ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2009, Том 18, Экспресс-выпуск 534: 2233-2234
О полигинии у дроздовидной камышевки ЛсгосврНаЫв агипйшасвив
В. А. Фёдоров
Второе издание. Первая публикация в 1991*
Система брачных связей у дроздовидной камышевки Acrocephalus arundinaceus изучалась в 1985-1988 годах на Себежском озере (юго-запад Псковской области). На изолированном участке тростниковых зарослей площадью 4 га проводились отлов и индивидуальное мечение птиц с последующими детальными наблюдениями за маркироваными особями. Дополнительные сведения были получены в 1979-1983 годах на некоторых водоёмах Ленинградской и Псковской областей.
Полигиния у дроздовидной камышевки — явление регулярное, она отмечалась ежегодно и во всех пунктах. Всего зарегистрировано 20 случаев бигинии и 1 — тригинии. Как правило, самцы привлекали вторую самку после начала насиживания в первом гнезде; иногда второе размножение начиналось после завершения первого. Отмечено несколько случаев одновременной полигинии, когда сроки откладки яиц в двух гнёздах одного самца отличались на 1-2 дня. Обычно полигиния была монотерриториальной, минимальное расстояние между гнёздами первой и второй самок равнялось 6 м. Максимальное расстояние между гнёздами при политерриториальной полигинии — около 100 м. Доля полигиничных самцов в поселении варьировала в разные годы от 6 до 36%, в среднем составив 18%.
На одних и тех же гнездовых участках в разные годы размножались как моногамные пары, так и полигиничные группы. Это даёт основание предполагать, что для выбора самца самкой качество территории не имеет решающего значения. Одни и те же особи (как самцы, так и самки) могли изменять свой статус в разные сезоны размножения, т.е. гнездиться как в составе полигиничных групп, так и парами.
Практически все самцы поддерживали высокую вокальную активность после начала насиживания кладки в гнезде, сохраняя готовность к образованию связи с новой самкой. Такой характер токового поведения самцов указывает на имеющуюся у каждого из них потенцию к полигинии.
Хотя дроздовидные камышевки (как самцы, так и самки) достигали половой зрелости к исходу первого года жизни и принимали участие в
* Фёдоров В. А. 1991. О полигинии у дроздовидной камышевки //Материалы 10-й Всесоюз. орнитол. конф. Минск, 2: 264-265.
Рус. орнитол. журн. 2009. Том 18. Экспресс-выпуск № 534
размножении, практически во всех случаях полигиничные самцы были старше одного года (но далеко не все самцы в возрасте двух и более лет становились полигиничными). Следовательно, способность самца к привлечению дополнительных самок связана с его возрастом. По крайней мере в некоторых случаях самки, становившиеся вторыми в полигиничных трио, могли определить до начала своего размножения, что выбранный ими самец уже имел пару.
Изложенные здесь факты не дают подтверждения ни одной из наиболее распространённых концепций, объясняющих развитие полигинии у воробьиных (гипотезы «порога полигинии», «сексуального сына» и «обмана»). Полигиния у дроздовидной камышевки является особой формой стратегии размножения, позволяющей существенно повысить уровень воспроизводства в популяции. Она даёт возможность принимать участие в размножении всем готовым к нему самкам. Можно предположить, что у дроздовидной камышевки соотношение полов смещено в сторону увеличения доли самок. Этим и можно объяснить закрепление отбором регулярной полигинии у данного вида.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2009, Том 18, Экспресс-выпуск 534: 2234-2236
Некоторые данные о распространении японского журавля Огив ]аропвпв1в
А. М. Судиловская
Второе издание. Первая публикация в 1976*
В последнее время считалось, что японский журавль Grus japonen-sis не только редок в Приморье, но, может быть, и совсем исчез на гнездовье. Однако недавно после большого перерыва в литературе стали появляться заметки о встречах с ним. Также в литературе появились новые данные о пребывании японских журавлей в Японии на острове Хоккайдо. В настоящее время гнездование его там не вызывает никаких сомнений, хотя Л.М.Шульпин (1936) считал, что во времена его исследований Приморского края, а именно в 1926-1928 годах, японский журавль в Японии не гнездился и сведения о его гнездовании там ранее малодостоверны.
Интересно данные Л.М.Шульпина сопоставить с современными
* Судиловская А. М. 1976. Некоторые данные о распространении японского журавля // Тр. Окского заповедника 13: 83-85.
00*3/1 Рус. орнитол. журн. 2009. Том 18. Экспресс-выпуск № 534