Научная статья на тему 'Некоторые данные о распространении японского журавля Grus japonensis'

Некоторые данные о распространении японского журавля Grus japonensis Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
1639
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Судиловская А. М.

Второе издание. Первая публикация в 1976 г. Судиловская А.М. 1976. Некоторые данные о распространении японского журавля // Тр. Окского заповедника 13: 83-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые данные о распространении японского журавля Grus japonensis»

размножении, практически во всех случаях полигиничные самцы были старше одного года (но далеко не все самцы в возрасте двух и более лет становились полигиничными). Следовательно, способность самца к привлечению дополнительных самок связана с его возрастом. По крайней мере в некоторых случаях самки, становившиеся вторыми в полигиничных трио, могли определить до начала своего размножения, что выбранный ими самец уже имел пару.

Изложенные здесь факты не дают подтверждения ни одной из наиболее распространённых концепций, объясняющих развитие полигинии у воробьиных (гипотезы «порога полигинии», «сексуального сына» и «обмана»). Полигиния у дроздовидной камышевки является особой формой стратегии размножения, позволяющей существенно повысить уровень воспроизводства в популяции. Она даёт возможность принимать участие в размножении всем готовым к нему самкам. Можно предположить, что у дроздовидной камышевки соотношение полов смещено в сторону увеличения доли самок. Этим и можно объяснить закрепление отбором регулярной полигинии у данного вида.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2009, Том 18, Экспресс-выпуск 534: 2234-2236

Некоторые данные о распространении японского журавля Grus japonensis

А. М. Судиловская

Второе издание. Первая публикация в 1976*

В последнее время считалось, что японский журавль Grus japonensis не только редок в Приморье, но, может быть, и совсем исчез на гнездовье. Однако недавно после большого перерыва в литературе стали появляться заметки о встречах с ним. Также в литературе появились новые данные о пребывании японских журавлей в Японии на острове Хоккайдо. В настоящее время гнездование его там не вызывает никаких сомнений, хотя Л.М.Шульпин (1936) считал, что во времена его исследований Приморского края, а именно в 1926-1928 годах, японский журавль в Японии не гнездился и сведения о его гнездовании там ранее малодостоверны.

Интересно данные Л.М.Шульпина сопоставить с современными

* Судиловская А. М. 1976. Некоторые данные о распространении японского журавля // Тр. Окского заповедника 13: 83-85.

сведениями о пребывании журавлей в Японии, приводимыми Г.В. Мельниковым (1958) на основании японских работ. Так, до 1867 года японский журавль был обычной гнездящейся птицей на островах Хоккайдо и Хонсю, возможно, гнездился на островах Косю и Сикоку. К концу XIX века — ко времени, когда охота на них была в Японии запрещена,- журавли остались только на Хоккайдо. Но, несмотря на это, количество японских журавлей быстро уменьшалось. И к 1912 году считалось, что этот вид полностью исчез и с этого острова. Но в 1923 году на острове Хоккайдо в районе торфяных болот Кусиро были встречены японские журавли в количестве около 25 особей. В 1936 году этот район был объявлен заповедником, но количество журавлей там возрастало медленно. И только в конце 1940-х и в начале 1950-х годов с организацией там зимней подкормки журавлей, прекращением работ по осушке болот и проведением целого ряда других природоохранительных мероприятий количество журавлей стало заметно увеличиваться. В декабре 1956 года их насчитывалось уже 77.

В имеющейся у меня японской литературе, посвященной жизни японского журавля на острове Хоккайдо, из которых две, к сожалению, только на японском языке, но с большим количеством хороших фотографий, можно увидеть различные моменты их жизни на Хоккайдо. Представлены снимки зимней жизни, подкормки, причём это в большинстве случаев делают дети, имеются снимки брачных игр и в воздухе, и на земле, гнёзд с кладками и, наконец, птенцов различного возраста начиная с однодневного, и даже птенцов, только освобождающихся от скорлупы.

В 1867-1869 годах, во времена путешествия Н.М.Пржевальского (1870) по Уссурийскому краю, японский журавль был обычен на Хан-кайской и Уссурийской низменностях, по болотам озера Ханка и по речкам, впадающим в озеро. Через 55-65 лет, а именно в 1926, 1927 и 1928 годах, когда в Приморском крае работал Л.М.Шульпин, количество журавлей на озере Ханка сильно сократилось, наибольшая численность сохранилась лишь по восточному побережью озера. К А Воробьёв (1954) проводил свои исследования в Приморском крае в 1932, 1945-1950 годах, но, говоря о гнездовании японского журавля на При-ханкайской и Уссурийской низменностях, конкретных наблюдений о гнездовании и численности его там в эти годы не приводит. Е.Н.Спан-генберг (1965) проводил наблюдения в 1938 году в бассейне реки Иман. Он отмечает встречу одной пары японских журавлей, по-видимому, гнездящихся в низовьях Имана.

Если внимательно изучить колебания численности японского журавля в Приморье и Японии, то можно установить определённую синхронность в количестве встреч его у нас и на острове Хоккайдо. Так, в 1912 году журавль исчез с Хоккайдо, а с остальных островов Японии

он исчез ещё раньше. В 1923 году на Хоккайдо найдена небольшая колония японских журавлей. В южной Приморье в начале ХХ века, по-видимому, журавлей было ещё достаточно. Но к 1926-1928 годам количество их в Приморье также довольно сильно сократилось. В последующие годы количество журавлей в Японии постепенно стало увеличиваться, а у нас падать. В Японии в это время был уже организован заповедник и журавли охранялись. Журавли же, гнездящиеся у нас, продолжали подвергаться преследованию и отстрелу, а места их гнездовий осушались и распахивались. Так что, быть может, часть журавлей, гнездившихся у нас, переселилась в Японию. Таким образом, к середине 1950-х годов вопрос о гнездовании японского журавля в южном Приморье вызывал уже сомнения. А в 1965-1970 годах, когда количество журавлей в Японии достигло уже 150 особей, на озере Ханка стали опять встречать японских журавлей, и Ю.В.Шибаев (1970) считает, что в 1963 году на озере Ханка гнездилось 15 пар. Всего вероятней, это не сохранившиеся на этом озере журавли — они слишком заметны, чтобы их не отметили предыдущие исследователи Приморья и озера Ханка,- а журавли, переселившиеся с острова Хоккайдо на свои исконные гнездовья.

Если мы уделим журавлям такое же внимание, как это сделали японцы, то, по-видимому, количество их в Приморье, во всяком случае на восточном побережье озера Ханка, не только достигнет численности, которая была там во времена исследований Л.М.Шульпина, но, может быть, будет близка к той, что наблюдал Н.М.Пржевальский в 18671869 годах.

Литература Воробьёв К.А. 1954. Птицы Уссурийского края. М.: 1-360.

Мельников Г.В. 1958. Вымирающие и редкие животные Японии // Природа 8: 100-103.

Пржевальский Н.М. 1870. Путешествия в Уссурийском крае в 18671869 гг. СПб.

Спангенберг Е.П. 1965. Птицы бассейна реки Имана // Сб. тр. Зоол. музея Моск. ун-та 9: 98-202.

Шибаев Ю.В. 1970. Выживут ли эти птицы? // Природа 6: 94-95. Шульпин Л.М. 1936. Промысловые, охотничьи и хищные птицы Приморья. Владивосток: 1-436.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.