Научная статья на тему 'Некоторые данные по зоогеографии и четвертичной истории орнитофауны Крыма'

Некоторые данные по зоогеографии и четвертичной истории орнитофауны Крыма Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Воинственский Михаил Анатольевич

Второе издание. Первая публикация: Воинственский М.А. 1962. Некоторые данные по зоогеографии и четвертичной истории орнитофауны Крыма // Материалы 3-й Всесоюз. орнитол. конф. Львов, 1: 73-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые данные по зоогеографии и четвертичной истории орнитофауны Крыма»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2019, Том 28, Экспресс-выпуск 1732: 724-726

Некоторые данные по зоогеографии и четвертичной истории орнитофауны Крыма

М.А.Воинственский

Второе издание. Первая публикация в 1962*

Благодаря ряду экспедиций в Крым и другие районы Причерноморья (Кавказ, Закавказье, Болгария) в распоряжении автора оказались новые материалы по современной и ископаемой орнитофауне Крыма, а также достаточно полноценные сравнительные материалы, позволяющие сделать некоторые выводы, касающиеся зоогеографических, точнее орнитогеографических особенностей Крыма и проблемы истории формирования его современной орнитофауны на протяжении ан-тропогена.

В составе современной орнитофауны Крыма насчитывается около 200 видов (точнее 190) гнездящихся птиц, включая 16-17 видов, гнездование которых определённо не доказано. Среди них наиболее богат в видовом отношении гидрофильный комплекс (80 видов), затем следуют лесной (77 видов), горно-овражный (24 вида) и, наконец, самый немногочисленный — степной (21 вид)+. В числе этих 190 видов можно найти различные зоогеографические элементы, но среди них численно, несомненно, преобладают транспалеаркты (примерно 95 видов, представленных в большинстве западными подвидами) и западнопалеарк-тические формы (85 видов) при очень малом количестве восточных пли южных элементов (всего 11 видов), что свидетельствует о «западных» связях крымской орнитофауны, представляющей собой явно ев-ропейско-средиземноморскую, хотя и сильно обеднённую фаунистиче-скую группировку.

Тщательный анализ родственных отношений между крымскими подвидами и подвидами тех же видов птиц из других районов Причерноморья позволяет установить несомненную близость крымской орнитофауны (особенно видов лесного комплекса) с орнитофауной Кавказа и Закавказья (это хорошо видно на примере сойки Garrulus glan-darius, пищухи Certhia familiaris, синицы-московки Parus ater и ряда других видов). Указанное обстоятельство может свидетельствовать о сравнительно недавних связях между горно-лесной орнитофауной Крыма и других горных стран восточного Причерноморья.

* Воинственский М.А. 1962. Некоторые данные по зоогеографии и четвертичной истории орнитофауны Крыма IIМатериалы 3-й Всесоюз. орнитол. конф. Львов, 1: 73-75.

+ Некоторые широко распространённые эврибионтные виды входят одновременно в состав двух (а иногда и трёх) комплексов, поэтому общее число видов за счёт повторений достигает 190.

Достаточно обоснованные суждения по поводу истории формирования орнитофауны полуострова (как и всякой другой региональной фауны) могут быть высказаны лишь в том случае, если, помимо логических построений, в руках исследователя имеется ископаемый фактический материал.

В результате археологических раскопок и специальных палеозоологических изысканий в Крыму обнаружено много остатков ископаемой, главным образом антропогеновой, орнитофауны. В процессе тщательного изучения этого материала автору удалось определить 68 видов птиц; вместе с известными по литературным данным 50 видами это составляет 118 видов, то есть почти 2/3 того, что известно для современной орнитофауны Крыма.

Кроме видов, свойственных современной орнитофауне полуострова, обнаружено 10 видов, теперь в Крыму вообще не встречающихся (белая Lagopus lagopus и тундряная Ь. шиШв куропатки, тетерев Ьугигив ЬвЬпх, фазан РНав1апив со1сЫеив, альпийская галка РуттНоеотах gracu-1ив, клушица Pyrrhocorax pyrrhocorax и некоторые другие). Наличие этих форм в ископаемой плейстоценовой фауне Крыма, особенно при сопоставлении палеозоологических данных с данными из других областей науки и фактами из области геологической истории полуострова, позволяет по-новому осветить некоторые этапы истории формирования его орнитофауны.

Плейстоценовая орнитофауна Крыма, как и вообще вся фауна позвоночных, была значительно богаче современной, в частности горными видами. Она имела в разное время несомненные континентальные связи с фауной Балкан, южно-украинских степей, а также с фауной Кавказа и Закавказья.

Последняя связь, особенно хорошо прослеживаемая на горнолесных видах, существовала до недавнего времени, вероятнее всего до конца плейстоцена, после чего была прервана, и горные леса Крыма стали «островом», отделённым от ближайших лесных массивов широкими пространствами моря или степного открытого ландшафта.

Можно предположить, что Крымские горы в раннем антропогене были значительно более высокими, чем в настоящее время (достигали высоты 2-2.5 тыс. м) и имели непосредственную связь с горами Кавказа и Закавказья, но не через Керченский и Таманский полуострова, а значительно южнее).

Геологически недавно, скорее всего в конце плейстоцена, они утратили свою наиболее высокую часть в результате каких-то геологических (вероятнее всего вулканических) потрясений, следы которых хорошо заметны и в настоящее время.

Именно с этим периодом и связано обеднение крымской фауны, из которой уже в голоцене бесследно исчезает целый ряд горных и лес-

ных видов (позже уже под влиянием других причин, и главным образом в результате деятельности человека, исчезают и некоторые степные обитатели).

Высказанные автором предположения отнюдь не претендуют на окончательное, исчерпывающее решение ряда трудных вопросов, связанных с геологической историей и историей фауны и флоры Крыма. Они содержат много спорных положений, но в значительной степени подтверждаются накопленным до настоящего времени фактическим материалом.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2019, Том 28, Экспресс-выпуск 1732: 726-727

Характеристика осеннего предмиграционного периода у веснички Phylloscopus trochilus и зяблика Fringilla coelebs в условиях Куршской косы

Т.И.Блюменталь

Второе издание. Первая публикация в 1962*

У птиц, совершающих регулярные миграции на далёкие расстояния, период после окончания гнездования до начала массового направленного передвижения к зимовкам характеризуется постепенной перестройкой поведения и соответствующими изменениями в физиологическом состоянии. Изменяется распределение активности в течение суток, птицы переходят к стайному образу жизни, передвижения становятся направленными. У многих птиц до начала пролёта частично или полностью сменяется оперение. Изменяются энергетические резервы — основным источником энергии в период миграции служит жир, приходящий на смену углеводам. Некоторые виды переходят от насекомоядности к зерноядности.

Предлагаемое сообщение — результат изучения осеннего предмиграционного периода и периода начала миграции у весничек Phylloscopus trochilus и зябликов Fringilla coelebs в 1960-1961 годах на Куршской косе путём отлова и отстрела птиц с последующим анализом их состояния в отношении линьки, величины жировых запасов и со-

* Блюменталь Т.И. 1962. Характеристика осеннего предмиграционного периода у пеночки-веснички и зяблика в условиях Куршской косы IIМатериалы 3-й Всесоюз. орнитол. конф. Львов, 1: 43-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.