УДК: 34.09
Мадалинов А. Т.
преподаватель кафедры «Гражданского права и процесса» Юридический факультет КНУ им. Ж. Баласагына
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В работе произведен анализ становления и развития экологического законодательства в Кыргызской Республике, проанализирована и дана оценка механизма реализации норм юридической ответственности в Кыргызской Республики в сфере охраны окружающей среды.
Ключевые слова: Кыргызская Республика, юридическая ответственность, охрана окружающей среды, экологическое правонарушение.
На сегодняшний день становится все более понятным, что главной экологической проблемой развития 21 века стоит угроза потери благоприятной окружающей среды для жизни человека.
Для мирового сообщества проблемы сохранения окружающей среды является основной уже более полувека, так к позитивной эволюции природоохранных норм Кыргызской Республики отразили следующие международные документы:
- Всеобщая декларация прав человека 1948 года, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в Нью-Йорке [1, с. 71];
- документы совещаний по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, Заключительный акт Хельсинского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, Парижская хартия для новой Европы 1990 года);
- Всемирная хартия природы, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН в 1982
году;
- отчет Брунтланд «Наше общее будущее», опубликованный Всемирной комиссией по проблемам окружающей среды и развитию в 1987 году (ЮНСЕД);
- документы Конференций ООН по проблемам окружающей человека среды, по окружающей среде и развитию (Стокгольм, 1972; Рио-де-Жанейро, 1992; Йоханнесбург, 2002).
Поворотным пунктом в природоохранной деятельности ООН можно считать состоявшуюся в 1972 г. в Стокгольме Конференцию ООН по проблемам окружающей человека среды, а также особое место занимает Декларация об окружающей среде человека. Стокгольмская конференция заложила основы сбалансированного и комплексного подхода к решению всего спектра экологических проблем на глобальном уровне. После Стокгольма в массовом порядке принимаются государственные экологические программы, создается механизмы для их реализации [2, с. 23].
Об этом свидетельствуют наличие комплексных государственных природоохранных программ и развитого законодательства у стран членов Организации Объединенных наций, очень жестко регламентирующего защиту окружающей среды, деятельность влиятельных политических партий «зеленых», некоммерческих организаций, борющихся за охрану экологии и т.д.
Все эти международные нормы по охране окружающей человека среды были заложены в статье 48 Конституции Кыргызской Республики:
1. Каждый имеет право на благоприятную для жизни и здоровья экологическую среду.
2. Каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу
действиями в области природопользования.
3. Каждый обязан бережно относиться к окружающей природной среде, растительному и животному миру.
В рамках процесса экологической политики в Кыргызской Республики были разработаны и приняты ряд законов экологической направленности, такие как, Закон Кыргызской Республики «Об охране окружающей среды» (1999 г.), Земельный кодекс КР (1999 г.), Лесной кодекс КР (1999 г.), Водный кодекс (2005 г.), Законы КР: О недрах (1997 г.), Об охране атмосферного воздуха (1999 г.), Об экологической экспертизе (1999 г.), О биосферных территориях в КР (1999 г.), О животном мире (1999г.), О радиационной безопасности КР (1999 г.), О питьевой воде (1999 г.), Об отходах производства и потребления (2001 г.), О хвостохранилищах и горных отвалах (2001 г.), Об охране и использовании растительного мира (2001 г.), О горных территориях КР (2003 г.) и др.
Специальным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в области охраны окружающей среды, является Закон Кыргызской Республики «Об охране окружающей среды», в котором лежат основополагающие принципы природоохранной функции государства: приоритетности, равновесия, комплексности, сдерживания, открытости и ответственности.
По мнению видных ученых в области экологического права: С.А. Боголюбова, М.М. Бринчука, М.Л. Борзина, В.А. Петрова «Основным принципом в достижении исполнения норм области охраны окружающей среды является — принцип индивидуальной ответственности» [3]. Это означает, что любой человек, будь то частное или должностное лицо, должно брать на себя личную ответственность за сохранение окружающей среды от вредных воздействий и менять свое отношение к окружающей среде, поскольку последнее является основой жизнедеятельности нашего современного общества.
Законодательное закрепление ответственности регламентируется в статье 51 Закона Кыргызской Республики «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой за совершение экологических правонарушений физические и юридические лица несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую ответственность. Привлечение к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения причиненного ими вреда окружающей среде.
Такая же регламентация ответственности прослеживается во многих законодательствах по охране окружающей среды не только в странах СНГ, но и в Европе, Америки и всех государств, которые непосредственно являются членами ООН. В связи с этим ученые пришли к одному понятийному определению ответственности в области охраны окружающее среды как «экологическая ответственность — сложный социальный и эколого-правовой институт: в перспективном смысле — это обязанность соблюдать нормы взаимоотношения общества и природы с целью сохранения научного обоснованного сочетания экологических и экономических интересов, в ретроспективном — обязанность претерпевать неблагоприятные последствия от нарушения норм взаимодействия общества и природы» [4].
Мы согласны с этим утверждением ученых юристов, поскольку это наиболее полно характеризует ответственность в сфере охраны окружающей среды. Основано это на мнении Б.В. Ерофеева, он считает, что экологическая ответственность имеет две формы: экономическую и юридическую. Такое подразделение обусловлено характером отношений и методом регулирования. Экономическая, или эколого-экономическая (поскольку виды экономической ответственности в хозяйственной сфере не ограничиваются экологией), ответственность базируется на правомерной деятельности и регулируется экономическими методами, прежде всего материальной заинтересованностью загрязнителя в сокращении отходов. Она вытекает из общего принципа, взаимоотношений общества и природы: «загрязнитель платит» [5].
Юридическая же ответственность порождается неправомерными деяниями и регулируется административно-правовыми методами. Можно сделать краткий обзор теоретических взглядов. Исследованию проблем юридической ответственности в научной литературе уделено особое внимание. Создано несколько теоретических подходов к пониманию юридической ответственности (роли этой ответственности в правовой системе), но до сих пор не выработано единой позиции относительно ее определения, содержания, деления на виды. Определение понятия юридической ответственности за экологические правонарушения, предполагает, в свою очередь, выявление сущности юридической ответственности как правовой категории [6].
Так, О.С. Иоффе и М.Д. Шаргородский отмечали, что под юридической ответственностью понимается сочетание трех элементов, которые определяют ответственность как меру государственного принуждения, основанную на юридическом и общественном осуждении поведения правонарушителя и выражающуюся в установлении для него определенных отрицательных последствий в виде ограничений личного или имущественного порядка [7].
С.С. Алексеев подчеркивал, что сущность юридической ответственности состоит в обязанности лица претерпевать меры государственно-принудительного воздействия за совершенное правонарушение [8].
И.С. Самощенко утверждал, что юридическая ответственность — это особое, предусмотренное и урегулированное нормами права отношение между нарушителем требований права и государством в лице определенных его органов.
Некоторые авторы выделяют ответственность в ретроспективном и перспективном смысле, что обозначается в литературе как «двухаспектная правовая ответственность» [9]. В этом варианте под перспективным смыслом понимается обязанность соблюдение нормы, а под ретроспективным — претерпевать неблагоприятные последствия нарушения норм.
Исходя, из перечисленных теоретических взглядов ученых общего права и взглядов ученых специалистов в области экологическом праве вывели один подход к пониманию ответственности в сфере охраны окружающей среды и пользования природными ресурсами, который образовал общий институт экологической ответственности [10].
Такая позиция ученых обусловлено следующим: в отраслевых законах о природных ресурсах имеются статьи об ответственности за экологические правонарушения. При этом обычно делается отсылка к существующим в законодательстве видам ответственности: уголовной, административной, дисциплинарной, имущественной (гражданско-правовой).
Однако нормы названных видов ответственности при их формировании, прежде чем стать законами, испытывают «вызов экологического императива [11] и приобретают характер экологизации.
Таким образом, нормы названных четырех видов юридической ответственности за экологическое правонарушения образуют сложный (межотраслевой) правовой институт в системе кыргызского законодательства об экологической ответственности, что подтверждает тезис теоретиков права о невозможности правового регулирования некоторых общественных отношений, в частности экологических, в рамках одной отрасли права [12].
В Уголовном кодексе [13] и в Кодексе об Административной ответственности Кыргызской Республики [14] главы этих норм получают соответствующие названия из терминологии экологическая ответственность или ответственность в сфере охраны окружающее среды: глава 26 УК КР — Экологические преступления», глава 14, 15, 16 КоАО КР — Административные правонарушения, посягающие на право государственной собственности на леса, административные правонарушения, посягающие на право государственной собственности на животный и растительный мир, административные правонарушения в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. На сегодняшний день в Уголовном кодексе Кыргызской Республики существует 17 составов экологических преступлений:
- за данные экологические преступные деяния налагаются следующие виды наказания: штраф (минимальный размер от 50 (5000 сомов) расчетных показателей — максимальный размер до 5000 (500000 сомов) расчетных показателей), общественные работы (от 120 до 240 часов), исправительные работы (минимальный срок отбывания до 1 года — максимальны срок отбывания до 3 лет), ограничения свободы (от 1 до 3 лет); лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (минимальный срок до 3 лет — максимальный срок до 8 лет) конфискация материалов, перерабатывающего оборудования и транспортных средств, использованных для совершения преступления, лишения свободы (минимальный срок отбывания до 2 лет — максимальный срок отбывания до 5 лет);
- за совершение экологических правонарушений Кодексом об Административной ответственности Кыргызской Республики предусмотрено 3 главы, 75 статей, 7 видов административных взысканий, налагаемых на граждан, должностных лиц, в некоторых случаях на юридических лиц. Есть необходимость их перечислить: административный штраф (налагается на граждан: минимальный размер до 1 (100 сомов) расчетного показателя — максимальный размер до 100 (10000 сомов) расчетных показателей; на должностных лиц: минимальный размер от 2 (200 сомов) расчетных показателей — максимальный размер до 200 (20000 сомов) расчетных показателей), арест (данный вид административного взыскания налагается только на граждан: до 5 суток), общественные работы (налагается на граждан: минимальное время 8 часов — максимальное время на 40 часов; налагается на должностных лиц: минимальное время 16 часов — максимальное время 40 часов), конфискация (она производится, к примеру, в отношении объектов животного и растительного мира или их продуктов, орудий совершения экологического правонарушения, к примеру: ружья), лишения права (лицензия на пользования природными ресурсами: данный вид административного взыскания может продлиться до 3 лет).
Говоря о гражданско-правовой ответственности, то ущерб и вред возмещается причинителем в гражданском порядке, регламентируемый Гражданским кодексом, Гражданским процессуальным кодексом, ст. 54 Закона Кыргызской Республики «Об охране окружающей среды», а также отдельными подзаконными нормативно-правовыми актами, которые исчисляют размер платежей за вред и ущерб, причиненный лицами, предусмотренный актом (например: Постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении такса для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный объектам животного и растительного мира юридическим и физическими лицами).
Проанализировав нормы санкций за совершение экологических правонарушений можно сделать заключение.
Мы считаем, что особенностью юридической ответственности в сфере охраны окружающей среды заключаются в следующем: нормы законодательства об экологической ответственности Кыргызской Республики имеют компенсационный (экономический) характер, направленный на восстановление оказанного вредного воздействия на состояния благополучной окружающей среды. Восстанавливают ли данные меры последнее? В нашем законодательстве нет конкретных норм, которые бы определяли оценку стоимости материального восстановления того или иного природного компонента, на который в результате хозяйственной деятельности оказывается вредное воздействие (к примеру: атмосферный воздух).
К примеру, можно взять вопрос по золоторудному месторождению ЗАО «Кумтор Оперейтинг Компани». 3 июля 2012 г. Постановлением Правительства Кыргызской Республики под № 465 [15] была создана Государственной комиссии по проверке и изучению соблюдения ЗАО "Кумтор Оперейтинг Компани" норм и требований по рациональному использованию природных ресурсов, охране окружающей среды, безопасности производственных процессов и социальной защите населения в результате
проверке и изучению Государственная комиссия подготовила отчет (см: Постановление Правительства Кыргызской Республики «"Об итогах работы Государственной комиссии по проверке и изучению соблюдения ЗАО "Кумтор Оперейтинг Компани" норм и требований по рациональному использованию природных ресурсов, охране окружающей среды, безопасности производственных процессов и социальной защите населения" от 24 января 2013 года № 34) [16], который состоял из шести разделов. Во втором и третьем разделах описаны задачи Государственной комиссии и текущий статус проекта "Кумтор". В последующих разделах приведен анализ юридических, экономических, экологических и горнотехнических проблем по проекту "Кумтор". В разделе 4.3.2 этого отчета был произведен анализ экологических проблем в следующих направлениях:
1) состояние озера Петрова;
2) водопотребление;
3) качество воды, карьерные и отвальные стоки;
4) выбросы;
5) использование земельных ресурсов;
6) растительно-почвенный покров;
7) влияние отходов;
8) состояние отвального хозяйства рудника;
9) о концептуальном плане вывода объектов рудника "Кумтор";
10) экологический ущерб.
Экологический ущерб от производственной деятельности КОК (Кумтор Оперейтинг Компани) возникает из-за потери природного ресурса (запасов воды, почвенно-растительного слоя) и загрязнения окружающей среды. А именно:
- разрушение почвенно-растительного слоя на площади 7797924,4 кв. м;
- использование водных ресурсов без оплаты;
- размещение без оплаты отходов производства от осадков очистных сооружений производственных стоков и очистные сооружения хозяйственно-бытовых стоков;
- загрязнение и разрушение ледников;
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- размещение без оплаты производственных токсичных и нетоксичных отходов.
Государственная комиссия отмечает, что КОК бесконтрольно, без соответствующих
разрешений уполномоченных государственных органов осуществляет свою производственную деятельность и тем самым наносит серьезный экологический урон обществу и окружающей среде.
Данный отчет не предполагает каких-либо критериев оценки стоимости материального восстановления экологического ущерба, а лишь показывает какой ущерб был нанесен окружающей среде золоторудного месторождения. Сей факт требует кардинальных действий, внесение дополнений со стороны законодателя в действующее экологическое законодательство Кыргызской Республики.
Этот вопрос остается открытым, проблемным, и подход к нему необходим более детальный со стороны наших ведущих специалистов в этой сфере.
Литература
1. Об Органах и основных природоохранных документах, принятых под эгидой ООН см.: Трусов А.Г. Международное право: Словарь справочник. — М.: МНЭУП, 1998. — С. 71.
2. Писарев В. Д. Экологизация международных отношений // США — экономика, политика, идеология. — 1996. — № 10. — С. 23.
3. Экологическое право / М.М. Бринчук. — Консультант Плюс, 2009.
4. Петров В.В. Экологическое право России / В.В. Петров. — М., 1996.
5. Ерофеев Б.В. Экологическое право / Б.В. Ерофеев — М., 1998.
6. Алексеев С.С. Общая теория права. Том 1. М., 1982; Общая теория государства и права. Том 2. Теория права. М., 1998; Эффективность юридической ответственности в охране окружающей среды. — М., 1985.
7. Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. / О.С. Иоффе, М.Д. Шаргородский. — М., 1961. — С. 314-318.
8. Алексеев С.С. Проблемы теории права / С.С. Алексеев. — Т. 1. — Свердловск, 1972. — С. 371.
9. Петров В.В. Экологическое право России / В.В. Петров. — М., 1996.
10. Мурзабекова Ж.Т. Экологическое право Кыргызской Республики: Учебное пособие / Ж.Т. Мурзабекова. — Б.: 2005. — С. 185.
11. Васильева М.И. Публичные интересы в экологическом праве / М.И. Васильева. — М., 2003. — С. 7.
12. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности / Н.В. Витрук, Р.Л. Хачатуров, Д.А. Липинский. — СПб., 2007. — С. 51.
13. Уголовный кодекс Кыргызской Республики от 1 октября 1997 года №69 ИС «Токтом».
14. Кодекс об Административной ответственности Кыргызской Республики от 4 августа 1998 году №115. ИС «Токтом».
15. Постановлением Правительства Кыргызской Республики «О создании Государственной комиссии по проверке и изучению соблюдения ЗАО "Кумтор Оперейтинг Компани" норм и требований по рациональному использованию природных ресурсов, охране окружающей среды, безопасности производственных процессов и социальной защите населения» от 3 июля 2012 г №465. «Токтом».
16. Постановление Правительства Кыргызской Республики «"Об итогах работы Государственной комиссии по проверке и изучению соблюдения ЗАО "Кумтор Оперейтинг Компани" норм и требований по рациональному использованию природных ресурсов, охране окружающей среды, безопасности производственных процессов и социальной защите населения" от 24 января 2013 года № 34. «Токтом».