УДК 343.121
DOI: https://doi.Org/10.17308/law/1995-5502/2023/1/239-242
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЗАДЕРЖАНИЯ ПОДОЗРЕВАЕМОГО ПО УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ
И. С. Тройнина Воронежский институт МВД России
SOME ASPECTS OF APPREHENDING A SUSPECT ACCORDING TO THE CRIMINAL PROCEDURE LEGISLATION OF RUSSIA
I. S. Troynina
Voronezh Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs
Аннотация: рассматривается правовая природа задержания подозреваемого, отличие уголовно-процессуального задержания от административного. Проанализированы процессуальные условия задержания лица, подозреваемого в совершении преступления.
Ключевые слова: уголовный процесс, уголовно-процессуальное принуждение, задержание, подозреваемый, условия задержания, мотивы задержания.
Abstract: the article considers the legal nature of the detention of a suspect, the difference between criminal procedure detention and administrative detention. The author also analyzed the procedural conditions for the detention of a person suspected of committing a crime.
Key words: criminal process, criminal procedure coercion, detention, suspect, conditions of detention, motives for detention.
Сущность задержания неразрывно связана с правами человека в целом и специального субъекта права - подозреваемого - в частности. Прежде всего, это право на свободу и личную неприкосновенность. В рамках уголовного процесса человек не теряет этого права, однако это право может быть ограничено краткосрочно (задержание) или среднесрочно (арест) у подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления1.
Как полагает С. Ю. Денисова, общей для всех мер уголовно-процессуального принуждения является возможность их применения независимо от воли и желания лица, в отношении которого они осуществляются. Внешне процессуальное принуждение выражается в форме психического, физического или морального воздействия на поведение субъекта с целью пресечения,
1 См.: Францифоров Ю. В., Манова Н. С. Уголовный процесс : учеб. и практикум для вузов. М., 2019.
© Тройнина И. С., 2023
предупреждения его неправомерного поведения, а также раскрытия преступления2. Стоит согласиться с данным мнением ученого, так как меры процессуального принуждения как раз и предназначены для того, чтобы оказать противодействие преступнику, прекратить его противоправные действия, повлиять на его поведение, оградить потерпевших и свидетелей от возможного его деструктивного воздействия.
При этом следует помнить, что целью уголовного судопроизводства в соответствии с ч. 1 ст. 6 УПК РФ является защита личности от необоснованного и незаконного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод. Следовательно, использование данной принудительной меры обязывает быть не только лишь законным, но и разумным3.
2 См.: Денисова С. Ю. Задержание подозреваемого -фактическое и процессуальное. Судебный контроль за его законностью // Рос. следователь. 2012. № 16. С. 6.
3 См.: ТоминВ. Т., ЗинченкоИ. А. Уголовный процесс. Проблемные лекции. М., 2019.
Анализ многих точек зрения ученых-процессуалистов позволяет отнести задержание подозреваемого, обвиняемого к мерам уголовно-процессуального принуждения, полагая, что оно заключается в кратковременном лишении права на свободу и личную неприкосновенность лица посредством его содержания в специализированном учреждении4.
Необходимо отличать задержание как меру уголовно-процессуального принуждения от административного и иных видов задержания. Общий перечень лиц, которые могут быть подвергнуты задержанию полицией, содержится в ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции». Из приведенного перечня лиц, в котором указано тринадцать категорий граждан, только три относятся к уголовно-процессуальному задержанию:
1) подозреваемые в совершении преступления, а также лица, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;
2) военнослужащие и призванные на военные сборы, подозреваемые в совершении преступления, - до передачи их военной полиции, командирам ВЧ, военным комиссарам;
3) в отношении которых поступило требование о выдаче - до передачи их иностранному государству5.
Еще две категории граждан, а именно: лица, уклоняющиеся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, и лица, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, относятся к административному задержанию, реализуемому в ходе производства по делам об административных правонарушениях, а оставшиеся категории вообще не охватываются процессуальным законодательством, их задержание урегулировано материальными нормами права.
Административное задержание урегулировано ст. 27.3-27.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оно представляет собой кратковременное ограниче-
4 См.: Смирнов А. В., Калиновский К. Б. Уголовный процесс : учебник. М., 2008. С. 230.
5 См.: Насонов А. А. О состоянии правовой регламентации процессуальных возможностей лица, запрашиваемого иностранным государством к выдаче осужденных иностранных граждан // Судебная власть и уголовный процесс. 2016. № 2. С. 266-270.
ние свободы физического лица и может быть применено лишь в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Основанием административного задержания не может быть подозрение в совершении преступления, однако на практике периодически встречаются случаи «подмены» необходимого уголовно-процессуального задержания административным. Это происходит по причине ослабленного, по сравнению с уголовным процессом, надзора за административной практикой органов внутренних дел, размытостью оснований административного задержания, а также особенностей исчисления сроков этого задержания, которые начинаются не с момента фактического ограничения свободы передвижения, а с момента доставления в орган внутренних дел.
Не исключены и случаи, когда административное задержание перетекает в уголовно-процессуальное, а к задержанному лицу в последующем может быть применена мера пресечения в виде заключения под стражу. Например, при выявлении лица, имеющего при себе наркотическое средство, сотрудник не имеет возможности сразу определить его вид и размер, следовательно, лицо будет задержано в административном порядке. Однако после получения результатов соответствующей экспертизы, когда можно утверждать о наличии признаков уголовно наказуемого деяния, в отношении гражданина будут применены нормы уголовно-процессуального законодательства.
Уголовно-процессуальный закон (п. 11 ст. 5 УПК РФ) определяет задержание как меру процессуального принуждения, применяемую органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления. Эта норма соотносится с положениями ч. 2 ст. 22 Конституции РФ, согласно которой «до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов».
Задержание, являясь одной из основных мер процессуального принуждения, призвано воздействовать на ситуацию с преступностью посредством временной изоляции потенциального преступника от социума и создания условий
Уголовное право. Уголовный процесс. Криминалистика
для полного и своевременного расследования уголовных дел.
Применение уголовно-процессуального задержания требует наличия ряда процессуальных условий, т. е. конкретных требований, которые должны соблюдаться при принятии решения о задержании подозреваемого, чтобы оно было допустимым и законным. К процессуальным условиям задержания возможно отнести:
1. Наличие возбужденного уголовного дела по факту совершения преступления, за совершение которого может быть назначено наказание в виде лишения свободы.
2. Расследование уголовного дела уполномоченным органом предварительного расследования. Производить задержание подозреваемого могут следующие уполномоченные лица: дознаватель и орган дознания; следователь и руководитель следственного органа, а также иные лица, круг которых очерчен ст. 40 УПК РФ6.
3. Наличие оснований для задержания, указанных в ст. 91 УПК РФ. Согласно принципу «Неприкосновенность личности», закрепленному в ст. 10 УПК РФ никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления при отсутствии законных оснований, предусмотренных Кодексом.
4. Необходимость немедленной изоляции подозреваемого из-за опасения, что, будучи оставленным на свободе, он скроется от дознания или предварительного следствия либо будет препятствовать установлению истины в уголовном деле7. С. Б. Россинский справедливо отмечает, что «основная цель задержания подозреваемого - это обеспечение нахождения лица «при уголовном деле», т. е. в условиях процессуальной доступности для производства с его участием следственных действий и иных процессуальных процедур, направленных на установление его причастности к совершению преступления и решение вопроса о возможности применения к нему заключения под стражу или домашнего ареста»8.
6 См.: Магомед П. Р. Задержание как мера процессуального принуждения // Государственная служба и кадры. 2020. № 1. С. 143-145.
7 См.: Григорьев В. Н. Задержание подозреваемого. М., 1999. С. 79.
8 Россинский С. Б. Дискуссия «Тарасов ув Россинский»
о задержании подозреваемого : подведение первых итогов // Юридический вестник Самарского ун-та. 2019. № 5.
С. 13-19.
Помимо условий, сущность уголовно-процессуального задержания образуют и мотивы применения данной меры принуждения, которые согласно ч. 2 ст. 92 УПК РФ подлежат обязательному указанию в протоколе задержания. Следует отметить, что УПК РФ не раскрывает, что может быть отнесено к мотивам задержания. Понятие «мотив» означает побудительную причину, повод для какого-либо действия, аргумент в пользу чего-либо.
Процессуалисты рассматривают мотивы в самых разных плоскостях:
- в качестве конкретных обстоятельств, определяющих необходимость задержания лица и указывающих на его законность;
- побудительные причины, оправдывающие применение данной меры принуждения;
- обстоятельства, которые имеют отношения к основаниям задержания9.
Уделившие много внимания проблемам, касающимся мотивов задержания, И. М. Гуткин и
B. Ю. Мельников утверждали, что мотив как побудительное начало для принятия решения о задержании должен вытекать из материалов дела, основываться на доказательствах10. Таким образом, мотивами задержания следует считать субъективные побуждения следователя (дознавателя) воспрепятствовать предполагаемым действиям подозреваемого, которые в случае их осуществления могли бы помешать реализации целей применяемой меры процессуального принуждения либо привести к совершению преступления.
Библиографический список
Григорьев В. Н. Задержание подозреваемого. М. : ЮрИнфоР, 1999.
Гуткин И. М. Актуальные вопросы уголовно-процессуального задержания : учеб. пособие. М. : Изд-во Акад. МВД СССР, 1980.
Денисова С. Ю. Задержание подозреваемого -фактическое и процессуальное. Судебный контроль за его законностью // Рос. следователь. 2012. № 16.
C. 6.
Магомед П. Р. Задержание как мера процессуального принуждения // Государственная служба и кадры. 2020. № 1. С. 143-145.
Насонов А. А. О состоянии правовой регламентации процессуальных возможностей лица, запра-
9 См.: СтецовскийЮ. И. Право на свободу и личную неприкосновенность. М., 1999. С. 140.
10 См.: Гуткин И. М. Актуальные вопросы уголовно-процессуального задержания : учеб. пособие. М., 1980. С. 36-37.
шиваемого иностранным государством к выдаче осужденных иностранных граждан // Судебная власть и уголовный процесс. 2016. № 2. С. 266-270.
Российский С. Б. Дискуссия «Тарасов vs Россин-ский» о задержании подозреваемого : подведение первых итогов // Юридический вестник Самарского ун-та. 2019. № 5. С. 13-19.
Смирнов А. В., Калиновский К. Б. Уголовный процесс : учебник. М. : КНОРУС, 2008.
Стецовский Ю. И. Право на свободу и личную неприкосновенность. М. : Дело, 1999.
Томин В. Т., Зинченко И. А. Уголовный процесс. Проблемные лекции. М. : Юрайт, 2019. 800 с.
Францифоров Ю. В., Манова Н. С. Уголовный процесс : учеб. и практикум для вузов. М. : Юрайт, 2019. 422 с.
References
Grigoriev V. N. Detention of a suspect. M. : Yurinfor, 1999.
Gutkin I. M. Topical issues of criminal procedural detention. Textbook. M. : Publishing House of the Academy of Sciences. Ministry of Internal Affairs of the USSR, 1980.
Denisova S. Yu. The detention of a suspect is factual and procedural. Judicial control over its legality // Russian investigator. 2012. № 16. P. 6.
Magomed P. R. Detention as a measure of procedural coercion // Civil service and personnel. 2020. № 1. P. 143-145.
Nasonov A. A. On the state of legal regulation of procedural capabilities of a person requested by a foreign state to extradite convicted foreign citizens // Judicial power and criminal procedure. 2016. № 2. P. 266-270.
Rossinsky S. B. Discussion "Tarasov vs Rossinsky" on the detention of a suspect: summing up the first results // Legal Bulletin of Samara University. 2019. № 5. P. 13-19.
SmirnovA. V., KalinovskyK.B. Criminal procedure: textbook. M. : KNORUS, 2008.
Stetsovsky Yu. I. The right to freedom and personal inviolability. M. : Delo, 1999.
Tomin V. T., Zinchenko I. A. Criminal process. Problem lectures. M. : Yurayt, 2019. 800 p.
Franciforov Yu. V., Manova N. S. Criminal procedure: textbook and workshop for universities. M. : Yurayt, 2019. 422 p.
Воронежский институт МВД России Тройнина И. С., кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного процесса
E-mail: [email protected] Поступила в редакцию: 30.09.2022 Для цитирования:
Тройнина И. С. Некоторые аспекты задержания подозреваемого по уголовно-процессуальному законодательству России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2023. № 1 (52). С. 239-242. DOI: https://doi.org/ 10.17308/law/1995-5502/2023/1/239-242.
Voronezh Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs
Troynina I. S., Candidate of Legal Sciences, Senior Lecturer of the Criminal Process Department E-mail: [email protected]
Received: 30.09.2022
Recommended citation:
Troynina I. S. Some aspects of apprehending a suspect according to the criminal procedure legislation of Russia // Proceedings of Voronezh State University. Series: Law. 2023. № 1 (52). P. 239-242. DOI: https:// doi.org/10.17308/law/1995-5502/2023/1/239-242.