Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭТНИЧЕСКИЙ, КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ ПРИНИМАЮЩИХ И ОТДАЮЩИХ РЫНКОВ ТРУДА, ИСТОЧНИК СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ И ПРОТИВОРЕЧИЙ В ОБЩЕСТВЕ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭТНИЧЕСКИЙ, КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ ПРИНИМАЮЩИХ И ОТДАЮЩИХ РЫНКОВ ТРУДА, ИСТОЧНИК СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ И ПРОТИВОРЕЧИЙ В ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
принимающие страны / миграционные процессы / миграционные потоки / межконфессиональные конфликты / социально-экономические проблемы.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цримов А.А.

Увеличение показателей численности как приоритет национальной политики, с одной стороны, способствует созданию мощной экономической базы, за счет привлечения трудовых мигрантов, а с другой данный процесс сопровождается социальной напряженностью, т.к. переселение большого количества мигрантов способствует столкновению культур и нарушению привычного уклада жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭТНИЧЕСКИЙ, КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ ПРИНИМАЮЩИХ И ОТДАЮЩИХ РЫНКОВ ТРУДА, ИСТОЧНИК СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ И ПРОТИВОРЕЧИЙ В ОБЩЕСТВЕ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-2-357-360 ЦРИМОВ Амир Амузедович,

2018-0076-2/22-491 старший преподаватель

MOSURED: 77/27-023-2022-2-690 кафедры ОП Северо-Кавказского института

повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, подполковник полиции, е-mail: mail@law-books.ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭТНИЧЕСКИЙ,

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ ПРИНИМАЮЩИХ И ОТДАЮЩИХ РЫНКОВ ТРУДА, ИСТОЧНИК СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ И ПРОТИВОРЕЧИЙ В ОБЩЕСТВЕ

Аннотация. Увеличение показателей численности как приоритет национальной политики, с одной стороны, способствует созданию мощной экономической базы, за счет привлечения трудовых мигрантов, а с другой - данный процесс сопровождается социальной напряженностью, т.к. переселение большого количества мигрантов способствует столкновению культур и нарушению привычного уклада жизни.

Ключевые слова: принимающие страны, миграционные процессы, миграционные потоки, межконфессиональные конфликты, социально-экономические проблемы.

TSRIMOV Amir Amuzedovich,

Senior Lecturer of the Department of OP of the North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Police Lieutenant Colonel

SOME ASPECTS OF THE IMPACT ON THE ETHNIC, CONFESSIONAL

COMPOSITION OF THE HOST AND GIVING LABOR MARKETS, A SOURCE OF SOCIAL CONFLICTS AND CONTRADICTIONS

IN SOCIETY

Annotation. An increase in the number of indicators as a priority of national policy, on the one hand, contributes to the creation of a strong economic base by attracting migrant workers, and on the other hand, this process is accompanied by social tension, since the resettlement of a large number of migrants contributes to the clash of cultures and disruption of the usual way of life.

Key words: host countries, migration processes, migration flows, interfaith conflicts, socio-economic problems.

Увеличение миграционных потоков в Европейском Союзе в период с 2018 по 2020 г. привело к настоящему кризису и «параличу» общеевропейской системы предоставления убежища. Миграционный кризис ясно показал, как интенсификация миграционных потоков может повлиять на принимающие страны и насколько важно иметь рычаги их регулирования.

Местное население, в большинстве своем, не благосклонно относится к иммигрантам даже в случае экономической необходимости, о чем свидетельствуют различные акции протеста вынужденных мигрантов, проходящих в ряде стран Европы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

Среди причин, способствующих подобному поведению, можно выделить ошибки миграционной политики:

- иммиграционное законодательство, которое позволяет въезжать и жить в стране радикально настроенным элементам;

- отсутствие взвешенной миграционной политики интеграции мигрантов, что вызывает в их среде ощущение отверженности;

- социально-экономические проблемы, оказывающие серьезное влияние на быт мигрантов [1]. Все эти и другие моменты необходимо учитывать при разработке положений государственной миграционной политики.

В кризисный период ЕС предпринял организационно-правовые меры, направленные на фор-

мирование общего действия стран - членов ЕС по урегулированию миграционных процессов.

3 сентября 2020 г. Европейская комиссия приняла Новый пакт о миграции и убежище, в котором предлагается пересмотреть подходы к миграционной политике ЕС. Пакт описывается как некий «трехэтажный дом», спроектированный таким образом, чтобы уменьшить количество людей, поднимающихся наверх. Первый этаж подчеркивает острую необходимость в укреплении прочных внешних отношений со странами происхождения и транзита в непосредственной близости ЕС. Речь идет об обновлении партнёрства с третьими странами и отражение политики ЕС. Многолетняя политика в экстернализацию затрат и ответственность за свои внешние границы. Второй этаж обеспечивает надежное укрепление, а также улучшение управления внешними границами ЕС. Большое беспокойство вызывает тот факт, что безопасность границы имеет приоритет над доступом к убежищу. Пакт вводит меры, явно призванные усложнить возможность того, что лица, спасающиеся от преследований и конфликтов, могут искать или получать защиту в ЕС. Перемещенные лица, пересекающие эти границы, являются правообладателями, в частности, имеют право ходатайствовать о предоставлении убежища и получать защиту от принудительного возвращения, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и произвольного задержания. И наконец, третий этаж предлагает новые решения для давней проблемы внутри ЕС - достижение более сбалансированного распределения обязанностей и поощрения солидарности между государствами - членами ЕС в отношениях как с просителями убежища, так и с беженцами. Европейская комиссия предлагает систему обязательных квот, уточняющая количество лиц, за которых будет нести ответственность одно государство -член ЕС. Пакт рекомендует использовать критерии для определения ответственности государств - членов ЕС за ходатайство о предоставлении убежища, а именно: наилучшие интересы ребенка; присутствие члена семьи, имеющий международную защиту, либо являющиеся заявителем в государстве - члене ЕС; документ о проживании либо виза, выданная в государстве - члене ЕС; диплом либо квалификация, выданные учебным заведением государства - члена ЕС. Если ни одно из этих критериев не применяется, то государство - член ЕС с нерегулярным въездом будет нести ответственность.

Новый пакт о миграции и убежище даст новый усовершенствованный старт миграции, который приведет к более тесному сотрудничеству внутри ЕС и государствах - членах ЕС, в более сбалансированной ответственности и соли-

дарности. Европейская комиссия предлагает систему обязательных квот, уточняющая количество лиц, за которых будет нести ответственность одно государство-член ЕС. Пакт рекомендует использовать критерии для определения ответственности государств - членов ЕС за ходатайство о предоставлении убежища, а именно: наилучшие интересы ребенка; присутствие члена семьи, имеющего международную защиту либо являющегося заявителем в государстве - члене ЕС; документ о проживании либо виза, выданная в государстве -члене ЕС; диплом либо квалификация, выданные учебным заведением государства - члена ЕС. Если ни одно из этих критериев не применяется, то государство - член ЕС с нерегулярным въездом будет нести ответственность. Следует выделить несколько причин, влияющих на низкие темпы совместных действий стран ЕС в формировании общей миграционной политики. Во-первых, решение миграционного вопроса требует общего, европейского подхода. В настоящее время наблюдается дихотомия в ЕС в заинтересованности формулировать общий подход к политике мигрантов и беженцев. В соответствии со ст. 6 Директивы заявителю должен быть выдан документ, подтверждающий его статус лица, ищущего убежища, или удостоверяющий, что ему разрешено находиться на территории государства в период рассмотрения его заявления о предоставлении убежища в течение трех дней после подачи заявления. Статья 6 предусматривает, что государства могут воздерживаться от этого, если заявитель находится под стражей или на границе [2; 3].

До начала XXI в. Германия была страной репатриации и основное внимание уделяла возвращению этнических немцев. По 51 вопросам миграции подано 102 581 первичное ходатайство на получение статуса беженца (в 2019 г. - 142 509), что, наряду с пандемией COVID-19, есть следствие эффективности принятых ФРГ мер по регулированию трансграничных перемещений людей.

Для миграционной политики Франции значимыми являются положения, касающиеся приёма иностранцев во французское гражданство. Предъявляемые требования являются стандартными для большинства демократических стран: наличие законного источника средств к существованию, проживание на территории Франции. Институциональное обеспечение миграционной политики во Франции представлено специализированным органом, осуществляющим государственное регулирование миграции - Министерством внутренних дел. Во Франции существует разветвленная сеть государственных учреждений, некоммерческих организаций, деятельность которых способствует реализации на практике миграционной

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

политики, в т.ч. посредством социальной и юридической помощи мигрантам: Бюро по защите беженцев и апатридов, Офис интеграции, приёма и гражданства, Агентство по вопросам социальной сплочённости и равных возможностей и Французское бюро иммиграции и интеграции [4].

Миграционные процессы играют важную роль в экономическом развитии стран Восточной Азии, однако данные государства Япония, будучи одной из передовых стран мира с уникальной культурой, передовыми технологиями, высоким уровнем медицины, соблюдением многовековых традиций, а также высоким и стабильным уровнем экономики, не относится к числу иммиграционных государств. Пересечь границу Японии можно, только используя воздушный и морской виды транспорта, поэтому в стране ведется строгий учет по количеству прибывающих иностранных граждан и уезжающих из нее [5].

Таких лиц вычисляют с помощью хорошо налаженной агентурной сети, поскольку трудовых областей, где могут быть применены навыки нелегалов, не так много. Нелегальным мигрантам может грозить срок тюремного заключения до двух лет. Однако в последние годы из-за резкого снижения численности коренных жителей вследствие демографического кризиса наблюдаются некоторые изменения в жесткой иммиграционной политике страны. С 2018 г. правительство Японии отменило некоторые ранее действовавшие ограничения переезда на постоянное место жительства. В новом Законе перечислены 14 отраслей, где закреплен на легальном уровне найм работников физического труда (медицина, уход за пожилыми людьми, строительство, гостиничный бизнес) [6].

Миграционные процессы могут оказывать воздействие на этнический, конфессиональный состав принимающих и отдающих рынков труда, способны стать как источником экономического развития, так и вызывать социальные конфликты и противоречия в обществе. В положительном аспекте: уменьшается дефицит рабочей силы, за счет иностранных работников повышается спрос на услуги и товары, низкая стоимость рабочей силы мигрантов увеличивает конкурентоспособность продукции и т.д.

С отрицательной стороны: возникает демпинг в сфере услуг и на рынке трудовых ресурсов, происходит отток средств из экономики принимающей страны, массовые скопления мигрантов могут навязать свою собственную культуру и т.д. На современном этапе концепция регулирования миграционного вопроса складывается из интересов каждой страны, т.е. европейским странам необходимо сначала преодолеть «кризис солидарности» для решения миграционного вопроса.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

Влияние миграции на жизнедеятельность государства индивидуально. Это неотъемлемая часть людей, которая должна учитываться во всем мире: каждое государство должно сохранять демографический баланс и контролировать ситуацию с миграцией населения, т.к. это может привести к непоправимым последствиям: хронической безработице, перенаселению, высокому показателю неблагополучия в стране, угрозе населению, как в террористических аспектах, так и национальной идентичности и т.д. Управление миграционными процессами должно носить системный и сбалансированный характер. Понимание необходимого баланса между рынком труда и производительными силами является незыблемой основой для устойчивого экономического роста страны в целом. В этих целях необходимо использовать все имеющие ресурсы в стране путем их перераспределения в зоны и территории, не обладающие необходимыми ресурсами: человеческими, инвестиционными, производственными и т.д.

В условиях глобализации и социальных преобразований миграционные потоки стали неотъемлемой частью человечества. Миграция - явление динамическое, постоянно оказывающее влияние на различные аспекты социально-экономического и политического развития страны, привносящее новые проблемы и новое видение того, как их можно решать. Эти обстоятельства диктуют необходимость постоянного отслеживания динамики миграционных процессов, их анализа, систематизации, влияния на процесс принятия политических решений в государстве.

Список литературы:

[1] Воробьёва О.Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики // Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации. Аналитический сборник Совета Федерации ФС РФ. - 2003. - № 9 (202).

[2] Директива № 2013/32/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «Об общих процедурах для предоставления и отмены международной защиты (в новой редакции)» (Принята в г. Брюсселе 26.06.2013) // СПС «Консультант Плюс».

[3] Директива № 2013/33/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «Устанавливающая стандарты приема лиц, обратившихся с запросом о предоставлении международной защиты (в новой редакции)» (Принята в г. Брюсселе 26.06.2013) // СПС «Консультант Плюс».

[4] Комиссарова Ж.Н., Глушков П.А. Иммиграция и иммиграционная политика во Франции //

Мировое и национальное хозяйство. - 2017. - № 2 (41).

[5] Шамне А.Н. Влияние причин миграции на миграционно-правовую политику государства // Тенденции развития науки и образования. - 2021.

- № 72-6.

[6] Шевцова Е.В. Миграционная политика Японии: уроки для совершенствования федеральной и региональной миграционной политики России // Вестник НГУЭУ. - 2009. - № 2.

Spisok literatury:

[1] Vorob'yova O.D. Migracionnye processy naseleniya: voprosy teorii i gosudarstvennoj migra-cionnoj politiki // Problemy pravovogo regulirovaniya migracionnyh processov na territorii Rossijskoj Fed-eracii. Analiticheskij sbornik Soveta Federacii FS RF.

- 2003. - № 9 (202).

[2] Direktiva № 2013/32/ES Evropejskogo parlamenta i Soveta Evropejskogo Soyuza «Ob obsh-

chih procedurah dlya predostavleniya i otmeny mezh-dunarodnoj zashchity (v novoj redakcii)» (Prinyata v g. Bryussele 26.06.2013) // SPS «Konsul'tant Plyus».

[3] Direktiva № 2013/33/ES Evropejskogo parlamenta i Soveta Evropejskogo Soyuza «Ustanav-livayushchaya standarty priema lic, obrativshihsya s zaprosom o predostavlenii mezhdunarodnoj zashchity (v novoj redakcii)» (Prinyata v g. Bryussele 26.06.2013) // SPS «Konsul'tant Plyus».

[4] Komissarova Zh.N., Glushkov P.A. Immi-graciya i immigracionnaya politika vo Francii // Mirovoe i nacional'noe hozyajstvo. - 2017. - № 2 (41).

[5] Shamne A.N. Vliyanie prichin migracii na migracionno-pravovuyu politiku gosudarstva // Ten-dencii razvitiya nauki i obrazovaniya. - 2021. - № 72-6.

[6] Shevcova E.V. Migracionnaya politika Yaponii: uroki dlya sovershenstvovaniya federal'noj i regional'noj migracionnoj politiki Rossii // Vestnik NGUEU. - 2009. - № 2.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.