Научная статья на тему 'Некоторые аспекты защиты чести и достоинства граждан РФ'

Некоторые аспекты защиты чести и достоинства граждан РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1716
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕСТЬ / ДОСТОИНСТВО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ЗАЩИТА / СВОБОДА СЛОВА / HONOUR / DIGNITY / HUMAN RIGHTS / PROTECTION / FREEDOM OF DISCUSSION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Безроднова Ксения Валерьевна

Рассмотрены проблемы конкуренции норм о свободе слова и защите чести и достоинства. В работе исследуются нормативно-правовые акты, регулирующие защиту чести и достоинства личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of protection of honour and dignity of the citizens of the Russian Federation

The problems of competition between the norms of freedom of discussion and honour and dignity protection are considered. The article deals with regulatory acts regulating honour and dignity protection of a person.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты защиты чести и достоинства граждан РФ»

УДК 342.7(470)+342.727(470)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ГРАЖДАН РФ

К. В. Безроднова, аспирант кафедры теории и истории государства и права,

Южно-Уральский государственный университет

Рассмотрены проблемы конкуренции норм о свободе слова и защите чести и достоинства. В работе исследуются нормативноправовые акты, регулирующие защиту чести и достоинства личности.

Ключевые слова: честь, достоинство, права человека, защита, свобода слова.

Идеи правового государства, демократии и гражданского общества тесно связаны с обеспечением высокого уровня реализации конституционных прав и свобод человека. Для этого необходима организация эффективной защиты не только имущественных прав, но и благ, имеющих нематериальное содержание. С развитием рыночных отношений, происходящими преобразованиями во всех сферах жизнедеятельности общества проблема обеспечения нематериальных прав и благ приобретает особую актуальность. Ее научный анализ имеет большое значение для науки, развития законодательства и практики, а также для более полной охраны прав человека, создания условий для развития его индивидуальности.

Одно из главных мест в системе нематериальных благ принадлежит чести и достоинству. Их защита гарантирована положениями международных нормативных правовых актов и национального законодательства. Защита прав и основных свобод провозглашена в Уставе ООН как один из главных принципов организации, объединившей международное сообщество. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., говорится, что никто не может подвергаться произвольным посягательствам на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту со стороны закона от такого вмешательства или таких посягательств (ст. 12)1.

В ст. 22 Декларации провозглашается право каждого человека на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в

соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

В дальнейшем важные положения Декларации были развиты в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 13) и Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 17)2. Они были разработаны в рамках ООН и приняты в 1966 году сессией Генеральной Ассамблеи ООН. Эти акты получили широкое международное признание и авторитет. СССР ратифицировал пакты в 1973 году. В 1976 году они вступили в силу.

Особое место в решении гуманитарных проблем занимает общеевропейский процесс. В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанном в Хельсинки 1 августа 1975 г., достигнута договоренность о том, что в области прав человека и основных свобод государства-участники будут действовать в соответствии с целями и принципами Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека, а также международными пактами о правах человека3.

Значимым международно-правовым документом является Конвенция о правах ребенка, вступившая в силу 2 сентября 1990 г. (в СССР - 15 сентября 1990 г.). Ее положения охватывают весь комплекс гражданских, политических, социально-экономических прав личности. Этот международный договор требует, в частности, от государств-участников защищать от незаконных посягательств честь и репутацию ребенка (ст. 16) и уважительно относиться к неотъемлемому достоинству его личности (ст. 37).

Вопросам защиты чести и достоинства личности на протяжении всей истории развития Российского государства уделялось особое внимание. Российская Федерация - пра

вопреемник прав и обязанностей, вытекающих из международных договоров СССР, в том числе в области соблюдения прав человека. Для современной России одним из актуальных вопросов государственно-правовой политики и правоприменительной практики является проблема прав человека, включая право на защиту чести, достоинства и деловой репутации.

Конституция РФ призвана обеспечить такое отношение к правам и свободам личности, которое должно соответствовать международным стандартам, современному пониманию демократии и правового государства. При этом требуется создать соответствующий юридический механизм, затрагивающий многие отрасли права, для реализации конституционных положений и их защиты.

Конституция РФ предусматривает право каждого на защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23). Согласно ч. 1 ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством; ничто не может быть основанием для его умаления. В развитие конституционных норм ст. 150 ГК РФ относит к числу наиболее значимых нематериальных благ достоинство личности, ее честь, доброе имя, деловую репутацию.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (п. 1 ст. 17 Конституции РФ). В соответствии со ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени. Согласно ст. 29 Конституции РФ каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации.

Конституция РФ закрепляет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15). Применительно к свободе массовой информации на территории Российской Федерации действует ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.4, в соответствии с ч. 1 которой каждый человек имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.

Вместе с тем в ч. 2 ст. 10 названной Конвенции указано, что осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. При этом положения данной нормы должны толковаться в соответствии с правовой позицией Европейского Суда по правам человека, выраженной в его постановлениях.

Предусмотренное ст. 23 и 46 Конституции РФ право каждого на защиту своей чести и доброго имени, а также установленное ст. 152 ГК РФ право каждого на судебную защиту чести, достоинства и деловой репутации от распространенных не соответствующих действительности порочащих сведений является правовым базисом для защиты чести, достоинства и деловой репутации. Данные нормы также выступают необходимым ограничением свободы слова и массовой информации для случаев злоупотребления этими правами.

Вышесказанное приобретает особое значение, поскольку в правовом государстве нередко возникает вопрос: как добиться в каждом конкретном случае, чтобы требования защиты чести и достоинства не противоречили интересам свободной дискуссии в демократическом обществе?

Право граждан на защиту чести, достоинства и деловой репутации является их конституционным правом, а деловая репутация юридических лиц - одним из условий их успешной деятельности. Как отмечает Г. М. Резник, «свобода слова и защита репутации - две конституционные ценности, два общепризнанных права человека, между собой конкурирующие, способные вступать в острые противоре-чия»5. Нахождение баланса между ними, по мнению Г. М. Резника, является одной и важных и сложных проблем, решаемая как в международном праве (Комитет по правам человека ООН, Европейский Суд по правам человека (далее - ЕСПЧ)), так и законодателями и

Проблемы и вопросы теории и истории государства и права

судами всех демократических стран. Так, задача обеспечить равновесие между этими двумя правами при решении споров о защите чести, достоинства и деловой репутации была поставлена перед отечественным правосудием Постановлением Пленума Верховным Судом РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц». Как отмечается в данном постановлении, судам предстоит решать вышеуказанную проблему, руководствуясь не только нормами российского законодательства, но и учитывая правовую позицию ЕСПЧ, выраженную в толковании и применении Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней.

Правовая позиция ЕСПЧ при рассмотрении жалоб на решения национальных судов, ограничивающих свободу самовыражения санкциями за диффамацию (распространение не соответствующих действительности порочащих сведений), определяется в каждом деле ответом на вопрос: насколько такое предусмотренное законом вмешательство было необходимо в демократическом обществе?

Как подчеркнул Конституционный Суд РФ в одном из своих определений, согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Статья 152 ГК РФ, определяющая порядок реализации конституционного права на защиту чести и доброго имени, находится в общей системе конституционно-правового регулирования, а потому суды при ее применении вправе и обязаны обеспечивать баланс названного и других конституционных прав и свобод, в том числе права на свободу слова и свободу выражения мнений, с учетом требования ч. 3 ст. 17 Конституции РФ. При этом суд, применяя соответствующее правовое предписание, принимает решение в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения, что не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав и свобод (Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. № 508-О)6.

В другом своем определении Конституционный Суд РФ подчеркнул, что при рассмотрении в судах общей юрисдикции дел о защите чести и достоинства надлежит решать, укладываются ли рассматриваемые сведения в рамки политической дискуссии, как отграни-

чить распространение недостоверной фактической информации от политических оценок и возможно ли их опровержение по суду. В связи с особенностями и сложностью исследования такого рода обстоятельств, а также руководствуясь задачей предупредить вынесение необоснованных судебных решений, Верховный Суд РФ может использовать свое конституционное правомочие и дать судам разъяснения, касающиеся судебной практики по данной категории дел. Суды общей юрисдикции вправе и обязаны обеспечивать должное равновесие при использовании конституционных прав на защиту чести и достоинства, с одной стороны, и свободу слова - с другой7.

По делам данной категории необходимо учитывать разъяснения, данные Пленумом Верховного Суда РФ в постановлениях от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»8; от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»9; от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц».

Следует отметить, что правила о защите деловой репутации гражданина применяются к защите деловой репутации юридического лица (п. 7 ст. 152 ГК РФ). В литературе нередко можно встретиться с понятием чести и достоинства общности людей (нации, класса, профессионального союза, партии и т.п.). Однако честь и достоинство всякой общности могут подлежать гражданско-правовой защите только в случае, если общность эта обладает правами юридического лица. Гражданин как представитель той или иной общности может требовать защиты личных чести и достоинства, но не защиты чести и достоинства этой общности в целом.

Таким образом, на современном этапе развития российского общества защита неимущественных прав граждан приобретает исключительную значимость. Право граждан на защиту чести и достоинства является их конституционным правом. Судебная защита чести и достоинства является гарантированным способом защиты этих благ со стороны государства. При разрешении споров о защите чести, достоинства суды должны соблюдать

баланс конституционных прав: право на защиту, право на свободу распространения информации, право на свободу слова и т.д.

1 Международное гуманитарное право в документах. М., 1996. С. 25.

2 Там же. С. 34, 47.

3 Ведомости Верховного Совета СССР. 1975. № 33. С. 7.

4 СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

5 Резник Г. М., Скловский К. И. Честь. Достоинство. Деловая репутация: споры с участием СМИ. М., 2006. С. 5.

6 Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. № 508-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шлафмана Владимира Аркадьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 7 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2004. № 3.

7 Определение Конституционного Суда РФ от 27 сентября 1995 г. «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Козырева Андрея Владимировича» // Российская газета. 1995. № 226.

8 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1996. № 2. С. 1.

9 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2003. № 12.

Статья поступила в редакцию 18 января 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.