Научная статья на тему 'Японский журавль Grus japonensis в Амурской области'

Японский журавль Grus japonensis в Амурской области Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
189
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Панькин Н. С., Нейфельдт И. А.

Второе издание. Первая публикация в 1976 г. Панькин Н.С., Нейфельдт И.А. 1976. Японский журавль в Амурской области // Тр. Окского заповедника 13: 86-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Японский журавль Grus japonensis в Амурской области»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2009, Том 18, Экспресс-выпуск 534: 2237-2241

Японский журавль Grus japonensis в Амурской области

Н. С. Панькин, И. А. Нейфельдт

Второе издание. Первая публикация в 1976*

Когда Б.К.Штегман (1930) обнаружил в 1928 году в краеведческом музее в Благовещенске неэтикетированное чучело японского журавля Grus japonensis, он высказал предположение, что экземпляр был добыт где-то поблизости, в Амурской области. Позднее Л.М.Шульпин (1936) писал об этом виде уже уверенно: «по моим вполне надёжным расспросам», гнездится в низовьях Зеи. Л.М.Баранчеев (1959) ежедневно видел три пары в конце апреля — первой половине мая 1957 года на реке Топкоча, в 8-10 км от села Нижне-Полтавка, где, по утверждению местных жителей, японские журавли оставались на гнездовье. Перечисленные данные, несмотря на свою фрагментарность, представляют большую ценность, и остаётся лишь сожалеть, что они странным образом игнорировались при написании последних определителей по птицам СССР, хотя совершенно справедливо были учтены авторами фундаментальных сводок.

Первые достоверные сведения о гнездовании этих красивейших и редчайших птиц в Амурской области были получены нами лишь в 1956 году. Тогда, как и в следующем 1957 году, по 2-3 пары японских журавлей жили в пойме Амура близ сёл Касаткино и Журавлёвка, а также около села Сагибово и в низовьях реки Урил. Дальнейшие наблюдения показали, что не более 15 пар населяют всё пространство между Транссибирской железнодорожной магистралью и рекой Амур, от устья Хингана до низовья Буреи. На заболоченных лугах в окрестностях села Украина этих журавлей регулярно отмечали с 1960 года в весенне-летний период и осенью; в 1965 году здесь встречен выводок; в 1968 году с 10 по 25 августа постоянно видели 2 особи; в 1969 году 25 мая тут же в обществе даурских журавлей Grus vipio, на расстоянии 500 м, 2 и 4 км друг от друга держались 4 пары японских. То обстоятельство, что в 1970 году на этой территории с весны до конца лета (25 апреля — 20 августа) систематически попадались одиночки и группы по 2-3 особи, даёт основание думать, что 3-4 пары в этом году там за-гнездились. В центре гнездовий на участке 15 км2 две пары вывели тогда успешно птенцов. Зато в 1971 дала приплод лишь одна пара; у

* Панькин Н. С., Нейфельдт И. А. 1976. Японский журавль в Амурской области // Тр. Окского заповедника 13: 86-92.

державшихся по соседству трёх других пар и одиночной, часто кричавшей птицы кладки погибли от палов, свирепствовавших 15-27 апреля. На соседней территории, которая специально не обследовалась, судя по часто раздававшимся оттуда голосам, держалось ещё несколько японских журавлей, хотя не все возвратившиеся на родину птицы обязательно гнездились. В общем, в разные годы наблюдений в низовьях Буреи на площади 150-300 км2 приступали к размножению 3-5 пар. В 1968 году на гнездовье и во время миграций этих журавлей видели около сёл Красный Луч и Иннокентьевка. В 1970 году отметили выше по Амуру, у села Поярково, причём, по рассказам рыбаков, именно эти птицы устроили гнездо на лежащем напротив большом острове.

Близ села Украина пролёт и появление местных птиц замечены в разные годы в конце марта - начале апреля. Журавли кормились на обширных заболоченных равнинах в пойме Буреи, где много разной величины стариц и озёр. Летом живут среди таких же травяных болот и избыточно увлажнённых лугов, что и даурские журавли.

Для устройства гнёзд обычно выбирают пятна с невыгоревшей по осени сухой травой, обеспечивающей лучшую маскировку, но, как уже ранее говорилось, подобные участки в первую очередь страдали в засушливые вёсны от палов. Одно из обнаруженных в 1971 году гнёзд японского журавля располагалось в 500-600 м от найденного в тот же день гнезда даурского журавля. Гнездо представляет собой довольно плоское сооружение, в основе которого находятся залитая водой кочка, смятые и утоптанные старые побеги вейника, осок, пушицы, иногда -

тростника. Надводная часть постройки, толщиною в 20-30 см, целиком состоит из надёрганных поблизости сухих листьев, стеблей трав, осок, они же образуют выстилку лотка. Наружный диаметр гнезда 100 см, диаметр лотка 40-50 см, его глубина 2 см.

В апреле — начале мая журавли часто кричат, причём не только на зорях, но и днём. Начинает коротким курлыканьем одна птица, затем включаются остальные; хор звучит гораздо резче и протяжнее. Слышали их и в конце лета, например, 16 августа, и осенью (21 октября) больше по утрам и к вечеру.

Нестись самки начинают, видимо, в конце апреля — начале мая, поскольку в найденных в 1971 гнёздах 29 апреля и 2 мая птицы насиживали полные кладки из 2 яиц. По окраске и форме осмотренные четыре яйца японских журавлей совсем не были похожи на яйца того же вида, добытые Л.М.Шульпиным на озере Ханка (коллекция ЗИН АН СССР), и резко отличались от яиц даурского журавля. Они имели более округлую, слегка грушевидную форму при следующих размерах, мм: 103.0x72.5 и 108.0x71.5 (данные по одной кладке). Основная окраска их почти белая, слегка изабелловая, без каких-либо следов оливкового или зелёного. Крупные блёклые охристые пятна и более мелкие контрастные сиренево-бурые пестрины сконцентрированы у тупого конца яйца, и лишь небольшая их часть в виде случайных точек и мазков распространилась на остальную поверхность скорлупы. Инкубация яиц занимает не менее месяца.

У гнёзд птицы очень осторожны. При насиживании ни разу не подпустили к себе ближе, чем на 200 м, тотчас вставали и уходили со слегка распущенными крыльями. Пока производился осмотр гнезда, сошедший с него журавль стоял на том же расстоянии от наблюдателя, беспокойно покрикивая и приспустив крылья. Птенцы появляются у разных пар в самом конце мая — первой половине июня. Пара, имевшая 2 мая 1971 кладку, 12 июня встречена с выводком не далее 1 км от гнезда. В тот же день, а также 14 июня, в верховьях реки Яр-чиха держались одиночная старая особь и ещё две пары, у одной из которых были пуховички. 4 августа 1965 около села Украина видели двух больших, но нелётных молодых; один из родителей быстро увёл их по болоту, тогда как другой с тревожным курлыканьем поднялся в воздух. 13 августа 1970 в тех же краях посреди открытого луга из вы-сокотравья с криком взлетели два журавля. Приземлившись метрах в 400, они продолжали беспокоиться, а когда пошли, то за ними последовали два вполне оперённых птенца, казавшихся на таком расстоянии грязно-белыми с ржавчато-рыжими шеями. Установить, были ли они в состоянии летать, не удалось, поскольку птицы уходили так быстро, что дистанция до нас всё время превышала 1 км. В районе гнездовий семьи попадались и во второй половине августа.

Осеннее движение происходит, по-видимому, в сентябре-октябре; иногда задерживаются до начала ноября. Последние встречи у села Украина: в 1967 пара пролетала вдоль реки Ярчиха 6 ноября, а 8 ноября две птицы ходили по болоту; и в 1968 году тоже 8 ноября и опять пара держалась на полях у болот; в 1971 году вновь два журавля отмечены 21 сентября, позднее не видели.

По рассказам местных жителей, в 1971 году «белые журавли» (19 октября - 5 особей, а 21 октября - 3) останавливались среди ернико-вых зарослей и марей в низовьях реки Ташина. Они много кричали, взмахивали крыльями, «танцевали». Если это были японские журавли, то неясно, откуда они появились. Ведь гнездовья на этой широте ещё не найдены. Весьма вероятно, что наблюдения относятся к пролётным стерхам Grus leucogeranus.

Численность даурских и японских журавлей, населяющих юг Зей-ско-Буреинской равнины, за последние годы резко снизилась. Причиной тому, в первую очередь,— участившиеся поздневесенние палы, распространяющиеся ныне даже на те, в прошлом непроходимые, места низинной заболоченной поймы Амура и Буреи, которые до 1960 года не подвергались воздействию огня, так как регулярно увлажнялись в период высоких паводков, переходивших нередко в наводнения. В 1971 уцелели лишь гнёзда, устроенные журавлями на участках, выгоревших с осени. Большим бедствием, приводящим не только к лишнему беспокойству птиц, но и к гибели их кладок, является присутствие вблизи гнездовий людей (почти всегда с ружьями и собаками) и выпас на этой территории скота. И, наконец, особенно серьёзные опасения за судьбу журавлей вызывает получающая всё больший размах хозяйственная деятельность, уже приведшая к сокращению естественных угодий и угрожающая их полных уничтожением.

Журавлям в Амурской области грозит полное истребление, если не будут приняты экстренные меры по их спасению.

Прежде всего, нужно сберечь то, что ещё уцелело — сохранить целиком на юго-востоке Зейско-Буреинской равнины древний природный ландшафт муссонной восточно-азиатской степи. Для этого вся заболоченная низина с островками леса на пространстве между реками Бурея и Архара, к югу от железнодорожной магистрали до Амура, должна быть изъята из хозяйственного пользования и объявлена заповедной. Все начатые на ней мелиоративные работы и раскорчёвку леса следует немедленно прекратить. Не менее важно до организации заповедника добиваться строжайшего соблюдения населением и хозяйственными организациями закона об охране аистов и журавлей. Кроме строжайшего запрета стрельбы по этим птицам и разорения их гнёзд, необходимо прекратить выпас скота в местах гнездования журавлей.

Литература

Баранчеев Л.М. 1959. Птицы // Природа Амурской области. Благовещенск: 269270.

Шульпин Л.М. 1936. Промысловые, охотничьи и хищные птицы Приморья. Владивосток: 1-436.

(Штегман Б.К.) Stegmann B. 1930. Die Vögel des dauro-manschurischen Ueber-gangsgebietes // J. Ornithol. 78, 4: 389-471.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2009, Том 18, Экспресс-выпуск 534: 2241-2242

Японский журавль Grus japonensis на озере Ханка

Ю. В. Шибаев

Второе издание. Первая публикация в 1976*

Восточное побережье озера Ханка является одним из немногих, если не единственным сейчас местом в Приморье, где японский журавль Grus japonensis ещё гнездится. Проведённое во второй декаде апреля 1963 года обследование позволяет приблизительно судить о численности здесь этих журавлей. Было обнаружено 5 пар. Кроме того, нам известно о ежегодном гнездовании пары японских журавлей около села Новорусановка, где в 1927 году их наблюдал Л.М.Шульпин (1936), и 2-3 пар на болотах в окрестностях села Чкаловское. Наконец, одиночная птица в течение лета наблюдалась севернее озера Лебеже. Таким образом, общее количество птиц, зарегистрированных нами в 1963 году на восточном берегу Ханка в гнездовое время, составляет примерно 19 особей. Это, безусловно, не все птицы, обитающие в этом районе. Но надо полагать, что количество японских журавлей от озера Лебеже до реки Сунгач и её притока Красной не превышает 15 пар.

Весной на юге Приморья японский журавль появляется в первой декаде марта, т.е. в те же сроки, когда эти птицы покидают места зимовок на Корейском полуострове (Austin 1948). На озеро Ханка журавли прилетают во второй половине марта (Пржевальский 1870; Литвиненко, Шибаев 1965). Осенью на восточном берегу постоянно держалось 7 журавлей. Это были семья из двух взрослых и двух молодых птиц, пара взрослых и взрослая одиночная птица. Иногда журавли

* Шибаев Ю.В. 1976. Японский журавль на озере Ханка // Тр. Окского заповедника 13: 85-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.