Научная статья на тему 'Некоторые аспекты внедрения модели формирования информационно-коммуникационной компетентности студента технического вуза'

Некоторые аспекты внедрения модели формирования информационно-коммуникационной компетентности студента технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / КРЕАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНСТРУКТОРСКАЯ НАХОДЧИВОСТЬ / СОЦИАЛЬНОСТЬ ИНЖЕНЕРНОГО ОБЩЕНИЯ / МЕТОДЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCY / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / CREATIVE ACTIVITY / CONSTRUCTIVE RESOURCEFULNESS / SOCIALITY OF ENGINEER COMMUNICATION / MATHEMATICAL STATISTICS METHODS IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивановская Марина Николаевна

В статье рассматриваются некоторые аспекты внедрения модели формирования информационно-коммуникационной компетентности студента в период профессиональной подготовки в техническом вузе. Актуальность исследования обусловлена инвариантным выделением в работах отечественных и зарубежных авторов информационно-коммуникационной компетентности в качестве важной (ключевой) компетентности, необходимой для формирования конкурентно способной личности в условиях современного общества. В статье сформулированы аспекты проявления информационно-коммуникационной компетентности будущего выпускника технического вуза. Выделены профессионально важные качества личности студента, обеспечивающие эффективное формирование информационно-коммуникационной компетентности будущего выпускника технического вуза с помощью разработанной модели. К числу ведущих профессионально значимых качеств будущего выпускника автор относит креативную деятельность, конструкторскую находчивость, социальность инженерного общения. Раскрыто содержание и определены возможные уровни проявления профессионально важных качеств личности. Количественное определение оценки сформированности информационно-коммуникационной компетентности предлагается производить при помощи методов математической статистики. В статье изложены результаты многолетнего исследования автором проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности будущего выпускника технического вуза. Уделяется внимание этапу экспериментальной проверки результативности разработанной автором модели. Представлен опыт работы филиала «Южно-Уральского государственного университета» в г. Озерске.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Aspects of Introducing of Model of Forming Information and Communication Competency of Technical Higher Education Institution Student

This article covers some aspects of the introducing of the model of forming the student’s information and communication competency during the period of learning in a technical higher education institution. The relevance of research is called forth by the invariant distinguishing in the works of Russian and foreign authors of the information and communication competency as an important (key) competency required for the formation of the individual’s competitive ability in modern society. The article formulates the aspects of revealing of the information and communication competency of the technical higher education institution future graduate. The student’s professionally important qualities that ensure the effective formation of information and communication competence of the technical higher education institution future graduate due to the developed model are determined. The author considers creative activity, constructive resourcefulness, sociality of engineer communication as the main professionally important qualities of the future graduate. The content and the possible levels of revealing of the person’s professionally important qualities are determined. The quantitative determination of information and communication competence formation is proposed to evaluate using the mathematical statistics methods. The article presents the results of the author’s longstanding research of the problem of formation of the information and communication competency of the higher education institution future graduate. The attention is paid to the experimental stage in verifying the model developed by the author. The experience of the South Ural State University Ozersk branch is presented.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты внедрения модели формирования информационно-коммуникационной компетентности студента технического вуза»

Ивановская М. Н. Некоторые аспекты внедрения модели формирования информационно-коммуникационной компетентности студента технического вуза / М. Н. Ивановская // Научный диалог - 2014. - № 3 (27) : Психология. Педагогика. - С. 17-28.

УДК 378.1:004.9

Некоторые аспекты внедрения модели формирования информационно-коммуникационной компетентности студента технического вуза

М. Н. Ивановская

В статье рассматриваются некоторые аспекты внедрения модели формирования информационно-коммуникационной компетентности студента в период профессиональной подготовки в техническом вузе. Актуальность исследования обусловлена инвариантным выделением в работах отечественных и зарубежных авторов информационно-коммуникационной компетентности в качестве важной (ключевой) компетентности, необходимой для формирования конкурентно способной личности в условиях современного общества. В статье сформулированы аспекты проявления информационно-коммуникационной компетентности будущего выпускника технического вуза. Выделены профессионально важные качества личности студента, обеспечивающие эффективное формирование информационно-коммуникационной компетентности будущего выпускника технического вуза с помощью разработанной модели. К числу ведущих профессионально значимых качеств будущего выпускника автор относит креативную деятельность, конструкторскую находчивость, социальность инженерного общения. Раскрыто содержание и определены возможные уровни проявления профессионально важных качеств личности. Количественное определение оценки сформированности информационно-коммуникационной компетентности предлагается производить при помощи методов математической статистики. В статье изложены результаты многолетнего исследования ав-

тором проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности будущего выпускника технического вуза. Уделяется внимание этапу экспериментальной проверки результативности разработанной автором модели. Представлен опыт работы филиала «Южно-Уральского государственного университета» в г. Озерске.

Ключевые слова: информационно-коммуникационная компетентность; педагогический эксперимент; креативная деятельность; конструкторская находчивость; социальность инженерного общения; методы математической статистики в психо-лого-педагогических исследованиях.

Современное общество вступило в период постиндустриального развития, характеризующийся внедрением новых информационных и телекоммуникационных технологий во все сферы деятельности и высоким уровнем технической оснащенности производства. Это обусловливает потребность в компетентных специалистах, обладающих высоким уровнем коммуникативности, готовых к непрерывному самообразованию, способных быстро адаптироваться к изменяющимся информационным потокам.

На сегодняшний день образование направлено на подготовку человека для реальной жизни и деятельности, развитие его способностей к самостоятельным действиям, раскрытие творческого потенциала. Для этого необходимо использовать систему опережающего и развивающего образования, применять профессионально-ориентированные методы обучения, внедрять в учебный процесс информационные технологии [Гайворонская, 2006.].

В ходе проведения научно-педагогического исследования проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности будущего выпускника технического вуза автором была разработана соответствующая модель, определены ее структурные составляющие и их функциональное наполнение, выделена совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность использования модели формирования информационно-коммуникационной компетентности в образовательном процессе.

Теоретические результаты научно-педагогического исследования требуют обязательную тщательную проверку в экспериментальном режиме для дальнейшего использования в практике образования [Ба-завлуцкая, 2011]. Педагогический эксперимент является ведущим методом экспериментальной работы и дает возможность исследователю познавать суть педагогических процессов и явлений, наблюдать их повторяемость в определенных условиях, фиксировать итоги наблюдений [Ильясов, 2007, с. 61].

Теоретические основы эксперимента рассматривались многими учеными: Т. Кэмпбеллом [Кэмпбелл, 1996], Н. Джонсоном и Ф. Лионом Уо^оп et а1., 1977], Р Готтсданкером [Готтсданкер, 1982], Д. Мартином [Мартин, 2004] и др. Педагогический эксперимент был предметом исследований в работах В. Оконя [Оконь, 1990], Е. В. Яковлева [Яковлев, 1998], Ю. К. Бабанского [Бабанский, 1982], В. В. Краевского [Краевский, 2001] и мн. др.

Педагогический эксперимент проводился по методике, разработанной Ю. К. Бабанским [Бабанский, 1982], В. В. Краевским [Краев-ский, 2001], Н. В. Кузьминой [Кузьмина, 1970] и др.

Проведенное нами исследование содержит обязательный этап экспериментальной проверки результативности модели формирования информационно-коммуникационной компетентности выпускника технического вуза в реальном образовательном процессе.

Приобретение знаний и умений в период профессиональной подготовки позволит сформировать у выпускников технического вуза информационно-коммуникационную компетентность. Информационно-коммуникационная компетентность будущего выпускника технического вуза будет проявляться в умении:

1) определять и формулировать цели;

2) ставить задачу;

3) систематизировать, упорядочивать, структурировать данные;

4) понимать сущность информационного моделирования, строить информационные модели изучаемых явлений и процессов;

5) использовать автоматизированные информационные системы;

6) трактовать полученные данные;

7) для повышения эффективности своей профессиональной деятельности обосновывать решения об использовании программного обеспечения и информационных технологий;

8) проектировать математическое, лингвистическое, информационное и программное обеспечения вычислительных и автоматизированных систем на основе современных методов, средств и технологий проектирования, в том числе с использованием систем автоматизированного проектирования;

9) владеть основами алгоритмизации и программирования;

10) прогнозировать последствия принимаемых решений;

11) использовать современные информационные технологии для анализа изучаемых процессов и явлений;

12) оперировать и ссылаться на наиболее значимые для отрасли идеи и их авторов, основные научные и прикладные труды отрасли и конкретные нормативные документы;

13) продуктивно работать с информацией для достижения конкретно поставленной цели;

14) знать основы информационной безопасности, владеть справочно-правовыми системами и системами принятия решений, владеть правовыми основами информационной деятельности, знать законы и нормативные акты, регламентирующие эту деятельность;

15) понимать свое место и свои задачи в информационном обществе, понимать сущность происходящих информационных преобразований, знать законы функционирования информации в обществе.

В ходе эксперимента при проведении диагностики затруднительно получить достоверные данные об уровне сформированности всех профессионально важных качеств личности будущего специалиста, поэтому необходимо выделить те, которые являются ведущими, определяющими для специфики информационно-коммуникационной деятельности, и имеют возможность оценивания и выявления

в учебно-воспитательном процессе. Это такие профессионально значимые качества будущего выпускника, как креативная деятельность, конструкторская находчивость, социальность инженерного общения.

Необходимость проявления креативности профессионального мышления подчеркнута в работе Г. М. Романцева и Н. В. Ронжиной [Романцев, 2013, с. 76], где это качество трактуется как способность воспринимать действительные коммуникации критично, осмысленно, использовать при этом интуицию, выявлять причинно-следственные связи, нетрадиционно осмысливать действительность. Характеристики профессионально значимых качеств будущих выпускников для осуществления ими профессиональной деятельности в области информатики и вычислительной техники представлены в таблице (табл. 1).

Таблица 1

Профессионально значимые качества личности, необходимые для профессиональной деятельности будущих выпускников

Качества личности Проявления профессионально важных качеств личности

Креативная деятельность Творческая активность, способность к импровизации и сотрудничеству, создание принципиально новых идей, отличных от традиционных, мотивация саморазвития, проявление различных составляющих интеллекта

Конструкторская находчивость Способность самостоятельного поиска и выбора решений поставленных профессиональных задач, предприимчивость при подборе способов и методов проектирования систем, профессиональная рефлексия, проявление технической логики и сообразительности, инжиниринга, умения быстро находить выход из затруднительного положения

Социальность инженерного общения Открытость и стремление к сотрудничеству при решении инженерных профессиональных задач при работе над совместными проектами; толерантность, внимание к мнению других личностей; умение вести диалог и аргументировать выбор инженерного решения, умение четко формулировать и излагать свои мысли, умение выступать перед аудиторией, мобилизация знаний и собранность при ответе

Выбранные профессионально важные качества также оценивались по трем уровням сформированности компетентности (табл. 2).

Таблица 2

Уровень

информационно-коммуникационной компетентности относительно уровня проявления профессионально значимых качеств

Низкий Средний Высокий

Слабо выражены Средне выражены Ярко выражены

Оценку степени сформированности информационно-коммуникационной компетентности будущего выпускника технического вуза в экспериментальной работе мы производили следующим образом:

- уровень овладения профессиональными знаниями будущим выпускником оценивался с помощью контрольных заданий, наблюдения, беседы, тестирования, участия студента в семинарах, выполнения лабораторных работ, экспертных оценок, оценки уровня выполнения и успешности защиты курсового проекта;

- сформированности умений проверялись посредством анализа выполнения практических и лабораторных заданий, наблюдения, оценки уровня выполнения и успешности защиты курсового проекта;

- профессионально значимые качества личности определялись через психолого-педагогическое тестирование, наблюдения, анкетирования, самооценку, беседы, уровень выполнения и успешность защиты курсового проекта.

Количественная оценка уровня сформированности информационно-коммуникационной компетентности будущего выпускника технического вуза определялась по выделенным показателям путем усреднения оценок. Для этого была установлена следующая градация оценок: проявление высокого уровня оценивался в 3 балла, среднего -в 2 балла, низкого - в 1 балл.

и= (А+В+С)/3,

где А - оценка по показателю «овладение знаниями»;

В - оценка по показателю «сформированность умений»;

С - по показателю «профессионально важные качества личности».

Уровень сформированности информационно-коммуникационной компетентности будущего выпускника определяет результат полученного значения переменной и:

I уровень (высокий) присваивается студенту, если значение и > 2,7;

II уровень (средний) при 1,3 < и < 2,7;

III уровень (низкий) - и < 1,3.

Показатели сформированности информационно-коммуникационной компетентности определялись экспертной группой и рассчитывались с помощью разработанных нами уровневых шкал при использовании соответствующих методов.

Современные требования определили условия и принципы формирования и технологии деятельности экспертной группы [Кушнер, 2001]. Согласно опыту работы филиала «Южно-Уральского государственного университета» в г. Озерске, экспертная комиссия, созданная из числа преподавателей и сотрудников, гарантирует объективность данных.

Этапы экспериментальной работы включали констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Для проведения эксперимента были сформированы три экспериментальные и одна контрольная группы. Первый этап предполагал выявление начального (исходного) уровня сформированности информационно-коммуникационной компетентности будущих выпускников с помощью определенных методов диагностики, то есть изучение состояния. Затем, на втором этапе, производилось внедрение, оценка результативности разработанной модели формирования информационно-коммуникационной компетентности будущего выпускника технического вуза и проверка воздействия выявленных условий на продуктивность функционирования модели.

В результате проведения констатирующего этапа эксперимента в экспериментальных и контрольной группах были получены следующие данные: на начальном этапе эксперимента у большинства представителей экспериментальных групп преобладает низкий уровень информационно-коммуникационной компетентности по результатам нулевого среза: 70,3 % студентов проявили низкий уровень владения знаниями; а высокий уровень владения знаниями показал только 1,1 % учащихся.

В итоге проведения нулевого среза с целью определения степени сформированности умений студентов мы выявили неудовлетворительный его уровень: низкий уровень - у 84,6 % и средний -у 15,6 % респондентов. Степень сформированности профессионально значимых качеств будущих выпускников при исследовании на нулевом срезе имеет более высокий результат, хотя в целом также недостаточный. Высокий уровень по названному показателю выявлен у 9,9 %, низкий уровень сформированности необходимых качеств показан 56 % студентов, а средний уровень показали 34,1 % участников эксперимента. Общий уровень сформированности информационно-коммуникационной компетентности у студентов также оказался недостаточным: 26,4 % будущих выпускников обладают информационно-коммуникационной компетентностью на среднем уровне, низкий уровень показали 70,3 % студентов, и только три студента показали высокий уровень ее сформированности, что составило 3,3 % (табл. 4). Полученные данные представлены на диаграмме (рис. 1).

Таким образом, данные, полученные в результате проведения констатирующего этапа эксперимента, отражают невысокий уровень сформированности у будущих выпускников информационно-коммуникационной компетентности, что не позволит им качественно осуществлять профессиональную деятельность. Это указывает насущность усовершенствования профессиональной подготовки в условиях педагогического эксперимента путем использования созданной

Таблица 4

Итоговый результат по всем группам нулевого среза

Группы Кол- во Пока- затели Уровни

высокий средний низкий

кол-во % кол-во % кол-во %

Экспериментальные (ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3) 91 А 1 1,1 26 28,6 64 70,3

В 0 0 14 15,4 77 84,6

С 9 9,9 31 34,1 51 56,0

и 3 3,3 24 26,4 64 70,3

Контрольная (КГ) 32 А 0 0 10 31,3 22 68,7

В 1 3,1 3 9,4 28 87,5

С 4 12,5 10 31,3 18 56,2

и 1 3,1 8 25,0 23 71,9

нами модели и совокупности определенных педагогических условий для ее продуктивности.

Необходимо заметить, что в ходе эксперимента нулевой срез выявил сходное распределение студентов по уровням сформированно-сти информационно-коммуникационной компетентности. Для статистического подтверждения наших выводов воспользуемся критерием Хи-квадрат, который позволяет определить существенность статистической разницы между двумя наборами данных при сравнении распределения частот (количество появлений какого-либо события).

Высокий Средний Низкий

■ Экспериментальные труппы (Э-1, Э-2, Э-3) i Контрольная группа

Рис. 1. Данные нулевого среза в контрольной и экспериментальных группах

При применении данного метода необходимо сформулировать нулевую гипотезу, на основании эмпирических данных определить теоретические частоты, определить критерий Хи-квадрат для каждого показателя, найти сумму и по таблице критических значений найти с допустимой вероятностью ошибки и числом степеней свободы, соответствующим количеству категорий, критическое значение Хи-квадрат. Если полученное эмпирическое значение больше критического, различия частот достоверны.

В качестве нулевой гипотезы для использования метода математической статистики по критерию Хи-квадрат мы предположили, что в группах, участвующих в эксперименте, одинаково распределение по уровням сформированности информационно-коммуникационной компетентности.

Для определения критерия Хи-квадрат используем формулу:

Хи-квадрат = Х(Э - Т)2/ Т, где Э - эмпирический показатель частоты,

Т - теоретические частоты (равновероятностные частоты, которые находятся путем сложения всех частот и деления на количество категорий).

Для определения степени свободы используем формулу:

^ = (Я -1) * (С -1), где Я - количество строк в таблице,

С - количество столбцов.

Для нулевого среза при определении критерия существенности различий был найден показатель Хи-квадрат в соответствии с представленными данными по группам, участвующим в педагогическом эксперименте.

Анализ, проведенный с помощью критерия математической статистики Хи-квадрат, позволяет утверждать, что полученное значение на уровне значимости 0,05 меньше табличного, следовательно, группы являются статистически неразличимыми, и не наблюдается суще-

ственных отличий по степени сформированности информационнокоммуникационной компетентности между группами, выбранными для эксперимента. Это открывает нам возможность проведения педагогического эксперимента и гарантирует адекватную интерпретацию его результатов.

Участвующие в эксперименте группы соответственно основным принципам организации педагогического эксперимента имели выровненные начальные параметры по каждому критерию. Для каждого участника эксперимента уровень информационно-коммуникационной компетентности оценивался систематически и был дополнительно зафиксирован при проведении итогового среза.

Таким образом, особенности проведения экспериментальной работы обусловлены спецификой контингента студентов, необходимым специальным планированием и организацией проведения эксперимента, своеобразием авторской модели, что гарантирует доказательность теоретических выводов. Указанные особенности проявляются в определении задач педагогического эксперимента и формулировке цели, выделении направлений и этапов эксперимента, построении критериально-уровневых шкал с определением адекватных критериев оценивания.

Литература

1. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований : дидактический аспект / Ю. К. Бабанский. - Москва : Педагогика,1982. - 192 с.

2. Базавлуцкая Л. М. Формирование организаторской культуры у будущих менеджеров : диссертация ... кандидата педагогических наук / Л. М. Базавлуцкая. - Челябинск, 2011. - 185 с.

3. Гайворонская Н. А. Формирование профессионализма будущих инженеров с использованием компьютерных программных продуктов : диссертация ... кандидата педагогических наук / Н. А. Гайворонская. - Ставрополь, 2006. - 138 с.

4. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента (= Experimenting in psychology) : учебное пособие / Р. Готтсданкер ; пер. с англ.

Ч. А. Измайлова, В. В. Петухова. - Москва : Изд-во МГУ, 1982. - 463 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Краевский В. В. Методология педагогики : пособие для педагогов-исследователей / В. В. Краевский. - Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. - 244 с.

6. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. - Львов : Изд-во ЛГУ, 1970. - 114 с.

7. Кушнер Ю. З. Методология и методы педагогического исследования : учебно-методическое пособие / Ю. З. Кушнер. - Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова, 2001. - 66 с.

8. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Д. Кэмпбелл. - Санкт-Петербург : Соц.-психол. центр, 1996. - 392 с.

9. Мартин Д. Психологические эксперименты : секреты механизмов психики / Д. Мартин. - Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. -480 с.

10. Оконь В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. - Москва : Высшая школа, 1990. - 382 с.

11. Романцев Г. М. Профессиональное мышление как фактор развития профессионального образования на современном этапе / Г. М. Романцев, Н. В. Ронжина // Педагогический журнал Башкортостана. - 2013. - № 3-4 (46-47). - С. 72-79.

12. Яковлев Е. В. Педагогический эксперимент : квалиметрический аспект : монография / Е. В. Яковлев. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 1998. - 136 с.

13. Jonson, N. L. Statistic and experimental design in Engineering and Physical Sciences / N. L. Jonson, F. C. Leon. - New York : John Wiley & Sons, 1977. - Vol. 1-2.

© Ивановская Марина Николаевна (2014), старший преподаватель кафедры «Информатика», филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (Национальный исследовательский университет) в г. Озерске, ivan3435@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.