Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
65
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ИНФОРМАЦИЯ / ПРАВО НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ / ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ромайкин И.А., Галишникова Е.А.

Статья посвящена анализу отдельных аспектов, связанных с цифровизацией деятельности органов государственной власти Российской Федерации. Данная проблема рассматривается через призму взаимодействия граждан и государства. Раскрываются особенности реализации конституционного права на доступ к информации в условиях цифровизации государственного управления. Также исследуются некоторые особенности функционирования законодательных и исполнительных органов государственной власти России в контексте внедрения цифровых технологий. Авторы делают вывод, что процессы цифровизации не изменяют ключевых целей и задач, стоящих перед системой государственной власти, но изменяют характер ее функционирования, делая ее более динамичной, открытой и современной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF DIGITALIZATION OF THE ACTIVITIES OF PUBLIC AUTHORITIES IN RUSSIA

The article is devoted to the analysis of certain aspects related to the digitalization of the activities of public authorities of the Russian Federation. This problem is considered through the prism of interaction between citizens and the state. The features of the implementation of the constitutional right to access to information in the conditions of digitalization of public administration are revealed. Some features of the functioning of legislative and executive bodies of state power in Russia in the context of the introduction of digital technologies are also investigated. The authors conclude that the processes of digitalization do not change the key goals and objectives facing the system of state power, but change the nature of its functioning, making it more dynamic, open and modern.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ

Ромайкин Иван Александрович *

К. ю. н., доцент mord5@mail.ru

Галишникова Екатерина Александровна *

магистрант

alexandrova.katiusha@yandex.ru

* ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск, Россия

Аннотация:

Статья посвящена анализу отдельных аспектов, связанных с цифровизацией деятельности органов государственной власти Российской Федерации. Данная проблема рассматривается через призму взаимодействия граждан и государства. Раскрываются особенности реализации конституционного права на доступ к информации в условиях цифровизации государственного управления. Также исследуются некоторые особенности функционирования законодательных и исполнительных органов государственной власти России в контексте внедрения цифровых технологий. Авторы делают вывод, что процессы цифровизации не изменяют ключевых целей и задач, стоящих перед системой государственной власти, но изменяют характер ее функционирования, делая ее более динамичной, открытой и современной.

Ключевые слова: цифровизация, государственная власть, органы государственной власти, информация, право на доступ к информации, правотворческая деятельность, контрольно -надзорная деятельность.

УДК 342.5

001: 10.24411/2658-6932-2022-11-0000

Для цитирования: Ромайкин И. А., Галишникова Е. А. Некоторые аспекты цифровизации деятельности органов государственной власти в России/ И. А. Ромайкин, Е. А. Галишникова // Контентус. -2022. - № 11. - С. 34 - 42.

Одной из важнейших черт, характеризующее современное состояние общества, является стремительное развитие новаторских технологий и

формирование информационного общества, в котором информация занимает значительное место среди других ресурсов.

В современном мире все сферы жизни общества претерпевают глобальные изменения в связи с масштабной цифровизацией различных видов деятельности. На фоне развивающихся событий, правовая система испытывает модификацию форм, аппаратов действия и становится базой для внедрения цифровых технологий и их применения [4, с. 69].

На данный момент в Российской Федерации широко приобретает распространение Концепция «информационного общества», целью которой является гласность органов публичной власти для информационного общества. Однако, как показала разработка, изучение теоретических аспектов развития информационного общества является неполным, особенно в части «прозрачности» информации о деятельности органов публичной власти.

Для государства, позиционирующего себя как правовое и демократическое, вопросы, связанные с открытостью и прозрачностью власти, имеют существенное значение. Информационная открытость органов публичной власти позволяет гражданам оценивать социально-экономическое положение страны и формировать эффективность деятельности различных секторов, а также обеспечивать общественный контроль над деятельностью органов власти.

К числу конституционных прав граждан относится право на получение достоверной информации по вопросам, касающихся деятельности органов государственного управления, а также принятия решений.

В условиях цифровизации государственного управления право на доступ к информации приобретает новое дополнительное содержание, связанное с доступностью информации посредством цифровых технологий и обязанностью органов исполнительной власти обеспечить доступ к такой информации. При этом внедрение цифровых технологий не требует специальной переподготовки сотрудников. К большинству из них нет особых требований, кроме уровня уверенного пользователя ПК, которыми оборудованы их рабочие места.

Если говорить о цифровизации правотворческой деятельности, то благодаря использованию цифровых технологий правовая система государства может приобрести большую упорядоченность и завершенность. Кроме того, благодаря внедрению цифровых технологий в правотворческую деятельность, расширяется круг участников этой деятельности. Нельзя не согласиться с мнением В.М. Баранова, который указывает, что

Ромайкин И. А., Галишникова Е. А. Некоторые аспекты цифровизации деятельности ...

«модернизацию правотворческой юридической техники важно сопровождать увеличением уровня прозрачности самого процесса» [3, с. 44].

Цифровые технологии оказывают существенное влияние на процессы непосредственной разработки нормативных актов. Информационные ресурсы позволяют ознакомиться с текстом закона в предыдущей редакции, с проектами изменений в законодательство. Такая практика создает основу для детального изучения проектов нормативных актов, выносимых на обсуждение законодательных органов. В современных условиях информационные ресурсы позволяют увидеть недостатки законодательства, определить направления законотворческой деятельности.

Как известно, процесс принятия законодательных решений состоит из нескольких этапов, и при цифровизации каждый этап претерпит определенные новшества.

Во-первых, изменениям должен подвергнуться первый экспертный шаг - выбор законодательного мандата. Для этого искусственный интеллект должен проанализировать судебную практику на глобальном и локальном уровнях. Таким образом, будет определен перечень вопросов, которые нуждаются в правовом регулировании. Следующий аспект, который должен стать предметом цифровой трансформации - это область, связанная с устранением противоречивых стандартов. На этой основе должна быть создана система оповещения субъектов законодательной инициативы о наличии противоречий в нормативных актах.

Если опираться на это описание цифровизации этапов, то кажется, что чем проще, тем лучше. Система социального надзора предупреждает нас о слабостях, таких как чрезмерное регулирование отрасли, что затрудняет соблюдение законодательных стандартов среди граждан. Кроме того, система подсказывает, как решить проблему, и человек выбирает среди них лучший вариант. Однако в данном случае речь пойдет не о цифровизации, а об усиленном автоматизированном процессе, т.к. определенные человеческие роли в нем сохранятся.

Благодаря внедрению цифровизации государственного управления произошли преобразования и в органах исполнительной власти.

Во-первых, цели и задачи, поставленные перед органами исполнительной власти, дополнены рядом аспектов в программах и проектах по направлению цифровизации экономики России. Это отражается в отдельных направлениях деятельности органов исполнительной власти. Например, Минфин России в целях дальнейшей цифровизации порядка осуществления закупок в настоящее время проводит работу «по введению механизма «электронного актирования» с использованием ЕИС, который будет способствовать повышению открытости и прозрачности

информации об осуществлении закупки на этапе исполнения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги» [1].

Во-вторых, для эффективной трансформации и реализации программы цифровизации были созданы новые должности и структурные подразделения. Так, должность руководителя цифровой трансформации появилась во многих органах исполнительной власти, например, в Федеральной налоговой службе.

В-третьих, расширены полномочия и обязанности органов исполнительной власти. Большинство из них напрямую связаны с передачей информации, например, каждый исполнительный орган обязан создать в информационно-телекоммуникационной сети Интернет собственный сайт, который необходимо должным образом поддерживать (своевременно обновлять информацию, работать с обращениями граждан и т.д.).

Обратим внимание, что управление информацией стало настолько важной и масштабной функцией, что теперь ее можно выделить в отдельную функцию.

Среди органов исполнительной власти наиболее распространено применение цифровых технологий в контрольно-надзорной деятельности. В распоряжении Правительства России отмечается, что одним из основных вызовов цифровой трансформации государственного управления является эволюционное изменение модели контрольно-надзорной деятельности, заключающееся в применении новых технических средств объективного наблюдения и внедрении модели дистанционного контроля и надзора по заранее установленным критериям вкупе с анализом в режиме реального времени текущей обстановки во всех сферах, подлежащих государственному и муниципальному контролю [2]. Такая масштабная задача потребует не только введение в штат органов исполнительной власти соответствующих подразделений и должностей, но и значительно повысит интенсивность такой работы в силу анализа всех подконтрольных сфер в режиме реального времени. Кроме того, такой подход к контрольно-надзорной деятельности будет означать, что значительная масса сведений, полученных в процессе такой деятельности будет носить оперативный характер, что говорит также об изменении характера данных, получаемых в результате контрольно-надзорных мероприятий.

Рассматриваемые технологии позволяют расширить возможности граждан в реализации их важнейшего конституционного права - права на доступ к информации. В то же время государство имеет дополнительные обязательства по обеспечению этого права. Следовательно, применение в деятельности органов исполнительной власти цифровых технологий, как нами уже было отмечено выше, повышает прозрачность их

Ромайкин И. А., Галишникова Е. А. Некоторые аспекты цифровизации деятельности ...

деятельности, делая ее более открытой и в то же время доступной для граждан [5, с. 117].

Подводя итог, сделаем несколько существенных выводов.

В условиях цифровизации государственного управления в России сама цифровизация выступает одним из важнейших средств, способствующих функциональному обновлению деятельности всей системы органов государственной власти. При этом процессы цифровизации не изменяют ключевых целей и задач, стоящих перед системой государственной власти. Они изменяют характер ее функционирования, делают его более динамичным и оптимальным по отношению к быстро меняющимся реалиям современного мира.

Цифровизация наполняет новым, дополнительным смыслом и реализацию фундаментальных конституционных прав граждан, в числе которых право граждан на доступ к информации является одним из основных. Данное конституционное право уже начинает пронизывать смежные конституционные права, в числе которых право на образование, на охрану здоровья, участие в управлении делами государства и т.д., как бы увязывая их разные аспекты воедино. Это можно понимать как приобретение определенной цельности комплексом важнейших конституционных правомочий личности в плане их практической реализации.

Основной концептуальный посыл цифровизации в деятельности органов государственной власти, по нашему мнению - создание упорядоченной и отвечающей современным запросам системы государственного управления, функционирование которой позволяло бы максимально полно взаимодействовать государству и гражданскому обществу.

Список использованных источников

1. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 13 июля 2020 г. № 24-0608/60818 «О цифровизации государственных (муниципальных) закупок в Российской Федерации» // СПС «Гарант». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 08.10.2022)

2. Распоряжение Правительства РФ от 22 октября 2021 г. № 2998-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления» // СПС «Гарант». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения 09.10.2022)

3. Баранов В. М. Основные направления модернизации техники современного правотворчества в России // Юридическая техника. 2012. № 6. С. 42-50

4. Данилкина Ю. В., Яковлева А. О. Использование цифровых технологий в принятии управленческих решений // Инновации и инвестиции. 2022. № 3. С. 69-73

5. Тришкин И. К. Цифровые технологии в деятельности органов исполнительной власти // Актуальные вопросы юриспруденции: сборник статей X Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 февраля 2022 года. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.). 2022. С. 116-120.

SOME ASPECTS OF DIGITALIZATION OF THE ACTIVITIES OF PUBLIC AUTHORITIES IN RUSSIA

Romaykin Ivan Alexandrovich**

Ph.D., Associate Professor mord5@mail.ru

Galishnikova Ekaterina Alexandrovna**

master's student alexandrova.katiusha@yandex.ru

**National Research Mordovia State University, Saransk, Russia

Abstract:

The article is devoted to the analysis of certain aspects related to the digitalization of the activities of public authorities of the Russian Federation. This problem is considered through the prism of interaction between citizens and the state. The features of the implementation of the constitutional right to access to information in the conditions of digitalization of public administration are revealed. Some features of the functioning of legislative and executive bodies of state power in Russia in the context of the introduction of digital technologies are also investigated. The authors conclude that the processes of digitalization do not change the key goals and objectives facing the system of state power, but change the nature of its functioning, making it more dynamic, open and modern.

Key words:

digitalization, state power, public authorities, information, the right to access information, law-making activities, control and supervisory activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.