Научная статья на тему 'Некоторые аспекты выравнивания уровней социально-экономического развития регионов страны'

Некоторые аспекты выравнивания уровней социально-экономического развития регионов страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
709
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОН / АСИММЕТРИЯ / РЫНОК / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ионов Ч.Х.-Б.

В статье рассмотрена проблема выравнивания уровней социально-экономического развития как условие макроэкономической стабилизации. Акцентируется внимание на необходимости разработки эффективного механизма смягчения асимметрии в экономике и социальной жизни в Северо-Кавказском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты выравнивания уровней социально-экономического развития регионов страны»

УДК 332.12

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЫРАВНИВАНИЯ УРОВНЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ СТРАНЫ*

Ч. Х.-Б. ИОНОВ,

доктор экономических наук,

профессор кафедры экономики и менеджмента

E-mail: ionov1337@. ru

Ставропольский технологический институт

экономики и сервиса - филиал

Южно-Российского государственного университета

экономики и сервиса

В условиях глобализации мировой экономики проблема асимметричности социально-экономического развития не только отдельных стран, но и отдельных регионов еще больше обостряется. Особенно это касается России с ее огромной территорией и разнообразными природно-климатическими и экономическими условиями функционирования ее многочисленных регионов. В многонациональной и многоконфессиональной стране ситуация, когда регионы существенно различаются по уровню экономического и социального развития, не может не отразиться на устойчивости и стабильности всей макроэкономики, на общественно-политическом положении во всем обществе. Необходимость научного обоснования основных направлений смягчения асимметричности вытекает из более масштабной и сложной проблемы, связанной с оптимизацией соотношения рыночного и государственного регулирования экономики.

Следует отметить, что вопросы выравнивания уровней социально-экономического развития регионов в рамках огромного государства, каким был СССР (и каким является Россия в настоящий момент), всегда были актуальными на всех этапах

* Статья подготовлена по материалам журнала «Региональная экономика: теория и практика». 2012. № 33 (264).

развития государства. В советское время данная проблема считалась одной из приоритетных в экономической политике страны, и поэтому ей посвящались всесоюзные научные конференции и семинары, выпускались монографии, защищались диссертации. Совершенно справедливо считалось, что без относительного выравнивания уровней социально-экономического развития всех регионов страны невозможно было обеспечить экономическую и политическую основу дружбы народов. Поэтому политика государства была направлена на всестороннее развитие всех территорий СССР независимо от географического расположения, экономического потенциала, плотности населения [2].

Надо отметить, что в этом плане были достигнуты значительные успехи. Убедительным примером могли служить все окраины страны, все бывшие союзные республики и национальные образования. Например, в Карачаево-Черкесии до Октябрьской революции не было ни одного промышленного предприятия. За годы советской власти там были созданы базовые отрасли промышленности, на небольшой территории автономного образования успешно функционировали семь крупных промышленных предприятий союзного значения, множество мелких и

средних заводов и фабрик, мощные строительные организации, где трудились представители всех народов нашей многонациональной страны без каких-либо потрясений и социальных конфликтов. Карачаево-Черкесская автономная область, которая входила в состав Ставропольского края, превратилась из отсталой аграрной территории в индустриально-аграрную. Либерально-рыночные преобразования последних 20 лет привели к тому, что большинство промышленных предприятий под руководством «эффективных» собственников прекратили свою активную хозяйственную деятельность. В традиционном аграрном секторе не осталось ни одного крупного коллективного сельскохозяйственного предприятия. Такая же картина наблюдается и в других республиках Северного Кавказа, и в других регионах. В результате экономических преобразований оказались выброшенными на улицу тысячи молодых, энергичных, квалифицированных токарей, слесарей, трактористов, агрономов, ветеринарных врачей. Население беднейших территорий нашей страны было вынуждено стать более мобильным, активно включиться в стихийный миграционный процесс, порождая немало экономических, социальных, бытовых проблем. Возникает самый сложный вопрос: куда переселяться этим мобильным? Для многих - только в Москву, Ставрополь, Кавказские Минеральные Воды, но а для тех, у кого нет такой возможности, открыты заброшенные восточные районы края, где, благо, пустует множество зданий и помещений бывших кошар и ферм. Последнее обстоятельство порождает спекулятивные политические коллизии: люди с удовольствием и от нечего делать спускаются с горных мест и вытесняют коренных жителей отдельных районов Ставропольского края.

К сожалению, за последние десятилетия рассматриваемая проблема выпала из поля зрения экономической политики государства, и ситуация еще более ухудшилась. Проведение рыночных преобразований по моделям западной либеральной литературы не только без учета специфики России, но и без учета современных реалий, мировой практики, упование только на всемогущество «невидимой руки рынка» привели не к выравниванию, а к усилению асимметричности экономического развития регионов. В результате величина ВРП в расчете на душу населения, например, по республикам Северного Кавказа колеблется по отношению к среднему показателю по РФ в пределах от 2,5 до 3,5 раза. Усиление асимметричности, наблюдаемое за последние 20 лет, является одной из главных пре-

град на пути обеспечения стабильности в развитии страны, особенно в Северо-Кавказском федеральном округе.

За последние годы на всех уровнях немало говорится о необходимости глубокой модернизации экономики, но вряд ли ее можно решить, сохраняя глубокую асимметричность в социально-экономическом развитии в масштабе всей страны. Ведь модернизация не сводится только к замене лампочек накаливания и к созданию кремниевой долины под Москвой, она должна носить комплексный социально-экономический характер.

Между тем шаблонное и догматическое отрицание всего положительного, что было в нашей истории, вовсе не способствует общему прогрессу. Ведь советский опыт свидетельствует об огромных возможностях государства для успешного решения этой сложнейшей проблемы. И ее можно решить только за счет обеспечения оптимального сочетания рыночной и командно-административной (это вовсе не ругательное слово, введенное в широкий оборот нашими либералами) систем, т. е. рыночного и государственного регулирования экономики. Но для этого должна быть соответствующая научно обоснованная государственная программа. При этом речь идет об относительном выравнивании всей совокупности условий в рамках макроэкономического равновесия. Даже в идеале невозможно предположить абсолютного экономического равенства всех регионов и субъектов огромной страны, и такую задачу никто не может ставить. Однако это не оправдывает наличия внутри одного цивилизованного государства существенных различий в экономике, социальной сфере, в уровнях жизни населения отдельных регионов. Принципы социального равенства, социальной справедливости должны быть одинаково реализованы во всех регионах страны. Люди должны жить хорошо не только в Москве, но и в других городах и населенных пунктах.

Проблема неравенства социально-экономического развития отдельных территорий внутри одного государства затрагивает многие пласты жизни общества, по-разному реализует интересы отдельных слоев населения. Возьмем, к примеру, вопрос оплаты труда работников общеобразовательных школ и государственных высших учебных заведений. У всех она позорно маленькая, но в масштабах страны все получают примерно одинаково (не считая разовых премий и грантов). Теперь на федеральном уровне вопрос ставится так, чтобы средняя заработная плата этой категории бюджетников была на уровне среднемесячной зарплаты

региона. Известно, что самая высокая средняя заработная плата отмечается в Москве и в некоторых индустриальных центрах, а не в аграрных регионах. К чему это приведет? Заработная плата доцента из Черкесска будет существенно отличаться от заработной платы своего коллеги из Ставрополя, а зарплата ставропольского доцента, возможно, будет на порядок меньше, чем у московского или ханты-мансийского работника. Почему? Потому что по среднемесячной заработной плате регионы сильно между собой различаются - это один из основных признаков асимметричности социально-экономического развития в рамках одного цивилизованного государства. Такая привязка заработной платы бюджетников образовательной сферы к уровню средней заработной платы региона будет усиливать социальное неравенство в этой сфере и приведет к ускорению «утечки» мозгов из регионов с низкими доходами в более благополучные.

Преимущества рыночного механизм общеизвестны и подтверждены мировой практикой, он действительно способен решать важнейшие экономические задачи в обществе в оптимальном режиме. Но общепризнано и то, что он не может (да и не обязан) решать многие социальные проблемы. Это относится к так называемым «провалам» рынка -ситуации, при которой рыночный механизм не может обеспечивать эффективное использование ресурсов в интересах всех слоев населения. В таком случае возникает известная ситуация безбилетника, «зайца», которая усиливает социальное неравенство, неравенство в доходах, асимметрию в социально-экономическом развитии. Рынок оказывается не в состоянии справиться с такими социальными вопросами и терпит фиаско. Исправить «провалы» рынка может и должно государство, у которого концентрируется огромное количество экономических и административных рычагов. Это уже доказано практикой стран с развитой рыночной экономикой.

Тенденция к усилению неравенства в социально-экономической жизни субъектов РФ порождает множество трудноразрешимых проблем. Прежде всего усиливаются стихийные миграционные процессы, которые постоянно порождают социально-бытовые, межэтнические и межконфессиональные конфликты в относительно более развитых регионах (Москва, Санкт-Петербург, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область и др.). Сформировалась отчетливая картина: многие молодые люди уезжают из своих республик (не имея возможности реализовать себя дома) в восточные районы края, где лучше,

чем дома, где легче найти дешевое жилье, рабочие места в сельском хозяйстве. А коренных жителей восточных районов совершенно не устраивают сложившиеся здесь за последние десятилетия социально-экономические условия, и они уезжают в другие города, особенно в Москву, Ростов на Дону, Краснодар. Немало и тех, кто находит свое призвание за рубежом. Такие перекосы не могут быть устранены только с помощью рыночного механизма. Отечественные либералы в экономике и политике не устают утверждать, что не государство должно заботиться о комплексном развитии национальной экономики, а рынок (через зарубежных и отечественных инвесторов, так называемых «эффективных собственников и менеджеров»). Однако в условиях разрушенной и неконкурентоспособной экономики экономическая роль государства и государственной собственности никак не может быть сведена к минимуму. Практика показывает, что пока ни один инвестор не построил в республиках Северного Кавказа ни одного современного завода. Даже в Ставропольском крае нет очереди среди российских и зарубежных инвесторов, желающих обеспечить экономический рост региона.

Все субъекты СКФО существенно отличаются друг от друга в уровнях социально-экономического положения, но всех их объединяет одна общая черта -все они являются глубокодотационными. Официально в развитие экономики округа направляются огромные средства. За период с 2000 по 2010 г. государство вложило в регион 800 млрд руб., до 2025 г. будет вложено еще 300 млрд руб. [1]. Рациональное и адресное использование этих огромных средств могло бы сыграть определяющую роль в смягчении асимметрии в развитии экономики Северного Кавказа. Для этого распределение отпущенных федеральных средств между субъектами СКФО должно происходить только исходя из социально-экономической и политической целесообразности, а не по субъективному и волюнтаристскому принципу. Между тем практически на всех уровнях признается, что не все отпускаемые финансовые ресурсы используются адресно. По данным социологов, 70 % опрошенных убеждены, что поступающие, например, в Республику Дагестан дотации полностью разворовываются.

Смягчение неравенства в социально-экономическом развитии регионов - одна из самых сложных проблем, с которыми сталкиваются в многонациональных и многосубъектных государствах и решение которых требует много средств и

времени. Более 20 лет данная проблема не рассматривается ни под каким-либо углом зрения. Только в связи с обострением межэтнических отношений и участившимися террористическими актами руководство страны стало высказываться в пользу развития экономики всего Северного Кавказа и его отдельных территорий, стало задумываться о создании, точнее, восстановлении рабочих мест и т. д. Однако, к сожалению, проводимые мероприятия носят, как правило, пожарно-прикладной характер, не имеют научного обоснования, и, самое главное, в них не просматривается комплексность.

Список литературы

1. Аграрная наука - Северо-Кавказскому федеральному округу: сборник научных трудов по материалам 75-й научно-практической конференции (г. Ставрополь, 22-24 марта 2011 г.). Ставрополь: АГРУС. С. 498.

2. Интегративная экономика Северного Кавказа: тезисы докладов 11 Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». Изд-во ПГЛУ. Пятигорск. 2001.

БАМ посчитает БАМ сэкономит БАМ защитит

Управлять программными активами —

выгодно и просто.

Закажите консультацию прямо сейчас:

Телефон: +7 (495) 232-00-23. Электронная почта: sam-info@softline.ru Сайт: www.sam-audit.ru

зогШпе®

Г г - \ Публикация годовой и квартальной Г / отчетности В кратчайшие сроки опубликуем отчетность Вашей организации в наших журналах. Стоимость одной публикации — 8 000 руб. за две журнальные страницы формата А4.

Тел./факс (495) 721-8575, e-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.