при решении целого комплекса лингводидактических задач. В качестве примера специализированной программы анализа текста можно назвать универсальную систему TEXAN, созданную для любого языка, использующего латинский алфавит.

Помимо разработки печатных учебных материалов современные компьютерные средства позволяют преподавателям, не занимаясь программированием, самостоятельно создавать новые компьютерные обучающие программы (КОП). Для этого существует несколько возможностей: модификация и дополнение баз данных открытых КОП и использование так называемых авторских или генеративных программ. Эти программы называют генеративными, поскольку они самостоятельно генерируют КОП из вводимого преподавателем языкового материала. Работа преподавателя с генеративными КП проходит в диалоговом режиме и сводится к ответам на запросы: «введите предложение», «введите правило», «введите текст» и др. К основным типам генерируемых КОП относятся:

- тексты с использованием техники множественного выбора (с единственным либо несколькими вариантами правильных ответов);

- тексты с пропусками (с различными возможностями оказания поддержки пользователю);

- лингвистические игры (кроссворды).

Примером генеративной КП, предназначенной для создания игровых тренировочных программ, является CROSSWORD MAGIC, которая составляет кроссворды из вводимых преподавателем слов, самостоятельно находя точки пересечения слов и выбирая оптимальную форму их расположения на экране. Программа STORY CORNER, генерирующая задания, основанные на восстановлении любого заданного текста, предусматривает различные виды кодирования текста в 160-170 слов на одну экран-страницу. Примером генеративных программ может служить система MULTISCENARIO, предназначенная для создания КОП по обучению письменной речи.

Наиболее известными и широко используемыми являются следующие генеративные компьютерные программы, предназначенные для преподавателей иностранного языка:

1) программы автоматического создания тестов на основе техники множественного выбора с единственным правильным вариантом ответа из нескольких предлагаемых (ATCM, STORY-BOARD, QCM, etc.);

2) программы автоматического создания тестов на основе техники множественного выбора с несколькими возможными правильными вариантами ответов (QASOAR);

3) программы автоматического генерирования упражнений в виде текстов с пропусками с единственно возможным правильным вариантом заполнения пропуска (CLOSU, ELMO);

4) программы автоматического генерирования тестов либо текстов с пропусками, дополненные модулем управления ошибками, модулем

поддержки, модулем управления прохождением программы (LASA, VISA, PUBLIC, etc.).

Применение ПК в качестве инструмента поддержки профессиональной деятельности преподавателя иностранных языков позволяет не только эффективно работать с учебными материалами, но и оптимизировать учебный процесс путем систематической регистрации его параметров и создания банков данных по каждому конкретному студенту и группе студентов в целом (сведения об исходном уровне знаний, результаты текущего контроля, средний балл, данные о преобладающем темпе работы и т.п.). Системы учета и анализа ошибок обучаемых, предусмотренные во многих КОП либо существующие в виде отдельных программ, дают возможность выявить динамику и закономерности процесса обучения в ходе экспериментальных педагогических исследований и позволяют упростить работу по организации учебного процесса.

В качестве средства технической поддержки деятельности преподавателя компьютер открывает широкие перспективы в совершенствовании организации процесса обучения, более того, некоторые организационные формы учебного процесса не могут быть реализованы без применения компьютера. Только локальные компьютерные сети и телекоммуникационные средства дают возможность организовать в режиме реального времени коллективную творческую работу над совместным проектом обучаемых из разных учебных заведений. При этом процесс коллективного творчества позволяет не только повысить уровень мотивации в изучении иностранного языка, но и сделать задание, например, по обучению письменной речи, подлинно коммуникативным.

Другой специфической компьютерной формой образования является дистанционное обучение, преимуществом которого является то, что оно дает возможность изучать иностранный язык с преподавателем тем категориям людей, которые исключены из других форм обучения в силу объективных причин.

Наиболее распространенными компьютерными средствами, используемыми в целях дистанционного обучения, являются:

- телематические средства (интерактивное телевидение) с использованием кабельных телевизионных сетей;

- региональные и глобальные телекоммуникационные сети;

- учебные компьютерные курсы на лазерных дисках.

Форма дистанционного обучения интересна также тем, что она позволяет сделать процесс овладения языком более естественным с точки зрения условий его протекания, поскольку язык изучается не в аудитории одновременно большим количеством студентов в рамках отведенного на занятие времени, а индивидуально, причем с использованием различных организационных форм работы. Учащиеся приобретают некоторую автономию, не только физическую, но и

социальную и психологическую, выбирая наиболее комфортные и естественные условия для обучения.

Таким образом, для преподавателя иностранного языка применение ПК в качестве инструмента профессиональной деятельности обеспечивает освобождение от рутинной работы, возможность постоянного совершенствования учебных материалов, оперативного контроля за ходом учебного процесса относительно конкретного студента или группы студентов в целом, внедрения новых организационных форм обучения.

Библиографический список

1. Зимина О.В. Дидактические аспекты информатизации высшего образования // Педагогическое образование. 2005. № 1. С. 17.

2. Зимина О.В., Кириллов А.И. Инженерное образование в компьютеризированном обществе: Новые ориентиры // Проблемы теории и методики обучения. 2003. № 7. С. 68.

3. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. СПб.: Изд-во «Союз», 2001. С. 39-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.