Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ О РОЛИ ХРОМА, СВИНЦА, ВАНАДИЯ И ЕСТЕСТВЕННОЙ РАДИОАКТИВНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ В ЭТИОЛОГИИ ЭНДЕМИЧЕСКОГО ЗОБА'

НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ О РОЛИ ХРОМА, СВИНЦА, ВАНАДИЯ И ЕСТЕСТВЕННОЙ РАДИОАКТИВНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ В ЭТИОЛОГИИ ЭНДЕМИЧЕСКОГО ЗОБА Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по животноводству и молочному делу , автор научной работы — П.И. Баранник, И.А. Михалюк, И.Н. Мотузков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ О РОЛИ ХРОМА, СВИНЦА, ВАНАДИЯ И ЕСТЕСТВЕННОЙ РАДИОАКТИВНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ В ЭТИОЛОГИИ ЭНДЕМИЧЕСКОГО ЗОБА»

Сравнительная эффективность эжекторного пылеуловителя ЭПВ-1 и оросительной

форсунки

Производственные операции, место отбора проб Эжектор ЭПв-1 Оросительная форсунка

остаточная запыленность (в мг/мг) эффективность (в %) остаточная запыленность (в мг/м«) эффективность (В %)

минимальная максимальная средняя минимальная максимальна я средняя

Бурение восстающих шпуров

по породе ......... 2 8 4,4 98,3 8 29 16,0 94,0

В том числе:

со стороны входящей струи

воздуха ......... 2 6 3,2 98,6 8 14 10,5 95,3

со стороны исходящей струи

воздуха ......... 3 8 5,6 98,1 16 29 21,8 92,5

Бурение горизонтальных шпу-

ров по породе ....... 2 6 4,4 96,7 3 14 7,7 94,2

Бурение восстающих шпуров

по углю.......... 2 9 5,4 95,5 11 31 19,7 83,6

В том числе:

со стороны входящей струи

воздуха ......... 2 7 4,0 96,0 11 19 14,6 85,3

со стороны исходящей струи

воздуха ......... 3 8 6,4 95,6 20 31 23,7 83,8

Бурение горизонтальных шпу-

ров по углю........ 2 7 5,2 92,7 7 15 11,5 88,7

Кроме того, происходил подсос из выработки через зазор между внутренней стенкой направляющей втулки и буровой штангой. Величина зазора в данном случае не оказывала существенного влияния на эффективность улавливания пыли, так как всасываемый через него воздух препятствует выходу частиц пыли.

В связи с этим отпала необходимость в герметизации устья шпура и направляющей втулки манжетами и сальниками, которые в шахтных условиях обычно быстро выходят из строя. Эффективность оросительных форсунок как средства борьбы с пылью при бурении шпуров на гидрошахтах с использованием технологической воды значительно ниже, чем эффективность пылеуловителя ЭПВ-1 (см. таблицу). Кроме того, форсунки требуют предварительной очистки технологической воды от взвешенных веществ и сильно обводняют рабочее место.

Таким образом, эжекторный пылеуловитель ЭПВ-1 обеспечивает снижение запыленности воздуха, приводится в действие технологической водой с любым содержанием взвешенных веществ, удобен в эксплуатации, прост в изготовлении и, следовательно, может быть рекомендован и как средство борьбы с пылью при бурении любых шпуров в условиях гидрошахт.

ЛИТЕРАТУРА

ЕськинП. И. В кн.: Борьба с силикозом. М., 1964, т. 6, с. 52. — Он ж е. Гиг. труда, 1965, № 7, с. 3.

Поступила 5/VII 1968 г.

УДК 616.441-003.822-036.21-02:613.27:[548.78 +546.815 +548.88 +546.79]

НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ О РОЛИ ХРОМА, СВИНЦА, ВАНАДИЯ И ЕСТЕСТВЕННОЙ РАДИОАКТИВНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ В ЭТИОЛОГИИ ЭНДЕМИЧЕСКОГО ЗОБА

Проф. П. И. Баранник, доц. И. А. Михалюк, канд. мед. наук И. Н. Мотузков

Кафедра общей гигиены Киевского медицинского института им. А. А. Богомольца

Этиология и патогенез эндемического зоба окончательно не изучены. Теория йодной недостаточности не объясняет многих сторон этой краевой патологии.

Проблемой микроэлементов кафедра общей гигиены Киевского медицинского института занимается уже ряд лет. При изучении значения фактора питания в этиологии и пато-

генезе эндемического зоба решалась задача, связанная с выясненнем роли некоторых микроэлементов и естественной радиоактивности пищевых продуктов районов Киевской области, благополучных и неблагополучных по эндемической зобной болезни.

В настоящем сообщении приводятся данные изучения естественной радиоактивности и содержания хрома, свинца и ванадия в растительных продуктах двух районов области — Иванковского, где обнаружена эндемия средней тяжести, и Яготинского, где зарегистрированы лишь единичные случаи заболевания зобом.

Микроэлементы определяли спектрографическим методом на кварцевом спектрографе ИСП-28; радиоактивность изучали по (З-излучению в зольных остатках на радиометрах ПП-8 и Б-4 с торцовым счетчиком МСТ-17. Проведено исследование 279 проб пищевых продуктов (131 проба из Иванковского района и 146 из Яготинского). Результаты всех исследований подвергали обработке методом вариационной статистики.

Количество хрома в изученных продуктах растительного происхождения в Иван-ковском районе колеблется от 0,76+0,06 до 9,60+0,76 мкг на 100 г сырого веса, в Яготин-ском районе — от 0,82+0,11 до 6,07+0,75 мкг на 100 г сырого веса. Наиболее богаты хромом пшеница, подсолнух, фасоль, кукуруза. В большинстве продуктов из Иванковского района, эндемичного по зобу, обнаружено в 11/з—2 раза больше хрома, чем в продуктах Яготинского района. Достоверность разности между средними величинами содержания хрома в пшенице, фасоли, картофеле и грушах составляет более 99—99,9%, в свекле и редьке — 95%, пшене, капусте и моркови — более 90%, в кукурузе, подсолнухе и сливах— менее 90%.

Эти данные в отношении хрома согласуются с результатами нашей работы по определению микроэлементов в большинстве продуктов эндемичного по зобу Дымерского и свободного от зобной эндемии Васильковского района. Обнаружено больше хрома в основных продуктах питания, взятых в Дымерском районе. Л. Г. Меркешина также находила повышенное количество хрома в большинстве продуктов, взятых из очагов эндемической зобной болезни Львовской области. Однако А. Т. Гончаров при изучении содержания хрома в пищевых продуктах Татарской АССР и Марийской АССР не выявил существенной разницы между содержанием хрома в пищевых продуктах из местностей, где имеются заболевания эндемическим зобом, и из местностей, где эндемическая зобная болезнь не встречается.

Содержание свинца в продуктах Иванковского района находится в пределах 0,72+ +0,05—4,80+0,77 мкг на 100 г сырого веса, в Яготинском районе — в пределах 0,61+0,18— 24,10+3,59 мкг на 100 г сырого веса. Наиболее богаты свинцом такие продукты обоих районов, как пшеница, фасоль и подсолнух. Сравнивая пробы, взятые в Иванковском, Яготинском районах, мы установили, что содержание свинца преобладает в большинстве растительных продуктов Яготинского района. Достоверность разности между средним количеством свинца в таких продуктах, как кукуруза, подсолнух, свекла, томаты и лук, составляет более 99—99,9%, в пшене — более 98%, в пшенице — более 90% и сливах— менее 90%.

Эти данные согласуются с теми, которые получены нами прежде при изучении продуктов растительного происхождения в Дымерском и Васильковском районах. Так, более высоким было содержание свинца в растительных продуктах Васильковского района, свободного от зобной эндемии. Литературные данные о роли свинца в этиологии эндемического зоба невелики и противоречивы. Л. Г. Меркешина, изучая микроэлементы в молоке коров в Саратовской области, также обнаружила больше свинца в районах, свободных от зобной эндемии. Я. Н. Аскарова, определяя влияние меди и свинца на развитие эндемического зоба горной и зауральской зоны Башкирии, пришла к противоположному выводу: содержание свинца оказалось выше во всех местных продуктах эндемичных по зобу районов, нежели в продуктах в свободной от зобной эндемии Ростовской области.

Содержание ванадия в продуктах Иванковского района колебалось от 1,46+0,13 до 19,40+3,50 мкг на 100 г сырого веса, а в продуктах Яготинского района —от 0,88+0,07 до 22,80—5,75 мкг на 100 г сырого веса. Обращает на себя внимание большое содержание ванадия в моркови, капусте, фасоли и подсолнухе обоих районов. В основных же продуктах Иванковского района содержалось больше ванадия. Достоверность разности между средним количеством его в пшенице, картофеле и яблоках более 99,9%, в фасоли, грушах более 90—95%. Однако в капусте, подсолнухе и сливах из Иванковского района найдено меньше ванадия.

Анализ полученных материалов дает основание предположить некоторую связь между зобной эндемией и содержанием ванадия в пищевых продуктах.

Радиоактивность пищевых продуктов в Иванковском районе составила 0,70+0,0бХ X 10""9—7,55+0,57 -10"9 кюри/кг, а в Яготинском — 0,74+0,06 • Ю-9—8,00±0,39-10_в кюри/кг, что соответствует уровню естественной радиоактивности.

Сравнение результатов измерений с активностью, рассчитанной по содержанию калия в исследуемых продуктах, показывает, что фактическая активность продуктов в обоих районах близка к расчетной. Очевидно, она обусловлена содержанием в продуктах радиоактивного изотопа К40-

В обоих районах наблюдались значительные колебания уровней радиоактивности отдельных продуктов. Такое различие объясняется, по-видимому, неодинаковым содержанием калия в почвах, а также степенью созревания отдельных продуктов. Радиоактивность пшена, кукурузы, капусты, моркови, томатов и лука в Иванковском районе выше той, которая была обнаружена в тех же продуктах Яготинского района. Радиоактивность пшеницы, фасоли, чеснока, яблок и груш в Иванковском районе ниже, чем в Яготинском. Таким об-

разом, закономерности в уровнях радиоактивности пищевых продуктов растительного происхождения в благополучном по эндемическому зобу Яготинском районе и неблагополучном в этом отношении Иванковском районе установить не удалось.

Выводы

1. У большинства растительных продуктов из эндемичного по зобу Иванковского района обнаружено больше хрома и ванадия и меньше свинца, чем в аналогичных продуктах свободного от зобной эндемии Яготинского района. Достоверность разности между средним содержанием названных микроэлементов статистически подтверждается.

2. Естественная радиоактивность пищевых продуктов изучаемых районов лежит в пределах п-10"9 кюри/кг и соответствует уровню естественной радиоактивности, обусловленной К40. Какая-либо закономерность в уровне радиоактивности в районах, изученных с точки зрения поражения местного населения зобом, не установлена.

ЛИТЕРАТУРА

АскароваЯ. Н. В кн.: Микроэлементы в сельском хозяйстве и медицине, Улан-Удэ, 1966, т. 2, с. 107. — М е р к е ш и н а Л. Г. Врач, дело, 1958, № 11, с. 1189.

Поступила 2/УН 1968 г.

УДК 572.51-053.4(470.22)

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ САДОВ ПЕТРОЗАВОДСКА

Е. М. Кузьмин

Петрозаводский университет им. О. В. Куусинена и врачебно-физкультурный диспансер, Карельская АССР

В 1966 г. мы начали изучать физическое развитие детей 3—7 лет, живущих в Петрозаводске. Обследованием по общепринятой унифицированной методике (А. Б. Ставиц-кая и Д. И. Арон) удалось охватить 1398 мальчиков и девочек, русских по национальности, посещавших детские сады в различных районах города. В разработку включены антрополо-го-соматоскопические материалы о 1271 ребенке.

Данные о росте детей стоя, их весе и окружности грудной клетки в паузе представлены в табл. 1. Как видно из табл. 1, у воспитанников детских садов Петрозаводска с возрастом довольно равномерно увеличивается длина тела. Мальчики всех возрастных групп в среднем выше девочек, однако эти различия при статистической оценке оказались несущественными. Наибольшие годичные прибавки роста у мальчиков происходят в возрасте 4—6 лет, у девочек — 4—5 лет. Суммарный прирост длины тела у мальчиков от 3 до 7 лет составляет 24 см, у девочек того же возраста — 25 см со среднегодовыми прибавками в росте, соответственно равными 6 и 6,25 см. Именно такие цифры (5,5—6,6 см) называет большинство авторов в последние годы.

Как показало сравнение, петрозаводские дошкольники обоего пола, судя по средним данным, не отличаются в росте от ленинградских (С. М. Левиант) и мурманских (Ф. Г. Ла-пицкий) сверстников и оказываются более высокими, чем ярославские (А. Б. Ставицкая и соавт.).

Петрозаводские мальчики 3—6 лет, как видно из табл. 1, тяжелее девочек того же возраста на 0,16—0,57 кг, однако к 7 годам они уже уступают девочкам в весе на 0,26 кг. В годичных приростах веса тела не обнаружено половых различий. У мальчиков 3—7 лет они колеблются от 1,7 до 2,6 кг, у девочек — от 1,4 до 3 кг, что соответствует литературным данным. Сравнительно низкие годичные приросты веса тела у детей от 3 до 4 лет объясняются тем, что средний возраст в группе трехлетних детей фактически выше 3 лет, так как в детских садах почти полностью отсутствуют воспитанники в возрасте от 2до 3 лет, которые должны входить в группу трехлетних, если группировку по возрасту производить с интервалом 1 год, как и принято нами. Это обстоятельство приводит к тому, что «дистанция» во времени между детьми, входящими в группы трех- и четырехлетних, меньше годовой. Средние годичные прибавки веса тела наблюдаемых нами детей (2,1 кг у мальчиков и 2,2 кг у девочек) соответствуют результатам обследования ленинградских детей и несколько превышают данные, полученные при обследовании дошкольников Ярославля, Мурманска и Калинина. Однако, как показала статистическая оценка, эти различия несущественны.

Средняя окружность грудной клетки у мальчиков-дошкольников Петрозаводска выше, чем у девочек тех же возрастов. Отмечается тенденция к увеличению годичных прибавок с возрастом. За 4 года (3—7 лет) суммарная прибавка у мальчиков составила 7,35 см.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.