21. Финансовый мониторинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / под ред. Ю.А. Чиханчина, А.Г. Братко. М.: Юстицинформ, 2018. Т. 1. 696 с.
22. Актуальные проблемы финансового права: учебник (под ред. д.ю.н., проф. А.Д. Селюкова, к.ю.н., проф. И.А. Цинделиани). М.: «Юстиция», 2019. 482 с.
23. Чепус А.В. Проблемы организации нормотворческой деятельности органов исполнительной власти в России // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2018. № 4 (51). С. 41-44.
References and Sources
1. Davydova M.L. «Umnoe regulirovanie» kak osnova sovershenstvovaniya sovremennogo pravotvorchestva // Zhurnal rossijskogo prava. 2020. № 11. S. 14-29.
2. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu 20 fevralya 2019 goda // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/59863 (data obrashcheniya: 03.03.2021).
3. Sajt «Regulyatornaya gil'otina» // URL: https://knd.ac.gov.ru/analytics/ (data obrashcheniya: 03.03.2021).
4. Prikaz Ministerstva finansov Rossijskoj Federacii ot 12.02.2020 № 25n «O priznanii utrativshimi silu nekotoryh prikazov Ministerstva finansov Rossijskoj Federacii i otdel'nyh polozhenij prikaza Ministerstva finansov Rossijskoj Federacii v chasti otmeny obyazatel'nyh trebovanij v sfere deyatel'nosti po organizacii i provedeniyu loterej» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 19.03.2020.
5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14.08.2020 № 1221 «Ob utverzhdenii Pravil vedeniya v bukmekerskih kontorah i totalizatorah ucheta uchastnikov azartnyh igr, ot kotoryh prinimayutsya stavki, interaktivnye stavki na oficial'nye sportivnye sorevnovaniya, i Pravil predstavleniya v Federal'nuyu nalogovuyu sluzhbu dannyh ucheta v bukmekerskih kontorah i totalizatorah uchastnikov azartnyh igr, ot kotoryh prinimayutsya stavki, interaktivnye stavki na oficial'nye sportivnye sorevnovaniya» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 18.08.2020.
6. Pobezhimova N.I. Administrativnaya reforma v Rossii i etapy ee realizacii // Filosofiya social'nyh kommunikacij. 2013. № 3 (23). S. 65-75.
7. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 17.02.1998 g. b/n «Obshchimi silami - k pod"emu Rossii (O polozhenii v strane i osnovnyh napravleniyah politiki Rossijskoj Federacii)» // Rossijskaya gazeta. 1998. № 36. 24 fevralya.
8. Administrativnaya reforma v Rossii. Nauchno-prakticheskoe posobie / Pod red. S.E. Naryshkina, T.YA. Habrievoj. M.: INFRA-M, 2006. 352 s.
9. Pashkovskij E.A. Administrativnaya reforma kak faktor povysheniya effektivnosti gosudarstvennogo upravleniya v sovremennoj Rossii : dis. ... kand. polit. nauk. M., 2013. 183 s.
10. Mamchun V.V. Problema sootnosheniya ponyatij pravotvorchestva i normotvorchestva // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta. 2019. № 1. S. 176-182.
11. Il'in A.Yu. Federal'naya nalogovaya sluzhba v sisteme organov ispolnitel'noj vlasti // Finansovoe pravo. 2013. № 5. S. 33-40.
12. Kordik D.N. Ponyatie i soderzhanie normotvorcheskoj deyatel'nosti federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti: teoreticheskie i pravovye aspekty //Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 11. Pravo. 2015. № 5. S. 82-94.
13. Oficial'nyj sajt Pravitel'stva RF // URL: http://government.ru/ministries/ (data obrashcheniya: 03.03.2021).
14. Taran O.A. Nekotorye voprosy pravovogo regulirovaniya ocenochnyh procedur v deyatel'nosti organov ispolnitel'noj vlasti // Sovremennaya nauchnaya mysl'. 2020. № 5. S. 146-150.
15. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 13.08.1997 № 1009 (red. ot 31.12.2020) «Ob utverzhdenii Pravil podgotovki normativnyh pravovyh aktov federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti i ih gosudarstvennoj registracii» // Rossijskaya gazeta. 1997. № 161.21 avgusta.
16. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 16.09.2013 № 809 (red. ot 04.02.2021) «O Federal'noj tamozhennoj sluzhbe» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 19.09.2013.
17. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.09.2004 № 506 (red. ot 28.01.2021) «Ob utverzhdenii Polozheniya o Federal'noj nalogovoj sluzhbe» // SZ RF. 2004. № 40. St. 3961.
18. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 01.12.2004 № 703 (red. ot 28.12.2020) «O Federal'nom kaznachejstve» // SZ RF. 2004. № 49. St. 4908.
19. Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 31.07.1998 № 145-FZ (red. ot 22.12.2020) // SZ RF.1998. № 31. St. 3823.
20. Prikaz Minfina Rossii ot 31.12.2019 № 263n (red. ot 07.08.2020) «Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya Federal'nym kaznachejstvom analiza ispolneniya byudzhetnyh polnomochij organov gosudarstvennogo (municipal'nogo) finansovogo kontrolya, yavlyayushchihsya organami ispolnitel'noj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii (organami mestnyh administracij)» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 03.04.2020.
21. Finansovyj monitoring: uchebnoe posobie dlya bakalavriata i magistratury / pod red. Yu.A. Chihanchina, A.G. Bratko. M.: Yusticinform, 2018. T.1.
696 s.
22. Aktual'nye problemy finansovogo prava: uchebnik (pod red. d.yu.n., prof. A.D. Selyukova, k.yu.n., prof. I.A. Cindeliani). M.: «Yusticiya», 2019. 482 s.
23. Chepus A.V. Problemy organizacii normotvorcheskoj deyatel'nosti organov ispolnitel'noj vlasti v Rossii // Uchenye trudy Rossijskoj akademii advokatury i notariata. 2018. № 4 (51). S. 41-44.
БОЧКАРЕВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - доктор юридических наук, доцент, заведующая кафедрой административного и финансового права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия (г. Краснодар)
BOCHKAREVA, EKATERINA A. - Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Department of Administrative and Financial Law of the North-Caucasian branch of Russian State University of Justice (Krasnodar). (finansyst@mail.ru).
УДК 347.454.3 Б01: 10.24412/2411-2275-2021-1-119-125
ЗУБКОВ В.Н., ГУСЕВА И.И. НЕКОТОРЫЕ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ЖИЛЬЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Ключевые слова: долевое строительство, дольщик, застройщик, проектное финансирование
На примере Владимирской области, в статье исследуются экономические и правовые проблемы законодательного регулирования участия граждан в долевом строительстве многоквартирного жилья. Проводится выборочный анализ правовых актов, правоприменительной практики и контрольных мероприятий, на основе которых предлагаются пути решения проблем с выполнением обязательств перед застройщиками. На основании анализа существующих проблем в этой области, авторами обосновывается возможность совершенствования законодательства в этой части. Так, авторы предлагают ввести в ч. 2 ст. 55.6 ГрК РФ, дополнительные требования к членам саморегулируемых организаций в сфере строительства многоквартирных домов (отсутствие в реестре недобросовестных застройщиков; наличие сертификатов соответствия работ и сертификатов системы управления качеством работ; наличие положительных отзывов о деловой репутации).
ZUBKOV, V.N., GUSEVA, I.I.
SOME ECONOMIC-LEGAL PROBLEMS OF SHARED HOUSING CONSTRUCTION AND WAYS OF THEIR SOLUTION
Key words: shared construction, equity holder, developer, project financing.
On the example of the Vladimir region, in the article examines the economic and legal problems of the legislation regulating the participation of citizens in the shared construction of apartment housing. It is carried out the selective analysis of legal acts, law enforcement practices and control measures, on the basis of which it is proposed the ways to solve problems with the fulfillment of their obligations by developers. Based on the analysis of the existing problems in this area, the authors substantiate the possibility of improving the legislation in this part. So, the authors propose to introduce in p. 2 of art. 55.6 of the Urban-Constructional Code of the Russian Federation, additional requirements for members of self-regulating organizations in the field of construction of apartment buildings (absence of unscrupulous developers in the register; availability of certificates of conformity of works and certificates of the quality management system; availability of positive reviews about business reputation).
Популярность приобретения жилья путем участия граждан в долевом строительстве многоквартирных домов определяется, в первую очередь, низкой ставкой ипотечного кредита, выдаваемого гражданам под строительство. Кроме того, государство уделяет большое внимание вопросам обеспечения жильем различных категорий населения РФ. Оказание государственной поддержки гражданам Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем, формирует фундамент создания комфортных условий жизни для населения. Важно, что такая поддержка позволяет:
- повысить востребованность результатов жилищного строительства на потребительском
рынке;
- привлечь инвестиции в строительную сферу из бюджетных источников и собственных средств граждан;
- повысить конкуренцию среди строительных организаций.
Кроме того, она способствует эффективной реализации федеральных, ведомственных целевых и региональных программ:
- национального проекта «Жилье и городская среда», в рамках федерального проекта «Жилье»;
- государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Российской Федерации»;
- ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг»;
- региональных программ Владимирской области «Жилье», «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области».
Для реализации указанных программ основным нормативно-правовым актом, регламентирующим деятельность органов, осуществляющих надзор в этой области, является Градостроительный кодекс Российской Федерации. Для реализации положений данного закона приняты нормативные документы как общего характера (для всех органов контроля), так и непосредственно регулирующих функции исполнения их полномочий.
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости на территории Владимирской области осуществляется департаментом строительства и архитектуры администрации Владимирской области в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- КоАП РФ;
- Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - закон № 214-ФЗ);
- Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее - закон № 315-ФЗ)
- постановление Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 № 645 «О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2006 № 233 «О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика»;
- приказ Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан»;
- постановление департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области от 26.08.2016 № 4 «Об утверждении административного регламента исполнения департаментом строительства и архитектуры администрации Владимирской области государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Владимирской области»;
- технические регламенты, другие нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, подлежащие обязательному исполнению при строительстве объектов.
Наличие множества нормативных актов, регулирующих надзор за соблюдением законодательства на всех уровнях исполнительной власти, к сожалению, не исключает нарушений, допускаемых застройщиками. Поэтому эта тема остается востребованной и актуальной для дискуссий.
Анализ практики применения вышеназванных правовых актов обнаруживает наличие сложных ситуаций, приводящих не только к правовым, но и к экономическим и социальным проблемам, на которые указывают многие исследователи [1; 2, с. 663-665 и др.].
Так, в России по состоянию на 01.02.2021 г. под угрозой срыва исполнения обязательств по сдаче домов находится 2861 домов. Из них на разных стадиях банкротства находятся застройщики около 2078 домов, оставшаяся часть - это те застройщики, которые опаздывают со сдачей на шесть и более месяцев в отношении 783 домов. [3]. Из них во Владимирской области застройщиками просрочена дата ввода в эксплуатацию на шесть и более месяцев в отношении 86 домов, что составляет 10,9 % от показателей РФ.
Вместе с тем, надо отметить, что, в целом, прослеживается положительная динамика объемов ввода жилья. Так, за последние двадцать лет достигнуто максимальное значение показателей ввода жилья во Владимирской области. Темпы роста жилищного строительства составили в 2019 году 113 % к аналогичному периоду 2018 года и возросли в 2,7 раза к 2000 году. В то же время, по прогнозам источников из администрации Владимирской области, переход от прямого привлечения денежных средств граждан строительными компаниями к банковским механизмам финансирования, с учетом среднего срока строительства, обусловит спад объемов ввода жилья к 2021 году. Такое положение подтверждается и данными Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии за 2019 год, которые отмечают снижение количества договоров долевого участия в строительстве в целом по Российской Федерации (783,1 тыс.) на 1,7 % по сравнению с 2018 годом. (796,6 тыс.) [4].
Как показали исследования, период пандемии прервал положительные достижения в сфере жилищного строительства. Наибольший спад отмечался в апреле-мае 2020 года. По данным Росстата за январь-апрель, каждая третья строительная компания в России была убыточной. На конец второго квартала 2020 года 22 % из них были уже в предбанкротном состоянии. В мае, по данным Росстата, объем ввода жилой недвижимости упал почти на 25 % [5]. Тем не менее, прогнозируется, что доля строительства в рамках долевого строительства, профинансированного за счет ипотечных кредитов, поднимется с 17,5% (2019 г.) до 53% в 2030 году [6].
В данном контексте, нужно особо отметить недостатки законодательства, регулирующего участие граждан в долевом строительстве многоквартирных домов. Следует согласиться с выводом Ю.В. Чугуновой о негативном влиянии противоречий в терминологии закона № 214-ФЗ на формирование договорных обязательств между участниками строительства, влекущих, в конечном счете, как удорожание строящегося жилья для самого дольщика, так и образование материальных убытков застройщика [1]. Проблемы нормативно-правового регулирования свели к минимуму количество застройщиков, работающих по правилам, установленным законом № 214-
ФЗ. Так, во Владимире ведут строительство 9 застройщиков, силами которых возводится всего лишь несколько десятков жилых домов.
Стали появляться застройщики, которые используют «серые схемы», позволяющие привлекать денежные средства напрямую от граждан. Чаще всего используются варианты заключения с гражданами предварительного договора «купли-продажи» квартир, договора инвестиции, использование векселей и т.п. Такие недобросовестные застройщики, используя низкую правовую грамотность населения, напрямую привлекают денежные средства граждан, минуя банки. Подобные договоры не проходят регистрацию в рамках закона № 214-ФЗ и, таким образом, риск ответственности застройщика перекладывается на плечи граждан-участников. Также встречаются случаи подготовки договора, когда в него не включается одно из необходимых условий, например, не устанавливается гарантийный срок на объект, что влечет признание договора не заключенным и т.п. В таких случаях органы прокуратуры правомерно признают, что такие договоры «купли-продажи» являются схемами, используемыми для «обхода» закона № 214-ФЗ и поэтому незаконны.
Иногда застройщики в условиях договора не прописывают затраты, которые входят в цену одного квадратного метра квартиры, что позволяет впоследствии требовать увеличения первичной стоимости, связанной с затратами на благоустройство придомовой территории, которые не имеют отношения к основному строительству. Таким образом, изначально вводят в заблуждение участника долевого строительства в отношении первоначальной цены квадратного метра площади. Чтобы не допустить такую неопределенность условия в договоре долевого строительства необходимо четко прописывать, что цена является фиксированной и достаточной для оформления регистрации права собственности на эту квартиру. Здесь уместно вспомнить высказывание Рене Декарта о необходимости точного определения слова, чтобы «избавить мир от половины его заблуждений» [7].
Иногда застройщик, используя «серые схемы», производит подмену договора долевого участия на вексель, в результате освобождая себя от ответственности за сроки передачи квартиры, выплаты неустоек, предусмотренных законом № 214-ФЗ, Законом «О защите прав потребителей». Гражданин же в этом случае рассчитывает на возврат векселя застройщику в счет оплаты за квартиру по договору долевого участия. Однако сам факт перехода векселя к застройщику не порождает у последнего обязанности вручения покупателю документов на владение объектом недвижимости, а обязывает его вернуть денежную сумму. Соответственно, покупатель утрачивает право требовать передачи в собственность оплаченное жилье. При судебном разбирательстве застройщика можно обязать лишь вернуть денежную сумму, указанную в векселе, поскольку на эти отношения распространяется вексельное законодательство.
Некоторые коммерческие банки расширяют финансовые продукты путем предоставления так называемых «ипотечных потребительских кредитов» для конкретных застройщиков, которые выдаются под строительство опять же конкретных домов. Разумеется, на основании договоренностей, достигнутых между застройщиками и банками. Но по своему экономическому и юридическому содержанию выдача таких «ипотечных кредитов» не соответствует международной и отечественной практике, поскольку такое ипотечное кредитование ипотекой назвать нельзя. Такие кредиты однородны по своему содержанию с соинвестированием, которое применяется в долевом участии при жилищном строительстве в отношении конкретного объекта и конкретного застройщика. Но ипотечное кредитование должно обязательно сопровождаться залоговыми обязательствами (под залог готовых квартир) с участием государства в условиях фондового рынка ценных бумаг (например, ипотечных облигаций, обеспеченных закладными), в которые и превращаются заложенные квартиры с целью обращения их на рынке. Именно формирование денежных фондов отражает финансовую сущность ипотеки, а движение денежных потоков между ними - кредитную.
Перечисленные негативные обстоятельства создают предпосылки для обращения участников долевого строительства в уполномоченный орган власти, в судебные инстанции для защиты своих прав. Данные результатов проверок федерального государственного надзора, проведенных в области защиты прав потребителей в сфере услуг долевого строительства, показывают, что количество обращений граждан по вопросам, связанным с нарушением их прав в сфере участия в долевом строительстве имеют синусоидальную динамику. Количество обращений
периодически повышается или снижается, но устойчивого снижения или увеличения не происходит. По сведениям, приведенным в государственном докладе Роспотребнадзора РФ, динамика указанных обращений дольщиков за последние пять лет выглядит следующим образом: в 2015 году поступило 2071 обращений, в 2016 году эта цифра возросла до 2526, в 2017 году изменение в сторону увеличения было очень незначительным и составило 2540 обращений, в 2018 году количество обращений вновь снизилось до 2165, в 2019 году сохранилась тенденция к небольшому снижению до 2124 обращений [4, с. 146-154].
Используя правоприменительный анализ обращений дольщиков, можно выделить определенные нарушения, допускаемые застройщиками при исполнении договорных обязательств по договору долевого строительства. К ним относятся:
- нарушение сроков уведомления участников долевого строительства о переносе срока передачи объектов долевого строительства.
Для уменьшения подобных нарушений, полагаем, следует повысить ответственность застройщика, дополнив ст. 14.28 КоАП РФ административной ответственностью за нарушение требований законодательства о нарушении сроков уведомления участников долевого строительства о переносе срока передачи объектов долевого строительства, а также в п/п 6 ч. 15 ст. 23 закона № 214-ФЗ увеличить срок привлечения к административной ответственности с трех до шести месяцев за неисполнение предписания контролирующего органа;
- несоблюдение сроков строительства и передачи квартир дольщикам (в том числе, за счет нецелевого использования денежных средств дольщиков, проблем с подбором подрядчиков и субподрядчиков, со снабжением стройматериалов и др.);
- требование по оплате дополнительных денежных сумм, в связи с отступлением от проектной документации в сторону увеличения площади в целом квартиры за счет экономии в толщине стен внутриквартирных перегородок;
- невыполнение требования дольщика об уменьшении цены договора, в случае занижения фактической площади квартиры, по сравнению с предусмотренной договором;
- несоответствие требований к качеству построенного жилья (в том числе, за счет покупки дешевых стройматериалов, недостатки в работе системы вентиляции или системы отопления, что приводит к образованию плесени в результате излишней влажности в квартире и т.п.);
- включение в договор условий, которые ущемляют права потребителей (занижение ответственности застройщика, нарушение свободы выбора территориальной подсудности и др.) [8, с.146-150].
Учащающиеся случаи нарушения прав дольщиков побуждают исследователей вносить предложения о совершенствовании законодательства в этой сфере. На необходимость реформирования схемы участия граждан в долевом строительстве объектов указывают, в частности, Е.Е. Тимофеева и Ю.Е. Острякова [9, с. 69-75]. Отдельные авторы обоснованно предлагают ужесточить требования к застройщику на начальном этапе, а также установить его личную имущественную ответственность [10, с. 84-87].
Одним из существенных нарушений является задержка сроков передачи квартир дольщикам на шесть и более месяцев, что в ряде случаев приводит к переводу объекта в статус незавершенного строительства и, как следствие, к банкротству застройщика [11]. Для разрешения проблем с рисками, связанными с «замораживанием» строительства жилых объектов, и создания дополнительных источников для возврата денежных средств дольщикам, считаем необходимым внести изменения в ч. 1 ст. 13 закона № 315-Ф3, заменив в первом предложении слово «вправе» на «обязана». В мировой практике страхование строительных рисков и ответственность перед третьими лицами является обязательным требованием. Смысл норм статьи 13 рассматриваемого закона позволяет сделать вывод о том, что законодатель предоставляет саморегулируемым организациям (далее - СРО) альтернативный выбор способа обеспечения имущественной ответственности ее членов перед потребителями. На наш взгляд более целесообразным является допуск совокупности предложенных законодателем способов (страхование и формирование компенсационного фонда), сократив при обязательном страховании размер взноса в компенсационный фонд.
Также, на наш взгляд, логично предложить внести в ч. 2 ст. 55.6 ГрК РФ, дополнительные требования к членам СРО в сфере строительства многоквартирных домов:
- наличие положительных отзывов, характеризующих деловую репутацию члена СРО от строительных компаний с которыми уже сотрудничали;
- отсутствие в реестре недобросовестных застройщиков;
- требование о наличии сертификатов соответствия работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, сертификатов системы управления качеством таких работ, выданных при осуществлении добровольного подтверждения соответствия в определенной системе обязательной сертификации. Такое требование оправдано в отношении видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, о допуске к которым, член СРО организации, планирует получить Свидетельство о допуске подобного вида работам;
- наличие заключенного договора страхования ответственности за причинение при осуществлении строительства вреда другим (третьим) лицам, страхования соответствующих рисков, в счет уменьшения взноса в компенсационный фонд СРО.
Первые два предложения обоснованы повышением качественного отбора организаций, вступающих в члены СРО, с учетом профессиональной подготовки их персонала и применения сертифицированных материалов в строительстве, обеспечивающих не только их безопасность, но и качество выполняемых работ.
Надо отметить, что форма саморегулирования застройщиками многоэтажного строительства предусматривает, прежде всего, принятие членами СРО на себя повышенных обязательств, отраженных в стандартах, корпоративных кодексах поведения, по сравнению с существующими на строительном рынке, характеризующих высокий профессионализм, корпоративный имидж строительной компании.
На наш взгляд, наиболее перспективным направлением в сфере жилищного строительства сможет выступить проектное финансирование застройщиков под реализацию строительных проектов. Подобный метод уже нашел распространение в западной Европе. Преимуществом такого метода является то, что он направлен на защиту участников-покупателей от описанных выше нарушений, укрепит финансовую устойчивость застройщика. При этом банк может менять застройщика на более стабильного, либо более ответственно подходить к отбору девелопера. Правда это повлечет уход с рынка субъектов малого предпринимательства и рост цен квадратного метра площади, но зато решит проблему качественного строительства. Толчком введения эскроу-счетов несомненно явится необходимость разработки новых механизмов финансирования строительной отрасли. Конечно, в этом случае проблемой становится наличие у строительной организации ликвидного залога под те кредиты, которые банк ей выдает.
Таким образом, в случае необходимости (например, открытие процедуры банкротства в отношении заемщика) банк будет вправе реализовать земельный участок, имущественные права на строящиеся квартиры, коммерческие помещения, права на долгосрочную аренду земельного участка и т.п.
На наш взгляд, также стоит рассмотреть опыт создания некоммерческих организаций в форме корпорации, в которых ассоциируются государственные инвестиции (федеральные, региональные, в зависимости от вида государственной программы обеспечения жильем), инвестиции частных инвесторов. Такая корпорация могла бы использовать привлеченные средства в развитии, как жилищного строительства, так и реконструкцию объектов в рамках реализации программы реновации. Подобные организации позволят охватить застройщиков, которые работают по договорам долевого участия без использования счетов эскроу в сегменте малоэтажного строительства жилья, и снизят риски в строительной сфере. Это оправдано еще и тем, что такие организации могут осуществлять свою деятельность в сфере строительства, не вступая в СРО, и не привлекая денежные средства граждан, а строить на свои средства, оставаясь за рамками публично-правовой компании «Фонд защиты дольщиков».
Литература и источники
1. Чугунова Ю.В. Долевое строительство: вопросы и проблемы государственного регулирования // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. Кисловодск, 2017. №7(101). / https://elibrary.ru/download/elibrary_29820432_62339913.PDF
2. Демченко М.В., Виковищева Н.Н. Недостатки и пути совершенствования закона о долевом участии в строительстве // Молодой ученый. 2014. № 8 (67).
3. Официальный сайт наш дом. ру Минстрой России Единый реестр проблемных объектов https://xn--80az8a.xn--d1aqf.xn--
4. Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2019 году: Государственный доклад. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2020. 376 с.
5. Строительство. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. / URL:https://rosstat.gov.ru/ folder/14458
6. Финансирование жилищного строительства в рамках достижения национальных целей развития до 2030 года. Аналитические материалы октябрь 2020 /. URL:https://asros.ru/upload/iblock/461/Finansirovanie_zhilishchnogo_ stroitelstva_na_sayt_.pdf
7. Декарт Р. Цитаты. Цитаты Известных личностей. / https://ru.citaty.net/avtory/rene-dekart/
8. Зубков В.Н. Характеристика современного уровня защиты прав граждан в сфере долевого строительства жилья / Modern Science. 2021. № 1-1.
9. Тимофеева Е.Е., Острякова Ю.Е. Анализ современного состояния региональных проблем планирования долевого строительства жилья / Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2017. № 2(50).
10. Лашманов О.Ю. Проблемы законодательного регулирования участия в долевом строительстве: реальность и перспективы // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2017. Т. 3. №3(11).
11. Лаптев Д.А. К вопросу об уголовно-правовой охране правоотношений в области регистрации недвижимости и ее кадастровой оценки // Вестник Чеченского государственного университета. 2019. Т. 34. № 2. С. 142-146.
References and Sources
1. Chugunova Yu.V. Dolevoe stroitel'stvo: voprosy i problemy gosudarstvennogo regulirovaniya // Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyj nauchnyj zhurnal. Kislovodsk, 2017. №7(101). / https://elibrary.ru/download/elibrary_29820432_62339913.PDF
2. Demchenko M.V., Vikovishcheva N.N. Nedostatki i puti sovershenstvovaniya zakona o dolevom uchastii v stroitel'stve // Molodoj uchenyj. 2014. № 8 (67).
3. Oficial'nyj sajt nash dom. ru Minstroj Rossii Edinyj reestr problemnyh ob"ektov https://xn--80az8a.xn--d1aqf.xn--
4. Zashchita prav potrebitelej v Rossijskoj Federacii v 2019 godu: Gosudarstvennyj doklad. M.: Federal'naya sluzhba po nadzoru v sfere zashchity prav potrebitelej i blagopoluchiya cheloveka, 2020. 376 s.
5. Stroitel'stvo. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Oficial'nyj sajt. / URL:https://rosstat.gov.ru/folder/14458
6. Finansirovanie zhilishchnogo stroitel'stva v ramkah dostizheniya nacional'nyh celej razvitiya do 2030 goda. Analiticheskie materialy oktyabr' 2020 /. URL:https://asros.ru/upload/iblock/461/Finansirovanie_zhilishchnogo_stroitelstva_na_sayt_.pdf
7. Dekart R. Citaty. Citaty Izvestnyh lichnostej. / https://ru.citaty.net/avtory/rene-dekart/
8. Zubkov V.N. Harakteristika sovremennogo urovnya zashchity prav grazhdan v sfere dolevogo stroitel'stva zhil'ya / Modern Science. 2021. № 1-1.
9. Timofeeva E.E., Ostryakova Yu.E. Analiz sovremennogo sostoyaniya regional'nyh problem planirovaniya dolevogo stroitel'stva zhil'ya / Sovremennye naukoemkie tekhnologii. Regional'noe prilozhenie. 2017. № 2(50).
10. Lashmanov O.Yu. Problemy zakonodatel'nogo regulirovaniya uchastiya v dolevom stroitel'stve: real'nost' i perspektivy // Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Istoricheskie nauki. Yuridicheskie nauki». 2017. T. 3. №3(11).
11. Laptev D.A. K voprosu ob ugolovno-pravovoj ohrane pravootnoshenij v oblasti registracii nedvizhi-mosti i ee kadastrovoj ocenki // Vestnik Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. T. 34. № 2. S. 142-146.
ЗУБКОВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ - старший преподаватель кафедры частноправовых дисциплин, факультет права и управления Владимирского юридического института ФСИН России (z-vladimir-z@mail.ru).
ГУСЕВА ИРИНА ИВАНОВНА - кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовно-процессуального права и криминалистики юридического факультета ВЮИ ФСИН России (guseva-ir@mail.ru).
ZUBKOV, VLADIMIR N. - Senior Lecturer of Private Law Disciplines Department of Law and Management Faculty, VLI of the FPS of Russia
GUSEVA, IRINA I. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Criminal Procedure and Forensic Studies, Law Faculty, VLI of the FPS of Russia.
УДК 347.44:343.56 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-1-125-130
РОСЕНКО М.И., СКРЕБЕЦ Е.В. К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ИГОРНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Ключевые слова: игорный бизнес, азартные игры, пари, правовое регулирование, казино, букмекерская контора, тотализатор.
Статья посвящена рассмотрению имеющихся сложностей и проблем правового регулирования игорного бизнеса в Российской Федерации. Проведено исследование законодательной базы, устанавливающей обязательные условия и порядок ведения данной деятельности, изучена судебная практика и выделены некоторые пробелы в законодательстве РФ и ее субъектов. Отмечается, что что игорный бизнес является удобной площадкой для вложения денежных средств, полученных в результате совершения какого-либо преступления («отмывание денег»), несмотря на имеющуюся в УК РФ статью 174.1. Государство активно борется с такими нарушителями закона, в том числе и посредством использования обязательной верификации игрока. Проведен сравнительный анализ правового регулирования в Республике Беларусь. Выработаны подходы к усовершенствованию правовых норм, регламентирующих деятельность в сфере игорного бизнеса.
ROSENKO, M.I., SKRABETS, E.V. TO THE QUESTION OF LEGAL REGULATION OF GAMBLING BUSINESS IN RUSSIA AND
IN THE REPUBLIC OF BELARUS
Key words: gambling business, gambling, bets, legal regulation, casino, bookmaker's office, tote.
The article is devoted to the consideration of the existing difficulties and problems of legal regulation of the gambling business in the Russian Federation. It is carried out the study of the legal framework that establishes the mandatory conditions and procedure for conducting this activity, it is studied the judicial practice and highlighted some gaps in the legislation of the Russian Federation and its subjects. It is noted that the gambling business is a convenient platform for investing funds received as a result of committing any crime ("money laundering"), despite