Ивановская М. Н. Некоторые аспекты внедрения модели формирования информационно-коммуникационной компетентности студента технического вуза / М. Н. Ивановская // Научный диалог - 2014. - № 3 (27) : Психология. Педагогика. - С. 17-28.
УДК 378.1:004.9
Некоторые аспекты внедрения модели формирования информационно-коммуникационной компетентности студента технического вуза
М. Н. Ивановская
В статье рассматриваются некоторые аспекты внедрения модели формирования информационно-коммуникационной компетентности студента в период профессиональной подготовки в техническом вузе. Актуальность исследования обусловлена инвариантным выделением в работах отечественных и зарубежных авторов информационно-коммуникационной компетентности в качестве важной (ключевой) компетентности, необходимой для формирования конкурентно способной личности в условиях современного общества. В статье сформулированы аспекты проявления информационно-коммуникационной компетентности будущего выпускника технического вуза. Выделены профессионально важные качества личности студента, обеспечивающие эффективное формирование информационно-коммуникационной компетентности будущего выпускника технического вуза с помощью разработанной модели. К числу ведущих профессионально значимых качеств будущего выпускника автор относит креативную деятельность, конструкторскую находчивость, социальность инженерного общения. Раскрыто содержание и определены возможные уровни проявления профессионально важных качеств личности. Количественное определение оценки сформированности информационно-коммуникационной компетентности предлагается производить при помощи методов математической статистики. В статье изложены результаты многолетнего исследования ав-
тором проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности будущего выпускника технического вуза. Уделяется внимание этапу экспериментальной проверки результативности разработанной автором модели. Представлен опыт работы филиала «Южно-Уральского государственного университета» в г. Озерске.
Ключевые слова: информационно-коммуникационная компетентность; педагогический эксперимент; креативная деятельность; конструкторская находчивость; социальность инженерного общения; методы математической статистики в психо-лого-педагогических исследованиях.
Современное общество вступило в период постиндустриального развития, характеризующийся внедрением новых информационных и телекоммуникационных технологий во все сферы деятельности и высоким уровнем технической оснащенности производства. Это обусловливает потребность в компетентных специалистах, обладающих высоким уровнем коммуникативности, готовых к непрерывному самообразованию, способных быстро адаптироваться к изменяющимся информационным потокам.
На сегодняшний день образование направлено на подготовку человека для реальной жизни и деятельности, развитие его способностей к самостоятельным действиям, раскрытие творческого потенциала. Для этого необходимо использовать систему опережающего и развивающего образования, применять профессионально-ориентированные методы обучения, внедрять в учебный процесс информационные технологии [Гайворонская, 2006.].
В ходе проведения научно-педагогического исследования проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности будущего выпускника технического вуза автором была разработана соответствующая модель, определены ее структурные составляющие и их функциональное наполнение, выделена совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность использования модели формирования информационно-коммуникационной компетентности в образовательном процессе.
Теоретические результаты научно-педагогического исследования требуют обязательную тщательную проверку в экспериментальном режиме для дальнейшего использования в практике образования [Ба-завлуцкая, 2011]. Педагогический эксперимент является ведущим методом экспериментальной работы и дает возможность исследователю познавать суть педагогических процессов и явлений, наблюдать их повторяемость в определенных условиях, фиксировать итоги наблюдений [Ильясов, 2007, с. 61].
Теоретические основы эксперимента рассматривались многими учеными: Т. Кэмпбеллом [Кэмпбелл, 1996], Н. Джонсоном и Ф. Лионом Уо^оп et а1., 1977], Р Готтсданкером [Готтсданкер, 1982], Д. Мартином [Мартин, 2004] и др. Педагогический эксперимент был предметом исследований в работах В. Оконя [Оконь, 1990], Е. В. Яковлева [Яковлев, 1998], Ю. К. Бабанского [Бабанский, 1982], В. В. Краевского [Краевский, 2001] и мн. др.
Педагогический эксперимент проводился по методике, разработанной Ю. К. Бабанским [Бабанский, 1982], В. В. Краевским [Краев-ский, 2001], Н. В. Кузьминой [Кузьмина, 1970] и др.
Проведенное нами исследование содержит обязательный этап экспериментальной проверки результативности модели формирования информационно-коммуникационной компетентности выпускника технического вуза в реальном образовательном процессе.
Приобретение знаний и умений в период профессиональной подготовки позволит сформировать у выпускников технического вуза информационно-коммуникационную компетентность. Информационно-коммуникационная компетентность будущего выпускника технического вуза будет проявляться в умении:
1) определять и формулировать цели;
2) ставить задачу;
3) систематизировать, упорядочивать, структурировать данные;
4) понимать сущность информационного моделирования, строить информационные модели изучаемых явлений и процессов;
5) использовать автоматизированные информационные системы;
6) трактовать полученные данные;
7) для повышения эффективности своей профессиональной деятельности обосновывать решения об использовании программного обеспечения и информационных технологий;
8) проектировать математическое, лингвистическое, информационное и программное обеспечения вычислительных и автоматизированных систем на основе современных методов, средств и технологий проектирования, в том числе с использованием систем автоматизированного проектирования;
9) владеть основами алгоритмизации и программирования;
10) прогнозировать последствия принимаемых решений;
11) использовать современные информационные технологии для анализа изучаемых процессов и явлений;
12) оперировать и ссылаться на наиболее значимые для отрасли идеи и их авторов, основные научные и прикладные труды отрасли и конкретные нормативные документы;
13) продуктивно работать с информацией для достижения конкретно поставленной цели;
14) знать основы информационной безопасности, владеть справочно-правовыми системами и системами принятия решений, владеть правовыми основами информационной деятельности, знать законы и нормативные акты, регламентирующие эту деятельность;
15) понимать свое место и свои задачи в информационном обществе, понимать сущность происходящих информационных преобразований, знать законы функционирования информации в обществе.
В ходе эксперимента при проведении диагностики затруднительно получить достоверные данные об уровне сформированности всех профессионально важных качеств личности будущего специалиста, поэтому необходимо выделить те, которые являются ведущими, определяющими для специфики информационно-коммуникационной деятельности, и имеют возможность оценивания и выявления
в учебно-воспитательном процессе. Это такие профессионально значимые качества будущего выпускника, как креативная деятельность, конструкторская находчивость, социальность инженерного общения.
Необходимость проявления креативности профессионального мышления подчеркнута в работе Г. М. Романцева и Н. В. Ронжиной [Романцев, 2013, с. 76], где это качество трактуется как способность воспринимать действительные коммуникации критично, осмысленно, использовать при этом интуицию, выявлять причинно-следственные связи, нетрадиционно осмысливать действительность. Характеристики профессионально значимых качеств будущих выпускников для осуществления ими профессиональной деятельности в области информатики и вычислительной техники представлены в таблице (табл. 1).
Таблица 1
Профессионально значимые качества личности, необходимые для профессиональной деятельности будущих выпускников
Качества личности Проявления профессионально важных качеств личности
Креативная деятельность Творческая активность, способность к импровизации и сотрудничеству, создание принципиально новых идей, отличных от традиционных, мотивация саморазвития, проявление различных составляющих интеллекта
Конструкторская находчивость Способность самостоятельного поиска и выбора решений поставленных профессиональных задач, предприимчивость при подборе способов и методов проектирования систем, профессиональная рефлексия, проявление технической логики и сообразительности, инжиниринга, умения быстро находить выход из затруднительного положения
Социальность инженерного общения Открытость и стремление к сотрудничеству при решении инженерных профессиональных задач при работе над совместными проектами; толерантность, внимание к мнению других личностей; умение вести диалог и аргументировать выбор инженерного решения, умение четко формулировать и излагать свои мысли, умение выступать перед аудиторией, мобилизация знаний и собранность при ответе
Выбранные профессионально важные качества также оценивались по трем уровням сформированности компетентности (табл. 2).
Таблица 2
Уровень
информационно-коммуникационной компетентности относительно уровня проявления профессионально значимых качеств
Низкий Средний Высокий
Слабо выражены Средне выражены Ярко выражены
Оценку степени сформированности информационно-коммуникационной компетентности будущего выпускника технического вуза в экспериментальной работе мы производили следующим образом:
- уровень овладения профессиональными знаниями будущим выпускником оценивался с помощью контрольных заданий, наблюдения, беседы, тестирования, участия студента в семинарах, выполнения лабораторных работ, экспертных оценок, оценки уровня выполнения и успешности защиты курсового проекта;
- сформированности умений проверялись посредством анализа выполнения практических и лабораторных заданий, наблюдения, оценки уровня выполнения и успешности защиты курсового проекта;
- профессионально значимые качества личности определялись через психолого-педагогическое тестирование, наблюдения, анкетирования, самооценку, беседы, уровень выполнения и успешность защиты курсового проекта.
Количественная оценка уровня сформированности информационно-коммуникационной компетентности будущего выпускника технического вуза определялась по выделенным показателям путем усреднения оценок. Для этого была установлена следующая градация оценок: проявление высокого уровня оценивался в 3 балла, среднего -в 2 балла, низкого - в 1 балл.
и= (А+В+С)/3,
где А - оценка по показателю «овладение знаниями»;
В - оценка по показателю «сформированность умений»;
С - по показателю «профессионально важные качества личности».
Уровень сформированности информационно-коммуникационной компетентности будущего выпускника определяет результат полученного значения переменной и:
I уровень (высокий) присваивается студенту, если значение и > 2,7;
II уровень (средний) при 1,3 < и < 2,7;
III уровень (низкий) - и < 1,3.
Показатели сформированности информационно-коммуникационной компетентности определялись экспертной группой и рассчитывались с помощью разработанных нами уровневых шкал при использовании соответствующих методов.
Современные требования определили условия и принципы формирования и технологии деятельности экспертной группы [Кушнер, 2001]. Согласно опыту работы филиала «Южно-Уральского государственного университета» в г. Озерске, экспертная комиссия, созданная из числа преподавателей и сотрудников, гарантирует объективность данных.
Этапы экспериментальной работы включали констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Для проведения эксперимента были сформированы три экспериментальные и одна контрольная группы. Первый этап предполагал выявление начального (исходного) уровня сформированности информационно-коммуникационной компетентности будущих выпускников с помощью определенных методов диагностики, то есть изучение состояния. Затем, на втором этапе, производилось внедрение, оценка результативности разработанной модели формирования информационно-коммуникационной компетентности будущего выпускника технического вуза и проверка воздействия выявленных условий на продуктивность функционирования модели.
В результате проведения констатирующего этапа эксперимента в экспериментальных и контрольной группах были получены следующие данные: на начальном этапе эксперимента у большинства представителей экспериментальных групп преобладает низкий уровень информационно-коммуникационной компетентности по результатам нулевого среза: 70,3 % студентов проявили низкий уровень владения знаниями; а высокий уровень владения знаниями показал только 1,1 % учащихся.
В итоге проведения нулевого среза с целью определения степени сформированности умений студентов мы выявили неудовлетворительный его уровень: низкий уровень - у 84,6 % и средний -у 15,6 % респондентов. Степень сформированности профессионально значимых качеств будущих выпускников при исследовании на нулевом срезе имеет более высокий результат, хотя в целом также недостаточный. Высокий уровень по названному показателю выявлен у 9,9 %, низкий уровень сформированности необходимых качеств показан 56 % студентов, а средний уровень показали 34,1 % участников эксперимента. Общий уровень сформированности информационно-коммуникационной компетентности у студентов также оказался недостаточным: 26,4 % будущих выпускников обладают информационно-коммуникационной компетентностью на среднем уровне, низкий уровень показали 70,3 % студентов, и только три студента показали высокий уровень ее сформированности, что составило 3,3 % (табл. 4). Полученные данные представлены на диаграмме (рис. 1).
Таким образом, данные, полученные в результате проведения констатирующего этапа эксперимента, отражают невысокий уровень сформированности у будущих выпускников информационно-коммуникационной компетентности, что не позволит им качественно осуществлять профессиональную деятельность. Это указывает насущность усовершенствования профессиональной подготовки в условиях педагогического эксперимента путем использования созданной
Таблица 4
Итоговый результат по всем группам нулевого среза
Группы Кол- во Пока- затели Уровни
высокий средний низкий
кол-во % кол-во % кол-во %
Экспериментальные (ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3) 91 А 1 1,1 26 28,6 64 70,3
В 0 0 14 15,4 77 84,6
С 9 9,9 31 34,1 51 56,0
и 3 3,3 24 26,4 64 70,3
Контрольная (КГ) 32 А 0 0 10 31,3 22 68,7
В 1 3,1 3 9,4 28 87,5
С 4 12,5 10 31,3 18 56,2
и 1 3,1 8 25,0 23 71,9
нами модели и совокупности определенных педагогических условий для ее продуктивности.
Необходимо заметить, что в ходе эксперимента нулевой срез выявил сходное распределение студентов по уровням сформированно-сти информационно-коммуникационной компетентности. Для статистического подтверждения наших выводов воспользуемся критерием Хи-квадрат, который позволяет определить существенность статистической разницы между двумя наборами данных при сравнении распределения частот (количество появлений какого-либо события).
Высокий Средний Низкий
■ Экспериментальные труппы (Э-1, Э-2, Э-3) i Контрольная группа
Рис. 1. Данные нулевого среза в контрольной и экспериментальных группах
При применении данного метода необходимо сформулировать нулевую гипотезу, на основании эмпирических данных определить теоретические частоты, определить критерий Хи-квадрат для каждого показателя, найти сумму и по таблице критических значений найти с допустимой вероятностью ошибки и числом степеней свободы, соответствующим количеству категорий, критическое значение Хи-квадрат. Если полученное эмпирическое значение больше критического, различия частот достоверны.
В качестве нулевой гипотезы для использования метода математической статистики по критерию Хи-квадрат мы предположили, что в группах, участвующих в эксперименте, одинаково распределение по уровням сформированности информационно-коммуникационной компетентности.
Для определения критерия Хи-квадрат используем формулу:
Хи-квадрат = Х(Э - Т)2/ Т, где Э - эмпирический показатель частоты,
Т - теоретические частоты (равновероятностные частоты, которые находятся путем сложения всех частот и деления на количество категорий).
Для определения степени свободы используем формулу:
^ = (Я -1) * (С -1), где Я - количество строк в таблице,
С - количество столбцов.
Для нулевого среза при определении критерия существенности различий был найден показатель Хи-квадрат в соответствии с представленными данными по группам, участвующим в педагогическом эксперименте.
Анализ, проведенный с помощью критерия математической статистики Хи-квадрат, позволяет утверждать, что полученное значение на уровне значимости 0,05 меньше табличного, следовательно, группы являются статистически неразличимыми, и не наблюдается суще-
ственных отличий по степени сформированности информационнокоммуникационной компетентности между группами, выбранными для эксперимента. Это открывает нам возможность проведения педагогического эксперимента и гарантирует адекватную интерпретацию его результатов.
Участвующие в эксперименте группы соответственно основным принципам организации педагогического эксперимента имели выровненные начальные параметры по каждому критерию. Для каждого участника эксперимента уровень информационно-коммуникационной компетентности оценивался систематически и был дополнительно зафиксирован при проведении итогового среза.
Таким образом, особенности проведения экспериментальной работы обусловлены спецификой контингента студентов, необходимым специальным планированием и организацией проведения эксперимента, своеобразием авторской модели, что гарантирует доказательность теоретических выводов. Указанные особенности проявляются в определении задач педагогического эксперимента и формулировке цели, выделении направлений и этапов эксперимента, построении критериально-уровневых шкал с определением адекватных критериев оценивания.
Литература
1. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований : дидактический аспект / Ю. К. Бабанский. - Москва : Педагогика,1982. - 192 с.
2. Базавлуцкая Л. М. Формирование организаторской культуры у будущих менеджеров : диссертация ... кандидата педагогических наук / Л. М. Базавлуцкая. - Челябинск, 2011. - 185 с.
3. Гайворонская Н. А. Формирование профессионализма будущих инженеров с использованием компьютерных программных продуктов : диссертация ... кандидата педагогических наук / Н. А. Гайворонская. - Ставрополь, 2006. - 138 с.
4. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента (= Experimenting in psychology) : учебное пособие / Р. Готтсданкер ; пер. с англ.
Ч. А. Измайлова, В. В. Петухова. - Москва : Изд-во МГУ, 1982. - 463 с.
5. Краевский В. В. Методология педагогики : пособие для педагогов-исследователей / В. В. Краевский. - Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. - 244 с.
6. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. - Львов : Изд-во ЛГУ, 1970. - 114 с.
7. Кушнер Ю. З. Методология и методы педагогического исследования : учебно-методическое пособие / Ю. З. Кушнер. - Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова, 2001. - 66 с.
8. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Д. Кэмпбелл. - Санкт-Петербург : Соц.-психол. центр, 1996. - 392 с.
9. Мартин Д. Психологические эксперименты : секреты механизмов психики / Д. Мартин. - Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. -480 с.
10. Оконь В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. - Москва : Высшая школа, 1990. - 382 с.
11. Романцев Г. М. Профессиональное мышление как фактор развития профессионального образования на современном этапе / Г. М. Романцев, Н. В. Ронжина // Педагогический журнал Башкортостана. - 2013. - № 3-4 (46-47). - С. 72-79.
12. Яковлев Е. В. Педагогический эксперимент : квалиметрический аспект : монография / Е. В. Яковлев. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 1998. - 136 с.
13. Jonson, N. L. Statistic and experimental design in Engineering and Physical Sciences / N. L. Jonson, F. C. Leon. - New York : John Wiley & Sons, 1977. - Vol. 1-2.
© Ивановская Марина Николаевна (2014), старший преподаватель кафедры «Информатика», филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (Национальный исследовательский университет) в г. Озерске, [email protected].